Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать. В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн. В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ca...

В.Е. Кожевников Рассказ принадлежит крестьянину села Фролова (Калужского уезда) Василию Егорову Кожевникову. Кроме общего интереса, какой представляет откровенная исповедь человека о своём внутреннем перерождении, о постепенном переходе из заблуждения на свет истины, рассказ этот представляет много любопытного ещё потому, что автор находился в близких отношениях к некоторым лицам, имевшим значительное влияние на достопримечательные события, с которыми в своё время мы знакомили читателей посредством статей о современных движениях в расколе: автор упоминает нередко и об этих деятелях, и об этих событиях, притом же говорит как очевидец и непосредственный свидетель, что и делает его рассказ не лишённым значения для ближайшей к нашему времени истории раскола. Ред. Я родился от православных родителей и крещение получил в Церкви Православной; но, будучи ещё в самых юных летах, по седьмому году, лишился отца и поступил на воспитание к моему родному дяде – старообрядцу поповского согласия. Он был великим ревнителем так называемой старой веры и, разумеется, постарался воспитать меня в строгом раскольническом духе. Я воспитался, действительно, в полном отчуждении от Православной Церкви и вынес из детства самые превратные о ней понятия. Когда пришёл я в возраст, то, по совету дяди, для вящшего утверждения моего в старообрядчестве добыл себе Соловецкую челобитную. Прочитавши оную с великим вниманием, я получил ещё большее отвращение к Церкви, её учению и обрядам и почувствовал ещё большую приверженность к старообрядчеству. Обучившись потом уставу, начал я вместе с братьями моими отправлять службу в своём доме. Старообрядцы собирались в наш дом на молитву, и я им проповедовал, что наша только вера по Рогожскому кладбищу есть истинная вера, а прочие все не веры, а ереси. Народ доверчиво и усердно внимал моей проповеди , особенно потому, что жизнь я вёл строгую. Я был уже в то время женат; но, тяготясь мирской суетой и соблазнами, роздал нищим излишнее из своего имения, доставшегося от родителей, и начал помышлять, как бы удалиться из мира в какой-либо старообрядческий монастырь 1 . Однако прежде, чем окончательно решиться на это, я рассудил посоветоваться с одним известным мне человеком, знавшим хорошо монастырскую жизнь. В селе Полотняном Заводе, отстоящем от нашей деревни в семи вёрстах, был старик-уставщик, жизни воздержной, в Писании сведущий, иконописец Иван Андреевич Веселев. Я с ним познакомился коротко и однажды, беседуя с ним, завёл речь о монашеском житии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskaz-...

В церкви Иоанна Богослова в Богословской Слободе за р. Костромой (построена 1681 – 1687) уцелели старинные стенописи 1735 г., обновлённые в 80-х годах, XIX в. Нам известны были эти фрески до реставрации; теперь, конечно, они утратили свои прежние колера и общий тон; но уцелели иконографические композиции. Запись о росписи: «Бога Всеблагого в Троице славимого Отца и Сына и Св. Духа, всюду благость его излияся, того убо благим хотением и церковь сия тезоименитая Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова стенным изографственным подписанием написася в лето от сотворения мира 7243, от рождества же по плоти Бога Слова 1735 году месяца маия 6, и окончися месяца августа 2 чисел единаго лета при державе благочестивейшие Государыни Великой Княгини Анны Иоанновны Самодержицы всероссийские правящу соборную и апостольскую церковь Св. правительствующему синоду, в бытность в Троицком Ипатском монастыре Архимандрита Никодима 45 и тщанием приходского человека Троицкого Ипатского монастыря стряпчего Алексея Андрева сына Сысина, во славу Св. Троицы Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». На северной стене – запись об иконописцах, исполнявших в 1735 г. фресковую живопись: Града (Костромы) трудившиеся изографы: Стефановский поп Фёдор, Логинов с детьми Матфием да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Фёдором, Покровский дьякон Фёдор Григорьев с сыном Иваном, Иван Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Фёдоров, Осип Данилов, Фёдор Михайлов, Семен Степанов 1735. Итак, храм Богословский расписан был местными изографами, в ряду которых видное место занимали лица духовные. По своему характеру роспись эта примыкает к тому типу росписей, где в круг изображений общего характера вводятся специальные циклы изображений, применительно к посвящению храма: в данном случае специальный цикл относится к истории Ев. Иоанна Богослова. Старые традиции московской школы 2-й половины XVII в. отчасти поддерживаются, несмотря на широкое воздействие со стороны прогрессирующих новшеств; но силы и оригинальности даже в обработке готовых тем уже нет; все превращается в шаблон, сильно модернизованный (волхвы: табл. XLIX). Для образца укажем изображение «О тебе радуется» (табл. LI): композиция эта, обычно в старых росписях украшающая алтарную апсиду, здесь снята с своего исторического места, где она имеет особенный смысл, и помещена над входом в храм; она сокращена и отчасти изменена. Тут же рядом сцена бегства св. семейства в Египет получила также слишком возвышенный характер, и традиционный осел превращен в роскошного коня; впрочем, сохранены падающие со стен Египта идолы (табл. XLIX). Живой крест или плоды страданий Христовых (табл. L) удерживает старые формы, установившиеся во второй половине XVII в., но уже не имеет назидательных виршей и вообще картина довольно суха: выше её с этой стороны стоят соответствующие композиции в стенописях Костромских церквей – Спасской (за Волгой) и Сергиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАВЛЕНИЕ БОЯРСКОЕ Характер князя Василия Шуйского. – Гибель Телепнева-Оболенского. – Ссора Шуйского с Бельским и заключение последнего; казнь дьяка Мишурина. – Правление Ивана Шуйского. – Свержение митрополита Даниила и возведение Иоасафа. – Освобождение Ивана Бельского; правление его и митрополита Иоасафа. – Освобождение князя Владимира Андреевича Старицкого. – Торжество Шуйских. – Гибель Бельского. – Свержение митрополита Иоасафа и возведение Макария. – Правление Андрея Шуйского. – Удаление любимца государева – Воронцова. – Воспитание Иоанна и образование его характера. – Гибель Андрея Шуйского. – Опалы. – Принятие царского титула и женитьба Иоанна на Анастасии Романовне. – Пожары, в Москве. – Обвинения Глинских в волшебстве; восстание на них народа. – Сильвестр и Адашев. – Созвание выборных и речь царя на Лобном месте. – Значение правления боярского. – Дела литовские, крымские и казанские в это правление. – Бедствия от врагов внешних и внутренних. – Губные грамоты. – Новое известие о детях боярских, живущих в Думе. – Бегство Петра Фрязина. Кто же из бояр более других должен был негодовать на первенствующее положение Оболенского, кто должен был, имел право явиться на первом месте, на которое только случайность возвела Оболенского? Мы видели, что в последнее время княжения Василия и, следовательно, в начале княжения сына его первое место между боярами занимал князь Василий Васильевич Шуйский. Мы видели, что этот Шуйский энергическою мерой успел удержать Смоленск за Москвою после Оршинской битвы; энергическая мера состояла в перевешании в виду литовского войска всех знатных смольнян, державших сторону королевскую. Эта черта уже несколько знакомит нас с человеком и заставляет ожидать от него подобных же мер и при достижении собственных, личных целей. В седьмой день по кончине Елены схвачены были конюший – боярин князь Овчина-Телепнев-Оболенский и сестра его Аграфена, мамка великого князя, по совету князя Василия Шуйского, брата его Ивана и других. Оболенский умер в заключении от недостатка в пище и тяжести оков; сестру его сослали в Каргополь и постригли. Заключенные в правление Елены князь Иван Бельский и князь Андрей Шуйский были освобождены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он " повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение " . 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ. Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь , которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

http://sobory.ru/article/?object=00331

Житие священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского и Латвийского «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам.» ( Ин. 14:27–28 ) Архиепископ Иоанн, священномученик Иоанн Рижский , в миру – Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости (ныне Мадонский край, Латвия). Его родители – простые благочестивые латыши. Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в семье начинались с молитвы, времена года считались по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в нелегком крестьянском труде, Иоанн рос крепким, физически выносливым. Он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и в то же время был мечтательной натурой. Начальной грамоте мальчика обучил отец, причем настолько хорошо, что тот сразу мог поступить в министерскую двухклассную школу. В августе 1887 года Иоанн Поммер , успешно выдержав конкурс, был зачислен в Рижскую духовную школу, по окончании которой в 1891 году принят в Рижскую духовную семинарию. Именно в этот период у юноши зреет желание уединенных иноческих подвигов. Всё свободное время он проводит в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности и готовность прийти на помощь. Получив за полный курс семинарии диплом I степени, будущий архиепископ принимает решение работать учителем в Лаудонской приходской школе. Снискав огромное уважение среди учеников и родителей, весной 1899 года Поммер получает повышение в должности и едет в город Лиепаю. В 1900 году он становится слушателем Киевской духовной академии. Святыни Киева оказали благотворное влияние на юношу. В это время в нем укрепилась решимость посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви Христовой. На иноческий путь Иоанна благословил великий молитвенник и чудотворец Земли Русской, праведный Иоанн Кронштадтский . В 27 лет Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, и 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Закрыть itemscope itemtype="" > Греческая церковь Санкт-Петербурга в XX веке 24.01.2014 587 Время на чтение 24 минут Страницы из истории греческой общины северной столицы приоткрывает данная статья доктора исторических наук М.В. Шкаровского, посвященная судьбе прихода и храма святого великомученика Димитрия Солунского на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Обширный каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в византийском стиле по проекту известного петербургского архитектора Р.И. Кузьмина был построен для греческой общины в столице Российской империи в 1861-1866 гг. Место для трехпрестольной церкви было выбрано у Лиговского канала (ныне Лиговский пр., д. 6) в районе традиционного расселения греков, где еще в XVIII в. существовала их слобода. Октябрьская революция принесла существенные изменения в жизнь приходской общины Греческого храма. В соответствие с декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви все имущество, капиталы и само здание храма оказались национализированы. Исчезла возможность приглашать из Греции священнослужителей. Последний настоятель грек - архимандрит Софроний (Дука), занимавший эту должность в период I Мировой войны - служил в храме до начала 1920-х гг. Постепенно существенно сократилось проведение богослужений на греческом языке, они стали совершаться лишь в дни наиболее значительных праздников: кроме престольных, в Благовещение (25 марта) - день освобождения Греции от турецкого ига и ряда других. В конце 1917 г. число прихожан еще было довольно значительным. Так, в октябре этого года Епархиальный свечной завод продал для Греческой церкви и храма Старо-Афонского Андреевского подворья (на 5-й Рождественской ул.) около 19 тыс. просфор. Но уже через два года население Петрограда вследствие голода, эпидемий, эмиграции, репрессий сократилось в несколько раз, сильно уменьшилось и количество прихожан Димитровской церкви, прежде всего греков, уезжавших в Эллинское государство . После переезда Греческой Миссии (посольства) в Москву Димитровская церковь продолжала считаться посольской, но ее прихожанам пришлось в соответствии с советскими законами сформировать так называемую «двадцатку» - выборный руководящий орган общины из 20-25 человек, которому по договору с представителем властей передавалось в «бесплатное и бессрочное» пользование здание храма и церковное имущество. Первоначально был избран приходской совет Греческой церкви из пяти человек, утвержденный органами власти 26 января 1920 г. В него вошли: председатель Георгий Михайлович Перлоренцо, секретарь Иван Иванович Кумбарас и члены Феофил Михайлович Халкитас, Михаил Антонович Галузис и архидиакон Фома Малуф.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Никем не званый…» 7. Сто лет – без А.А. Блока 11.01.2022 2247 Время на чтение 26 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6    « Люблю вечернее моленье  у белой церкви над рекой…»   В жизни, в биографии великого человека каждый факт, каждое событие, исполнено значимости и символичности. Даже в том, что приходская церковь Александра Блока, церковь Михаила Архангела в селе Тараканово, не была приходской, мне видится какое-то предопределение. Так сложилось. Она была приписанной к церкви Покровской погоста Никольского, которая находилась неподалеку, за рекой Лутосней. Видимо, потому, что ранее была усадебной церковью. В Таракановской же церкви служба велась только по большим праздникам. Да крестили родившихся, венчали  браком сочетавшихся и отпевали усопших. Значителен и тот факт, что А. Блок не был хозяином Шахматова, не был его собственником. Оно не принадлежало ему. Получив наследство после смерти отца, «он выплатил тётке Софье Андреевне третью часть стоимости Шахматова, которое мы оценили в 21 тысячу и, таким образом, предоставил имение в полную собственность матери и меня» (М.А. Бекетова). Он сам говорил о том, что его имущество иное – «крылатое»… Село Тараканово, называемое ранее деревней Высокое, получило название свое по фамилии целой династии его владельцев. В начале XVIII века хозяином усадьбы был стольник Василий Тараканов, сын которого капитан Иван Васильевич Тараканов и построил каменную церковь. Храмозданную грамоту он получил 9 февраля 1755 года. Храм, в плане представляющий равноконечный крест является памятником барочной архитектуры. Венчал главку храма прорезной золочёный крест с полумесяцем. В начале двадцатых годов XIX века, приобретший имение статский советник И.А. Трескин завёл в Тараканово штофную лавку, которая в шестидесятые годы превратилась в кабак купца Зарайского, а позже – в казёнку и чайную Старикова. Церковь Михаила Архангела в селе Тараканово была не совсем обычной. Во всяком случае, её внутреннее убранство имело некоторые отличия от канонического: «Белая каменная церковь с зелёной крышей, около которой среди кустов и группы лип виднелось несколько заброшенных могил с покосившимися крестами. Церковь была довольно большая и старая, необычайной для наших мест архитектуры, внутри были старинные образа и лепные украшения, несвойственные православным храмам…» (М.А. Бекетова).

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помните, чьё имя носите!» Иван Коновалов о Поле Куликовски-Ларсене, любящем делать провокационные заявления от имени «семьи Романовых» 01.07.2019 2950 Время на чтение 8 минут После падения советского строя и демонтажа коммунистической идеологии, в Россию всё чаще стали приезжать, а иногда и оставаться на постоянное место жительства представители первой и второй волн русской эмиграции. Не исключением стали и потомки Российской Императорской Фамилии, большинство из которых появились на свет уже в эмиграции. Весной 1990 года трещавший по всем швам Советский Союз посетил Князь Андрей Андреевич (р. 1923). Его визит носил частный характер. Без помпы и почти без сообщений в прессе Князь приехал в тогдашний Ленинг рад практически инкогнито. Кстати, это был его второй визит в СССР . Первый раз он побывал в Мурманске в 1942 году — в качестве матроса Британских ВМФ вместе с арктическим конвоем, став первым из Романовых, кто ступил на землю исторической Родины после 1920 года. Летом 1990 года Ленинград посетили Князь Михаил Фёдорович (1924—2008) и Леннарт Бернадотт граф Висборг (1909—2004) — сын Великой Княгини Марии Павловны, дочери Великого Князя Павла Александровича от первого брака. Лишь в ноябре 1991 года, по специальному приглашению тогдашнего мэра Петербурга А.А. Собчака, в Северную Столицу наведался Князь Владимир Кириллович (1917–1992), считавшийся в кругу своих сторонников «главой Российского Императорского Дома». Потом демократические СМИ писали, что он был «после революции первым из Романовых», кто побывал в России. Владимир Кириллович скончался спустя пять месяцев, и в наследство новой российской власти он оставил жену, дочь и внука, которые и сегодня пытаются доказать, что именно они являются легитимными наследниками вдовствующего российского престола. Спор известный и многим уже порядком надоевший. Но в краткой заметке речь пойдёт не о Кирилловичах, а об их дальнем родственнике, который некоторыми своими действиями старается подражать «мадридскому семейству».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/01/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Русской Скорби 05.02.2014 702 Время на чтение 5 минут 3 февраля празднуется икона Божией Матери Отрада или Утешение. Храм-памятник в честь этого образа, выстроенный донскими казаками на Ходынском поле в начале ХХ века, был назван Храмом русской скорби, ибо был возведён в память о тех, кто в смуту 1905 г. отдал свои жизни за сохранение Российской державы. В конце 1906 г. почетный член Русского монархического собрания в Москве Иван Андреевич Колесников обратился с прошением к московскому генерал-губернатору: «Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни г.] на пользу мирных её жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить на свой собственный счет и под моим личным наблюдением храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле на следующих условиях. 1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой " Отрады или Утешения " . Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве " отраду " за понесенные ими труды и " утешение " в случае постигающего их горя. 2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества великого князя Сергия Александровича, своей смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность царю и родине. 3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге слуг, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе царю и отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма, для вечного в нём о них поминовения». Московскими властями для храма был отведён участок земли на Ходынском поле при Николаевских казармах, в которых располагались 1-й Донской полк и 1-я Гренадерская артиллерийская бригада. В пасхальные дни 1907 г. в Москве проходил IV съезда монархических организаций и 29 апреля, в день рождения князя-мученика Сергея Александровича, с участием представителей от всей России произошла торжественная закладка Храма-Памятника Русской Народной Скорби. В его закладке участвовали будущие первомученики уже победившей смуты 1917 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (впоследствии митрополит Киевский) и протоиерей Иоанн Востогов.

http://ruskline.ru/special_opinion/hram_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010