В день Иоанна Богослова Вешнего старики Митрофан и Лукерья Таракановы готовились к совершению деревенского обычая — выхода на перекресток дорог с обетным пшеничным хлебом для раздачи его бедным путникам. Соблюдалось это в знак веры, что Господь воззрит на эту благостыню и пошлет добрый урожай. До революции обетный хлеб испекался из муки, собранной по горсти с каждого двора, и в выносе его на дорогу участвовала вся деревня. Шли тихим хождением, в новых нарядах, с шепотной молитвой о ниспослании урожая. Хлеб нес самый старый и сановитый насельник деревни. Теперь этого нет. Жизнь пошла по-новому. Дедовых обычаев держатся лишь старики Таракановы. Только от них еще услышат, что от Рождества до Крещения ходит Господь по земле и награждает здоровьем и счастьем, кто чтит Его праздники: в Васильев день выливается из ложки кисель на снег с приговором: “Мороз, мороз! Поешь нашего киселя, не морозь нашего овса”. В Крещенский сочельник собирается в поле снег и бросается в колодец, чтобы сделать его многоводным, в прощеное воскресенье “окликают звезду”, чтобы дано было плодородие овцам; в чистый понедельник выпаривают и выжигают посуду, чтобы ни згинки не было скоромного; в Благовещенье Бог благословляет все растения, а в Светлый День Воскресения Юрий — Божий посол — идет к Богу за ключами, отмыкает ими землю и пускает росу “на Белую Русь и на весь свет”. На потеху молодежи старики Таракановы говорят старинными, давным-давно умершими словами. У них: колесная мазь — коляница, кони — комони, имущество — собина, млечный путь — девьи зори, приглашение — повещанки или позыватки, запевало — починальник, погреб — медуша, шуметь на сходе — вечать, переулки — зазоры. Речь свою старик украшает пословицами и любит похваляться ими: так, бывало, и сеет старинными зернистыми самоцветами. Соседу, у которого дочь «на выданье», скажет: — Заневестилась дочь, так росписи готовь! Про себя со старухою говорит: — Только и родни, что лапти одни! Соседского сына за что-то из деревни выслали, и старик утешал неутешную мать:

http://azbyka.ru/fiction/zavtra-pasxa-go...

Более начитанный из стариков, почитав их не много, промолвил «читать их нельзя, надо сжечь». Прежде не их надо сжечь, сказал Т. Ив., а патриаршие книги, с которых они сделаны. Брат начетчика А. Н-ва, неграмотный, спросил высказавшегося за уничтожение выписок: а что разве из еретических книг сделаны эти выписки? И в ответ услыхал: хотя не из еретических, да ведь тут всё на нас подобрано… Неграмотный спросил: а разве у нас не всё же ладно? Если не ладно, так что же не исправляете? Народ сильно зашумел; старики же встали и заявили, что пора бы пообедать. На это один из бывших тут заметил: «то-то, о пирогах же беспокоитесь». Чтобы снять с себя такое поношение старики-наставники изъявили желание разобрать высказываемое начетчиками после обеда чему многие искренно были рады. Но, пообедав основательно, старики-наставники немедленно отправились всей ватагой в следующую деревню Багыр. Священник Иоанн Маракулин 64 В Симбирской епархии на содержание миссии расходуется 250 р. из сумм Св. Синода и около 250 руб. из средств епархии. 68 Достойно примечания то, что Спаситель, посылая своих учеников на всемирную проповедь, прежде сказал: «аз посылаю вы» ( Ин.20:21 ), а затем уже преподал им власть совершать таинство покаяния, сказав: «примите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; имже держите, держатся» ( Ин.20:22–23 ), чем ясно указал на то, что отправление важнейшей обязанности пастырского служения – совершение св. таинств – должно находиться в непосредственной зависимости от факта посланничества пастыря на это дело, так что, если пастырь Церкви ни кем не уполномочен на дело своего служения, то по тому самому он не имеет никакого права на совершение таинств церковных, равно как не имеет права и проповедовать, согласно слову Апостола Павла: «како проповедят, аще не послани будут» ( Рим.10:15 ). 69 Послание 2 к Магнезианом. Русский перевод; «посему, как Господь без Отца по своему единению с Ним, ничего не делает ни Сам Собою, ни чрез апостолов: так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров» (Писания мужей апостольских изд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После пожара в Коми, когда погибли старики, к ней тоже зачастили проверяющие. Нарушений выявили предостаточно: узкие проходы, второй этаж. — Постоянно выписывают штрафы, пусть и небольшие, — вздыхает матушка. — Я понимаю, есть проблемы с противопожарной безопасностью. Поэтому нашла заброшенное здание, церковь помогла получить его под социальное служение. На деньги благотворителей теперь веду ремонт. Мы с Зинаидой Ивановной побывали в этом каменном строении. Она уже распланировала, в каких комнатах кто будет находиться, где разместится кухня и душевая. Уже провели воду, укрепили фундамент, покрыли крышу, завезли новые рамы для окон. Будет у дома и свой небольшой сад, где старики смогут посидеть на свежем воздухе. — Все деньги, которые были, потратила, — сетует Зинаида Ивановна. — А работ еще непочатый край. — А какие у вас отношения с властями? — Главное — они мне не мешают. — Из чего складывается бюджет? — Подопечные отдают в общий котел 75% своей пенсии плюс моя пенсия. На эти средства покупаю продукты, плачу двум помощницам, за услуги ЖКХ, веду хозяйство. Судьба Держать за руку Матушка Зинаида вспоминает свой давний-давний сон. Привиделся ей кто-то и спрашивает: «А сколько у тебя детей». Она почему-то отвечает: «28». Было ей в ту пору всего восемнадцать, она только вышла замуж. Но, считает матушка, сон пророческий. Если посчитать всех родных и приемных детей, стариков, то скоро она до этой цифры и доберется. — Я помогаю пожилым людям, а они помогают мне, — говорит матушка Зинаида. — Помогают не болеть. Не нужно обижаться на жизнь, надо быть милосердным, думать о тех, кому еще тяжелее. Ведь эти старики беззащитные, как дети. Страшно не то, что человек умирает, а когда в этот момент рядом с ним нет близких людей, кто бы за руку держал. Я держу, человеку легче и мне тоже… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhena-karelskogo-svyas...

В каждой семье хозяином был отец или дед, если дед еще был жив. Он распоряжал работы. В деревнях старики сходились на сходку и миром вершили все дела и суд судили. В город сходились на сходку из окольных деревень; на этой же сходке выбирали и князя (у некоторых племен были свои выборные князья). У одного из славянских племен (в нынешней Австрии) вот как в старину выбирали князя: выборы делались в роще или в поле, близь большого камня. Выбрать надо было единогласно; для всех дел на сходках, по-тогдашнему вече, нужно было единогласие; потому сходки нередко оканчивались дракою; если не соглашались долго, то позволялось старшим жечь домы и портить поля, чтобы показать, как плохо жить без судьи. Когда выбирали кого, то сажали его на камень и спрашивали: будет ли он судить по правде, будет ли защитником сирот? Дом князя считался священным; кто убежал туда, того не могли трогать. Князь пользовался таким почетом, что даже в схватках славянин не смел поднимать на него оружие. Для суда князь ездил по разным местам своего княжества, где к нему сходились все, кому было на что пожаловаться. За убийство сначала родичи убитого мстили всему его роду и часто истребляли этот род до последнего; потом, чтобы не проливалось много крови, стали откупаться деньгами (у нас, вместо денег, платили долго шкурами зверей). Князья были, однако, не везде; иныя племена управлялись без князей, миром, в других князья выбирались из одного рода, как бы по наследству. Писаных законов не знали, а судили по старине, как велось искони, потому и слушались стариков: им старина известнее, они люди опытные, бывалые. Оттого-то и на сходках сначала бывали только старики. Старики же и богам молились за весь свой род. Сказано уже, что славяне истинного Бога не знали, а молились богам выдуманным. Так было сначала и у всех народов, кроме евреев, которым дан был Моисеев закон, и было так до самого Рождества Христова. Прежде люди, видя, что солнце ходит по небу, думали, что это бог едет в колеснице; гром гремит – это другой бог ездит (и до сих пор у нас верят, будто гром гремит оттого, что Илья пророк катается по небу: это остаток язычества, только имя переменили – вместо Перуна, так звали прежде бога-громовника – говорят, Илья), болезнь ли постигнет людей, это значит, третий бог стреляет из лука, в кого попадет, тот и заболеет. He знали люди, что единый Бог все установил в своей премудрости и что, по Его святому слову, держится все в мире. У каждого племени славянского был свой главный бог; у нас он назывался Перуном и был богом грома и молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я спросил: –А почему нам можно знать, православна ли Греческая Церковь ? Я слышал от наших стариков, что греки за много лет до патриарха Никона отпали от Православия. –Вы должны верить Писанию, а не старикам, – возразил миссионер. Старики ваши слепы духовными очами; сами идут в погибель и других за собой влекут. Вот «Книга о вере», засвидетельствованная Иосифом патриархом и напечатанная всего за четыре года до Никона. Прочитайте, что сказано на обороте 27-го листа. Я прочитал: «Сего ради святая восточная во грецех обретеная церковь , правым царским путем, аще и вельми тесным, но обаче от Иисуса Христа Бога и Спаса нашего и истинных Его наследников утлаченным, ни направо, ни налево с пути не совращаяся, к горнему Иерусалиму сыны своя препровождает, в поданном от Господа Бога крестном терпении, и ни в чесом установления Спасителя своего и блаженных Его ученик и святых отец предания и седми вселенских соборов, Духом Святым собранных, устав не нарушает, ни отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавливая, ни отнимая что, но яко солнце единакою лучею правды всегда, аще и в неволи пребывая, светится правою верою». Когда я прочитал это, миссионер велел мне прочитать ещё следующее на обороте 185-го листа: «Обаче же помощию Господнею, в восточней церкви четырех верховнейших пастырей, по подобию четырех Евангелистов имеем... И аще бы хотя един от них и низпал, и все еже подлежащее под паствою стадо его в ту же яму вринул, единаче православную церковь ни в чем бы соблазнити могл, зане имеет во всем равныя ему пастыри три, от того свободны падения, истинную и безсмертную имеющих над собою главу Христа Спаса нашего Бога». Когда я кончил чтение, миссионер сказал: –Вот видите, старопечатная книга свидетельствует о греках совсем не то, что говорят ваши старики. Кому же верить: «Книге о вере» или старикам вашим? Я понял, что старики наши говорят неправду; однако возразил миссионеру: –Хотя «Книга о вере» и свидетельствует о благочестии греков, но этому уже 240 лет, как напечатано её свидетельство; а мы Греции не видим, и сохранилось ли там благочестие – не знаем. В вашей же Церкви благочестия не находим. Вот, например, посты у вас не только миряне, но и духовные самовольно разрешают.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskazy...

р.б Дионисий 10 января 2018, 10:53 Простите, если человек работает, платит налоги, т.е налоги идут на будущую пенсию, то почему в немощной старости он должен быть рад крохотной копейке, которую ни на что потратить нельзя - заметьте в Москве квартплата 4000 рублей, таблетки 500-1000 рублей пачка. Вот и получается, что старики государством брошены, хотя эти самые старики строили БАМ и Днепрогэс, работали над тем, чтобы первый человек полетел в космос, развивали промышленность, банально кормили телят в 4 утра в колхозе. Почему вся эта огромная армия должна быть рада крохотным пенсиям, несравнивым с их вкладом в дело развития и становления государства? Терпеть могут, но сколько? А страна добывает газ и нефть в огромных объемах. Надежда 10 января 2018, 09:13 Думаю,многие воспримут как оскорбление данную статью,поскольку правду о себе всегда больно узнавать.С христианской позиции - всё правильно,а мы-то привыкли к угождению человекам.На примере своей семьи скажу,что о.Андрей,безусловно,прав. А сколько таких семей? Мои родители абортами уничтожили всех своих детей, кроме меня, лишив тем самым братьев и сестёр. Наш род прекратился, т.к. у меня другая фамилия по браку, и у моих детей тоже. Скорблю об этом постоянно. Среди моих родственников много похожих случаев. Если бы поколение наших родителей заблаговременно подумало о том, кто их будет досматривать в старости, наверно, они бы так не поступали. А сейчас мы слышим от них одни упрёки в свой адрес. Татьяна 10 января 2018, 06:48 В Таиланде пенсию получают только госслужащие, а тех кто на себя работает(это получается семейный бизнес), и кормят дети, которые этот бизнес дальше продолжают. В Китае, по-моему, также, точно не знаю. Наталья И. 9 января 2018, 17:00 " Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене... " (Пс. 70;9)Прав был Царь Давид... Иоанна_ 9 января 2018, 12:43 Юлия Завадская, это ваши крёстные вас воспитали такой " доброй " ? Такие слова можно только себе самой сказать, а другим, об обстоятельствах жизни которых вы ничего не знаете - я бы поостереглась такие команды давать. У нас старики не то что ропотливые, а СВЕРХтерпеливые! Но комментарий в духе статьи, да...

http://pravoslavie.ru/109736.html

Слава Тебе Господи !Спасибо Тебе Всемогущий Господь что принял их в Свои Вечные Обители! Наталья 12 ноября 2012, 15:16 Спасибо огромное за такой светлый рассказ! Но я не согласна с утверждением, что я уже не внучка. Я до самой своей кончины всегда буду любимой бабулиной внученькой, мне больно, что ее нет рядом физически, но ее любовь меня держит на плаву. Не перестаем мы быть внуками и детьми, остаемся ими. виток 27 ноября 2011, 08:01 очень красивая статья, спасибо Юлия 1 августа 2011, 00:50 Замечательная статья,дествительно все мы будем бабушками и дедушками,и все будем отвечать за свои поступки на суде Божем..... Сергей 28 июля 2011, 17:56 " Дети и старики очень близки к Богу. Дети — потому что ещё помнят Его, старики потому, что уже чувствуют скорую встречу с Ним. " Удивительные слова. Только на литургии мы можем соединяться с теми, кто нас любил и к кому мы были так неблагодарны. Это и наша общая молитва после чтения Евангелия и причастие, в котором соединяясь со Христом мы соединяемся с клеточками Его тела, образующими Церковь. Оля 28 июля 2011, 15:43 Спасибо автору, замечательно написано. Благодарю ещё и ещё!.. Ольга 27 июля 2011, 10:23 Прекрасная статья!!! У меня даже слеза проступила... Дай Господи мне, и всем нам, нам терпимости к старшим!!! Оксана 26 июля 2011, 22:41 Очень справедливая статья. Когда уже нет бабушек и дедушек, ты всё больше понимаешь, сколько мудрости они при жизни старались до тебя донести... Вера 26 июля 2011, 13:45 Есть статьи, на которые просто невозможно не откликнуться! И читаешь эти статьи со щемлением в сердце... В этом году моим родителям исполнилось 100 лет. Из семи детей, рожденных ими,выжило только трое, их руки вырастили 5 внуков, застали они и правнуков... Какие годы лихолетья они пережили...И нащи дети вспоминвют сейчас дедушку и бабушку с большой нежностью, помнят дом, где все собирались все вместе, и были бесконечно счастливы.. Как же коротко было время этого счастья...Каждая строчка ваших воспоминаний как нежная, тихая мелодия, проснувшаяся в душе... Спасибо вам

http://pravoslavie.ru/47750.html

Убийц председателя Е. Бокурадзе приговорили к расстрелу, однако затем вышел указ об их помиловании. Вряд ли в этом сыграли роль боевое прошлое осужденных или малопривлекательная личность убитого. Скорее пережившей массовые репрессии и потери во второй мировой войне стране настолько не хватало рабочих рук, что власти были вынуждены бережнее, чем раньше относиться к " человеческому материалу " . В итоге Ф. Гочуа получил восемь лет лагерей (он до сих пор уверен, что если бы судьи знали о его происхождении из семьи жрецов, то ему дали бы гораздо больше), а его сообщник, нажавший на спусковой крючок – пятнадцать. После отбывания всего срока наказания в Норильских лагерях Ф. Гочуа вернулся в родное село, работал лесником и одновременно в колхозе, на выращивании табака. В начале ХХ в. на месте святилища Лдзаа стояла деревянная часовня, которую местные жители называли башней. Никто не помнил, когда она была построена: старики Гочуа говорили, что при их дедах и прадедах башня уже давно стояла. С самого детства нынешний жрец помнит ее, построенную из толстых каштановых досок, почерневшую от старости, с острой крышей и крестом на верхушке. Внутри находились деревянные иконы без каких-либо украшений и металлических окладов. Их было штук шесть, некоторые – очень большого размера, другие – поменьше. На каждой иконе было изображено только по одному мужскому или женскому персонажу, имен которых Ф. Гочуа не знает, но, по его представлению, мужчина изображал Бога-Творца Анцэа. Внутри, на деревянных полках, находились старые книги, которые детям не разрешалось трогать и они относились к ним с суеверным ужасом. Дверь в часовню закрывалась на простую вертушку. Старики фамилии не позволяли детям играть или просто находиться внутри нее без какой-либо надобности. Участок в полгектара, на котором стояла часовня, был огорожен, люди заходили туда через единственные ворота. Вокруг росли стоявшие по отдельности старые, когда-то " специально посаженные стариками " деревья определенных " хороших " пород, дававшие людям тень и прохладу даже в самые жаркие дни. На участке не было грабов: " старики считали, что Бог не любит эту породу деревьев, так как граб – враг молнии и в него она никогда не попадает " (Ф. Гочуа, село Лдзаа).

http://religare.ru/2_26851_1_21.html

Татьяна Константиновна (Киев Украина) 11 марта 2017, 23:34 Спасибо за хорошую статью и Ваши добрые дела. Сама уже пожилая, поэтому очень живо представляю бедных людей, проживших нелёгкую жизнь и доживают её в таких ужасных условиях.И радостно слышать, что всё-таки есть дети, которые забирают своих родителей к себе и будут о них заботиться Спаси Господи, всех за милосердие, потому что никто не знает у кого какая старость и кто закроет глаза, а об этом надо всегда помнить... Владимир 11 марта 2017, 12:23 ПОМОГУ ИЗ СВОЕЙ ПЕНСИИ. ХРАНИ ВАС, ГОСПОДИ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ ДОБРОГО ПРОЕКТА " СВОИ ЧУЖИЕ " ! Иван 10 марта 2017, 22:01 " ...нам удалось получить на проект грант в 200 тысяч от чешской организации «Человек в беде». Позорище то какое - малюсенькая Чехия выделяет гранты на кормёжку наших стариков. Позор! Но конечно к волонтерам это не относится, им в ноги поклониться надо за то что они делают. Спаси вас Господь, сестры! Алла 10 марта 2017, 21:25 Горько читать, что русские старики одиноки при живых детях. Стыдно. В чеченских семьях такое представить невозможно наталья 10 марта 2017, 17:11 смотрю как хорошо сейчас живут в Грозном люди исповедовавшие ислам и одинокие русскоязычные старики в Чечне почему так,почему не помогает государство.Того же Кадырова же поддерживает российское правительство. Как расстроилась Чечня после войны, и такое рядом....нет слов Елена 10 марта 2017, 09:52 Спасибо большое! Дай Бог Вам здоровья! Помощи Божией в благом деле! Александра 10 марта 2017, 09:28 Вы, девушки, большие молодцы. Только статью лучше бы не начинать с загадочных слов " на краундфандинговой платформе " . Давайте нормальным языком писать. Лариса Ром 10 марта 2017, 09:11 Почему вы платите налоги , разве что с зарплаты.? Вам нужен хороший бухгалтер. Ведь все расходы на благотворительные нужды можно задекларировать.Хочется верить, что разрыв между богатыми и бедными в России уменьшится в ближайшем будущем и старики перестанут быть обузой.. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/101669.html

Когда человек живет в русле православной традиции, вдумчиво читает святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный опыт аскезы, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и в конечном итоге пройдет мимо Христа. Афонский подвижник XX века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. Если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это – не праведность. Есть ли сегодня настоящие старцы? Отрицать этого нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе – молитвами таких людей. Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается – ложь… Общепризнанные подвижники нашего времени – архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжелом состоянии) – никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть». Под словом «старики», мне кажется, отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь. Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но, тем не менее, пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов – и именно им дается по-настоящему ясное и зрелое рассуждение… Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.

http://pravmir.ru/kak-ne-nado-iskat-star...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010