Истомино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты " Каменный храм известен с начала восемнадцатого века и непосредственно связан со многими русскими аристократическими родами, оставившими след в истории, такими например, как Хитрово и Толстые, и всегда поддерживался в хорошем состоянии, благодаря постоянным пожертвование местных купцов и состоятельных людей. Можно сказать, что само это место, неописуемой красоты, с широкой речной панорамой, открывающейся с пригорка, на котором стоит церковь, вписано в историю России разными фактами, с ними связанными. Несмотря на все это, Успенскую церковь не миновала общая участь, и в 1974 году она была закрыта и разорена. С большой долей вероятности, на месте нынешнего каменного храма до восемнадцатого века стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первые найденные документы датированы 1725 годом. История донесла до нас даже имя человека, пожертвовавшего средства на строительство церкви в селе Истомино. Это Иван Петрович Толстой. Петр Андреевич Толстой, родоначальник, начинал службу стольником у царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Тогда он не имел почти ни гроша в кармане , как говорится, ничего за душой, а в этом 1725 году дослужился до чина верховного маршала. Такая карьера сама по себе была почти невероятным , очень редким явлением в то время. Царь Петр Первый очень высоко ценил Толстого как своего сподвижника в деле государственного устроения и делал ему царские подарки: в течениеслужбы – сенатором, дипломатом, начальником тайной канцелярии, получил 1695 крестьянских дворов с землями. Царская милость, можно сказать, переходила Толстым по наследству: сын Петра Андреевича Иван Толстой тоже получал в дар от царя награды, почести и земли. Толстые поддерживали жену Петра Первого, как будущую царицу, поэтому Толстой получил титул графа от Екатерины Алексеевны в самый день коронации 7 мая 1725 года. Известно, что диплом на графское достоинство был дарован Петру Андреевичу позже – 30 августа 1725 года. Видимо, в знак благодарности, благодарения Богу за этот титул Толстой и возвел храм Успения пресвятой Богородицы с приделом во имя Чудотворца Николая Мирликийского. Соответственно, в храме престольный праздник отмечается 28 августа, в день Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09653

Н.И. Оловяшников Н.Е. Прянишников 824 Николай Иванович Оловянишников. (Биографический очерк) Родился Николай Иванович 12 октября (25 по новому стилю) 1875 года в семье Ивана Порфирьевича Оловянишникова, ярославского первой гильдии купеческого сына 825 , и жены его Евпраксии Егоровой (урожденной Горошковой). Прадед Николая Ивановича, Иван Порфирьевич Оловянишников, получил по именному указу Николая I потомственное почетное гражданство (см. Приложения). Дед, Порфирий Иванович, превратил традиционное для семьи колокольное производство в современное промышленное предприятие. Родители поселилась в Москве в начале 70-х годов, не прерывая торговых и коммерческих связей с родным городом. В Москве семейство проживало в доме купеческой вдовы Молчановой на Покровке, в Мясницкой части. Ныне это дом под Николай появился на свет четвертым. Третий сын, Виктор, родился годом раньше, и братья-погодки были очень близки друг другу. Так в семье сложились три возрастных пары: старшая – Порфирий и Иван, средняя – Виктор и Николай, и младшая – Владимир и Георгий. Между девочками Марией и Татьяной было 13 лет разницы по возрасту. Надо сказать, что еще в семье были дети, умершие в младенчестве. Так, в книгах, фиксирующих сборы за венчики за 1879 год, от 10 мая имеется запись о смерти младенца Владимира, 3-х месяцев. На Леонтьевском кладбище в Ярославле покоится младенец Николай. В метрических книгах за 1894 год сказано, что в половине 6-го утра 6 февраля родился сын Сергей, причем крестным отцом его был города Кронштадта Андреевского собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (отец Иоанн Кронштадтский ). Младенец скончался от воспаления оболочек мозга на новый 1896 год и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря. Крещение младенца Николая было произведено спустя семь дней, 19 октября, в приходской церкви Троицы, что на Грязях у Покровских ворот. Крестил протоиерей Александр Соколов, а восприемниками новорожденного были его дедушка Порфирий Иванович Оловянишников, купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, и его бабушка по материнской линии, тоже потомственная почетная гражданка Ираида Константиновна Горошкова (урожденная Волгина) 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ольга Шафранова К истории рода Святителя Игнатия Брянчанинова 1 Брянчаниновы принадлежали к тому среднему российскому дворянству, трудами которого на протяжении веков собиралось, обустраивалось, создавалось великое государство, носившее название Российской Империи. Древо рода Брянчаниновых – это несколько сильно разветвленных стволов. Различные источники сводят все стволы к одному родоначальнику, знаменитому боярину великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского, Михаилу Андреевичу Бренко. С него же начинал родословие и Иван Афанасьевич Брянчанинов, проделавший в последней четверти XVIII в. огромную работу по восстановлению цепочки имен своего рода. Также Михаила Андреевича Бренко считали своим родоначальником и представители другого известного рода – Челищевых. По их семейному преданию 2 предком Михаила Андреевича евича был правнук Оттона, курфюрста Люнебургского, Вильгельм Люнебургский. В приложении к гербу Челищевых об этом записано следующее: «В лето 6745 (1237) князю ко Александру Невскому на Невское побоище приехал из немецких полков служить из Люнебургской земли от поколения короля Оттона муж честен, именем Вильгельм и, послужа немного в Литве, пришел в Великий Новгород и крестился, и во крещении имя ему дано Леонтий. …Праправнук сего Леонтия, Михайло Андреевич Бренко, был у великого князя Дмитрия Ивановича боярином». Если это сообщение правдиво, то можно сказать, что в потомстве Михаила Андреевича у Брянчаниновых сохранялось несколько капель крови германских императоров. Однако предание темно. Один из комментаторов родословия Челищевых приводит следующую запись из документа, хранившегося в Московском Архиве иностранных дел: «Выехал из Семиградской земли к великому князю Ивану Даниловичу, Калите – Андрей Максимович Бренько и крестил его он, великий князь Иван Данилович и женил его Углецких» (то есть на княжне Углецкой). Это известие представляется более достоверным, так как в XIV в., в княжение Ивана Даниловича Калиты, его сыновей, Симеона и Ивана, и внука Дмитрия Ивановича Москва притягивала к себе многочисленных выходцев из других русских земель и из-за рубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Чернышевы Предок их, польский шляхтич Иван Михайлович Чернецкий выехал в Россию в первой половине шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, и получил в вотчину село Конобеево. Не имея детей, он вызвал из Польши родного племянника своего Илью Владимировича Чернецкого, которым, в 1534 году, прибыл в Россию и стал писаться Чернышевым. Когда, в декабре 1613 пода, Пожарский выдан был головою боярину Салтыкову, то отвести Пожарского в дом к Салтыкову предписано было сыну боярскому Перфилию Секерину и голове стрелецкого войска Константину Чернышеву. Иван Чернышев служил, при Царе Алексее Михайловиче, в регулярных войсках и находился, в 1657 году, в Смоленске капитаном в полку полковника Франсбека. Одиннадцать Чернышевых владели населёнными имениями в 1699 году. – Пётр Захарович служил в регулярных войсках при Царе Феодоре Алексеевиче и в правление Царевны Софии Алексеевны, был полковником, и скончался в 1689 году. – Сын его Григорий Петрович (рождение 22 января 1670 † 30 июля 1745) был, при Петре Великом, деньщиком Царским (звание, соответственное нынешнему флигель-адьютантскому); потом генерал-майором и сенатором. Екатерина I произвела его в генерал-поручики и пожаловала Александровскую ленту; Императрица Анна Иоанновна произвела в полные генералы; Императрица Елисавета Петровна пожаловала ему Андреевскую ленту и возвела, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Он имел, от брака с Евдокиею Ивановною Ржевскою (рождение 12 февраля 1693 † 17 июня 1747) четырёх сыновей: Петра, Григория, Захара и Ивана, и четырёх дочерей: Наталию Григорьевну (рождение 5 апреля 1711 † в декабре 1760), за вице-адмиралом князем Михайлом Андреевичем Белосельским; Анну Григорьевну († 12 сентября 1744), за статским советником князем Фёдором Сергеевичем Голицыным; Екатерину Григорьевну (рождение 1715 † 21 августа 1791), бывшую, в 1-м браке, за майором Николаем Кириловичем Матюшкиным, а во 2-м браке, за генерал-аншефом Петром Григорьевичем Племянниковым, и Марию Григорьевну, за князем Михайлом Дебрянским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1741 и 1770. Архитектор: Д.В. Ухтомский , Ф. Мичурин, (первоначально по проекту) И.Я. Шумахера Ссылки:   Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Координаты: 56.31055, 38.12987 Проезд:Колокольня находится на территории Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После снятия запрета на каменное строительство по всей России, связанный со строительством Санкт-Петербурга. Монастырские власти Троицкого монастыря просят выделить средства на возведение новой колокольни так как старая обветшала. В 1740 году из Санкт-Петербурга был прислан чертёж за подписью императрицы Анны Иоанновны (1693-1640). Проект был разработан придворным архитектором И.Я. Шумахером. Ставить колокольню предписывалось в центре монастыря против западного входа в Успенский собор. Однако московский архитектор Иван Фёдорович Мичурин (1703-1763), которому было поручено строительство, сразу указал на ошибочность выбранного места для колокольни, так как она загромоздит площадь и подавит собою Троицкий собор. Архитектор предложил сдвинуть колокольню к северу, освободив перед ней большее пространство. И только после смерти императрицы Ивану Фёдоровичу удалось добиться своего - торжественная закладка колокольни летом 1741 года была произведена на новом месте. Сравнение плана и нижней части колокольни Троицкого монастыря с первоначальным планом И.Я. Шумахера показывает, что И.Ф. Мичурин вёл постройку совершенно самостоятельно, меняя как основные пропорции, так и характер деталей. Согласно предписанию, работы велись неспешно, чтобы " колокольня на фундаменте отстояться могла " . Иван Фёдорович возводил колокольню семь лет, а в 1747 году, когда не было закончено и двух ярусов, архитектор был отозван в Киев, где начиналось строительство Андреевской церкви. Продолжил строительство другой талантливейший архитектор - Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Дмитрий Ухтомский исправил существенный недочёт первоначального проекта - недостаточность её высоты. Архитектор воспользовался посещением Троицкой обители императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761) в 1753 году, представил ей смелый проект увеличения высоты здания с трёх до пяти ярусов. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по сторонам, два новых яруса сделали композицию здания исключительно лёгкой и воздушной. Елизавете Петровне проект понравился. Трудоёмкие работы по возведению колокольни завершились в 1770 году. Точный промер её высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, показал, что высота сооружения составила 88 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06570

Этот древний, еще малоизвестный, памятник церковного зодчества сохранился от XIV века до наших времен в Старицком уезде Тверской губернии, в Микулинском Городище. Окру­женный земляным валом, или осыпью, вышиною в три сажени, он стоит среди его на левом берегу Шоши. Эта осыпь, простирающаяся на 280 сажен в окружности, доныне слывет детинцем и городом. Теперь его городище принадлежит подполковнику И.Г. Головину; некогда оно было столом Княжеским, где пре­бывали микулишские удельные князья. Город Микулин, т. е. Николаев, соименный с Галицким Микулиным, в древности расположен был на обоих берегах Шоши, посему в летописях назывался двумя городками, 1 чрез кои было сообщение Москвы с Новгородом. Микулин достался в удел 1350 года от Великого князя Тверского Александра Михайло­вича сыну его ннязю Михаилу. Этот современ­ник и совместник Донского, перед блаженною кончиною своей, 1398 года, соорудил здесь в осыпи каменный собор в честь тезоименитого себе Архангела Михаила, без сомнения, пред­назначив его, подобно Московскому Архангель­скому собору, в усыпальницы своим потомкам. Вместе с князьями своими и город испытал превратности судьбы. Двукратно (1370 и 1376 г.) он был осажден и взят на щит Великим князем Московским Димитрием; множество жи­телей его отведено было в плен. После Михаила Александровича два городка Микулина поступили во владение сына его Феодора, который ходил на помощь Великому князю Василию Димитриевичу против Витовта. Преемник его Александр Феодорович построил мужской Вознесенский мона­стырь на левом берегу Шоши, на Стропольской слободке 2 . Когда Великий князь Иоанн III шел в 1477 году через Микулин с войском для покорения кра­мольного Новгорода, тогда под предводительством Микулинского князя Михаила Феодоровича, Твер­ские полки присоединились к Московской рати. С подданством Твери Московскому Государю, Микулинский князь вступил к нему в службу и получил в поместье Дмитров. С того вре­мени микулинские князья являются на службе Великого Князя: в 1502 году князь Владимир Андреевич предводительствует войском в Ли­вонской войне, брат его Иван, по прозванию Пунко-Лугвица, 1513 года, сражается за Москву в Ливонии, осаждает Смоленск. Князь Семен Иванович в 1538 и 1541 гг. разбивает татар на берегах Прони и Оки, способствует взятию Казани, предводительствует московскою ратью в Ливонской воине и оканчивает жизнь свою 1565 года. Микулинские князья Димитрий Ивано­вич, Петр Иванович и Василий Телятевский сопровождают в походах Царя Иоанна Василь­евича. После взятия Полоцка Стефаном Баторием на Микулинских князей Царь положил свою опалу и разослал их по разным городам; только в царствование Феодора Иоанновича встре­чаем в Микулине князя Андрея Андреевича Телятевского. Последним князем в Микулине был Феодор Андреевич; с его смертию пресе­клось мужское колено Тверских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

22 октября 2010 г. Константин Михайлович Комаров (+06.09.2010) 6 сентября 2010 года на 83-м году жизни скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии Константин Михайлович Комаров. Константин Михайлович Комаров принадлежал к тому поколению церковных деятелей, основные годы жизни и служения которых пришлись на трудный период истории нашей Церкви. Открыто принадлежать к ней, а тем более преподавать в ее духовных школах означало в те годы стать изгоем атеистического общества, обречь себя как минимум на постоянное недоброжелательство власти. Но Константин Михайлович осознанно принял крест беззаветного служения гонимой Церкви и достойно пронес его до самой кончины. Он родился 11 июля 1928 года в городе Тамбове в верующей православной семье, жизнь которой была тесно связана с выдающимся церковным деятелем XX века священномучеником митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым; † 1937) — тем самым иерархом, которого Святейший Патриарх Тихон в своем завещании поставил первым в списке кандидатов в Патриаршие Местоблюстители. В 1910–1918 годах владыка Кирилл находился на Тамбовской кафедре, и первый муж матери будущего профессора — Иван Андреевич Карабанов — был его келейником. Владыка жил при Казанском монастыре Тамбова, и келейник с женой жили там же. Когда началась революция, владыку несколько раз арестовывали. Карабановых также все время вызывали на допросы в ЧК, требовали, наставляя револьвер, показаний против архиерея, сведений о его ценностях. Все это они выдержали, а единственной оставшейся у них от владыки ценностью были его ордена: и церковные, и государственные — целая гора звезд. Софья Ивановна, мать Константина Михайловича, всю жизнь хранила и прятала эти ордена, а в 1964 году привезла в Москву и отдала сыну, который передал их в Церковно-археологический кабинет при МДА: как раз в то время он был помощником заведующего кабинетом протоиерея Алексия Остапова († 1975). Но вернемся в 1918 год. 19 марта владыка был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, и уехал из Тамбова; келейника Карабанова он не взял с собой, поскольку тот был семейным. По воспоминаниям Софьи Ивановны, в то время в городе был разгул бандитизма, голод в связи с восстанием тамбовского крестьянства против большевиков; к тому же вскоре умер ее муж и она осталась одна с маленьким сыном.

http://e-vestnik.ru/obituaries/11_vechna...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом. Начинались реформы со ставшего уже традиционным для Москвы дела книжной справы. До своего Патриаршества Никон отнюдь не был грекофилом, а наоборот, придерживался убеждений, типичных для московских консерваторов. Никон был начитан, но не имел систематического богословского образования, не знал греческого и не понимал сути книжной справы, хотя бы даже на уровне справщиков начала XVII в. Тем не менее, сблизившись с Алексеем Михайловичем, будущий Патриарх очень скоро переориентировался и стал приверженцем реформ по греческому образцу. В Патриаршество Никона книжная справа стала осуществляться по греческому образцу, причем, не по старым, а по современным изданиям. Патриарха мало волновала проблема поиска первичного, исторически неискаженного варианта чинопоследований и текстов. Гораздо важнее ему казался вопрос унификации православного богослужения в видах централизации православного мира под главенством России, царя Алексея и, конечно же, его самого. При Никоне стали трудиться новые справщики. Наиболее видным из них был знаменитый киевский иеромонах Епифаний Славинецкий. Крупнейшим учеником Епифания стал инок Чудова монастыря иеродиакон Евфимий. Среди новых справщиков также выделялись иеромонах Савватий и Иван Озеров, ученик Киево-Могилянской коллегии и ртищевской школы в Андреевском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436332/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010