Поучение о пастырстве духовных пастырей («Был томим днем от зноя, а ночью от стужи; и отходил сон от глаз моих» (Быт. 31:40)) Этим словам праведного Иакова, пастыря скота, да внемлют усердно все, кому вручена Богом паства овец словесных: архиереи, и иереи, и прочие духовные чиноначальники, пастыри душ человеческих и правители, и да вникают в них с рассмотрением. Если пасущий бессловесных животных претерпевал такой труд, «томимый днем от зноя, а ночью от стужи», не давая сна очам своим, то сколь несравненно больший труд и бодрость потребны пасущему человеческие души, за которые великий и добрый Пастырь наш Христос пролил Кровь Свою и положил на Крест душу Свою и которые Он принимает из рук пасущего с великим рассмотрением и испытанием! Не только труда, но и большого искусства требует дело пастырства. Подобно тому, как Иаков, искусный в пасении бессловесных овец, изобрел дивный способ размножения пестрых овец, полагая в корыта во время водопоя пред глазами овец пестрые жезлы, так и искусный пастырь овец словесных, чтобы умножить пасомых овец, должен предлагать им, как бы жезлы пестрые, образы добродетельной жизни из житий святых, а особенно пример своей собственной жизни, по наставлению апостола: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Итак, побеседуем здесь о том, каким подобает быть пастырю овец словесных. Увещевая некогда отступивших от Него людей израильских, чтобы они обратились к Нему, Господь Бог обещал дать им искусных пастырей. " Дам вам, – сказал Он, – пастырей по сердцу Моему, и упасут вас разумом и учением» ( Иер. 3:15 ). Внемлем, каких пастырей Бог желает видеть у словесных овец Своих: разумных и учительных. «И упасут вас, – говорит Он, – разумом и учением». Итак, прежде всего пастырю подобает быть разумным и учительным. Ибо как может он вразумить неразумного, если сам будет неразумен? Как научит невежду, если сам будет неучительным? Как может быть учительным, если сам не учен, не знает силы Святого Писания? Как наставит заблуждающегося, если сам не знает пути, куда идет? Разве может слепец вести правильным путем слепца? Не упадут ли, по слову Христа, оба в яму (см. Мф. 15:14 )? Поэтому пастырю, прежде всего, необходимо быть разумным и учительным, а не невеждой и неученым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Псалом 80 Должно с радостью воспевать Бога, избавившего израильский народ из рабства Египетского, как единого Бога народа, праведного Судию и всемогущего Заступника. 1. В конец, о точилех, псалом Асафу. Псалом, назначенный в конец – для исполнения во храме при богослужении, по содержанию относится ко времени точил, т. е. когда собирали обильный виноград и, по обыкновению, в тоже время клали его в точила и вытаптывали вино. Время это всегда было радостным (ср. Пс.8:1 ). В это-то время псалмопевец Асаф и призывает народ прославлять с радостью Бога, который вывел его из страны рабства в свою, еще праотцам обетованную и столь плодородную, землю. 2–3. Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю: примите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми. Наибольшую радость должно выражать и наилучшими средствами, – полнее и сильнее. А это выражается именно пением, при содействии всяких музыкальных орудий. К сему псалмопевец и призывает народ. – «Радостно пойте Богу, Помощнику нашему. Восклицайте – при пении – Богу Иакова, к потомству которого Господь так милостив». Возьмите псалом – для пения, чтобы слова псалма выражали причину радости народа и степень благодарности его Богу. Дайте тимпан – ударный инструмент, при восклицании усиливающий впечатление пения. Дайте псалтирь красный – прекрасный, сладкозвучный и гусли – струнный инструмент с сильными, но нежными звуками, – столь пригодный для выражения глубокой, задушевной радости, доходящей до умиления. 4–6. Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего, яко повеление Исраилеви есть, и судба Богу Иаковлю. Свидение в Иосифе положи , внегда изыти ему от земли Египетския, языка, его же не ведяше, услыша. Народ, с надеждою на Бога и при воспоминании Его благодеяний, должен радоваться так, как радуются в праздник. – Вострубите в новомесячие трубою, – как обыкновенно: в новомесячие или новолуние приносились особые жертвы, и при этом трубили в трубы, особенно – в новолуние седьмого или субботнего месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Память святого Иакова Боровицкого Память 23 октября Нам совершенно неизвестны ни место рождения сего блаженного и праведного Иакова, ни имена его родителей 6929 , – все сие скрыто от нас Божиим изволением, чтобы мы знали, что Божии святые ищут не земного, но небесного отечества, не земным своим родом хвалятся, но возвышаются своим сопребыванием с небесными ликами, – не телесным, но духовным своим Отцом, Вездесущим Богом, величаются. Мы знаем, что сей досточудный чудотворец, хотя и имел плотское рождение, но жизнь вел духовную, пламенея сердцем своим к Богу и усердно работая Господу; хотя и он был в вещественном теле, однако, своим невещественным умом беседовал и вместе жил со святыми ангелами; телом он обитал на земле, но умом своим, просвещенным Боговедением, он предстоял Богу, живущему на небесах; во всем постоянно он являл себя верным рабом Божиим, показывая пример терпения, смиренно перенося нужды, труды, непрестанно подвизаясь в бдении и посте. Когда окончилось странствование блаженного в сей временной, исполненной скорбей, жизни, его праведная душа, украшенная, как невеста, добродетелями, введена была ангелами Божиими в чертог Спасов, а честное тело его по христианскому обряду было положено в раку. В области великого Новгорода протекает река Мста 6930 , на которой находилось тогда селение Боровичи 6931 . Когда настало время прославиться святому, рака, в которой почивали мощи сего угодника, плывя, повелением Божиим, на льдине против течения вышеназванной реки – это было во вторник светлой недели – пристала около бурного и шумного порога Боровицкого 6932 к берегу недалеко от селения Боровичей. Жители этого селения, усомнившись, не приняли святых мощей великого угодника Божия, и крючьями, прикрепленными к веревкам, оттащили на середину реки. Но чудотворные мощи не оставили людей, оставивших их: снова они возвращаются к ним и снова пристают к тому самому месту, откуда их оттолкнули; но и тогда живущие там люди не могли заметить дивного чуда, что рака с мощами плыла против течения: они вторично ее отгоняют, и снова лишают себя Богоданного сокровища, отведя мощи обратно; не по злобе они то делали, но по невежеству, так как были грубы и не просвещены учением, поэтому и поступок этот был им прощен. Святые мощи в третий раз приплыли к берегу в том же самом месте. Тогда сам блаженный чудотворец явился во сне честным и благоговейным мужам и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру О чистоте сердца Бог, открывшись Давиду, говорит, что именно его сына Соломона сделает царем, что никогда престол в Иерусалиме не займет не потомок Давида. Конечно, Давид понимает, что это особое благословение, великая честь, ведь потомки Саула были истреблены, престол Саула был взят. А тут обещается не только что именно Соломон будет царем, но и что дети Соломона дальше и дальше будут править. Конечно, для любого царя, любого отца это великая радость. Но Давид услышал в этом большее. На самом деле, как известно, престол Давида не устоял вовеки, Иерусалим был разрушен, народ уведен в плен, а в последние годы Израильского, уже Иудейского царства кто только им не правил, каких только военачальников там не было… И тем не менее, Дух Святой засвидетельствовал, что престол Давида устоит во веки веков и потомок от чресл Давида будет править Израилем во веки веков. Значит, речь не об обычном человеке: ни один престол, ни один род царский не может существовать во веки веков. Это очевидно было и Давиду – более, чем кому-либо другому, ведь он действительно все сердце, всю свою душу, все упование возлагал на Бога и относился к Нему так же, как, например, патриарх Иаков: все мысли Иакова были о благословении, которое он хотел получить от отца любой ценой, чтобы Спаситель мира родился среди его потомков. Услышав это обещание, Давид понял, что речь идет не просто о наследовании его потомками царской власти, но что в его потомстве родится Мессия. Именно на основании этого свидетельства Бога царю Давиду пророчество о том, что Мессия будет сыном Давида, стало общим местом. Осознав, что именно плод от Соломона, рожденного от Вирсавии – женщины, которую он любит, но которая стала его при не очень радостных обстоятельствах, – будет благословлен, что именно тут родится Спаситель мира, Давид, от радости не зная, что сказать, говорит вещи необыкновенно проникновенные: «Это слишком по-человечески, Господи!».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/26

Вопрос: Кто был первым христианским епископом? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Св. апостол Иаков – первый предстоятель Иерусалимской церкви, матери христианских церквей. В Церковной истории Евсевия Памфила об этом рассказывается так: «Тогда же Иаков, называемый братом Господним (ибо он назывался сыном Иосифа; отцом Христа был тот же Иосиф, которому обручена была Дева, и прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого, как учит нас святое Евангелие), — вот этот самый Иаков, которому в древности дано было прозвище " Праведный " за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви. Климент в 6-й книге своих " Очерков " утверждает это и пишет так: " Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного " .  В 7 й книге того же произведения он говорит о нем следующее: " Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава " . Было же два Иакова: один — " Праведный " — сброшен с крыши и забит до смерти скалкой валяльщика, другому отрубили голову " . Этого " Праведного " упоминает и Павел: " Из апостолов я никого не видел, кроме Иакова, брата Господня " » (Кн.5.2-5). Начало его епископства исследователи относят 34 году. Он председательствовал на Иерусалимском соборе (около 48-50 гг.). Ап. Иакова посетил ап. Павел по прибытии в Иерусалим и рассказал о проповеди среди язычников (Деян.21:18-19).   Первый христианский епископ был великий аскет и подвижник. Питался он только хлебом и водою. Вина и других напитков не употреблял. Носил власяницу. Спал мало. Всю жизнь хранил чистоту девства. Праведником его считали не только ученики Иисуса Христа, но и иудеи. Они называли его Обли (греч. защита, оплот).    Иосиф Флавий пишет, что главным действующим лицом, добивавшимся казни ап.

http://pravoslavie.ru/6580.html

Симеон Симеон (слышание) – имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: а) ( Быm. XXIX, 33 и др.) – второй сын Иакова от Лии. По предсказанию умирающего патриарха Иакова ( Быm. XLIX, 5, 7 ) и в наказание за жестокое и кровавое истребление Симеоном жителей Сихема (см. Дина ) потомство его было разделено и сыны его получили в удел только небольшую среднюю часть в колене Иудовом ( Hab. XIX, 1 ); б) ( I Nap. IV, 20 ) – Симеон и сыновья его из колена Иуды; в) ( I Eзд. X, 31 ) – один из израильтян, сынов Харима во дни Ездры и Неемии; г) ( I Mak. II, 1 ) – из предков священника Маттафии во дни Антиоха Епифана, ц. сирийского, именно он был дед Маттафии и прадед Иуды Маккавея; д) ( Лk. II, 25–34 ) – Симеон Богоприимец , благочестивый, праведный старец, живший в Иерусалиме и ожидавший здесь утешения Израилева, т. е. Спасителя мира. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. По древнему, очень трогательному, преданию, этот Симеон был одним из LXX переводчиков Библии на греческий язык, и на его долю выпал перевод книги пр. Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы ( Uc. VII, 14 ); тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. И вот действительно старец жил, ожидая исполнения данного ему откровения. В 40-й день по рождении, когда по закону Мария Богоматерь и Иосиф принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы представить пред Господа и принести при этом узаконенную жертву, Симеон по особенному вдохновению от Бога пришел в храм, взял Младенца на свои руки и сказал: Ныне отпушаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Иосиф и Мария Богоматерь дивились словам его, и Симеон благословил их и сказал Марии, Матери Господа: Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пройдет душу да откроются помышления многих сердец ( Лk. II, 22–35 ). Память праведного Симеона празднуется 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иосиф Прекрасный, прав. Описания иконы Иосиф Прекрасный, прав. - житие Святой праведный Иосиф Прекрасный был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, умершего около 1700 года до Рождества Христова. Родные братья завидовали праведному Иосифу в том, что отец любил его больше других сыновей, и боялись его, потому что он рассказывал им о своих снах, предвещавших его будущее величие. Братья решили убить праведного Иосифа, но по совету старшего из них, Рувима, передумали и сначала бросили Иосифа в ров, а потом продали купцам, которые с караваном направлялись в Египет. В Египте праведный Иосиф был продан Потифару, начальнику царских телохранителей и, благодаря своему уму и добродетели, заслужил доверие своего господина. Праведный Иосиф был удивительно красив, и жена Потифара хотела принудить его к прелюбодеянию. Но целомудренный юноша отверг соблазн. Тогда жена Потифара от злобы и стыда оклеветала праведного Иосифа перед мужем, будто юноша хотел осквернить ее. Поверив лжи, Потнфар заточил невинного юношу в темницу. Находясь в темнице, святой Иосиф Прекрасный прос[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Кострома. 1679-80.] Праотец Иосиф. Осипов (Игнатьев) Василий и другие. Икона. Кострома. 1679 - 1680 гг. 135. х 48. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря. С 1963 в КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 6988.jpg:   Размер: 396x1200, 0.48 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (286) , (12) . Описание: [Москва. XVI.] Праотец Иосиф. Новгородский мастер (?). Икона. Москва. Середина XVI в. (Конец 1540-х - 1550-е годы). Праотеческий ряд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Файл 6989.jpg:   Размер: 719x842, 0.61 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (244) , (10) . Описание: [Москва. 2004.] Св. Иосиф Прекрасный. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе - московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.

http://pravicon.com/icon-2030

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день праздника Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2010 г. 15:44 В день попразднства Рождества Христова и Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. После богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова. По традиции нашей Церкви этот день имеет такое же значение, как и великие праздники. Вот почему в этот день всегда совершаются торжественные богослужения, а по обычаям града Москвы в этот день совершается богослужение в самом главном храме нашей Церкви — Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Второй день Рождества посвящен тем, кто по плоти был близок к Спасителю. Мы вспоминаем память царя Давида, праведного псалмопевца, потому что именно из его рода произошел Иосиф Обручник, ставший тем, кто хранил девство Пресвятой Богородицы, но кто был как бы земным отцом для Младенца и Отрока Иисуса в Его детские годы. Мы вспоминаем также апостола Иакова, который был одним из четырех сыновей праведного Иосифа от первого его брака. Видимо, личная дружба, как и родственные чувства, скрепляли отношения Спасителя с этим, в начале жизненного пути Господа совсем молодым человеком, по возрасту близким к Нему. По преданию, именно апостол Иаков был вместе с Иосифом и Марией и Спасителем в Египте, спасаясь от преследований царя Ирода. Поэтому сегодняшний день — второй день после Рождества — мы и называем Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу. Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

http://patriarchia.ru/db/text/986332.htm...

47. Святоотеческие изречения о почитании св. мощей I. Григорий Богослов в первом обличительном слове на Юлиана (богоотступника) говорит: «Непостыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников, Иоанна оного, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы, и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям, и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно учреждена суть: от нихже и демоны прогоняются, и недуги врачуются; ихже явления и их же пророчества; ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают; ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем. («Перв. облич. слово на Юлиана Богоотступника»). II. Св. Иоанн Златоуст с особенною ясностью изображает как то, что Бог посредством многоразличных проистекающих от остатков святых чудесных действий привлекает всех к достодолжному их чествованию, так и те благие намерения Божии, по отношению к людям, какие через это достигались и достигаются. «Не смотри, – говорит он, – на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Св. Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения. Ибо если мертвым и обратившимся в прах телам Бог сообщил силу большую, нежели у всех живых, то тем более Он даст им жизнь, лучшую прежней и блаженнейшую, в день раздаяния венцов» («Беседа в память св. священном. Вавилы». «Сл. и беседы на раз. случ.» Т. I, стр. 127. Петерб. 1864 г.). «Будем же постоянно приходить к ним (мученикам), прикасаться к гробнице их и с верою обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение» («Похв. сл. муч. Иувент. и Максим.» Там же, стр. 229. Снес. бесед. на посл. к Рим. 32 , стр. 715 – 719. Москва, 1844 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вышел ноябрьский номер журнала " Вода живая " октября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Исцеление и прощение " , посвященная дню памяти святого апостола Иакова, брата Господня. Темой раздела " Подробно " стала премудрость. Открывает его материал " В начале была Премудрость " , подготовленный Тимуром Щукиным на основе текстов австралийского библеиста Уильяма Лоадера. Тимур Щукин продолжает рассуждения о Божественной премудрости в материале " Место для шага вверх " , исследуя высказывания на эту тему святых Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и Анастасия Синаита. Завершает раздел материал " Искусственный интеллект: от Бога или от лукавого? " , подготовленный Наталией Щукиной на основе лекции аспиранта ИТМО в сфере искусственного интеллекта и квантовых вычислений Родиона Юрьева, прочитанной в  лектории " Предание " . В разделе " Образы и смыслы " - материал Татьяны Кириллиной " О России - с любовью " , посвященный врачу Аугусто Боцци Гранвиллу - итальянцу, жившему в Англии, - посетившему Санкт-Петербург во времена царствования императора Николая I и написавшему об этом книгу, недавно переведенную на русский язык и буквально возвращенную из забвения. Раздел " Люди в Церкви " отрывает материал Елизаветы Кричфалуший " Любовь к Богу и железным дорогам " , где о своей жизни рассказывает один из старейших клириков епархии благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников . Очерк Евгения Перевалова " Коммунарское солнышко " посвящен детскому развивающему центру " Красное солнышко " , недавно открывшемуся при храме святого князя Владимира в поселке Коммунар . В материале Ольги Лебединской " Не ищите легких путей, ищите правильных " о своем нелегком пути к Богу рассказывает прихожанка Феодоровского собора Наталья Шнайдер.  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Не трезвость, а трезвение " , посвященный книге " Свобода внутри меня " о деятельности братства трезвости святого Александра Невского и праведного Иоанна Кронштадтского при храме святителя Иоанна Милостивого на улице Доблести . О книге рассказывает ее составитель, православный психолог и член братства Марина Легостаева, приводятся высказывания других членов братства, в том числе его руководителя и духовника протоиерея Валерия Швецова . В материале Елизаветы Кричфалуший " Повесть без вымысла " о книге " Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого " рассказывает автор - писательница Екатерина Федорчук. Также в разделе - информация об интересных выставках ноября. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " рассказывает о новых аудиодисках - " Забавные животные " Веры Чаплиной (читает Елена Дельвер), " Свиридов. Страницы жизни и творчества " Ольги Суровегиной, " Очерки библейской археологии " протоиерея Александра Сорокина , " Современная практика православного благочестия " Николая Пестова, - а также новинках сервиса скачиваний. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010