Невозможно перечислить все щедрые пожертвования отца Иоанна, выделенные им на храмостроительство. По свидетельству жизнеописателей, храмы возникали всюду: и в Сибири, и на далеком Севере, и в центре России, и в самой столице. Несколько раз за денежной помощью на постройку церкви обращался к пастырю-бессребренику американский миссионер. А сколько пожертвований было сделано отцом Иоанном тайно от людей? – Это известно только одному Богу. Но истинная милостыня заключается не только в подаянии денег. «Тот истинно милостивый, – говорит отец Иоанн, – кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, кто проповедует слово Божие и служит от истинного сердца, нелицемерно, – словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем» (333, с.149). А именно таким и был всероссийский пастырь. Он окормлял всю Россию и подавал духовную милостыню не только мирянам, но и монашествующим. Известно, что преподобный Серафим Саровский основал Дивеевскую женскую обитель, преподобный Амвросий Оптинский – женскую общину в Шамордино, иеромонах Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре старец Варнава – Иверский Выксунский женский монастырь в Нижегородской епархии. Подобно им и святой праведный Иоанн Кронштадтский стал основателем и духовным руководителем нескольких женских монастырей. Основание Иоанно-Богословского женского монастыря на своей родине было вызвано желанием отца Иоанна дать твердую точку опоры православному народу севера, затерянному среди многочисленного населения старообрядцев-раскольников. На территории всей Архангельской области имелось только два женских монастыря, Холмогорский и Шенкурский, тогда как раскольничьи скиты «по непроходимым лесам можно было считать десятками» (439, с.573). Постройка Сурской обители подвигалась очень быстро. Осенью 1899 года была совершена торжественная закладка, а к лету следующего года уже была окончена постройка деревянного корпуса и деревянного однопрестольного храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру – Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостных крестьян Илии и Дарий Меркуловых. Вскоре его родители переселились в Наро-Фоминск, где и прошли юные годы Василия. Благочестивый юноша часто посещал отшельника Геронтия (в схиме Григория), жившего вблизи ТроицеОдигитриевой Зосимовой пустыни. Духовным окормлением этого святого мужа он пользовался до конца жизни схимника. В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синода”, I, 101 (дело 1721–24 г. об определ. игум. Лаврентия Горки архимандритом Воск., Нов. Иерус., м-ря); III, 1723 г., 567 (доношение преосв. Астрахан. Лаврентия Горки о возвращении ему книг, украденных у него в бытность игум. м-ря). прилож. CXI, XXIX (реестр м-рей 1723 г. Киев. епархии); IV, 1724 г., 149 (дело о пропаже из м-ря 440 червонцев, 26 ефимков и 20 руб.; игум. Лаврентий Горка с 1713 по 1723 г., а на его место определен Феодосий Хоменский); VI, 1726 г., 517 (о иеромонахе м-ря Георгие Лясковском); “Памятн. для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 168 (игум. м-ря Игнатий Оксенович-Старушич назначен в духовной 1646 г. митр. Киев. Петра Могилы исполнителем его воли); “Архив юго-зап. Росс.”, ч. 1, т. II, стр. (в 1771 г. сюда назначен игуменом известный поборник православия Мелхиседек Значко-Яворский, переведенный в 1781 г. в Мгарский м-рь); т. IV, 14, VII (универсал 1657 г. митроп. Сильвестра Косова казакам о неуклонении от медовой дани в пользу м-ря); т. V, 62, XIII (письмо 1685 г. гетмана Самойловича к патриар. Иоакиму; здесь упоминается игумен м-ря Феодосий Углицкий); т. VI, 30, XV (грам. 1541 г. короля Сигизмунда I, подтверждающие бывшие фундуши в пользу м-ря, игум. Ефрем), 38, XVIII (судебное дело 1 45 г. об имениях); ч. 7, т. I, 118, 121, XVI (опис. Киевского замка 1552 г.; видно, что м-рь был в числе митрополичьих и получал из села Петровцев 2 ведерца меду). 148. ВыксунскийИверский , женский, 3-го класса, Нижегородской губ., Ардатовского у., в 80 вер. к зап. от Ардатова, при селе Выксунском заводе или Выксе и рч. Выксунке. Существовавшая при селе богадельня, устроенная мастеровым Ег. Кикиным, в 1874 г. переименована в женскую общину, которая в 1886 г. возведена в общежительный монастырь 3-го класса. Содержание м-ря обеспечено, сверх средств, пожертвованных Кикиным, капиталом в 15 тыс., внесенным купц. Бородачевым в кредитное учреждение. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1874 г., 48; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1874 г., 83. 149. Высоковский – Успенский , мужской, 3-го класса, Костромской губ., Макарьевского у., в 70 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Скорби – это неизбежные спутницы всякого искреннего и истинного работника на ниве Божией, потому заранее запасайтесь мужеством духа в покорность воле Божией, – говорил своим ученикам отец Варнава, – но страшиться скорбей не нужно, а чаще следует прибегать под кров Матери Божией». Старец знал о грядущих потрясениях, которые предстояло претерпеть русскому народу за отступление от веры. Общение с отцом Варнавой было для Василия Николаевича великой школой духовной мудрости: «Понуди себя на все доброе; принимай всех, как Самого Христа; всегда смотри только на свои недостатки; укоряй, уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом!» с. 258]. Почти двадцать лет пребывал в послушании у богоносного старца Василий Николаевич, и это заложило тот прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее его возрастание в великого подвижника благочестия. Живая вера в Бога и загробную жизнь, глубокое самопознание, светлый ум, опытность, приобретенная долговременным навыком общения с людьми всех возрастов и сословий – все это сообщало живому слову отца Варнавы великую силу, убедительность и проникновенность. Для него не существовало мелочей в духовной жизни. Все эти качества он в полной мере старался привить своим духовным детям. И люди отвечали на эту любовь и заботу своей искренней любовью. Имя отца Варнавы было известно по всей Руси православной и везде произносилось с чувством глубокой признательности и почитания. О нем вспоминали его «детки» – от простого крестьянина до иерархов Церкви и Государя Императора. Всем мог дать совет этот удивительный старец-простец. В конце января 1906 года отец Варнава тяжело занемог. Еще в начале года он многим загадочно говорил: «Скоро поеду к Царице», однако, никто и не думал, к чему относились эти слова. Несмотря на высокую температуру и сильное недомогание, 31 января старец отправился в поездку в Иверско-Выксунский женский монастырь. Здесь, едва держась на ногах, преподал он благословение сестрам, всем до единой. На слова соболезнования батюшка отвечал: «Грехи мои разболелись ныне...» Затем отслужил литургию и вновь собрался в дорогу: «Ну, уже теперь имейте меня отречена! Я сегодня же уеду, а вас всех вручаю Царице Небесной. Мне необходимо съездить в Петербург проститься со всеми и поблагодарить этих добрых людей...»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Упадок монашеской жизни, о котором говорит Владыка, отмечал еще епископ Игнатий Брянчанинов в 60-е годы и считал его предвестником общего духовного упадка и расстройства. В конце XIX века события развивались еще быстрее. Началось брожение в духовных академиях и семинариях. Все сильнее распространялось толстовство, против которого епископ Антоний (Храповицкий) писал свои блестящие по уму и эрудиции статьи. Но к нему не прислушивались, не хотели прислушиваться. Среди интеллигенции началось увлечение спиритизмом, теософией и другими, совсем уже безбожными, учениями. Но одновременно, как отмечает тот же епископ Антоний (Храповицкий) , в Духовной академии появляется противоположное веяние, если можно так выразиться – «течение против течения», привлекшее к себе благоразумное меньшинство. Некоторые из студентов академии (такие, как Грибановский, впоследствии епископ Михаил) выражали желание идти в монастыри и тем самым противостоять волне обмирщения и упадка. Твердой духовной крепостью стояла Оптина пустынь. 9 августа 1895 года иеромонах Трифон оканчивает Московскую Духовную академию. О его блестящем богословском образовании и общей эрудиции можно судить по его проповедям, беседам и Словам, сказанным в разное время, а также по некоторым выдержкам из его записных книжек. Эту часть его наследия мы подробно рассмотрим в специальных разделах. Сейчас упомянем только, что он знал древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский языки. Сразу же по окончании академии его назначают смотрителем Московского Духовного училища. В этой должности он пробыл два года. 14 июня 1897 года Московский митрополит Сергий, ценя труд и заслуги о. Трифона, назначает его ректором Вифанской семинарии (недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и возводит его в сан архимандрита. Почти одновременно архимандрит Трифон был назначен цензором всех изданий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Об этом периоде его жизни нет больше никаких достоверных сведений. Известно только, что 8 июля 1898 года он посетил Иверский Выксунский женский монастырь (Нижегородской губернии, Ардатовского уезда), основанный уже известным нам старцем о. Варнавой.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В этом небезопасном путешествии преподобного сопровождал его друг, преподобный Антоний Ардатовский. Мощи этого святого сейчас находятся под спудом в женской исправительной колонии ИК-18 в Ардатове, где до революции был Покровский женский монастырь. И мы надеемся, что когда-нибудь и эту территорию вернут Церкви. Еще одно место — Выксунский Иверский женский монастырь с его чудо­творной иконой Божией Матери, основанный преподобным Варнавой Гефсиманским. К слову, его духовный сын преподобный Серафим Вырицкий построил в этом монастыре Троицкий собор, который мы сейчас восстанавливаем. Ну и конечно, Троицкий Островоезерский женский монастырь, основанный в конце XVI века. Я приглашаю паломников помолиться у наших святынь. Даже если посетить только часть из них, та духовная радость, которую вы получите от этой поездки, еще долго будет жить в ваших сердцах. Варнава, епископ Выксунский и Павловский (Роман Владимирович Баранов). Родился 11 февраля 1965 г. в Калуге в семье педагогов. После службы в рядах Вооруженных сил закончил историко-филологический факультет Горьковского государственного педагогического института. Преподавал в Нижегородской технической гимназии. С 1992 г. работал в Православном братстве им. св. блгв. кн. Александра Невского. В 1999 г. рукоположен в сан диакона, а затем во пресвитера. В 2004 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. 15 июля 2005 г. епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием пострижен в монашество с именем Варнава, с этого же года наместник Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь пос. Фролищи Володарского р-на Нижегородской обл. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал избран епископом Выксунским и Павловским. 18 марта 2012 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 29 марта 2012 г. Хиротонисан 22 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенской Флорищевой пустыни.

http://e-vestnik.ru/interviews/pod_pokro...

25 дек. 1876 г. М. был назначен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 19 февр. 1877 г. прибыл в Архангельск. Совершал объезды обширной епархии, посетил Соловецкий в честь Преображения Господня, Кий-Островский Крестный Онежский и др. мон-ри, исследовал ризницы обителей. Значительно пополнил рукописное собрание б-ки Архангельской ДС. Составил исторические описания Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря (1878), Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1879), Пертоминского в честь Преображения Господня мужского монастыря (1882) и др. 9 февр. 1878 г. за пожертвование на теплую одежду рус. воинам (2 тыс. р.) М. была объявлена высочайшая благодарность императрицы. 21 июня того же года объявлена благодарность наследника цесаревича за пожертвование на устройство Добровольного флота в России. 23 мая 1879 г. М. был назначен епископом Нижегородским и Арзамасским. 11 мая 1880 г. совершил чин закладки пристройки к нижегородской Александровской жен. богадельне, а 2 июня - освящение престола в придельном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Троицкого собора Серафимова Дивеевского женского во имя Святой Троицы монастыря . Впосл. неоднократно посещал Дивеевскую обитель, 3 и 4 июня 1884 г. освящал в ней церковные приделы. Совершая объезды по епархии, 26 июня 1880 г. посетил упраздненный Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь и заботился о возобновлении древней обители. 8 июля 1882 г. возглавил торжество, посвященное открытию Желтоводского мон-ря. Макарий (Миролюбов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 1879–1885 гг. Макарий (Миролюбов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 1879–1885 гг. М. оказывал содействие Мало-Пицкой Скорбященской жен. общине Нижегородского у., в к-рой 10 марта 1882 г. была освящена ц. во имя вмч. Пантелеимона. В 1879-1882 гг. во время разногласий в Выксунской жен. общине (см. Выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь ) и конфликта между начальницей общины Марией Пивоваровой и иеромонахом прп. Варнавой (Меркуловым) М. поддержал первую. По его благословению Пивоварова изгнала из обители более 150 сестер, учениц прп. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Обратим внимание на то, что в женских монастырях послушниц в среднем всегда было больше монашествующих (на 1917 г. исключение составляли лишь женские обители Астраханской и Черниговской епархий). На 1916 г. это превышение составляло, в среднем по РПЦ, 3,25 раза. Отметим, что штаты мужских монастырей, как правило, содержали вакансии, в то время как в женских монастырях число сверхштатных единиц, в отдельные годы, достигало 20%, а, например, в 1890 г. превышало штат в 1,4 раза. Такое положение дел может говорить, как о большей склонности женщин к принятию монашества, так и о больших возможностях женских монастырей к самообеспечению, а равно и большей степени поддержки со стороны ктиторов и просто верующих людей-жертвователей. Рис. 33. Изображение (генплан) Иверского Выксунского женского монастыря Ярким примером здесь является Иверский Выксунский женский монастырь Нижегородской и Арзамасской епархии (см. рис. 33), основанный в 1864 г. старцем пещер Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонахом Варнавой Гефсиманским (Меркуловым, †1906, в 1995 г. причислен РПЦ к лику преподобных) в форме богадельни на 12-ть чел. для обездоленных женщин. Ктиторами обители выступали купцы, одним из которых был крупный мехоторговец, купец 2-й гильдии В.Н. Муравьев. Будучи духовным чадом прп Варнавы Гефсиманского , впоследствии он стал иеросхимонахом и в 2000 г. прославлен Церковью как прп Серафим Вырицкий (†1949) в Сонме новомучеников и исповедников Российских. В составе монастыря было четыре величественных храма и колокольня, более двадцати капитальных каменных построек (в несколько этажей). Имея полувековую историю развития, на момент закрытия обители советской властью (1919 г.) это был один из крупнейших монастырей Российской империи с численностью насельниц около 1000 чел. с. 547; 104]. По состоянию на 1917 г. общее число насельников мужских и женских монастырей составило 107035 чел., в том числе 33572 монашествующих и 73463 послушников и послушниц с. 429]. В 1917 г. в монастырях РПЦ по данным, приводимым в табл. 11, с. 556], было 104512 насельников, в том числе: монашествующих – 33515 чел. и послушников(-ц) – 70997 чел. При этом в мужских монастырях проживало 26927 насельников, составленных из 14925 монахов и 12002 послушников. В женских монастырях проживало 77585 чел, включая: 18590 монахинь и 58995 послушниц.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Сама портретностъ, которой от художника требовали, должна быть в сущности понимаема не иначе как в смысле определенного идеальнаго типа. Собрание г. Севастьянова может предложить для Русских иконописцев множество отличных типов разных священных личностей. Не находя нужным делать им перечень , обращу внимание на изображения разных священных сцен по миниатюрам этого собрания, и именно с тою целью, чтобы показать, что по Русским подлинникам и иконописным святцам, эти сцены до позднейшего времени писались так же. Например: Три отрока в пещи. Также как в Русских подлинниках, они стоят на широком каменном пьедестале, означающим печь; из окон или жерл пьедестала пышет пламя. Над отроками Ангел, осеняет их своими крылами. В Псалтыри Ватопедскаго монастыря, с подписью 1213 г. Благовещение. Архангел, прекрасная фигура, приближается тихо к Деве Марии. Она сидит с красной ниткой в руке; в коленях клубок. В Четвероевангелии Иверскаго монастыря 30). Соответствует в наших подлинниках Благовещению с веретеном, в отличие от Благовещения на колодце 6 . Благовещение с книгою, как наиболее приличное, стало входить в иконопись, кажется, позднее. Рождество Иисуса Христа. По древнейшей композиции Богоматерь, как родильница, всегда изображается лежащею. Внизу Христа-Младенца моют женщины. В Евангелии Иверск. монаст. X–XI века 57); в рукописи Житий Святых и Слова Иоанна Дамаскина о Рождестве Христове, монастыря Есфигмена, XI века 77), и в других. На Руси, кажется, только ст. конца века, стали почитать неприличным изображать Богоматерь на Рождестве лежащею, на том основании, что Она при этом не знала ни труда, ни болезни 7 . Преображение, совершенно так как принято в Русских подлинниках. В Иверск. Евангелии X–XI в. 57). Тайная Вечеря. Христос не сидит, а возлежит; ученики сидят. В Иверск. Евангелии 58), в другом тоже Иверском Евангелии, с подписью 1384 г., но составленном гораздо древнее, и особенно замечательном по множеству миниатюр. Впрочем, по древнейшему обычаю, на Тайной Вечере, и Христос и Апостолы все возлежат, как это можно видеть в миниатюре Греческого Евангелия, писаннаго не позднее IX века, в Петербургской Публичной Библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1687 . Коптево – Сретенская – Николаевская, мужская пустынь, ныне село Коптево, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 25 вер. к юго-вост. от Гря­зовца, при рч. Великуше (см. карту Шу­берта, лист XX). Неизвестно когда осно­вана, но уже существовала в ст., когда в 1596 г. была приписана к Корнилиеву-Комельскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 628. 1688 . Копысский, мужской, ныне за­штатный гор. Копыс, Могилевской губ. Имя его упоминается в 1655 г., когда он находился в Смоленской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1013. 1689 . Короцкий – Покровский, муж­ской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Нов­городской губ., Валдайского у., в 5 вер. к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. при патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ра­нее издания штатов в 1764 г. Из игу­менов его упоминаются первым Тихон в 1644–50 г., последним Терентий в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 776; Арх. Петра, “Опис. Ивер. Богород. мон.”, изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 14; “Биржев. ведом.”, 1864 г., 46, стр. 188; “Сборн. Новгор.”, II, Отд. I, 79; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 117, 73; “Русск. истор. Библиот.”, V, 24, 10 (ц. гр. 1645 г. о назначении м-рю руги; игум. Ти­хон из Великого Новгор. Покрова преч. Бого­род. с Короцка), 26, 11 (письмо Федора Ли­хачева к игум. Тихону о назначении м-рю руги), 94, 44 (в 1654 г. приписан с крестьянами и угодьями к Иверскому м-рю), 285, 97 (в 1656 г. м-рь имел во владении 17 крестьян. дво­ров), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверск. м-рю о вотчинах; сказано, что в Короцком по­госте м-рь преч. Богород. честного и славного Ее Покрова построен на вотчинной земле Иверск. м-ря). 1690 . Косов – Рыбницкий, муж­ской, ныне посад Косов, Седлецкой губ., Соколовского у., в 20 вер. к сев. от Соколова. В жалов. грам. 1424 г. кн. Свидригайла на имение, данное Драгосинскому, сказано: «дали есьмо ему село на имя Косово с монастырем на реце на Рыбницы у волости Снятынской». “Акты для ист. Ю. и З. Р.”, I, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010