В 1871 году Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости Старца. В январе 1905 г. на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученик Николай II. Устроитель Иверской обители на Выксе Старчество на Руси было особой формой монашества. Старцы оставляли после себя не только чисто духовное, но и материальное воплощение этой духовности – монастыри, которые жили под их влиянием. Много сил и трудов о. Варнава положил на создание и нашего Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 г., когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать. 17 февраля 1906 г. старца не стало. А 19-го в ответ на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отвечает телеграммой, что усопший будет погребен на братском кладбище Гефсиманского Скита. В 1913 году поднимается вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Иверский Варнавский женский монастырь. Но его решению, видимо, помешали война и революция. Канонизация В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы. 30 сентября 1994 г. Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В фильме Аркадия Мамонтова игумения Пелагия провожает смертельно уставшим взглядом бойцов штурмовой группы Сирийской правительственной армии, покидающих эти места. «Что будет дальше с жителями Маалюли, насельницами монастыря и детьми из приюта?» — звучит вопрос, ответ на который пока неизвестен… В прошлом месяце, после обращения Антиохийской Православной Церкви к Международному Красному Кресту и благотворительным организациям с просьбой поддержать насельниц и детей из монастыря Святой Феклы, Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) вместе с Российским комитетом солидарности с народами Ливии и Сирии отправило туда продукты, детское питание, медикаменты, перевязочные материалы, теплые вещи и, конечно, «русские конфеты», которые просили маленькие сирийцы. А воспитанники Выксунского Иверского женского монастыря в Нижегородской области передали девочкам из приюта при монастыре Святой Феклы икону, письма и свои рисунки. ИППО намерено и дальше продолжать сбор и доставку гуманитарной помощи сирийским христианам, и мы с вами, дорогие читатели, можем в этом активно поучаствовать. Да, конечно, у нас есть наш Дальний Восток, сильно пострадавший от наводнения, и жителям этой части нашей страны тоже нужна наша с вами помощь. Но и оставить христиан древней земли (где, замечу, последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами!) мы не можем. Паломники в Маалюле В сентябрьском послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла президенту США Бараку Обаме была высказана особая тревога за населенный преимущественно христианами городок Маалюля, в котором расположены древние христианские монастыри — места особого почитания верующими всего мира. Предстоятель Русской Православной Церкви призывает американского лидера прислушаться к голосам религиозных деятелей со всего мира, единодушно выступающих против вмешательства в сирийский конфликт, и содействовать скорейшему началу мирных переговоров. Прислушается ли хозяин Белого дома, удостоенный в 2009 году Нобелевской премии мира — вспомним, за что! — «за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами», к голосу международной общественности?

http://pravmir.ru/siriya-maalyulya-zhens...

Прп. Варнава составил для В. м. общежительные правила. Сестры проживали в кельях по одной, не имели никакой собственности, запрещалось держать домашних животных, певчих птиц. Строгость питания была исключительная, молочное и елей дозволялись лишь в субботу и воскресенье. Собирать пожертвования в городах запрещалось, богадельня существовала исключительно на средства привлеченных прп. Варнавой купцов-благотворителей, в т. ч. Рыбакова и Яковлевой (в 1873 капитал общины составлял ок. 15 тыс. р., в 1886 - 31 950 р., в 1916 - 738 211 р.). Сестры называли преподобного «Кормильчик». Прп. Варнава регулярно переписывался и с начальницей, и с каждой сестрой, 6-7 раз в год посещал обитель. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (справа) и больничный корпус мон-ря. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (справа) и больничный корпус мон-ря. Фотография. 2004 г. 18 мая 1874 г., когда число сестер превысило 100 чел. (среди них была схим. Дария, мать прп. Варнавы), богадельня была переименована в выксунскую Иверскую жен. общину, начальницей к-рой стала Мария, дочь Д. Пивоварова. Ок. 1878 г. между прп. Варнавой и Пивоваровой, к-рая проявила своеволие и непослушание старцу, возник конфликт, приведший к раздорам. По благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) Пивоварова изгнала из обители 150 сестер, преданных прп. Варнаве. Управляющий Выксунскими заводами Мешков и выксунский мировой судья приютили изгнанниц. В общине осталось 50 чел. В кон. янв. 1880 г. посетивший В. м. прп. Варнава ненадолго примирил начальницу с сестрами. Вскоре, нарушив заповеди преподобного не отправлять сестер на сборы денег, начальница отправила 2 насельниц собирать пожертвования, но они потеряли сборные книги. По возвращении сестры были немедленно изгнаны из обители. 28 июня 1881 г. в общину приехал еп. Макарий и по настоянию начальницы удалил из обители еще часть сестер. После ревизии, проведенной комиссией Св. Синода, в нач. 1882 г. Пивоварова была отстранена от настоятельства, общину возглавила опытная мон. Митрофания (Крюкова Мария Михайловна), переведенная из рыбинского Софийского мон-ря. После кончины в 1892 г. игум. Митрофании (похоронена за алтарем Успенской ц.) настоятельницей была избрана бывш. казначея игум. Павла (Кокушкина Прасковья Ивановна).

http://pravenc.ru/text/161071.html

На пожертвования гл. обр. московских и петербургских купцов и дворян Г. Ф. Шустова, Н. А. Журавлёва и А. И. Решетникова, В. Н. Муравьёва (см. ст. Серафим Вырицкий , прп.) в В. м. были построены каменные 5-главый Иверский собор с пещерной церковью (1872-1877), колокольня со св. вратами (1874-1876, 1894), 2-этажный больничный корпус с богадельней и домовой 5-главой Успенской ц. (1884-1887). Благодаря арочному проему, соединявшему больницу с храмом, тяжелобольные могли слушать службу, не вставая с постели. Больница и богадельня были построены во исполнение просьбы схим. Дарии (Меркуловой), скончавшейся в В. м. Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г. Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г. 8 июля 1886 г. община получила статус 3-классного мон-ря, где проживала 151 сестра. Средства В. м. составляли 31 950 р., усадебной земли было 19 десятин. В мон-ре построили каменный 2-этажный трапезный (1886-1889, 1894), игуменский (1890) и певч. (1897) корпуса. Под трапезной располагались 2 пневматические печи, отапливавшие здание. В 1897-1902 гг. к востоку от Иверского храма по проекту архит. П. А. Виноградова возведен 4-столпный 5-главый Троицкий собор, главный престол к-рого освящен в 1909 г., Вознесенский и Всехсвятский приделы - в 1912 г. В 1913 г. был поставлен металлический позолоченный иконостас, все живописные работы выполнены палехской артелью Н. М. Сафонова . Собор, площадью ок. 1600 кв. м., вмещал 4 тыс. чел. После смерти в 1906 г. прп. Варнавы пожертвования резко сократились, строительство не велось. В В. м. почитались икона прп. Сергия Радонежского с частицей древа от его гроба и икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона. К нач. XX в. на территории мон-ря (20 га) имелись паровая машина, водопровод, баня, 2 пруда, неск. колодцев, скотный двор (60 голов крупного рогатого скота), конный двор (20 лошадей), фруктовый сад и цветники, огороды с парниками. Для прп. Варнавы в сосновом бору был построен 2-этажный деревянный дом, для паломников - гостиницы на 400 чел. В 10 км от В. м. находился участок земли в 150 десятин с лесом, пасекой на 150 ульев и 4 деревянными флигелями для сестер. Рядом с обителью был построен завод, на к-ром изготавливался обожженный кирпич. Мон-рю принадлежали 2 жилых доходных дома в Москве, часовня в С.-Петербурге. На средства мон-ря были построены церковноприходские школы в Выксе (на 60 учеников) и в дер. Мотмос. В В. м. занимались иконописанием, переплетным и башмачным ремеслом, было освоено златошвейное дело, имелись книжная лавка, б-ка, фотомастерская, аптека. В 1915 г. В. м. принял из Курляндской губ. эвакуированное Иллукстское правосл. уч-ще.

http://pravenc.ru/text/161071.html

9 мая 1919 г. посетивший В. м. архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы мон. Маргариту, 10 мая 1919 г. совершил иноческий постриг 56 сестер. В 1920 г. в мон-ре проживало 424 чел. В 1921 г. часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 г. В. м. был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов мон-рь , в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей. В 1923-1927 гг. были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская ц., ограда, 3 верхних яруса колокольни, к-рую приспособили под водонапорную башню. Др. постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и др. орг-циям. В 1937-1938 гг. по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывш. насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины. 14 окт. 1992 г. по инициативе свящ. Александра Куликова была зарегистрирована Иверская община, первое богослужение состоялось 25 февр. 1993 г. в бывш. привратном корпусе. В 1995 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ. Указом митр. Нижегородского Николая (Кутепова) от 25 окт. 1996 г. первыми насельницами возрождающейся обители стали 3 инокини Дивеевского мон-ря, старшей сестрой - мон. Феофилакта (Левинкова) из Толгского мон-ря . 17 февр. 1997 г. В. м. был официально открыт. В наст. время восстанавливается Троицкий собор, в одном из его приделов совершаются регулярные богослужения, отремонтирован домик прп. Варнавы, 2-этажный корпус. Среди святынь В. м.- частица мощей прп. Варнавы и сохранившаяся Иверская икона Божией Матери. К марту 2005 г. в В. м. проживало 15 сестер и настоятельница мон. Антония (Миронова). Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1006. Л. 32-42, 43 об., 51; ГА Нижегородской обл. Ф. 583 [Иверский Выксунский жен. мон-рь]; Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 575, 612; Ф. 5. Оп. 49. Ед. хр. 1119; Ф. 2209, следств. дела 10768, 15058, 16567; ЦА Нижегородской обл. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 9.

http://pravenc.ru/text/161071.html

18. С. 961-982; 24. С. 1302-1314), «Арзамасский Николаевский женский монастырь» (1888. 7. С. 296-302; 8. С. 342-353), «Арзамасская Высокогорская Вознесенская мужская пустынь» (1888. 10. С. 466-475; 11. С. 524-532; 12. С. 575-583) и «Арзамасский Спасопреображенский мужской монастырь» (1888. 14. С. 692-699; 17. С. 881-896) Четыркина; «Нижегородский Крестовоздвиженский 1-кл. женский монастырь» свящ. Иоанна Соловьёва (1887. 15. С. 759-773; 16. С. 839-865; 17. С. 898-913); «Нижегородский Благовещенский мужской монастырь в его прошлом и настоящем состоянии» Полисадова (1896. 5-10); «Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского монастыря» Н. И. Драницына (1902. 17. С. 577-583; 18. С. 602-613; 19. С. 650-656); анонимные «Описание Выксунского Иверского женского монастыря» (1888. 7. С. 302-312; 8. С. 353-370) и «Арзамасский Воскресенский собор» (1889. 8. С. 349-357; 9. С. 378-384); «Памятник Нижегородской церкви Знамения Божией Матери и св. жен мироносиц» прот. Александра Знаменского (1886. 11. С. 30-36; 12. С. 13-40; 13. С. 13-32); «Краткие сведения о нижегородском кафедральном соборе, его основании, святых его и достопримечательностях» прот. П. И. Владимирского (1886. 16. С. 8-27); «Основание нижегородского Архангельского собора и последующая его краткая история с указателем его достопримечательностей» свящ. Николая Колесницкого (1888. 4. С. 121-130; 5. С. 170-186; 6. С. 221-237); «Нижегородский Спасопреображенский собор и его достопримечательности» свящ. Михаила Добровольского (1894. 1, 2, 5, 6, 8, 10-16, 18). В 1905 г. по инициативе свящ. Николая Спасского и по благословению еп. Назария (Кириллова) в епархии обсуждался вопрос о преобразовании «Н. е. в.» в целях противодействия революционной пропаганде в ежедневную церковно-общественную газету. Создать газету не удалось, но с янв. 1906 г. офиц. епархиальный ж. «Н. ц. о. в.» стал выходить еженедельно, в увеличенном формате, в 2 колонки, с общей для офиц. и неофиц. отделов пагинацией и вместо историко-краеведческой приобрел яркую газетно-публицистическую направленность: «...обсуждал не только вопросы религии и нравственности, но и принимал широкое участие в принципиальной разработке реформы церковного управления в России, давал своим читателям обстоятельную хронику местной и общей церковной жизни… был в курсе политической жизни в России… вел горячую борьбу с течениями местной жизни, враждебными вере и Церкви» (1916.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

- больничный корпус с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы – построен в 1887 г. по проекту А. П. Белоярцева в русском стиле; - Собор Живоначальной Троицы - построен в 1902 г. архитектором П. А. Виноградовым в русско-византийском стиле. Комплекс зданий и сооружений представлял собой яркий пример ансамбля периода господства эклетики. В наше время монастырь получает известность благодаря основным святыням:«Иверской» иконе Божией Матери и частицы мощей преп. Варнавы Гефсиманского, которые находятся в Успенском храме. Икона Божией Матери была написана сестрами монастыря до его закрытия в к. XIX – н. XX вв. В советское время икона тайно находилась в одной благочестивой выксунской семье. Когда в городе был открыт первый храм в честь Рождества Христова, икону передали в этот храм, а затем - в монастырь после открытия храма в честь «Иверской» иконы Божией Матери. 26 октября 1991 г. была зарегистрирована религиозная община под руководством иерея Александра Куликова, стараниями которой в 1995 г. был освящен храм в честь «Иверской» иконы Божией Матери, расположенный в помещении бывшей церковной лавки (в 1990-ые гг. это был заброшенный склад). Также благодаря общине были созданы благоприятные условия для начала монашеской жизни, был подготовлен для принятия первых насельниц домик старца Варнавы (в советское время были детские ясли). 26 октября 1996 г. митрополит Николай (Кутепов) объявил об открытии монастыря и зачитал Указ о направлении сестер из Серафимо-Дивеевского монастыря в Выксунский Иверский женский монастырь для начала монашеской жизни, в числе них была нынешняя настоятельница монастыря игумения Антония. В ноябре 2003 г. был освящен придел Троицкого собора в честь прп. Варнавы Гефсиманского. В 2012 г. была восстановлена колокольня с полным набором колоколов и часами - курантами, открыт Иверский сквер, в центре которого находится памятник прп. Варнаве Гефсиманскому. В феврале 2016 г. освящен Успенский храм, где в настоящее время проходят ежедневные богослужения. При монастыре действует воскресная школа и лекторий для взрослых.

http://sobory.ru/article/?object=08837

Список использованных книг и документов 1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. 2. Библия . Издание Московской Патриархии. 1986. 3. Псалтирь в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова . Казань. 1915. 4. Добротолюбие. Репринтное издание. Сергиев Посад. 1900. 5. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) . М. – СПб. 1995. 6. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) . СПб. 1905. 7. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса. 1903. 8. Лествица преподобного отца нашего Иоанна. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 9. Монашеское делание. М. 1991. 10.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1859 год. Ярославская губерния. СПб. 1865. 11.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1901 год. Ярославская губерния. СПб. 1903. 12.Сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 13.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверско-Выксунского женского монастыря. Сергиев Посад. 1907. 14.Описание Иверско-Выксунского женского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с письмами отца Варнавы духовника обители. М. 1895. 15.Иверский-Выксунский женский монастырь. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 16. Введенский Д. И. Старец-утешитель Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра. 1907. 17.Архимандрит Георгий (Тертышников). Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. 18.Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев. 1856. 19.Наставления отца нашего преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск. 1992. 20.Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 21.Материалы по вопросам пушного дела, издаваемые П.К. Клепиковым. К. Паас. Обзор пушного дела в России. М. 1915. 22.Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах. СПб. Издания с 1890 по 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Выксунский Иверский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Выксунский Иверский монастырь основан в 1864 году в городе Выксе Нижегородской области. Принадлежит Выксунской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась. Колокольня была построена в 1876 году. Высота её составляла 68 метров. Всего на ней было установлено 18 колоколов общим весом более 32 тонн. Вес самого большого из них составлял 17630 кг. В верхнем ярусе помещались часы со звоном, игравшие каждые 15 минут мелодию «Кто тя может избежать, смертный час». На южном и северном фасадах первого яруса размещались три ряда икон жития Богоматери, написанных на цинковых листах. В 1887 году община возведена в степень третьеклассного монастыря. Троицкий собор был построен в 1895—1903 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова. Ко времени закрытия в 1919 году монастырь был одним из крупнейших и насчитывал 1000 насельниц. Летом 1927 года взорваны Собор Живоначальной Троицы и три верхних яруса колокольни. При взрыве в пещерных кельях были заживо погребены сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель. После закрытия монастыря чудотворный список был вывезен, а затем был найден сторожем в подсобном помещении Христорождественской церкви города Выксы, когда тот пошёл на детский плач. Икона хранилась в доме сторожа до открытия Христорождественской церкви. 26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, был зарегистрирован приход, его настоятелем был назначен отец Александр (Куликов). Под первый храм была переоборудована бывшая церковная лавка, главный престол был освящён в честь иконы Иверской Божией Матери. 25 февраля 1993 года в Иверской церкви была отслужена первая Божественная литургия. В начале 1990-х началось восстановление домика преподобного Варнавы и расчистка руин Троицкого собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Выксунский_Иве...

Глава Нижегородской митрополии провел совещание, посвященное восстановлению Троицкого собора Выксунского Иверского женского монастыря 16 февраля 2022 г. 13:13 15 февраля 2022 года в Нижнем Новгороде в архиерейской резиденции при кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание, посвященное вопросам дальнейшего развития Выксунского Иверского женского монастыря, в частности, восстановлению Троицкого собора обители. Участниками встречи стали епископ Выксунский и Павловский Варнава , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, директор ООО «Региональный инженерный центр» Юрий Коваль. Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 году преподобным Варнавой Гефсиманским. Обитель началась с богадельни, правительницей которой признавалась и в течение десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц Неонилла Честнова. Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи. Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси, привлекая толпы паломников. Три монастырские святыни были особо почитаемы: Иверская икона Божией Матери, металлическая гробничка с частицами мощей святых угодников «числом до 100», купель и статуя Плачущего Христа (сейчас находится в Христорождественской церкви). Ансамбль монастыря составляли: Успенская больничная церковь, величественный Иверский храм, собор в честь Живоначальной Троицы, колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки. После революции Иверская обитель не избежала участи других российских монастырей. В 1919 году обитель закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жилье. В 1927 году были взорваны колокольня и частично разрушен собор в честь Живоначальной Троицы. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010