Содержание монастырского причта при готовых квартирах и отоплении было вполне удовлетворительным. Из монастырских сумм на содержание духовенству ежегодно выдавалось: священникам по триста рублей и диакону – двести рублей. Кроме того, они пользовались частью текущего дохода от проскомидий, молебнов и панихид. Вообще, монастырское духовенство получало средства и содержание вполне достаточные. Посещение обители старцем Иверский Выксунский женский монастырь своим величественным видом невольно пробуждал в душе каждого благонамеренного православного чувство благоговения перед неисповедимыми судьбами Промысла Божия. При виде этой обширной и цветущей обители всякий, кто хотя бы немного знал ее историю, невольно проникался мыслью, что находится она под особым покровительством Царицы Небесной, незримо помогавшей усердному служителю Своему иеромонаху Варнаве устроять и благоукрашать ее, несмотря на все препятствия, какие встречал он на пути к осуществлению этого трудного и многосложного дела. Неусыпными попечениями назначенного Матерью Божией старца-строителя обитель достигла такого благосостояния, что своим внешним видом, равно как и внутренним духовным благим устроением, стала не только вровень со многими другими монастырями, древними, известными, но и далеко превзошла многие из них. На пространстве в девять квадратных десятин 40 расположены величественные здания и постройки юного Иверского монастыря, обнесенного крепкой оградой с четырьмя высокими башнями по углам. Посреди южной стены, обращенной к Выксе, над прекрасно украшенными Святыми вратами высилась четырехъярусная колокольня. При входе в обитель прежде всего обращали на себя внимание внушительные по своим размерам, но вместе с тем изящной архитектуры храмы – Иверский и Успенский. Недалеко от Иверского высился прекрасный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Далее взор посетителя останавливался на жилых зданиях монастыря, отличавшихся красотой своей наружной отделки. Затем шли другие постройки – крупные и небольшого размера.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

113 Спасо–Преображенский Гуслицкий монастырь в Богородском уезде Московской губернии, в 50 верстах от города Богородска (ныне город Ногинск Московской области), близ села Запонорье. Основан в 1859 году по желанию императора Александра II при святителе Филарете, митрополите Московском, в Гуслицкой волости, заселенной старообрядцами, как центр миссионерства среди раскольников. Основателем и первым строителем обители был игумен Парфений – возобновитель Николаевской Берлюковской пустыни. В советское время монастырь был закрыт. Восстановление обители началось в 1998 году. 114 Вероятно, речь идет об Иверском Выксунском монастыре, основанном старцем Варнавой первоначально в виде богадельни, которая в 1874 году была переименована в женскую общину, а в 1878 году – в монастырь, причисленный к третьему классу. Но Иверский монастырь находился в Нижегородской губернии (в Ардатовском уезде), а не во Владимирской. 116 Архиепископ Антоний (в миру Александр Николаевич Каржавин, 1858–1914) – уроженец Вологодской губернии. Окончил гимназию в Вологде и Московскую духовную академию (1880). Магистр богословия (1888). В 1880–1888 гг. преподавал в Тамбовской духовной семинарии. В 1888 г. принял монашество и рукоположение в священный сан. В 1888–1891 гг. – инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита. В 1891–1895 гг. – ректор Вифанской духовной семинарии. 14 сентября 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. В 1897–1910 гг. – епископ Тобольский. Первым из русских архиереев открыто выступил против Распутина, обвинив его в хлыстовстве. В 1910 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Тверскую кафедру. При этом его преемником по Тобольской кафедре стал ставленник Распутина епископ Варнава (Накропин). Скончался 16 марта 1914 года. Аскет, тайный благотворитель, делатель молитвы Иисусовой. 117 Троице–Одигитриева Зосимова пустынь основана подвижником–старцем Зосимой Верховским († 1833; память – 24 октября/6 ноября) как женская община с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1841 году по ходатайству святителя Филарета, митрополита Московского, повелением императора Николая I утверждена на правах общежития. В 1856 году возведена в степень монастыря. В свои детские годы Зосимову пустынь любил посещать Василий Меркулов – будущий старец Варнава Гефсиманский . После революции обитель просуществовала до 1928 года как женская трудовая коммуна, а затем была окончательно закрыта. Здания монастыря в целом сохранились. Старожилы указывают даже примерное место погребения отца Зосимы. С 1968 года в пустыни размещался пионерский лагерь. В 1998 году на месте монастыря образовано подворье Московского Богородице–Смоленского Новодевичьего монастыря. В 2000 году подворье преобразовано в женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Желающим приехать посетить монастырь и потрудиться необходимо предварительно позвонить по телефону и взять благословение на приезд у настоятельницы монастыря. Адрес: Россия, Нижегородская область, Спасский район, пос. Красные Мары, д. 1 Телефоны: +7 (960) 190-10-48 (настоятельница монастыря мон. Елизавета) Электронная почта: krestomar@mail.ru Сайт: Крестовоздвиженском Красномаровском монастыре Гостиница для паломников при Выксунском Иверском женском монастыре, г. Выкса По всем вопросам проживания, трапезы для паломников можно обратиться по телефону: +7 (929) 042-35-09 . Питание и проживание в монастыре бесплатно. Убедительная просьба звонить заранее, количество мест для паломников в монастыре ограниченно. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Краснофлотская, д. 58 Телефоны: +7 (929) 042-35-09 Электронная почта: vyksa.monastyr@yandex.ru Сайт: Выксунский Иверский женский монастырь Паломническая гостиница при Дальне-Давыдовском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», с. Давыдово Монастырь принимает на проживание трудников. Информацию можно уточнить по телефонам. Адрес: Россия, Нижегородская область, Вачский р-н, с. Давыдово, ул. Монастырская, д. 1 Телефоны: +7 (904) 064-03-40 , +7 (902) 307-94-36 Электронная почта: davidovo-200@yandex.ru Сайт: Дальне-Давыдовском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Новгородская область [ править править код ] Гостиница Свято-Юрьевского мужского монастыря В гостиницу принимаются семьи или небольшие группы от 10 до 15 человек. В паломническую гостиницу можно заселиться только с благословения наместника монастыря. Благословение на приезд в монастырь следует получить заранее, по электронной почте. По остальным вопросам заселения и пожертвований за проживание обращайтесь по телефону. Паломнический Центр Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря Поселение в монастырскую гостиницу производится только по предварительной договоренности и заполненной АНКЕТЕ на сайте, т. е. при наличии заранее заказанного паломником или группой паломников номера или места. Полностью правила приема паломников в монастыре смотрите на сайте монастыря .

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Самая главная святыня монастыря – чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль. Каждый год 19 июля – в день памяти Собора Радонежских святых, в число которых входит прп. Варнава, совершается общегородской крестный ход с иконой и частицей мощей прп. Варнавы. Крестный ход возглавляет епископ Выксунский и Павловский Варнава. Заканчивается крестный ход в Иверском сквере перед памятником прп. Варнаве молебном Собору Радонежским святым. " Выксунский Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, при селе Выксе, в 80 верстах от города Ардатова... Здесь находится местночтимая икона Божией Матери. При монастыре больница, богадельня и мастерские: живописная, золотошвейная, малярная и другие " , - читаем в книге С. В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . Основание Иверской обители связано с именем преподобного Варнавы Гефсиманского (Василия Ильича Меркулова), родившегося в селе Прудищи Венёвского уезда Тульской губернии в семье крепостных. Женский монастырь в Выксе он устроил по завету своего духовника и по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Место выбрали не случайно, в народе говорили, что по ночам здесь слышали идущий как бы из ниоткуда колокольный звон и видели зажжённые свечи. Начинался монастырь в 1863 году из богадельни с насельницами под управлением Неониллы Честновой. Этому событию предшествовал случай. В 1863 году богатые выксунские купцы решили совершить доброе дело - учредить богадельню. Выбрать для неё место пригласили прп. Варнаву из Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Прибыв в Выксу, он отправился в лес и неожиданно воткнул ветку в самой чаще. Там и построили дом, где поселились три монахини, 12 богаделок-насельниц и юродивый Димитрий Пивоваров, оберегавший их от опасности. К осени 1864 года было закончено строительство двухэтажного здания с кельями и трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=08837

4 Следует заметить, что Василия немало укреплял в добром намерении некто Карп Максимович, который посильно и помогал ему при поступлении в монастырь. И этого благодеяния не забыл старец Варнава. Он всегда старался изъявить свою глубокую признательность за это К.М., который нашел себе приют и скончался в обители Иверской, в 1903 году, 84-х летним старцем. 5 По мысли мудрого Святителя, число желавших быть принятыми на жительство в скит значительно сокращалось, чем и оберегалось безмолвие обители. 6 Схимонах Григорий в письме к одному своему духовному сыну советует ему адресовать письма в скит на имя Василия Ильича «слесаря» 7 Непонятным тогда показалось слово старца, чтобы этот молодой, лет 25, курчавый и смиренный послушник Василий мог когда-нибудь стать духовным отцом той женщины. А между тем, это было прямое указание на то, что она будет в числе сестер обители Иверской, а значит и «дочкой» о. Варнавы. Под старость она действительно поступила в его Иверский монастырь. 9 Первоначальница схимонахиня Неонила (7 нября 1906 г.) погребена за алтарем Успенской церкви Иверского монастыря. 14 Желающим ознакомиться с этой обителью и с полной историей ее возникновения, устройства и дальнейшей жизни под покровом ее отца и благодетеля батюшки Варнавы предлагается книга «Иверский –Выксунский женский монастырь» 1900 года. Издание четвертое 17 Вот это последнее его письмо. «Елизата (Елизавета) Кроткова померла 8 часов вечера понедельник, хороним в богадельне (Дом Призрения) под церковью. Мне теперь здорье (здоровье) слава Богу, купил я себе очки, теперь вижу хорошо " … 18 ) Алтарь представляет из себя как бы шатер внутри здания без окон; вместо них световые иконы, писанные на стекле. Вокруг алтаря коридор-диаконннк. Батюшка исповедовал в южной двери, расстояние между которой и престолом поменьше 3 аршин 23 Скончалась 1906 г. 16 февр. Отпевание тела ее совершено пр. Трифоном, в сослужении о. Варнавы, накануне смерти последнего Читать далее Источник: Жизнеописание в бозе почившего старца-утешителя, отца Варнавы, основателя и строителя Иверского Выксунского женского монастыря : С портр. его и факсимиле. - Сергиев Посад : Иверская обитель, 1907. - 184 с., 1 л. портр. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Помимо учебы он выбирает себе нелегкое послушание тюремного священника в маленькой церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Сергиево-Посадской пересыльной тюрьмы. Стоит отметить, что почти одновременно с ним свое служение среди заключенных начал другой «оптинец», протоиерей Иосиф Фудель , бывший настоятелем церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме. Награждая иеромонаха Трифона золотым наперсным крестом, митрополит Московский Сергий (Ляпидевский) сказал ему: «Это не я вас награждаю, и не Святейший Синод. Это преступники вас награждают, которых вы утешили» 125 . После МДА иеромонах Трифон, как и большинство выпускников ее, трудился на церковно-учебном поприще. В 1895 году его назначили смотрителем Московского духовного училища при Донском монастыре. Известный своей незаурядной образованностью епископ Антоний (Флоренсов), привлекавший своими проповедями и беседами студенческую молодежь (его посещали Сергей Соловьев , Павел Флоренский , Владимир Эрн, Александр Ельчанинов , Александр Блок), как раз ушел на покой, но в Донском монастыре поселился только в конце зимы 1898 года. Поэтому епископ Трифон, на протяжении многих лет поддерживавший с «епископом-старцем» дружеские отношения, познакомился с ним позже. Ведь уже в начале лета 1897 года его назначили с возведением в сан архимандрита ректором Вифанской духовной семинарии, которая находилась под Сергиевым Посадом. Он был рад оказаться почти рядом со своим духовным отцом старцем Варнавой, а следующим летом ездил вместе с ним в Иверский Выксунский женский монастырь Нижегородской епархии, основанный и бывший предметом непрестанных забот старца. Монастырь этот очень пришелся по душе. Казалось, сам воздух был напитан там благодатью Божией. «Среди богатых и ученых, – сокрушался архимандрит Трифон, – гораздо сложнее и запутаннее, гораздо тоньше и ядовитее скорби; может быть, там чаще овладевает адское отчаяние человеком, чем среди бедных, неученых, простых сердцем и умом людей» 126 . Он рассказывал, как был потрясен, когда недавно один простой человек сказал ему: «Батюшка, питай нас молитвами!» 127

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Посвятившим себя всецело на служение Богу в звании иноческом созидание в святых обителях новых величественных и благолепных храмов Божиих всегда доставляет самое высокое сердечное утешение. Для отрешившихся от мира и всех его мимолетных и обманчивых радостей, для жаждущих одного счастья, еже жити им в дому Господни вся дни живота своего 321 , для всех них что может быть сладостнее храма Божия и его святыни? Благочестивые иноки и инокини на приумножение храмов всегда взирают как на непреложное удостоверение приумножения щедрот Господних и со своей стороны все свои силы и труды прилагают к тому, чтобы быть достойными столь великого к ним дара милости Божией. Но важное значение монастырских храмов вовсе не ограничивается тесными монастырскими пределами. Святые обители с их храмами со времени введения у нас христианства всегда были и теперь служат деятельными школами благочестия, назидающими не только монастырскую братию, но и лиц, живущих в мире. Службы церковные, совершаемые в монастырях благоговейно и истово, добрая слава о высоконравственной жизни иноков и инокинь всегда производили и теперь производят на народ русский впечатление глубокое, неотразимое. Не говорю уже о тех монастырях, в которых подвизались и прославились святые угодники Божии. Естественно, что и народ православный относится к святым обителям с глубоким уважением и искренней любовью. Отсюда понятными становятся и те посильные приношения, которые многие и весьма многие делают в монастыри нередко от своих избытков, а еще чаще – от своей бедности. Отсюда также легко и просто решается вопрос и о происхождении монастырских достояний, о средствах на содержание братии, на сооружение величественных зданий и на созидание благолепных монастырских храмов. Из многочисленных, чтобы не сказать бесчисленных, примеров позволю себе остановиться только на одном, имеющем непосредственное отношение к настоящему торжеству. Иверский Выксунский женский монастырь должен быть причислен к обителям самым новым. Основан он в 1864 году в местности глухой и пустынной. Определенных средств на постройку зданий и на покрытие других неотложных нужд в наличности не имелось. Но в настоящее время монастырь этот один из многолюдных и самых благоустроенных. Смотрите, сколько тут прекрасных зданий, как красуются монастырские храмы, какой тут во всем образцовый порядок! Откуда же явились необходимые материальные средства? Их доставила все та же лепта богомольцев, все те же усердные жертвы благотворителей. На те же средства создается и вновь сооружаемый собор, который по обширности и благолепию превзойдет все ранее устроенные здесь храмы. Все эти величественные сооружения, а равно и все эти обильные приношения, притекающие сюда со всех концов России, не свидетельствуют ли они непререкаемо об искренней любви и глубоком уважении, какими пользуется эта святая обитель? Не свидетельствуют ли они вместе с тем неопровержимо и о благотворном воздействии этой обители на православных русских людей, и ближних, и самых дальних?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет». Преподобный старец Варнава скончался 17 февраля 1906 года после совершения им таинства Исповеди, в алтаре у престола Божия. Погребен он был в пещерах Гефсиманского скита, в котором ныне почивают его святые мощи. В 1995 году иеромонах Варнава (Меркулов) прославлен как местночтимый святой. Память его празднуется 17 февраля, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В монастырской разнице хранились три Евангелия в сребропозлащенных окладах, чеканные напрестольные кресты, потиры, дискосы. По изяществу и художественности исполнения заслуживают внимания две дарохранительницы, пожертвованные Н. А. Журавлевым и И. Д. Бокастовым, плащаница с изображением Божией Матери, лежащей во гробе, шитая по бархату золотом. Одежда на Богородице вся сплошь вышита золотом. Вокруг изображения Богородицы крупными буквами полууставом вышит тропарь. Вся работа по вышиванию и отделке плащаницы выполнена сестрами обители – золотошвейками по послушанию. Была в монастыре и библиотека. Поскольку обитель возникла недавно, то в ней ценные старинные рукописи или книги не хранились, но было множество книг, изданных различными учеными обществами и учеными людьми, почти все, что выходило в то время. Под Иверским соборным храмом при его постройке выведен был довольно значительных размеров склеп. В 1891 году усердием благотворителей его переделали в трехпрестольный подземный храм. В 1892 году 12 июля по благословению преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, средний алтарь его был освящен в честь Собора честных бесплотных сил. Алтарь правого придела 13 июля освятили в честь апостола Петра и мученицы Агриппины; левый придел – 14 июля в честь преподобного Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни. Соборный Иверский храм возводился усердием и на средства благотворителей: мещанина Сергиева Посада В. Т. Рыбакова, петербургского купца Г. Ф. Шустрова, купцов из города Богородска И. С. Кулаева и Г. Д. Куприянова, а также некоторых других жертвователей. Почитатели старца – устроителя обители – принесли в дар монастырю частицу мощей апостола Варнавы , небесного покровителя батюшки. 20 июня 1901 года священник Георгий Раевский в письме иеромонаху Варнаве сообщал, что мощи святого апостола Варнавы в серебряном крестообразном ковчеге, полученные от Марии Сергеевны Кошелевой – вдовы потомственного дворянина, передаются в Выксунский женский монастырь, «где бы облагодетельствованные Вами сестры имели более напоминательных побуждений молиться о Вас, достойного носителя святого имени, пред небесным Вашим покровителем святым апостолом Варнавою».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Как-то моя прабабушка, тогда еще молодая женщина, отправилась на раннюю службу в Иверский Выксунский женский монастырь. Жила она в 15 километрах от монастыря в селе Велетьма, куда нужно было идти по лесу. Где-то на полпути из лесу неожиданно выскочил грязный косматый мужик, загородил Дарье дорогу. Что было делать одинокой беззащитной женщине? Стала она горячо молиться: «Отче Николае, помоги!» И тут же из леса вышел небольшого роста седенький старичок с палкой в руке. Взмахнул своей палкой в сторону лиходея, а прабабушке говорит: – Не бойся ничего, раба Божия. Глянул мужик на старичка, отшатнулся, потом сказал, обращаясь к Дарье: – Ну, женщина, моли Бога и своего заступника святого, а то бы...– и скрылся в лесу. И старичок тоже пропал, как и не было его… Так чудесным образом явилась зримо милость угодника Божия святого Николая. Рассказывая о случившемся с ней чуде, прабабушка всегда плакала и горячо молилась перед иконой святителя. Степан Фоменков, Нижегородская область Люблю молиться Николаю Угоднику Бабушка моя Александра Филипповна скончалась задолго до моего рождения. Знаю о ней лишь по воспоминаниям матери и, к сожалению, не очень много: она была строгой, но справедливой, говорила то, что думала, и, не покормив, не выпускала никого из своего дома. Время было тяжелое, военное, голодное. Храмы были закрыты, а если и действовали, сомневаюсь, что учителя явно их посещали. Как я понял, бабушка моя, учительница, не была исключением. Ходила ли она тайно в церковь , постилась ли, причащалась ли – об этом не спрашивал. Знаю только, что она очень почитала святителя Николая, а кончина ее, по молитвам этого великого угодника, была просто необыкновенной. Вот что я услышал из уст своей мамы: «После смерти отца вскоре заболела и мама. В народе эту болезнь называют водянкой. Отекла бедняжка сильно. Мучили боли, три раза прокалывали, выкачивали воду. Но ни стона, ни ропота я от нее не слыхала. Лежит, бывало, и все время что-то тихо, жалобно поет, как плачет. Подойду к ней, спрошу:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010