Четвертый день. Поуч. 3-е. Преп. Иаков Постник. (Польза поста телеснаго). Преподобный Иаков, подвижник VI века, пятнадцать лет жил в одной пещере в Финикии. За свою богоугодную жизнь он получил от Бога дар чудотворения, так что не только верующие, но и язычники обращались к нему за исцелением от болезней, чем много язычников той области было обращено к христианству. Одно из чудес преподобного особенно замечательно. Однажды по всей Финикии настала сильная засуха, и голод стал угрожать жителям. Последние вместе с своим епископом усердно молили Бога о даровании дождя. И вот епископу в видении повелено было идти в ту пещеру, где подвизался преподобный Иаков и просить его помолиться о дожде. Епископ, собрав клир, в сопровождении народа, с молебным пением отправился к Иакову, прося его ходатайства пред Богом. Сначала Иаков, считая себя недостойным милости Божией, отказал им, но после усиленных просьб начал молиться; и во время молитвы ниспал дождь. Преподобный Иаков был погребен в той пещере, где подвизался. Через несколько времени мощи его были открыты нетленными и перенесены в созданную близ пещеры церковь во имя святого Иакова. II. Преподобный Иаков постник, за строгость жизни удостоенный дара чудотворений, поучает нас, братие, тому, как угодны Богу и полезны для души пост и воздержание. Когда представляются возражения против поста, то защитники устава церковного спешат оговориться, что истинный пост состоит не в лишении пищи, или худом качестве ея, а в обуздании страстей и делах богоугодных. В такой защите есть односторонность. Правда, церковь приглашает: «постяся, братия, телесно, постимся и духовно». (Сред. 1-й седм. Веч. стих.). Но от этого напоминания не теряет значения тот строгий пост, под которым должно разуметь или совершенное и довольно долгое неядение, или весьма воздержное вкушение сухих и малопитательных снедей. Такой, буквально принимаемый пост важен и как прямая жертва Богу, и как пособие к тому, чтобы другими святыми делами угождать Ему. а) Верный воин несет изнурительные труды, готов на всякие лишения, иногда по целым дням не пьет, не ест, особенно если видит, что и начальник его разделяет с ним тяжесть военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коломна. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь Михаила Архангела построена в конце XVIIIb. В 1828-1833гг. она была капитально перестроена в стиле классицизма по проекту архитектора Ф.М.Шестакова. Четверик храма равен по высоте и ширине трапезной и образует с ней единый внешний объем. Четверик выделен боковыми портиками с фронтонами и завершен массивной ротондой, перекрытой полусферическим куполом с люкарнами и отличающейся особой нарядностью и совершенством обработки. Архангельский храм был основан примерно в середине XIV в. Деревянная церковь находилась к западу от Коломенского кремля. К XVI в. здесь существовали уже два храма: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила. С тех пор ворота кремля стали называться Михайловскими, а местность вокруг храмов — Михайловской слободой. В 1700 г. «иждивением приходских людей» была возведена каменная церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Трех святителей. Дошедший до наших дней храм — самый большой в Коломне. Он сооружен на основе постепенной замены объемов предыдущего сооружения. Наиболее старая часть — колокольня второй половины XVIII в. (от нее сохранился только нижний ярус). В 1806 г. тщанием коломенских купцов Романа, Авксентия и Иакова Колесниковых была перестроена и увеличена трапезная, где утверждены престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех святителей. В 1820 г. на средства тех же заказчиков и семьи купцов Константиновых начинается строительство нового летнего храма. Проект, выполненный архитектором Ф.Шестаковым в стиле ампир, утвердил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, 4 июля 1823 г. Окончательная отделка завершилась в 1833 г. при священнике Петре Софрониеве. В начале XX в. на средства ктитора и благотворителя Иоанна Постникова были проведены работы в трапезной части. 18 июля 1906 г. освящен новый придел — во имя преподобного Серафима Саровского. К XX в. храм имел уже пять престолов. Три из них находились в летнем помещении: в честь Собора Архистратига Михаила, с севера — Казанской Иконы Божией Матери, с юга — во имя Трех святителей. Еще два были в зимней церкви: с севера — преподобного Серафима Саровского, а с юга — мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://sobory.ru/article/?object=01132

(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В стране финикийской 1725 , близ города Порфириона 1726 , жил отшельник, по имени Иаков, который, оставив суету сей временной жизни и приняв иноческий образ, пребывал в пещере в течение пятнадцати лет. Иаков весьма преуспел в постнических подвигах и сделался столь великим в добродетелях и угодным Богу, что сподобился от Него власти над бесами и именем Спасителя нашего Иисуса Христа совершал многие исцеления. Все люди дивились таковой его добродетельной жизни, и стекались к нему не только верующие, но и неверующие. Прозорливо узнавая, кто беседует с ним, боговдохновенный муж поучал их от Божественных Писаний и обращал к истинной христианской вере. Но исконный враг человеческого рода диавол, особенно враждующий против усердных служителей Христа, видя, что он посрамляется многими добродетелями и совершенною жизнью сего святого мужа, восстал против него своими кознями, желая изгнать святого мужа из тех мест. С этой целью он вошел в одного из неверующих самарян, живущих в городе Порфирионе, как некогда в Иуду, и научил его хлопотать об изгнании Иакова. Этот самарянин собрал многих единомышленников, родственников, друзей, знакомых, соседей и рабов, и пришел с ними в дом их нечестивого жреца. Там они устроили совет, как бы изгнать из пределов их страны Иакова, которой обращает от их веры многих ко Христу. После долгого совещания, они придумали коварное средство. Призвав к себе одну блудницу, они дали ей двадцать золотых монет и обещали дать еще столько же, если она пойдет и склонит ко греху Иакова отшельника. Тогда бы они обвинили его и с бесчестием прогнали из своей страны, как блудника. Нанятая ими женщина пошла к Иакову и стуча в его двери, просила отворить ей и пустить ее внутрь. Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец святой отворил дверь и, увидав стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келлию, стал лицом к востоку и с усердием молился Богу, чтобы Он отвел от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец, она громко закричала святому:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аскетические наставления на страницах Ветхого Завета До сих пор ходит мнение, что аскетика значительно моложе Библии, то есть Бог в Своем откровении не заповедовал нам аскетических предписаний, и это потом монахи все придумали. Какая ошибка! Конечно, наиболее читаемые аскетические сборники – монашеские: «Добротолюбие», «Древний патерик». Но гораздо старше «Древнего патерика» одна библейская книга, которую тоже можно назвать аскетическим сборником. И в этом убеждении я основываюсь на авторитетных словах знатока Писания и монашеской жизни. Лествица Иакова «Приточное учение представляется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в церковных подвигах», – пишет об этой ветхозаветной книге святитель Григорий Нисский (PG. 44. 617B). Книга Притчей представляет собой сборник для семейных людей, здесь приводятся наставления отца к сыну. Книга по большей части состоит из двух подборок изречений, принадлежащих святому царю Соломону. Между двумя Соломоновыми подборками вклиниваются слова мудрых. Кроме того, в книге есть еще: слова Авгура, слова Лемуила, царя. В Притчах Соломоновых мы не отыщем проповеди постнического жития, того монашеского образа жизни, о котором мы знаем из творений преподобных отцов. Книга Притчей посвящена аскезе семейных людей. И это делает ее весьма близкой для прихожан, несмотря на то, что она из Ветхого Завета. Чему тут удивляться? В новозаветной Церкви полным голосом звучит ветхозаветная Псалтирь. И если к царю Давиду восходит наш самый древний сборник молитв (ветхозаветный молитвослов), то к его сыну Соломону восходит самый древний аскетический сборник. Оба до сих пор служат Церкви, потому что они были от Духа Святого вдохновлены и вобрали в себя опыт поколений, живших перед Богом, живших Богом. Если монашеские сборники уделяют громадное внимание деятельной борьбе со страстями, то книга Притчей заботится об исполнении заповедей Божиих. Разве не стремление исполнять заповеди Божии породило борьбу со страстями? Ведь именно страсти мешают человеку жить по-Божьи. Борьба со страстями оказывается оборотной стороной исполнения заповедей. Книга Притчей не предложит нам подстрочный комментарий к десяти заповедям Моисеевым. Эта книга поэтическая, по большей части она написана в форме афоризмов. Но размышление о заповедях, конечно, будет.

http://pravoslavie.ru/52620.html

Преступление, покаяние и самое опасное животное. 5 святых с невероятным прошлым Тяжкие грешники, сумасшедшие и просто странные 27 мая, 2019 Тяжкие грешники, сумасшедшие и просто странные В истории Церкви было множество святых с удивительной судьбой. Грешники, сумасшедшие, ничем не примечательные обыватели вырастали в великих праведников и героев веры. Преподобный Иаков Постник: преступление и покаяние В VI веке в Финикии (древнее ближневосточное государство на территории современных Сирии и Ливана) жил монах-отшельник Иаков. Был он чрезвычайно силен духом: например, в борьбе с блудными желаниями он отсек себе руку. За его решимость бороться с грехом, искренние молитвы, глубокую веру и любовь к Богу и ближнему Иакову была дарована способность исцелять тяжкие недуги и изгонять бесов. Этот дар и стал для него огромным испытанием, чуть не погубившим душу праведника. Однажды к Иакову привели совсем юную девушку, одержимую злым духом. Иаков долго молился о ней, и, наконец, дух оставил ее. Для закрепления эффекта девицу оставили у Иакова на несколько дней, и это была огромная ошибка. В последнюю ночь монах поддался страсти и изнасиловал девочку, а испугавшись своего преступления – убил, а труп утопил. Придя в себя после содеянного, Иаков совершенно отчаялся и бежал. В течение долгого времени он скитался по пустыне, скрываясь от гнева Божия и правосудия человеческого, и, наконец, пришел к одному монастырю, где смог принести покаяние. Понимая, что совершенное им – преступление тяжелейшее, для искупления которого исповеди явно мало, он ушел еще глубже в пустыню, выкопал себе могилу и в ней жил еще десять лет, лишь в конце жизни получив откровение от Господа, что его грех прощен. Старец-девица Досифея: преодоление гендерных стереотипов Жила-была в XVIII веке девочка Даша. Когда ей было два годика, она вместе с мамой и папой поехала в Вознесенский монастырь у стен Московского Кремля (в 1929 году он был разрушен) в гости к бабушке-монахине, да там и осталась. В девять лет ребенка вернули родителям, но жизнь в миру ей уже не нравилась. До шестнадцати лет Дарья совершенно в духе подросткового максимализма спала на досках, строго постилась и отказывалась от развлечений, а потом сбежала, переодевшись в мужскую одежду, в Троице-Сергиеву лавру.

http://pravmir.ru/prestuplenie-pokayanie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010