Первое полугодие. Активизация имябожников в Пантелеимоновом монастыре, в том числе изгнание из обители авторитетнейших старцев, избрание самочинного собора, возбуждение братии против монастырских властей и попытки расправиться с ними, смена начальства в Фиваиде. 5 июня. Прибытие на Афон комиссии в составе архиепископа Никона и С. В. Троицкого , командированных Святейшим Синодом, и командированных российским посольством в Константинополе консула А. Ф. Шебунина с сотрудниками В. С. Щербиной и Б. С. Серафимовым. 8 июля. Имябожники вывезены с Афона в Россию. Возвращение игумена Иеронима с братией в Андреевский скит. 2. Новый догмат О значении Святой Горы Афон для России сказано много. Русские старцы иеросхимонах Иероним и схиархимандрит Макарий, в XIX веке собирая и укрепляя братство Русского Пантелеимонова монастыря, скитов и келлий, руководствуя пустынников, создали мощную молитвенную опору родному отечеству и государю императору, помазаннику Божию. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов ; 1806–1885), духовник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик схиархимандрит Макарий (Сушкин; 1821–1889), игумен обители, – великие старцы, стяжавшие многие благодатные дарования, возобновители и устроители в XIX веке русского монашества на Афоне. Возродив из страшной бедности и отстроив Пантелеимонов монастырь, они создали в обители совершенное монашеское общежитие, в котором спасалось до 1000 иноков. О старце Иерониме современники писали: «Это был кедр благосеннолиственный, под тенью которого возросли и расцвели духовно многие подвижники» 12, с. 3 . Среди учеников отцов Иеронима и Макария были известные духовники Пантелеимонова монастыря иеросхимонахи Агафодор и Вероник, игумены обители схиархимандриты Андрей, Нифонт, Мисаил, игумен Ново-Афонского монастыря схиархимандрит Иерон. Диавол давно уже замыслил через послушных ему свергнуть православного царя, уничтожить Россию как христианское государство. Давно уже расшатывалась вера в народе, всячески чернилось ненавистное врагу монашество – нужно было вырвать Россию из-под покрова Божия, поколебав ее молитвенную опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

‹…› Иеросхим. Иероним (Соломенцев) стал возобновителем и устроителем жизни русского монашества на Афоне в XIX в. Благодаря его духовному руководству и разносторонней деятельности стали возможны невиданный ранее духовный и материальный расцвет Пантелеимонова монастыря и прочность положения русских на Св. Горе, что дало возможность в 1880 г. русскому генеральному консулу в Македонии М. А. Хитрово говорить о «всестороннем устроении великого русского дела на Афоне» [xi] .  «С середины XIX в. до первой мировой войны Русский монастырь являлся своеобразной базой (бытовой и научной) для многочисленных российских ученых-гуманитариев (как духовных, так и светских) различных специальностей, исследовавших культурные сокровища Афона. Чрезвычайно активной была внешняя деятельность обители: открылись подворья в Константинополе, Москве, Одессе, Таганроге, Ростове-на-Дону, началось строительство Ново-Афонского монастыря на Кавказе и его подворья в Санкт-Петербурге. При московской Пантелеимоновской часовне широко развивалась издательская деятельность. Монастырь оказывал помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, сербским, греческим, болгарским храмам и монастырям, духовным учреждениям, благотворительным и учебным заведениям в Константинополе, России, Болгарии, русским духовным миссиям в Иерусалиме, Японии, на Алтае. Окрестное население Македонии получало от монастыря помощь продовольствием. ‹…› Под покровительством Пантелеимоновой обители, имевшей своего представителя (антипросопа) в афонском киноте и использовавшей свой голос в защиту интересов всех русских афонцев, русские келейные обители были защищены от нападок и претензий господствующих греческих монастырей. После кончины о. Иеронима и о. Макария русские келейные обители решили объединиться для взаимной поддержки, оказания помощи бедным русским келлиотам и отшельникам, ведения миссионерской деятельности. В этих целях в 1896 г. русскими келлиотами было основано Братство русских обителей (келлий), поддержанное русским правительством через консульство в Салониках и посольство в Константинополе. Братство, боровшееся за сохранение прав монахов-негреков на Афоне, прекратило существование в 30-х гг. XX в. ‹…› К началу XX в. на Афоне подвизались около 4800-5000 русских иноков, в то время как греческих насельников было около 3900-4000 человек».

http://bogoslov.ru/article/2343352

Амвросия Оптинского соч. «Моя исповедь» (1878). Л. полагал, что для него основным препятствием к монашеству стала не женитьба, а служебное положение консула. Но есть основания полагать, что афонские монахи не считали его достаточно подготовленным для строгой иноческой жизни. Об этом свидетельствует не только его пребывание на Афоне, откуда он уехал обессиленным от постной пищи и с расстроившимся здоровьем, но и последующая история его жизни в рус. мон-рях. Духовником Л. на Афоне был иеросхим. Иероним (Соломенцов) , старец Русского вмч. Пантелеимона монастыря , строгий относительно соблюдения монашеских предписаний, но одновременно сердечный человек, с к-рым, как и с другим афонским старцем, архим. Макарием (Сушкиным) , у Л. сложились добрые отношения. Описанию жизни монахов на Афоне, быта рус. и греч. монастырей, отношений между греками, русскими и болгарами были посвящены труды Л.: «Записка об Афонской Горе и об отношении ее к России» к гр. Н. П. Игнатьеву (1872), статьи «Четыре письма с Афона» (1872), «Панславизм и греки» (1873), «Панславизм на Афоне» (1873), а также его поздние работы - «Пасха на Афонской горе» (1882), «Воспоминание об архим. Макарии, игумене русского монастыря Св. Пантелеймона на горе Афонской» (1889), «Мое обращение и жизнь на Святой Афонской горе» (1889) и другие. «Четыре письма с Афона», предназначенные М. В. Леонтьевой, племяннице Л., несмотря на желание автора напечатать их, при его жизни не были изданы, а после смерти Л. рукопись пропала. Текст этой работы, переписанной Леонтьевой, сохранился в б-ке МДА, возможно, благодаря митр. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит), читавшему ее, и был издан в 1912 г. свящ. Павлом Флоренским в редактируемом им «Богословском вестнике». Письма были адресованы человеку, к-рый хорошо знал Л., любил его и доверял ему. Леонтьева отмечала, что письмами Л. «старался повлиять на меня своим внезапным обращением на православный путь» ( Леонтьева М. В. Письмо от 4 февр. 1913; цит. по: Леонтьев К. Н. ПССиП. Т. 7.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Доброе семейное благочестие, воспитание в страхе Божием, приобщение к Церкви, благое содружество существенно необходимы, для того чтобы вкоренить в детской душе навык к боголюбию и добру на всю жизнь и сократить путь личного богоискания. Но они не могут упразднить существования и действия страстей, гнездящихся в самой природе, в самом сердце. Время прозябания этих греховных семян — юность. Не мог избежать юношеских искушений и молодой Иоанн. Но добронравие патриархальной семьи, церковное послушание, добрая дружина сверстников, а также стремление к заветной цели — монашеству до времени обуздывали их действие. На просьбу Иоанна отпустить его в монастырь отец ответил отказом, решительно заявив, что до совершеннолетия, т. е. до 23 лет, никуда его не отпустит. В день, когда исполнился означенный срок, Иоанн поблагодарил отца за доброе воспитание и, напомнив ему его обещание, вновь повторил свою просьбу. Но и на этот раз отец упросил его подождать немного, пока возмужает младший его брат. Превозмогая скорбь, юноша вновь послушался родителя. Затем прошение благословения на монашество сестры еще на два года стало причиной новой, третьей уже, отсрочки, потому что родители не могли разом отпустить двух любимых детей. Во время двухлетнего пребывания с родителями за сестру Иоанн Павлович перенес тяжкие испытания и едва не погиб, как духовно, так и телесно. Враг спасения человеческого сильно нападал на него с разных сторон, желая отвратить от заветной и спасительной цели — монашества. Наконец, дьявол воздвиг на целомудренного юношу сильную брань плотских страстей, но Господь не дает искушения выше сил. Однажды ночью, когда приступ плотской брани был особенно силен, он видел себя как бы совсем погибающим, так как помощи ниоткуда не было видно, молитва как бы перестала действовать, ум помрачился, облака страстных помыслов затемняли сознание, и весь он горел как в огне. Выбежав из комнаты в сад и пав под деревом груши на колени, он слезно молил Господа Бога помочь его бессилию, защитить немощь его от силы вражьей и сохранить его в чистоте.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

«Если не Ты, Господи, — молился он, — то уже не смогу терпеть этой брани. Возьми же, Господи, лучше душу мою, чем оскверниться мне плотской нечистотой». Долго и горячо вопиял он из глубины сердечной ко Господу, обороняясь от лютой силы вражьей единственным оружием — упованием на всемогущую помощь Божию. И вдруг в полуночи небо внезапно разверзлось над головой его, и свет, как пламень огненный, снизошел на него с высоты, не опаляя, однако, но прохлаждая жар страстной пещи, исполняя сердце сладчайшей, неизъяснимой радостью и пленяя ум благодатными, неведомо откуда пришедшими просвещением и озарением в таком изобилии, что он, как казалось, не мог уже более вместить происходящего. Придя в изнеможение от такого обилия благодати, он пал на землю и лежал, словно мертвый, чувствуя, как таинственный, благодатный огонь самовластно проходит по всем его жилам и составам, прохлаждая и истребляя в них огонь плотских похотей. Так пролежал он, пока не заблаговестили к заутрени. Новый, светлый, радостный, ощущающий необыкновенную легкость во всем теле, он не побежал, а полетел в церковь благодарить Человеколюбца Бога за состояние близости к Богу, которое он испытал. Колокол церковный словно звал его, а дом Божий словно ожидал его, и молитва вдруг сама собой пленила ум и сердце его и с такой властью и силой многой, словно имея повеление свыше, и понесла их к престолу Бога на небесах. Придя из церкви, он вдруг с изумлением увидел, что вся семья стоит возле груши, под которой он ночью молился, и дивится происшедшему: дерево полностью высохло и стояло лишенное листьев и плодов. Причину этого он утаил в своем сердце, непрерывно благодаря Бога за неисповедимую Его милость, благодаря вмешательству которой он навсегда избавился от мучивших его плотских страстей и до конца дней своих пребывал в мире и душевном спокойствии, не возмущаемом греховными мечтаниями и пожеланиями. Велико было нападение лукавого, но несоизмеримо большим было Божественное посещение и дарованное Им утешение. Утешение Духа Святаго, как Письмена Божественные на скрижалях Моисея, глубоко и неизгладимо запечатлелось не только в душе, но во всем естестве Иоанна, так что оно, запечатанное сим утешением, стало неприкосновенным для действия плотских страстей. Опыт, вынесенный им из этой брани, на всю жизнь сделается для него основополагающим и руководящим символом, выраженным словами псалмопевца: «Блажени людие ведущии воскликновение»! (Пс. 88, 16) Не на свои силы полагаться, но успеть, успеть воззвать к Богу, повергнув пред Ним свою немощь, — вот суть духовной брани, вот тот положительный, правильный опыт, который должен выносить христианин из духовных сражений! Так, чудным образом, действием благодати Божией был избавлен он от смерти духовной. Вскоре после этого Промысел Божий новым чудным вмешательством избавил его уже от преждевременной смерти телесной.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

К. Московская духовная академия и славянофилы/Богословский вестник. 1915. Т. 3. Октябрь – декабрь. С. 563–644. 2 См., напр.: Манн Ю. В. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной: О духовных исканиях русских писателей/Вопросы литературы. 1991. 8. С. 106–124; Концевич И. M . Оптина Пустынь и ее время/Jordanville. N. Y., 1970. Ср. с названием статьи: Павлович H. A . Оптина пустынь: Почему туда ездили великие?/Прометей: Ист.-лит. альманах. М., 1980. Т. 12. С. 84–91. Эта статья сыграла в свое время большую роль в спасении Оптиной от окончательного разрушения. 3 Впервые к этой теме обратился священник Г. Беловолов (Беловолов Г., свящ. Оптинс-кие предания о Достоевском/Достоевский: Материлы и исследования. СПб., 1997. Т. 14 . С. 301–312). 4 Впервые: Богословский вестник. 1913. 1. Отд. II. С. 1–5. Затем: Леонтьев К. Н . Собр. соч. 1913. Т. 7. C. 531–535; Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 699–701. Название принадлежит первому публикатору – прот. И. И. Фуделю (1860–1918), издателю собрания сочинений Леонтьева. Заметка датируется 1888 годом и представляет собой либо фрагмент письма, либо набросок к одной из глав большой статьи «Владимир Соловьев против Данилевского». 7 Там же. С. 34. Отметим любопытную биографическую деталь: мать К. Н. Леонтьева Феодосия Петровна (урожд. Карабанова) была знакома с E. А. Хомяковой, о чем вспоминала в своих неопубликованных записках «1813 год» (ГЛМ. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 347). Не идет ли речь о тетке славянофила – Елизавете Александровне Хомяковой († 1848)? 10 Иероним (Соломенцев) (1803–1885) – иеросхимонах, духовник афонского Св. Пантелеймоновского монастыря. 13 Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. C. 20. Впервые опубликовано посмертно под названием «Отшельничество, монастырь и мир. Четыре письма с Афона». И до Афона в одной из статей цикла «С Дуная» (1867) Леонтьев близко к тексту пересказывал статью Хомякова «Англия» (1848). 15 Лурье В. M. Догматические представления А. С. Хомякова/Славянофильство и современность: Сб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Письменного устава Филейского Александро-Невского монастыря не сохранилось. Но известно, что прп. Стефан, создавая свою обитель, ориентировался на устав Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне 23 . Последний предполагал следующий круг дневных молитв и занятий. Монашеский день начинался в полночь келейными молитвами. При этом для схимников полагалось 1200 поясных поклонов и 100 земных, для простых монахов правило было более умеренным. Также для всех обязательными в дополнение к правилу являлись 100 поясных поклонов за благодетелей обители, за которых также в монастыре читалась «неусыпаемая Псалтирь». В час ночи зимой начинается утреня, а сразу после нее литургия. За два часа до захода солнца начиналась вечерня, а повечерие на закате солнца. На дни воскресные и праздничные полагалось всенощное бдение, которое продолжалось от 9 до 14 часов, а с водосвятием и литургией служба могла простираться до 17 часов. Между службами были послушания и краткий сон. Что касается трапезы, то, по уставу, она поставлялась два раза в день, а в понедельник, среду и пятницу, а также во все дни Великого поста – только раз в день. Только для больных и немощных делались послабления. В отношении странноприимства, монахам позволялось общаться с русскими паломниками на духовные темы, если к них были вопросы, но приглашать и кормить в своей келье запрещалось. Паломники жили и питались в специальной гостинице. Причащались братия еженедельно. Строго соблюдалась в Пантелеимоновом монастыре нестяжательность. Никто из монахов не мог удерживать у себя своей собственности, а тем более денег. При вступлении в монастырь он вручал обители полностью все свое имущество. Что касается быта, бани, ванны и купания не были приняты в монастырском быту 24 . Вполне вероятно, что именно общение с духовником Афонского Пантелеимонова монастыря Иеронимом (Соломенцовым ; 1805–1885) сделало о. Стефана сторонником общежития, которое принципиально отличалось от штатных монастырей, распространенных в то время в России. Отец Иероним указывал, что «сей святой устав учрежден на основании Евангелия богоносными отцами, а наиболее – святителем Василием Великим ».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

6 . Часто исповедоваться и причащаться. «Таинство причащения, – повторял вслед за святыми отцами старец Иероним, – есть Небесное брашно, Хлеб ангельский, сшедый с небесе, Манна истинная, дарующая живот мipy, Жертва всех жертв. Таинство таинств, сладость сладостей, с Богом соединение, святых освящение и благодати полнота, неисчетные и неизреченные блага нам дарующая, душу, грехами умерщвленную, оживляющая, тело просвещающая, пламень страстей угашающая, охладевшую к Богу любовь согревающая и в жизнь вечную напутствующая» с. 560]. «Ничто более так не пользует нас в нашей жизни, как частая исповедь и приобщение Святых Таин, – говорил батюшка. – Без святой тайны Евхаристии православный христианин-верующий не может быть жив душевно, а есть живой мертвец: “Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе” ( Ин. 6:53 ). От частого и достойного причащения святого Тела и честной Крови Христовых человек освящается своею душою и телом и соединяется со Христом и от всякой прелести избавляется. Собственно, чрез это прелесть тогда сама по себе от него отбежит» с. 358, 505, 640]. Отец Иероним запрещал приступать к причастию без исповеди, причем указывал, что на исповеди нужно открывать все мысли и желания, как злые, так и добрые, имея полное доверие к духовнику. 7 . Читать и изучать Священное Писание . «Человек, по слову Самого Господа, должен испытать Писания», – учил старец с. 507]. Однажды он так ответил просящим назидания: «Вот вам последнее слово – святое Евангелие. В нем поучайтесь, в нем – вся ваша жизнь, им руководствуйтесь. Слово Божие, близкое вам, научит вас, что есть воля Божия благая, Ему угодная и совершенная, и укажет путь, о нем же подобает спастися» с. 787]. «Слово Божие, как Богодухновенное, полезно есть и ко учению, и ко обличению, и ко исправлению, и ко всякому наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек и на всякое благое дело уготован» с. 563]. «Я писал уже тебе и просил, чтобы ты, брате, хотя понемногу прочитывал бы нравоучительные книги; послушай моего совета – это средство много поможет тебе ко спасению, – пишет отец Иероним в письме к младшему брату Дмитрию. – Я не говорю, чтобы ты читал много, но хотя две или три минуты в день, и это для тебя будет полезно, а без чтения слова Божия не думай быть добрым, потому что заботы и хлопоты и разные ежедневные беспокойства сделают тебя мрачным, угрюмым, дерзким, или гордым, или робким и боязливым, а чтение слова Божия, хотя и краткое, но постоянное сделает тебя неприметным образом человеком добрым, учтивым, мягким, обходительным, доброжелательным ко всем, даже и к врагам» с. 611].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

— пагубность либерального эгалитаризма, смешения и уравнения прав; — благотворность и спасительность крепкой власти, опирающейся на иерархическое строение общества, то есть православной монархии, способной надолго задержать предреченное Божественным Откровением господство зла и неверия на земле и приход антихриста; — невозможность достижения для человечества благоденствия на земле; — подлинная нравственность основывается на христианском смирении.       Константин Леонтьев полностью погрузился в духовную атмосферу монастыря. В своей дипломатической записке 1871 года он характеризует обитель «как примерную во всех отношениях», говорит о «строгости ее иноческих нравов, порядке, благочинии и вполне русской красоте церковной службы» с. 439]. Самобытность русской церковной культуры, прекрасное пение, столь радовавшее паломников из России, сочетались в монастырской жизни с древними византийскими церковными традициями, подчас очень суровыми и недоступными пониманию мирского избалованного человека, именно: всенощными — действительно на всю ночь — бдениями; многочисленными постными днями; строгой дисциплиной монашеского общежития, когда в келлии нельзя ничего держать без игуменского благословения; откровением помыслов старцу; частой исповедью и причащением. Даже отсчет времени здесь был византийским. Вековой уклад обители, наполненный непрестанной памятью о Боге, порождал истинных монахов.   В древнее суровое общежитие, где многое держалось «узами внешней дисциплины», старец Иероним принес свое неусыпное отеческое попечение и любовью к чадам, он утвердил «духовный о Господе союз греков с русскими» с. 35]. «Собственное наше спасение и усовершенствование души нашей находятся в искании пользы для других, а не для себя самих, то есть жить для пользы других. “Более сея любы нет, да кто положит душу свою за други своя” (Ин. 15, 13)», — часто повторял старец евангельские слова [цит. по: Там же, с. 29].   «Души, теплоты, содержания на Востоке меньше, но там воспитание церковнее. Идеалом было бы соединение того и другого», — писал Леонтьев с. 481]. Такое идеальное сочетание строгости и любви он обрел в отце Иерониме. Именно батюшка, по словам Леонтьева, раскрывал и объяснял русским паломникам, не ценившим «древнюю суровость» афонских греков, всю односторонность их понимания христианства, «которое должно быть милостиво, но должно быть и грозно по духу самого Евангелия»: «Религия всепрощения; да! Но вместе с тем и религия самобичевания, покаяния, религия не только неумолимой строгости к себе, но и разумной строгости к другим. “Иди и не греши…” — сказал Христос, прощая блудницу. Он не сказал: “Иди, ты права!”» с. 446—447]

http://isihazm.ru/1/?id=747

8 . При помощи молитвы со вниманием изучать святоотеческие творения, священную историю и церковную, особенно деяния святых Вселенских Соборов, и во всем с ними сообразовываться. «Читайте почаще писания святых отцов – они вас просветят, и вы скоро сами увидите, что следует вам делать, – наставлял старец духовных чад. – Вы имеете книги отеческие, читайте же их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу, неприметным образом подвигнут вас впредь к добродетельной жизни» с. 638]. При этом надо «читать неспешно, без всяких пропусков, со вниманием, с рассуждением, с замечанием, с приложением к образу своих мыслей и своей жизни, а паче всего – с несумненною верою, ибо в злохудожную душу не внидет премудрость» с. 562]. 9. Читать душеполезную литературу. «Чтобы поддерживать свое духовное устроение, так сказать, согревать в себе дар Божий, необходимо, – советовал батюшка, – хотя понемногу каждодневное чтение. Чтение всячески должно быть тогда, когда нет молитвы, и оно должно иметь целью ее возбуждение. Прекратить же оное, когда возбудится молитва . Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего» с. 532, 808]. «Книги, духовные конечно, верные друзья и собеседники нелицемерные; читая их, можно познавать путь Божий и обрести Самого Бога, равно как и в молитве» с. 796]. «Если вы будете внимать любопытным новостям, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей буде конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец. Блажен, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей – таковой скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию» с. 626]. 10 . Понуждать себя к молитве. Старец неустанно напоминал, что молитва «для всякого христианина столько нужна, как пища и душа для тела» с. 553]. «Старайтесь, – призывал он, – неослабно пребывать в молитве, по глаголу Господню: “Непрестанно молитеся, да не внидете в напасть” ( Мф. 26, 41 ; 1Фес. 5:17 )» с. 686].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010