I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Осипов Оправдывают изуверов Источник:  Русская линия Последние 20 лет ни от кого не приходилось слышать, что дети русского Царя Николая Второго были расстреляны правильно. Ни у кого не поворачивался язык оправдывать детоубийство. И вдруг – повернулся. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников публично заявил, что считает репрессии в отношении Царской Семьи, включая юных дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и 14-летнего сына Алексея, оправданными. Эти зловещие слова прозвучали после того, как 1 октября 2008 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал необоснованными репрессии в отношении Государя Николая Второго, его супруги и детей и реабилитировал Романовых. Лично я несколько смущен тем, что земной республиканский суд выносит вердикт в отношении Божьего Помазанника и Его Августейшей Семьи, в отношении Лиц, канонизированных всей полнотой Русской Православной Церкви. Мне представляется немыслимым, чтобы кто-либо решал вопрос о реабилитации Того, Кто подсуден одному Господу Богу и никому больше. Но в той части решения Верховного Суда, которая перечеркивает судилище Екатеринбургского самозваного " Совета " и большевистского ВЦИКа, формально высшей власти самопровозглашенной Советской республики, и осуждает злодеяние в Екатеринбурге, я, безусловно, солидарен с таким решением. Коммунистическая партия Российской Федерации, наоборот, выражает гнев и возмущение постановлением Верховного Суда России. Сегодня КПРФ многие считают фактически не коммунистической, а социал-демократической партией. В отличие от КПСС КПРФ признает частную собственность, " капиталистические " рыночные отношения, подчеркивает свой " демократический " (по прежней лексике – " буржуазно-демократический " ) характер, позволяет своим членам креститься и посещать храм. По многим показателям это, действительно, не большевистская, а меньшевистская партия. Вождь партии Г.А.Зюганов неоднократно посещал монархические соборы в Колонном зале, которые проводил выдающийся русский скульптор и пламенный монархист В.М.Клыков, аплодировал выступлениям сторонников православного самодержавия. В своих публикациях Геннадий Андреевич подчеркивал, что не большевики свергли Царя, а его собственные генералы-предатели. А Вячеслав Михайлович Клыков, как известно, входил в Народно-патриотический союз России. Или товарищ Мельников это не помнит?

http://religare.ru/2_58501.html

А. Краснов-Левитин Сто лет Время сплющивается. Какой огромный срок – сто лет. Это вечность. Когда, бывало, в юности хотели сказать о чем-то давнем, небывалом, говорили: ”Это было сто лет назад”. И вот теперь мне 73. И все не так. 100 лет назад, – да ведь это вчера. Один за другим юбилеи. 80-ые годы. Они открылись столетием со дня рождения отца. Потом теток. Потом тех, кого знал в детстве. Моих учителей. Духовных отцов. Старых друзей. Писателей. Проповедников. И вот 100-летие со дня рождения обновленческого митрополита Александра Ивановича Введенского. 12 сентября 1889 года – 12 сентября 1989 года. Я так хорошо представляю этот день 100 лет назад. Город Витебск. Русский провинциальный губернский город. В доме местного гимназического учителя торжество. Родился сын. Первенец. Родился в знаменательный день. 30-го августа по старому стилю. Праздник Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Половина города именинники. И самый главный именинник наверху. Государь-император Александр III. И решено новорожденного назвать Александром. А отец был именинником накануне. Иван Андреевич – статский советник. Учитель греческого и латинского. Преуспевающий. Талантливый. Умница. Будущий директор гимназии. А мама – Зинаида Саввишна. Веселая. Красивая. Всеобщая любимица. Так началась жизнь Александра Ивановича Введенского. Любил ли я его? По разному. В юности влюбленность ученика в учителя, в котором не видел ни пятнышка. Гений. Оратор. Непререкаемый судья. К тому же овеянный легендами. «Митрополит Введенский говорит» – это главный аргумент всегда и везде. «Мне нет дела до того, что говорит твой сантиметр Введенский», – отвечает мой двоюродный брат Жорка, – он на год старше меня: мне 13, ему 14. В ответ – ссора, которая длилась годами. Правда, не только поэтому: не менее пренебрежительно он отзывался о Христе. И даже когда мы уже стали взрослыми, отношения так и остались натянутыми и холодными. Потом в молодости личное знакомство с вождем обновленчества. Сближение. В Ульяновске. На берегах Волги. Дружба. Фамильярность. Потом ссора. Жестокая обида на вождя, епископа, учителя. А потом вскоре – тяжелая болезнь митрополита Александра. Смерть. Все обиды забыты. Воскресла старая любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Александра Ильинична родилась 30 ноября 1795 года в семье графа Ильи Андреевича Толстого (1757 – 1820) и его супруги Пелагеи Николаевны (1742 – 1838), урожденной княжны Горчаковой. Алина, как звали ее в семье, была старшей из детей. У супругов Толстых был еще сын Николай Ильич (1794 – 1837) и дочь Пелагея Ильинична (1797 – 1875). Все члены семьи нежно и преданно любили друг друга. Алина получила прекрасное домашнее воспитание, к пятнадцати годам великолепно играла на арфе, любила читать, особенно увлекалась французской поэзией. По словам княгини Елены Васильевны Горчаковой, Алина была «красивая, обходительная, нежная, разумная, добрая и богатая девица». 1 Голубоглазая грациозная красавица Алина блистала на столичных балах и не раз была царицей бала. В восемнадцать лет графиня Алина Толстая сделала, как тогда говорили в свете, «блестящую партию», выйдя замуж за графа Карла (Карла Густава) Ивановича Остен-Сакен. Его отец, Иван Иванович Остен-Сакен (1727 – 1789), генерал-поручик, дипломат, происходил из древнего дворянского рода Остен-Сакен, известного в Курляндии с XVI-ro века. Он был саксонско-польским посланником в Стокгольме, затем с 1763 по 1768 год - посланником Саксонии в России. Мать Карла – Елена Васильевна Горчакова, урожденная баронесса фон Ферзен. Граф Карл Иванович (1787 – 1855), капитан артиллерии, участник войн с Наполеоном, выйдя в отставку в 26 лет в чине подполковника, решил жениться и сделал предложение Алине Толстой, которое было с радостью принято. Венчание Карла и Алины состоялось 14 февраля 1813 года в церкви Всех Скорбящих Петербурга, что за Литейным мостом. На свадьбе присутствовали многочисленные родственники – графы Толстые и князья Горчаковы. Родственники предрекали молодой чете счастливое будущее, для которого были все предпосылки. Княгиня Елена Васильевна Горчакова, свекровь Алины, писала накануне свадьбы её старшего сына Карла: «Мой Шарль (так она его называла на французский манер) в один прекрасный день станет счастливым. Я в этом уверена, так как у суженой всё при ней». Вскоре после свадьбы молодые уехали жить в богатое остзейское имение мужа (Прибалтика) 2 .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

Алексино. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Андрея Стратилата. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1778 и 1847. Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексино Координаты: 54.785484, 33.401012 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Алексмно – село, центр Алексинского сельского округа Дорогобужского района. 630 жителей (2000 г.) Государственное унитарное предприятие конезавод «Смоленский». Расположено на берегу реки Рясны в 18 км к юго-востоку от Дорогобужа. Название образовано от «Олекса», разговорного варианта календарного имени. В древности на южной окраине нынешнего А. располагалось село Ведроши, рядом с которым в 1500 г. состоялась Ведрошская битва между литовскими и московскими войсками, победа в которой закрепила присоединение Дорогобужа к Москве и открыла путь к присоединению Смоленска. А. известно как деревня с 1610 г. (было пожаловано Михаилу Бартеневу). Входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек И.С. Барышников (1725-1784 гг.) разбогател на государственных подрядах, винных откупах и торговле хлебом. Его сын, Иван, дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений. Со строительством церкви Михаила Архангела (1794 г.) А. превратилось в село, став преемником упраздненного села Ведроши (церковь Ильи Пророка). В конце 18 - начале 19 веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Этим оно обязано своему владельцу Ивану Ивановичу Барышникову (1749-1834 гг.). Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди. К кругу работ М.Ф. Казакова по стилистическим признакам могут быть отнесены такие постройки усадьбы, как церковь Михаила Архангела (барельефы для нее выполнены предположительно Ф. Шубиным), Андреевская крепость (оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг.), конюшня (конец 1780-начало 1790 гг.), комплекс хозяйственных построек (1780-е гг.). Строительство в это время велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для А. работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.) и музыкальный павильон (1810-1820 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х годов 19 века. Кроме этого, в усадьбе были устроены каскадные пруды, цветники, оранжерея.

http://sobory.ru/article/?object=59041

Анатолий. – Для определения времени правления этого патриарха источники представляют очень мало данных. Самым ясным и точным свидетельством о времени занятия им кафедры нужно признать показание Феодора Чтеца в 5-й книге его «Церковной истории», отрывок из которой был читан во втором заседания 7-го вселенского собора. Здесь сообщается, что рукоположение Анатолия произошло в консульство Протогена и Астерия (или Астурия), т. е., в 449 г. 461 С этим показанием согласны почти все другие свидетельства источников. В таблицах Феофановой летописи 1-й год правления Анатолия приурочивается к 42-му году царствования Феодосия младшего, к 442 году от Р. Хр. алекс. эры, который отвечает нашим 449 (с сентября до января) и 450 (с января до сентября) годам 462 . Кедрин явно заимствует свое сообщение у Феофана, когда говорит о поставлении Анатолия в 42-м году царствования Феодосия 463 . Иначе обозначают начало правления Анатолия Виктор Тунунский и автор Пасхальной хроники. Первый прямо говорит о преемстве Анатолия Флавиану под 450 годом 464 , а второй утверждает даже, что самый Ефесский сбор, низложивший Флавиана, был в 450 году; следовательно, поставление Анатолия, по этому свидетельству, отнюдь не могло произойти в 449 году 465 . Но показание Виктора не совсем ясно по самой форме своей; при том, оно стоит в хронике после сообщения смерти Феодосия. Между тем, известно письмо папы Льва великого к этому императору, писанное в половине июля 450 г., в котором папа требует от нового патриарха исповедания веры 466 . Кроме того в виду сказанного о хронике Виктора свидетельство его в данном случае не имеет значения. Что касается показания автора Пасхальной хроники, то оно страдает тем же недостатком, относя самый Ефесский собор к 450 году, когда в деяниях этого собора рассеяно множество свидетельств, приурочивающих его к средине 449 г. 467 Во всяком случае, это показание автора второй четверти 7 в. по своей компетентности не может равняться с свидетельством Феодора Чтеца , проходившего свою должность при Софийском храме в Константинополе и писавшего свою историю в первой четверти 6 столетия 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Андреевка. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Андреевка находится на юго-западе Солнечногорского района Московской области в 2- х. километрах от станции Крюково Октябрьской железной дороги. Первые сведения о деревне Андреевке относятся к 1585 году. Она носила разные наименования - Овсяниково, Андреевское, Спас - Андреевское, Спасское, Андреевка. Фёдором Маркиным деревня Андреевская была продана Фёдору Юдину, сыну Хрипунову. В писцовой книге за 1585 год сообщается, что …» за Фёдором Юдиным, сыном Хрипуновым, за сотником стрелецким в вотчине деревни Андреевская, Марково тож… и пустошь, что была деревней Овсяниково». В 1621 году эта вотчина была продана Никифору Вельяминову. В 1623 году она куплена Григорием Нефедьевичем Нероновым. С этого времени деревня Андреевская находится в руках династии Нероновых в течение почти трёх столетий. Так, в 1671 году Григорьево имение было дано его сыну Ивану, царскому стольнику. Иван Неронов в 1676- 1678 годах на свои средства, построив имении каменную церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она была освящена в престольный праздник Всемилостивого Спаса и поэтому носила ещё и второе наименование - Спасская. Село Андреевское стало называться - Спасское (в некоторых источниках - Спас - Андреевское)… После Ивана Григорьевича Неронова с 1703 года имением владели его сыновья Илья и Борис. От Ильи с 1753 года половина имения передана племяннику Михаилу Борисовичу, а вторая половина после Бориса Ивановича - сыну Александру, от которого затем имение перешло к его детям Петру, Борису и Андрею с его родными сёстрами Федосией, Екатериной и девицами Варварой и Александрой. Александра же свою часть продала родному брату Петру Александровичу Неронову. В середине прошлого века село Спасское - Андреевское принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Андреевичу Неронову (его могила находится недалеко от входа в Спасскую церковь) и штабс-капитану Владимиру Сергеевичу Гвоздеву. В селе церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, 31 двор, проживает 355 душ.

http://sobory.ru/article/?object=04081

Архидиакон Стефан. Иван Андреев Поляк. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1680 г. Дерево, левкас, темпера. Девять мучеников кизических и избранные святые. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1732 г. Дерево, левкас, темпера. ЖМП 9 сентябрь 2019 /  11 октября 2019 г. 09:59 Студенты раскрывают шедевры РЕСТАВРАЦИЯ ДВУХ ИКОН ДИПЛОМНИКАМИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИВЕЛА К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ Кафедра реставрации темперной живописи факультета церковных художеств ПСТГУ давно и плодотворно сотрудничает с Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). Уже несколько лет самые талантливые студенты-старшекурсники выполняют здесь свои дипломные работы (подробно о некоторых из них мы рассказывали в материале «Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками» , см.: ЖМП. 2013. 9). Два года назад МГОМЗ решил доверить начинающим специалистам пять икон из своей коллекции. И реставрация двух из них привела к подлинным сенсациям. PDF-bepcuя К этим двум памятникам в МГОМЗ мечтали подступиться давно. В середине 1980-х годов по инициативе московских властей проводилась опись икон в действова­вших столичных храмах. К этой работе привлекли Ольгу Полякову, сегодня главного хранителя МГОМЗ, а тогда хранителя коллекции икон музея «Коломенское». «Однажды в храме Иоанна Воина на Якиманке (в те времена носившей имя Димитрова) под конец рабочего дня староста обмолвилась о двух старинных иконах, хранившихся на чердаке. Мне принесли их в темный неотапливаемый сарай, — вспоминает Ольга Полякова. — Несмотря на то что на черных поверхностях икон почти ничего невозможно было разглядеть, мы с моей напарницей Галиной Клоковой сразу поняли: это ценные памятники, заслуживающие музейного хранения. Причт храма с радостью передал их нам, что было официально зафиксировано актом исполкома Октябрьского района. Время создания икон я поставила под вопросом как рубеж XVII–XVIII столетий, а по поводу образа архидиакона Стефана — также под вопросом — отметила, что он написан в Оружейной палате».

http://e-vestnik.ru/culture/restavratsiy...

Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Борьба за Москву А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Понимая, что победа над князем Юрием Дмитриевичем была лишь временной и что решающая борьба за великое княжение еще предстоит, Василий II и его окружение решили закрепить достигнутый ими успех. Прежде всего необходимо было обеспокоиться о дальнейших судьбах престола. Великий князь достиг совершеннолетия, и пора было подумать о его женитьбе. Сразу же после возвращения из Орды, осенью 1432 г., состоялось обручение Василия Васильевича с сестрой серпуховского князя Василия Ярославича Марией. Другая сестра князя Василия Ярославича была женой верейско-белозерского князя Михаила Андреевича. Браки в «гнезде» Ивана Калиты уже давно служили династическим целям. Благодаря помолвке (а потом женитьбе) Василия II серпуховской шурин и белозерский свояк оказались надолго впряженными в великокняжескую колесницу. Обручение великого князя нанесло сильнейший удар по матримониальным планам И.Д. Всеволожского. Родовые связи Ивана Дмитриевича были обширными. Сам он был женат на дочери Микулы Васильевича (из рода тысяцких Протасьевичей). Старшая дочь его была замужем за князем Андреем Владимировичем Радонежским, но тот умер еще в 1408 г. Вторую свою дочь он в 1421 г. выдал замуж за тверского великого князя Юрия Ивановича, скончавшегося в 1425 г. Внучка Ивана Дмитриевича (дочь князя Андрея) была обручена с князем Василием Юрьевичем Косым. После своей успешной миссии в Орду Всеволожский рассчитывал выдать замуж за великого князя одну из младших дочерей, а теперь его планы провалились. Среди влиятельных бояр начали распространяться слухи о том, что Улу-Мухаммед отдал Дмитров Юрию «по Иванову слову». Говорили также, что Иван Дмитриевич в бытность в Орде сватал свою дочь за князя Юрия. Боярину явно грозила опала. Поэтому он решил предупредить события и бежал к князю Константину на Углич. Но расчеты Всеволожского на поддержку Константина Дмитриевича не оправдались. Угличский князь не склонен был впутываться в свару с великим князем. Ивану Дмитриевичу пришлось бежать далее, на этот раз в Тверь, но и там он надолго не задержался. Тверской великий князь не хотел превращать свой двор в средоточие противников как московского великого князя, так и галицко-звенигородского. В происходившей тогда на Руси борьбе за власть он ревностно охранял тверской «нейтралитет». Всеволожский обрел приют в Галиче, где, по словам летописца, начал «подговаривати» князя Юрия возобновить борьбу за великое княжение.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010