XXI, пар. 20). «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику» (Древний Патерик, гл. XXI, пар. 38). Арх. Феофан. 1928. Х. 21. София О борьбе со страстями Многоуважаемая М. А-на! До тех пор, пока мы не достигнем пристани бесстрастия, необходимо нам вести борьбу со страстями и помыслами. Бывают в этой борьбе и победы, и падения. Но борьбу необходимо вести до конца жизни. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой Божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа через непрестанное призывание имени Божьего. «В добродетели две доли от Бога, – говорит св. Григорий Богослов , – а одна от меня» (т. IV, с. 209). «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лествица, сл. 21, пар. 7), – говорит св. Иоанн Лествичник . «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим» (сл. 27, пар. 61). Следовательно, когда мы или забываем призывать Господа в помощь себе, или слишком надеемся на свои силы, тогда благодать Божья отступает от нас, и мы падаем. Что нужно делать, чтобы избежать сего, отсюда само собой следует. Когда свой дом не в порядке, не нужно заботиться о чужом, предоставляя устроение его Господу. Арх. Феофан. 1928. VIII. 17. Варна О внутренней борьбе с помыслами и о значении смирения Вы пишете, что ведете внутреннюю борьбу с помыслами и, понуждая себя к внутренней молитве, чувствуете трудность сего подвига и свою неспособность к нему. И то и другое показывает, что Вы стоите на правильном пути. И внутренняя брань, и трудность внутреннего подвига приводят человека к познанию своей немощи, а познание своей немощи – к смирению. А как необходимо смирение в деле нашего спасения, об этом хорошо говорит св. Симеон Новый Богослов : «Две есть жертвы, которые приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и за которые милует и всякого человека в отдельности, и весь мир в совокупности, из коих одна есть Сам Господь наш Иисус Христос и Бог воплотившийся, а другая – сокрушенное и смиренное сердце каждого, верующего в Него» (Слово 51-е, пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В целях защиты традиционных семейных ценностей государство и Церковь должны совместно влиять на то, чему учат детей в школах. Сегодня архиепископ Тамкявичюс говорил, что в школах Литвы преподается религия, христианство. Те ученики, которые не хотят посещать эти уроки, слушают уроки нравственности, но и на этих уроках преподаются христианские духовные ценности. Причем преподавание это, как рассказывал мне сегодня архиепископ, проходит практически на протяжении всего периода обучения юноши или девушки в школе, с первого до последнего класса. Это очень хороший пример. — Что бы Вы хотели пожелать тем людям, которые Вас знают, с кем Вы работали в Каунасе? — Я хотел бы пожелать всем жителям Литвы, чтобы принадлежность к христианской Церкви, будь то Католической или Православной, была для них не только данью традиции и признаком культурной идентичности, но чтобы она оказывала непосредственное влияние на их жизнь. Ведь Церковь для того и существует, чтобы учить людей духовно-нравственным ценностям. Задача служителей Церкви заключается в том, чтобы обучать людей тому, как они должны жить, и задача каждого христианина заключается в том, чтобы свою жизнь строить в соответствии с этим учением. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.гu за темою Голова з питань " захисту материнства й дитинства виступив на XXV руського народного собору з питань " захисту материнства й дитинства провела " я — У пройшло духовно-наукового центру На наукового «Крапивенський 4» обговорили в та в XX-XXI Кирил: будучи державою, прагне жити до духовно-моральних наративи та секулярна Чи православним «наздоганяти» Другий Ватикан [Стаття] Кирил: Важливо, щоб наш народ свою свободу Представники Церкви взяли участь у «Наука в умовах глобальних збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1384399...

Но не оставлял его без попечения Врач душ. Ибо сказано: «посла Господь к ним пророки, да обратятся ко Господу; и засвидетельствова им, и не послушаша» (2 Пар. 24:19). Одного же пророка писатель упомянул и по имени. Ибо говорит: «и Дух Господень облече Захарию, сына священника Иодая, и ста пред людьми и рече им: сия глаголет Господь: почто преступаете повеления Господня? Не поспешится вам, яко остависте Господа, и оставит вас» (2 Пар. 24:20). Впрочем, не только воспротивились словам Божиим, но и пророка побили камнями по повелению царя, и побили его камнями на дворе храма. Такою-то неблагодарностью болезновал Иоас и к спасшему его Богу, и к споспешнику спасения. Сие замечает и история. Сказано: «и не воспомяну Иоас царь милосердия, еже сотвори Иодай отец его с ним, но уби сына его, иже, егда умираше, рече: да видит и судит Господь» (2 Пар. 24:22). И прошение его не осталось неисполненным. Ибо по прошествии года напало на них немногочисленное воинство сириян и пренебреженный ими Владыка предал их оному: одни были убиты, другие отведены пленниками. А сам Иоас впал в болезнь и убит подданными. Ибо сей приговор произнес на него Владыка, как сказал дееписатель: «и на Иоаса сотвори суд; и нападоша на него раби его за кровь священника сына Иодаева, и убиша его на постели его, и умре; и погребоша его во граде Давидове, но не погребоша его во гробе царском» (2 Пар. 24:24, 25). Так, истинно слово, изреченное Ною: «проливаяй кровь человечу, пиет ее, вместо крови сей его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека» (Быт. 9:6). Глава 25    И убивших Иоаса предал смерти воцарившийся Амасия, сын Иоасов, потому что убили они Иоаса, не божественною возгоревшись ревностью, но по кровожадности своего сердца. Вместо же Иоаса воцарился сын его Амасия. Он, вознамерившись идти войною на идумеян, нанял сто тысяч израильтян за сто талантов. Но посланный к нему от Бога пророк сказал следующее: «О, царю! да не изыдет с тобою сила Израилева, несть бо Господь со Израилем, со всеми сыны Ефремли; яко аще мниши укрепитися с ними на брани, в бегство обратит тя Господь пред враги твоими; зане у Господа крепость и помощь подать, и в бегство обратити» (2 Пар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

Глава 22    Из сей истории дознаем, что амазоны жили по соседству с эфиоплянами. Ибо выше писатель о врагах, нападших на Иорама, заметил, что они сопредельны эфиоплянам. А здесь, сказав, что вместо его воцарили младшего сына его Охозию, присовокупил: «всех бо старших избиша разбойницы из варваров и амазонов, нападшие на них в стане» (2 Пар. 22:1). И Охозия соревновал нечестию отца, потому что наставницею имел саму злонравную матерь. Охозию вместе с царем Израильским Иорамом убил Ииуй. И он удостоен погребения за благочестие деда. Ибо погребению предал его Ииуй, сказав: «яко сын Иосафатов есть, иже взыска Господа всем сердцем своим» (2 Пар. 22:9). Глава 23    После сего писатель повествует об Иоасе, что истолковано уже нами в Четвертой книге Царств. Скажем только о том, чего не нашли мы в той книге. Ибо написавший книги Паралипоменон извещает, что народ, воспламененный к ревности чудным архиереем, испроверг и сокрушил кумир Ваалов, до основания разорил алтари, разбил изваяния демонские, Матфана же, жреца Ваалова, предал смерти. Сей же архиерей привел в силу постановление о дневных чредах священников, устав для левитов,— одним словом, все, что учредил царь Давид в богослужении. Глава 24    А тому, что делал архиерей, содействовал и просвещаемый им царь. Ибо сказано: «сотвори же Иоас правое пред Господем во вся дни Иодаа священника» (2 Пар. 24:2). Прилагал же он должное попечение и о здании храма, потому что в предшествовавшее время было оставлено оно в нерадении, «Гофолиа бо», — как сказано, — «бе нечестива, и сынове ея разориша дом Божий, яко святая дому Господня сотвориша Ваалиму» (2 Пар. 24:7). Всему же этому    Главною причиною был досточудный архиерей, который за благочестие и великие добродетели, прожив сто тридцать лет, удостоен царского гроба. Ибо писатель говорит: «погребоша его во граде Давидове со царьми, понеже сотвори благое во Израили и с Богом и с домом Его» (2 Пар. 24:16). Когда же Иодай скончался, Иоас уклонился в нечестие, увлеченный народными начальниками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

Заглавная буква больших размеров совмещают в себе и обычные растительные формы виз. инициалов X стол., и самые причудливые черты звериного романского стиля. (чаще всего, при словах επεν ιc) в виде благословляющей руки епископа (судя по обозначенному шитью риз), но также в виде двух драконов, извивающихся но сторонам руки или цветка и пр., и даже двух грифонов, охвативших человеческую фигуру. Буква А в виде колонны, обвитой тесьмой или цветами, к которой слева подпрыгивает зайчик, птица и пр. Сколько раз ни повторяется инициал Т [τ καιρ κν (sic)], всякий раз оно дает различные рисунки, в которых растительные извивы и плетения оканчиваются головами птиц и Грифонов; под. вид имеет буква П, тогда как в V и др. повторяется еще форма раба и пр. И присутствие деталей той же самой орнаментики в изящных рукописях X стол., под. напр. Евангелию Пар. Нац. библ. за 70, 964 года, доказывает, что она не ограничивалась провинциальными сферами, но рано перешла в общее достояние. Элемента этой орнаментики, а именно звериная форма инициалов, мы встретим впоследствии в великолепном кодексе книги Бытия Vat. Christ. I, X века, в Пар. Нац. б. Coisl. 20 – Еванг. X же стол., во многих рукописях XI века: Еванг. Пар. Нац. б. 163, Коммун, библ. в Сиене, ркп. Гомилий Иакова Нац. б. 1162, Ват. код. Григ. Богосл. 463, Vat. 1156, Словах Григ. Богосл.: Нац. б. 543 и Син. библ. 339 и т. д.,. в XII веке даже в Псалтырях: Син. библ. 38, 61 и мног. друг. Но в целом, эта орнаментика родственна лишь с восточными, хотя бы и позднейшими рукописями: такова для XII века буква в коптском Евангелии 1173 года в Нац. 41 Пар. б. 13, и двух сирийских Ев. ib. 40, 1191 г. и 1195 г., для XIII–XIV стол. – Еван, армянское Пар. Нац. б. 10 а, Иова Vat. 1231 и пр. В этом последнем манускрипте каллиграфа Иоанна из Тарса, мы находим напр. любопытный инициал местного происхождения: лев терзает плечо человека. Но особенно много говорит в нашу пользу сходство армянского указ. Евангелия с образцами X века: хотя здесь уже иная техника, и крохотная рукопись эта может считаться за одно из блестящих произведений поздневиз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар» 29.02.2024 19:43:22 На рассмотрении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находится заключение Синодальной библейско-богословской комиссии о католической декларации «Fiducia supplicans». Декларация, принятая недавно Конгрегацией вероучения Римско-Католической Церкви, касается вопросов благословения невенчанных гетеросексуальных союзов и однополых пар. Об этой резонансной теме, диалоге с католиками, а также о «папских» притязаниях Константинопольского Патриархата и храмах Русской Православной Церкви в Венгрии в эксклюзивном интервью РИА «Новости» рассказал председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. — Владыка Иларион, как возглавляемая Вами комиссия занялась рассмотрением декларации «Fiducia supplicans»? — Мы изучали этот документ по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы провели пленум Синодальной библейско-богословской комиссии, и я имел возможность представить результаты работы пленума лично Святейшему Патриарху. — Почему вообще Русская Православная Церковь взялась за эту декларацию, ведь это внутренний документ Римско-Католической Церкви? — Потому что у нас есть диалог с Католической Церковью, взаимодействие. И мы сочли своим долгом отреагировать на такое радикальное нововведение. — Есть много различных трактовок декларации: кто-то говорит, что это промежуточный шаг к венчанию однополых пар, кто-то — что документ открывает людям возможность получать помощь Церкви, в том числе в борьбе со своими страстями, что пришедшие благословляются по очереди, не допускается имитации свадьбы. Каково Ваше мнение? — Декларация «Fiducia supplicans» вызвала у нашей комиссии однозначно очень негативную реакцию. Мы были единогласны в том, что этот документ отражает очень серьезный отход от христианских нравственных норм. Вы сказали, что благословение можно совершать как бы по очереди, но на самом деле в документе этого нет. В документе как раз говорится о благословении пар. Причем упоминаются две категории пар. Одна — это пары, находящиеся в так называемой неурегулированной ситуации. То есть это мужчина и женщина, которые живут в невенчанном браке или в гражданском союзе. Таких ситуаций в Католической Церкви очень много, потому что бракоразводный процесс очень сложный и получить в Церкви благословение на развод трудно, почти невозможно. Но другая категория лиц, о которых говорится в документе, — это однополые пары. И вот — и к тем, и к другим теперь применяются одинаковые критерии.

http://radonezh.ru/2024/02/29/mitropolit...

Пар. 15. Во все четыре поста священник должен исповедоваться у своего духовника. Духовник и в своих отчетах, представляемых Епархиальному Архиерею, сообщает о времени и бытии каждого священника у исповеди. Пар. 16. Священник, обеспеченный от прихода содержанием, дающим ему возможность жить и не заниматься посторонним заработком, должен иметь и внешний облик православного священника, т. е. должен носить длинные волосы, бороду, рясу, носить на рясе крест обязательно установленного образца, а не произвольной выделки, и внешним своимобликом являть собою образ истинного пастыря. Пар. 17. Священники должны совершать божественные литургии каждый воскресный и праздничный день. Перед совершением божественной литургии священник должен тщательно подготовиться для ее достойного совершения, он должен внимательно и благоговейно отслужить или прослушать вечерню и утреню и часы, также обязательно Правила к причащению, т. е. накануне каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, а в самый день канон к причащению и молитвы перед причащением. Пар. 18. Священник должен поддерживать духовную связь с монастырями епархии, как с главными хранителями духовной жизни. В благоприятное время, без ущерба для своей приходской жизни, священник должен стараться посещать монастыри для богомолья и располагать к тому же своих прихожан, всемерно содействуя устройству обще-епархиальных церковных торжеств. Пар. 19. Священник должен вести строго целомудренную жизнь. Священники, особенно одинокие, должны быть особенно осторожны в своих отношениях с женщинами, помня, что вся жизнь является предметом строгого наблюдения в приходах. В квартирах, где живет одинокий священник, не должны жить женщины в соответствии с 3 Правилом 1 Вселенского Собора, 5 Правило Трульского Собора и 27 Правило Св. Василия Великого . Священник, в заботе о своем спасении и о том, чтобы ни в чем не быть причиной преткновения или соблазна пастве, должен воздерживаться от всяких излишеств, как например не должен курить, не должен иметь пристрастия к спиртным напиткам или предаваться азартным играм, священник не может заниматься торговлей ради корысти или ростовщичеством, не должен посещать сценических представлений и других нескромных увеселений, (24 и 51 Правило 6 Вселенского Собора), не давать личных обязательств в поруку за других, не должен нести должностей, несовместимых с пастырством. Он должен всегда пребывать в истине, никогда и ни в чем не допускать лжи во исполнение Евангельского повеления и ради сохранения своего пастырского авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пар. 88. Независимо от посещения приходов епархии по нарочитому поручению Епархиального Архиерея, Викарный епископ может совершать богослужения в других приходских и монастырских храмах Епархии в определенном районе с общего благословения Епархиального Архиерея. Равным образом, Викарный епископ в случае получения им такого полномочия от своего правящего, дает разрешения на браки в приходах означенного района (кроме случаев разрешения таких браков, кои находятся в компетенции Синода) и разрешает недоуменные вопросы из церковной жизни и практики, с которыми могли бы обратиться о. о. настоятели этого района или даже о. о. благочинные. Пар. 89. Путевые расходы Викарного епископа по служебным делам или по делам заинтересованных лиц оплачиваются означенными приходами или лицами. В некоторых случаях, при нарочитых командировках викарного епископа правящим архиереем, путевые расходы его могут быть оплачиваемы из Епархиальных средств, если приходы не в состоянии покрыть эти расходы полностью или частично. Пар.90.Викарные епископы имеют право представлять своим Правящим Архиереем на усмотрение рапорты и доклады о замеченных ими неправильных действиях разных должностных лиц и об их благоповедении, а также о всякого рода улучшениях в организации церковной жизни на местах. Пар. 91. Викарный епископ не имеет право непосредственно обращаться к Высшей Церковной Власти с рапортами и докладами по делам Епархии, и даже по делам своего викариатства без ведома и разрешения своего Правящего Архиерея, за исключением дел, касающихся личных взаимоотношений между викарным и правящим епископами; в этих случаях Викарный епископ непосредственно обращается к Первоиерарху, который дает по своему усмотрению дальнейшее направление дела. Пар. 92. Если бы Викарный епископ получил от Собора или Архиерейского Синода специальные полномочия или поручения произвести расследование какого-либо дела в другой Епархии, или произвести общую или частичную (напр., духовной школы, монастыря или чего др.) ревизию этой епархии, то в этих случаях о таковых полномочиях и поручениях Высшая Церковная Власть только сообщает соответствующему епархиальному Архиерею к сведению, а Викарный епископ на основании полномочий Высшей Церковной Власти исполняет поручение ее совершенно самостоятельно и делает свои донесения непосредственно уполномочившей его Высшей Церковной Власти.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

1; т. II, с. 398). «Совершенная чистота превосходит дар творения чудес», – говорит Авва Нестерой (Творения Иоанна Кассиана , 15-е собеседование, пар. 10). А каков правильный способ борьбы со страстьми, об этом говорит св. Иоанн Лествичник : «Кто хочет бороться с плотью и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить его» (Лествица, сл. 15-е, пар. 25). Что же нужно делать? «Представь Господу немощь твоего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия» (Сл. 15-е, пар. 25). Это говорится, конечно, подвизающимся, а не нерадивым и беспечным. М.Р. О-ая спрашивает меня: «Когда она причащалась, священник не произнес слов: причащается раба Божья Мария; действительно ли причащение?» Конечно, действительно. Особого письма ей об этом я не буду писать. Будьте добры передать ей мой ответ. Арх. Феофан. 1928. XI. 15. София О хранении внутреннего Богомыслия и памяти о Боге Многоуважаемая М. А-на! Если внешние дела не позволяют соблюдать внешние благочестивые навыки, то нужно сосредоточить свое внимание на внутреннем. " Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч. 4:23 ), чтобы никак не терять мысли о Боге и памятование о чудесах Его не осквернять представлениями суетного, но святую мысль о Боге постоянным и чистым памятованием в душах наших всюду носить с собой, как неизгладимую печать. Ибо таким образом приобретается нами любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господних, и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительной и неколебимой» (Св. Василий Великий , Правила пространные, пар. 5; т. V, с. 107). Когда же мы забываем о Боге, тогда являются и страсти, и помыслы. «Авва Феона сказал: потому что удаляемся умом своим от созерцания Бога, пленяемся мы от плотских страстей» (Древний Патерик, гл. XI, пар. 35). Что же нужно делать? Нужно понуждать себя к памятованию о Боге. «Принуждать себя во всем благом – есть путь Божий» (Древний Патерик, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Это же чтение символа находим в одном из самых первых поучений блаженного Августина по принятии им пресвитерского сана в 391-м году, именно в слове его «при сообщении символа», изданном у Миня под номером 214-м – «Вот что вы должны верно запомнить и впоследствии ответить на память. (После этого предисловия следовало произнесение всего символа, без всякого перерыва верую в Бога Отца Вседержителя, и так далее до конца. За тем изложено следующее объяснение 128 .) Итак веруем во Христа Иисуса, Сына Бога Отца, Единородного, Господа нашего (пар. 5). Веруем в Него, рожденного от Духа Святого и девы Марии. Потому называем Его рожденным от Духа Святого и Марии девы, что когда святая дева спросила ангела како будет сие, ангел ответил Дух Святый найдет на тя ( Лук. 1:34 ). Потому и говорим рожденного от Духа Святого и девы Марии (пар. 6). Так как Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос есть Слово Божие и вместе человек, то ко всему Ему относится распятое, претерпенное им только по человечеству, вследствие чего и говорится, что Единородный Сын, Божий Иисус Христос был распят, – ко всему Ему относится погребение Его плоти. А по тому мы и называем Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа погребенным, хотя была погребена только Его плоть. Точно так, например, об апостоле Петре мы говорим, что он лежит теперь во гробе; но совершенно справедливо будет, если скажем также, что он блаженствует теперь со Христом однако то и другое говорим об одном и том же апостоле; ибо не два апостолу Петра, а один, – один он, телом лежащий во гробе, а душою радующийся со Христом. Прибавлено еще при Понтии Пилате, для обозначения ли времени, или для полнейшего выражения самоуничижения Христова (пар. 7). В третий день воскресшего – в истинной плоти, уже не подлежащей более смерти. Для краткости все это сказано сжато и тут же прибавлено взошедшего на небо. И там седящего одесную Отца, на что мы должны взирать очами веры, разумно (пар. 8). С горней небесной обители, где пребывает теперь Его бессмертное тело, Господь наш Иисус Христос придет судить живых и мертвых (пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010