Таинство покаяния Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,16) 1. Текст Библейское обоснование Таинства покаяния находится в Соборном послании апостола Иакова. В стихе 5,16 читаем: " Исповедайте убо друг другу согрешения " ( " Признавайтесь друг пред другом в проступках " по Синодальному переводу). В этом месте послания святого апостола Иакова Таинство очень характерным способом располагается на экклесиологической основе. Некоторые не совсем обоснованно ассоциируют Таинство покаяния с отрывками из Евангелий (Мф. 18,18 и Ин. 20,23), которые на самом деле имеют отношение к власти общего характера, возложенной Христом на учеников . На той же экклесиологической основе, что и апостол Иаков, располагают таинство покаяния и отцы первых веков, о чем свидетельствует Учение двенадцати апостолов (Дидахе): " Исповедуй в церкви свои грехопадения " (4,14) и " А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, дабы ваша жертва была чистой " (14,1), где, сверх того, подчеркивается связь покаяния с Божественной Евхаристией - " первичным " и " исключительным " таинством Церкви . В ту же примерно эпоху святой Игнатий Антиохийский пишет в своем послании к филадельфийцам: " Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа " (VIII,1). 2. Последовательность текста Рассматриваемый нами стих находится в месте послания святого апостола Иакова (5, 13-18), главный мотив которого - " молитва " , но не в смысле личного благочестия, а в смысле того постоянного расположения человека по отношению к Богу, при котором предпринимается попытка восстановления " общения " с Ним, " причастия " Ему - сколько " вертикально " , столько и " горизонтально " - с членами тела Христова, Церковью, и далее - со всей Вселенной. Характеризирующие молитву слова, в форме существительных или глаголов, встречаются девять раз в этих шести стихах. Молитва, хваление, елеопомазание, исповедь, моление - темы, следующие одна за другой, в то время как два последних стиха послания (5, 19-20) можно считать косвенно связанными с ними, поскольку они говорят о возвращении грешника с ложного пути, то есть о его изменении и, следовательно, покаянии.

http://pravoslavie.ru/29541.html

Д.К. Робертсон (протестант) Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей (Предлагаемая таблица составлена по Курцу, Смиту, арх. Арсению, и др. Первый век собственно не входит в курс истории церкви Робертсона и предлагается здесь для ясности общего хода развития церкви и её истории от Рождества Христова) Годы по Рождеству Христову Событие Рождество Христа Спасителя мира Вступление Тиверия на императорский престол Страдания и крестная смерть Иисуса Христа Мученичество архидиакона Стефана – Иудейское гонение; Рассеяние церкви из Иерусалима; Обращение самарян и прозелитов Калигула император; Обращение ап. Павла Покой церкви при Калигуле Обращение Корнилия и языческих прозелитов; Симон волхв, ересиарх Клавдий император Гонение при Ироде – мученичество св. Иакова Старшего Апп. Павел и Варнава посылаются к язычникам Апостольский собор в Иерусалиме Восшествие на престол императора Нерона Гонение в Иудеи – мученичество св. Иакова Праведного Первое общее гонение язычников на христиан при Нероне Мученичество апп. Петра и Павла Смерть Нерона и восшествие Гальбы на императорский трон Тит император Второе общее гонение – св. ап. Иоанн на острове Патмос; Николаиты, Керинф и другие еретики; Нерва – император; Религиозная веротерпимость Траян император и его указ против гильдий Доношение Плиния императору Траяну о христианстве в Вифинии Третье общее гонение на христиан Мученичество Симеона, родственника Господня и епископа Иерусалимского Мученичество Игнатия, епископа Антиохийского; Послания Игнатия Адриан император Апологии Квадрата и Аристида Основание римской колонии Элии Капитолины на месте Иерусалима Восстание Баркохбы и осквернение Иерусалима; Окончательное разделение между иудейством и христианством; Возникновение гностицизма – иудейские гностики, евиониты и другие; Василид, Валентиниан и другие гностики; Антоний Пий император и его терпимость к христианству; Первая апология Иустина Философа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одесса. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский кафедральный собор построен по проекту архитектора Л.Ц. Оттона в основном на средства одесских купцов Иакова и Николая Черепенниковых. Высота храма с колокольней – 56 м, вместимость – 5000 человек. Закладку собора совершил в 1855 г. святитель Иннокентий (Борисов), а чин освящения в 1869 г. совершил архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В 2008 г. по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, настоятеля Свято-Успенского кафедрального собора, произведен капитальный ремонт и новые настенные росписи. В соборе пребывает главная святыня юга Украины – Касперовский чудотворный образ Богоматери, а также находятся св. мощи праведного протоиерея Ионы Одесского. Первый Успенский храм в г. Одессе был построен в 1814 году старообрядческой общиной. Деятельное участие в сооружении этого храма, перестроенного из часовни, принимал градоначальник Одессы герцог Ришелье. В 1841 году случилось радостное событие в истории Православной Одессы. Старообрядцы Успенской церкви воссоединились с Православной Церковью. С этого времени Успенская церковь именовалась единоверческой. Прихожане единоверческой Успенской церкви, движимые ревностью о благолепии Дома Божия и по совету настоятеля церкви протоиерея Александра Силина, на добровольно сделанные пожертвования соорудили новый величественный храм с колокольней. 17 июля 1855 года святитель Иннокентий (Борисов) в воскресный день в сослужении викарного епископа Поликарпа совершил закладку нового трехпрестольного Успенского храма. Архипастырь обратился тогда к прихожанам и строителям с приветственным словом, в котором высказал свою радость о благочестивом христианском рвении их, обнаружившемся в том, что, присоединившись недавно к общему стаду Христову, они не только украсили свою церковь, но и возымели благую мысль соорудить новый великолепный храм во славу Божию. 13 апреля 1869 года архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым) совершилось освящение новой Успенской церкви. Двухэтажный храм был построен, в основном, на средства купцов Иакова и Николая Черепенниковых по проекту архитектора Л.Ц. Оттона. Высота храма вместе с колокольней — 56 метров, вместимость — 5000 человек. В конце 19-го века в Свято-Успенском соборе три года служил священником святой праведный Иона Одесский.

http://sobory.ru/article/?object=08409

Приидите, други, бодрственно вступим и ныне в Евангельскую сокровищницу, дабы из оной, по обычаю нашему, почерпнуть богатство, обильно изливающееся и никогда никак неиждиваемое. Приидите, последуем за мудрым путеводителем Лукою, чтобы видеть Христа, восходящего на высокую гору и вземлющего с собою Петра и Иакова и Иоанна, дабы соделать их свидетелями Божественного Преображения. Взяв, говорит Евангелист, Петра и Иоанна и Иакова, Господь восшел на гору высокую. На гору высокую, на которой Моисей и Илия беседовали со Христом. На гору высокую, где закон и Пророки беседовали с Благодатию. На гору высокую, где — Моисей, заклавший агнца пасхального, и окропивший кровию праги еврейские. На гору высокую, где — Илия, разтесавший всесожигаемая на уды, и жертву влажную попаливший огнем. На гору высокую, где — Моисей, отверзший и заключивший пучины моря Чермного. На гору высокую, где — Илия, отверзший и заключивший хранилища дождевые. Восшел на гору высокую, дабы Петр и Иоанн и Иаков познали Того, Кому всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних. Господь восшел на гору, взяв только трех. Не взял всех, и не оставил всех. Не возбудил зависти к славе других, не почел недостойнейшими и не хотел опечалить девяти учеников. Нет, будучи праведен, Он праведно всем и распоряжает. Он взирает на всех, как на одного и не отторгает от взаимной любви тех, коих соединил любовию. Но так как будущий предатель, Иуда, был недостоин Божественного лицезрения и страшного оного видения; то оставляет с ним прочих, дабы, так как он не один был оставлен, предвосхитить у него всякое извинение в последствии. Вземлет троих, достаточных по закону, свидетелей Преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Ибо Он говорит: «соблюди их, Отче праведный, да и тии едино будут, яко же и Мы едино есьмы» (Иоан. 17:11). Ибо Иуда, видя Андрея, Фому, Филиппа, и других, оставленных вместе с ним под горою, и однако не ропщущих, не негодующих, не злословящих, напротив радующихся, уверенных в том, что и они отсутствующие столько же причастны благодати свыше, сколько и присутствующие Господу, оставался совершенно неизвинителен, не будучи никогда отчуждаем ни от одного чудеси. Такой поступок Господа особенно нужен был для Иуды, который, хотя ему вверен был и ковчежец, вознегодовал на помазующую безвинно за дороговизну мира и имел дерзость предать Учителя врагам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3854...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Россия, Новгородская обл., г. Валдай. В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, во сне, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Вступив на первосвятительский престол в 1652 году, Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое и нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В феврале 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Слова и проповеди. Рождество Христово Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Слово в неделю святых Праотец Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приближаются дни к святому Рождеству Христову, и Церковь сегодня вспоминает Праотцев от Адама и от ближайших к Адаму святых до всемирного потопа и после потопа до начала Пророков. После рождества Христа Спасителя, особенно после Его проповеди, среди ученых того времени, верующих богословов и среди язычников, враждебно настроенных против христианства, было исполнено то пророчество, где говорилось о Христе Спасителе: “Род же Его кто исповесть”. Поэтому Церковь Христова и вспоминает сегодня Праотцев, а в следующее воскресение святый Матфей точно объяснит по линии земной, по линии человечества — родословие от Авраама и до самого рождения Спасителя Христа. А сегодня Церковь предваряет это событие святыми Праотцами. Сегодня апостол Павел рекомендует держаться своей линии всем христианам, держаться той линии, которой держались Праотцы святые — праведности: без закона жили паче, нежели в законе. И святый апостол Павел сегодня подтверждает и напоминает, чтобы люди держались тех возвышенных качеств, законов естественных духовных, которыми жили святые Праотцы. Закон благодати начертан на скрижали сердца, ибо всяк человек есть Божие создание. (Впоследствии сказали, что всяк человек или душа человеческая есть христианка.) В сегодняшний день очень реально выступает жизнь святого праведного Иосифа, сына патриарха Иакова, которая является примером для всего человечества, как прежде, так особенно теперь. Иосиф был самым меньшим и любимым сыном патриарха Иакова. И необыкновенные сны он видел: в поле все снопы его снопу кланялись и само солнце и луна ему кланялись. И очень не нравилось это отцу и матери, и особенно старшим братьям его. Отец всегда держал Иосифа при себе и одевал его в красивые ризы, паче нежели других своих сыновей. Иосиф возрастал в красоте и разуме.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

Слово благополезное о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския и святаго новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита московскаго и всея Руси чудотворца, иже на святе езере, и о перенесении мощей святаго праведнаго Иакова, иже прежде Боровеческ именовася Источник Скачать epub pdf Списано смиренным Никоном Патриархом Содержание О чудеси Иакова Иверскаго И се равно чудеси не малу Молитва Сказание о видение огненнем над иверским монастырем, иже на святе езере Второе сказание четырех столпов огненных над иверским монастырем, иже на святе езере Последова же сему и ино чудо     В тойже обители будучи, благослови отче. Великая от вещей великих требуют и повестей и светлая дела светлаго и сказания требуют. Мы же нищеумнии с богоявленным Давидом возопием: удалился есть разум Твой от мене: и невозмогающуми в мудрости словес писати дела Твоя. Обаче о павловых словесех учащеся не престанем, но с ним глаголюще утешимся о сих. Кто свесть Господень или кто советник Ему есть. Аще годно есть, еже нами бываемое яко праведно есть и полезно, хотящему роду человеческому по нас; ни сего ради должно есть ленитися за страх лениваго раба, да не како и нам таков ответ дастся, якоже и погребшему талант свой в земли, но словом пользу творя будем, аще и сами в делех не исправлени есмы, ниже доброхитростно написати доволни есмы. Обаче всяко доволство наше от Бога; может бо Бог и буее в мудрость произвести, сам бо Спас учит ны глаголя: просите и приимете, ищите и обрящете: и паки всяк бо просяй приемлет и ищай обрящет, толкущему отверзается. Да егда видев Господь веру мою, просветит темное ума моего, и речет и к совести моей, якоже и жене Серафиссе, по вере твоей буди тебе. Нам же самим о своем ведении писати толико сладко есть, якоже отцем чад своих немоглаголание, светлее чуждих светлоглаголанных да слышаще сия хотящей ползоватися. Якоже при торжищи койждо от своего предложения да судит: куплю творити на ползу себе; мы же усердне со пророком возопием: яко возвеличишася дела твоя Господи вся премудростию сотворил еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

сост. Александр Ратшин Ярославской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТОЛЬГСКИЙ, муж. 1 класса, в 7 верстах от губернского города Ярославля, на реке Толге, которая окружая монастырь с северной стороны, впадает в Волгу. Основан при Ярославском князе Давиде Феодоровиче, в 1314 году, Ростовским архиепископом Трифоном, по случаю явления на том месте сему архиерею, 8 августа 1314, иконы Пресвятой Богородицы, именуемой ныне Тольгскою. В 1609 году монастырь сей потерпел разорение от Литвы, при чем несколько иноков его побито. Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Введения во храм Божией Матери, с приделом князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, в которой находится помянутая явленная икона Богородицы. 2) Вздвижения Честного Креста, с приделом Иоакима и Анны. 3) Нерукотворенного Спасова образа, при больничных кельях, с приделом Праведного Лазаря. 4) Николая Чудотворца на св. вратах. Монастырь сей был прежде в 3 классе; он находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Ярославской семинарии. ЯКОВЛЕВСКИЙ, муж. Ставропигиальный, 2 класса, близ уездного города Ростова, на берегу озера Неро; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XIV века св. Иаковом, Епископом Ростовским, и известен был сначала под названием ЗАЧАТИЕВСКАГО-РОСТОВСКОГО. Обитель эта испытала много перемен и опустошений, особенно в начале XVII века, во время нашествия литовского. Ныне здесь 5 церквей: 1) Соб. Зачатия св. Анны, в которой почивают мощи Ростовских Чудотворцев: Иакова епископа, под спудом 5 , и Димитрия митрополита, открыто в богатой серебряной раке, сооруженной императрицею Екатериною II. Тут же в особом ковчеге хранятся части мощей Препод. Сергия, Иоанна, Патрикия и прочих. Храм сей построен каменный, вместо древнего, в 1691 году, митрополитом Ростовским Ионою; а в 1752 был переделываем; при чем и мощи св. Димитрия обретены. 2) Иакова, Епископа Ростовского, построена также вместо древней в 1824 году. 3) Димитрия, митрополита Ростовского – великолепная церковь – воздвигнутая в конце XVIII века графом Николаем Петровичем Шереметевым. 4) Преображения Господня, бывшая прежде соборною в древнем уничтоженном монастыре Спаском, что на Песку. 5) Великомученика Георгия, принадлежавшая к тому ж монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Мысли при чтении Книги Бытия Мысли при чтении Книги Иова Мысли при чтении Псалтири Мысли при чтении Книги пророка Исаии Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других Мысли при чтении апостольских посланий Соборное послание святого апостола Иакова Первое соборное послание святого апостола Петра Второе соборное послание святого апостола Петра Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова Соборное послание Иудино Послание к Римлянам святого апостола Павла Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла Мысли при чтении Апостольских деяний Мысли при чтении Евангелия от Матфея (Продолжение) Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Апокалипсиса Мысли при чтении Книги пророка Варуха Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Книги Исход Мысли при чтении Книги Левит Мысли при чтении Псалтири (Продолжение) Мысли при чтении Книги пророка Иеремии Мысли при чтении Книги Плач Иеремии Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру. О таинстве Тела и Крови Христовых Мысли по случаю известия об одном больном купце, страдающем на ложе уже девять лет. Объяснение того, как Господь Своею смертию искупил от вечной смерти всех, когда-либо живших людей. К пасомым     Предисловие Этим томом открывается первая публикация всех найденных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I глава Христианская религия, по самому существу своему, есть религия любви, – любви всеобъемлющей, не ограничиваемой ни временем, ни местом, ни народом. Весь закон и пророки, по словам Спасителя мира, заключаются в двух заповедях: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Действительность принадлежности христиан к Церкви Христовой и усыновление их Богом обуславливаются исполнением этих заповедей и в частности заповедью о любви к ближним: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата своего, не от Бога» ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ); он пребывает в смерти». Итак, сама жизнь во Христе немыслима без любви к ближним, под которыми Христос разумеет всех людей, без исключения, без различия по их отношению к нам лично, хотя бы они были и враги наши ( Лк. 6:27–28 ), и по их отношению к вере нашей, будут ли это самаряне или иудеи ( Лк. 10:29–37 ). Истинная апостольская любовь к заблудшим вызывала у святого апостола Павла «великую печаль и непрестанное мучение сердца», вызывала горячее желание «самому быть отлучённым от Христа», за неверующих израилитян, чтобы только дать возможность им уверовать и спастись ( Евр. 9:1–2 и Евр.10:1 ). Одним из видов деятельной христианской любви к людям вообще и инославным в частности и есть молитва о них, – молитва , имеющая своим содержанием не одно лишь временное, земное их благополучие, но спасение и вечную их жизнь. И мы видим, что святой апостол Павел не только велел христианам «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих», которые в его время, конечно, были или язычники или не верующие во Христа иудеи ( 1Тим.2:1–2 ), но и сам молился «о непокорившихся праведности Божией», неверующих израилитянах для их спасения ( Рим.10:1 ), как молился о них и первомученик Стефан ( Деян. 7:60 ). Так было во времена святых апостолов, так было и на всём протяжении истории христианской церкви, в которой дух любви Христовой никогда не иссякал, в которой поэтому никогда не прекращались и молитвы об инославных, даже об язычниках. Об этом мы имеем ясные свидетельства в древних литургиях: в литургии, изложенной в «Апостольских Постановлениях», в литургиях св. Ап. Марка, св. Ап. Иакова, в литургиях греческой, коптской, сирской и других более позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010