Всеобщий злоумышленник неожиданно стал благодетелем вселенной. Облагодетельствовал вселенную обольщённый, совершивший обман, полезный миру, победу над своей собственной тиранией. Как бросивший камень в скалу не разрушит скалу, но разобьёт камень, так и дьявол , бросив в Моё тело смерть, как камень, не подверг тлению Моё тело, ибо «не даси Святому Твоему видети нетление» – но преломил собственное жало, будучи не в состоянии вынести силы отбоя» (99, 92–100, 15). «Итак, никто пусть не обвиняет Меня в боязни по незнанию и не приписывает Божеству слова уничижения, ибо, говорит пасый Израиля, наставляяй, яко овча, Иосифа – овча по домостроительству плоти: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен». Так как подстерегал Меня дьявол , желая похитить, как овцу, Мою плоть, боясь же, как пастуха, Божества, мало-помалу отступает и бежит, то скрываю, как пастух, Моё Божество, выдаю же, как овцу, плоть, чтобы, набравшись смелости, приступил, приступив же, похитил, похитив же, как овцу, Мою плоть, был уничтожен обоюдоострым мечом Духа» (100, 16–27). «Перестань, еретик, обвинять Меня в боязни и неведении. Ибо боюсь, чтобы показать непризрачность восприятия плоти; говорю: «душа Моя возмутися», чтобы вы научились, что не бездушное Я воспринял тело, как утверждает заблуждение Аполлинария. И не приписывай страсти плоти бесстрастному Слову, ибо Я Бог и человек: Бог, порукой чему – чудеса, человек, как свидетельствуют страсти. Если же Я Бог и человек, то скажи: кто страдал? Если Бог страдал, – говоришь хулу; если же страдала плоть, тогда почему приписываешь страсти тому, чему не приписываешь боязнь? Если страдает один, другой не испытывает боязни, и когда человек распинается, Бог не возмущается, и что страдала плоть, а Логос оставался бесстрастным, тому свидетель Исайя, который, в духе видя Меня истекающим кровью, спрашивает: «Почто червлены ризы Твоя?» Ризы Твоя, – говорит, – червлены, а не Ты. Ибо тело терпит раны, а слава Божества не терпит вреда. Свидетель также патриарх Иаков, говорящий обо Мне: «Истерет вином одежда Своя и кровию гроздию одеяния Своя» ( Быт. 49, 11 ). Какую одежду? – Тело. В какой крови? – Истекшей из ребра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Первым комиссаром семинарии с июля 1803 г. определен был крестовой диакон Иаков Распопов, но он удержался в этой должности весьма не долго. Ибо уже чрез шесть дней после своего вступления в оную замечен был в нетрезвости и неисправности; посему семинарское правление в ноябре того же года докладывало преосвященному, что Распопов не в силах исправлять свою должность. Резолюцией преосвященного предписано было: «исправлять комиссарскую должность эконому архиерейского дома игумену Никандру и представлять о всем семинарскому правлению». Игумен Никандр уволен был от комиссарства по собственному прошению в август 1806 года. После него комиссары сменялись весьма часто: Вот их перечень до 1818 г.: 1806–1807 Григорий Дерябин; 1807–1808 иеромонах Лаврентий; 1808 Яков Коровин, Евстигний Сапожников и снова игумен Никандр; 1808–1810 игумен Никандр; 1810–1811 иеромонах Иннокентий (Коровин); 1811–1814 священник Гавриил Арефьев (иеромонах Геннадий), диакон Иустин, диакон Кобелев; 1814–1817 Василий Максимов; 1817–1818 диакон Петр Васильев и иерей Георгий Калашников. Последний, будучи казначеем архиерейского дома, определен вместе и комиссаром семинарским с жалованьем по последней должности 100 рублей. По преобразовании семинарии он был определен экономом. Эта частая смена комиссаров была между прочим причиной разных неисправностей по экономической части, о которых мы теперь и скажем. Беспорядки и неисправности эти были, впрочем, двоякого рода. Одни действительно зависели от комиссаров, в других же было виновато семинарское правление. Скажем сначала о последних. Из инструкции комиссару видно, что он был только исполнителем распоряжений семинарского правления, главное же заведывание всеми семинарскими суммами, распоряжение ими и отчетность в них лежала на членах семинарского правления, – но эта-то последняя часть и была постоянно не исправно. В 1804 г. префект Василий Квашнин был уволен от префектовской должности, а главой семинарского правления и семинарии сделан был игумен Гавриил. Квашнин, как кажется, вел отчетность по экономии исправно, потому что за время его управления не видно никаких напоминаний, подтверждений, и вообще признаков какой-либо неисправности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Многие из латинских западных летописцев также говорят – одни о комете и последовавшем землетрясении, другие об одной комете, относя ее появление к августу 989 года. У Ромуальда Салернского под 990 (989 г.) описывается как самая комета, и притом в выражениях, напоминающих описание Льва Диакона и Асохика, так и бедствия, последовавшие за нею от землетрясения в южной Италии, в Беневенте и Капуе 123 . У Льва Остийского, без прямого означения года, но с означением 25-го октября, еще подробнее говорится о землетрясении, разрушившем многие дома, заставившем звонить колокола в Капуе, низвергшем замок и 15 башен в Беневенте, и т. д. 124 . У Титмара Мерзебургского говорится о появлении в 989 году кометы, которая предвещала большой вред и заразу. Это повторяется в анналах Кведлинбургских, у анналиста Саксонского, которые прибавляют, что за кометою последовал большой мор на людей и на животных, особенно на быков 125 . На этот мор есть указание и в словах Льва Диакона, следующих непосредственно за рассказом о восстановлении храма св. Софии. – В анналах города Дижона записано, что: «в месяце августе, в час вечерний, видимы были кометы на западе» 126 и т. д. Откуда произошла ошибка в греческих хронографах относительно землетрясения 989 года, мы не знаем; да едва ли и нужно искать для этого особых объяснений, когда мы видим, что они ошибаются даже в числе лет правления Цимисхия и даже в дне и месяце получения Василием II самодержавной власти 127 . Но мы думаем, что эта ошибка заслуживает внимания русских исследователей. Она имеет двоякое значение для критики русского летописного рассказа о крещении Владимира: 1) Если бы в самом деле Софийский храм был разрушен землетрясением в 986 году, то мы имели бы право спрашивать, каким образом это осталось не замеченным для русского посольства, ходившего в Царьград, по летописи, именно вскоре после того, в 987 году? Разумеется, эго умолчание было бы новым доказательством несовременности событиям и позднего происхождения русской повести, на что, впрочем, и без того мы уж имеем много доказательств. 2) Нельзя ли скорее высказать такую догадку, что неправильное построение нашей повести о крещении Владимира, обнаруживающееся всего резче в хронологической перестановке взятия Корсуня Русскими, находится в какой-либо связи с ошибочным указанием Византийцев о землетрясении? Предположим, что в каком-нибудь византийском памятнике, для нас потерянном, но доступном для русского писателя XII века, не только землетрясение, но и знамение, предвещавшее взятие Корсуня Владимиром, вследствие одной и той же ошибки было отнесено на три года ранее, чем следует, – и мы будем иметь совершенно удовлетворительное объяснение для происхождения ошибки, которой избежал мних Иаков со своим бесхитростным, туземным летосчислением. Во всяком случае, пусть это будет гипотезой, ожидающей подтверждения или опровержения от дальнейших исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В Библиях бедных сошествие Иисуса Христа во ад и поражение ада сопоставляется с Сампсоном, растерзывающим льва, и Давидом, поражающим Голиафа. Вокруг размещены: патр. Иаков ( Быт. 49:9 : «от леторосли (=для добычи), сын мой, возшел еси»), Давид ( Пс. 106:16 : «сокруши врата медная…»), Захария ( Зах. 9 : 11: «в крови завета твоего испустил еси узники твоя») и, по-видимому, прор. Даниил, без надписи в свитке 2671 . Беато Анжелико во фреске верхней галереи Св. Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество и прелесть художественного стиля с древней основой композиции. Иисус Христос в ореоле, со знаменем в руке. Он берет за руку Адама, одетого в белые одежды; возле Адама – группа праведников. Под ногами Иисуса Христа дверь ада с железными петлями, а под ней сатана. Налево – два демона с ужасом смотрят на Иисуса Христа. Далее его в переработке старой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери 2672 . Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. В pendant к этой группе помещена на правой стороне другая: Богоматерь на коленях с молитвенно сложенными руками; за ней арх. Гавриил. Над первой группой надпись: «a femina mors»; над второй: «a femina redemptio». Ева – виновница грехопадения, Богоматерь – орудие искупления; Гавриил – первый вестник искупления. Таким образом, художник воспользовался композицией сошествия во ад для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении. О явлениях профанации сюжета, как, например, на картине Bronzino Angelo (XVI в.) в галерее Уффици 1271, где масса обнаженных тел производит очень странное впечатление, говорить не будем. Воскресение Иисуса Христа в западных памятниках начиная с XII в. изображается в виде выхода Иисуса Христа из гроба. В древнейших памятниках формы чрезвычайно тяжелы, даже грубы: Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руках (нац. библ. lat. 11560), иногда Он в терновом венке, выставляет одну ногу из гроба fr. 966); коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего 167); Иисус Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража (в музее Клюни барельеф XIV в. 509; то же 508 и 516); ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены (ковер XV-XVI вв. в лувр. музее 577; ср. карт. Мемлинга там же, 699); ангел поражает мечом стражей (карт. Тинторетто в Питти 264). Помимо тяжеловатости форм, изображения этого рода не удовлетворяют и требованию исторической истины. Миниатюристы Библий бедных, удерживая основу – выход Иисуса Христа из гроба, – ставят рядом с ним изображения Ионы, изрыгаемого морским зверем, и Сампсона, несущего врата на плечах 2673 ; но гравер-итальянец в 5 bis представил Иисуса Христа стоящим возле гроба со знаменем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Но самое высшее достоинство благотворительности состоит в том, что она привлекает благоволение Божие и ведет к небесному блаженству. Обыкновенным следствием пресыщения богатством бывает равнодушие ко всему, притупление всех чувств: развивается внутреннее недовольство при видимом изобилии, ощущается душевная пустота при внешнем богатстве. Наконец, приближается последний час жизни, от которого нельзя откупиться никакими сокровищами мира, и немилосердый богач слышит эти грозные слова: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? ( Лук. 12, 20 ) Бедные богачи! Теперь только вы начинаете сознавать, что вы находились в заблуждении; теперь только вы можете понимать, что богатство, без милости Божией, послужило для вас источником этого тяжкого и мучительного состояния и непременно приведет вас к вечным мучениям ( Иаков. 5, 2 ). Один теперь для вас исход, – это благотворительность с верой в милосердие и долготерпение Божие. Воспользуйтесь остат-ками своей жизни и своих чувств и умоляйте Бога, чтобы Он помог вам извлечь спасение из того самого богатства, которое неминуемо вело вас к погибели. Вы потеряли спокойствие духа, когда употребляли свои сокровища на одних себя: вы найдете его, когда станете расточать их на богоугодные дела. Вы отвратили от себя лицо Божие своим отвращением от нищих: обратите теперь на них все свое внимание и возвратите четверицею тем, кого обидели своим корыстолюбием, – тогда к вам отнесутся эти утешительные слова: днесь спасение дому сему бысть ( Лук. 19, 9 ); -тогда и к вам обратится лицо Божие. Верно и непреложно обещание Господа: блажении милостивии, яко тии помиловани будут ( Матф. 5, 7 ). Но если и эта, почти вынужденная, благотворительность преклоняет Господа на милость, то что же сказать о благотворительности доброхотной, совершаемой во все продолжение жизни, взирающей на бедных, как на меньших братий Господа нашего Иисуса Христа? Она заслуживает полную любовь и благоволение Господа: доброхотна дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7); мало того – она уподобляет благотворителей Самому Отцу небесному, Который благ ко всем ( Лук. 6, 35 ). Подобные благотворители с дерзновением возносят свои молитвы к Богу, без смущения взирают на небо и благодушно встречают час смертный. Будущность им не страшна; туда переданы их сокровища через посредство нищих: милуяй нища взаим дает Богови ( Притч. 19, 17 ). В загробной жизни их ожидает полная награда за все те благотворения, которыми они на земле благо-угождали Господу ( Евр. 13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

II). перед нами Страшный суд во всем его трагическом величии: вверху Судья мира на возвышенном престоле, с предстоящими – Богоматерью и И. Предтечей. По сторонам Его сидят на 12 престолах 12 апостолов, с раскрытыми книгами в руках, а позади них небесное воинство в виде дориносящих ангелов. Ниже – престол с книгой и восьмиконечным крестом, это «Уготование престола» суда или «τοιμασια το ϑρνου». Под престолом – облака и из них выступает рука, держащая праведные весы; в руке находятся праведные души в виде маленьких человечков («праведных души в руце Божия»). Возле этимасии – Адам и Ева в молитвенных позах; тут же, одесную Христа Судии, группа праведников – лиц разного звания – царей, иерархов, князей..., к которым относятся жест Судии «придите благословенные Отца Моего». По другую сторону грешники и во главе их группа евреев, которым Моисей указует распятого И. Христа; к ним относится жест Судии «идите от Мене»... Возле весов стоит праведная душа: ангел полагает на чашку весов белый платочек – эмблема чистоты; дьявол тщетно силится перетянуть на свою сторону другую чашку весов. Ниже изображен змей, на котором расположены мытарства; еще ниже – олицетворения четырех царств; вавилонского, персидского, римского и антихристова в виде четырех зверей; здесь же ангел показывает прор. Даниилу грядущие события. Ангелы трубят, призывая людей на суд, и по звуку этих труб встают мертвые из земли и со дна моря. одесную Судии – рай, ошуюю – ад. Рай имеет форму вертограда, где сидят на тронах Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников «на лоне». Ап. Петр с ключом в руках подводит группу праведников к райским дверям. Дальнейшее развитие картины рая; праведники – в монашеских костюмах, с крыльями, взлетают на небо, где их встречает ангел. На небе, в раю – Богоматерь на троне с Младенцем, среди двух ангелов, и возле неё за столом, скудно сервированным, сидят праведники. В смысле художественном картина рая не имеет строгого единства и цельности. Но и задача художника заключалась не в этом; он имел в виду цели дидактические и требования художественной композиции подчинял высшей цели нравственного назидания и верности историческому преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Всеобщий злоумышленник неожиданно стал благодетелем вселенной. Облагодетельствовал вселенную обольщенный, совершивший обман, полезный миру, победу над своей собственной тиранией. Как бросивший камень в скалу не разрушит скалу, но разобьет камень, так и диавол, бросив в Мое тело смерть, как камень, не подверг тлению Мое тело, ибо “не даси Святому Твоему видети нетление”, но преломил собственное жало, будучи не в состоянии вынести силы отбоя» 864 . «Итак, никто пусть не обвиняет Меня в боязни по незнанию и не приписывает Божеству слова уничижения, ибо, говорит пасый Израиля, наставляяй, яко овча, Иосифа – овча по домостроительству плоти: “Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен”. Так как подстерегал Меня диавол, желая похитить, как овцу, Мою плоть, боясь же, как пастуха, Божества, мало-помалу отступает и бежит, то скрываю, как пастух, Мое Божество, выдаю же, как овцу, плоть, чтобы, набравшись смелости, приступил, приступив же, похитил, похитив же, как овцу, Мою плоть, был уничтожен обоюдоострым мечом Духа» 865 . «Перестань, еретик, обвинять Меня в боязни и неведении. Ибо боюсь, чтобы показать непризрачность восприятия плоти; говорю: “Душа Моя возмутися”, чтобы вы научились, что не бездушное Я восприял тело, как утверждает заблуждение Аполлинария. И не приписывай страсти плоти бесстрастному Слову, ибо Я Бог и человек: Бог, порукой чему чудеса, человек, как свидетельствуют страсти. Если же Я Бог и человек, то скажи: кто страдал? Если Бог страдал – говоришь хулу; если же страдала плоть, тогда почему приписываешь страсти тому, чему не приписываешь боязнь? Если страдает один, другой не испытывает боязни, и когда человек распинается, Бог не возмущается, и что страдала плоть, а Логос оставался бесстрастным, тому свидетель Исаия, который, в духе видя Меня истекающим кровью, спрашивает: “Почто червлены ризы Твоя?” Ризы Твоя, говорит, червлены, а не Ты. Ибо тело терпит раны, а слава Божества не терпит вреда. Свидетель также патриарх Иаков, говорящий обо Мне: “Истерет вином одежда Своя и кровию гроздию одеяния Своя” ( Быт. 49:11 ). Какую одежду? Тело. В какой крови? Истекшей из ребра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Действительно, требование Иисуса Христа привести к Нему мужа обнаружило, что она не имеет законного мужа, что у ней было их пять – и желание Самарянки скрыть свой позор открыло в Иисусе Христе тайноведца, а в женщине пробудило желание узнать решение вопроса, который сильнее всего занимал умы Самарян – вопроса о месте поклонения Богу. Стих 20. Поклонение Богу – привязываемое Самарянами к горе Гаризин, на которой некогда стоял их храм, где когда-то Моисей повелел произносить благословения на народ Божий ( Втор.27:12 ), где Иаков неоднократно поклонялся, живя на поле, купленном у сынов Еммора ( Быт.33:20 ), где сам Авраам некогда поставил жертвенник Богу – это поклонение казалось им более правильным, чем Иудейское в Иерусалиме, где был поставлен храм Соломонов – произведение не древних отцов, а богатого Царя, даже не совсем благочестивого. Иисус Христос, оправдывая предпочтительно поклонение Иудеев в Иерусалиме уже тем, что даже Мессия должен прийти из народа Иудейского, а не Самарянского, и должен явиться в храме Иерусалимском, указывает Самарянке, что грядёт час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу не в Иерусалимском храме и не на какой-либо горе, а на всяком месте: потому что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно духом и истиною. Благословлять Господа душею, как учит Псалмопевец, должно на всяком месте владычествия Его ( Пс.102:22 ). Само это поклонение не должно быть привязано исключительно к каким-либо внешним условиям и обрядам, как у Иудеев, и не должно быть только одним наружным, но должно быть вместе и духовным – внутренним, и телесным – внешним: потому что человек состоит из тела и души, а следовательно и Бога должен прославлять телом и душёю, которые он получил от Бога ( 1Кор.6:20 ). Но при этом, как духовное – или внутреннее – поклонение должно сопровождаться внешними действиями, телесным поклонением – так и внешнее поклонение Богу должно выражать действительное духовное состояние и молитвенное настроение молящегося и вполне согласовываться с внутренним благоговейным настроением души, должно выражать это настроение, а не заменять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

(Вид «Божьего суда» для обличения вора) Греческий устав совершения его по рукописи XVII в., с кратким историческим очерком Недостаточность и нередкая безрезультатность обыкновенных мер и средств к обнаружению преступника из глубокой давности породили в человечестве верование в возможность достигнуть в подобном случае указания на виновника средствами, так сказать, сверхъестественными. При применении таких чрезвычайных средств предполагается, что преступник – совершенно ли ускользнувший от правосудия, или в точности не обнаруживаемый обыкновенными способами, доступными органам правосудия – или обязательно получит возмездие свыше, от Божества, или по крайней мере будет обнаружен Божеством. Так как здесь, как Фактору правосудия, исключительное значение усвояется Богу, то соответственно с этим и применение указываемых мер и средств или совокупность их издавна принято называть – «судом Божиим». В ряду поводов, особенно побуждавших прибегать к применению подобных средств, по всей вероятности, наиболее частыми были случаи воровства, как случаи – заурядные и в большинстве их сопровождающиеся неизвестностью совершителя преступного деяния. Вот почему, несомненно, у всех народов можно найти рекомендацию порою очень разнообразных, а по существу всегда граничащих с суеверием, средств к сверхъестественному открытию вора и украденного им. Рекомендовались, между прочим, такие средства, – и при том в очень разнообразном виде и даже в позднее время, – и у Греков, по отношению к которым собственно и имеет быть наша речь в настоящем случае. В изданных – отчасти г. А. Васильевым , отчасти нами – памятниках византийской письменности мы находим на этот раз целый ряд предписаний, рекомендующих довольно разнообразного характера чрезвычайные способы к открытию или наказанию вора, при бессилии для того установленных органов правосудия. В частности нам известны такие предписания: 1) (С надписанием – « Ες κλπτην») «Напиши на листке бумаги (сверх особой криптографической формулы) – «Авраам преследует тебя, Исаак достигает тебя, Иаков опережает тебя. Да будет путь его тьма и скользок» 1 . И напиши это наоборот и положи за дверь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

— А его, — спрашивают, — повесили или не повесили? — Нет, не повесили. — И он из тюрьмы не убежал? — Он и в тюрьме-то вовсе не был: он действовал законно. — Ну, так уж это, — отвечают, — даже и совсем не интересно. Отхожу и, как герой «Сентиментального путешествия» Стерна, говорю: — Нет, это положительно лучше во Франции, потому что там даже наших веневскнх баб, Авдотью и Марью, и тех увековечили и по сю пору шоколад с их изображением продают. И вот-с дела мои идут скверно: имение не продается, и я даже зазимовал в Петербурге. Глава восемьдесят шестая О рождестве меня навещает Фортунатов: радостный-прерадостный, веселый-превеселый. — На три дня, — говорит, — всего приехал, и то тебя разыскал. Пошли рассказы: губернатора уже нет. — Он очень мне надокучил, — говорит Фортунатов, — и, наконец, я его даванул в затылок, так что ему сразу больничку в губы продернули . Полетел, сердечный, кверху тормашками! Теперь посмотрю, каков будет новый. Только уж мне все равно: я по земству служу. Теперь в открытую играть буду. Генерал Перлов дошел, — говорит, — до обнищания, потому что все еще ходит в клуб спать (так как предводительского зятя опять выбрали старшиною). «Если, — говорит упрямый старик, — войны не будет и роман написать не сумею, то мирюсь с тем, что не миновать мне долговой тюрьмы». Дергальский отставлен и сидит в остроге за возмущение мещан против полицейского десятского, а пристав Васильев выпущен на свободу, питается акридами и медом, поднимался вместе с прокурором на небо по лестнице, которую видел во сне Иаков, и держал там дебаты о беззаконности наказаний, в чем и духи и прокурор пришли к полному соглашению; но как господину прокурору нужно получать жалованье, которое ему дается за обвинения, то он уверен, что о невменяемости с ним говорили или «легкие», или «шаловливые» духи, которых мнение не авторитетно, и потому он спокойно продолжает брать казенное жалованье, говорить о возмутительности вечных наказаний за гробом и подводить людей под возможно тяжкую кару на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010