иером. Иаков (Цветков) Св. преподобномученице Февронии 249 (25-го Июня). Кондак, глас 4-й. Подб.: Явился ecu... Прославим, веные, в песнях Февронию, оставившую все земное издетска; ибо она попрала врага, и получила сугубый венец победы. Икосы: (Τν μοναστν) Воспрославим ныне, верные, достойными песнями сию 250 славу монахов и украшение мучеников, Февронию: ибо она мужественно и с презрением низложила вражеския полчища, сперва постничеством, а потом священно воинствуя посреди ристалища и вопия к мучителям с дерзновением: «Издетска я возлюбила Христа с верою, и до конца спешу ради Его умрети, да с Ним обитаю ныне вовеки, и прииму сугубый венец моей победы. ( πρν τν υαν) Древле лукаво подвергший смерти Еву попирается краснейшими ногами отроковицы, и со стекашем вопиет: «Увы мне! Что сотворю? Ибо я мучусь 251 от той, чрез которую древле прельстил Адама, и ныне соделался посмешищем пред всеми. Ибо чрез жену я причинил человекам клятву, и чрез не же опять лишился тех, которых прежде содержал во узах. Ибо Христос, воплотившийся от Девы, излил жизнь древле осужденным, и сия получила сугубый венец победы. (Υπ τ σκμματι) 252 Пришед, наконец, в ристалище, святая дева, вооружившись крестом Христовым, как копием, вопияла: «Для меня как дары – эти оковы, о судиле! Твори, что хощешь». Почему сей нечестивец, воспламенившись гневом, подвергнул ее мучениям, думая чрез то ниспровергнуть ея мужество: но она, возвед очи свои горе, сильно устремилась к созерцанию Христа, котораго возлюбила, и говорить к игемону: «Ты сделался виновником великой для меня жизни; ибо я буду ныне ликовать с мучениками, и прииму сугубый венец победы. 249 Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринекого кодекса (f. 121); творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, начинающееся, над икосами, акростихом: Του. В Аф. кондакарии помещены кондак и три икоса (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 124 и 187). Св. преподобномученица Феврония, с двухлетнего возраста, воспитывалась в женском монастыре, в Сиваполе, древнем Ассирийскомъ городе; достигши совершенных лет, она совершенно посвятила жизнь свою на служение Богу в непорочном девстве; пострадала в царствование Деоклитина (184–305 гг. по Р. Хр.), быв принуждаема от мучителя к выходу в замужество, по чрезмерной красоте своей, и отвергши все предлагавшаяся ей земныя прельщения. 252 Сего икоса в «Anal. sacra» нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 178). Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в основном изводе), Θες ν οκτιρμος, ν δ τιμωραις δι φιλανθρωπαν βραδς... (покаянная молитва, адресованная ко многим лицам и известная только по данному списку), Δσποτα Κριε μνος ναμρτητος... μ βουλμενος τν θνατον το μαρτωλο... (известная по другим чинам), Κριε Θες τν δυνμεων κα πσης δξης...» (переделка одной из молитв основного извода) и «Δσποτα παντοκρτωρ, Πατρ... σου δεμεθα (см. там же); б) «εχ π ξομολογουμνων – Θες, δι’ μς νανθρωπσας (имеется в исповедном уставе Постника); в) εχ ες γυνακα μετ τ τεκεν ατς – Δσποτα Κριε παντοκρτωρ... πσαν φσιν λογικν; г) εχ π μετανοοντας γυνακας – Κριε Θες μν βασιλε τς δξης... и д) εχ λλη ες μετανοοντας γυνακας – Δσποτα Κριε Θες μν, θλων πντας σωθναι... (см. в основном изводе) 281 . Одна из последних молитв – именно молитва над исповедующимися, несомненно, приведена списателем чина, как образец разрешительной по-исповедной формулы (каковою она, действительно, и есть), употребительной в других чинах. Что касается до всех остальных цитируемых здесь молитв, то и сам переписчик данного евхология едва ли ясно сознавал, – какое именно они имеют назначение? Скорее всего, он потому только и внес эти молитвы, что вознамерился собрать все покаянного характера молитвословия, не вошедшие в состав редактированного им чина. Выходя, впрочем, из того соображения, что все изложенные здесь молитвы адресованы ко многим лицам, – есть основание предполагать, что переписчик предназначал их для публичного покаянного моления в случаях общественных бедствий. Встречаемое здесь разделение покаянных молитв, – одни – для мужчин, а другие – для женщин, – не ново вообще и имеет для себя аналогию, напр., в том, что в древности, когда при совершении исповеди полагалось чтение Евангелия, – для мужчин и женщин положены были Евангелия различные 282 . II. Чин, – состоящий из двух отдельных и самостоятельных частей. Первая из них надписывается – «κολουθα ες μετανοοντας». В состав её входил тропарь 4-го гласа – «ς πρνη προσππτω σοι...», затем чтение Апостола от послания Иакова, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Но, несмотря на хорошую изученность эпизода, в нем не все ясно. Зададимся вопросом: почему в этом сне являются не один корабль, а целых три? Вопрос только на первый взгляд кажется праздным. Сны, как известно, принадлежат сфере бессознательного, сложно и своеобразно преломляющего реальную действительность и переживания реагирующего на нее человека. Вполне возможно, что наше «толкование сновидений» окажется небесполезным для понимания художественного текста или его автора 80 . Припомним: видению Аввакума предшествует драматичный эпизод из жизни молодого священника. Егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехами обременена, блудному делу и малакии всякой повинна; нача мне, плакашеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне бысть в той час; зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дóндеже во мне угасло злое разжение. И, отпустя девицу, сложа с себя ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен. Время же яко полнощи, и пришед во свою избу, плакався перед образом Господним, яко и очи опухли, и моляся прилежно, да же отлучит мя Бог от детей духовных, понеже бремя тяшко, неудобь носимо. И падох на землю на лицы своем, рыдаше горце и забыхся, лежа; не вем, как плачю… 81 Историко-литературный и культурологический контекст описанной ситуации хорошо изучен в связи с рассмотрением генезиса сюжетно близкого эпизода повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» 82 . Среди агиографических источников его назывались соответствующие эпизоды Житий Иакова Постника (4 марта) и преподобного Мартиниана (13 февраля), а также проложный рассказ под 27 декабря «Слово о черноризце, его же блудница не прельстивши, умре». Вероятный источник всех трех текстов – сороковая новелла пятой главы Скитского патерика 83 . Указанные тексты – часть более широкого тематического круга агиографических рассказов о праведниках, победивших плотское искушение ценой нанесенного увечья, – деве Мастридии (25 ноября), мученике старце Философе (31 мая) 84 , целомудренном Зеноне-златокузнеце (Пролог, 7 октября) и многих других. Жест Аввакума, возлагающего руку на пламя свечи, дабы унять «огнь блудный», имеет потому «этикетное» значение, на что указывал А. М. Панченко 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

" Пост очищает душевные чувства от скверны прегрешений, развязывает прельщение горького греха и греховного долга, утверждает святые помыслы " [ 5 ]. " Он — ходатай вечно блаженной жизни, отеческое сокровище, мать всех послуживших Христу, подготовка к переселению в небесный Сион, бегство от горения в геенне, воспитатель у постящихся мужества Иова, незлобия Иакова, Авраамовой веры, Иосифова целомудрия и Давидовой доблести " [ 6 ]. " Приятие поста с горячим усердием, трудолюбием и любовию умеряет зной прегрешений " [ 7 ], творит постоянство святых устремлений [ 8 ]. На человека, постящегося в таком настроении, " не дерзает восставать демонское искушение. Постнику сопребывают с напряженной любовью Ангелы-хранители человеческой жизни " [ 9 ]. " Сам Человеколюбец Господь радуется восхождению людей на высоту добродетелей, преодолению ими страстей и веселится о приближении их к раю " [ 10 ]. Отмеченное нравственное значение поста можно обобщить в кратком заключении: пост очищает душу от страстности, подчиняет плоть духу и утверждает в человеке светлые мысли, чувства, устремления и навыки. Часть Б Видимое улучшение постящегося зависит не от одних естественных усилий его, но и от явления благодати [ 1 ]. Обогатившийся воздержанием обогащается Божеством, переоблачается в светлую одежду благодати и истинного благородства. Благодать поста обильно испускает очищающие лучи [ 2 ] и украшает души постников сияющим благолепием, слезами умиления, просвещением молитвы и любви, крепостью доброго мужества, всепроникающим душу страхом Божиим [ 3 ]. Постящимся даруется свыше тонкость духовного чувства благодати, дерзновение к Богу, утучнение сердца умилением [ 4 ]. Как разодравшие плачем ризу страстей, они принимают от Св. Духа Божественную одежду оправдания [ 5 ], наслаждаются светлейшими чувствами, осияваются Богом и видят силу Божию в своей чистоте и сладком душевном покое [ 6 ]. Входы к Богу отверзает им Господь Спаситель чрез дарование силы полного обращения от греха к святости [ 7 ] и прощение их грехов [ 8 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

в) Апостол Иаков, свергнутый с высоты и побиваемый камнями, молился за своих врагов. Вот еще непременная и, можно сказать, самая главная черта истинно благочестиваго. Есть люди, которые и в храме часто бывают, и долго молятся, и посты сохраняют, кажутся благочестивыми, – но крайне самолюбивы, как-нибудь ненамеренно оскорбите их, и они постараются непременно отомстить вам жестоким образом. Понятно, каково их благочестие: без любви в сердце, со злобою в душе благочестие немыслимо. Носящий в сердце злобу на других – служитель врага, а не Христа. Господь никаких подвигов не принимает без любви. «Если все имение мое раздам, если тело предам на сожжение, а любви иметь не буду, никакой пользы мне нет», говорит апостол. Да и как же иначе? Богу любви разве можно угодить без любви? Что молитва злобного человека? Это кадило без огня. Что милостыня? Это жертва Каина, не восходящая до неба. Христианская любовь простирается даже на врагов. В этом отличие любви христианской от языческой. В этом все достоинство любви. Тяжело любить врагов: просите любви у Бога любви. Тот, Кто научил молиться за врагов, подаст ее и нам. Итак, будет ли враг отнимать у нас доброе имя, поносить нас, укорять нас, угрожать нам, даже делом вредить нам, ответим на это христианским прощением, незлобием, терпением, если можно – и молчанием. Пожалеем злых людей и помолимся о них, да не погибнут они за злобу и в злобе своей. Будет в нас любовь, будет и искреннее благочестие, без любви же мы еще и не начинали жить для Христа. (См. Душ. чт. за 1886 г. октябрь). III. Мы видели, братья, кто и какой христианин истинно благочестивый, по примеру праведного апостола Иакова. Будем, насколько возможно, подражать ему, да поможет и нам Господь стяжать дух истиннаго, а не фарисейского благочестия. Он был строгий подвижник, великий молитвенник и постник. Возревнуем и мы об угождении Господу подобными подвигами. Он пламенел любовию к вере и ревность по вере запечатлел мученичеством. Потщимся и мы утвердить себя в ревности по вере до готовности за верность Христу и Евангелию положить жизнь свою. Он был незлобив и молился за врагов своих. Будем и мы упражнять себя в добродетели незлобия и кротости, прощать обидчиков наших, жить в мире с ненавидящими мир. (Сост. по указ. источн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Отец, дай мне наставление на пользу души, поучи меня, как сына твоего о Христе, и укрепи мое сердце, потому что меня часто и сильно смущают различные помыслы. Иаков сильно зарыдал и, плача неутешными слезами и бия себя в грудь, сказал: — Оставь меня, брат, плакать о своих тяжких грехах, коими я прогневал Бога; ибо я как бы слабой отрок, прельщённый диаволом, впал в погибель в сей моей суетной и бесчестной старости, и теперь погиб совершенно. Я в старости побеждён теми страстями, кои победил во дни своей юности: я впал в нечистое блудодеяние и более тяжкие грехи дерзнул сотворить. Выслушав Иакова, пустынник исполнился сильной скорби и печали и стал просить старца, чтобы он подробно рассказал ему всё диавольское искушение. Просил он сделать это по двум причинам: во-первых, дабы старец, исповедуя свои грехи, подвигнулся к покаянию, во-вторых, дабы он сам, выслушав историю падения старца, был научен осторожности и не впал в таковое же искушение. Тогда Иаков начал свое повествование. — Я, — говорил он, — служил Господу в постничестве и в пустынном житии более пятидесяти лет, упорно сопротивляясь страстям, знамения чего имею даже на своем теле, ибо я сжег на огне ради целомудрия свою руку. И я, недостойный, сподобился получить великую благодать от благого Бога, ибо чрез меня грешного Бог сотворил многие чудеса. Наконец, сатана вошел в одну девицу, родители которой, услыхав о бывшей во мне благодати Христовой, привели ее ко мне, чтобы я помолился о ней. При помощи Божией, я изгнал из неё беса. Они просили, чтобы их дочь осталась у меня в течение трех дней, до совершенного выздоровления, и, оставив ее у меня, ушли. Я же, разожженный плотским вожделением, помрачившим мой ум, забыв в то время о Боге, не убоявшись геенны, не пощадив своих многолетних трудов, насиловал девицу и растлил её девство. И не довольно для меня было сотворить один грех, но, по наущению беса, дерзнул совершить и другой более тяжкий, чем первый, ибо я убил ту девицу и бросил в реку её тело. Отчаявшись в своем спасении, я бежал с того места и теперь иду в мир, ибо как я могу возвести свои глаза к высоте небесной? если дерзну я призвать имя Христово, огонь небесный истребит меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

таинство Покаяния, или Исповеди, законно может быть совершаемо только Епископами и Священниками. Но ваши наставники дерзко поступая против правил св. Соборов, и против учения св. Отцов думали и думают найти для себя право совершать или принимать таинственную исповедь сами, именно: 1. Они говорят: «Св. Апостол Иаков сказал: исповедайте друг другу согрешения 783 . Следовательно могут принимать исповедь и люди не освященные». – Нет! Эти слова св. Апостола нс дают неосвященным людям права принимать исповедь. Ибо а) эти слова сами по себе явно неопределенны. Строго держась этих слов, м должно было бы поступать касательно исповеди так, чтобы тот, кому мы исповедуемся, исповедывался нам. Но так не поступаем мы нигде. Так не поступаете и вы. б) Как должно разуметь означенные неопределенные слова св. Апостола Иакова, ясно сказывает Малый Катехизис, и именно не так, как вам хочется, а сообразно с единогласным учением св. Церкви. Катехизис говорит: «Разрешити кающегося никтоже может, точию православный Священник... К сему и заповедь Апостольская послушествует, сице глаголющи: исповедайте убо друг другу согрешения. Исповедатися убо никомуже иному имам, точию пред теми, иже имут силу разрешити», т.е. пред Священниками 784 . 2. Они говорят: «в Большом Номоканоне в Потребнике, изданном при Патриархе Иосифе, напечатано: «Вопрос. Аще суть иноцы Священницы неискуснии слову, во еже приимати помышления, друзии же не суще Священницы, знают сей искус, достоит ли сицевым помышления приимати некиих, или ни? – Ответ. Иже помышления приемлют, врачев искусных чин содержат, знающих на недужных подобная (приличныя) наводити былия. Аще убо кто есть Священник, не искусен же, а другий не Священник, искусен же имея духовного деяния, сему паче Священника праведно есть помышления приимати, и правильно исправляти». – На поле против сего ответа в Потребнике напечатано: «Старча исповедь прията» 785 . – 3. Еще говорят: «в Большом Номоканоне напечатано следующее: «Достоит ли не священному иноку или освященному исповедания человеческая приимати самоволне, или ни? – Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

 Затем старайся не быть в праздности, читай авву Дорофея и Добротолюбие , и, не сомневаюсь, настроишь себя по-настоящему. Тебе непременно нужно владеть собою, старайся осознать чувство долга и развить в себе силу воли, а это даст тебе возможность не быть преступником, а, наоборот, спасти себя, спасти и других, что требует от нас Христос Спаситель. Велик не тот, кто никогда не падал, а кто часто вставал. Дети при начале своего хождения часто падают, но при помощи старших встают — не будем и мы с тобою, дорогой мой сыночек бояться падать вначале, но тотчас с плачем обратимся к Господу: «Господи, спаси, сохрани и помилуй меня, немощного», — и Милосердный Господь тотчас откликнется и скажет: «Не бойся, Я с тобою’». Прочти житие Иакова постника, и ты поймешь, как слаб человек и как милостив Господь. Ты пишешь, что ты по природе нравственный и чистый, и картины разврата возбуждали в тебе отвращение. И благо тебе: зачем же ты не принимаешь никаких мер, когда эти искушения стали к тебе приходить? Ты ведь сознаешь, что такие искушения можно побеждать, так и побеждай и благо будет тебе. Такая тактика даст тебе возможность развить в себе силу воли и привить себе чувство долга, и работай, дорогой…, в этом направлении поусердней, и увидишь плоды от этих усилий при помощи Божией. Я привык смотреть на тебя, как на серьезного молодого человека, у которого все рассчитано и размерено, и нет быстрых необдуманных поступков; поэтому я сердечно желал бы, чтобы ты принял меры к приобретению себе силы воли и чувства долга. […] Прими к сердцу мой совет, подумай, поработай над собой и посмотри, что из этого выйдет; не будь поспешен в своих решениях: сама жизнь покажет, что сделать нам и к чему призывает нас Промысел Божий. Благословление Господне да почиет над тобой, дорогой, горячо любимый мною сыночек… Грешный богомол, Алексий. В этом письме Батюшка обращает особенное внимание на борьбу с помыслами и искушениями. Дурные мысли — один из сильнейших врагов всякого, идущего к Господу. Они изгоняются усердной молитвой и затем работой, чтением и вообще каким-либо серьезным делом.

http://pravmir.ru/velik-ne-tot-kto-nikog...

Ты пролил за меня Свою кровь, а я стою ли того?.. Господь каждому дает задание, а его мы можем исполнить только, когда мы будем иметь общение со Христом, уподобляться Ему, а это будет тогда, когда мы будем оказывать любовь Христову. Не задавайтесь большими заданиями, а делайте то, к чему призовет Господь. Ты расстроен, он расстроен, все расстроены... А Христос о Своем расстройстве никому не говорил, всех утешал только. И в миру, и в монастыре есть отречение от мира. В миру, чтобы не захватывало нас то, что делается кругом нас («Бога нет» и т.п.). И в миру, и в монастыре есть общение с людьми, и потому и тут и там нужно стараться уничтожать свое «я». Когда видишь что хорошее в ком, надо стараться собирать. Как я, бывало, где был, видел хорошие обычаи, думал: ах, хорошо бы нам это ввести. Беседа на преп. Иакова Постника (1923 г.) Когда человек начинает жить по-Божьи, следить за собой, враг сейчас же начинает восстанавливать против него других людей. В обращении с каждым человеком, каков бы он ни был, нужно быть истинным христианином, как преп.Иаков был в отношении к соблазнительнице 3 и оказал ей всякое внимание и любовь. Подвиг, который несет человек с твердостью, может других, окружающих, привести ко Христу (преп.Иаков держал руку на огне) 4 . Преп.Иаков обо всех думал хорошо (не подозревал злого намерения самарянки). Нужно постоянно следить за собой. Чем ближе подходим мы к Богу, чем дольше работаем, тем дольше должны мы смиряться и больше приписывать все Богу, бодро смотреть за собой, а не спать; никогда нельзя успокаиваться, если в одном месте одержали победу. Нельзя говорить: «Ну, теперь я застрахован от греха, уже все сделал, можно быть покоимым». Господь по Своей любви к нам, желая нас еще более укрепить, сделать осторожнее и искуснее, попускает после первого другие искушения, еще более сильные, поэтому надо следить за собой, а не засыпать. Господь никогда не оставит человека, как бы низко он ни пал. Он употребляет все средства к тому, чтобы поднять его и спасти, и нельзя никогда говорить, что я уже ничего не могу сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

в)  Ап. Иаков, свергнутый с высоты и побиваемый камнями, молился за своих врагов. Вот еще непременная и, можно сказать, самая главная черта истинно благочестивого. Есть люди, которые и в храме часто бывают, и долго молятся, и посты сохраняют, кажутся благочестивыми, – но крайне самолюбивы; как-нибудь ненамеренно оскорбите их, и они постараются непременно отомстить вам жестоким образом. Понятно, каково их благочестие: без любви в сердце, со злобою в душе благочестие немыслимо. Носящий в сердце злобу на других – служитель врага, а не Христа. Господь никаких подвигов не принимает без любви. Если все имение мое раздам, если тело предам на сожжение, а любви иметь не буду, никакой пользы мне нет, говорит апостол. Да и как же иначе? Богу любви разве можно угодить без любви? Что молитва злобного человека? Это кадило без огня. Что милостыня? Это жертва Каина, не восходящая до неба. Христианская любовь простирается даже на врагов. В этом отличие любви христианской от языческой. В этом все достоинство любви. Тяжело любить врагов: просите любви у Бога любви. Тот, Кто научил молиться за врагов, подаст ее и нам. Итак, будет ли враг отнимать у нас доброе имя, поносить нас, укорять нас, угрожать нам, даже делом вредить нам, ответим на это христианским прощением, незлобием, терпением, молчанием. Пожалеем злых людей и помолимся о них, да не погибнут они за злобу и в злобе своей. Будет в нас любовь, будет и искреннее благочестие, без любви же мы еще и не начинали жить для Христа. (См. «Душеполезные чтения» за 1886 г., октябрь). III. Мы видели, братия, кто и какой христианин истинно благочестивый, по примеру праведного апостола Иакова. Будем, насколько возможно, подражать ему, да поможет и нам Господь стяжать дух истинного, а не фарисейского благочестия. Он был строгий подвижник, великий молитвенник и постник. Возревнуем и мы об угождении Господу подобными подвигами. Он пламенел любовью к вере и ревность по вере запечатлел мученичеством. Потщимся и мы утвердить себя в ревности по вере до готовности за верность Христу и Евангелию положить жизнь свою. Он был незлобив и молился за врагов своих. Будем и мы упражнять себя в добродетели незлобия и кротости, прощать обидчиков наших, жить в мире с ненавидящими мир. (Составлено по указанным источникам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010