Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Рождество Пресвятой Богородицы Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем - последнего смысла, последнего содержания самого человечества.   История Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова». Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/573...

Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 2. Женщина в памятниках церковного права 1. К вопросу о женском служении в раннехристианский период Совершенно особое звучание приобрела тема женщины в Евангелии. Как справедливо отмечали многие исследователи, нет другого текста, столь возвышающего женщину 1 . Епископ Порфирий восклицал: «Едва понимаю, почему преимущественно женщины удостоены были этой особенной благодати Божией 2 . Так как им нечем стяжать земной бессмертной славы, то взамен ее дано им осязательное удостоверение в бессмертии души и в воскресении тел, дабы они не гонялись за тем, что достигнуть здесь не могут, а жили бы праведно, чая воскресения мертвых, блаженной жизни и славы будущего века, внушая это чаяние своим детям. В Евангелии представлено немало примеров любви и преданности женщин к Спасителю и их усердного внимания к божественному учению Его, но нет и намека на то, чтобы хоть одна сделала ему зло, или огорчала его… Знать, женщина по своей природе склонна распознавать и любить все истинное, доброе, прекрасное, святое, чудное, божественное» 3 . Церковные песнопения продолжали традицию прославления женщины. Женщина становится вместилищем Невместимого – самого Бога. Объединение девы и матери в Богородице («чуждо матерем девство и странное девам деторождение» – из службы Рождества Христова) обозначает удивительное чудо преодоления человеческого естества. Здесь достаточно напомнить песнь самой Марии: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1, 46–48 ). Женщины постоянно присутствуют среди тех, кто следовал за Христом. Евангелисты сохранили их имена, они «служат своим имением»: Мария Магдалина; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова; Мария, мать Иакова и Иосии; Мария Клеопова; мать сыновей Зеведея – Саломия; Сусанна; сестры Марфа и Мария ( Лк. 8, 3 ; Мф. 27, 56; 27, 61; 28, 1 ; Мк. 15, 40; 15, 47; 16, 1.9 ; Лк. 8, 1; 10, 38–42; 24, 10 ; Ин. 11; 12, 3; 19, 25; 20, 1.11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии 06.04.2023 9895 Время на чтение 20 минут СОБЫТИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие - Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. " Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы " , исткал себе печать от Её крови и " не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое " . Творческое Слово, Которое было в начале, Которое вело еврейский народ в пустыне и являлось в столпе облачном, принимает наше человечество, чтобы обожить его. О явлении Архангела Гавриила Деве Марии повествует только святой евангелист Лука - в первой главе своего Евангелия (стихи 26-38). Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи Ангел Гавриил (или Архангел, как принято его называть) был послан от Бога в малоизвестный город Назарет, находившийся в колене Завулоновом в северной части Палестины, к Деве по имени Мария, обрученной мужу именем Иосиф, из дома Давидова (Лк. 1, 26-27). " Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами " (ст. 28). Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять об их значении. Успокаивая Её, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Спасителя мира: " ...не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца " (ст. 30-33).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19-го августа 2021 года 18.08.2021 684 Время на чтение 4 минуты Фото: Редакции РНЛ Об этом празднике повествуется в Евангелии (Мф. 17:2), где сказано, что Христос взял с собою трех учеников – Петра, Иоанна и Иакова, и поднялся с ними на гору Фавор, где произошло Его преображение. Эти три апостола были наиболее близкими учениками Спасителя и, согласно Преданию, знаменовали собой: первый веру, второй любовь, третий праведность. Как Господь наш Иисус Христос преобразился? Он просиял непередаваемо, пронизанный Нетварным Божественным Светом. А ученики испытали сияние неземной радости. Очевидно, они трепетали от такого нечеловеческого счастья, от невозможного блаженства, от ощутимого дыхания вечности, в котором бесследно растворилось все злое, наносное, второстепенное. Это был не тот внутренний огонь, который подобен жесткому пламени в черной пещере, а тихий неугасаемый светильник. Затем произошло другое чудо, когда явились им Моисей и Илия. Это известные библейские персонажи, наиболее почитаемые иудеями пророки. Первый представлял Закон Божий, полученный им на Синае, а второй – всех пророков, поскольку был восхищен на небо по плоти волей Божьей. Они как бы передают эстафету преемственности от Ветхого Завета к Новому; от ветхозаветных пророков – к Иисусу Христу. Когда-то Моисей сам поднимался на Синай, чтобы дать вышедшему из египетского плена еврейскому народу свободу через принятие Закона, ибо свобода не наполненная достойным содержанием, вырождается в свою противоположность – в хаос, насилие и беззаконие. Когда Моисей предстоял пред Творцом, то так был озарен Божественной славой и насквозь пронизан ею, что даже, когда спустился к народу к подножию горы, то лицо сияло подобно солнцу, и соплеменники просили сокрыть его платком, чтобы не испытывать дискомфорта от такой неизреченной Божественной славы. И вот теперь все три апостола видят лицом к лицу Самого Бога и Его Божественный Нетварный Свет и Славу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 721 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Богородицы, прощание в Иерусалиме 27.08.2023 1138 Время на чтение 27 минут Более двадцати лет назад автор этих строк сподобился побывать на Святой Земле, и эта паломническая поездка, от Московской Патриархии, была приурочена именно к великому празднику Успения Богородицы. Утро 22 августа 1996 года начиналось в Свято-Даниловом монастыре, откуда мы выезжали, а ночь встречали уже под звездным небом Вифлеема, в восьми километрах южнее Иерусалима, где нас разместили в новой арабской гостинице, стилизованной под вертеп. Через несколько лет в Бет-Лехеме, так по-арабски звучит имя города, появилась и улица Путина… В переводе Вифлеем – «город хлеба», древнее его название Ефрафа - «плодородие». Сам Господь говорит о Себе: «Хлеб, сшедший с Небес»… ИЗ «ГОРОДА ХЛЕБА» - В СТОЛИЦУ МИРА Уже в 3.45 утра в номере раздался звонок: подъем. (Программа поломничества была очень насыщенной, во все последующие дни поднимались в 5, самое позднее 6 часов). Вскоре уже были в автобусе, первый выезд - в Иерусалим, на литургию, в Гефсиманию. Гефсимания — это евангельское село близ крепостных стен древнего Иерусалима, где располагается храм Успения Богородицы - место, где Она была погребена. Светает здесь рано, тихий город уже озарен весь легким утренним солнцем. Вифлеем сейчас - территория палестинской автономии, в городе живут в основном мусульмане, хотя когда-то большинство составляли православные арабы. Вырулив из теснины вифлеемских улиц, автобус быстро набирает скорость на автостраде, ведущей в Иерусалим. Наш гид, матушка Елена из Горненского монастыря показывает на синагогу рядом с дорогой: здесь похоронена библейская Рахиль, супруга патриарха Иакова, мать праведного Иосифа. . «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19—21). Место ее погребения издревле почиталось не только евреями, но и мусульманами. У гробницы молились о даровании дождя в засуху, беременные женщины, также как и бесплодные, брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль долго была бесплодна). У входа в синагогу, которая располагается здесь — два солдата с автоматами.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

Иерей Павел Хондзинский. И затворены быша двери… Выпуская в свет доселе неизвестные православному читателю лекции по пастырскому богословию митр. Вениамина (Федченкова) , читанные им в Санкт-Петербургской духовной академии, мы видим необходимость предварить их не биографией автора «Записок архиерея», кажется не нуждающегося в представлении, но кратким очерком историко-богословского характера. В XIX веке по традиции русских духовных школ ректору в них полагалось читать курс догматики. Неписаный обычай в 1866 году был нарушен протопресв. И.Л. Янышевым, предложившим своим воспитанникам в СПбДА лекции по нравственному богословию. Известнейший его ученик – митр. Антоний (Храповицкий) в годы своего ректорства в Московской духовной академии преподавал также достаточно нетрадиционную тогда для ректора науку – пастырское богословие. Откуда у обоих этот интерес к областям, всегда почитавшимся прикладными в богословии? Отвечает ли он только логике внутреннего пути авторов или логике развития русского богословия вообще? Как общую закономерность можно отметить, что мысль всегда чувствует себя свободней на периферии устоявшихся воззрений. Там легче объявиться и обжиться новому. При взгляде оттуда в неожиданном ракурсе часто является вдруг и уже известное и привычное. Там подготавливается почва для будущих наступлений и прорывов. Применимо ли, впрочем, сказанное к богословию? Нет, если мы смотрим на него с точки зрения великой формулы: «изволися Духу Святому и нам»; да, если нас интересует, как и что в живой истории богословской мысли предваряло и подготовляло непререкаемое слово церковной веры. Взглянув на «пути» русского пастырского богословия, мы убедимся, что именно в конце XIX столетия оно занимает не свойственное ему прежде место. Наряду с этим мы видим возрастающую потребность разграничиться с западной церковной мыслью и отыскать область собственно православного во всем, начиная с догматики и кончая бытом. Видим потребность воплотить в реальность хомяковский «гимн» Церкви. Видим стремление к восстановлению канонического церковного строя и евхаристической жизни. Видим, что русская святость выходит за стены монастырей и является прямо среди седящих во тьме и сени смертной в лице кронштадтского светильника, открывающего собою практически неизвестный прежде в России, но с тех пор уже не иссякающий лик праведного белого духовенства. Во всех этих явлениях выступает вперед потребность свести воедино богословие и повседневность, церковность и общественность, святость и быт. Необходимость «лестницы Иакова» чувствуется во всем 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

иером. Иаков (Цветков) Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных (необозначенные в акростихе именем песнописца), заимствованные из 3–й и последней части кондакария кардинала Питры, с дополнением из Афонского кондакария. Перевод с древне – греческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) Источник Содержание Предисловие Акафист на успение Пресвятыя Богородицы Акафист на успение Божией Матери На тот же день Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу На погребение В субботу мясопустную В субботу сыропустную В неделю сыропустную Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими Другой утешительный кондак с икосами Пресвятей Богородице На положение честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (2-го июля) На положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы В субботу поминовения душе (пред Пятдесятницею) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) Другой кондак и икос, заимствованные из кондакария XI в. Москов. синод. Библиотеки Святым мученикам младенцам, убиенным (в числе 14,000) за Христа от Ирода Другой кондак Св. младенцам, избиенным от Ирода Тем же Св. младенцам В неделю по рождестве Христове В неделю блуднаго В туже неделю В неделю 2-ю Св. Велик. Поста В неделю третью Св. Поста (Крестопоклонную) В субботу Святого Праведного Лазаря В неделю Ваий Во святый и великий Понедельник Кондак и икос на Святый и Великий Вторник Во Святую Великую Среду В Святой Великий Четверток На тот же день Во Святой и Великий Пяток I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. ΙΙ. (Крестное поношение) На преполовение пятидесятницы Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна На рождество св. Предтечи и Крестителя Иоанна В день усекновения честныя главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Архистратигу Михаилу На тот же день Тому же архистратигу Св. апостолу Андрею Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова Св. апостолу и Евангелисту Матфею Св. апостолу Филиппу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из Степенной книги царского родословия Степенная книга представляет собой первую попытку изложения русской истории, предназначенную для широкого читателя. Ее можно назвать первым учебником русской истории. Степенную активно переписывали, она служила источником при создании произведений разных жанров – житий, повестей, летописей и пр. Все предшествующие произведения, посвященные русской истории, излагали материал в хронологическом порядке. Степенная книга впервые представляет русскую историю как процесс, развивающийся по определенным законам. Таким образом, Степенная книга является также памятником отечественной историософии. Основными принципами развития русской истории составителям Степенной представлялись благочестие и праведность, присущие роду Рюриковичей. Из поколения в поколение запас добродетелей увеличивался, что сказывалось и на благосостоянии государства. Этот процесс начался с принятия христианства. Не случайно именно с этого момента Степенная книга начинает русскую историю. Предшествующие события упоминаются вскользь, внимание читателя на них не акцентируется. Композиция произведения также отличается оригинальностью. Русская история уподоблена в Степенной книге лестнице, ведущей русский народ к Богу. Ступенями «лествицы» являются поколения русских «самодержцев». Каждому поколению, от Владимира Святого до Ивана Грозного, соответствует отдельная ступень (по-церковнославянски – «степень», почему и произведение называется Степенной книгой), каждой степени посвящен особый раздел в тексте – «грань». Образ лестницы, ведущей человека к Богу, хорошо известен в христианской и особенно в православной книжности, начиная с «Лествицы Иакова» в Ветхом Завете этот образ широко использовался в литературе. Среди произведений святых отцов известно несколько «Лествиц». Наиболее распространенной из которых является Лествица Иоанна Синайского (VII в.). Однако Степенная книга лишь по формальным признакам примыкает к традиции Лествиц. Лествицы святых отцов повествуют о нравственном восхождении человека от грехов к добродетелям. В Степенной книге действие разворачивается во времени. Ступенями лестницы здесь являются периоды отечественной истории. Каждая последующая эпоха превосходит предыдущую тем, что к накопленному уже «багажу» святости прибавляет свою долю, а каждый очередной самодержец как бы концентрирует в себе святость и благочестие всех предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как в истории ветхозаветной Церкви Бог воздвиг некогда великих праведников патриархов Авраама, Исаака и Иакова, сохранивших во тьме язычества и идолопоклонства истинную веру в единого невидимого Бога и предавших ее своим сынам и потомкам, так и в новозаветные времена Бог воздвиг в Церкви великих иерархов Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова и целый сонм Богомудрых отцов, которые среди мглы еретических заблуждений сумели сохранить светоч истинной веры в единосущную и нераздельную Троицу и запечатлеть ее в символе, передали новозаветному Израилю – Святой Церкви Христовой. Ветхозаветные праведники – патриархи были истинным украшением еврейского народа. Они сподобились вступить в завет с Богом и получить великие обетования. Недаром евреи гордились ими. Но чем же праведные Иерархи были особенно любезны Богу? в чем их истинное величие и достоинство? В том, что они ходили верою, а не видением: жизнь их была постоянным хождением пред Богом; они были странниками и пришельцами на земле, не знавшими земного отечества и стремившимися к небесному. Не то же ли мы видим в жизни святых и Богоносных отцов, этих – выражаясь богослужебным языком – невестокрасителей Церкви (служба в неделю 7-ю по Пасхе, первая песнь канона), необоримых столпов таинственного Сиона, миродохновенных цветов райских, всезлатых уст Слова (стихиры на хвалитех) и тайных труб Духа (стихиры на Господи воззвах)? Они всю жизнь боролись за истинную веру в Святую Троицу; жизнь их была непрерывным служением Богу; они не страшились изгнания и ссылки и, живя на земле, устремляли ум свой горе и воздыхали о горнем, невидимом отечестве. Вспомним праведного Авраама – этого отца всех верующих ( Рим.4:11 ), коему Бог явился некогда в виде трех странников, прикровенно показывая ему таинство Пресвятой Троицы. Верный призванию Божию, он оставил дом отца своего и пошел в землю, которую не знал и не ведал. Когда Господь обетовал Аврааму, уже почти столетнему старцу, что у него от престарелой жены Сарры родится сын, этот величайший патриарх не поколебался неверием, но пребыл тверд в вере и сверх надежды, поверил с надеждою... ( Рим.4:18–20 ). Вера Авраама не поколебалась даже тогда, когда Бог , искушая Праведника, велел ему принести в жертву единородного сына своего Исаака, на котором сосредоточивались великие обетования Божии и все лучшие надежды отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010