Издание осуществлено по благословению игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священно-архимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко). Справка Старец Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под его руководством воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начали старцы Арсений Афонский и Иероним (Соломенцов), и он же его и воплотил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Память о старце Макарии благоговейно хранится в русской святогорской обители на протяжении уже более 100 лет. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. Собраны многочисленные свидетельства о чудесах по молитвам старцу. Родился схиархимандрит Макарий 17 октября 1820 года в Туле. Мирское имя — Михаил Иванович Сушкин. Потомственный почетный гражданин города Тулы, купеческого сословия. Прибыл на Афон 3 ноября 1851 года. По прибытии отправился в путешествие по Святой Горе, но по дороге заболел и в болезненном состоянии был отведен в Свято-Пантелеимонов монастырь, где, не чувствуя облегчения, пожелал принять великую схиму, в которую и пострижен был 27 ноября 1851 года, после чего постепенно оправился от болезни. Рукоположен в иеродиакона 22 февраля 1853 года, в иеромонаха — 3 июня 1856 года. Назначен духовником русской святогорской обители с 7 августа 1857 года. Игумен обители с 26 сентября 1875 года. При нем Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь достиг небывалого расцвета. Преставился 19 июня/2 июля 1889 года. Автор книг: «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Афоне» и «Чиноположение или устав Кассандрийского метоха Афонского Пантелеймонова монастыря». В архиве обители хранится его личный фонд, сохранились также записи его духовных бесед со старцем Иеронимом и т.п.

http://pravoslavie.ru/92072.html

Икона Божией Матери " Отрада и Утешение " - одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой горы Афон. Список с нее был сделан первыми русскими старцами афонской Пантелеимоновой обители. Иеромонах Иероним (Соломенцов) и архимандрит Макарий (Сушкин) узнали о строящемся в Санкт-Петербурге монастыре и передали для него афонский список с благословением, начертанным на ее оборотной стороне. В честь образа в 1854 году в Новодевичьей обители была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Вышенском монастыре. По открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место. Начальник отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов отметил, что городская администрация примет участие в информационной поддержке пребывания вышенских святынь, а также обеспечит правопорядок и безопасность. " Через эти святыни мы глубже познаем историю нашей страны, нашего города. Труды и переписка святителя Феофана Затворника - важная часть культурно-исторического и духовного наследия " , - подчеркнул он. Владимир Георгиевич рассказал о программе пребывания святынь в северной столице. 26 апреля их торжественно встречают в Новодевичьем монастыре, где они будут доступны для поклонения верующих до 8 мая с 9:00 до 19:00. 27 апреля в Казанском храме монастыря Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении четырех архиереев. В этот же день в Афонском храме обители пройдут два показа фильма " Путь ко спасению " . Еще три дня - с 9 по 11 мая - святыни будут находиться на подворье Оптиной пустыни, а затем их встречает Покровский собор Гатчины, где им можно будет поклониться до 18 мая. Рейтинг: 9.9 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Юрий 9 марта 2016, 14:33

http://pravoslavie.ru/70289.html

Старец Иосиф Исихаст 7. Плотская брань возгорается не столько от пищи, от пития, от вина и от сна, сколько от осуждения. Старец Иосиф Исихаст 8. Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над осуждающими. Раз, два, три и четыре раза воссылал он моление о сем к Богу. Бог, видя такую молитву, ежедневно воссылаемую Ему (преподобным), удостоверяет его следующим чудесным образом в том, что возношение наветников (т.е. осуждающих ближнего своего) есть мерзость пред Богом. Посылает Бог ангела собрать на одно блюдо (изображения) всего того, что происходит от возделывания наветниками зла своего. Собрал все это (ангел) и, держа все в руках своих, принял образ человека, делая вид, что хочет пронести сие мимо преподобного. Преподобный же, когда ангел приблизился, отвернул от него лицо свое. Ангел сказал: «Отчего, авва, отворачиваешь ты лицо твое?» Говорит преподобный: «Не в силах выносить я сего смрада и зловония». Говорит ангел: «Ты и на малое мгновение не в силах вынести такого зловония, как же просишь, чтобы Бог ежедневно выносил его пред Лицом Своим? Т. е. не отвращал бы Лица Своего от мерзких молитв осуждающих и от душ их? Уже одно долготерпение Бога, с которым Он долготерпит подобному зловонию, есть великое милосердие Божие… Преподобный Нил Мироточивый 9. Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) 10. Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Преподобный Силуан Афонский Рейтинг: 9.6 Голосов: 1646 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Светлана 21 марта 2019, 03:28 Спаси Бог за вразумление! Зинаида 20 марта 2019, 09:37 Господи! Очисти Сам меня от осуждения,ибо не в моих силах совладать собою. Николай 27 декабря 2018, 18:13 Спаси Нас Господи от непомерного греха, - осуждений, порой от безделья мы суждением только и занимаемся... Прости Господи.

http://pravoslavie.ru/118081.html

Старец еще вспоминал, как в пору его молодости он тяжело заболел холерой и был близок к смерти. Ему явилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, и юноша тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. По окончании двухлетнего срока родители более не удерживали сына и благословили на монашество, и после кратковременного пребывания в российских монастырях в 1836 году он приехал на Святую Гору. Здесь Иоанн, будущий старец Иероним, стал верным послушником известного духовника иеросхимонаха Арсения Афонского, его преемником по старческой благодати, и был пострижен им в монашество. Молодой подвижник быстро возрастал духовно, и, когда в 1840 году в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре отошел ко Господу духовный руководитель русской братии иеросхимонах Павел, старец Арсений Афонский благословил своего первого ученика и сотаинника перейти на жительство в русский монастырь и стать духовником русских иноков. С Божией помощью отец Иероним стал замечательным духовником, мудрым и любящим отцом для братии, признанным духовным руководителем монастыря – как греческой, так и русской его половины. Во время вступления отца Иеронима в должность духовника в 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских было только одиннадцать человек. Молодого подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды. Но это не остановило отца Иеронима. Не имея ничего, кроме благословения духовника отца Арсения и помощи Божией, он начинает ремонт старых зданий и строительство новых. В 1845 году был перестроен собор святого великомученика и целителя Пантелеимона. Возведены новые храмы: в 1846 году – Митрофаньевский, в 1850 году – Покровский. К 1850 году численность русских иноков достигла 80 человек, а в 1861 году – 200. Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло до 1000. Отцы Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин)     

http://pravoslavie.ru/88195.html

Келья афонского монаха      Исторически Русский Афон включает в себя: древнерусскую Лавру Пресвятой Богородицы, известную как обитель Ксилургу (X–XII веков); древний Свято-Пантелеимонов монастырь, известный более под названием Нагорный или Старый Русик (в 1169–1790 гг. имел статус официального русского святогорского монастыря); и наконец, нынешний Прибрежный Свято-Пантелеимонов монастырь. Богородичная обитель Ксилургу и Старый Русик сегодня скиты Пантелеимонова монастыря. В XX веке русские афониты оказались отрезанными от родины, из России на Святую Гору не поступала уже никакая помощь, прекратилось паломничество, не приходили новые иноки. Русское монашество на Святой Горе Афон оскудело численно. Так что даже Андреевский и Ильинский скиты, многочисленные кельи и каливы русских на Афоне опустели и разрушились. В упадок пришел и Пантелеимонов монастырь. Его уже не поддерживали 2000 насельников, как это было до революции, оставалось с десяток немощных стариков. Но именно в этот период угасания Промысл Божий воздвиг как светильник кроткое слово преподобного Силуана Афонского, его письменное наследие вместило в себя полноту и глубину русской святогорской традиции. Как замечал архимандрит Софроний (Сахаров), открывший его труды всему миру, преподобный Силуан не был учеником одного конкретного старца, но воспитывался всей атмосферой, всем укладом монастырского повседневного быта, который без сомнения может именоваться аскетической школой Русского Афона, преемственность которого начинается от богоносного старца Арсения и его учеников – старцев Иеронима и Макария. Преподобный Силуан упоминает в своих писаниях о многих подвижниках Пантелеимонова монастыря, которые оказали неизгладимое влияние на его духовный рост как Афонского подвижника. Некогда великий старец Русского Афона иеросхимонах Иероним (Соломенцев) говорил, что в Пантелеимоновом монастыре, милостию Божией, сформировалось чистое общежитие, достаточное для воспитания боголюбивых душ в меру возраста Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 157 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/99552.html

Наш спутник-монах старательно объяснял, что на греки называют Пантелеимонов монастырь Прасини мони – Зеленый монастырь . Он же обратил наше внимание, что в отличие от других афонских монастырей в русской обители отсутствует пиргос ( пирг ) – оборонительная башня, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения монастырскому начальству об опасностях. Во времена земной жизни преподобного Силуана, имя которого в переводе с латыни означает Лесной , русская обитель была самой большой, процветающей и многолюдной на Афоне. За семь лет до его приезда на Афон, здесь скончался иеросхимонах Иероним (Соломенцев; † 1885) – великий старец, духовник и ктитор-обновитель, главный деятель Русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом. При нем Пантелеимонов монастырь достиг всестороннего расцвета и был воздвигнут на такую высокую степень духовного преуспеяния, что стал образцом для других обителей. К началу ХХ века на всем Афоне подвизались около 4800–5000 русских иноков, а в Пантелеимоновом монастыре в 1910 году насчитывалось более 1900 человек. Этот период называют временем наибольшего духовного расцвета и благоустроения обители. В конце XIX века в обители насчитывалось пять больших и 13 малых храмов. Все многочисленные монастырские здания и хозяйственные постройки представляли собой почти целый русский город. Вне монастырских стен на морском берегу фасадом в сторону Афонской вершины был воздвигнут пятиэтажный Преображенский корпус с тремя небольшими храмами, двухэтажной больницей и общежитием для паломников, называемым здесь архондариком . В 1890 году в обители при игумене Андрее (Веревкине) могли находиться одновременно около тысячи паломников. Авторитет афонского монашества и красота совершаемых здесь церковных богослужений были широко известны в России. Приток русских поклонников постоянно множился, игумен в те годы почти никому не отказывал в приеме в число братии, поэтому общее количество русских насельников в обители и ее округе возросло до двух тысяч. Подвижнической жизнью были известны на Афоне духовники иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению проживавшие в кельях близ монастыря. После исповеди и покаяния они «разрешали сомнения и бури помыслов» многочисленных иноков и паломников. В обители все строго придерживались порядка общежития, поэтому здесь царило братское единомыслие и сохранялся мир в общении всех насельников.

http://pravoslavie.ru/put/080924115915.h...

С самого начала деятельность Алтайской духовной миссии получила благословение старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхим. Иеронима (Соломенцова) и схиархим. Макария (Сушкина). Афонские старцы Макарий (Сушкин) и Иероним (Соломенцов)      Особенно тесными связи Алтайской духовной миссии с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем становятся при преемнике прп. Макария (Глухарёва) - архимандрите Владимире (Петрове), будущем архиепископе Казанском. Начальник Алтайской духовной миссии архим. Владимир (Петров)      Так в 1879 году, к 50-летнему юбилею Алтайской миссии, в дар со Святой Горы Афон была передана из Русской Пантелеимоновой обители икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей. Иконописная мастерская Пантелеимонова монастыря на Афоне      Иконописная мастерская Пантелеимонова монастыря на Афоне      Иконописная мастерская Пантелеимонова монастыря на Афоне      Размеры иконы составляли примерно 1 на 1,5 метра. Доставленная из русской святогорской обители стараниями иеромонаха Арсения (Минина) и по благословению старца Макария (Сушкина), драгоценная святыня была встречена в Томске нарочито по этому случаю приехавшей делегацией сотрудников миссии во главе с ее начальником архимандритом Владимиром (Петровым). После божественной литургии и молебна, совершенных в Томском кафедральном соборе преосвященным Петром, епископом Томским, святыня вместе с другими чудотворными иконами при многотысячном стечении народа, была пронесена по городу Томску. Далее, сопровождаемая представителями Алтайской миссии и многочисленным " собором православных " она начала свой путь на Алтай. Этот масштабный крестный ход с афонской иконой, постоянно несомой верующими, продолжался почти два месяца с неумолкаемым пением во время пути и с совершением молебнов, в сопровождении многочисленного народа. Икона св. влмч. Пантелеимона      При вступлении в предгорья Алтая, афонская святыня была встречена несколькими тысячами старо- и новокрещеннаго населения, и торжественно поставлена в главном стане Алтайской Миссии, селе Улале, в храме Всемилостиваго Спаса.

http://pravoslavie.ru/99668.html

Светописанный образ Пресвятой Богородицы      И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников» . Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании: «Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения». Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам. Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников. Божия Матерь смиренно принимает кусок хлеба Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».

http://pravoslavie.ru/81818.html

«Имейте в уме непрестанно, что жизнь сия кратковременна и оная есть не иное что, как приготовление для будущей, ибо, что посеет человек в сем веке, то и пожнет в грядущем нескончаемом. Работайте, пока есть день, приидет нощь, то есть смерть, когда “никтоже работати может” ( Ин. 9:4 )» с. 686]. «Сыну своему позаботьтесь прежде всего внушить религиозность и страх Божий. Усвоивший это молодой человек, какое бы звание ни избрал, всегда будет верен и усерден к службе и благополучен и в сей, и в будущей жизни. Если позволят вам средства, можете отдать сына своего для обучения в семинарию, куда принимают ныне из всех званий. А как насаждать в детях благочестие и страх Божий на всю их жизнь, о том вы получите от нас книжку» с. 694]. 2 . Утверждаться в истинной вере. «Надобно обучить себя в таинстве веры, утверждаться в вере в заслуги Господа нашего Иисуса Христа и вседушно полагаться на них. Он за нас воплотился, пострадал, кровь Свою пролил и на Кресте умер и верующим в Него и кающимся в грехах своих дарует прощение и вводит в жизнь вечную – блаженную. Вот основание нашего спасения» с. 424]. 3 . Все свои надежды возлагать на Бога. Призывать помощь Божию, Божией Матери, святых ангелов и угодников Божиих. «Спасайтесь силою Божиею, укрепляйтесь на пути к Царствию верою и надеждою и смиряйтесь» с. 804]. «Прежде всего должно просить помощи свыше, без коей не можем творити ничесоже» л. 5]. «Надобно в теплоте духа и веры молить Господа о помощи. Бог – моя сила, Бог – мой Спаситель, вся моя надежда на милость Его, и все зависит от Его помилования» с. 538]. «Надо надеяться на Бога и на Царицу Небесную, а не на деньги и богатство скоропреходящее. Аще кто Господа и Царицу Небесную возлюбит всею душою и всею крепостию и прославит угодников святых и аще кто надеется на Них на земли, того Господь и Царица Небесная не оставят на земли и прославят на небеси» с. 94]. «Заступницу рода нашего – Царицу Небесную усерднее и чаще молите, дабы Она помогла вам во всем и была бы о вас Ходатайницею пред Господом, ибо много может моление матернее ко благоусердию Владыки» с. 686].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

– пагубность либерального эгалитаризма, смешения и уравнения прав гражданских и политических; – благотворность и спасительность крепкой власти – монархии, освященной Православием, опирающейся на иерархическое строение общества, способной надолго задержать предреченное Божественным Откровением воцарение зла и неверия на земле и приход антихриста; – подлинная нравственность основывается на христианском смирении; – стремление людей к земным благам и комфорту как главной цели своего существования (эвдемонизм) противно Евангелию и святоотеческому учению и ведет к погибели. Константин Леонтьев полностью погрузился в духовную атмосферу монастыря. В своей дипломатической записке 1871 года он характеризует обитель «как примерную во всех отношениях», говорит о «строгости ее иноческих нравов, порядке, благочинии и вполне русской красоте церковной службы» с. 439]. Некоторые характерные черты русского монастырского быта, прекрасное пение на церковно-славянском языке, столь радовавшее паломников из России, сочетались в жизни обители с древними византийскими церковными традициями, подчас очень суровыми и недоступными пониманию мipckoro избалованного человека, именно: продолжительными всенощными бдениями; многочисленными постными днями; монашеской нестяжательностью, строгой общежительной дисциплиной, когда в келлии нельзя ничего держать без игуменского благословения; откровением помыслов старцу; частой исповедью и причащением. Даже отсчет времени здесь был византийским. Вековой уклад обители, наполненный непрестанной памятью о Боге, порождал истинных монахов. В древнее суровое общежитие, где многое держалось «узами внешней дисциплины», старец Иероним принес свое неусыпное отеческое попечение и любовь к чадам, он утвердил «духовный о Господе союз греков с русскими» с. 35]. «Собственное наше спасение и усовершенствование души нашей находятся в искании пользы для других, а не для себя самих, то есть жить для пользы других. “Более сея любы нет, да кто положит душу свою за други своя” ( Ин. 15:13 )», – часто повторял старец евангельские слова [цит. по: 9, с. 29].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010