Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Иевлевич), архим. полоцкого Борисоглебского мон-ря, церковный и общественный деятель - см. в ст. Иевлевичи ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/rubrics/121670_9.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старый Русик. Храм Усекновение главы Иоанна Предтечи Храм Усекновение главы Иоанна Предтечи в Русском монастыре   В Православной Церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником). В день памяти этого события 11 сентября Церковью установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.   Усекновение главы честного, славного Пророка, в этот день, сразу по окончании всенощного бдения ранняя литургия служилась в храме в честь этого великого святого, расположенном на территории монастыря. В русской афонской   обители с давних времен хранится часть мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанно-Предтеченский храм русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является одним из древнейших в обители. Строитель Прибрежного Русика схиигумен Савва старался по возможности точно дублировать планировку Старого Нагорного Русика, где также, в точно таком же расположении находился храм в честь Иоанна Предтечи. Он венчал собой юго-восточный пирг старой русской святогорской обители. Именно здесь принял постриг сербский царевич Растко, будующий святитель Савва Сербский. После пострига, облаченный в иноческие одеяния, из окна этой башни он сбросил свои мирские княжеские одежды стражникам, присланным его отцом на поиски сына. После страшного землетрясения 1790 года, когда разрушился Старый Русик, только эта башня с Иоанно-Предтеченским храмом, а также высокий сторожевой пирг сохранились от разрушения.   Старцы Русика о. Иероним (Соломенцов) и о. Макарий (Сушкин), начавшие восстановление этой древней обители, заново освятили храм в башне в честь самого Саввы Сербского, каковым он и существует в настоящее время. Несомненно, что схиигумен Савва, создавая Иоанно-Предтеченский храм в новой Прибрежной Пантелеимоновой обители, помнил аналогичный храм в Старом Русике и осознавал его значимость, тем более, что и сам носил имя Саввы, будучи пострижен, как и знаменитый святитель, в честь преп. Саввы Освященного.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2663

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский старец иеросхим. Иероним (Соломенцев) и Константин Леонтьев     Афонский старец иеросхим. Иероним (Соломенцев) и Константин Леонтьев           ЧАСТЬ I К вопросу духовного преемства       Имя русского афонского старца, первого духовного наставника Константина Леонтьева, должно быть знакомо всем, читавшим леонтьевские статьи, воспоминания и письма. Влияние на него отца Иеронима, жизнь под его духовным руководством в 1871—1872 годах на Святой Горе, в Русском Пантелеимоновом монастыре, определило дальнейшую судьбу Леонтьева и окончательно сформировало его мировоззрение — мировоззрение христианина, верного чада Православной Церкви, для которого главное — это спасение своей души, и вместе с тем патриота, заботящегося об укреплении и процветании своей Родины. Только твердо стоя на церковной почве, можно правильно понять и оценить мысли и идеалы Константина Леонтьева. Их ценность заключается, прежде всего, в том, что они основаны на евангельском учении и выверены по святоотеческому наследию и церковным правилам.   Для исследователей русского Афона и биографов отца Иеронима важен сам дух леонтьевских сочинений. Они — и создававшиеся на Афоне, и самые поздние — пронизаны афонским духом, пропитаны той атмосферой древнего византийского церковного Православия, в которой жили афонские монахи, жил отец Иероним, в которой возрастали его духовные преемники. Нам также важно увидеть их рядом — наставника и ученика. В наше время имя отца Иеронима в России, да и на Афоне, вспоминается гораздо реже, чем во времена Леонтьева. Поэтому так важны живые леонтьевские свидетельства о своем «величественном, весьма суровом и обожаемом» наставнике, оценка его личности, содержание его бесед и наставлений. В последнее время все больше возрастает интерес к обеим выдающимся личностям — к старцу и послушающему его слово. Собираются и переиздаются труды Константина Леонтьева. Собирается по крупицам и публикуется духовное наследие отца Иеронима, материалы к его жизнеописанию, мы начинаем углубленно вникать в его учение.

http://isihazm.ru/1/?id=747

иеромонах Иоаким (Сабельников) Часть первая. Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима Мне остается одно сказать Господу: «Хощу видети во благости избранных Твоя». Жизнь в миру и российских монастырях (около 1806 года – 1836 год) О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме старец-духовник Иероним повествует в своей биографии, записанной им собственноручно в конце жизни. 1 Автобиография старца Иеронима. 1885 г. «Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном. Предки мои были родом из Тульской губернии города Дедолова, из духовного звания. Пращур был иерей именем Петр. Пришел и поселился на жительство в этом новом пограничном городке в начале XVII века. Фамилия его была Соломенцов. У его сына Феофилакта было пятеро сыновей: первый назывался Константин, второй – Никифор, третий – Илья, четвертый – Иван, пятый, меньший, – Григорий, который был мой дед. От деда Григория родился мой отец Павел Григорьевич Соломенцов 18 , у которого было четыре сына и одна дочь. Больший сын назывался Алексеем (в монашестве Аркадий), второй – Ильей, третий был я, в Крещении назван Иоанном. Родился июня 28-го дня и в тот же день крещен во имя Иоанна Бессребреника. Сестра называлась Евдокия (в монашестве Маргарита, теперь игумения Борисовского монастыря Курской губернии 19 ). Четвертый сын был Димитрий. 2 Город Старый Оскол. Улица Курская (где находился дом П. Г. Соломенцова). На переднем плане – Успенский храм. Фотография конца XIX в. Дом наш сперва был на большой улице против Успенской церкви (которая прежде была женским монастырем). В этой церкви в это время был священником отец Иаков Белявский, вдовец. Очень был благоговейный, тихий, служил часто со слезами (я это потому знаю, что я несколько лет при нем пономарил).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

«Не ищи на земле ничего, кроме Бога и спасения души» Святогорский старец Иероним и его изречения 14/27 ноября мы чтим память великого русского святогорского старца Иеронима (Соломенцова; 1802–1885) . Иеросхимонах Иероним н а протяжении более 100 лет является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.      Будущий старец, в миру Иоанн Соломенцов, родился в городе Старый Оскол, в богобоязненной купеческой семье. Все в этой семье любили храм Божий и усердно посещали церковные службы. Из пятерых детей Соломенцовых трое приняли монашеский постриг, двое возглавили монашеские обители. Отец Иероним вспоминал: «От отроческих лет церковь была моим единственным утешением. Звонить, кадило подавать, находиться в алтаре, читать и петь – эти занятия были для меня “паче меда и сота”… За прилежание ли к церкви или ради расположения к монашеству благодать Божия часто утешала меня разными просвещениями; некоторые из них были так резки, что на всю жизнь мою остались незабытыми в моей памяти». Когда Иоанну исполнилось 23 года и он уже готовился уйти в монастырь, его сестра также решила принять монашеский постриг. Отец сказал ей: «Так как брат твой хочет скоро оставить нас и пойти в монастырь, потому мы теперь отпустить тебя не можем, ибо в один раз двоих любимых детей отпустить для нас очень тяжело и скорбно, а если хочешь, проси брата, чтобы он за тебя пожил с нами три года». Тогда девушка с рыданием стала просить Иоанна: «Любезный братец, выкупи меня!» Он не мог отказать любимой сестре и остался в миру еще на два года, помогая родителям. Сестра же его 20 лет была благочинной, а затем игуменией в Борисовском монастыре. В этом же монастыре скончалась мать Соломенцовых, постриженная в схиму с именем Еввула. Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу Оставшись в миру, Иоанн не избежал тяжелых искушений. Враг спасения человеческого нападал на него, и целомудренный юноша испытывал сильную плотскую брань. Однажды ночью, когда приступ брани был особенно силен и весь он горел как в огне, молодой человек выбежал из комнаты в сад и горячо молился Господу, умоляя сохранить его в чистоте для заветного монашеского образа. Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу, но исполнивший его сердце неизъяснимой радостью. Иоанн упал на землю и почувствовал необыкновенную легкость во всем теле и полную свободу от плотской брани – эту свободу он сохранил до конца жизни. Дерево же, под которым он молился, за одну ночь полностью высохло.

http://pravoslavie.ru/88195.html

Память старца-иеросхимона Иеронима (Соломенцова) почтили на Афоне Афон, 29 июня 2014 г. Афонский старец Иероним (Соломенцов).      В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре 27 июня, в канун дня памяти преп. Иеронима Стридонского, почтили приснопамятного иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева, 1802-1885), духовного руководителя и старца всех русских святогорцев, сообщает сайт " Русский Афон " . Этот день является днем тезоименитства почившего афонского старца. По сложившейся сразу же после его смерти традиции, русская святогорская обитель ежегодно в этот день, как и вдень блаженной его кончины, совершает панихиду, поминая и всех его сродников. Вот и на этот раз на исходе дня, по окончании повечерия, братия Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря отслужили панихиду и приложились к честной главе своего духовного отца и заступника. В ночь с 27 на 28 июня, в день тезоименитства старца Иеронима (Соломенцова), в обители была совершена Божественная Литургия в храме в честь препп. Иеронима Стридонского и Герасима Иорданского. Этот храм был создан в 1886 г. по благословению ученика старца, игумена монастыря схиархимандрита Макария (Сушкина) в память о почивших старцах русской святогорской обители: игумене схиархимандрите Герасиме и духовнике иеросхимонахе Иерониме. По окончании литургии в храме была совершена заупокойная лития с освящением колива. Мощи старца Иеронима покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители. Костница Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.      Старец Иероним (Соломенцов) на протяжении более 100 лет является один из самых почитаемых в обители русских святогорских подвижников и наставников. Память о нем бережно и благоговейно передается здесь от поколения к поколению. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. В готовящейся к изданию 25-ти томной серии «Русский Афон XIX-XX веков» девятый том будет целиком посвящен старцу Иерониму: пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы и прочее.

http://pravoslavie.ru/71828.html

Память старца Макария (Сушкина) почтили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Святая Гора Афон, 3 июля 2015 г. С 1 на 2 июля в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина, 1820-1889), скончавшегося 2 июля 1889 г., сообщает портал " Русский Афон "      В этот день вот уже более 100 лет в Свято-Пантелеимоновом монастыре ежегодно совершается панихида по почившему старцу. По окончании повечерия братия русского афонского монастыря отслужили панихиду и приложились к его честной главе. Утром, по окончании Божественной литургии, была совершена заупокойная лития с освящением колива. В этом году поминовение старца возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), пребывающий в русской святогорской обители с паломническим визитом. Мощи старца Макария покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители.      Старец Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под его руководством воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начали старцы Арсений Афонский и Иероним (Соломенцов), и он же его и воплотил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Память о старце Макарии благоговейно хранится в русской святогорской обители на протяжении уже более 100 лет. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. В готовящейся к изданию 25-ти томной серии «Русский Афон XIX-XX веков» вторая часть девятого тома будет целиком посвящена игумену Макарию: пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы и прочее. Издание этой части тома запланировано на середину 2015 года.

http://pravoslavie.ru/80390.html

Святая гора Афон – обитель мира и христианской любви, куда стремятся хоть раз в жизни попасть верующие со всего мира. Но люди страстны, и даже в истории этого святого места есть черные страницы. Еще сравнительно недавно, в XIX веке, Пантелеимонов монастырь, «Руссик», был местом сильнейшей распри между русскими и греками. Как случилось, что обитель, которую восстановили совместными усилиями два народа, стала камнем преткновения между ними? Почему русских нелепо подозревали в желании подчинить себе всю Святую Гору? Благодаря чьим усилиям разрешилась эта смута, и какой дала урок всем нам? Отцы Иероним и Макарий      Восстановление Русского монастыря и возвращение в него русских Пантелеимонов монастырь в конце XVIII века пришел в такое сильное запустение, что его хотели исключить из числа афонских обителей. К тому времени все русские монахи вовсе покинули его. В 1803 году патриарх Каллиник выпустил сиггилион о восстановлении монастыря на берегу, на месте келлии Вознесения, и назначил игуменом старца Савву из соседнего Ксенофского скита. Большими трудами монастырь стал возрождаться, но скоро началось греческое восстание. Были казнены и благотворитель обители Святейший Патриарх Григорий V , и главный ктитор – Скарлат Каллимах. В это же время умер старец Савва, и монастырь вновь оказался в запустении. Когда небольшое греческое братство всё же вернулось в обитель во главе с игуменом Герасимом, стало ясно, что монастырь невозможно будет восстановить без участия русских. Иеросхимонаху Иерониму (Соломенцеву) удалось ввести в монастырь русское братство, долгое время избегать проблем с греками, а также найти жертвователей, чтобы довершить возрождение монастыря. Причины нестроений Хотя Пантелеимонов монастырь был русским, что подтверждали в своих грамотах все Константинопольские патриархи, греки никак не хотели русского игумена и были против избрания отца Макария (Сушкина). В обители начались раздор и шатания. Греки, приступившие к ее восстановлению в 1803 году, считали ее уже своим, а не русским монастырем.

http://pravoslavie.ru/82561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 28.06.1805 (1806?), г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.) - 14.11.1885, Афон), иеросхим., ктитор и духовник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне(см. ст. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон ). Род. в благочестивой купеческой семье, предки происходили из духовного звания. С детства прислуживал в храме. По свидетельству родственника И. Ф. Соломенцова, с 12 лет отказался от мясной пищи, избегал мирских развлечений. Стремился к монашеству, но ради послушания родителям оставался дома до совершеннолетия, помогая семье в делах по кожевенному заводу и в торговле. Затем 2 года провел дома после ухода в монастырь сестры Евдокии (в постриге Маргарита; 14 сент. 1886), т. к. родители не отпустили в мон-рь детей одновременно. Сестра впосл. стала игуменией Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря ; в том же мон-ре умерла их мать (в постриге схим. Еввула). По свидетельству И., после чудесного видения Божией Матери и ап. Иоанна Богослова он исцелился от холеры, получил «дар духовного рассуждения и слова» (Жизнеописание иеросхим. Иеронима//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 29-30, 321-322). Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. С 1831 г. вместе с родственником и другом Н. А. Гончаровым (впосл. схим. Никодим) посещал различные обители, был послушником в Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы , Знаменском Хотмыжском мон-рях. Друзьям, искавшим строгой монашеской жизни «в пустыне и безмолвии», посоветовали отправиться на Афон. В марте 1834 г. они пришли в Ст. Оскол за документами для заграничной поездки. Во время празднования Пасхи в Толшевском в честь Преображения Господня монастыре Соломенцов заболел и был вынужден там остаться, а Гончаров посетил Троице-Сергиеву лавру и Оптину пуст. Незадолго до отъезда некий воронежский юродивый предсказал Соломенцову: «Приедешь на Афон да свой улей заведешь и будешь рои отпускать», а Гончарову - схиму и скорую кончину.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ (Алексей; 1775, г. Балахна Нижегородской губ.- 24.03.1846, Афон), иеросхим., старец. Жизнеописание А. записано со слов его духовного сына игум. Парфения († 1868). А. А. род. в семье мещан. Отроком полюбил духовное чтение. В 1794 г. отправился странствовать по мон-рям, поступил в Пешношский мон-рь Московской губ., где 3 года проходил послушнический искус. Затем посетил святыни Киева и познакомился со своим буд. сподвижником Никитой. Алексей и Никита обошли молдав. мон-ри и поселились в Балашевском скиту близ г. Ботошани под рук. опытного старца-духовника, к-рый постриг их в монашество с именами Авель и Никандр. Вскоре мон. Авель по настоянию старца был рукоположен во иеромонаха и назначен духовником братии. Через 18 лет после кончины старца сподвижники по откровению свыше решили переселиться на Афон, несмотря на то что в это время афонские мон-ри подвергались разорению в ходе греч. освободительного восстания против тур. владычества (1820-1829). После мн. тягот сподвижники прибыли в скит св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря. Иером. Авель был пострижен схим. Арсением († 1839) в схиму с именем Арсений и постриг в схиму мон. Никандра с именем Николай. Схимники возделывали огород и вырезали ложки. Иеросхим. Арсений Афонский Иеросхим. Арсений Афонский После заключения мира между греками и турками монашеская жизнь на Афоне оживилась, в скит стала стекаться братия, и А. А., стремившийся к уединению и безмолвию, вместе со схим. Николаем переселился в разоренную келью свт. Иоанна Златоуста. Подвижники построили 2 кельи, освятили церковь и начали жить по пустынному уставу. В 1834 г. вместе с иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) они совершили паломничество в Иерусалим. В 1838 г. А. А. был игуменом скита во имя прор. Илии. В 1839 г. по благословению старца его духовные чада игум. Павел и иеросхим. Иероним (Соломенцов) восстановили рус. монашество в Пантелеимоновом мон-ре, в 1841 г. иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий основали Андрея ап. скит . 6 февр. 1841 г. скончался схим. Николай, через год А. А., принявший учеников, переселился в скит Лак во имя вмч. Димитрия, а еще через 3 года - в уединенную келью Св. Троицы близ мон-ря Ставроникита, где и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/76278.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010