Наследие старца Иеронима ценно для нас тем, что он создал духовную систему спасительного устроения жизни, которую можно назвать аскетическо-общественной и которая пригодна для всех видов общинного христианского жития. И мы видим, что основные положения духовных сочинений и политической публицистики Константина Леонтьева , начиная с афонского периода его жизни, полностью совпадают с принципами этой системы. Рассмотрим кратко личность иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) , его жизнь на Афоне и его учение, чтобы проследить духовное преемство между ним и Константином Леонтьевым . Будущий великий старец (в мipy Иоанн) родился в Старом Осколе в 1806 году, получил благочестивое воспитание в богобоязненной купеческой семье, предки которой происходили из духовного звания, с раннего детства прислуживал за богослужениями в храме, пел на клиросе. Духовные дарования его проявились очень рано, так что его даже называли юношей-старцем. Оставив родительский дом в 25-летнем возрасте и пожив несколько лет в российских монастырях, он отправился в далекий путь «из варяг в греки», привлеченный рассказами об особо благодатном и святом месте – Афонской Горе. На Афон он прибыл в 1836 году в числе первых русских паломников, попавших на Святую Гору после 100-летнего перерыва, связанного с многочисленными русско-турецкими войнами. На Святой Горе он обрел то, о чем благочестиво мечтал с раннего детства. Афон, этот, по словам архимандрита Леонида (Кавелина) , осколок Византии, оставался «духовной школой православного монашества» [цит. по: 9, с. 27], где желающий спасения мог найти совершенный образец всех родов подвижничества. Любя пустынное безмолвие, Иоанн Соломенцов приобрел келлию (дом с храмом-параклисом) и поселился в ней с двумя появившимися у него учениками. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иоанникий и собирался всю жизнь провести в афонской пустыне. Но по благословению своего старца, известного афонского духовника иеросхимонаха Арсения, ему вскоре пришлось переселиться в Русик, как кратко называли Русский монастырь святого Пантелеимона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания. Где произошло явление Божией Матери? Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника. Как в обители возник обычай кормить бедных? Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов. Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких». Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии. А кто раздает милостыню на фотографии? Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.

http://pravicon.com/info-3683

По прибытии на Афон, в Русский Пантелеимонов монастырь, отец Пахомий начал вести самую строгую иноческую жизнь. В храм приходил всегда первым и уходил последним, пищи вкушал мало, любил слушать чтение житий святых в трапезной, был крайне воздержан в общении с братьями и молча выполнял свое послушание. У него была одна мечта — добиться того, чтобы богослужение в храме продолжалось в его сердце даже тогда, когда служба там заканчивалась. Он хотел, чтобы служба шла, и когда он трапезничал, и когда исполнял послушание, одним словом, беспрерывно. В многолюдном монастыре этого добиться было нелегко, но он старался довести до минимума необходимое для монастырской жизни общение с братьями. Его огорчало и удивляло то, как некоторые братья, только что стоявшие в храме с крайним благоговением, выйдя из него, с невероятной легкостью предавались суетным разговорам и моментально теряли прежнее благоговение. Он всеми силами старался бежать в келью, чтобы избежать таких разговоров. Вскоре его постригли в мантию с именем Пантелеимон. Тогда он еще более усугубил свои иноческие подвиги. Духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне старец Иероним (Соломенцов) благословил ему творить в сердце непрерывную молитву, что точно соответствовало расположению его души. Он спал только три часа в сутки, остальное время старался беспрерывно творить Иисусову молитву в храме, в келье, во время послушания или трапезы. После семи лет такого подвига тонко чувствовавший его духовный настрой старец Иероним благословил отца Пантелеимона подвизаться в уединенной келлии в совершенном одиночестве. Счастью отца Пантелеимона не было границ. Вот, наконец исполнилась его давняя заветная мечта — полное уединение с Богом и постоянное предстояние перед Создателем. Но Промысел Божий по отношению к нему был иной. Через год проживания на келлии его вызвал старец Иероним и сказал: «Гряди, чадо Божье, в Россию и обращай там раскольников. Здесь таких, как ты, много, а там нет! Место, где ты остановишься, там будет тебе и многим во спасение. Там ты построишь новую иноческую обитель и в ней окончишь дни свои».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

Этот древний, известный с XII века монастырь давно уже перешел во владение к грекам. В начале XIX века монастырь испытал такой упадок, что протат (святогорское монашеское соборное управление) хотел продать его за долги. Маленькое греческое братство, среди которого не было ни одного русского монаха, во главе с пожилым игуменом Герасимом испытывало бедствия, голод, насмешки от афонцев за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный праздник (панигир), день памяти святого великомученика Пантелеимона.   Утешали себя пантелеимоновские греки известным святогорским пророчеством: «Бог не оставит сию обитель, но воздвигнет такого мужа, который ее возродит». Этим долгожданным мужем и стал русский монах Иоанникий (Соломенцов). После слезных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря, напутствуемый пророческими словами своего старца: «Иди в Русскую обитель: Господь там хощет сотворить нечто дивное», он вселился в 1840 году в Пантелеимонов монастырь, был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником обители.   Почти полвека прожил он в Русике в неустанных трудах, прославившись как возобновитель русского афонского монашества, как ктитор — возобновитель и строитель Пантелеимонова монастыря, как известный многими благодатными дарованиями богомудрый, прозорливый старец-духовник. Иеросхимонах Иероним, став первым помощником греку-игумену, так мудро повел монастырские дела, что постепенно нашел средства выплатить огромные долги обители, полностью восстановить и отстроить ее жилые и хозяйственные корпуса, благоукрасить храмы. Насельников в монастыре становилось все больше и больше, и в конце жизни отца Иеронима в обители собралось до 1000 человек. Братия состояла в основном из русских и греков, были и сербы, и болгары, и молдаване… Монастырь, как и все святогорские обители, жил, по свидетельству Леонтьева, «своей особой, не греческой и не русской, а православной жизнью» с. 59].   Русский консул в Солуни (ныне Салоники) Константин Николаевич Леонтьев впервые приехал в Пантелеимонов монастырь в 1871 году. Обстоятельства приезда хорошо известны с его слов. Летом 1871 года он тяжело заболел, испугался смерти и взмолился, обращаясь к иконе Божией Матери, висевшей на стене, об исцелении, пообещав постричься в монахи на Афоне. И с ним произошло явное чудо — он выздоровел через несколько часов. Потрясенный и перерожденный действием благодати Божией, столь явственно ощутимой, он отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Там Константин Николаевич провел больше года, «изучая», по его свидетельству, «монашескую жизнь и испытывая себя», там он «вступил навеки в духовную связь с монашеством» с. 102, 591].

http://isihazm.ru/1/?id=747

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; †1885). После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся. Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился. В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками). Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин) . Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

Путешественники посетили Иерусалим, окрестности его, Синай и вообще все более или менее замечательные места Палестины, после чего прибыли в Солунь. Здесь они остановились на Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Это было в последних числах октября 1851 года. Проводив торжественный Солунский праздник во имя святого Димитрия Солунского, Михаил Иванович и спутник его отправились сухим путем на Святую Гору Афон, куда и прибыли благополучно 3 ноября 1851 года. Остановились они в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В Руссике в то время было еще немного русских иноков. Сразу после прибытия Михаил Иванович познакомился с духовником русской общины старцем Иеронимом (Соломенцовым), который своими беседами произвел на него глубокое впечатление и окончательно утвердил в нем решение остаться здесь на жительство. Но для начала он пожелал пройти по Афону, чтобы поклониться всем святыням. По ходу этого путешествия, во время подъема на вершину Афона, Михаил Иванович простудился и почувствовал приступ сильной лихорадки. Путешественники едва добрались до монастыря Кутлумуш. Здесь он настолько разболелся, что не мог больше продолжать путь. Михаил Иванович уже отчаялся и написал письмо старцу Иерониму, прося приехать к нему. Но отец Иероним велел перенести больного в Пантелеимонов монастырь. Больного перенесли на носилках в Руссик. При посещении больного игуменом Герасимом и отцом Иеронимом Михаил Иванович решился просить отца игумена принять его в монастырь послушником. Отец игумен исполнил его просьбу. Между тем болезнь Михаила Ивановича усиливалась, не помогали никакие лекарства. Даже доктор сказал старцу Иерониму, что больной едва проживет до следующего утра. Тогда отец Иероним решил постричь его в великую схиму. Это случилось 27 ноября 1851 года, Михаил Иванович в схиме получил имя Макария. Сразу после пострига больной стал чувствовать себя лучше и после трехдневной бессонницы уснул спокойным продолжительным сном. Потом он быстро стал поправляться и уже к 4 декабря мог ходить и чувствовал себя легко. Так милостивый Господь оставил его жить, чтобы он прославил Бога и трудился во славу Его. Отец Макарий уже через месяц после своего пострига исполнял все послушания, которые ему давали: он и рыбу на кухне чистил, и лук в вязанки вязал, и кирпичи на стройке таскал, и пшеницу из сосудов выгружал — все прошло через его руки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2919

Современники называли братство Русского Пантелеимонова монастыря «православным обществом, равного которому нет во всем мipe», «высшим, что есть на Афоне и во всем русском монашестве» л. 51, 60]. Эту обитель возродил из страшного оскудения, отстроил и всесторонне благоустроил ее старец-духовник иеросхимонах Иероним (Соломенцов ; 1806–1885). За вторую половину XIX века – время своего пребывания в монастыре – он собрал в древних стенах большое братство, общество спасающихся людей, воспитал их в монашеских добродетелях и оставил им в вечное и спасительное достояние свои старческие заповеди. Будущий великий старец прибыл на Афон в 1836 году в возрасте 30 лет. Он был в числе первых русских, которые попали на Святую Гору после 100-летнего перерыва, связанного с постоянными русско-турецкими войнами на Востоке. На Святой Горе он обрел то, о чем его благочестивая душа мечтала с раннего детства: Афон, этот осколок Византии, оставался «духовною школою православного монашества» c. 1], где желающий спасения мог найти совершенный образец всех родов подвижничества. Имея любовь к безмолвию, он собирался всю жизнь провести в афонской пустыне, на маленькой келлии с двумя учениками. Но, будучи совершенным послушником, по воле своего старца иеросхимонаха Арсения переселился в Русик, как кратко греки называли Русский монастырь святого Пантелеимона. Этот древний, известный с XII века монастырь давно уже принадлежал грекам. В начале XIX века он пришел в такой упадок, что протат (святогорское правительство) хотел продать его за долги. Маленькое греческое братство во главе с пожилым игуменом Герасимом испытывало бедствия, голод, насмешки от афонских собратий за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный праздник – панигир, день памяти святого великомученика Пантелеимона. Но в утешение пантелеимоновские греки повторяли одно известное святогорское пророчество: «Пантелеимонова обитель не погибнет до конца – Господь воздвигнет мужа, который возродит сию обитель». Этим долгожданным мужем стал русский иеросхимонах Иероним. После слезных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря, напутствуемый пророческими словами своего старца: «Иди в Русскую обитель: Господь там хощет сотворить нечто дивное», он вселился в Пантелеимонов монастырь и был назначен духовником. Это было в 1840 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/obr...

20 . Акафист святому великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу. Церковной печати. Тамбов, 1878; СПб., 1881, 1882; М., РПМА, 1886, 1890, 1895. Составитель акафиста – схимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 10, с. 449). О схимонахе Аркадии как составителе служб и акафистов см.: Дмитриевский А. А. Русские па Афоне. СПб., 1895, с. 328 234). 21 . Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. Церковной печати. СПб., 1861, 1866, 1867, 1871, 1872; М., РПМА, 1879, 1880, 1881, 1882, 1887, 1889, 1892. 1894, 1900. Гражданской печати. СПб., 1863, 1865, 1869, 1870, 1873, 1874, 1877; М., РПМА, 1879, 1881, 1887, 1888, 1890, 1891, 1893, 1894, 1898, 1915. Автором акафиста Л. Денисов считал иеросхимонаха Сергия Святогорца (Веснина) (Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 131). Однако А. Попов , на основании сведений из Свято-Пантелеимонова монастыря, указывает в качестве автора схимонаха этого монастыря Аркадия (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 7/8, с. 172). Другие издания акафиста см.: Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону... 774). См. также: Молебные предпразднственные каноны... 475). 22 . Акафист святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню. Церковной печати. СПб., 1872; М., РПМА, 1883, 1891, 1894, 1896. Гражданской печати. СПб., 1872, 1873; М., 1878. Составитель акафиста – иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, редактор – схимонах того же монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 9, с. 319). 23 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. Из содерж.: Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь (1495–1005), с. 145–146. – Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия митрополиту Варлааму об отправлении в Москву святогорского старца Максима Грека с сопутниками (1516–1517), с. 175–176. – Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия митрополиту Варлааму о милостыне (1516–1517), с. 176–177. – Опасная грамота Великого князя Иоанна Васильевича святогорским старцам Пантелеимонова монастыря на приезд в Москву за милостынею (1543, ноября 3), с. 539. – Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Иоанну Васильевичу об освобождении святогорского инока Максима и о дозволении ему возвратиться в место пострижения своего (1545, апреля 4), с. 539–541. – Окружное послание митрополита Макария о милостыне святогорским старцам (Руссика) (1547, августа 1), с. 545–546.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В сент. 1836 г. друзья приехали на Афон, где нашли себе духовного отца иеросхим. Арсения Афонского . Между 1836 и 1837 гг. старцем Арсением в келлии свт. Иоанна Златоуста ( Иверского монастыря ) Соломенцов был пострижен в монашество с именем Иоанникий. По благословению старца приобрел келлию во имя прор. Божия Илии (в пределах монастыря Ставроникита ) и принял 2 послушников. Гончаров, постриженный в монашество с именем Никита, купил келлию св. Архангелов (мон-ря Ставроникита) и вскоре умер, приняв схиму с именем Никодим. По благословению старца Арсения Иоанникий вместе с учениками совершал уставные богослужения суточного круга (кроме литургии), работал в саду, каждый месяц по седмице постился, исповедовался у о. Арсения и причащался. От духовного отца воспринял опыт молитвы Иисусовой . В 1838 г. совершил паломничество в Иерусалим. 20 окт. (по др. сведениям, в сент.) 1840 г. перешел в Пантелеимонов монастырь по настоятельной просьбе игум. обители схиархим. Герасима Афонского с братией и по благословению иеросхим. Арсения. Последний заповедал Иоанникию «идти в общежитие... спасать многих» и предсказал, что в Пантелеимоновом монастыре через него «Бог хощет сотворити нечто дивное» ( Ковалевский. 2006. С. 30-31). Пантелеимонов монастырь (Русик) с сер. 30-х гг. XVIII в. находился в ведении греков и имел в братии не более 10 рус. иноков. Обитель испытывала материальные затруднения (невыплаченные долги и проч.). Греческие старцы просили Иоанникия «собрать братию русскую, благоустроить их», что, по их предположению, помогло бы внутреннему и внешнему возрождению обители (Жизнеописание иеросхим. Иеронима//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 37). При этом Иоанникий, стремившийся к безмолвному житию, получил благословение иногда «удаляться на безмолвие» в монастырские келлии, что и исполнял в начальный период жизни в обители. 18(21) нояб. 1840 г. находившийся на Афоне Адрианопольский митр. Григорий рукоположил Иоанникия во диакона, 21(23) нояб.- во иерея, назначил духовником пантелеимоновской братии. Великим постом 1841 г. Иоанникий принял схиму с именем в честь блж. Иеронима Стридонского . Иеросхим. Арсений перед кончиной (24 марта 1846) передал И. руководство своими духовными чадами.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Иеросхим. Иероним (Соломенцов) и схиархим. Макарий (Сушкин). Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XIX в. 30 июля 1850 г. Сушкин выехал из Тулы в паломническую поездку по святым местам правосл. Востока. Посетив Киев, курскую Коренную в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , 23 янв. 1851 г. отплыл из Одессы в К-поль. Отправился на Св. землю и Синай, где больше месяца прожил в мон-ре вмц. Екатерины, неопустительно присутствовал на богослужениях. Посетив Александрию, через Смирну и Фессалоники отправился на Афон и 3 нояб. 1851 г. остановился в Русском Пантелеимоновом мон-ре (Русике). Аскетический строй монашеской жизни, а также личность старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего рус. братией Пантелеимоновой обители, произвели на Сушкина большое впечатление, вызвали в нем желание остаться в монастыре и в дальнейшем принять постриг. Совершая паломничество к святыням Афона, Сушкин заболел. Он находился в крайне тяжелом состоянии и в ночь на 27 нояб. 1851 г. в Пантелеимоновом монастыре был пострижен в великую схиму с именем Макарий. После пострига его состояние стало улучшаться. Выздоровев, М. трудился на общих послушаниях, а также был занят в б-ке и выполнял послушание канонарха. Стал духовным чадом и ближайшим учеником иеросхим. Иеронима; их отношения до кончины старца (1885) отличались «редким единомыслием» (История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря. 2015. С. 371). Рукоположен в сан диакона 22 февр. 1853 г., в сан иерея - 3 июня 1856 г. «архиепископом Никодимом» (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 25). 7 авг. 1857 г. назначен 2-м духовником русской братии и стал главным помощником старца Иеронима в деле «восстановления на Афоне русского иночества» ( Леонтьев. 2009. С. 49), в возрождении Пантелеимонова монастыря и организации его внутренней жизни. Под руководством старца Иеронима М. сформировался как строгий подвижник, обладавший большими организаторскими и административными способностями и рассудительностью. Он отличался любовью к богослужению, скромностью и непритязательностью, добротой и милосердием к ближним; от старца Иеронима воспринял опыт духовничества и старчества.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010