Восстановление и реставрация храмов продолжается и по сей день. Воскресенско-Фёдоровский монастырь - один из самых поздних монастырей в Ивановской области, архитектурный комплекс которого включает интересные по формам и разнообразные по стилю постройки 2-й четверти XIX - нач. ХХ столетия. При подъезде к селу Сергеево со стороны Шуи панорама монастыря воспринимается как перекличка крупной выразительной пирамидальной композиции глав собора и вторящей им главки колокольни, возвышающихся над кронами деревьев, отражаясь в водах живописной речки Тезы. С сайта: monasterium.ru/Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь в с. Сергеево/Монастырский вестник Если проехать по автомобильной дороге, выходящей в южном направлении из города Шуя Ивановской области, то через 10 км, при выезде из лесного массива,откроется вид на село Сергеево. Здесь на небольшом возвышении стоят высокие монастырские стены, за которыми,если въехать через северные ворота, взору неожиданно открывается величественный и изящный Успенский собор – главный храм Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря. При виде собора у нового зрителя сразу возникает ряд вопросов. Откуда здесь, вдали от больших дорог и городов, в далекой Ивановской глубинке,появилось столь необычное по своей грандиозности и замечательной архитектуре сооружение? И как такому великолепному храму удалось сохраниться в удовлетворительном состоянии за годы Советской власти совсем неподалеку от города Шуи, где в 1930 г. была взорвана величественная Спасская церковь бригадой подрывников, которая через год взорвала храм Христа Спасителя в Москве? Мало того, и в самом Сергеево в сотне метров от собора чуть позже была взорвана двухэтажная трехпрестольная приходская Воскресенская церковь, не исключено, что той же самой командой взрывников. Попробуем сквозь тусклое стекло человеческого разума проникнуть в Промысел Божий, сохранивший для будущих поколений и монастырь, и его главную жемчужину – Успенский собор. Воскресенско-Феодоровский мужской (а до 1929 года женский) монастырь относительно молод. Успенский собор был построен в 1905 году, а весь ансамбль завершен к 1923 году. Однако невидимые нити истории монастыря тянутся из более глубоких времен и чудным образом переплетаются с историей Серафимо-Дивеевской и Серафимо-Понетаевской женских обителей.Все три обители имеют в той или иной степени отношение к великому старцу – преподобному Серафиму Саровскому, а также к боярыне Александре Николаевне Шубиной.И хотя последняя мало кому менее известна, однако ей как подвижнице благочестия посвящена достаточно объемная книга, чего удостаивается далеко не каждый даже из прославленных Церковью святых жен и мужей.

http://sobory.ru/article/?object=06617

В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект приспособления зданий Ивановского монастыря для новой обители. Проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Дормидонтовичу Быковскому (1801—1885). Торжественная закладка собора с больничным храмом прп. Елизаветы Чудотворицы была совершена 3 сентября 1860 года. При строительстве собора произошло одно знаменательное для истории Ивановского монастыря событие — обретение мощей блаженной схимонахини Марфы. Гробница, существовавшая в старом соборе, была разобрана и мощи перенесены в существующую и поныне часовню, где они находились во время всего строительства нового соборного храма. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены на поверхности пола в мраморную гробницу. К 1877 году все работы практически были окончены. Однако последовали события, помешавшие открытию обители. Началась русско-­турецкая война. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Всего, по данным Городской думы здесь побывало 150 человек. По смерти душеприказчицы Мазуриной особая роль в устроении и открытии обители принадлежит Николо­-Угрешскому архимандриту — прп. Пимену (Мясникову). Денег после смерти Мазуриной не осталось. Для оплаты по счетам и заказам с разрешения Святейшего Синода архимандрит Пимен должен был прибегнуть к займу в 100 тысяч рублей в Московском городском кредитном обществе. К тому же пришлось заложить большой дом на Лубянке, купленный Мазуриной, — единственный источник монастырского дохода. 20 августа 1879 года митрополит Московский Макарий ходатайствует перед Священным Синодом о переводе игумении Борисоглебского Аносина монастыря Рафаилы (Ровинской) настоятельницей Ивановского монастыря. Вместе с ней в новый монастырь были переведены и некоторые другие аносинские сестры. 4 октября 1879 года архимандрит Пимен освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы, а игумения Рафаила переехала в обитель и была введена о. Пименом в управление монастырем. Новый монастырь хотя и был городским, но как общежительный подчинялся, по воле митрополита, не городскому благочинному, а о. Пимену. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно­Предтеченского собора митрополитом Макарием. Боковые приделы были освящены викарными епископами 21 октября. Архимандрит Пимен почил 17/30 августа 1880 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы. В больнице проходили послушание сестры, определенные туда настоятельницей.

http://sobory.ru/article/?object=04846

В Трехсвятском храме (нижний этаж): за правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас с образами: Спас Нерукотворный - со старинными венцами и ризой;Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ святого великомученика Федора Стратилата. На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя святой великомученицы Варвары. В нем находились два замечательные образа: Живоначальной Троицы с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери с житием написанные в конце в XVI – начале XVII века. 16 августа 1922 года прекратилась служба в Иоанно-Предтеченском монастыре. Храм не сохранился. Велико-Устюжский Иоанно-Предтеческий, 3 класса, основанный в 1262 году, в городе Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборища податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764 году, по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626 года, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 году. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворною иконой Божией Матери Одигитрии. При монастыре помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в XIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Сия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двухэтажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Храм был в жалком виде: стены в огромных дырах - следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет... Но главным было - начать службу Богу, начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи - Слова Божия. Первое время проповеди говорили и в начале службы, и в конце. По воскресным дням вечером всем народом нараспев пели Акафист Божией Матери, а потом священники выходили на амвон, им письменно и устно задавали вопросы о вере и о спасении души, на которые они давали ответы. Вскоре при храме образовалась небольшая община, в основном из певчих: из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. Подали прошение архиепископу Амвросию, он - Святейшему Патриарху с просьбой благословить при храме женский монастырь. 27 марта 1991 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою жизнь Ивановский Свято-Введенский женский монастырь. Монастырю было чуть более полугода, когда Владыка - архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий - совершил первый рясофорный постриг. Сегодня в монастыре (вместе с подворьями) около 170 сестер. Со дня возвращения храма насельницы, прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь; рядом с храмом возведено несколько двухэтажных зданий, колокольня со звонницей, создан единый архитектурный ансамбль. У монастыря есть несколько подворий. В июне 1991 года образовалось первое подворье - Преображенское, в бывшем селе Доронино. Отреставрирована полуразрушенная церковь; служба в ней идет ежедневно со дня престольного праздника - Преображения Господня 1994 года. 2 января 2001 года в зимней части храма освятили престол в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы и священномученика Евфимия Тихонравова, который служил в этом храме. На Преображенском подворье расположены земельные угодья монастыря. Здесь сестры выращивают овощи, заготавливают на зиму грибы и ягоды, посадили фруктовый сад.

http://sobory.ru/article/?object=05666

В 1859 году появляется некая богатая вдова Макарова-Зубачёва, подполковница, как ее называют (покойный муж был подполковником). Она одинока, единственный сын умер в детстве. Вдова все свое состояние жертвует на возобновление монастыря. По благословению владыки Филарета на месте бывшей Ивановской обители отстраивалось уже нечто новое. Святитель Филарет, митрополит Московский, правящий в то время архиерей, считал, что общежительные монастыри больше отвечают высоким требованиям монашеского жительства и видел Россию именно с такими монастырями, хотя и встречал, в связи с этим, препятствия от самих монашествующих. Старое было привычней и, на их взгляд, лучше. В конце 19 века в Москве не было ни одного общежительного монастыря. Владыка считал, что даже постройки отличают общежительный монастырь от своекоштного. Вместо отдельных домиков должны появиться общая трапезная, кельи – сестры должны жить единой семьей и их труд должен быть направлен на общее благо. Владыка обсуждает это с архитектором Быковским, ставит перед ним определенную задачу, утверждает проект на Синоде. С 1859 года началось возведение нового архитектурного ансамбля, который можно видеть и по сей день (за исключением некоторых искажений - надстроек советского периода). Считается, что в сердце Москвы был создан шедевр европейской архитектуры. К сожалению, для этих целей были снесены прежние исторические монастырские постройки, и даже собор 16-го века. В 1879 году монастырь был полностью построен, начинает действовать, освящается Предтеченский собор. Из Борисоглебского Аносина женского монастыря, который славился высоким монашеским жительством, приглашается игуменья. Всего 40 с небольшим лет и новая власть, пришедшая с революцией 1917 года, закрывает монастырь. На момент закрытия в нем подвизалось 300 сестер. Если сравнить с бывшим, своекоштным, где сестер было не больше ста, то за сравнительно короткий срок общежительная модель собирает в три раза больше насельниц. Это можно объяснить еще и отменой крепостного права. Религиозные крестьянки, с детства приученные к труду, получили возможность распорядиться своей судьбой и многие из них выбрали монашеский путь, многие приходили семьями - с сестрами, тетями.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/24/v_...

Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие. В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Но часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После изгнания французов многие церкви, сильно пострадавшие от пожара и оставшиеся после него с малым количеством прихожан, были упразднены и приписаны к другим, а некоторые, из-­за невозможности восстановления, разобраны. Ивановский монастырь не разобрали, но его, как и Георгиевский девичий, и Крестовоздвиженский мужской, было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря решено было расселить по московским монастырям: Зачатьевскому, Новодевичьему, Рождественскому, Вознесенскому и Страстному. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. В бедственном положении оказались и служащие Синодальной типографии. После вывода монахинь в другие монастыри было решено в освободившихся келиях и в игуменских покоях расселить служащих типографии. Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии. Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Решение об открытии монашеской обители в Биробиджанской епархии было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Монастырь расположен на околице небольшого села Раздольное в десяти километрах от столицы автономной области. В монастыре пока всего три послушницы, однако начало создания первого женского монастыря, а такового за всю 150-летнюю историю освоения Среднего Амура казаками и русскими крестьянами еще не было, положено. В ближайших планах епархии – строительство в Раздольном церкви и большого монастырского дома .   В городе Приволжск Ивановской области впервые за 70 лет зазвучал колокольный звон Впервые за 70 лет жители города Приволжск Ивановской области смогли услышать колокольный звон. Новые колокола отлиты для звонницы храма Свято-Никольского женского монастыря. Некоторое время назад они были освящены епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом. В течение ноября мастера Ярославской епархии во главе с ведущим звонарем Владимиром Дягтеревым выполнили работы по развеске колоколов и устройстве звонарского места на монастырской колокольне. Насельница монастыря монахиня Георгия (Олина) в это время проходила курс обучения в Ярославской школе колокольного искусства. Теперь колокольный звон будет регулярно раздаваться в городе. До этого последний звон Приволжск слышал в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1937 году, после чего колокола были сброшены, а храм закрыт. Свято-Никольский женский монастырь – активно развивающаяся иноческая обитель. При монастыре действует православная женская гимназия, в которой помимо воспитанниц монастырского приюта обучатся девочки из Приволжска .   Православный центр родовспоможения открылся в Твери Православный консультационный центр родовспоможения открылся в Твери. Его задача – духовно-нравственная и физическая подготовка беременных женщин к успешным родам и счастливому материнству. Как рассказал куратор этого центра от Тверской епархии, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы иерей Роман Манилов, помимо священника в центре работают врач-акушер, врач-терапевт, специалист по лечебной физкультуре.

http://pravoslavie.ru/5052.html

Рядом с Богоявленским храмом находится одноглавая Владимирская церковь (Владимирской иконы Божией Матери). Время ее строительства точно не известно. Но первое упоминание о ней относится к 1734 г. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. После повреждения шпиля во время урагана 1873 г. колокольня была полностью перестроена. В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь расположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. С 1950-х гг. почти два десятилетия Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был возрождён. http://meparhia.ru/eparh/31/41 Свято-Богоявленский монастырь — мужской монастырь в посёлке городского типа Мстёра Вязниковского района. Первое упоминание о мужском монастыре в слободе Мстёра относится к 1628-1629 годам. Монастырь располагался в вотчине князей Ромодановских. Рядом с ним в XVII веке находился Ивановский женский монастырь с церковями Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита. В 1683 году монастырская деревянная Богоявленская церковь пришла в ветхость и князья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские с разрешения Иллариона, митрополита Суздальского, выстроили пятиглавый каменный храм Богоявления, который был освящён в 1687-1688 годах. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских. Другая церковь монастыря — Владимирская — впервые упомянута в 1734 году. первое упоминание о колокольне — 1710 год; на ней было пять колоколов и боевые часы. 7 июня 1869 года при Владмирской церкви заложен придел Александра Невского. В октябре 1873 года на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено. В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь раположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. В 1953-1973 годах Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов), потом его сменил иеромонах Сергий (Титов). В сентябре 2007 года вместо переведенного в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).

http://sobory.ru/article/?object=00857

Преемником еп. Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) — «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в миссию в 1855 г. по окончании Тобольской духовной семинарии, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. 22 августа 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария Алтайской миссией руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. миссия вынуждена была противостоять распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев. К 1917 г. Алтайская духовная миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46729 чел. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Чулышманский мужской, Бийский Тихвинский женский (учрежден как община в 1897, с 1900 — монастырь) и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 чел. (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей — 971 мальчик и 363 девочки). Летом 1917 г. распоряжением Временного правительства школы были отобраны у миссии, после этого большинство школ прекратило свое существование, т.к. новая власть не смогла обеспечить их содержание. С установлением в 1920 г. на Алтае советской власти централизованное управление Алтайской миссией было нарушено, в 20-30-х гг. XX в. все миссионерские станы, монастыри, часовни и другие учреждения были закрыты.

http://patriarchia.ru/db/text/4226504.ht...

Фрески были выполнены специально к престольному празднику храма – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья. Софийский собор расписывала артель изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В. К. Курилова. Работы над росписью Софийского собора продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 квадратных метров. Фрески, выполненные по эскизам В. К. Курилова, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. Фигуры Христа, Божией Матери, апостолов и святых написаны в лучших традициях палехских мастеров. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золото – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане. По материалам: Вокруг Софийского собора, отстроенного в камне в 1864 году (когда Семиречье окончательно вошло в состав России, а Китай и Коканд от претензий на него отказались), постепенно стал образовываться монастырь, названный в честь Иверской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Активное участие в создании обители принимал епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе)... Иверско-Серафимовский монастырь официально открылся в декабре 1908 года. Из Москвы в благословение новой обители передали копию чудотворной Иверской иконы. Первой настоятельницей стала монахиня Нектария, приехавшая из Ставрополья. К началу революции в обители насчитывалось более 100 насельниц. С приходом большевиов многие из них пострадали. Первой жертвой стала инокиня Евдокия, расстрелянная большевиками 28 сентября 1918 года. Через три года монастырь закрыли, не успевших уехать сестер тоже расстреляли. Удивительным образом удалось спастись и дожить до наших дней монахине Магдалине (в миру Феоктисте Савельевне Халиной). Последняя сестра Иверско-Серафимовской обители прожила почти 106 лет и умерла в январе 1993 года. А через десять лет Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монастыря на месте разрушенного Софийского собора. Настоятельницей назначили игумению Любовь (Якушкину). Благодаря трудам новых насельниц и благотворителей монастырь стал возрождаться. Был построен храм во имя блаженной Матроны Московской, затем возвели новый Софийский собор, потом часовню преподобного Серафима Саровского и часовню над источником. Возвели жилой и административный корпуса, обнесли территорию оградой. 20 декабря 2008 года Иверско-Серафимовская обитель была открыта для верующих вновь. Сегодня это самый крупный православный монастырь в Алматы, занимающий территорию целого квартала, и один из самых важных духовных центров города, где ведется активная просветительская и благотворительная деятельность.

http://sobory.ru/article/?object=46640

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010