I. Пресвятая Дева Мария, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храме иерусалимском до четырнадцати летняго Своего возраста. Когда же Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, тогда Ей уже невозможно было оставаться при храме иерусалимском, так как наступило для Нея время, в которое, по закону иудейскому, следовало выдавать Ее в замужество. Но Пресвятая Дева Мария, помня обет Своих родителей, посвятивших Ее на всегдашнее служение Богу, и Сама желая всецело служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Иосифу, происходившему, как и св. Дева Мария, из царского рода – жителю города Назарета, дабы этот праведный старец был хранителем Ея девства. Переселившись на жительство в Назарет, в дом праведного Иосифа, Пресвятая Дева Мария любила те же благочестивыя упражнения, к каким привыкла в бытность Свою при храме. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась молитвою, чтением книг св. писания и рукоделием. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Таким образом текли дни жизни Пресвятой Девы Марии в доме Иосифа. И вот в один из такнх дней явился к Ней архангел Гавриил и сказал: радуйся благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Увидевши архангела Гавриила, Пресвятая Дева Мария смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское приветствие к Ней? Но архангел сказал Ей: «не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Бог престол отца Его, Давида, и будет Он царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Мария спросила у архангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, посему и рождаемое будет Свято и наречется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Тогда отошел от Нея архангел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. Исполнение судов Божиих над Иерусалимом 1. Предопределение Суда Божия об Иерусалиме Вера Христова возникла и Новозаветная Церковь возросла и укрепилась среди Ветхозаветной Иудейской. Плод созрел и пришел в силу: теперь, что облекало и закрывало его, должно было отпасть и уничтожиться. Левитское обрядовое Богослужение, постановленное для Церкви в отроческом возрасте рода человеческого, заключало в себе только образы и наводило тени; за ними свет духовного царства Христова не мог сиять во всей полноте миру. Синагога должна была пасть. Столица Иудейства, Иерусалим, не смывшая с себя крови пророков, простерла руки свои на Мессию Сына Божия, и, после этого страшного богоубийства, еще не переставала избивать посланных к ней служителей Божией Премудрости. Еще долготерпение Божие ожидало, чтобы избранные из Иудейского народа отделились посредством покаяния и веры; наконец, мера его исполнилась. Иерусалим обречен был на погибель. Небесным Промыслом исполнителями судов Божиих над Иудеями были избраны Римляне. Их вождю, согласно с пророчеством Данииловым, предназначено было пройти с опустошительной войной по святой земле, подобно наводнению, и разорить богоубийственный город и святилище. 2. Знамения, предшествовавшие падению Иерусалима (Иосиф Флавий «О войне Иудейской» – кн. VI, гл. 5) Страшному событию разрушения Иерусалима, которое было предызображением последней кончины мира, предшествовали, в различные времена, чудесные знамения. Еще за четыре года до воины Иудейской, месяцев шесть спустя после страдальческой кончины апостола Иакова Праведного, когда, по-видимому, ничто не угрожало Иерусалиму, некто Иисус, сын Ананов, из простых земледельцев, пришедши на праздник кущей, вдруг, близ храма начал кричать: «глас от востока, глас от запада, глас от всех четырех ветров, глас на Иерусалим и на храм, глас на женихов и невест, глас на весь народ!» С этим воплем днем и ночью он начал ходить по всем городским улицам. Некоторые из вельмож Иудейских, негодуя на этот зловещий крик, схватили его, и стали бить без милосердия. Он не защищался, и ни о чем не просил; – в ответ на удары, продолжал кричать прежние слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

(в русском переводе) Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны. Рим. 8:35–37 . Сказания о святых апостолах Память их – 30 июня. I. Св. Ипполита, епископа, 1 священномученика († 253 г.) 2 Петр, проповедав Евангелие в Понте, Галатии, Каппадокии, Вифинии, Италии и Азии, распят был потом в Риме от Нерона, головою вниз, как сам просил, чтобы так распяли его. Андрей, после проповеди скифам и фракийцам, распят в ахайском городе Патрах, в прямом положении, на масличном дереве, и погребен там же. Иоанн был заточен царем Домитианом на остров Патмос, где и Евангелие написал и Откровение видел, а почил в Ефесе при Траяне. Останки его искали, но не обрели. Иаков, брат его, проповедавший в Иудее, усечен мечем от Ирода четверовластника и погребен там же. Филипп, проповедавший в Фригии, распят при Домитиане в Иераполе, головою вниз, и погребен там же. Варфоломей, после проповеди индийцам, коим изложил Евангелие от Матфея, распят головою вниз и погребен в Алване, городе великой Армении. Матфей, написав Евангелие на еврейском языке, обнародовал его в Иерусалиме, и почил в Иерее, городе парфском. Фома, после проповеди парфянам, мидянам, персам, ирканам, бактрийцам, маргийцам, был рассечен еловым копьем на четыре части в индийском городе Каламине и здесь же погребен. Иаков Алфеев, проповедавший в Иерусалиме, побит был камнями от иудеев и там же погребен близ храма. Иуда, называющийся и Леввеем, после проповеди жителям Едеса и всей Месопотамии, почил в Вирите и погребен там же. Симон кананит, сын Клеопы, называющийся также Иудою, был иерусалимским епископом после Иакова праведного. Он почил и погребен там же, прожив 120 лет. Матфий сопричислен к одиннадцати апостолам из числа семидесяти. Он, после проповеди в Иерусалиме, там же почил и погребен. Павел, вступивший в служение апостольское чрез год по вознесении Господа, в продолжении тридцати пяти лет, начав с Иерусалима, прошел с проповедью евангельскою даже до Иллирика, Италии и Испании. Он при Нероне усечен во главу в Риме и там же погребен. II. Преп. Иеронима, пресвитера († 419 г.) стридонского 3

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

В. Чернов Благовещение Пресвятой Богородицы События праздника Праздник Благовещения совершается за девять месяцев до Рождества Христова, 25 марта/7 апреля. В этот день Церковь вспоминает явление Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила, который возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия. Благовещение – объявление Марии благой, доброй воли Божией и добровольное принятие Ею этой воли – справедливо называется в церковных песнопениях «началом нашего спасения», ибо с этого момента начала действовать в мире великая и непостижимая тайна воплощения Самого Бога во Христе. О событии благовещения повествует только один евангелист – Лука ( Лк. 1:26–38 ). Отроческая жизнь Девы Марии Пресвятая Дева Мария, отданная родителями на служение при храме, по закону должна была, достигнув определенного возраста, выйти замуж. Первосвященник и служители иерусалимского храма, узнав, что Она дала обет всегдашнего девства и не желая оставить Ее без покровительства, обручили Ее с Ее же родственником, известным своей праведностью восьмидесятилегним старцем Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака ( Мф. 13:55 ) и был плотником. Явление ангела На шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя архангел Гавриил был послан в маленький городок, находившийся в Завулоновом колене южной части Галилеи, в Назарет, «К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». Евангелист не говорит «Деве, вышедшей замуж», но «обрученной мужу». Это значит, что Пресвятая Дева Мария формально, в глазах общества и с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, хотя и не была ею в действительности. Неизвестно, что делала Дева Мария в тот момент, когда Гавриил принес Ей благую новость. По одному преданию, Она пряла пурпурную пряжу для завесы в храме, по другому шла за водой к колодцу, по третьему – читала Книгу пророка Исаии. Войдя к Деве, ангел назвал Ее «Благодатной», то есть обретшей особую любовь и благоволение Божие, помощь Божию, которая необходима для святых и великих дел. Слова ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять о значении их. Успокоив Ее, ангел предрек Ей рождение Сына, Который будет велик, но не так, как Иоанн, а много больше, ибо будет не просто исполнен благодатных даров Божиих, но Сам будет Сыном Всевышнего. Ангел прибавил, что Господь даст Сыну Марии престол Давида, отца Его, и что Он воцарится в доме Иакова. Смысл этого проречения в том, что ветхозаветное царство израильского народа носило не столько политический, сколько духовный характер. Оно было устроено, чтобы приготовить людей к вечному Царству Мессии и постепенно преобразоваться в него. Следовательно, царство Давида как таковое есть то, в которое Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, все формы гражданской жизни которого проникнуты идеей служения Богу, которое находилось в неразрывной связи с новозаветным Царством Божиим. Мария принимает волю Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Валдай. Иверский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Бывший Успенский собор Карта и ближайшие объекты На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского. Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось. В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия " туда и обратно " митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине " никоновыми " темпами.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть II. Духовные атлеты. Глава первая. Монашество на Востоке. Причины Монашество и аскетизм придумали не Церковь и не христиане. Во многих древних религиозных учениях и философских школах существовали течения, считавшие, что для духовной жизни необходимо ограничивать плоть. Стремясь достигнуть внутренней чистоты и просветления, их приверженцы отстранялись от повседневных радостей и забот, подвергали себя мучительным испытаниям, уединялись в лесах или прятались в пещерах. Элементы затворничества и самоотречения можно найти у греческих стоиков, пифагорейцев, неоплатоников, индийских гимнософистов, почитателей Сераписа. Само понятие «аскезы» появилось сначала у эллинов и попало в христианство через труды Климента и Оригена . Строгий аскетизм практиковали и некоторые иудейские секты. Ессеи жили в замкнутых общинах, напоминавших христианские монастыри, ходили всегда в одной и той же одежде, избегали общения с внешним миром и не имели жен. Когда ессея изгоняли из общины, он умирал с голоду, потому что не имел права питаться за ее пределами. Другие сектанты, «терапевты», раздавали все, что имели, и уходили в египетскую пустыню, посвящая жизнь уединению и молитвам. Они вели строгий образ жизни, питались только хлебом и водой, и то лишь ночью, жили в изолированных кельях и соблюдали полное безбрачие. По образу жизни терапевты были настолько близки христианству, что долгое время их считали первой общиной христиан, обращенных апостолом Марком. Примерно в то же время в Иудее существовал особый статус «назорейства», который при желании мог получить каждый иудей. Назореи давали обеты воздерживаться от вина, не есть животных, не стричь волос, носить особую одежду и не соприкасаться с мертвыми. Если кто – то умирал в присутствии назорея, ему приходилось начинать исполнение клятвы заново. Апостол Павел не раз принимал такие обеты и даже удостоился от иудеев обвинения в «назорейской ереси». Назореями считали Иоанна Крестителя, апостола Иакова Праведного и самого Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возникновение храмов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и благоверных князей Бориса и Глеба относится к 1471 году. На месте погребения Прокопия Устюжского на берегу реки Сухоны был построен храм в честь успешного похода устюжан против казанских татар и освящен во имя покровителей русского воинства Бориса и Глеба. В 1490 году храм сгорел. В 1495 году был восстановлен и освящен во имя Праведного Прокопия Устюжского с приделом в честь Бориса и Глеба. Позднее добавился придел во имя Георгия Победоносца. В 1649 году, после очередного пожара, Борисоглебский и Георгиевские приделы Прокопьевского собора были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангельской дороге были построены две деревянные церкви в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца. Подтверждением этому может служить следующая запись в осьмогласнике: «лета 7167 (1649) июня 3 дня, обложили церковь во имя Страстотерпцев Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ во св. крещении Романа и Давида, да Страстотерпца Христова Георгия, на новых местахъ, поконецъ Песьей Слободы. А крестъ поставленъ 1660 года Ноября 23 дня и освящена тогожъ года Ноября 27-го дня на память Св. Великомученика Иакова Персянина. А другой престолъ Великомученика Георгия освятили 1661 года въ 3 день Декабря на память св. Пророка Сафониа. Сию запись писалъ дьячекъ Ивашко Кстати, в «Летописи Великоустюжской» А.А. и в «Летописи семисотлетнего существования города Устюга Великого» В. Ардашева это событие записано под 1659 годом: «Июня 3. Заложена первая Георгиевская деревянная церковь съ храмами: Св. Благоверныхъ Князей Бориса и Глеба и Великомуч. «Писцовой книге» 1683 года записано: «За острогомъ же на новыхъ местехъ церковь св. страстотерпцовъ Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ в св. крещении Романа и Давида, и св. вел.-муч. Георгия Победоносца, построена после прежнихъ писцов... Колокольня рубленая съ шатромъ, глава и крестъ обиты железомъ, а колоколовъ на ней большихъ и малыхъ 8, весом 37 пудъ 25 Далее дается подробное описание внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Г.И. Ясиницкий Глава V. «Аморальные» места Библии Критики любят вести нападки на Библию особенно с этой стороны. Но они забывают, что Библия – книга, написанная на Востоке и восточным образным стилем. Джеймс Нейль, известный знаток Востока, по этому поводу говорит: «ни один житель Востока не усмотрел бы в Библии ничего такого, на что так двусмысленно смотрят подкапывающиеся под нее. В Сирии даже теперь наблюдается простота речи, которой удивляются европейцы. Арабы совершенно откровенно говорят о самых деликатных вещах». Таков весь Восток в противоположность Западу: Восток говорит, но стыдится делать, Запад стыдится говорить, но не стыдится делать. «Чистые в мыслях восточные женщины, улыбнулись бы в ответ на придирки, какие чинятся не всегда чистыми критиками Библии, ищущими повода в этих выражениях Св. Писания». «Можно сказать еще больше», продолжает Нейль. «Библия, написанная на Востоке, людьми Востока и в первую очередь для жителей Востока не была бы естественной и истинной, если бы те вопросы, которые послужили у наших критиков для богохульных нападений на нее, совсем отсутствовали бы в ней». Жизнь всегда должна остаться жизнью во всех своих проявлениях. Такой полной ее и должно изобразить Св. Писание. Таким образом, после серьезного обсуждения данной мысли, становится ясно, что служащее предлогом для нападок у критиков, на самом деле может послужить лишь для доказательства Божественного происхождения Библии. Кто же кроме Бога допустил бы написать про пьянство праведного Ноя, про обман Иакова или о позорном поведении Лота, или взрыве гнева у Моисея, а также о грехе Давида, о вспыльчивости Петра и даже о ссоре между Павлом и Варнавой по поводу Марка? Если бы Библию писали простые сочинители, разве они не постарались бы в жизни святых скрыть темные стороны? Ведь именно так написаны большинство всякого рода «жития святых», принадлежащие перу неизвестных авторов. Но тогда мы не имели бы такого полного представления о сообщаемых личностях и легко могли бы впасть в заблуждение, судя по ним о том, как совершенствуется человек и какие искушения могут встретиться на пути его духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 49 1. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» ( Ис.49:1 ). Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. «Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель ( Мф.1:23 ). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9 ). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени. 2–4. «И соделал уста Мои как острый меч» ( Ис.49:2 ) которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. «Тенью руки Своей покрывал Меня». Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – «острый меч» есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010