Смирнов Е. И. История Христианской Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. Соломин Ю. Нам нечего делить//Московский церковный вестник. 1991. Февраль. Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Т. 1–3. Джорданвиль, Нью-Йорк, 1987–1988. Сафронов В.Д. Путь к храму. Родники, 1998. Ставровский Е.С. История Шуйского Духовного училища (1816–1918). Иваново, 2000. Тихомиров А.Н. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996. Тихонова пустынь и Лухский край. 1498–1998. Иваново, 1998. Торжества на Костромской земле//Благовест. Кострома. 1999. 7 (49). Троеглазов В.В. Помощь православной церкви – долг светской власти//Ивановский епархиальный вестник. 1998. Декабрь. Трубачев С. Воспоминания об отце//Слово утешения. 1996. Февраль. Тюремная миссия//Ивановский епархиальный вестник. 1998. Июнь. Тюрин Ю. Копье и крест. М., 1992. 1 .               Федотов А.А. Святые земли Ивановской. Решма, 1997 2 .               Федотов А.А. История Ивановской епархии. Иваново, 1998 3 .               Федотов А.А. Архипастырь. Иваново, 1998 4 .               Федотов А. А. Ивановск ая епархия Русской Православной Церкви в 1948– 1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с госу­дарствам. Часть I. Иваново, 1999 5 .               Федотов А. А. Ивановск ая епархия Русской Православной Церкви в 1918– 1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государ­ствам. Часть П. Иваново, 1999 6 .               Федотов А. А. Ивановск ая епархия Русской Православной Церкви в 1918– 1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с госу­дарством. Приложения. Иваново, 1999 7 .               Федотов А. А. Ивановск ая епархия Русской Православной Церкви в 1918– (1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с госу­дарством. Издание второе, исправленное. Иваново, 1999 8 .               Федотов А.А. Архипастыри земли Ивановской. Церковно-исторические сочи­нения. Иваново, 2000 9 .               Федотов А. А. Ивановск ая, Владимирская и Костромская епархии Русской Православной Церкви в 1917–1990-е годы. Иваново, 2000

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дунилове Шуйского р-на. В 1995 г. в епархии было 4 действующих мон-ря, в 1998 г.- 10, в 2008 г.- 11. Летом 1993 г. в Свято-Введенский жен. мон-рь были перенесены мощи Кинешемского еп. св. Василия (Преображенского) и блж. Алексия († 1937). В авг. того же года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил их местное почитание. Святейший Патриарх Алексий II находился в Ивановской епархии с визитом 18-21 авг. 1993 г. Надвратная Преображенская ц. (1813) Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Фотография. 2007 г. Надвратная Преображенская ц. (1813) Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Фотография. 2007 г. В 1996 г. в Иванове открылись епархиальные пастырско-богословские курсы. В 1999 г. они были преобразованы в Ивановское ДУ, 17 июля 2002 г.- в Иваново-Вознесенскую ДС с 5-летним сроком обучения. В честь Московского свт. Алексия семинарии присвоено именование «Свято-Алексиевская». 6 окт. 2004 г. состоялось освящение семинарского храма в честь Собора Ивановских святых (празд. Собору под 7(20) июня установлено в 2000, приурочено к условному дню образования Иваново-Вознесенского викариатства - дате создания Иваново-Вознесенской губ. (20 июня 1918)). В 2001 г. при Ивановском ДУ был открыт Научный центр по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России. В 90-х гг. ХХ в. началась издательская деятельность в епархии: с 1998 г. выходят ежемесячная газ. «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартальный «Журнал Ивановской епархии» и ежегодный «Богословский сборник Ивановской епархии», с 2002 г. издается «Церковно-исторический ежегодник». На рубеже 80-х и 90-х гг. в епархии возродилась традиция проведения крестных ходов. 9 июля 1989 г. в Приволжске состоялся 1-й в области за много десятилетий крестный ход по центральным улицам города. 8 окт. 1992 г. прошел 1-й общегородской крестный ход в Иванове, приуроченный к 600-летию преставления прп. Сергия Радонежского. Решением Свящ. Синода от 13 марта 2002 г. епархии усвоено название Иваново-Вознесенская и Кинешемская, ЕУ неоднократно ставило вопрос о возвращении центру области исторического названия - Иваново-Вознесенск.

http://pravenc.ru/text/200499.html

4. Образовать в административных границах Борисовского, Грайворонского, Губкинского, Краснояружского, Ивнянского, Прохоровского, Ракитянского и Яковлевского районов Белгородской области, – Губкинскую епархию, выделив ее из состава Белгородской епархии. 5. Епархиальному архиерею Губкинской епархии иметь титул " Губкинский и Грайворонский " . 6. Епископом Губкинским и Грайворонским избрать игумена Софрония (Китаева), клирика Белгородской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Софрония (Китаева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в пределах Белгородской области Белгородскую митрополию, включающую в себя Белгородскую, Валуйскую и Губкинскую епархии. 8. Главой Белгородской митрополии назначить Преосвященного Белгородского и Старооскольского Иоанна. ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа с предложением образовать две новые епархии в Ивановской области. Справка: Епископ Иосиф обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: " Архиерейским Собором 2011 года приняты ключевые решения об активизации приходской жизни, молодежной, социальной и духовно-просветительской работы. Их воплощение в жизнь требует пересмотра существующих принципов взаимодействия епархиального архиерея с приходами епархии, его внимания к каждому храму и деятельности каждого священнослужителя. Однако существующие на настоящий момент размеры Иваново-Вознесенской епархии становятся значимым препятствием для полноценной реализации соборных решений. Иваново-Вознесенская епархия занимает почти 22 тысячи квадратных километров, на которых проживает более 1 миллиона населения. На территории епархии существует значительное количество удаленных населенных пунктов, в которых приходская жизнь только начинает развиваться. В связи с вышеизложенным почтительнейше ходатайствую перед Вашим Святейшеством о выделении из состава Иваново-Вознесеснкой и Кинешемской епархии двух епархий " .

http://religare.ru/2_94998.html

В 20-х гг. во Владимире с целью борьбы с религией власти проводили диспуты на религ. темы. С апологией веры на диспутах активно выступал клирик Успенского собора иером. Серафим (Якубович), проповеди к-рого в соборе в 1919-1920 гг. пользовались большой популярностью. На 1928-1929 гг. пришлась 2-я волна активных гонений на Церковь. В февр. 1929 г. на места поступила директива за подписью секретаря ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича, курировавшего Ивановскую промышленную обл., «О мерах по усилению антирелигиозной работы», в к-рой духовенство было объявлено политическим противником партии большевиков. В февр. 1928 г. во Владимире прошел 2-й губ. съезд «Союза воинствующих безбожников» , насчитывавшего во Владимирском крае 106 ячеек с 1935 членами. Участники съезда говорили о том, что их усилия не имели в губернии должного успеха: жители древних центров Владимира, Мурома, Суздаля оказывали противодействие насаждению атеизма. К 28 дек. 1928 г.- дню открытия 3-го губ. съезда «воинствующих безбожников» - число ячеек Союза было увеличено до 240, число участников - до 6 тыс. чел. В кон. 20-х гг. во Владимирском крае шло массовое закрытие приходов. В 1928-1929 гг. в местной прессе публиковались резолюции собраний трудовых коллективов о закрытии храмов, сносе церквей или приспособлении их под жилье, столовые или клубы. Зачастую власти сначала обвиняли церковные общины в небрежном отношении к храмовым зданиям и имуществу, а после расторжения договора с общиной принимали решение о сносе храма. За лето 1928 г. в бывш. Владимирской губ. было закрыто 20 церквей, в 1918-1940 гг.- 330 храмов. После издания 16 дек. 1929 г. секретариатом ВЦИК постановления «Об урегулировании колокольного звона в церквах» во Владимирском крае началась активная «антиколокольная кампания». Территория В. е. в эти годы изменялась в соответствии с изменением административно-территориального деления края. 21 сент. 1917 г. из Владимирской губ. в Московскую были переданы с. Орехово и мест. Никольское Покровского у.; в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. были включены Шуйский у., отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в связи с чем было учреждено Иваново-Вознесенское вик-ство В. е., в 1920 г. преобразованное в Ивановскую епархию , к к-рой в 1921 г. из В. е. перешла сев. часть Вязниковского у. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губ. отошла Московской и Нижегородской губерниям. 14 янв. 1929 г. образовалась Ивановская промышленная обл., состоявшая из бывших Иваново-Вознесенской, Владимирской и Костромской губерний. 14 авг. 1944 г. была создана Владимирская обл. (в совр. границах). 2-я пол. 40-х - кон. 80-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/154964.html

К ней принадлежали только три города: кафедральный Суздаль, титульный Юрьев-Повольский и Шуя, с уездами. В Суздальском уезде было знаменитое село Иваново с Покровским монастырем, против Вознесенского посада, ныне без уездный фабричный город Владимирской губернии Иваново-Вознесенск, имеющий более 150 фабрик, большей частью хлопчатобумажных, и слобода Холуй с Троицким девичьим монастырем при приходской церкви – ныне Вязниковского уезда – центр иконописи, так называемой Суздальской живописи. 207 Суздальские владыки всегда занимали сравнительно скромное положение. Даже в 1682 г., когда почти все русские архиереи старых епархий получили титулы митрополитов, только три из них – Коломенский, Вологодский и Суздальский оставались с титулами архиепископов. Вполне понятно, что они не могли своим иерархическим авторитетом повлиять на увеличение своей епархии на счет соседней. Небольшая по составу городов и пространству Суздальская епархия, как центральная, была очень густо населена, имея до 500 приходских храмов и 40 монастырей с пустынями. 208 Замечательно, что из Суздальских епархиальных монастырей большая половина была женских (21), главным образом при приходских церквах. В самом городе Суздале к началу 40-х годов XVIII в. сохранилось 7 монастырей, в числе их богатые и исторические монастыри – мужской Спасо-Евфимиев и женский Покровский – оба при р. Каменке; в уезде выдающейся пустынью была мужская – Залотниковская, в которой в 30-х годах XVIII столетия было 6 церквей. 209 XIX Бывшая Патриаршая Область, граничившая почти со всеми великорусскими епархиями в конце XVII в., оставалась такой же и в начале XVIII в. Мы уже знаем, каков был общий состав её городов в 1710 году. Те же города и десятины оставались в ней и при втором разделении России на губернии, в 1719 году и позже. По обширности территории, числу церквей и монастырей в сравнение с ней, по-прежнему, не могла идти ни одна из великорусских епархии: в 1690 г. в ней насчитывалось 3954 данных церкви, а к началу 20-х годов XVIII в. их было уже 4437. 210 Определить точно количество монастырей бывшей Патриаршей Области в самом начале XVIII в. у нас нет достаточных данных, но несомненно число их было очень значительно. В 1736 году в Синодальной, бывшей Патриаршей, Области насчитывалось 205 мужских и 59 женских монастырей, всего 264 монастыря и 4832 церкви. 211

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Неоднозначной была деятельность митр. Антония (Кротевича) , управлявшего Ивановской епархией в 1964-1966 гг. По его инициативе городским властям Иванова было передано здание ЕУ с домовым храмом. Митр. Антоний отдал распоряжение сжечь епархиальный архив и б-ку, часть книг последней (ок. 600 томов) была передана в б-ки Иванова. Правящий архиерей провел ряд перемещений священнослужителей, многие были отправлены за штат и запрещены в священнослужении, в 1964 г. митр. Антоний упразднил должность благочинных с целью усиления личного контроля над духовенством. Но в то же время архиерей принял значительные меры к укреплению церковной дисциплины. 18 февр. 1966 г. в епархию прибыл новый еп. Поликарп (Приймак) , менее инициативный, чем его предшественник. Мягкий в общении с духовенством и мирянами, он допустил ослабление церковной дисциплины. 30 июля 1968 г. еп. Поликарпа сменил на Ивановской кафедре архиеп. Феодосий (Погорский) . В отличие от своих непосредственных предшественников он часто посещал приходы епархии. При нем возобновилась деятельность благочинных, значительные средства были направлены на ремонтно-реставрационные работы: в 1968 г. были отремонтированы 17 храмов, в 1969 г.- 29, в 1970 г.- 18 храмов. К 1 янв. 1971 г. в клире Ивановской епархии состояли 57 священников, 10 диаконов и 21 псаломщик (Там же. Д. 304. Л. 106). К 1 янв. 1976 г. число клириков уменьшилось и составило 54 священника, 6 диаконов и 16 псаломщиков (Там же. Д. 882. Л. 93). К 1 янв. 1988 г. в клире епархии состояли 61 священник, 20 диаконов и 9 псаломщиков (Там же. Д. 3795. Л. 48). В 50-70-х гг. большим почитанием верующих пользовался архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич) , с 1955 г. являвшийся настоятелем Михаило-Архангельской ц. в с. Михайловском (Фурмановский р-н). В храм к архим. Леонтию приезжали не только из Ивановской, но и из соседних епархий. 1988-2009 гг. В 1988 г. в Ивановской епархии, как и в др. епархиях Русской Церкви, начался процесс возрождения церковной жизни. В позитивных переменах, происшедших в епархии, большая заслуга Иваново-Вознесенского и Кинешемского архиеп.

http://pravenc.ru/text/200499.html

Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, Д. Ю. Кривцов, Э. П. Р. Горьковская епархия в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. В мае 1941 г. местные власти утвердили инспирированное ими «ходатайство» граждан о закрытии последней в Горьком и в области Троицкой ц. в пос. Высоково Ждановского р-на. Прот. Александр Архангельский, возглавлявший общины закрытых Новокладбищенского Покровского и Высоковского Троицкого храмов, направил жалобу в Президиум Верховного Совета СССР, после вмешательства к-рого Троицкая ц. была открыта в авг. 1941 г. Горьковская кафедра была замещена между 16 дек. 1941 и 10 янв. 1942 г., т. к. с этого времени в документах Синода архиеп. бывш. Можайский Сергий (Гришин) стал упоминаться как архиепископ Горьковский и Арзамасский. По-видимому, тогда же архиеп. Сергию было вверено временное управление Ивановской епархией (см. ст. Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия ). Статус кафедрального храма получила Высоковская Троицкая ц. Из-за налетов нем. авиации богослужения в ней неоднократно прерывались. После одной из бомбардировок церковь была серьезно повреждена. По этой причине для богослужений, а также для размещения архиеп. Сергия и ЕУ в марте 1942 г. была открыта ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Выездном Арзамасского р-на. В 1942-1944 гг. она имела статус 2-го кафедрального собора епархии. 20 мая 1942 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен на Харьковскую кафедру, 28 мая на Горьковскую кафедру определен Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) . Однако из-за неудачной попытки Красной Армии освободить Харьков в ходе Харьковской операции архиеп. Сергий не смог занять эту кафедру. 13 июля 1942 г. определения от 20 и 28 мая были отменены, архиеп. Сергий остался на Горьковской кафедре, архиеп. Андрей - на Саратовской. 8 марта 1943 г. управление Ивановской епархией перешло от архиеп. Сергия к Ярославскому архиеп. Иоанну (Соколову ; впосл. митрополит). 24 авг. 1942 г. архиеп. Сергий вместе с прот. А. Архангельским впервые оформил перечисление средств от епархии и прихода с. Выездного в Фонд обороны.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Были “распределены портфели”: 1. Председатель Управления – епископ Леонид, 2. Заместители председателя – Введенский и Красницкий, 3. Члены ВЦУ – Калиновский и Белков (в августе Калиновский вышел из ВЦУ, снял с себя сан и стал профессиональным антирелигиозником). На другой день Патриарх был переведен в Донской монастырь, а новое Управление обстроилось в Троицком подворье. ВЦУ возглавил архиеп. Антонин (Грановский). Не без сильного давления советской власти к обновленцам примкнул ряд епископов: Иваново-вознесенский Иерофей, Тульский Виталий (будущий обновленческий Первоиерарх). Но беспокоила обновленцев мощная Петроградская епархия. Введенский, откомандированный в Петроград, явился 25 мая к митроп. Вениамину и показал ему удостоверение ВЦУ о том, что он является полномочным членом ВЦУ по делам Петроградской епархии. Митроп. Вениамин обратился к петроградской пастве с посланием (28 мая), в котором сообщал о появлении в Церкви узурпаторов власти, которые “ставят себя в положение отпавших от общения со святой Церковью, доколе не принесут покаяния перед своим епископом. Таковому отлучению подлежат и все присоединяющиеся к ним”. Таким образом, митроп. Вениамин отлучает Введенского и иже с ним от Церкви. Призвав самочинников к покаянию и предупредив епархию об угрожающей опасности, митроп. Вениамин призвал, в случае прекращения деятельности подлинного Высшего Церковного Управления, перейти к самоуправлению епархий. “По учению Церкви, – гласило послание, – епархия, почему-либо лишенная возможности получить распоряжение от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом. Епархиальный епископ есть глава епархии. Епархия должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним. “Кто не с епископом, тот не в Церкви”, – говорит мужеапостольный Игнатий Богоносец ...”. На следующий день его арестовывают. При аресте присутствовал и Введенский, явившийся принимать канцелярию митрополита. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил викарный епископ Ямбургский Алексий (Симанский, будущий патриарх). Тотчас после вступления в должность, епископ Алексий был вызван в ГПУ и ему был предъявлен ультиматум: либо трое отлученных священников будут восстановлены в своих правах, либо митрополит будет расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия: Протоиерея Петра Гайдука освободить от должности клирика Аргентинско-Южноамериканской епархии и направить в распоряжение епископа Майкопского и Адыгейского Тихона. Корсунская епархия: Диакона Максима Политова, командированного клирика ставропигиального прихода Всех святых в городе Страсбурге, Франция, направить в клир Корсунской епархии в распоряжение епископа Корсунского Нестора.   ЖУРНАЛ 168 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об освобождении от должности игуменов (настоятелей и наместников) монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия назначить иеромонаха Руфина (Баранникова) на должность наместника (игумена) Свято-Троицкого мужского монастыря села Большое Чуфарово Ромодановского района Республики Мордовия. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия освободить игумена Варфоломея (Сибирякова) от должности наместника (игумена) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря города Перми. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла освободить епископа Игнатия (Депутатова) от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла освободить епископа Дионисия (Порубая) от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.   ЖУРНАЛ 169 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященных митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия об утверждении их в должности настоятелей особо значимых обителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1909398...

Так, наконец, был начат выпуск периодических епархиальных изданий: ежемесячной газеты «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартального «Журнала Ивановской епархии», ежегодного «Богословского сборника Ивановской епархии». Собственный журнал с 1997 года начал выпускать Свято – Благовещенский приход г. Кохмы, газету «Инок» с 1998 года – Успенско-Казанский мужской монастырь села Кузнецово. Решение о начале выпуска с 1999 года своих периодических изданий приняли Вознесенский приход г. Фурманова, приход св. благоверного князя Александра Невского г. Кинешмы, а также некоторые другие православные религиозные организации Ивановской области 387 . В Костромской епархии издательская деятельность началась значительно раньше, чем в Ивановской, православная газета «Благовест» стала выходить в ней с 1990 года 388 . Это было одно из первых периодических церковных печатных изданий выпускаемых в провинциальной России. К настоящему времени вышло уже свыше 50 номеров этой газеты. Выходят книги, брошюры, буклеты, периодика, например, православная газета «Нерехта». Костромская епархия имеет собственную телестудию «Преображенье» 389 . Хорошо налажена издательская деятельность и во Владимирской епархии. Регулярно выходят православные периодические издания: «Православная газета для простых людей», «Православный Суздаль», начал выходить информационный бюллетень «Владимирская епархия» 390 . В целом же, за период своего существования, издательский отдел Владимирской епархии реализовал несколько полиграфических проектов – от отдельных изданий до тематических вкладок в областных общественно – политических газетах 391 . Открываются практически во всех епархиях и библиотеки православной литературы. Первая общедоступная библиотека православной литературы в Ивановской епархии была открыта в 1993 году при Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Сначала она была совсем небольшой, но, к концу 1992 года, в ней насчитывалось уже 3000 книг и свыше 400 читателей. Примерно к этому же времени библиотека Преображенского собора стала выполнять функции общеепархиальной библиотеки и методического центра для других православных библиотек епархии, которых к концу 1998 года в епархии имелось свыше 30 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010