Скачать epub pdf Слово Божие См. также: Библия . 33; Писание Священное . 706–709; Учительство . 1172. 1018. Наставление старца своему духовному сыну о чтении слова Божия Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: “Отче! Я брошу читать слово Божие.” – “Что так?” – спросил старец. “Да не понимаю написанного,” – отвечал инок. “Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь или от отцов и учителей Церкви узнаешь или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 113). 1019. Слово Божие отверзает сердце к принятию страха Божия См. также: Нечувствие ; Страх Божий ; Чудо . Поведал авва Иоанн: “Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о “нечувствии” сердца. Старец не знал по-гречески, а переводчика в то время не оказалось. Видя нашу печаль, старец внезапно начал говорить на греческом языке. Вода по своему свойству мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию страха Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 328. 19). 1020. Старец на примере постепенно вымываемого сосуда объяснил ученику пользу от слышания слова Божия См. также: Рассудительность ; Старец . Некий брат сказал старцу: “Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню.” У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место.” Сделал это брат один раз по повелению старца и в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда.” Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл.” На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

833. Богатый юноша по вступлении в обитель был послан старцем в родной город продавать корзины, что и исполнил с покорностью См. также: Покорность ; Самоотречение . Некий брат происходил, по мнению этого века, от знатнейшей фамилии. Отец был комитом и необыкновенно богат. Сын оставил родителей и с великой ревностью пришел в монастырь. Старец, чтобы испытать его смирение, немедленно приказал ему возложить на свои плечи десять больших корзин, в продаже которых тогда не было и надобности, носить по улицам города и продавать. К поручению было присовокуплено условие с целью как можно дольше удержать новоначального в таком положении, чтоб он не продавал всех корзин разом, если бы кто и пожелал купить их оптом, но продавать по одной. Брат исполнил это с покорностью. Поправ всякий стыд ради любви ко Христу, он возложил корзины на свои плечи, носил их по улицам, продавал так, как ему было приказано, а вырученные деньги принес в монастырь. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 537. 173). 834. Ученик, по послушанию находившийся в селении, ради молитв старца был чудесно избавлен от грехопадения См. также: Блуд . Некоему старцу-пустыннику доставлял все необходимое житель селения. Однажды случилось, что поселянин не появлялся несколько дней, и у старца не оказалось ни нужного для рукоделия материала, ни съестных припасов. Это опечалило его. Не имея ни работы, ни средств к пропитанию, он спросил своего ученика: “Можешь сходить в селение, позвать поселянина, доставляющего обычно нам все нужное?” Ученик отвечал: “Сделаю, отец, как повелишь.” После этого разговора они еще долго ждали поселянина, а он все не приходил. Старец опять обратился к ученику: “Сходишь ли в селение, приведешь ли поселянина?” Ученик отвечал: “Сделаю то, что велишь.” Так говорил брат, но сам боялся идти в селение из-за соблазна, вместе с тем он должен был идти, чтоб оказать послушание отцу. Знал это и старец, но, стесняемый нуждой, сказал ученику: “Уповаю на Бога отцов наших, Он покроет тебя от всякого искушения.” По совершении молитвы он отпустил его. Брат пришел в селение, отыскал дом, в котором жил служивший им поселянин, постучался в двери. Случилось, что тогда никого не было, кроме дочери поселянина. Она отворила дверь, и брат начал расспрашивать ее об отце, почему он запоздал на столько дней с приходом. Она пригласила монаха войти в дом, схватила его за руку и повлекла насильно. Он противился, но она пересилила его, ввела в дом. Монах, видя, что его влекут ко греху и что помышления его склоняются к тому же, из глубины сердца возопил к Богу: “Господи! Ради молитв отца моего, пославшего меня, спаси меня в этот час!” Лишь сказал он это, как оказался вдруг у реки близ своего монастыря и пришел к своему отцу неоскверненным. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 466. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: “Велика в тебе сила, Макарий, потому что я несилен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь.” Авва Макарий спросил: “Что же это такое?” Диавол ответил: “Смирение. И поэтому я несилен против тебя.” (Древний патерик. 1914. С. 48. 5). 1037. Явившемуся Ангелу преподобный Макарий сказал, что ему нечем превозноситься, ибо душа его, подобно блуднице, питается смрадом нечистых помышлений См. также: Превозношение ; Самоукорение . Однажды, когда святой Макарий сидел в своей келии, предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: “Макарий! Не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш Благой Владыко не отступит от тебя и не перестанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начала и власти противные, но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтобы ты не пал падением дивным.” Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: “Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 311. 8). 1038. Диавол явился старцу в образе Архангела Гавриила, но смирение старца изгнало его См. также: Видение ; Демонские козни . Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: “Я, Архангел Гавриил, послан к тебе.” Старец на это отвечал: “Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы.” Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: “Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: “Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 515. 134). 1039. Авва Сисой считал, что если бы он имел хотя бы одну мысль аввы Антония Великого , то был бы подобен огню

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

См. также: Самоукорение . Однажды авва Иоанн сидел в скиту. Братия, обступив его, вопрошали о своих помыслах. Увидев это, один из старцев, побежденный завистью, сказал ему: “Иоанн! Ты подобен блуднице, которая украшает себя и умножает число своих любовников.” Иоанн обнял его и сказал: “Истину говоришь, отец мой.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 292. 30). 1052. Патриарх Александр испросил прощения у своего диакона, который перед всем клиром укорял его Однажды диакон Патриарха Александра начал укорять его перед всем клиром, Блаженный поклонился ему, сказав: “Прости меня, господин мой и брат.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 73. 2). 1053. Святитель Григорий, папа Римский , предварил земной поклон старца земным поклоном Когда мы прибыли в Келии к авве Иоанну Персидскому, он рассказывал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом . “Я ходил в Рим на поклонение гробам святых Апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидел, что идет папа Григорий и ему предстояло проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты один за другим говорили мне: “Авва, не кланяйся!” Но я не понимал, почему это, и считал неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему, – говорю, как перед Богом, братия! – папа первый бросился передо мной на колени и не встал до тех пор, пока я поднялся на ноги. И облобызал меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий (одежду) и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем.” (Луг духовный. С. 100). 1054. Смиренный епископ своим смирением победил богатого и сильного епископа См. также: Епископ ; Мудрость . Некий из отцов повествовал: “Два епископа жили недалеко друг от друга и некогда возымели презрение друг к другу, ибо один был богат и силен, а другой – смирен. И сильный искал (случая) сделать зло другому. Услышав об этом, смиренный сказал своему клиру: “Мы победим его благодатью Божией.” Ему говорят: “Владыко! Кто сможет сладить с ним?” – “Потерпите, чада, и увидите милость Божию.” И когда у богатого был праздник святых мучеников, смиренный взял с собой свой клир и сказал: “Следуйте за мной и смотрите, делайте то, что я буду делать, – и мы победим его.” Они пришли к богатому, когда окончилась служба, и к нему собрался народ со всего города. Смиренный епископ упал к его ногам со своим клиром, говоря: “Прости нам, Владыко, мы – рабы твои.” Он же, пораженный тем, что сделал смиренный, умилился и сам пал к его ногам, говоря: “Ты будешь мой Владыка и отец.” С того времени установилась между ними великая любовь. И сказал смиренный своему клиру: “Не говорил ли я вам, чада, что мы победим благодатью Христовой? Так и вы: когда имеете вражду к кому-нибудь, делайте то же – и победите благодатью Господа нашего Иисуса Христа.” (Древний патерик. 1874. С. 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Глава 21    Но когда поражала народ ниспосланная Богом смерть, — Давид увидел ангела, наносящего пагубу, — создал он жертвенник на гумне Орны и принес жертву за народ, не нарушая сим Божественного закона, который повелевал приносить жертвы на алтаре пред скиниею, напротив того, по причине наказания, постигшего народ, спешил он умилостивить Бога. Сие подтвердила и история. Сказано: «и скиния Господня, юже сотвори Моисей в пустыни, и олтарь всесожжения во время оно бысть в Ваме, еже в Гаваоне. И не возможе Давид ити пред него, еже вопросити Бога, понеже устрашен бысть от лица меча ангела Господня» (1 Пар. 21:29—30). Потом место сие, на котором, принесши жертву, умилостивил Бога, Давид освятил, чтобы на нем построить божественный храм. Сказано: «рече Давид: се есть дом Божий, и сей олтарь на всесожжения Израилю» (1 Пар. 22:1). А что не был он осужден за принесение сей жертвы вдали от скинии, показывает сие история, потому что жертву попалил не огнь рукотворенный, но огнь, ниспосланный с небес. Сказано: «и воззва Давид ко Господу, и услыша его Господь во огни от небеси на олтарь всесожжения» (1 Пар. 21:26). Глава 22    Повелел же он исчислить всех пришельцев и одних определил каменосечцами, а другим приказал носить тесаные камни. Дал приказание очищать и обтесывать камни в самих каменоломнях и потом уже переносить. А сие «не созиждеши дому имени Моему, яко многи крови пролила вси на землю предо Мною» (1 Пар. 22:8), сказано, думаю, с тем, чтобы воспользовались сим совершающие убийства. Ибо не укорил бы царя за правдивое убийство Тот, Кто правдивое убийство Финееса наименовал жертвою. Притом Финеес был священник, удостоенный похвалы. Сказано: «Финеес сын Елеазара утоли гнев Мой, егда возревнова о ревности Моей» (Чис. 25:11). Да и сам пророк Давид по прошествии многих родов сказал: «и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь; и вменися ему в правду, в род и род до века» (Пс. 105:30—31). И законодатель Моисей, употребив в содействие левитов, предал смерти три тысячи посвятивших себя тельцу. И великий Самуил собственною рукою умертвил Агага. И великий Илия избил восемьсот пятьдесят пророков и священников Вааловых. Итак, по другой причине не сам Давид, но сын его создал храм Божий. Поелику Христос, по плоти сын Давидов, а как Бог и Господь и Владыка Давидов, имел по всей вселенной воздвигнуть церкви, то не попустил Давиду создать храм иудейский, повелел же сие соделать сыну его, которого наименование предызображало мир нашего Спасителя, потому что имя Соломон в переводе значит «миротворный» и Господь наш именуется миром. Сему свидетель блаженный Павел, который взывает: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый» (Еф. 2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2889...

Т.о., в докладе Вселенского Престола делается вывод: Из всего сказанного об организации древней Церкви, и в особенности о введении митрополичьей и патриаршей систем, видно, что при создании и утверждении структур церковного управления был пущен в ход важный механизм решений и предписаний, особенно в области Соборов, которые созывались по разным случаям, и, в частности, Вселенских Соборов, отличительным признаком которых всегда было полное согласие в решениях всех поместных Церквей… (пар. 23). Из всего вышесказанного видно, что в создании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом. Ибо с понятием автокефальной Церкви связано понятие независимой поместной Церкви, связанной единством веры и каноническими началами с другими ее частями (пар. 27). В докладе Александрийской Патриархии подчеркивается: Из вышеизложенного становится ясно, что наивысшая видимая власть Православия – это Вселенский Собор, который, по словам Св. Златоуста, есть имя состава и собора. Он также является самой высшей авторитетной инстанцией, которая может упорядочивать административные границы Православных Церквей. Основной Принцип Православной Церкви заключается в том, что на Вселенских Соборах присутствовал дух Святой, который руководил ими в решениях (пар 4). В обширном докладе Иерусалимской Патриархии говорится о том, что: Вселенский Собор представляет собой канонический орган для проведения общих канонических реформ в административной организации Церкви; между прочим, именно по этой причине решениями Первого и Четвертого Вселенских Соборов были учреждены как система митрополий, так и система патриархатов. Однако, Большие Соборы также могли принимать решения по вопросам управления более общего характера… Т.о., общие соборы Восточных Церквей или домашние Соборы в Константинополе Вселенского Престола (эндемуссе), которые в церковной практике на Востоке заняли место Соборов со значительным количеством участвующих и стали более авторитетными – получили возможность принимать решения по вопросам управления более общего характера. (См. В. Φειδ, Εκκλησιαστικ Ιστορα, θνα, τ. 2, с. 148). Следовательно, под председательством Вселенского Патриарха и выражая мнение патриарших Престолов Востока, местные Константинопольские Соборы обладали юрисдикцией провозглашать автокефалии Церкви и поставлять святителей вплоть до чина патриарха (пар. II, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в ст. Исторические книги ). Встречается в кн. Второзаконие и в исторических книгах ВЗ (Нав, Суд, 1-3 Цар, 1-2 Пар), и Иер 3. 16. Используются и расширенные варианты названия: «ковчег завета Яхве» (Числ 10. 33; 14. 44 (сторонники документарной гипотезы относят эти тексты к источникам J (Яхвист) или E (Элохист)); Втор 10. 8 и т. д.; по синодальному пер.: «ковчега завета Господня»), «ковчег завета Яхве, Бога вашего» (Втор 31. 26; Нав 3. 3; по синодальному пер.: «ковчег завета Господа...»), «ковчег завета Яхве воинств, сидящего на херувимах» (1 Цар 4. 4; по синодальному пер.: «ковчег завета Господа Саваофа...»), «ковчег завета Божия» (Суд 20. 27; 1 Цар 4. 4; 2 Цар 15. 24; 1 Пар 16. 6), «ковчег завета Господня» (3 Цар 3. 15), «ковчег завета Господа всей земли» (Нав 3. 11). Название «ковчег завета» обусловлено тем, что ковчег в девтерономической лит-ре рассматривался как вместилище скрижалей завета, данных Богом Моисею (3 Цар 8. 9, 21; 2 Пар 6. 11, ср.: Втор 10. 1-5). Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v) Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v) «Ковчег свидетельства» (     по синодальному пер.: «ковчег откровения»). Встречается 12 раз (в книгах Исход, Числа, Книге Иисуса Навина) и служит обозначением К. з. в текстах, относимых документарной теорией к жреческому источнику Пятикнижия (источник P; см. ст. Пятикнижие ). Кроме того, один раз использовано в Книге Иисуса Навина (Нав 4. 16). Название обусловлено тем, что, согласно библейскому описанию, ковчег был предназначен для хранения некоего «свидетельства» (Исх 25. 21; по синодальному пер.: «откровения»). По мнению большинства ученых, «свидетельство» тождественно скрижалям завета, а название «ковчег свидетельства» синонимично выражению «ковчег завета» (см.: Vaux. 1997. P. 297; Seow. 1984. P. 192-195). «Святой ковчег» (    ). Засвидетельствовано в ВЗ один раз (2 Пар 35.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

Основное впечатление о пророчестве, которое складывается из многообразия фактов и текстов, будет, очевидно, следующим: пророк — это человек, который обладает непосредственным опытом Богообщения, который воспринял откровение священной воли Божией, который судит настоящее и созерцает грядущее в Божественном свете и который послан Богом, чтобы напоминать людям о Его воле и вести их путем послушания Ему и любви к Нему. Понимаемое таким образом, пророчество — это нечто свойственное Израилю, одна из форм, с помощью которых Божий Промысел руководит избранным народом. Пророческое движение Коль скоро в этом и заложены своеобразие и задачи пророков, то неудивительно, что пророческий ряд в Библии возглавляется Пятикнижием Моисеевым (Втор 18:15,18), и что Моисея рассматривают как величайшего из пророков (Числ 12:6–8; Втор 34:10–12), — ведь он созерцал Ягве лицом к Лицу, говорил с Ним и передал народу Его закон. Эти пророческие привилегии не иссякли в Израиле с его смертью: уже Иисус Навин, преемник Моисея, был “человек, в котором есть Дух” (Числ 27:18; ср. Втор 34:9). Во времена судей была известна пророчица Девора (Суд 4–5) и некий безымянный пророк (Суд 6:8). Вслед за ними возвышается великий образ Самуила, пророка и провидца (1 Цар 3:20; 9:9; ср. 2 Пар 35:18). Дух пророчества распространяется в экстатических группах; необычные выступления их членов упоминались выше (1 Цар 10: 5; 19:20). Позднее можно встретить более умеренные общины “учеников пророков” (4 Цар 2 и т. д.), да и по возвращении из плена Библия упоминает еще пророков во множественном числе (Зах 7:3). Но кроме существования этих общин, влияние которых на религиозную жизнь народа проявляется не вполне ясно, появляются яркие личности: Гад, пророк Давида (1 Цар 7:2; 12:1; 3 Цар 24:11); Нафан, пророк при том же царе (2 Цар 7:2 сл; 12:1 сл; 3 Цар 11:29 сл; 14:2 сл); Ахаия — при царе Иеровоаме I (3 Цар 11:29; 14:2); пророк Ииуй, сын Анании, — при Ваасоме (3 Цар 16:7); пророки Илия и Елисей во времена Ахава и его преемников (3 Цар 17 — 4 Цар часто); пророк Иона — при Иеровоаме II (4 Цар 14:25); пророчица Олдама при Асаии (4 Цар 22:14), пророк Урия при Иоакиме (Иер 26:20). К этому ряду книги Паралипоменон присоединяют еще пророка Самея при Ровоаме и Авии (2 Пар 12:15; 13:22), пророка Азарию при Асе (2 Пар 15:1), пророка Одеда при Ахазе (2 Пар 28:9) и сверх того — некоторых пророков, не названных по имени.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

4 Здесь будет уместно привести яркое замечание митр. Навпактского Иерофея, из одной статьи по следам Критского Собора: «Производит, однако, впечатление тот факт, что иерархи, занимающие важнейшие церковные посты и достигшие уже пожилого возраста, поддержали антиправославные постановления, -оправдываясь, что так их учили их преподаватели… Во всяком случае нелепо, когда маститый архиерей апеллирует к мнению своих старых преподавателей, а не к преданию св. пророков, апостолов и отцов церкви, -которым он, собственно, и обещался следовать в момент своей хиротонии». (Μητρ. Ναυπκτου Ιεροθου, Ο αποφσεις της εραρχας της κκλησας της λλδος γι «γα κα Μεγλη Σνοδο» κα καταληξ τους, σ.31, Σεπτ. 2016, http://parembasis.gr.) 17 Данная Энциклика издана п. Иоанном-Павлом II в 1995г. Содержит 103 параграфа. Опирается в основном на корпус догматического характера о Церкви «Lumen Gentium» (Свет языков) 2гоВС, и на Постановление об Экуменизме «Unitatis Redintegratio». Полагает экуменизм в центр церковной жизни как по преимуществу пастырское неотложное дело. Вся энциклика занята вопросами основания, природы и цели экуменистических диалогов. Дает новое толкование понятиям единства, примата и диалога. Говорит о церквях-сестрах в терминах взаимного обогащения и помощи. Таким смыслом проникнута вся энциклика (UUS пар. 14, 16, 38, 56, 57,61, 68). Впрочем, в следующей энциклике, «Dominus Jesus» (6.8.2000) паписты спохватились: «Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская всемирная церковь не сестра, а мать всем остальным церквям.» (пар.10) Выражения этой энциклики как они есть вошли в тексты Критского собора, напр.: « Церковь не живет сама для себя», «Церковь есть образ Св.Троицы», « Церковь сама по себе есть Собор» и т.д. Новый взгляд на соборность, какой продвигает энциклика UUS, также проходит через все тексты Критского собора, напр.: «Церковь не есть реальность, закрытая в себе» (UUS пар.5). Они считают, что таинство причастия, которое собирает всех и вся во Христе, формирует церковь, и оно есть неразрушимое таинство единства (UUS пар.5). С православной точки зрения, Церковь , как сама возможность приобщения к реальности и единству во Христе, – Она преподает нам таинство причастия и единства, – не наоборот, и не без определенных условий. Единство Церкви не есть ни цель, ни то искомое, которое требуется реализовать, а уже сущая в Церкви реальность. Это существенный признак Церкви, и нет потребности в каком-либо соборе для доказательства этого единства. Собор сам предполагает уже единство Церкви. Оно не есть человеческое достижение, а божий дар, и он требует определенных предпосылок в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу отцов их, и поставил судей на земле по всем укрепленным городам, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа, и Он с вами в деле суда» (2 Пар. 19:4–6). Он был вполне согласен с тем, чему учили и что говорили пророки. Настоящее служение Богу, богопочитание, немыслимо без милосердия, без любви, без исполнения нравственной составляющей Закона Моисеева. Тем не менее, книга Царств добавляет, что «только высоты не были отменены, и народ еще совершал жертвы и курения на высотах» (2 Пар. 20:33). Хуже было то, что Иосафат заключил союз с царем Ахавом Израильским. Скрепил он его обычным для того времени образом – взял своему сыну Иораму в жены дочь Ахава и Иезавели Гофолию. За совместные с Ахавом предприятия он был порицаем пророками. «И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня. Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле [Иудейской] и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» (2 Пар. 19:2–3). 5. Иорам , сын Иосафата (847 – 845, с 852 – соправитель). 6. Охозия , сын Иорама (845). 6а. Гофолия , жена Иорама, дочь Ахава Израильского (845 – 840). Союз Иосафата с домом Ахава имел трагические последствия. После смерти Иорама Охозия, который всего один год успел процарствовать в Иудее, вместе с братьями своими был убит Ииуем. Гофолия решила самолично воцариться в Иудее и занялась истреблением всех потомков из дома Давидова. Повторялась израильская история в ее иудейском варианте. Отпрыск из дома Ахава начинает действовать в своих традициях. Ей это удалось истребить практически всех, кроме сына Охозии Иоаса, которого первосвященник Иодай спрятал у себя в доме. Можно себе представить, какого рода религиозные реформы проводила за время своего шестилетнего правления Гофолия. «Ибо нечестивая Гофолия и сыновья ее разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов» (2 Пар. 24:7). 7. Иоас , сын Охозии (840 – 801). Через несколько лет Иодай устраивает переворот и воцаряет Иоаса. Гофолия после этого переворота погибает. Иоас, воцарившись, пребывает в послушании Иодаю. Обновляет Храм, который пришел в запустение после правления Гофолии, снова восстанавливает Завет Божий с народом, хотя книга Царств по-прежнему педантично замечает, что высоты не были отменены, и народ еще приносил жертвы и курения на высотах. После смерти первосвященника Иодая князья уговорили Иоаса вернуться к идолослужению, и тот легко к этому склонился. Сын Иодая, Захария, пытался обличать Иоаса за это отступление, за что был по приказу царя побит камнями прямо в Храме. Так Иоас отплатил Иодаю за спасение собственной жизни и восстановление на троне.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010