Святая земля Впервые за 430 лет католики на Святой Земле будут отмечать Пасху по восточной пасхалии Если вся остальная Католическая Церковь латинского обряда уже вошла в дни Страстной недели, то в Святой Земле Великие дни начнутся 29 апреля – тогда же, когда у православных и части католиков восточного обряда. Украинский священник подарил Иерусалимской Церкви 45 накупольных крестов Обладая опытом изготовления и установки крестов в Украине, отец Сергий решил внести свой вклад в украшение святынь на Святой Земле. Полмиллиона паломников из России посетило Святую Землю в 2012 году " Когда мы говорим об усилении присутствия, мы говорим не об усилении материального присутствия, но мы в первую очередь считаем важным, чтобы как можно больше наших паломников посещало Святую Землю " , - сказал патриарх Кирилл. Около 75 тысяч человек посетят Святую землю в рождественский сезон Израильские власти облегчили в эти дни проезд через пограничные КПП, поэтому многие паломники успели после иерусалимской службы побывать и в Вифлееме. Горненский монастырь в Иерусалиме По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы. Гробница Божией Матери: «Во Успении мира не оставила еси…» Гробница относится к древнему еврейскому кладбищу, существовавшему со времен ветхозаветных пророков (некоторые похоронены тут же) и до наших дней – свежие могилы появляются и сегодня. Русалим. В гости к Богу (+Видео) Фильм Александра Казакевича и Владимира Шуванникова Русалим - о современных людях, которые населяют участки Русской Палестины, об их образе жизни и об архимандрите Антонине (Капустине) - человеке, заложившем этот порядок. Выставка «Россия в Святой Земле»: люди и экспонаты (+ ФОТО) В московском " Манеже " начала работу Международная юбилейная выставка " Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока " . Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/svyataya-zemlya/pa...

В Горненском монастыре в Иерусалиме прошли торжества в память встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы 22 апреля 2023 г. 10:21 20 апреля 2023 года чтимый образ Благовещения Пресвятой Богородицы был перенесен из Троицкого собора Иерусалима в Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме. Эта особенная богослужебная традиция была заложена еще в XIX веке основателем Русской Палестины архимандритом Антонином (Капустиным) во образ шествия «в Горняя, во град Иудов» (Лк. 1:39), которое совершила Пречистая Дева, чтобы навестить праведную Елисавету и разделить с нею радость о скором рождении в мир Спасителя. По благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III предначинательный молебен праздника и крестный ход из Троицкого собора к источнику Пресвятой Девы в Эйн-Кареме возглавил митрополит Еленопольский Иоаким. Около источника икону встретили настоятельница Горненского женского монастыря игумения Екатерина (Чернышева) с духовенством и сестрами обители. Здесь крестный ход во главе с владыкой Иоакимом поднялся по крутой дороге в монастырь, где архиерей благословил начало всенощного бдения. Особенное праздничное богослужение в этот день совершается пасхальным чином по уставу праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. На литии духовенство, сестры и паломники обители совершили крестный ход вокруг Казанского храма с возглашением каждого из четырех диаконских прошений на каждой стороне света, вслед за вечерней началась пасхальная утреня. По окончании богослужения начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) обратился к верующим со словом. 21 апреля митрополит Иоаким возглавил в соборе Всех святых, в земле Русской просиявших, Горненского женского монастыря Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Александр (Елисов), клирики  Иерусалимской Православной Церкви , РДМ и паломники в священном сане. Богослужение совершалось на греческом и церковнославянском языках. За богослужением молились игумения Екатерина (Чернышева), настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), сестры обеих обителей, паломники. После чтения апостольского и евангельского зачал была совершена молитва о мире. По окончании богослужения архимандрит Александр (Елисов) обратился к митрополиту Иоакиму со словами праздничного поздравления и преподнес Его Высокопреосвященству писанное пасхальное яйцо. Затем крестный ход духовенства, сестер и паломников обители с пением пасхального канона прошествовал к Казанскому храму, где архиерей поклонился чтимому Казанскому образу Пресвятой Богородицы. В заключение состоялась праздничная трапеза, во время которой звучали пасхальные песнопения в исполнении хора сестер Горненской обители и хора учащихся Сретенской духовной академии . Русская духовная миссия в Иерусалиме /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6021088.ht...

В Никоссии прошли похороны бывшего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Никоссия, 25 декабря 2007 г. Сотни простых киприотов, ведущие общественные и религиозные деятели Кипра, представители Иерусалимской, Сербской и Элладской Православных Церквей приняли 24 декабря участие в похоронах бывшего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостома I, который скончался 22 декабря на 81-м году жизни. Чин отпевания иерарха, который провел действующий глава Кипрской Церкви архиепископ Хризостом II, прошел в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенной в никосийском районе Паллуриотис, передает ИТАР-ТАСС. По словам кипрского президента Тассоса Пападопулоса, " архиепископ Хризостом I посвятил свою жизнь Церкви... Пусть память о нем будет жить вечно " . Архиепископ Хризостом I родился в 1927 году на западе Кипра и уже в молодости постригся в монахи Киккского монастыря. Он получил теологическое образование в Афинском университете, в 1973 году стал епископом Пафоса, а 12 ноября 1977 году после смерти первого Кипрского президента Архиепископа Макария III был избран Предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В 2000 году Архиепископ Хризостом I получил тяжелую травму головы в результате падения с лестницы, от которой так и не смог оправиться. В 2004 году стало известно, что иерарх страдает от болезни Альцгеймера, а еще через год он впал в кому, при этом, согласно уставу Кипрской Церкви, формально продолжал исполнять обязанности Предстоятеля. Из-за тяжелой болезни Хризостома II члены Всеправославного Синода, который прошел в мае 2006 года в Стамбуле, признали, что он не способен исполнять обязанности главы Кипрской Церкви и может быть заменен новым Первоиерархом. В связи с кончиной Архиепископа Хризостома I Кипрская Церковь объявила 30-дневный траур. В течение этого времени на всех православных церквях в Республике Кипр будут приспущены флаги. 25 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25336.html

Иерусалим Горненский монастырь в Иерусалиме По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы. Гробница Божией Матери: «Во Успении мира не оставила еси…» Гробница относится к древнему еврейскому кладбищу, существовавшему со времен ветхозаветных пророков (некоторые похоронены тут же) и до наших дней – свежие могилы появляются и сегодня. Архимандрит Стефан (Диспиракис): О пути из Иерусалима в Москву и замерзших ушах Какую пользу верующие могут получить от паломничества на Святую Землю? В чем смысл таких чудес, как схождение Благодатного Огня? На эти и другие вопросы корреспондента Правмира ответил настоятель Иерусалимского подворья в Москве архимандрит Стефан (Диспиракис). Русалим. В гости к Богу (+Видео) Фильм Александра Казакевича и Владимира Шуванникова Русалим - о современных людях, которые населяют участки Русской Палестины, об их образе жизни и об архимандрите Антонине (Капустине) - человеке, заложившем этот порядок. Рита в Иерусалиме Я увидела фото женщины на фоне стен Иерусалима, обычный туристический снимок, совсем не яркий, не профессиональный, не головокружительный. Если только не знать, кто на нем. Наталья Сухинина: Чудеса на отдельно взятого человека Писательница Наталья Сухинина была когда-то успешной светской журналисткой и, чтобы написать эффектный материал в газету ЦК КПСС Социалистическая индустрия, решила отправиться пешком из Москвы в Иерусалим. Через несколько месяцев Сухинина вернулась иным человеком. Верующим. Всегда пасхальный Иерусалим (+ ФОТО) Рука всегда будет помнить холод мраморной плиты на Гробе Спасителя, ноги – неровности скользких каменных тротуаров Старого Города, уши – непреходящий в столетиях шум восточного торгового города, глаза – глубокое синее небо золотого Иерусалима. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/ierusalim/page/8/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН [греч. σταυροθεοτοκον; церковнослав.  ], особый вид богородична для исполнения по средам и пятницам и в нек-рые дни церковного года, посвященные кресту . К. поются вместо обычных богородичнов; содержательно они в большинстве случаев описывают мучения, которые претерпевала Пресв. Богородица, стоя у креста. Как и богородичны, К. служат для завершения циклов стихир на «Господи, воззвах» , на стиховне (вечерни и утрени), на хвалитех, а также некоторых др. песнопений. К., как правило, используются только при постовом и вседневном богослужении во вторник/четверг вечером и в среду/пятницу утром. При этом в то время как богородичны стихир на вседневных службах обычно заимствуются из 2-го приложения Минеи , К. в последованиях Минеи без знака (а также шестеричном, 2 святых; по дониконовскому уставу - также на вечерне при славословной службе - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ) приводятся «на ряду». До распространения Иерусалимского устава (XIII-XV вв.) К. в греч. и слав. богослужебных книгах встречались редко: в службах среды и пятницы древних рукописных Октоихов после стихир и седальнов, как правило, содержатся обычные по тематике богородичны (см., напр.: Сырку П. А. Карансебешский Октоих 2-й пол. XIII в. СПб., 1906. С. 21; Струмницкий Октоих 1-й пол. XIII в.- см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. О самодревнейшем Октоихе XI в. М., 1874. С. 15, 34, 37 и др.). С распространением Иерусалимского устава количество К. увеличилось: они начали регулярно завершать циклы стихир и седальнов в богослужебных последованиях среды и пятницы Октоиха, а также выписываться после стихир и седальнов в Минее. Тем не менее термин «крестобогородичен» использовался еще долгое время нестабильно (К. в рукописях XV-XVI вв. в основном имеют надписание «богородичен»), регулярное употребление он получил только в рус. изданиях богослужебных книг с XVII в. В греч. печатных Октоихах в службах среды и пятницы надписание «крестобогородичен» имеют также богородичны канонов и циклов тропарей на блаженнах, что для славянских изданий нехарактерно. Лит.: Никольский. Устав. С. 206; Розанов. Устав; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 286-288. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней

http://pravenc.ru/text/2459027.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМА КЕФАЛИНИЙСКОГО МОНАСТЫРЬ [греч. Ιερ Μον το Αϒου Γερασμου Κεφαλληνας, Αϒου Γερασμου Ομαλν], жен., действующий, принадлежит Кефалинийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на о-ве Кефалиния, близ г. Аргостолион, на горе Энос. Основан прп. Герасимом Кефалинийским в 1560-1561 гг. на месте пришедшего в упадок мон-ря св. Марии Иерусалимской, построенного крестоносцами. В описи имущества лат. Кефалинийской епископии (1262) этот мон-рь именуется Св. Иерусалимом. Поэтому прп. Герасим назвал свою обитель Нов. Иерусалимом. В 1728 г. мон-рь был переименован в честь ктитора. Прп. Герасим духовно окормлял жен. мон. общину из 25 чел. и был похоронен в построенном им соборе в честь Успения Пресв. Богородицы. Г. К. м. был устроен по общежительному уставу. В 1582 г. сигиллием К-польского Патриарха Иеремии II он был провозглашен ставропигиальным. Собор был перестроен в 1645 г. Из него сделан спуск, ведущий в расположенную под полом церкви пещеру, где подвизался прп. Герасим Кефалинийский. На территории мон-ря сохранились 3 платана, посаженные рукой преподобного, и вырытые им колодцы. От землетрясения 1953 г. серьезно пострадали собор Успения Богородицы и др. монастырские здания. Сохранилась только колокольня. В 1992 г. был освящен большой новый собор, к-рый представляет собой 3-нефную купольную базилику. В последние годы была также построена новая гостиница. Престольные праздники: день преставления прп. Герасима Кефалинийского (16 авг.) и день перенесения его мощей в 1582 г. (20 окт.), на к-рые съезжаются паломники со всей Греции и совершаются крестные ходы с мощами святого. В течение недели после Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) к иконе Божией Матери сползаются змеи, к-рые в этот период никого не кусают. Святыни: нетленные мощи прп. Герасима Кефалинийского, помещенные в стеклянный футляр и серебряную раку. Во время престольных праздников и Светлой седмицы они устанавливаются вертикально в алтаре. Хранятся частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, ап. Филиппа и др. святых. В наст. время в обители подвизается ок. 20 инокинь, игумения - Кассиана (Катифори). Лит.: Αβορης Σ. Ν. Γερασμου Οσου, Μον//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 352-354; Γκλης Κ. Ιερν κοινβιον Ιερς Μονς Αϒου Γερασμου ν Κεφαλλην. Αθναι, 1969; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 2. Σ. 307-309; Κκορης . Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 319; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 170. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)

http://pravenc.ru/text/164605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ [греч. ελογα τν ρτων; в греч. обиходе принят термин ρτοκλασα - хлебопреломление], чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении. История Особое отношение к хлебу, пшенице, вину и елею наблюдается уже в ВЗ, эти продукты составляли основу ежедневного рациона питания древних израильтян (Втор 8. 8; 11. 14; 1 Пар 12. 41) и, как «начатки», полагались священникам (Втор 18. 4; Числ 18. 12; 2 Пар 31. 5), левитам, певцам и др. служителям ветхозаветного храма (Неем 10. 39; 13. 5; Числ 18. 12). Типология и символика хлеба, вина и елея в христ. вероучении в полной мере проявляются в их разнообразном богослужебном употреблении (см. Вещества таинств ). Только их, согласно Ап. 3 и 4, разрешено приносить к алтарю. Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45) Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45) В НЗ словами, сходными с греч. названием Б. х. (ρτοκλασα), обозначается таинство Евхаристии (ср.: Деян 2. 46; 20. 11). В апостольской Церкви к нему тесно примыкал чин агапы , тем более что агапа, как и Б. х., происходила во время вечерни. Это позволяет предположить, что чин Б. х. восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской лит-ре IV-V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с др.- с Б. х. (ср.: Псевдо-Афанасий. О девстве. Гл. 12-13; Достопамятные сказания. С. 75 и сл.). Чины агапы и Б. х. близки друг к другу с т. зр. практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель к-рой - утолить голод молящихся) и с т. зр. символики (оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом 5 хлебов (Мф 14. 13-23; Мк 6. 30-46; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-15); в апокрифических «Деяниях Павлы и Феклы» (25. 1) во время агапы фигурируют 5 караваев хлеба (то же и на раннехрист. изображениях), а молитва Б. х. прямо начинается со ссылки на это чудо: «Κριε, Ιησο Χριστ, Θες μν, ελογσας τος πντε ρτους κα πεντακισχιλους χορτσας» (                        ); хлеб, благословленный на агапе, так же как и хлеб чина Б. х., получает силу исцелять болезни и ограждать от вреда.

http://pravenc.ru/text/благословение ...

Иерей Сергий Генченков: Понимаю. Да, вы абсолютно правы. Я с вами совершенно согласен, что мы должны туда прийти не пустые. А для этого мы должны здесь претерпеть все до конца: как попущение Божие, как Промысел Божий, как благодать Божию – все претерпеть. Вот неспроста я рабе Божией Ларисе нашей рекомендовал почитать, послушать книгу Иова Многострадального. Ваш вопрос иерусалимский пост и студейский пост – не совсем корректный. Есть иерусалимский и студийский устав. Собственно это просто разный уровень строгости поста. Мы с вами в принципе живем, миряне, сейчас наша Церковь, по иерусалимскому уставу живет. Студийский намного строже. Но поститься по уставу, мы, если хотим, конечно, можем, но мы должны учитывать множество разных факторов. Прежде чем выбирать себе строгость поста. Ну, во-первых, хронические болезни какие-то, гастриты, диабет и так далее. Мы должны знать, что если мы, язва там, будем строго поститься, для нас это будет не пост, а членовредительство на самом деле. Беременные, кормящие – у нас есть люди, которым послабление в посте по нашему церковному уставу положено. То есть не то, что это какая-то отсебятина, мы так придумали. Конечно, если более менее здоровы, ну, постись себе как хочешь. Хоть строго. Но лучше бы, конечно, иметь духовников, у которых можно было бы спросить: «Батюшка, я вот так пощусь. Правильно я делаю или нет. Как вы благословите?» Он может задать уточняющие вопросы, но а если святой, так и сразу скажет, прозорливо, что тебе надо или не надо. Может даже вопросов не задавать. И в конечном счете ты будешь выполнять послушание и сам же всегда довольный. Что не так всегда можно спросить. Так что разница в этих уставах, ну, сейчас мы не будем прорабатывать ее специально, какая именно разница. Просто запомним, что студийский более строгий устав, Федора Студита, а иерусалимский менее строгий. И он установлен не только для монахов, но и для мирян, этому есть подтверждение в самом тексте устава, или Типикон по-нашему, по-церковному. И, тем не менее, мы, руководствуясь этим Типиконом, должны знать, что любовь выше закона. И мы в конкретных случаях должны аккуратно поститься.

http://radonezh.ru/2023/03/15/grehi-i-st...

По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в среду и пятницу, а в прочие дни — при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия), и это важно знать, потому что мы с вами воспринимаем Преждеосвященную в среду и пятницу как нечто особенное, нечто из ряда вон выходящее, а на самом деле в любой будний день св. Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Она и совершается в такие дни в определенных случаях, о которых речь впереди. И потому нужно Преждеосвященную ощущать как нечто нормальное для будничного дня, а вот полная литургия в будний день может совершаться постом только в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушет поста как воздержания от ежедневной полной литургии. Здесь я отсылаю вас к труду о. Александра Шмемана « Великий пост «, в котором он ярко и ясно говорит о двух значениях причащения в жизни человека и о двух значениях поста. Итак, полная литургия в посту совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. В среду и пяток каждой седмицы Великого поста, а также в четверг пятой седмицы, в день Обретения главы Иоанна Предтечи, в день Сорока мучеников Севастийских и храмового святого, если они придутся на понедельник, вторник или четверг — в эти дни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров совершается также в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице. Совершение Преждеосвященной в дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников дает нам образец (а Типикон — это и есть книга образцов) для полиелейной службы другим святым, новым, или другим празднованиям. Так, например, в некоторых храмах назначают Преждеосвященную в день Державной иконы Божией Матери, и вообще назначение дополнительной Преждеосвященной литургии — вещь возможная, не противоречащая Уставу. У нас это делается робко, осторожно и редко, и это правильно: в церковной жизни надо быть осторожным. Но все-таки история свидетельствует о том, что во все пять будничных дней можно совершать Преждеосвященную литургию, а не только в среду и в пятницу.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

По словам блаженного Симеона Солунского , список Устава святого Саввы сгорел в то время, когда персидский царь Хосров взял Иерусалим в 614 году. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, долгое время живший в Лавре святого Саввы, около 640 года редактировал и ввел в церквах своей Патриархии Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке Устав обогатили своими канонами и стихирами святой Иоанн Дамаскин , сам долго подвизавшийся в Лавре святого Саввы, святой Косма Маиумский и святой Андрей Критский . Особенно в Студийской обители в Константинополе Устав был много восполнен песнопениями, составленными ее подвижниками (Студитами) – Митрофаном, Анатолием, Феодором Студитом , его братом Иосифом, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Григорием, митрополитом Никомидийским. Позднее над обработкой Устава трудились Никон Черногорец (XI век), патриархи Константинопольские Алексий (XI в.) и Филофей (XIV в.) и патриарх Тырновский (Болгарский) святой Евфимий (XIV век). Первоначальная редакция Устава святого Саввы была краткой. В нем Дисциплинарные правила преобладали над богослужебной частью. О более поздней редакции Устава святого Саввы можно судить по Тактикону Никона Черногорца, монаха на Черной Горе, близ Антиохии (вторая половина XI – первая половина XII века), много способствовавшего распространению Иерусалимского Устава. Никон, хорошо знавший современные ему уставы Студийский, Иерусалимский, Афонский и другие, сравнил их, и благодаря этим его записям можно составить представление о не дошедших до нас редакциях уставов того времени. У Никона было тяготение к общежительству; он предпочитал его келлиотскому образу жизни. Во времена Никона Устав Иерусалимский еще не был так разработан, как впоследствии, в частности, в нем еще не было так называемых Марковых глав. До XI века богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах, затем он стал входить в практику других Церквей. Главной причиной распространения Иерусалимского Устава был его авторитет, как создания подвижников Святой Земли. В условиях охватившей весь православный Восток магометанской экспансии славянские Церкви, как и Русская, в Иерусалиме видели светоч Православия, хранимый Промыслом Божиим. Способствовали распространению этого Устава и такие, в частности, обстоятельства, как устройство метоха (подворья) иерусалимской Лавры святого Саввы в Константинополе; приезды Иерусалимских патриархов в Константинополь, наконец, занесение святым Саввой Сербским Иерусалимского Устава в афонский монастырь Хилендар и в Сербию, откуда он стал распространяться и в другие области.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010