А.В. Белгородский Предисловие Задачей настоящего сочинения служит описание деятельности Киевского митрополита Иерофея Малицкого за трехлетний период управления его Киевской митрополией в связи с общим состоянием епархиальных дел в это время (1796–1799 годы). О личности Киевского митрополита Иерофея Малицкого не существует в исторической литературе никаких специальных исследований. Все имеющиеся в печати сведения о митрополите Иерофее ограничиваются краткими заметками, и при том случайными, написанными лишь только «по поводу». Первоисточниками их являются сведения, сообщаемые м. Егением Болховитиновым («Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» Киев, изд. 1825 г. 278–285 стр.), Виктором Аскоченским («Киев с древнейшим его училищем Академиею» Киев, изд. 1856 г., II ч., стр. 387–406) и преосвященным Филаретом, архиепископом Черниговским («Историко-статистическое описание Черниговской епархии» Чернигов, изд. 1873–74 г., I кн., 103 стр.; II кн. 27–29 стр., 206 и 208 стр.; III кн. 27, 226 стр.; IV кн. 106 стр.; V кн. 6–8 и 11 стр.). Справедливость требует сказать, что и эти, имеющиеся в печати, сведения не представляют собою чего-либо ценного, и суть только биографические очерки и замечания, большею частью отрывочного, формулярного характера, и притом не всегда достоверные. Главными источниками, которыми пользовался автор при выполнении своей задачи, послужили для него: 1) документы, найденные в архиве Киевской духовной Консистории; 2) так называемые «указные книги», представляющие собой ежегодные собрания указов Святейшего Синода; 3) рукописи, хранящиеся в библиотеке Киево-Софийского собора, и 4) рукописные акты, принадлежащие Киевской духовной Академии. Печатные источники заключаются в некоторых, весьма немногих, документах, обнародованных по преимуществу в «Киевских Епархиальных Ведомостях» и «Киевской Старине». Из пособий, которыми пользовался автор при освещении описываемой эпохи, должны быть упомянуты сочинения следующих лиц: 1) Коялович «История воссоединения западно-русских униатов старых времен» Санкт-Петербург 1873; «Чтения по истории Западной России». Санкт-Петербург 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К описываемому же времени относится знакомство Иерофея Малицкого с великомощным канцлером Екатерининского царствования Александром Андреевичем Безбородко, родители которого были одними из главных благотворителей Думницкого монастыря и, как соседи, «водили знакомство «с его настоятелем». 15 В 1772 году Иерофей был переведен в Чернигов, и назначен наместником архиерейского Борисоглебского монастыря. 16 С этих пор, находясь постоянно на виду высшего епархиального начальства, 17 Иерофей мог заметнее проявлять свои дарования, а посему и быстрее стал подвигаться по ступеням иерархической лестницы. Так, чрез два года он уже был посвящен в сан архимандрита и определен настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Никаких сведений о пребывании его здесь не сохранилось, за исключением лишь только того, что ему в силу Высочайшего указа 10 апреля 1786 года, пришлось передавать в гражданское ведомство монастырские имения. 18 По указу 20 апреля 1786 года, архимандрит Иерофей, с оставлением в прежней должности, назначается первым ректором Черниговской семинарии. С этого времени начинается новый период семинарии – третий, как учебного заведения вообще, и первый, как семинарии в собственном смысле. До сих пор это был «училищный коллегиум», в котором преподавание велось только префектом и несколькими учителями: а теперь он превратился, под главным начальством ректора, в полную духовную семинарию, – с богословским, философским, риторическим, пиитическим, верхне- и нижне грамматическими классами 19 ... Какова была деятельность архимандрита Иерофея в течение двухлетнего управления его Черниговской семинарией, – мы не знаем. 20 27 сентября 1788 года умер Черниговский епископ Феофил Игнатович. В числе других кандидатов (между которыми был архиепископ Минский Виктор Садковский), на открывшуюся вакантную кафедру Святейшей Синод представил на Высочайшее благорассмотрение и архимандрита Иерофея, который и был избран императрицей. «Из представленных Нам от Синода кандидатов, читаем в именном Высочайшем указе от 28 октября 1788 года, 21 всемилостивейше повелеваем быть епископом Черниговским – Успенского Елецкого Черниговского монастыря Архимандриту и Ректору семинарии – Иерофею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свою очередь насельники жаловались на суровое обращение архим. Феоктиста. Следствие продолжалось и после кончины преосвященного. В 1761 г. в этот мон-рь был переведен на покой еп. Черниговский и Нежинский Ираклий (Комаровский ; † 1765). При К. восстанавливались постройки нежинского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , пострадавшие от пожара 1757 г., а также строения козелецкого во имя св. Георгия мон-ря. В 1762 г. К. назначил Иерофея (Малицкого) игуменом Домницкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, в к-ром были построены каменные ограда, храм и погреба. Когда в 1763 г. Синод намеревался сменить настоятеля Бутыринского Петропавловского мон-ря архим. Сильвестра (Дубину), братия просила К. оставить им настоятеля, «святостию жития, обхождением благосклонного», и епископ удовлетворил прошение насельников. Также К. урегулировал конфликт настоятеля Клюсовского Спасского мон-ря игум. Крискента ( 1768) с насельниками. Еще в 1764 г. К. писал Воронежскому еп. свт. Тихону Задонскому о том, что посылает ему «книги греколатинския и просто латинския... оныя выписаны мною в библиотеку Воронежской семинарии в бытность мою на Воронеже, но получены уже в Чернигове…» (Переписка с свт. Тихоном I. 1866). Свт. Тихон в ответном письме искренне благодарил К. за столь неожиданный и ценный подарок. Смерть К. называли нелепой случайностью. Однажды, едва оправившись от очередной болезни, К. лег спать в шлафроке (домашний халат с застежками). Свеча упала на постель, и в комнате начался пожар. Служители, прибежавшие на крик К., помогли снять с него горящую одежду и погасить пламя. Но после этого случая архиерей заболел и вскоре скончался. Отпевание и погребение К. в черниговском Борисоглебском соборе совершил еп. Севский Кирилл (Флоринский) с черниговским духовенством. Указом от 20 окт. 1770 г. Синод распорядился оставить в архиерейской ризнице панагии, саккосы, омофоры и кресты, принадлежавшие покойному епископу. Книжное собрание К. составляло ок. 1 тыс. изданий, а также 380 книг XVI-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

2) Рункевич «История Минской архиепископии» (1793–1832 годы) Санкт-Петербург 1893 год. 3) Крыжановский «Очерки быта южно-русского сельского духовенства в XVIII веке» Собрание сочинений, т. 1-й, 391 стр. (Киев 1890 г.). 4) П. Знаменский «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». Казань, 1873 г.; Духовные школы в России до реформы 1808 года, Казань, 1881 год. 5) Хойнацкий «Западно-русская церковная уния в её богослужении и обрядах». Киев, 1871 год. 6) Серебренников – «Киевская Академия с половины XVIII века до преобразования её в 1819 году» Киев 1897 год. Другие сочинения и статьи будут указаны в своем месте. Введение Краткая биография Иерофея Малицкого до вступления его на кафедру Киевской митрополии (включительно) Иерофей, в мире Иоанникий 1 Малицкий, родился в Чернигове в 1727 году. Кто были его родители, как протекли детские годы его жизни, – ответить на эти вопросы, за отсутствием данных, мы не имеем возможности. О полученном им образовании существуют два мнения: по одному (митрополит Евгений и Аскоченский), 2 Иоанникий Малицкий учился в Черниговской семинарии; по-другому (митрополит Макарий и архиепископ Филарет), 3 он относится к числу воспитанников Киевской Академии. Но оба эти мнения неверны. В Синодальной ведомости (представленной на Высочайшее рассмотрение) о кандидатах на Киевскую митрополию по смерти Самуила Миславского читаем, между прочим: «Иерофей, обучался в Воронежской семинарии философии и богословии и языкам еврейскому, греческому и латинскому». 4 Из Воронежа Иоанникий Малицкий каким-то, неведомым для нас, образом попадает в Троице-Сергиевскую лавру и состоит здесь (хотя и неизвестно где именно) учителем. 5 Основываясь на последующем, можно, впрочем, с некоторою вероятностью предположить, что он был вызван туда наместником лавры Кириллом Ляшевецким, 6 который в продолжение всей своей дальнейшей жизни оказывал ему особенное, чисто родственное покровительство. Так, когда Ляшевецкий по Высочайшему указу 6 августа 1758 года, был назначен Воронежским епископом, то, при отправлении на епархию, он взял вместе с собою и Малицкого. В том же 1758 году последний принял (на тридцать первом году от рождения) монашество, с наречением имени Иерофея, и определен епископом Кириллом, в члены Воронежской консистории. 7 В 1759 году иеромонах Иерофей назначен (с оставлением в прежней должности) епархиальным проповедником, преподавателем риторики и логики в Воронежской семинарии и вместе с тем её первым «префектом». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монахини обратились к местному князю Ксаверию Любомирскому с просьбой выделить из его земельных владений часть земли для строительства монастыря. 24 мая 1779 г. они получили разрешение на строительство монастыря в Лебединском лесу между речками Верхняя и нижняя Гентурка. 18 июня 1779 г. митрополит Киевский Гавриил (Кременецкий) дал разрешительную Грамоту с одновременным Указом Киевской Духовной консистории монахине Магдалине на " заведение монастыря " и строительство храма, а также благословил ее иконою святителя Николая Чудотворца. Вначале первый храм был построен деревянным однопрестольным во имя святителя Николая, который был оовящен 17 марта 1784 г. игуменом Жаботинского мужского монастыря Мелхиседеком (Шаховским). Одновременно со строительством Свято-Николаевской церкви, 25 мая 1780 г. была заложена церковь во имя святой великомученицы Варвары, которая также была освящена в 1784 г., как теплая, деревянная трапезная церковь. К теплой церкви было пристроено каменное помещение с шестью комнатами для настоятельницы монастыря. За всем строительством строго следила первая настоятельница игумения Магдалина. В 1782 г. были определены официальные границы монастырской земли. С 1782 г. настоятельницей монастыря упоминается игумения Таисия. В 1798 г. по благословению Киевского митрополита Иерофея (Малицкого) при игумении Елисавете было заложено новую также деревянную Свято-Николаевскую церковь, которая была освящена 20 июня 1800 г. Новая церковь имела уже два престола: во имя святителя Николая и святых праведных Захария и Елисаветы, построенная на средства Черноморского кошевого Захария Череги. В 1823 г. была достроена деревянная колокольня, а в 1837-м по благословению Киевского митрополита Евгения(Болховитинова) при игумении Магдалины II была построена новая кирпичная колокольня, через которую был устроен главный вход в монастырь. Колокольня была трехъярусной, высотой 34 м, до настоящего времени сохранилась только третья часть. На колокольне размещались 8 больших и малых колоколов. Большой колокол весил 64 пуда 22 фунта, отлит в Харькове, украшен " чеканкою " и ликами святых. В 1876 г. колокольня была отреставрирована. Посредине монастырского двора на столпе висел малый колокол, на котором отбивали время.

http://sobory.ru/article/?object=26598

После смерти 27 сент. 1788 г. еп. Феофила (Игнатовича) И. был в числе претендентов на занятие Черниговской кафедры наряду с Минским архиеп. Виктором (Садковским) и др. Отчасти благодаря протекции канцлера гр. А. А. Безбородко 28 окт. того же года И. был определен епископом Черниговским и Нежинским. Хиротония состоялась 6 дек. Начал активную деятельность по восстановлению Преображенского собора XI в. в Чернигове. 11 нояб. 1790 г. в связи с передачей монастырских имений казенной палате был вынужден переселиться в закрытый Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырь . 1 апр. 1796 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким и членом Святейшего Синода. Проявлял заботу о Киево-Могилянской академии. При нем в 1799 г. был восстановлен ранее упраздненный киевский Братский в честь Богоявления монастырь . И. выступал против традиции выборов священников прихожанами, а также против наследственности иерейских мест, посвящая в сан лишь тех претендентов из семей духовенства, которые имели необходимый уровень образования. Провел реформу благочинных округов. На присоединенной к Киевской митрополии после разделов Речи Посполитой территории Правобережной Украины вел активную антиуниатскую деятельность. 6 сент. 1798 г. издал указ об открытии школ по переподготовке греко-католич. священников. Заботился о благоустройстве храмов Правобережной Украины, о материальном обеспечении священников, отменил фиксированную плату за совершение требы. Награжден орденом св. Андрея Первозванного (1798). Погребен в усыпальнице Успенского придела собора Св. Софии в Киеве. Лит.: Радостные чувствования муз, излиянные в одах и разных стихотворениях при всерадостном случае поздравления с прибытием его высокопреосвященства митр. Киевского и Галицкого, и священно-архимандрита Киевопечерской лавры, Иерофея. [К., 1796]; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825; То же// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995. С. 35-270; Макарий (Булгаков), иером. История Киевской академии. СПб., 1843; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его уч-щем Академиею. К., 1856. Ч. 2; Никодим (Алешковский), иером. Нечто о воспитании преосв. Иерофея Малицкого//Черниговские ГВ. 1856. 46. С. 357-358; Филарет (Гумилевский), архиеп. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1: Общий обзор епархии; Кандидаты на Киевскую митрополию в 1796 г.//Киевские ЕВ. 1877. 17. С. 457; Белгородский А. В. Киевский митр. Иерофей Малицкий (1796-1799 гг.). К., 1901; Перерва В. С. Дiяльhicmь (Малицького) на Чephiribcьkiй та Kuïbcьkiй кафедрах//Cibepяhcьkuй лimonuc. 2001. 2. С. 54-58; Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008.

http://pravenc.ru/text/293762.html

Преосвященный Филарет в пятой книге своего «Историко-статистического описания Черниговской епархии» отмечает «заботливую настойчивость» и «непосредственные личные распоряжения» пр. Иерофея, которые во многом ускорили приведение этого храма в надлежащее благолепие. Вот и все те сведения, которые сохранила нам история о деятельности Иерофея в бытность его Черниговским епископом. Можно еще упомянуть о косвенном участии его в деле воссоединения униатов, когда, во исполнение синодальных предписаний, он посылал в Слуцк (резиденцию главного деятеля по воссоединению, Минского архиепископа Виктора Садковского) и на Украйну монашествующих, 25 священников, 26 св. миро и антиминсы. 27 Между тем Провидение готовило Иерофею Малицкому высшее назначение. 5 января 1796 года скончался знаменитый Киевский митрополит Самуил Миславский. Временное управление митрополией было поручено викарному епископу Переяславскому – Амфилохию. 28 Вдовство Киевской епархии продолжалось почти три месяца: только 1 апреля дан был Святейшему Синоду именной Высочайший указ, который гласит: «всемилостивейше пожаловали Мы епископа Черниговского Иерофея митрополитом Киевским, повелевая ему быть архимандритом Киево-Печерские лавры и именоваться членом Синода Нашего». 29 6 мая получен был в Чернигове и Синодальный указ (от 13 апреля), объявлявший пр. Иерофею о Всемилостивейшем его награждении, а вместе с тем и предписывавший ему: 1) принести определенную на сей случай присягу (по приложенной к указу печатной форме); 2) учинить денежный расчет с Черниговской дикастерией и 3) не забирая из архиерейского дома никакого казенного или церковного имущества, а также никого из духовных лиц, – следовать во вновь вверенную епархию. 30 В тот же день были посланы из Святейшего Синода указы в Киевскую дикастерию и в духовный собор Киево-Печерской лавры. 31 Этими указами повелевалось, по предварительном уведомлении гражданского правительства, предписать всем монастырям и церквам Киевской епархии о достодолжном воспоминании, – при богослужении, – имени нового митрополита. От 7 мая Киевская дикастерия «нижайше» рапортовала преосвященному Иерофею, что синодальное предписание в точности исполнено, а «во всем протчем ожидается архипастырское повеление». 32

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгием (Конисским) (Там же. С. 99). И. были написаны «Молитва (в стихах) к Пресв. Богородице» (1788); «Похвальные и молитвенные четырестишия к Пресв. Деве Богородице» (1789); «Exercitia poemica» (1791/92), к-рая состоит из 1) «Exercitia grammatica», 2) «Exercitia poemica», 3) «Occupationes poeticae», 4) «Стихи российские из предложений». 2-е и 3-е представляют собой несколько священных гимнов (были признаны лучшими из такого рода произведений в КДА), нек-рые из них близки к гимнам М. В. Ломоносова , другие являются простым переложением псалмов. 4-е - разнообразные стихи, «предложениями» для к-рых стали отдельные стихи псалмов, послужившие свободному развитию религиозно-нравственной мысли. В 1792 г. И. создал в КДА Вольное пиитическое общество, его целью было предоставление студентам возможности читать лучшие книги. С 4 авг. 1793 по сент. 1795 г. И. преподавал философию - этот период его деятельности мало освещен, ученые труды по предмету, за исключением неск. речей, отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что в те же годы И. вел в высших классах свой любимый предмет - «чистую» математику (Там же. С. 104). 3 сент. 1795 г. академическая корпорация избрала И. учителем богословия. Он с восторгом принял новое назначение. Труды И. как образованного ученого и даровитого преподавателя были отмечены 29 нояб. 1798 г. присуждением ему звания соборного иеромонаха Киево-Печерской лавры. По высочайшему указу от 17 янв. 1799 г. И. был назначен настоятелем второклассного Гамалеевского мон-ря Черниговской епархии с оставлением в академии в должности учителя богословия. 6 февр. в Киево-Печерской лавре он был возведен в сан архимандрита. Однако возникшая напряженность в отношениях митр. Киевского Иерофея (Малицкого) и И. чуть не стоила И. и сана, и учительского звания. В июле, ко всеобщему удовлетворению, стороны примирились. И., испытавший нравственное потрясение, следует подвижничеству, перешедшему впоследствии в строгий аскетизм. Он занялся делами вверенного ему киевского Братского в честь Богоявления монастыря (в 1799 штат упраздненного Гамалеевского мон-ря был переведен в Киево-Братский мон-рь).

http://pravenc.ru/text/674029.html

Благочестивому и добродетельному Пастырю многое в нем приятно было; но также, много находил он и такого, что смущало душу его, и, наконец, в исправлении того, неусыпностью изнурило его даже здравие. Первое свое внимание, как Архипастырь Церкви, обратил он на подначальных Пастырей и служителей. Ибо, и сей первый чин его паствы был тогда сообразен вышеупомянутому свойству парода. В Воронежской Епархии до тех пор еще не было полной Семинарии, а Преосвященный сей, по прибытии своем, не застал и никакой: потому что, хотя она заведена была еще с 1745 года 6 , при Преосвященном Феофилакте, однако ж, при нем, и при его преемнике – Преосвященном Кирилле, учение семинаристов происходило только до Риторики. А когда Преосвященный Кирилл в 1761 году переведен в Чернигов, то взял с собою и Семинарии Префекта Иерофея Малицкого 7 , тогда обучавшего Риторический и Пиитический классы. Синтактический же учитель, Иеромонах Смарагд Разчисловский, вскоре потом, до приезда еще Преосвященного Иоанникия, умер, и Семинария осталась при одном только, низшего класса учителе, Тимофее Долматове. Преемник Кириллов, Преосвященный Иоанникий, был сам из не учившихся в школах и, когда прибыл в Воронеж; то уничтожил совсем Латинское языкоучение; а учеников распустил. На место же Латинских классов; для малолетних церковнослужительских детей, уставил одну Славянскую школу при своем доме, а другую такую же – в городе Острогожске. Но через 9 месяцев от прибытия своего в Воронеж, преосвященный сей скончался. Когда на место его прибыл Преосвященный Тихон, то предлежало ему заводить всю Семинарию вновь. Но, сверх недостатка учителей, встретились ему тогда на время неожиданные препятствия, а именно: до сих пор Семинария содержалась по силе Духовного Регламента и Указа 1724, сентября 28, на иждивении собиравшейся с монастырей и пустынь двадцатой, а с церковнослужителей – тридцатой доли всякого хлеба, и, притом, разных штрафных и прежними Преосвященными возложенных на Духовенства даней; а, вскоре по прибытии в Епархию Преосвященного Тихона 1-го, то есть, 1764 года, Февраля 29; по Заказу Императрицы Екатерины II; отписаны были все духовные вотчины; и пятым пунктом новых духовных штатов запрещалось собирать на Семинарии с монастырей и церквей помянутые доли хлеба; а также, и все дани с Белого Духовенства; вместо же сего, впредь обещано Семинариям определить денежное жалованье из Коллегии Экономии, Почему Преосвященный Тихон, до исполнения обещания сего, паки оставался без всяких пособий к основанию Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Короче сказать, деятельность Иерофея Малицкого во многом способствовала тому, чтобы обновленная Киевская епархия окончательно присоединилась к великому телу нашего необъятного отечества и, объединившись вполне со всеми другими великороссийскими епархиями, стала жить с ними в XIX веке одною общей жизнью. 3 «История Киевской Академии», стр. 173, «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», кн. 1, стр. 103. 4 Архив Святейшего Синода. Дело 1796 г. 126 (отпечатано в Киевских Епархиальных Ведомостях, 877 г. 17. стр. 457). 6 Это был один из образованнейших людей своего времени и особенно славился как отличный проповедник. Может быть, он вызвал Малицкого для замещения какой-либо учительской должности в Лаврской семинарии. Ср. «Историю Троицкой Лаврской семинарии» Смирнова, стр. 96–97. 9 Рукописи Киево-Софийского собора 181, л. 18. Эта рукопись представляет собою в большинстве случаев погодный обзор внешних судеб Воронежской семинарии от момента её возникновения и до начала 1787 года. Есть основания думать, что автором её был Евгений Болховитинов (Ср. «Митрополит Евгений, как ученый». Шмурло, стр. 167). 10 Ibid. ср. Воронежские Епархиальные Ведомости, 1872 г. 1, стр. 10 «Материалы для Воронежской семинарии». Желая получить более подробные сведения о деятельности Иерофея Малицкого в звании префекта Воронежской семинарии, мы обращались письмом к преподавателю Воронежской семинарии Павлу Никольскому (приготовляющему к печати её «историю»), прося его поделиться с нами имеющимися у него о том сведениями. Вот какой ответ мы получили: «на ваш запрос я почти ничего не могу сообщить вам. Дело в том, что в семинарском архиве совсем нет дел за первые годы существования семинарии (1746–1765). Дела эти ранее хранились в архиве консистории, и материал за 1745–1753 годы был извлечен для Воронежских Епархиальных Ведомостей, в 1866–1868 годы. Но после этого консисторский архив был перенесен в другое помещение, и тогда семинарские дела куда-то пропали» (от 8 окт. 1898). 14 «Русский биографический словарь», изданный под наблюдением председателя Императорского русского исторического общества, А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010