Среди рукописей покойного Ундольского, ныне хранящихся в московском Румянцевском Музее, под 1383-м значится: «Книга о посылке архимандрита Новоспасского монастыря в Костромской и в Кинешемской уезды во 195-м году к раскольникам о увещании их к истинной вере». Подлинной «Книги» в Музее нет, настоящая же рукопись есть копия 1 , исполненная, надо думать, по поручению бывшего владельца ея. Она написана славянским текстом, с титлами и надстрочными знаками. В тексте рукописи не раз указывается имя упомянутого в ее заглавии «архимандрита», – говорится, что то был архимандрит московского Новоспасского монастыря Игнатий. Но из содержания памятника видно, что сам Игнатий был и автором его. Например, упоминая о приветственной кинешемцам речи, по поводу приезда из Москвы в Кинешму архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна, автор «Книги» говорит об этом в следующих выражениях: «архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедши, к собравшимся в церкви народом возвещали милосердное жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцев своих, меня, архимандрита Игнатия, и протопопа Иоанна к вам на Кинешму». Уже из этого места видно, что автором «Книги» был один из двух московских на Кинешме гостей, и именно тот, который произносил приветственную кинешемцам речь, – архимандрит Игнатий. Имя Игнатия, бывшего в 1687 году, когда состоялась подлежащая нашему обозрению поездка в Кинешму, архимандритом московского Новоспасского монастыря, достаточно известно. Но нельзя сказать, что хорошо известен тот факт, о котором говорится в нашем памятнике. Насколько мы знаем, подробности этого достопримечательного события еще не были сообщены в литературе по расколу. А то, что уже занесено на ее страницы, не имеет надлежащей точности. Между тем рукопись, заглавие которой мы выписали выше, как можно убедиться при внимательном ее чтении, представляет возможно полный и, по-видимому, не односторонний свод относящихся к данному факту частностей. Поэтому для истории противораскольнической миссии XVII века она имеет бесспорно важное значение. Кроме того, рукопись несколько восполняет фактические сведения по истории раскола вообще. Не говорим уже о том, что имеем дело с новым памятником того пера, которое известно и по другим сочинениям о расколе. В виду всего этого, решившись познакомить наших читателей с содержанием данного произведения XVII века, печатаем вслед за тем полностью и самый текст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Приложения к исследованию: «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке» Введение 1. Памятники XVII века Протопопа Аввакума толкование на 55 и 12 главы книги пророка Исаии. – Инока Авраамия послание к боярыне Морозовой. – Диакона Игнатия «книга» о титле на кресте. – Послание неизвестного по имени расколоучителя из Далматского монастыря в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». – Послание неизвестных к неизвестным. – Уложение новгородского собора 1694 года. – Челобитная диакона Игнатия царю Алексею Михайловичу 1. Протопопа Аввакума толкование на 55 и 12 главы книги пророка Исаии 472 Сущее: 473 Тако глаголет Господь: жаждущие на воду грядите, и елицы не имате сребра, шедше купите, (и ядите и пийте) без сребра и цены вино и масло. Толк: Алка человечество и жаждею томимо (бе) до вочеловечения Христа Бога нашего, а егда достигохом до лет устроения, не уже к тому гладни и жа(ж)дни, но насыщаемся благодати Господни, измывшеся во святой купели, и прочих сподобляемся святынь довольно. Вино же, глаголет, и масло – учение Христово и апостольская проповедь: иногда Христос поливаше вином, иногда мазаше маслом. Егда глаголаше: приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз покою вы: се глаголется масло. Егдаже глагола: горе вам насыщении, яко взалчете, и прочая таковая: се глаголется вино. Еще же вино и вода во святом причастии и масло в помазании. Сущее: Почто цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость: послушайте мене и снесте благая, и насытится во благих душа ваша; внимайте слухом вашим и последуйте путем моим: и жива будет во благих душа ваша. Толк: Развратився Израиль тогда, от закона и заповедей Божиих ослабели, имения 474 изживаху в неподобство, якоже и у нас в новом Израили бывает; также по жидовски украшают плоть, а душу же презирают, а инии строят многоценные ризы, инии возгражают домы красная и различные жилища, а инии кони и колесницы и иная несказанная; а к душевному строю претит диавол: в церковь и нищим подати не хощет, а что и подаст ино смеху достойно – денешку и полденешки или кусок корки сухие, а имеет тысящи сребра и злата, и на псах ожерелки шелковые и колца сребряные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464, Вел. Новгород - 6.06.1534, Клименецкий (Климецкий) Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря . Основным источником сведений об И. служит краткое Житие, созданное на основе монастырского предания не позднее 1766 г. (этим временем датируется список, использованный Е. В. Барсовым ( Барсов. 1869. С. 41)). Житие И. известно в единичных списках XIX в.: РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. Оп. 3. 445 (опубл.: Пигин. 2010. С. 214-218), в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Беловолова (Украинская). 1993. С. 399). В 1840 г. Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов) написал «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго», в к-ром использовал «краткое рукописное Житие» И., грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». Еще один список Жития И. (ГИМ. Барс. 861, 50-е гг. XIX в.) представляет собой извлечение из «Краткого сказания…» архиеп. Игнатия (утверждение И. У. Будовница, что именно этот список лег в основу работы Барсова об истории Клименецкого мон-ря ( Будовниц. 1966. С. 331-332), не соответствует действительности). Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Согласно Житию, святой род. в семье новгородского посадника Ивана Климентова (посадник с таким именем в Новгороде неизвестен) и его супруги Феодоры. Достигнув зрелого возраста, И. занялся торговлей. Возвращаясь по Онежскому оз. из сел. Повенцы в Вел. Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури.

http://pravenc.ru/text/578264.html

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери (Нерастанное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Тихвинской иконы Божьей Матери (Нерастанное) Небольшая кирпичная одноглавая церковь в русско-византийском стиле с колокольней. Была выстроена в 1864-1871 как усадебная на средства А. И. Беклемишева. В полуподвале был придел Веры, Надежды, Любови и Софии. Содержание История [ править править код ] Тихвинский храм расположен в центре поселка Нерастанное, в бывшей усадьбе господ Беклемишевых «Неразстанное». Земля, на которой расположено Нерастанное некогда принадлежала графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, затем в 1830-х гг. приобретено Владимиром Семёновичем Алексеевым для своей дочери Надежды Владимировны, как приданное при её бракосочетании с гвардии-полковником Аркадием Илларионовичем Беклемишевым, который и присвоил сему месту название «Неразстанное». Закладка храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери состоялась в 1864 году по особому разрешению митрополита Московского Филарета и по Указу Московской духовной консистории (1856г.). И в 1869 году храм был готов. 21 августа (8 августа по ст.ст.) 1871 года состоялось архиерейское освящение Тихвинского храма, а ранее, 8 августа (25 июля по ст.ст.), по распоряжению епископа Можайского Игнатия священником Василием Антушевым был соборно освящен нижний придел (усыпальница) в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм построен по типу Владимиро-Суздальских церквей с изящным внутренним убранством, с элементами лепнины в стиле необарокко известным московским архитектором Александром Степановичем Каминским, одним из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики. После трагической смерти жены (Надежда Владимировна скончалась от разрыва сердца в момент падения кареты с обрушившегося моста в реку Лопасня (1865г.)) Аркадий Илларионович сильно заболел. Уходом и заботой окружила его родная племянница Анна Петровна Беклемишева. Не имея детей и ценя труды по уходу за собой Аркадий Илларионович всё своё состояние в т.ч. и Нерастанное отказал в собственность Анны Петровны. Особое попечение являла Анна Петровна о Тихвинском храме в Нерастанном.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

А. Н. Голицын в письме от 23 янв. 1823 г. архим. Фотию (Спасскому) расспрашивал его о почитании К.: «Сказывают, что его гроб запечатан в Лодейнопольском уезде, а от него были чудеса. Впрочем, ежели правда, что запечатан, то, конечно, было какое-нибудь следствие и произведено по консистории» (Кн. А. Н. Голицын и архим. Фотий в 1822-1825 гг.//РС. 1882. Май. С. 432). Олонецкий архиеп. Игнатий (Семёнов) , побывавший в пустыни во время Великого поста 1831 г., сообщил в Синод, что застал в пустыни ок. 50 чел. Несмотря на то что дверь в храм была «забита накрепко», на раке святого находилось много мелких серебряных и медных денег, оловянный нательный крестик и клубок льна, оставленные богомольцами, к-рые попадали внутрь опечатанного храма через окно. Особое беспокойство архиеп. Игнатия вызывали «беспрерывное святотатство» и расхищение приношений: «Когда я заметил старушкам, что деньги их здесь тотчас утрачиваются, они сказали, что было бы с их стороны исполнено усердие, а пусть берет оное, кто захочет, на свою душу». Архиепископ предложил Синоду возобновить храм как приписной к Винницкому погосту: «Почитаемые мощи Корнилия останутся тем, чем они в настоящее время есть, т. е. местом, где погребено тело одного из иноков и, может быть, основателей пустыни... Между тем как ныне самая тайность и запрещенность места раздражает любопытство многих из народа» (НАРК. Ф. 25. Оп. 7. Д. 29/5. Л. 4-5). В 1832 г. Введенская ц. была отремонтирована и вновь освящена 19 дек. приехавшим из Александрова Свирского мон-ря архим. Варсонофием (Там же. Оп. 15. Д. 132/2472. Л. 265). В 1867 г. к церкви были пристроены паперть и колокольня; работы проводились на казенные деньги, а также с помощью уездных лесопромышленников и на средства, полученные «от разных благотворителей, преимущественно же от жителей Свири». В 1869 г. прежнее «простое из досок надгробие» («деревянная рака в виде лавки», по описанию архиеп. Игнатия) над местом погребения «первоначальника» с разрешения Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова) заменили ракой под балдахином, устроенной иждивением торгующего крестьянина Пидемского прихода Олонецкого у.

http://pravenc.ru/text/2458679.html

По церковному преданию Тимофею и Титу действительно усвоено название первых епископов: Тимофею – Ефеса, Титу – на острове Крите. Кроме того, ясное указание в Священном Писании на епископа, в смысле единоначальствующего должностного лица христианской общины, экзегеты находят в откровении апостола Иоанна, где под ангелами семи церквей (ангелы – вестники или посланные, т. е. синоним апостолов), к которым обращается то упрек, то одобрение за состояние семи малоазийских христианских общин смирнской, ефесской, сардийской, филадельфийской и др., нужно разуметь епископов этих общин. Это подтверждается тем, что ученик апостола Иоанна, св. Игнатий антиохский, в своих посланиях, адресованных малоазийским экклезиям Эфеса, Смирны и других городов, представляет епископальное устройство уже совершенно окрепшим учреждением в тех самых малоазийских экклезиях, об «ангелах» которых говорится в апокалипсисе. В посланиях Игнатия епископ представляется занимающим место Христа, пресвитеры место апостолов, а диаконы представляются необходимыми помощниками епископов в делах управления. § 6. Устройство христианских общин в после апостольское время. Для последующей истории определяющее значение получил не взгляд Игнатия на епископа, как занимающего место Христа, а взгляд другого, также весьма близкого ко времени апостолов, церковного писателя, св. Иринея лионского , который указал основу епископской должности, как отличной от пресвитерской, в апостольском преемстве. По Иринею, истинный смысл Св. Писания не может быть объясняем без помощи предания, т. е. Св. Писания не может быть истолковываемо произвольно аллегорически, как это делалось у еретиков-гностиков, но должно быть понимаемо так, как оно передано апостолами. Апостолы получили от Св. Духа истинное и совершенное знание (), а не то лжезнание, которым хвалились люди; величавшие себя гностиками, т. е. людьми, имеющими знание, и комбинировавшие самым произвольным образом идеи христианства, а также ветхозаветного откровения, с идеями греческой мифологии и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Кинешму архимандрит Игнатий и протопоп Иоанн прибыли 12-го сентября. Местное городское духовенство во главе с соборным протопопом Иоанном Матвеевым и при участии некоторых граждан устроили почетным и высокополномочным гостям встречу. Прибывшие тотчас проследовали в собор и там Игнатий объявил собравшемуся народу цель своего приезда. Великие государи и святейший патриарх, – говорил он, – «послали нас, богомольцев своих, меня архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна, к вам на Кинешму, – вас, во благочестии православной веры твердостно и непревратно стоящих, укрепляти; а колеблющихся в малодушествии о православной вере, утешати, дабы не волновалися помышлениями своими и не слушали бы учения злых отступников, поучающих отбегати от святой церкви: а буде которые их прелестным отступническим учением от церкви святой отбегли, и они бы обратилися ко святой церкви». Наметив такую программу своих действий, миссионеры приступили к ее осуществлению в следующий же день. Сначала несколько дней было посвящено вразумлению православных. В соборе и в других церквах совершались богослужения, не один раз торжественные, а потом вниманию слушателей предлагались «поучения» и «беседы». 13-го сентября после обедни в соборе Игнатием было предложено «толкование о святой церкви и о божественной Литургии» и прочитано «о четвероконечном кресте». 14-го сентября, в день праздника Воздвижения честного креста, соборную литургию совершали: архимандрит Игнатий, прибывший с ним протопоп Иоанн Иоаннов, кинешемский протопоп Иоанн Матвеев, три священника и три диакона. Поучение было сказано Игнатием- «от псалма 33-го», причем 17-й стих: «лице Господне на творящия злая», – был «протолкован на раскольников». «От святой церкви отступивши», раскольники стали, по выражению проповедника, «яко пси нечистии»: они не имеют ни архиерея, ни священника, чтобы крестить детей, приходить на исповедь, рождающим женам очищаться молитвами, и пр. и пр. Раскольники «хулят животворящий святый четвероконечный крест, коим все христианство знаменуется». Предложив при этом из книги «Жезл правления» чтение «возобличения» 23-го о четвероконечном кресте, проповедник присоединил сюда же и «возобличение» 30-е о молитве Иисусовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В тот же день после вечерни снова была беседа к народу. На этот раз ее вел спутник Игнатия, вышеупомянутый черниговский протопоп Иоанн Иоаннов. Сначала он предложил дневное чтение из Воскресного Евангелия; потом «много от писаний приведе о добродетельном житии» и сопоставил с этими свидетельствами «многую капитонскую лесть»; в заключение – «привел о погибели галилеян, писанной в Евангелии Луки», поясняя, что и раскольникам надлежит покаяться в своих прегрешениях против церкви, чтобы не пострадать подобно галилеянам. Когда протопоп Иоанн окончил свою речь, – встал архимандрит Игнатий и, по собственному его выражению, «возгласил»: «слышали, возлюбленные христиане, словеса божественных писаний, яже изрече священный протопоп, яко вельми пользующая ко спасению, – потщитеся убо не точию слышати, но и творити я», по писанию: «не слышатели бо закона, но творцы оправдятся пред Богом». Потом архимандрит повел речь о «начале» крещения Руси, – как святой князь Владимир был крещен в Корсуне и как принес из Корсуня святой крест, который хранится «и доныне в соборной церкви на Москве». Проповедник имел в виду показать в противовес учению раскольников, конечно, то, что корсунский крест имеет четвероконечную форму. «И посем и паки на раскольников вкратце о четвероконечном кресте и о молитве Иисусовой и о сложении перстов и о сожигательстве» раскольников. Чрез два дня, 17 сентября, в день памяти святой великомученицы Софии, по случаю именин царевны Софьи Алексеевны, в кинешемском соборе опять было совершено торжественное богослужение, в том же составе служащих, что и 14 сентября, с положенным многолетием царствующему дому. После литургии было «поучение – от Бесед на Послания Апостольского святого Иоанна Златоустно го, и к тому», – добавляет Игнатий, – «паки приложих о вхождении во святую церковь , яко подобает непрестанно приходите и не удалятися от нее». Некоторые, по внушению раскольнических учителей, потому отбегали от церкви, что не признавали благодатным освящение храмов, на том ложном основании, что хождение с иконами вокруг храмов, при освящении их, совершается не по солнцу, а против солнца. Поэтому Игнатий подробно говорил и о церковных кругохождениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3). В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И. Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. ( Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский//Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

http://pravenc.ru/text/578264.html

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010