В 1991 году управляющий Ивановской епархией епископ Амвросий, согласно определению Святейшего Патриарха Священного Синода, был возведен в сан архиепископа. В этом году произошло очень много событий, которые преобразили епархию. Так, за 1989-1990 годы число храмов Ивановской епархии возросло до 60. В первый же месяц 1991 года к ним добавились еще 9 вновь открытых храмов. Всего же за 1991 год было зарегистрировано 37 новых приходов . В этом году в ней появились и первые монастыри: Свято-Успенский женский монастырь в селе Дунилово Шуйского района и Николо-Шартомский мужской монастырь в селе Введенье того же района. Особенно важно было открытие женского монастыря в самом областном центре: на основе прежнего Свято-Введенского прихода г. Иваново. Внутри церковной ограды были перестроены многие здания служебного назначения, началось строительство по периметру ограды жилых двухэтажных корпусов. В 1991 году в монастыре проживало до 30 монахинь и послушниц, началось совершение ежедневных уставных богослужений. Впервые за послереволюционные годы в России был основан новый монастырь на том месте, где его прежде не было, тем более в центре большого города. Поскольку территория монастыря в центре города Иваново была небольшой, по ходатайству архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия облисполком выделил для монастыря 30 гектаров земли в селе Доронино Тейковского района и передал монастырю разрушенный храм этого села, в котором сразу же начались восстановительные работы. Земли возделывались приезжавшими из монастыря послушницами. Указом архиепископа Амвросия в селе Доронино было образовано подворье Свято-Введенского монастыря. В Свято-Успенском монастыре села Дунилово, наконец, с 1991 года проживало 30 послушниц и 3 монахини. Имелось небольшое хозяйство: монастырю было выделено 20 гектаров земли, имелись коровы, лошади. В Николо-Шартомском монастыре из 25 насельников было 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, остальные – монахи и послушники. Во всех новых монастырях проходили богослужения согласно монастырским уставам, увеличивалось число желающих принять монашеский постриг .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Слабая редактура книги проявляется во многих не выправленных в отношении стиля оборотах изложения: «Через 8 лет начался его призыв к Господу » (с. 434) или: «горы-одиночки являются хорошо обнажёнными ископаемыми рифами» (с. 443). Впрочем, иногда трудно понять из текста, что здесь превалирует: слабое владение русским языком или недостаточное знание церковных реалий? Так, на с. 463 читаем: «на службе в монастыре состояли настоятель-игумен, иеромонах, монахи, два дьяка, дьячок, пономарь и приказной служитель»; может быть, редактор не знает, что монахи спасаются в монастыре, а не служат в нем? В другом месте (с. 356) об одном монастыре говорится, что его «можно назвать категорически мужским — женщинам находиться в его стенах запрещено», и тут же: «раз в году Свято-Воскресенский мужской монастырь становится местом паломничества тысяч верующих. Сюда привозят мощи православных святых. У прихожан появляется уникальная возможность прикоснуться к мощам многих святых» (так что же, одни мужчины прикладываются к святыням?). Порой возникает впечатление, что редактор плохо представляет себе церковно-иерархические отношения в женском монастыре. Так, на с. 154 говорится, что, когда по ходатайству духовника обители протоиерея Сергия Плаксина администрация города передала монастырю землю для устройства подсобного хозяйства, «ответственность за его развитие прот. Сергий возложил на старшую сестру обители и казначею мон. Серафиму (Разумову)» (духовник не может возлагать послушания на инокинь — это прерогатива настоятельницы). Подобную «информацию» мы находим и в других местах книги: так, на с. 99 об Успенском женском монастыре в городе Кореновске сообщается: «В наст. время настоятель монастыря — архим. Никон (Пипинеев). Ещё только один женский монастырь в России — Свято-Введенский в городе Иваново — возглавляет мужчина — архим. Амвросий (Юрасов)». Мало того, что подобное «настоятельство» недопустимо с канонической точки зрения, но и на с. 106–107, где повествуется об Ивановском Введенском женском монастыре, об архимандрите Амвросии (Юрасове) нет ни слова.

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

1989 г. как кафедральный собор. Тогда же был освящен Александро-Невский собор во 2-м кафедральном центре епархии - Мстиславле. Количество храмов быстро увеличивалось, всего к концу жизни М. в Могилёвской епархии насчитывалось 84 прихода. Были открыты 23 воскресные школы. В 1989 г. М. организовал при кафедральном соборе в Могилёве сестричество во имя прп. Максима Исповедника для помощи больным. В 1991 г. был возрожден могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь , в к-ром проводились масштабные реставрационные работы. В том же году возобновилось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей», редактором к-рых стал М. Продолжая изучение наследия местных подвижников веры и благочестия, М. собирал материалы к канонизации Могилёвского архиеп. Георгия (Конисского) , причисленного по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по постановлению Синода Белорусской Православной Церкви к лику местночтимых святых Белорусской Церкви. Торжественная канонизация свт. Георгия состоялась в Могилёве 5-6 авг. 1993 г. М. составил службу и акафист святому. В 1997 г. при кафедральном могилёвском соборе было учреждено просветительское братство во имя свт. Георгия. М. был награжден церковными орденами св. кн. Владимира 2-й степени (1988), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1992), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997). Отпевание М. 1 марта 2002 г. возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) , патриарший экзарх всея Белоруссии. Похоронен в ограде восстановленного его трудами могилёвского Никольского мон-ря рядом с собором во имя свт. Николая. Лит.: Наречение и хиротония архим. Максима (Крохи) во еп. Аргентинского и Южноамериканского//ЖМП. 1972. 5. С. 17-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 261; Архиеп. Могилевский и Мстиславский Максим: [Некр.]//ЖМП. 2002. 5. С. 90-91; Евгения (Волощук), игум. Добрый пастырь: Памяти архиеп. Максима Могилевского и Мстиславского (к 5-летию кончины)//Рус. вестн.: Газ. М., 2007. 15, 20 июля. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2561608.html

В связи с обострившейся ситуацией на Северном Кавказе и в государствах Средней Азии, в Российскую Федерацию вынуждено перебираться все увеличивающееся число вынужденных переселенцев, для оказания консультативной, психологической и материальной помощи которым Отделом при поддержке Всемирной Лютеранской Федерации был создан Межцерковный офис по оказанию помощи беженцам. Надо отметить, что в реализацию проектов, разработанных выше упомянутым Межцерковным офисом, были вовлечены представители 20 епархий нашей Церкви. В рамках оказания помощи пострадавшим в результате террористических актов в Москве Отдел передал в штаб по оказанию помощи закупленные на сумму в 2000 долларов теплые вещи, постельные принадлежности, одеяла, посуду, моющие средства и канцелярские товары. Значительное внимание Отделом уделяется становлению и развитию социального служения в епархиях. В этой связи, как уже упоминалось выше, представители многих епархий (более сорока) вовлечены в разработку и реализацию целого ряда благотворительных программ - антиалкогольной, медицинской и женской программ, программы " Дети Чернобыля " и по оказанию помощи беженцам. Особо следует отметить долгосрочную программу по распределению продуктовой гуманитарной помощи. Этот крупномасштабный проект, разработанный совместными усилиями Отдела и Международного православного благотворительного объединения Северной Америки, предполагает оказание помощи нуждающимся в 15 епархиях. В 1999-2000 гг. в Брянской, Воронежской (Липецкая обл.), Владимирской, Ивановской, Костромской, Московской, Пензенской и Тульской епархиях было распределено 17.000 тонн муки, риса, фасоли, сухого молока и растительного масла среди 750 тысяч граждан. Данного рода .помощь оценивается в 15 миллионов долларов. В 2000-2001 гг. эта программа будет продолжена, и в ней примут участие 13 епархий - Брянская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская. Планируется поставить в эти регионы 28.400 тонн муки, риса, гречки и растительного масла, оцениваемые в 25 миллионов долларов. К сожалению, по независящим от Отдела причинам, мы не всегда имеем возможность направить гуманитарную помощь в отдаленные епархии, расположенные на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, а уж тем более - за пределами России. Зачастую мы вынуждены считаться с теми условиями, на которых осуществляется поставка и распределение гуманитарной помощи в рамках межправительственных соглашений. Кроме того, сложным представляется и решение вопроса о транспортировке гуманитарной помощи в отдаленные от центра регионы. Тем не менее, сотрудники Отдела уже изыскали возможности для отправки продуктов питания в Чечню, на Соловки и в Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь. В ближайшее время будет прорабатываться вопрос о поставке продуктовой гуманитарной помощи в Орловскую и Тамбовскую епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429367/

Жохова, пожертвовавшая в 1901 г. земельный участок для строительства храма и богадельни при нем. В нач. 1910-х гг. здесь разместилась женская община, а позже - женский монастырь. В 1930-е гг. храм был закрыт, а его главы разобраны. При восстановлении пятиглавое завершение заменили одноглавым. Интересный пример крупного храма в русском стиле, отличающегося своеобразным конструктивным решением. Вытянутый по продольной оси массивный объем композиционно сформирован из основного кубообразного четверика, чуть пониженного двухэтажного притвора-паперти, с запада, и трех невысоких полукруглых апсид, с востока (средняя, более крупная, значительно вынесена вперед). Венчает здание крупный барабан с луковичной главой. Еще две небольшие главки установлены над гладкими пилонами, членящими западную стену паперти. Центр всех фасадов четверика акцентирован ризалитами с трехлопастным завершением и круглой филенкой в тимпане. Все углы объема подчеркнуты двухъярусными лопатками, которые в центральных ризалитах декорированы ширинками (остальные лопатки имеют ширинки лишь в нижней части). Строгий неширокий карниз делит фасады на два яруса. В первом расположены парные прямоугольные окна, украшенные характерными для модерна узкими тягами-полуналичниками со скругленными углами. В противоположность им, обрамления окон второго света типичны для русского стиля и имеют вид развитых наличников на полуколонках,завершенных парой кокошников, увенчанных щипцом. Аналогичные кокошники декорируют невысокий аттиковый ярус над венчающим карнизом с модульонами. Особую нарядность боковым фасадам придают крыльца с двускатными кровлями, опирающимися на два круглых столба, которым отвечают пучковые колонки в нижнем ярусе ризалита. Просторное светлое пространство храма, как и в церкви Введения, перекрыто системой парусных сводов, опирающихся на две пары взаимопересекающихся бетонных арок большого пролета, опирающихся на пристенные пилоны, западной части - паперти, открытой в пространство храма, устроены хоры, на которые ведет неширокая лестница у западного пилона. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. ГАИО. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 3709; Зыбковец В.Ф., 1975, прилож.; Тихомиров, 1996, с. 88-93. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 459 – 460» М, «Наука», 1997 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12106

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М, Наука, 2000, с. 595-598 Село Дунилово, благословенный уголок Шуйской земли, издревле украшали 12 храмов, шесть из которых принадлежали трем монастырям. История села восходит к XV в. и связана с княжеским родом Горбатых-Шуйских, по кончине которых оно перешло в дворцовое ведомство, откуда в конце XVII в. было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I. Благочестивый и хозяйственный, Феодор Абрамович много трудов и средств вложил в строительство и украшение храмов и монастырей в своей вотчине. На северной окраине с. Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими. Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е г.г. XIX в. братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 г. Воробьёвская пустынь была упразднена. Новая жизнь начинается здесь в середине XIX в. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.

http://sobory.ru/article/?object=00145

К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в.; были разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников; многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках; потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты. До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси. В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки. Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г. Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 г.). Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях. Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х г.г. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П.

http://sobory.ru/article/?object=02497

Мы обязаны полностью поддержать позицию Н.Н.Воронина относительно того, что хоры в церкви Рождества Богородицы находились значительно выше середины столпов, так как пропорции боголюбовского храма в реконструкции исследователя видятся абсолютно адекватными. К примеру, отношение ширины западного фасада к его высоте во владимирском Успенском соборе Андрея Боголюбского и в Дмитриевском соборе близко к единице, в церкви Покрова на Нерли – 0,85, в реконструкции Н.Н.Воронина – также 0,85. То, что во владимирском Успенском соборе, церкви Покрова на Нерли и Дмитриевском соборе хоры расположены посередине столпов, ни в коем случае не является общей и обязательной системой для всех домонгольских храмов Северо-Восточной Руси (так, в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского и церкви Бориса и Глеба в Кидекше хоры находятся примерно на трех пятых высоты столпов). В храмах других древнерусских княжеств (Киев, Чернигов, Новгород, Псков и пр.) никакой общей и обязательной системы в высоте расположения хор также нет. Например, в соборе псковского Ивановского монастыря хоры находятся примерно на двух третях высоты столпов, в церкви Николы на Липне – примерно на одной трети, в черниговском Борисоглебском соборе – примерно на трех пятых, в черниговской Пятницкой церкви – примерно на двух пятых. Таким образом, в отношении церкви Рождества Богородицы в Боголюбове мы принимаем реконструкцию Н.Н.Воронина, хотя и с определенной оговоркой. Дело в том, что существующий проем в северной стене церкви, ранее ведший на хоры с перехода над аркой, расположен существенно выше и существующего, и древнего пола перехода (примерно на 0,8 м). Это выглядит очень странно: почему полы перехода нельзя было изначально построить на уровне хор, зачем было делать в «парадном» проходе из княжеского дворца на хоры храма две–три «лишние» ступени вверх? Для ответа на этот вопрос мы можем выдвинуть гипотезу о том, что проем между переходом на хоры в его существующем виде – не дверь, а окно. Первоначально на этом месте была «полноценная» дверь, а когда в конце XVII века хоры были выломаны, то этот дверной проем, чтобы он не обрывался «в воздух», превратили в окно, заложив снизу двумя–тремя рядами камня. Возможно, превращение двери в окно было связано и с тем, что, как мы отмечали выше, со стороны интерьера северная стена церкви Рождества была перелицована.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Настоятель храма на Бутовском полигоне предложил также представителям СОММ в рамках предстоящих Рождественских чтений на секции, посвященной увековечению памяти новомучеников, выступить с сообщением о проведенных монашествующими круглых столах на эту тему. Игумен Николай (Золотов), заместитель благочинного по монастырям Смоленской епархии, рассказал о круглом столе «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях», прошедшем 14 ноября с.г. в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре с участием архиереев, игуменов, игумений и монашествующих 23 монастырей и архиерейского подворья, расположенных на территории Смоленской, Брянской, Калужской и Тверской митрополий. Докладчики этого форума рассмотрели особенности изучения житий и духовного наследия новомучеников и исповедников, различные аспекты сохранения традиций и современная монастырская практика почитания местных подвижников благочестия, а также основные вопросы, возникающие при работе с источниковой базой при изучении биографий священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в XX веке, и опыт монастырей по популяризации их подвига. Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Никольского женского монастыря г. Приволжска Иваново-Вознесенской епархии, выступила с сообщением о круглом столе на ту же тему, прошедшем 23 ноября с.г. в Иваново. Участие в нем приняли монашествующие Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий. Было представлено семь докладов, в фойе развернута выставка, посвященная ивановским новомученикам. В резолюции по завершении круглого стола было отмечено значение изучения истории подвига новомучеников и исповедников Российских и сбора материалов о местных подвижниках благочестия, особенно связанных с монашеской жизнью на территории Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий. Монастырям рекомендовано было присоединиться к миссионерской программе «Земля новомучеников» Иваново-Вознесенской епархии, направленной на совершение богослужений в полевом храме в отдаленных населенных пунктах, имеющих связь с подвигом новомучеников. Игуменов и игумений монастырей также призвали способствовать распространению практики чтения житий и наставлений новомучеников и исповедников Церкви Русской за монастырскими трапезами как в дни их памяти, так и в другие дни богослужебного года. Участники круглого стола посетили Введенский женский монастырь, где помолились перед мощами новомучеников.

http://radonezh.ru/2023/11/30/v-sretensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010