Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первые сведения в сохранившихся источниках об этих местах относятся к 1623 г., когда писцовая книга зафиксировала д. Виноградово. С 1617 г. – помещичий двор дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. В 1637 г. деревней владели его дети Григорий и Степан Гавриловичи Пушкины. После раздела имений Виноградово стало собственностью Григория. Соседняя д. Заболотье числилась в поместье за Степаном Гавриловичем Пушкиным. В 1650 г. Григорий Гаврилович построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом. После его смерти в 1656 г. Виноградово досталось его вдове, а затем в 1666 г. стало владением его племянников – детей скончавшегося Степана Гавриловича Пушкина – Матвея и Якова Степановичей. Дальний родственник Матвея – Иван Каллиникович Пушкин. А.И. ГлебовС 1710 г. Виноградовым стал единолично владеть Иван Калинникович Пушкин. В 1729 г. он продал село известному Василию Владимировичу Долгорукову, а уже в следующем, 1730 г., только что купленное имение приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская. После смерти княгини новый владелец села (её родной племянник) князь Иван Андреевич Вяземский продал в 1758 г. Александру Ивановичу Глебову Виноградово " и с прудами, с рощами, с лесами, с сенными покосами, с пустотами и лугами, с дворцовым и хоромным строением и со всяким скотом и хлебом " . А.И. Глебов был незнатного происхождения. Интриган и казнокрад. Выдвинулся цри Елизавете Петровне. Успех был благодаря женитьбе на тяжело больной вдове (двоюродной сестре императрицы по Матери). Глебов становится обер-прокурором Сената. Жена вскоре умерла. После смерти Петра III Александр Иванович удержался при Екатерине П. Имел воинское звание генерал-аншефа. Последние 13 лет своей жизни проводил в Виноградово. Умер в 1790 г. При Вяземской в имении сложилась типичная для того времени планировка сёл: у верхнего пруда в окружении парка располагалась помещичья усадьба. Крестьянские дома тянулись вдоль пруда.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Владимирс...

I. Митрополит Сильвестр Белькевич К оглавлению Что же делали во все это время западнорусские иерархи? Какие меры они принимали против новых врагов? Какое противодействие оказывали им? Стали ли внимательнее к своему долгу ввиду угрожавшей опасности? Увы, почти никаких мер против врагов, почти никакого положительного противодействия им, никакой перемены к лучшему мы не замечаем тогда в Литовской митрополии. Все шло по-старому и становилось даже хуже и хуже. Первый свидетель тому сам тогдашний митрополит Сильвестр Белькевич, или Велькевич. Он был человек богатый, но почти не получивший образования и едва умел читать. Еще при Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, когда скончался настоятель виленского Троицкого монастыря архимандрит Алексий, выпросил себе у короля этот монастырь в управление, разумеется, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которою король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота виленский Троицкий монастырь, и это было еще 10 июля 1551 г., следовательно, за пять лет до смерти митрополита Макария . По смерти последнего Велькевич объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил свое мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 г., жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления, как сам выражался, «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу». А через полгода (30 сентября 1556 г.) этот Стефан Андреевич писался уже: «Милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», т. е. успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо митрополитскую кафедру .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

Киев. Церковь Андрея Первозванного. Андреевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей " . И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру... " - так Нестор-летописец в своей " Повести временных лет " рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная. Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году .В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин , который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой - священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться. Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=00350

Скачать epub pdf (Основные особенности личности и творчества). Феодор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года, в Москве, в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных – Михаила Андеевича Достоевского. Дед писателя по отцу, Андрей Михайлович, был протоиерей в г. Брацлаве, Подольской губернии. Один из сыновей о. Андрея, Лев Андреевич, дядя писателя тоже был священником. Из шести дочерей о. Андрея – три стали матушками, выйдя замуж за священников. Отец писателя Михаил Андреевич сначала обучался в Каменец-Подольской Семинарии, но не окончив ее, с согласия и благословения матери удалился из отеческого дома в Москву, где поступил студентом в Московское отделение Медико-Хирургической Академии. По свидетельству младшего брата писателя, Андрея Михайловича, их отец, после окончания курса медицинских наук в Академии, в 1812 г. был командирован на службу лекарем в военные лагеря, а затем в Бородинский пехотный полк, где получил звание штаб-лекаря. Из Бородинского полка он был переведен ординатором в Московский военный госпиталь в 1818 г. Затем, в 1821 году уволен из военной службы и назначен лекарем в Московскую Мариинскую больницу, со званием штаб-лекаря. Дослужился он до чина коллежского советника и был кавалером трех орденов. По свидетельству близких, он был человек чрезвычайно раздражительный, вспыльчивый и заносчивый, угрюмый и замкнутый, болезненно ревнивый, а кроме того, еще и страдал хроническим алкоголизмом. Мат Достоевского, Мария Феодоровна Нечаева, происходила из купеческой семьи. Дед писателя по матери, Феодор Тимофеевич Нечаев, в конце 18-го века переселился из глуши Калужской губернии в Москву и сначала служил сидельцем в лавке, а затем вступил в третью купеческую гильдию и стал торговать самостоятельно в суконном ряду. Потом он купил дом и выдал свою старшую дочь за представителя московской коммерческой аристократии – Александра Куманина. Младшая дочь Феодора Тимофеевича – Мария Феодоровна Нечаева, девушка светлой души, жизнерадостная и религиозная, – стала женой штаб-лекаря Достоевского и матерью гениального писателя. Она любила поэзию, ценила и любила Жуковского и Пушкина, зачитывалась романами, была очень музыкальна, пела народные песни и романсы под собственный аккомпанемент на гитаре. Будучи любящей женой и матерью, Мария Феодоровна умела смягчать жесткий, угрюмый и вспыльчивый характер мужа и была первой учительницей всех своих детей. Старинный портрет Марии Феодоровны, изображающий скромную молодую женщину в белом платье, с открытой шеей, с ниспадающими шелковистыми локонами вдоль щек, по верному и меткому замечанию известного биографа Достоевского Л. Гроссмана, – напоминает нам наряд и прическу Татьяны Лариной. Отсюда позволительно предположить, что мать писателя, любившая и ценившая Пушкина, своим идеалом считала Татьяну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

1-я глава «Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппа, незыблем, яко на камени основан твердем». (Светилен.) Имя святого Филиппа, митрополита московского и всея России священно для нас, как имя великого угодника Божия, исповедника веры 1 и страдальца за мир и счастье нашего отечества. Святитель Филипп родился в Москве, при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Симоне, 11 февраля 1507 года, и наречен во святом крещении Феодором 2 . И знатность происхождения, и добродетели родителей, обещали новорожденному высокую участь. Знаменитость предков естественно возвышает дух потомков, окрыляет его к славным подвигам. В России тех времен древность рода была одним из важнейших и законным правом на высшие государственные достоинства. Феодор происходил из дома Колычевых 3 , которые вели свое происхождение, вместе с другими дворянскими фамилиями (с Сухово-Кобылиными, Романовыми, Шереметевыми, Яковлевыми и др.), от прусских владетельных князей, пришедших в 13 веке в Россию. Дед Феодора, Иван-Лобан Андреевич Колычев 4 , пользовался доверенностью Иоанна 3 , который поручал ему важные должности посла при Менгли-Гирее, наместника в Новгороде, а в военное время, опасные посты воеводы передового полка новгородской рати (в Финляндии, с Князем Щеней), или начальника столь важного военного пункта, каков был тогда новопостроенный Иван-город (на правом берегу Наровы, против Нарвы). Под стенами этой крепости он и сложил свою голову в неровной битве с эскадронами Ревельского командора (в 1502). Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана 5 , был весьма любим великим князем Василием Ивановичем за преданность московскому самодержавию, за добрые нравы и как муж «исполненный ратнаго духа». Как дорогое наследие отца и деда, эти добродетели – преданность самодержавной власти, мужество и деятельный дух – скоро зацвели и в юном Феодоре вместе с многими иными прекрасными свойствами души 6 . Твёрдый в правилах и богобоязненный, Степан Иванович Колычев не ослеплялся «высотою сановною, которою постоянно сиял всюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов - 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева - 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб - 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь - 5 лет, Елисавета - 1 год. Диакон Андрей Степанов - 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева - 18 лет. Дьячек Иван Иванов - 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова - 31 год. Дети их: Василий - 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена - 6 лет, Пелагея - 3 года. Пономарь Алексей Михайлов - 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева - 21 год. Сын их Иван - 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей - 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия - 15 лет, Елена - 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова - 31 год. Дети ея: Сергей - 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина - 10 лет, Константин - 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария - 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова - 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев - 19 лет в философии прозванием Молков.

http://sobory.ru/article/?object=04737

Василий Жуковский Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт, прозаик, переводчик, одна из самых ключевых фигур Золотого века русской литературы. О нем писали многие современники, но, пожалуй, наиболее точную характеристику дал Иван Киреевский: «Старая Россия отдыхала; для молодой нужен был Жуковский. Идеальность, чистота и глубокость чувств, святость прошедшего, вера в прекрасное, в неизменность дружбы, в вечность любви, в достоинство человека и благость провидения; стремление к неизменному; равнодушие ко всему обыкновенному, ко всему, что не душа, что не любовь, – одним словом, вся поэзия жизни, все сердце души, если можно так сказать, явилось нам в одном существе и облеклось в пленительный образ музы Жуковского. В его задумчивых чертах прочли мы ответ на неясное стремление к лучшему и сказали: «Вот что недоставало нам!» Еще большей прелестью украсило его любовь к отечеству, ужас и слава народной войны». Бородинское сражение было переломным в его судьбе. Он выступил навстречу врагу среди трех тысяч московских ополченцев, будучи поэтом мало кому известным вне литературной элиты, а вернулся после Бородино певецом во стане русских воинов. Его поэма еще до окончания войны вышла тремя изданиями, включая нотное, – с музыкой самого знаменитого композитора того времени Дмитрия Бортнянского. Двадцатилетний доброволец, Иван Лажечников, тоже впоследствии ставший писателем, отметит 20 декабря 1812 года в своих «Походных записках»: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пьесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и – и в сердцах воинов!» Особое положение Жуковского еще более упрочилось после того, как в 1817 году он стал учителем русского языка великой княгини, будущей императрицы Александры Федоровны, а с 1826 по 1841 год – наставником наследника престола, будущего царя-освободителя Александра II.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Домодедово. Церковь Космы и Дамиана в Меткине. Космодамианская церковь, церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XVII веке стояла деревянная церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1701 году. В 1847-1848 годах была выстроена нынешняя церковь, посвященная иконе Божией Матери " Живоносный Источник " (главный престол освящен в 1866 г.). В советское время храм был закрыт, а после возвращения его церкви в 1990-х годах, был вновь освящен (4 ноября 2003 года), причем главный престол был освящен уже в честь Космы и Дамиана, а приделы - в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и в честь св. Архангела Михаила. С этим связано двойное наименование церкви. Впрочем, как говорит информация на официальном сайте Домодедовского благочиния, храм и в XIX веке именовался " по старинке " Космодамианским, несмотря на посвящение главного престола. Архитектура храма сочетает черты классицизма (так, основной объем завершен ротондой с большим куполом) и псевдорусского стиля (шатровая колокольня, килевидные кокошники в основании купола и оформлении фасадов). Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Меткине. В начале XVII ст. в селе Меткине была церковь Космы и Дамиана. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. о ней говорится: «вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домиян древяна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе церковный дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова; церковной земли по 12 четьи в поле, сена 10 копен, лес вообще у всего села». Под 1646 г. значится: «в селе Меткине церковь Николая чудотворца и Козмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Иван Иванов». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «29 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козмы и Дамиана в селе Меткине древянная, старая, а по сказке той церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянской десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, попа, во владении 6 четьи в поле, сена 10 копен…».

http://sobory.ru/article/?object=02603

Заборовье. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Заборовье ныне Вышневолоцкого района, от Твери 120 верст, от Вышнего Волочка 38 километров. Петропавловская каменная церковь построена в 1788 году с тремя престолами: святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе 32 деревни, 594 двора, 2108 мужчин и 2346 женщин, из них 3220 карел. Были построены одиннадцать часовен в деревнях Шемелево, Михайлово, Бухолово, Федоров Двор, Жальцы, Новины, Петрилово, Кузнечиха, Мальково, Гарусово и Елохово.  В селе ранее была деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в начале XVIII века и сгоревшая в 1762 году. В 1768 году по челобитной священника К. Иоаннова и крестьянина из деревни Званково С. Петрова началось строительство кирпичного храма. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами, строительство велось с перерывами около 20 лет до 1788 года. В тот год закончили строительство и освятили трапезную с престолом во имя Николая Чудотворца. Работы по строительству храма продолжались до 1799 года. Петропавловская церковь стоит на высоком холме на окраине села Заборовье, построена на валунном фундаменте. Необычное архитектурно-конструктивное решение церкви не встречается более на территории Вышневолоцкого района и позволяет считать здание одним из интереснейших и своеобразных памятников Тверской области. До недавнего времени состояние церкви было аварийное, полностью отсутствовала кровля храма, на сводах были трещины, утрачены завершения колонн. В настоящее время церковь отреставрированна, но само село исчезло, сгорели два последних дома. В 1901 году служили: священник Иван Андреевич Димитровский, 69 лет, на службе с 1862 года, священником с 1878 года; священник Михаил Николаевич Дмитровский, 28 лет, на службе с 1895 года, священником с 1897 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Михайлович Некрасов, 27 лет, на службе с 1894 года, священником с 1899 года, в 1915 году продолжал службу, тогда уже было не три, а два священника.

http://sobory.ru/article/?object=10577

И. К. Сурский Том II Отдел I. Дополнительные сведения, относящиеся к жизнеописанию о. Иоанна Глава 1. Воспоминания об о. Иоанне Адмирала Д. В. Никитина(Фокагитова) из книги «На берегу и в море». стр. 7–13 и 23–25 «Вторым священником Андреевского собора в Кронштадте и ключарем его был преподававший нам в гимназии Закон Божий о. Иван Сергиев. Отцу Ивану нужно отвести особое почетное место в моем рассказе. Через несколько лет вся Россия узнала этого скромного священника, уроженца заброшенного в глуши Архангельской губернии села Суры. Не только в пределах нашей родины, но и за границей он стал известен как «Отец Иоанн Кронштадтский ». Со времени своего назначения в Кронштадт о. Иоанн стал другом моих родителей и частым гостем у них. Мой отец был его помощником и сотрудником, когда он вырабатывал план совершенно нового тогда для России учреждения: Дома Трудолюбия для доставления заработка и помощи всем сирым и убогим, оказавшимся в тяжелом положении. Вместе с моим отцом он и проводил этот проект в исполнение в Кронштадте. В гимназии урок Закона Божия. После молитвы за преподавательский столик садится о. Иоанн. На его щеках играет румянец и он кажется моложавым, несмотря на пробивающуюся седину в бороде. Огнем, но огнем доброты и приветливости горят его светло-голубые глаза. Этих глаз не забудет никто, кто их видел. Батюшка, не в пример прочим преподавателям, говорит всем нам «ты» и это «ты» звучит так необыкновенно просто и естественно в его устах. Обратись к нам так другой педагог – это показалось бы нам грубым и даже оскорбительным. Двое моих одноклассников начинают играть в «перышки» на его уроке. «Ничего, отец Иван добрый, да он не заметит». Но батюшка заметил, тотчас же извлек обоих с их мест и попросту поставил на колени около своего столика. Одного «одесную», другого «ошую» себя. Как сейчас вижу эту картину. Преподавательский столик приходится как раз на высоте глаза стоящих на коленях и те, вытягивая, сколь возможно, свои шеи, стараются рассмотреть, что батюшка пишет в классном журнале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010