897 Видя, и вполне справедливо, что миссия много терпит от общего положения поморского раскола, Неофит стал предлагать Синоду «изыскание» раскольников, особенно требоисправителей, отобрание от них книг и пр., но определения в этом роде 898 были не страшны раскольникам, потому что в руках Муравьева, знавшего, что из Сената за сие кара не постигнет, бумага оставалась бумагой. 899 Неофиту окончательно нечего было делать на Петровских заводах. «Бездельно дни провождаю» – писал он в Синод и, жалуясь на свою «старость», просил уволить его от миссии, но просьба его не была уважена. Там, на заводах, Неофит и умер († 7 апреля 1727 г.). Оставшиеся после него книги отосланы были в Москву, в Духовную дикастерию. Синод сообщил Сенату ведение об отобрании на Выге книг и о присылке киновиархов в Синод, 900 но оно осталось без последствий. Миссия на Олонце, на этот раз, тем и кончилась. В Стародубье для увещания раскольников был послан Синодом иеромонах Иосиф Решилов. Из учеников Питирима, бывший «раскольнический всех толков учитель», знавший «все раскольнические падежи», по обращении в православие Решилов сам пожелал трудиться на пользу Церкви. Синод подчинил Иосифа ближайшему ведению преосвященного черниговского Иродиона, назначил ему жалование «против» Неофита, снабдил книгами, а также ризницею, разрешив построить в слободе Зыбкой церковь для обращающихся из раскола, позднее дал инструкцию, как и Неофиту. Деятельность Решилова в Стародубье началась с 1 ноября 1722 года, при содействии данных ему в «товарищи» наместника Каташина монастыря Александра, стародубского протопопа Феодора Подгурского, позднее третьего лица – петропавловского попа Игнатия. В Синод стали поступать, одно за другим, доношения, частью от Решилова, частью от Иродиона, из которых обозначилось, с какими препятствиями соединено ведение начатого дела. Прежде всего здесь пришлось встретиться с интересами местной светской власти, очень внимательной к подаркам от раскольников; противодействие выражалось в поразительных фактах; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Дух исходит от Отца и Сына247. Из Испании это учение проникло во франкскую церковь и было утверждено на нескольких франкских соборах, в чем между прочим принимал живое участие Карл Великий. Последний настаивал, чтобы папа Лев III также одобрил это учение и внес в никейско-константинопольский символ веры означенную прибавку; но папа в то время стоял еще на той точке зрения, что в догматическую формулу, установленную первыми двумя вселенскими соборами, не может быть вносимо никакое изменение248, – изменение это авторизовано было римскими епископами уже позднее. – Несмотря на изложенные в энциклике обвинительные пункты против западного христианства, в отношениях между Римом и Константинополем произошел резкий поворот с восшествием на престол Василия Македонянина, который низложил Фотия и восстановил Игнатия на патриаршей кафедре, отчасти для того чтобы сделать себя популярным в народе249, в чем он нуждался, как человек, проложивший себе дорогу к трону убийством Михаила III, отчасти для умиротворения неприязненных отношений между Римом и Константинополем. В 869 году состоялся собор в присутствии папских легатов, который произнес суд над Фотием и санкционировал восстановление Игнатия250. Однако, несмотря на то, что Игнатий чувствовал себя обязанным римскому епископу, и что как в переписке, предшествующей собору 869 г. так и на самом соборе из уст императора и патриарха византийских слышались речи, по тону своему напоминавшие отношение западных королей и епископов к римскому папе, полное согласие между Римом и Константинополем не могло установиться потому, что в Константинополе не находили возможным удовлетворить требованиям папы относительно Болгарии. Болгарский князь изгнал из своей страны латинское духовенство, подобно тому как раньше изгнал византийское; но папа не переставал настаивать на том, что страна, занятая болгарами, составная часть Иллирика, находившегося до Льва Исавра под церковной властью римских епископов, должна быть подчинена им. Отношения между Римом и Константинополем становились более и более натянутыми; но в 878 году патриарх Игнатий умер, и отношения неожиданным образом улучшились, вследствие возвращения императором Василием на патриаршую кафедру низложенного ранее Фотия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Они же и начнут тако творити. С ними же и других триех царей победит, и той вскоре мало окаянный влавствовати будет. Аще тому поклонятся, и тии царствия Божия не наследят. Его же настатия знамения исповеда верным своим: бдите убо, яко не весте, в кий час тать приидет. Толк: услышани будут брани, яковы же прежде брани не бывали от начала мира. 520 Зде будут брани еже веры ради непорочныя, и будут с нами братися, еже возмогут, от истинныя главы нашея Христа отвлещи и ко иной неправедно главе привлещи антихристове. И воевати имут на истинную веру до пролития крове, якоже никако же повелено есть творити, – или оружием, или огнем сожигати, и вси святии отцы с опасением храняше себе от всякого убийства: вы же ведите вся сия, и блюдитеся со опасением и вслед их не ходите, по Божиим заповедем, и святых седми вселенских соборов не отлучайтеся. Писано бо есть святыми отцы: аще кто заповедей Божиих не соблюдает и седми вселенским соборам не повинуется, и презрит что мало, или отымет что, или приложит, или в то место прибавит, на таковых бо страшная клятва, мука бесконечная. И горе тогда тем, иже преслушают предание седми святых соборов, и покорятся Никонову злочестивому собору! Лучше бы им и не родитися. И ты, госпоже, в заповедех Божиих пребывай неотступно, 521 и на отеческом предании умолчевай, и страдальцев рассуждению во всем повинуйтесь, их же выше рекохом. И верую... 522 3. Диакона Игнатия «книга» о титле на кресте 523 Плачь Рахиль, возстени, возстени духовный Вифлиеме, небесного доме хлеба! Возопи, возопи в горести болезней своих ко владущему твариею всею Господу Богу, окровленная горкочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телесы святыми страдальческими и мученическими и юношескими, испещренная кровию неповинно, возвыси, возвыси глас свой, жалобы, и умиления, и молитвы, и воздыхания к Сидящему на престоле херувимстем, – святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская, восточная, истинного востока востоком, опаленная и пожженная яростью и прещением, по велениям царевым, Христианская соборная церковь ! Воздохни, воздохни от самых внутренних глубин своих скорбных, и возгласи обличением своим непрестанным на сквернителей своих мерзких и разорителей свирепых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Оно имело сторонников в разных местах: в Москве, в Поморье, в Новгороде, на Дону и в Сибири. Со свидетельствами о проникновении этого учения в Москву мы встречаемся очень рано. Аввакум писал об этом в Москву еще в послании к попу Стефану, т. е. не позже последней трети 1669 года, а к 1670 или 1671 году относится известие московского инока Авраамия. Оба свидетельства говорят собственно о расколоучителях, отвергавших «чувственное» явление обличителей антихриста. «Инии, – писал Аввакум, – глаголют Илиино и Энохово и Иоанново пришествие быти и твари изменение в притчи, а не истинно» (V, 216). «Инии, – писал Авраамий, – глаголют на земли чувственно пророком Илии и Эноху не быти» (VII, 419). Проповедь на Дону поддерживал Косма Косой, проповедь в Поморье – диакон соловецкий Игнатий. «Догматство их было: Илия и Энох не будут никогда, а на Москве уже царствует Титин». По объяснению Ипполитова слова, помещенного в Соборнике, Титин есть «преисподней бес» и содержит в себе антихристово число 666. Очевидно, что мнение Косого и Игнатия состояло в том, что с 1666 года, когда, по их мнению, пало благочестие в Москве, воцарился диавол. Его диавольский, богоборный дух и есть антихрист. Такого взгляда держался и единомышленник Косого на Медведице – Косма Сидоров. В письме на Дон от 1687 года Сидоров писал: «Сатана связан был словом Божиим на 1000 лет, а по 1000 лет развязан, и на совершенном том числе Рим отпаде со всеми западными странами, а по 1000-м лете настало антихристово царство». Правда, «благочестивая вера стояла» после того еще на Москве, но когда исполнилось другое апокалипсическое число, то и «московское царство от веры отступило» и таким образом уже всюду стало «антихристово действо». Очевидно, что и Косма Сидоров держался того взгляда на антихриста, что антихристом в Писании называется отступление. Сибирский расколоучитель Яков Лепихин учил «мысленно быти» антихристу. 263 В чем заключалось распространенное тогда в Сибири учение о мысленном антихристе, это видно из послания «об антихристе и тайном царстве его», писанном еще в царствование Алексея Михайловича, из Далматского монастыря в Тюмень.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

При каких же обстоятельствах зародилась в голове Волосатого мысль идти с проповедью о «самоубийственных смертях»? Евфросин свидетельствует, что самоистребление возникло в так называемой «непоповщине». В другом месте он утверждает, что самоистребление появилось в среде учеников известного Капитона. 296 Это известие и разрешает вопрос о зарождении такого «загадочного» явления, как самоистребление. Прежде всего понятно, почему «самоубийственные смерти» впервые обнаружились в Вязниках, так как там именно и было скопище учеников Капитона. Потом понятно и то, почему именно ученикам Капитона принадлежит это «изобретение " ». О заблуждениях Капитона мы имеем сведения из трех источников: от лица православного – митрополита Игнатия, от раскольника – Евфросина, и, наконец, из источника документального характера – царской грамоты 1639 года. Последняя подтверждает известия двух первых источников, которые в свою очередь поясняют её. В 1639 году, как было сказано выше, последовал донос на Капитона «в его неистовстве». Из грамотки царя Михаила Феодоровича, посланной по этому делу, которой велено было Капитона взять под начал в монастырь, мы узнаем, в чем заключалось это его «неистовство». Капитон пользовался славой подвижника, и по внешности, это, действительно, был великий аскет. «Вериги на себе носил каменные: плита сзади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих, а всего весу три пуда, петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля, – процепя крюк в петлю, повисаше спати». Таковы были и ученики Капитона. «Такову наготу стяжание: вместо свитки по пояс запон держаху, плеча же мантиею до пояса покрываху, инии же на ребрах не спах, но седя или стоя мало сна приемляху». Мысль о подвижничестве выразилась у Капитона между прочим и в постничестве. «Сам Капитон постом себя томил. От братии же инии через день, инии чрез два, хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся, и мало уснувше, паки псалтирь и канон пояху». Даже в праздники Рождества Христова и Пасхи Капитон не разрешал на сыр, масло и рыбу, и вместо пасхальных яиц раздавал братии красные луковицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Мат. для ист. раск. IX. 139. 65 В подлинной греческой грамоте Паисия в данном месте есть некоторое отличие от славянского ее перевода, помещенного в Скрижали. Скрижаль, л. 741–43, отв. 25. Ср. «Грамота константинопольского патриарха Паисия к московскому патриарху Никону ». Спб. 1881. Стр. 81–83. Отв. 25. См. «История раскола старообрядства». Спб. 1895. Изд. 2, §9. 66 Эта мысль имеет основание в канонических правилах – св. Василия Великого пр. 27 и б вселенского собора пр. 20. К сожалению, она не нашла своего выражения в печатных полемических сочинениях XVII века. да и в рукописных не была обоснована кано­нически. 69 «Еще, – писал Аввакум, – новый адов пес выскочил из бездны – в греках Дамаскин иподьякон, безымянник – и предал безумным грекам три перста, толкует за Троицу, отсекая вочеловечевание Христово... Да там же, в греках, какой-то, сказывают, прото­поп Малакса архиереям и иереям благословлять рукою повелевает некако странно, сложа персты Иисус Христом. Все дико: у давешняго врага вочеловечевания нет, а у сего Малаксы Святой Троицы нет. Чему быть! Время то пришло, – неким им играть, аже не Богом». Бороздин. Протопоп Аввакум. Спб. 1898. Приложения. Стр. 50. Ср. стр. 76. 72 Разумеем заявление «Жезла», будто именословие ведет начало от Христа, так благословившего своих учеников при своем вознесение на небо. Симеон Полоцкий вероятно соблазнился мыслью Паисия Лигарида. Мат. для ист. раск. IX, 141. Жезл, ч. 1, воз. 22. 76 «Хр. Чт.» 1891, II, 160–63. В раскольнических сочинениях Наседка причисляется к главным противникам Никона. Опис. раск. соч. I, 173 83 Мат. для ист. раск. 1, 428. 430–1: показания Серапиона и Игнатия от 15 мая 1066 года. О словах Афанасия, что «в старину» греки «крестились двема персты», упоминается только у Серапиона. 86 Аввакум не раз спорил по этому вопросу и ранее, когда возвратился в Москву из Сибири, – частным образом, с рязанским архиепископом Иларионом, царским духовником протопопом Лукианом, и публично – то были жаркие прения – в доме боярина Феодора Михайловича Ртищева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

С зап. стороны к церкви примыкает 2-этажная трапезная палата в комплексе с келарской палатой, ризницей, б-кой и архивом, а также с поварнями и кладовыми на 1-м этаже. Назначение помещений трапезного комплекса неоднократно менялось. Напр., ризница и архивная палатка длительное время находились в Крестовоздвиженском соборе. Для братской трапезной использовалось помещение верхней палаты. В 70-х гг. XIX в. братская трапезная разместилась на нижнем этаже. Обе трапезные одностолпные, находятся одна над другой, а столбы - на одной оси. Святыни, ризница Главная святыня К.-О. м., крест-реликварий, находился в соборе Воздвижения Креста на месте храмового образа, справа от царских врат. По сторонам от него были изображения равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест почитался царской семьей. В переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 г. по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134). На средства архиеп. Олонецкого Игнатия (Семёнова) , вложившего в обитель 5 тыс. р., в 1843-1844 гг. вокруг креста был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. В монастырской б-ке хранилась рукопись с описанием чудес, бывших от креста. В усыпальнице К.-О. м. стоял камень «более сажени в длину», на к-ром первоначально был водружен в соборе Кийский крест; затем на нем стоял деревянный гроб «с ликом угодника святаго праведнаго Иоанна Яренгскаго чудотворца, в котором он прежде почивал» (Историческое описание. 1903. С. 13). 29 марта 1841 г. мощи прав. Иоанна , хранившиеся в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с. Яреньга (Яренга) на побережье Белого м., были переложены в новую раку (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 31. Л. 1, 4). Старая гробница была передана в К.-О. м.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

А бывший архимандрит Кириак во всём, что в том доношении написано, не запирался. И Марта в 24 день по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода повелено о помянутых возниках против сказки Игнатия митрополита исследовать Варлааму, епископу Суздальскому, домовыми его, епископа, людьми обстоятельно: как он, Игнатий митрополит, был в Суздале епископом, в прошлом 717 году к бывшей Царице монахине Елене из дому своего пару возников серых немецких для её выезду прислал ли и с кем, и тому посланному кому велел отдать, и при отдаче того что говорит; и она, бывшая Царица, на тех возниках езживала ль, и где те возники, и коликое время там были; и в том же 717 году в Суздале в архиерейском доме конюшенный двор, разобрав старую конюшню, вновь строил ли, а как та конюшня строена, другие, кроме помянутой пары, дому его архиерейского лошади где стояли, или оная пара возников отослана была Покровского девича монастыря на конюшенный двор для того, что опричь той Покровского монастыря конюшни тех лошадей поставить было негде; также по взятье её, бывшей Царицы, в Москву, помянутые серые возники и другие, буде отосланы были, где обретались; да в 718 году по приезде в Покровский девич монастырь полковника и лейб-гвардии майора господина Скорнякова-Писарева оные серые возники по-прежнему в дом архиерейский взяты ль, и по чьему приказу, и ныне те возники где обретаются? Для чего к нему, епископу, с указом послан был лейб-гвардии Семёновского полку солдат. А в присланных из Суздаля при двух доношениях от Варлаама епископа в подлинных допросных речах домовых его служителей написано: конюх Евдоким Гаврилов сказал: в 717 году пару возников серых немецких к бывшей Царице для её выезду послан он, Игнатий митрополит, с ним, Евдокимом, да с поддьяконом, который ныне на каторге, Иваном Пустынным, да с конюхом Иваном Павловым, и велел отвести к ней, бывшей Царице, в Покровский девич монастырь, которых и привели перед хоромы оной бывшей Царицы, и оный поддьякон ходил в хоромы ко оной бывшей Царице, и водили тех возников на монастырь во дворец перед крыльцо и смотрели на тех возников из хором; и в то-де время оных возников велено у них принять её, бывшей Царицы, дворецкому Никите Клепикову да вознице Исаку Васильеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пенитенцалов и прототип всех последующих пенитенциалов восточных, номоканон Иоанна Постника не только в эпоху вселенского законодательства, но даже в XI в. еще возбуждал сомнения относительно его канонической законности (Σνταγμα ’Ρλ. х. Πτλ. IV, σελ. 426). И странно было бы, если бы трулльский собор имел в виду наложение наказания по началам, проводимым в пенитенциалах, тот самый собор, который, перечисляя в пр. 2 все канонические постановления, принятые и содержимые Церковию и всех авторов канонических постановлений, об Иоанне Постнике не обмолвился ни одним словом. Не менее странно было бы, если бы трулльский собор, перечисляя в 87 пр. stationes poenitentiales, имел лишь в виду блеснуть историческою эрудициею, как выходит по мнению Морина. Что касается, наконец, приводимого Морином факта из времен патриархов Игнатия и Фотия, то ясно, что Морин делает весьма поспешное заключение, говоря, что ложная присяга есть непременно явный грех . Как факт, совершившийся во внешнем мире, при внешней обстановке, он, конечно, явный; но со стороны его лживости, он мог быть и не явным: лживость данной присяги могла быть известна только одному присягнувшему. В 23-й главе Морин говорит, кроме того, что три первые покаянные степени после времен Нектария вышли из употребления, осталась только одна consistentia. Некоторые следы трех первых степеней сохранились только в том, по его мнению, что кающимся иногда назначалось в виде епитимии, ко времени тайнодействия, выходить из храма в притвор (пагтнех). Но Морин не имел в виду актов более нового времени, относящихся до греческой церкви, из которых видно, что даже в XIV в. публичное покаяние налагалось с соблюдением различных степеней. 161 Δεν μες ωηθημεν τος γνησως μετανοοσι και την σρκα σκληρας γωγαις χατατρκειν προθυμουμνοις, και βιν ευγνωμνως μετιναι τς πρην κακας· ντρροπον, χατ τ μτρον τς εγκρτειας ντιμετρεν υτος κα τν του χρνου τς μετνοιας λττωσιν и т. п. Πηδλιον, Ζακυνθ . 1864. σελ. 699. 162 Берем на выдержку несколько правил из номоканона Иоанна Постника : Осквернившемуся во сне τ τς εκρσεως πθει на один день возбраняется причащение; нечистота смывается прочтением 50 псалма и 49 поклонами (μετνοιαι).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Из жалобы, поданной царю в 1697 г. на митрополита сибирского Игнатия, видно, что он ближних стольников и воевод Андрея и сына его Андрея Нарышкиных со всем их домом от Церкви Божией отлучил и в дом их со святынею и со всякими церковными потребами священникам ходить запретил и церковь Вознесения Господня, к которой бояре и воеводы тобольские и приказные люди приходят, велел запереть, и та церковь была заперта без пения с неделю. «26 августа, в день именин великой княгини Натальи Алексеевны, Андрея Нарышкина с товарищи в соборную церковь к молебному пению не пустил и соборную церковь велел запереть; и после того времени ходил к нему, Игнатию митрополиту, в крестную его палату, для благословения, тобольской приказной палаты дьяк Алексей Протопопов, и он де митрополит крестовую свою палату велел запереть и его дьяка разболокать и хотел бить плетьми, а дьяка Афонасия Герасимова от входу церковнаго с проклятием запретил, и в дом его священникам ходить не велел же. Да августа 16 числа он же правил пеню 100 рублев на тобольском сыне боярском, на Леонтье Редрикове, и иных его братью для правежу к себе берет на митрополичий двор без памятей и без ведома ближняго столбника и воеводы Андрея Нарышкина» 368 . Вседомовное отлучение, примеры которого, приведенные нами, падают на время, последовавшее за великим московским собором и за падением Никона, приняло черты, аналогические с интердиктом, как таким наказанием, при котором безразлично терпят и правые, и виноватые, особенно в тех случаях, когда вседомовное отлучение соединялось с запечатанием церквей: отлучение в этом смысле и по указанным мотивам должно было нередко переходить в личности. С другой стороны, церкви не всегда запечатывались за обиду, нанесенную прихожанами священнослужителям; по странной логике, они запечатывались иногда за вину священника, причем мотивы были, конечно, иные, именно финансовые. В инструкции патриарха Адриана поповским старостам читаем: «которых церквей попы с причетники будет святейшаго патриарха данных и полоняничных денег на указный срок по генварь месяц старостам поповским платить не будут, и те церкви, у которых попы служат, до указу свят, патриарха запечатать и о тех попах к св. патриарху писать не замотчав, и тем попам, за ослушание их, от церквей, у которых они служат, будет отказано, и на их места пожалованы будут иные попы и причетники» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010