6 Н.Андреев “О деле дьяка Висковатого” “Семинариум Кондаковианум”, V (1932); “Розыск” по делу Висковатого” из “Чтений Московского Общества Истории и Древности” (1847; – и лучше, 1858); Буслаев “Исторические очерки”, II, u b “Истории русского искусства” И.Грабаря, том VI. 9 “Апокрисис” был переведен на современный русский язык и вновь опубликован в1869 г. См. Н.Скабалланович “Об “Апокрисисе” Христофора Филалета” (СПб, 1873); относительно составителя см. J.Tretjak “Piotr Scarga w dziejach i literaturze unii Brzeskiej” (Краков, 1913); см. также М. Хрущевский “История Украины-Руси” (1907). О князе Острожском см. K.V.Lewicki “Ks. Konstanty Ostrogski a Unia Brzeska 1596” (Лемберг, 1933). 10 Hyp. Pociei “Kazania i Homilie”, стр. 539 – цит. по Josef Tretjak “Piotr Scarga” (Краков, 1913), стр. 22. 11 О Петре Могиле см. основную, но незаконченную работу: С.Т.Голубев “Петр Могила и его сподвижники”, 2 тома (Киев, 1833 и 1897); достаточно важна книга Е.Ф.Шмурло “Римская курия на русском православном востоке в 1609–1654 годах” (Прага, 1928); “Православное Исповедание” (по-гречески) в собрании E.Kimmel “Monumenta fidei Ecclesiae Orientalis” (1850), или J.Michalcescu “Thesauros this Orthodoxias”, или недавнюю работу J.Karmiris “Ta dogmatika ke Symbolika Mnimeia this Orthodoxu Katholikis Ecclesias”, 1. II, Афины 1952. См. также издание латинского текста с примечаниями и предисловием A.Malvi, S.J. u M.Viller, S.J. в “Orientalia Christiana”, X, 39 (1927); о “Евхологионе” Петра Могилы см. Е.М.Крыжановский “Повреждение церковной обрядности и религиозных обычаев в южно-русской митрополии. Руководство для сельских пастырей” и “Собрание Сочинений”, I (1890). См. в моих “Путях русского богословия” библиографию о Киевской Академии. 13 Основная работа: П.В.Знаменский “Духовные школы в России до рефромы 1808 года” (Казань, 1881); С.Т.Голубев “Киевская Академия в первой половине 18-го столетия” (Киев, 1903); Н.И.Петров “Киевская Академия в конце 17-го и начале 18-го столетия” (Киев, 1901); Д.Вишневский “Значение Киевской Академии в развитии духовной школы в России с учреждения Св. Синода”, Труды Киевской Духовной Академии (1904, 4 и 5); “Киевская Академия и гетманство Разумовского” Труды (1905), 5; “Киевская Дух. Академия в царствование Имп. Екатерины II”, Труды (1906), 7, 8–9, 11; В.Серебренников “Киевская Академия во второй половине 18-го века до преобразования в 1819 году” (Киев, 1897); С.К.Смирнов “История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии” (М., 1855); “История Троицкой Лаврской Семинарии” (М., 1867); см. также работы по истории отдельных семинарий: Владимирской Семинарии – К.Ф.Надеждина (1875) и Н.В.Малицкого (1900); Суздальской Семинарии – Н.В.Малицкого (1900); Тверской Семинарии – В.Колосова (1889); Рязанской Семинарии – Агнцева (1889).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876–1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной. Любимейшим праздником было Богоявление Господне – Крещение. Павел Иванович увлекался садоводством, прививал и скрещивал разные сорта плодовых деревьев. По осени плодами из его сада нагружался большой воз, и Елизавета Андреевна отправляла его арестантам в тульскую тюрьму. Господь Вседержитель. Кон. XIX в. Дерево, масло; серебряный оклад. Дар преподавателей Тульской духовной семинарии П.И. Малицкому в годовщину 25-летия его служения В революционный 1917 год к прежним трудам уже немолодого П.И. Малицкого добавилось исполнение обязанностей редактора «Тульских епархиальных ведомостей». Жизнь страны стремительно менялась… Первый январский номер нового 1918 года вышел с передовицей и.о. редактора. «Россия проходит… Голгофский путь, – со скорбью писал Малицкий. – Великие заветы Страдальца за род человеческий до такой степени помрачены в сознании сынов России, что от них не осталось ничего. Жизнь русского народа пошла не христианским путем. Русский народ, считавшийся народом-богоносцем, в погоне за житейскими благами как будто забыл Бога и Христа, и масса его в устроении своего внешнего благополучия пошла не христианским путем. Этого мало. Язычники, по словам апостола Павла, не знавшие закона, естеством законная творили, то есть поступали по закону совести. В массах русских людей заглушен и этот естественный закон. Единственный жизненный принцип, заменивший все другие, вытеснивший из души все высокое, духовное, идеальное, – принцип грубой силы. Отсюда беспощадная классовая борьба, отсюда девиз: одним – все блага жизни, другим – место на задворках; одни люди – нужные для государственного строительства, другие – паразиты на государственном организме. Господство этого принципа сказалось в таких картинах грабежа, насилия и погромов, для описания которых не нашлось бы подходящих слов. Такой путь ведет нацию к моральному вырождению, к духовному одичанию, к духовной смерти» . Слова Павла Ивановича Малицкого оказались пророческими.

http://pravoslavie.ru/105252.html

в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса. На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек. С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г. штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников. В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство. 20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей. Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей. Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица. Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь. Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 г.г. Неизвестной остается и судьба большинства братии. Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских. После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей. Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу. Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов.

http://sobory.ru/article/?object=04650

Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова. Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений. В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский. От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е г.г., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х г.г. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство. Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г. у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва. В конце 1990-х г.г. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса. Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая. На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря. Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество. В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.

http://sobory.ru/article/?object=04650

9-го ч., в день Святителя Николая, служил я, по примеру прошлого года, в Никола-Малицком монастыре, по случаю храмового праздника и крестного хода из монастыря в город с чудотворной иконой Святителя. – За литургией присутствовал Начальник губернии А.Н. Сомов и некоторые другие лица из высшего городского круга. —429— 1881 г. После литургии предложена была Настоятелем, иеромонахом Даниилом 424 , приличная праздничная трапеза. 9-го ч., ученик III класса Тверской семинарии Михаил Маккавеев, не отличавшийся ни поведением, ни особенными успехами в науках, посягнул на свою жизнь, отравившись фосфором. Соучастники неблагонамеренной газеты „Тверской Вестник“ 425 , в особенности земский врач Федоров, знакомый с учеником Маккавеевым, приписали преждевременную смерть его преследованиям со стороны Семинарского Начальства и особенно Инспектора Мих. Чередеева. Такая клевета подала повод к полемике между Федоровым и Чередеевым. 10-го ч., в воскресенье, совершена была мной, после литургии в Христорождественском женском монастыре, закладка новой каменной церкви, на монастырском кладбище, во имя Свят. Николая. После сего, в покоях игуменьи Палладии, предложен был приличный завтрак, за которым присутствовал так же, как и накануне в Никола-Малицком монастыре, Начальник губернии и некоторые из более почётных граждан. По возвращении домой, я нашёл между официальными бумагами, принесёнными с почты, письмо из СП-бурга от Сенатора Калачова. Николай Васильевич, 6-го ч. за 55, писал мне: „Имев большое удовольствие получить Ваше письмо от 28 апреля, а вслед затем и книги, приносимые Вашим Высокопреосвященством в дар Археологическому Институту (именно изд. Уложения 1737 г. и рукописный экземпляр того же Уложения), я почёл долгом, кроме изъявления Вам глубокой благодарности за Ваше сочувствие к управляемому мной учреждению, доложить Совету Института о Вашем внимании к нему и о том, как полезны его слушателям Вами же принесённые в дар их библиотеке палеографические труды Ваши. Совет, ценя высокоучёную деятельность Вашего Высокопреосвященства и содействие Ваше Институту, избрал Вас в заседании 4-го мая сего 1881 года в свои почётные члены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Тутань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Тутань является подворьем Николаевского Малицкого монастыря . Храм построен на месте старой каменной часовни, отмечавшей место старой монастырской церкви и могилу преподобного Ксенофонта. Содержание История и описание [ править править код ] На основании архивных данных и воспоминаний местных жителей известно, что в деревне Тутань, располагался храм Вознесения Господня бывшего Вознесенского Тутанского монастыря, основанного в XV веке. Вознесенский храм находился в 33 верстах от Твери, на правом берегу реки Тьмы. Храм был построен в 1824 году. Он был каменный, трёхпрестольный: главный (холодный) — Вознесения Господня, придельные (теплые) правый — Рождества Пресвятой Богородицы, левый — преподобного Ксенофонта. В приход этой церкви входило 9 соседних деревень. Он имел сторожку и 45 десятин земли. До своего закрытия являлся средоточием культурной и религиозной жизни окрестного населения. В 1941 году около двух месяцев река Тьма была линией фронта. В Тутани находились немцы, в Волынцеве — советские войска. От артобстрелов церковь сильно пострадала, и о том, чтобы ее восстановить, не было и речи. После завершения войны до середины 1990-х годов место храма пустовало. Позже здесь стали строиться новые дома — коттеджи. Однако, этот храм стоял не на месте монастыря, где было слишком тесно и существовала опасность осыпания берега, а немного в стороне. На старом же месте монастыря до 1904 года было кладбище, в середине которого стояла маленькая каменная часовенка, отмечавшая место старой монастырской церкви и могилу преподобного Ксенофонта. Примерно в том же месте в 2001 году был установлен поклонный крест. Во время крестного хода по реке Тьме около него совершались молебны преподобному Ксенофонту. В июле 2014 года был установлен новый поклонный крест. А уже через года на этом месте было завершено строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы, являющегося подворьем Николо-Малицкого монастыря . Освящение храма было совершено в 2018 году. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Контакты [ править править код ] Адрес: 170525, Тверская область, Калининский район, деревня Тутань Как добраться: проезд от центра села Медное (от памятника В.И. Ленина), Калининского района, Тверской области на юг, по дороге на деревню Князево, 10 км до деревни Тутань Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Страница храма Тутань (Тутани) - Рождества Пресвятой Богородицы церковь Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Р...

В письмах владыки Илариона заметны его любовь и беспокойство о братьях и сестрах. Ведь он был старшим братом, и его заботила судьба каждого из них. Современники архиепископа Илариона вспоминали, что уже в бытность викарием Святейшего Патриарха Тихона он с радостью встречал приезжающих из тульских краев и с большим интересом расспрашивал их о жизни своих земляков. Естественно предположить, что именно эта любовь к близким и односельчанам, привитая в родной семье, позволила священномученику перенести ее на всех людей, встречавшихся ему на непростом жизненном пути: Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому были поразительными. Он был самою популярною личностью в лагере «Любовь его ко всякому человеку, – вспоминал один из соузников владыки, – внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самою популярною личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала “шпана”, уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить» . Архиепископ Иларион в заключении. 1920- е гг. Имя священномученика Илариона достойно прославляется Русской Церковью. И в родном ему Тульском крае память его чтится с большой любовью. В последние годы группа тульских почитателей святителя занимается увековечиванием памяти близких владыке людей, его родственников, а также педагогов Тульской духовной семинарии, оказавших заметное влияние на формирование мировоззрения священномученика, его интеллектуальный и духовный рост. Так, в 2019 году на Всехсвятском кладбище г. Тулы был установлен памятник на месте захоронения преподавателя Тульской духовной семинарии Павла Ивановича Малицкого (1851–1919). Лучше всего о благотворном влиянии этого выдающегося педагога, ученого-историка и общественного деятеля сказал сам будущий святитель, а тогда лучший ученик IV класса Владимир Троицкий, во время празднования 25-летия педагогической деятельности П. И. Малицкого:

http://pravoslavie.ru/154984.html

В дни коронационных торжеств 1742 года по случаю восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны действительная статс-дама ее величества, графиня Мавра Егоровна Шувалова, следуя из Петербурга в Москву и будучи беременной, сильно захворала. Она была вынуждена остановиться в Малицкой слободе. Прибывший из Твери доктор нашел состояние графини очень тяжёлым, опасаясь за жизнь младенца в утробе матери. Набожная хозяйка дома, в котором находилась сановитая гостья, решилась сказать ей о чудотворном образе Николая Мирликийского в Малицком монастыре. По желанию графини принесли эту икону и отслужили угоднику Христову молебен. Горячо молилась Мавра Егоровна и по вере своей получила облегчение, позволившее ей благополучно добраться до первопрестольного града. В Москве графиня в скором времени разрешилась от бремени, назвав новорожденного сына Николаем, крёстной матерью которого стала подруга графини императрица Елизавета Петровна Лежа на смертном одре, графиня дала обет Господу по выздоровлении перестроить деревянную Малицкую обитель в камне. Счастливый отец, граф Петр Иванович Шувалов, с большим желанием откликнулся на благочестивое движение души своей супруги. Влиятельнейший государственный деятель того времени, президент Военной коллегии, он прежде всего был православным русским человеком. И первым даром монастырю стала украшающая икону Святителя " золотая риза с драгоценными камнями (вес – девяносто семь золотников) " . В доме графа до той поры хранилась святыня всего Шуваловского рода серебряный позлащенный ковчег со ста частицами святых мощей, в том числе Николая Чудотворца. Она также была передана Малицкой обители. С 1751 года в Николо-Малицком монастыре на средства графа Шувалова возводится комплекс новых каменных построек в стиле барокко. По плану реконструкции обитель приняла правильную прямоугольную форму. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом Николая Мирликийского и ризницей. В годы правления Александра II Освободителя (1855-1881 г.г.) по стране прошли эпидемии холеры и тифа. Эти страшные болезни собирали по России гибельную жатву и люди не знали, как от них уберечься. Тверской край также подвергся страшным бедствиям. Жители Твери и окрестных деревень толпами стекались в Малицы просить заступничества Святителя Николая Чудотворца. Те, кто приходил в обитель с мольбой о помощи, не только сами не пострадали, но и домашние их были не тронуты смертельными болезнями.

http://pravicon.com/image-33304

Старицкий Успенский монастырь причислен к III классу монастырей по VIII штату. В нём положено братии 12 человек, именно: настоятель игумен 1, казначей 1, иеромонахов 4, из коих быть и ризничему, иеродиаконов 2, пономарь 1, просвирок 1, ключник, он же и хлебодар 1, чашник 1. Служителей для настоятеля и для прочих в монастыре служб 9 человек, из них один подьячий. Денежный оклад на содержание братии и монастыря по VIII штату с второю прибавкой назначено 460 руб. 44 коп.; да сверх того, по освобождении штатных служителей в 1861 году,. положено отпускать монастырю на наем рабочих 300 руб. в год. Всех крестьян, переданных Старицким монастырям в ведомство коллегии экономии, было 2888 душ мужского пола. Вместе с крестьянами отобраны от монастыря все земельные угодья со скотом и все хлебные запасы, а монастырю оставлена одна пустошь Пынина 20 десятин и хлеб, хранившийся в самом монастыре. В 1768 г. архимандрит Варфоломей перемещён обратно в Желтяков монастырь, и сделан членом Тверской консистории. После Варфоломея архимандрия в Старицком монастыре закрыта, и монастырем стали править игумены. Первый игумен был Филимон, из настоятелей Тверского Малицкого монастыря. Он управлял Старицким монастырем немного более двух лет; при нем перелит разбитый большой колокол, и с прибавкой новой меди, слит новый в 130 пудов, существующий до настоящего времени. На место Филимона в 1770 году ноября 28 дня определён игумен Христофор из экономов Архиерейского дома. Состоя Старицким игуменом, он продолжал быть экономом Архиерейского дома и членом Тверской консистории до 20 августа 1774 года. В этом году он переехал в Старицу, где был и членом Старицкого духовного правления. В 1776 г. он перемещён в Селижаров монастырь. При нём, в 1772 г. получен был указ Святейшего Синода о воспрещении епархиальному начальству подвергать духовных лиц телесному наказанию. После Христофора в Старицкий монастырь определён был строитель Малицкого монастыря и префект Тверской Семинарии иеромонах Макарий с возведением его в сан игумена и с оставлением на должности префекта Семинарии. За отсутствием настоятеля управление Старицким монастырем возложено было на казначея иеромонаха Феофилакта; причем он сделан был и членом Старицкого духовного правления, и надзирателем за благочинными Старицкого, Зубцовского и Ржевского уездов. После Феофилакта казначеем и членом духовного правления был иеромонах Геннадий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее митрополит Иоанникий направился в Тверь, где в Николо-Малицком монастыре его встретил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий с игуменом и братией обители. Владыка Амвросий вручил в дар гостю архиерейский посох. Митрополит Иоанникий приложился к святыням обители. В храме была совершена доксология — краткий молебен. По афонской традиции были возжжены свечи на хоросах, сами хоросы раскачивались. Настоятель обители игумен Борис (Тулупов) приветствовал гостя и кратко рассказал об истории монастыря, который называют «тверским Афоном». Митрополит Иоанникий подарил игумену обители наперсный крест с украшениями. Он благословил братию и поблагодарил всех за подвиги и молитвы, сравнив обитель с иконой Воскресшего Спасителя, ведь в Николо-Малицком монастыре, бывшем некогда разрушенным, претерпевшим Голгофу и смерть, ныне возрождена духовная жизнь. За трапезой состоялось братское общение гостя со священнослужителями и братией монастыря. В тот же день митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия встречали в Тверском колледже культуры имени Н.А. Львова. В общении с иерархом приняли участие директор колледжа А.Е. Баранов, преподаватели и учащиеся. Пребывание гостей из Черногории в Тверской митрополии завершилось 23 октября Божественной литургией в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Богослужение совершил митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий вместе с митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием и епископом Ржевским и Торопецким Адрианом в сослужении духовенства Сербской Православной Церкви, Тверской, Ржевской, Московской и Санкт-Петербургской епархий Московского Патриархата. По отпусте Литургии митрополит Амвросий обратился к митрополиту Иоанникию со словами приветствия и благодарности за посещение епархии, за совместную молитву. Он также отметил: «Я знаю, сколь много своим миролюбивым характером и мудростью Вы делаете для единства христиан — единства, которое постоянно нарушается никем иным, как только врагом рода человеческого». Глава Тверской митрополии наградил митрополита Иоанникия медалью священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского (I степени). Он также подарил высокому гостю икону священномученика Фаддея и панагию с изображением Святой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/5972129.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010