Обратимся ли к святителям – от первого Митрополита Киевского Михаила – и не сможем закончить ряда их. Предстанут благоговейной памяти нашей святители Киево-Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген, Феогност, Киприан; Новгородские – с мудрым Иоанном и постником-чудотворцем Никитой; Ростовские – от Иакова до богомудрого Димитрия; Волынские и Сибирские, северные и южные святители и чудотворцы. Кто исчислит ряды преподобных – от Антония и Феодосия Печерских , монашеского жития начальников? Где мера подвигов учеников – постриженников и сотаинников преподобного Сергия Радонежского, воеводы северных русских монахов и собирателя русских земель? Им нет числа, и слабеет язык пред непомерностью счета их. Назовем ли тех князей, ратоборцев и строителей, и множество безвестных воинов, которые оружием и твердой верой ограждали мир и утверждение родной земли, положили жизнь свою в бранном подвиге или в схимнических одеждах предстали Богу? От святых Бориса и Глеба, Александра Невского через столетия простирается их многочисленный лик. Своим восторженным благодарным взором мы готовы видеть их в осенении воинских знамен, в блеске оружия и ратной славы. Но то всё прошло. А ныне незыблемо пребывает великая Русская земля, собранная и обагренная их кровью, и мы владеем ею под осенением нетленной силы их непрерывных молитв. Вспомним, братья и сестры, подвиг Христа ради юродивых, чьи имена так благоговейно хранит Святая Русская Церковь , подвиг монахинь преподобных, мучеников-страстотерпцев, многих по местам известных и безвестных отшельников и благочестивых мирян, чистой совестью и трудом рук своих послуживших ближним и в нерассеянной молитве отшедших к Богу. Вспомним и умолкнем в молитвенном созерцании их... Умолкнем потому, что столь великое неизмеримо словом. Как многообразен был подвиг святых! Как несходны пути и различно их земное служение! Сегодня научаемся мы, братья и сестры, тому, что во всяких внешних условиях возможно духовное совершенство и наследование вечной жизни. И, однако, не об этом хотелось бы говорить в память Собора святых, но хотелось бы увидеть нам то общее в их подвиге, что собирает их, помимо родства, – а ведь не все же были они по роду русскими, – в единый лик, объемля общностью и не лишая каждого его особности. Хотелось бы познать ту силу, которая возвела их на высоту совершенства и сродных нам соделала столь несхожими с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Кроме того, в церкви хранятся четыре старинные креста с частицами св. мощей разных угодников Божиих: 1) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за жертвенником в Христорождественском храме, с 49 частицами св. мощей угодников Божиих: Петра, Алексия, Ионы. Филиппа, Василия Великаго , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Гурия, Варсонофия и других 62 ); все 49 имен вычеканены на оборотной стороне креста; а на иконе изображены лики тех святых, частицы св. мощей коих находятся в кресте; крест и икона приложены в церковь в 1816 году купчихой А. И. Каретниковой; 2) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за правым клиросом в той же церкви; на лицевой стороне креста изображены: Нерукотворенный образ Спасителя, солнце и луна, копие и трость, внизу надпись: «Крест Хранитель всея вселенныя, крест красота церковная, крест царем держава, крест бесом язва. Лета 7283 (1775) написася»; на оборотной стороне креста надпись: «святых части мощей многих», а по сторонам надписи вычеканено 36 имен святых, как то: Иоанна Предтечи, ап. Андрея Первозванного, ап. Матфия, ап. Иакова брата Господня, Спиридона чудотворца, Марии Магдалины, препод. Сергия Радонежского чудотворца и других; внизу креста надпись: «Божии благоволением и потщанием своего обещания грешный I. П. (под титлами) соделал сей честный крест ради своего келейного моления в царствующем граде Москве в лето 7283 (1775) декабря 5 дня на память Святителя Христова Николы Чудотворца»; 3) сребропозлащенный крест на иконе Казанской Божией Матери, на оборотной стороне которого вычеканены слова: «мощи многих святых», а вокруг этих слов вычеканены имена святых, числом 18, как то: ап. Андрея Первозванного, ап. Петра, Александра Свирского , Иоанна Новгородского и других; приложен сей крест в церковь в 1853 г. мещанином Дмитрием Иосифовым Кузнецовым; 4) сребропозлащенный крест (в Знаменской церкви), на лицевой стороне которого имеется надпись: «в сем кресте от мощей части Преподобных отец наших Пимена Болезненного и Иосифа Постника».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

А сколько еще Он дает нам увеселения, радости и утешения в Таинствах! В Крещении благодатью Его мы рождаемся в новую, духовную жизнь и делаемся членами благодатного Царства Его; в Миропомазании получаем благодать, освящающую и укрепляющую нас в жизни духовной; в Причащении таинственно соединяемся со Христом и получаем залог жизни вечной; в Покаянии от Него же – Христа – получаем прощение и разрешение от грехов; через таинство Священства мы получаем пастырей и учителей, на которых низводится благодать Духа Святого, дарующая им власть пастырскую, т. е. власть учить, священнодействовать и пасти стадо Христово; в браке мы получаем благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей и, наконец, в Елеосвящении врачуемся от болезней души и тела. Ясно, таким образом, что и Своими святыми Таинствами по вся дни также увеселяет нас Христос Бог наш. Итак, правду сказал Евтропий, что по вся дни увеселяет нас Христос наш, посещая ны благодатью Своею. И подлинно, как мы сейчас видели, там свет и истина от учения Христова увеселяют дух наш; здесь Таинства рождают нас в жизнь духовную и укрепляют в оной, соединяют нас со Христом, освобождают от грехов, освящают нашу семейную жизнь и даже и в болезни и при смерти не оставляют нас своей благодатной помощью. Что же после сего нам остается? Остается только воспользоваться утешением Господним. А для сего и будем чаще читать слово Божие, чаще посещать храм Божий, чаще размышлять о великой благодати, даруемой нам в Таинствах, чаще помышлять о беспредельной любви Божией к нам и чаще представлять себе и то, что Христос всегда все готов сделать для нас. И тогда при этом несомненно и радость Господня вселится в нас, «и возрадуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет у нас» ( Ин.16:22 ). Аминь. 4-й день 190. Как нужно обращаться с грешниками, близкими к отчаянию (Из жизни преп. Иакова Постника. Чет. Мин. 4 марта) Одно из дел милости духовной состоит в том, чтобы отклонить грешника от греха. Дело это имеет великую цену в очах Божиих. Апостол Иаков учит, что кто «обратит грешника от заблуждения пути его, тот спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Но, имея великую цену в очах Божиих, святое дело это, и вообще не легкое, в иных случаях становится к исполнению весьма трудным. Возьмем для примера хотя бы следующий случай: вот перед вами человек, впавший в глубину зол и близкий к совершенному отчаянию. Как вы станете спасать его? С чего начнете? Что будете говорить? Чем к Богу обращать? А между тем и спасать, а поэтому и говорить что-либо и обращать его к Богу необходимо как нельзя больше. Ибо, что может быть ужаснее, когда от человека с минуты на минуту можно ожидать, что он покончит с собою и таким образом пойдет в муку вечную? Ведь и на нас может лечь тяжкая ответственность в погибели его, и с нас может взыскать Бог за то, что мы имели возможность спасти его и не спасли. Как же тут, например, быть? Что тут делать?

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Вспомним сегодня, например, о святой Марии Египетской, которая была поначалу столь великой грешницей, что сила Божия даже не допускала ей войти в церковь . Но и она смогла покаяться и настолько исправить свою жизнь, что стала великой преподобной. Господь принял ее покаяние и увенчал ее особой святостью. Вот как самый последний грешник или грешница способны исправиться через покаяние! Можно привести и еще один замечательный пример – из жития преподобного отца Иакова Постника, который, уже прославившись чудесами, изгонял бесов. Как-то он изгнал беса из некоей девицы, а потом искушением диавольский впал с нею в грех и потом убил. Враг хотел после этого ввести его в другой грех – в погибельный грех отчаяния. Но Иаков, опомнившись, ушел с прежнего места, нашел пещерную гробницу, где лежали кости какого-то мертвеца, сгреб их все в один угол и затворился в этом каменном гробе на покаяние. И вот однажды в той стране наступили бездождие, великая засуха и буря. Все люди молились с постом там в это тяжкое время, и их епископу было откровение, что есть здесь некий святой отец, живущий во гробе, и что если он помолится, то все бедствия прекратятся. Его разыскали, умоляли выйти и помочь своей молитвой, но он даже не отвечал. Буря и бедствия еще более усилились. Народ же еще более усилил молитвы и пост, и епископу было опять откровение – некий голос сказал: «Иди к рабу моему Иакову, и если он помолится, то все бедствия прекратятся». И вот все пошли к его пещере, вновь просили его о молитве и в конце концов насильно открыли двери гробницы. Он же, не решаясь и очи возвести к небу, воздвигнув, однако, руце горе, долго молился о тех людях. И вот еще не окончил он своей молитвы, как пошел большой дождь, песчаная же буря прекратилась. Тем самым Иаков получил извещение от Бога, что Господь простил ему его грехи. После этого он вновь начал совершать многие чудеса благодатью Христовой. Видите, как Господь принимает кающихся и прощает их: объятия Отчи вновь и вновь отверзаются всем искренне кающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанна Постника, патриарха К-польского, бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Иакова Персянина, Евстафия и Меркурия, 40 Севастийских мучеников, мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, Нестора, Агафангела, прав. Лазаря Четверодневного, миро вмч. Димитрия Солунского и др. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 183; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 19882. Σ. 480-481; Натроев А. И. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 64-65; Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 247. Иером. Леонтий (Козлов) Монастырский комплекс начал складываться на территории бывш. лавры Климента, постройки к-рой группировались вокруг кириакона (главного храма), находившегося на месте совр. ц. св. Иоанна Предтечи в сев.-вост. части двора; алтарь кириакона был ориентирован на восток с сильным смещением к северу. Кафоликон И. м. был построен в кон. Х в., причем его ось была сдвинута, так что алтарь стал строже ориентирован на восток. После пожара 1804 г. зап. часть расширившегося мон-ря была перестроена и переориентирована на ось кафоликона. Т. о. сложился уникальный план мон-ря из 2 трапециевидных четырехугольников. Пятиэтажная колокольня (1513, сильно повреждена землетрясением 1905) находится в зап. части юж. линии построек. Главный вход в мон-рь (с открытым портиком 1867) располагался в центре сев. стены, в ее новой части; левее его сохранился старый вход, над к-рым помещалась икона Портаитиссы; он открыт в упомянутый выше портик и ведет в храм Пресв. Богородицы Портаитиссы. Новый вход недавно устроен в центре юж. стены, справа от пирга (оборонительной башни мон-ря). Кафоликон Пресв. Богородицы (980-983) является одним из старейших на Св. Горе. Он был построен после кафоликона Великой Лавры (963) и одновременно с кафоликоном Ватопеда (между 972 и 985), с к-рым имеет большое сходство.

http://pravenc.ru/text/293365.html

В 1881–1882 годах он работал над богослужебными славянскими и греческими рукописями в Риме в Ватиканской библиотеке. Результатом этой работы была вышедшая в свет в 1885 году в Казани книга «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки». Эта книга, обозначившая круг научных интересов Н. Ф. Красносельцева , содержит лексико-грамматический и археологический анализ-комментарий фрагментов 30 рукописей, среди которых следует отметить такие памятники, как Устав XIV-XV веков, Устав 1317 года, Часослов XV века, Псалтирь XIV века, Триоди Постные и Цветные XII-XVI веков. Октоихи XII-XIV веков, Богослужебный сборник XVI века, Сборник литургических статей XV века, литургия святого апостола Иакова и святого Иоанна Златоуста в Сборнике XV-XVI веков, толкования на литургию святого Василия Великого , святых Иоанна Постника и Германа Константинопольского , чинопоследования святого Крещения и Миропомазания, Обручения и Венчания, Елеосвящения и освящения воды, литургия святого Иоанна Златоуста по рукописи XVI века 510 . Излюбленной сферой занятий Н. Ф. Красносельцева было изучение процесса становления чина литургии и комментирование его древних списков. Движущей силой его археологических поисков была забота о преемстве предания в истории литургии, генезисе и генеалогии современного чина литургии. Разыскивая литургический материал в отечественных и заграничных библиотеках, Н. Ф. Красносельцев собрал много малоизвестных и вовсе не известных богословской науке сведений по истории литургии. Эти сведения составили содержание книги «Материалы для истории чинопоследования литургии Иоанна Златоуста » (Казань, 1889), которая является продолжением сборника «Сведения». В «Сведениях» содержатся данные преимущественно древнего периода, когда еще не было полных и подробных уставов литургии и в обращении находились краткие редакции, состоящие почти из одних молитв с эпизодическими уставными указаниями. В «Материалах» Н. Ф. Красносельцев опубликовал открытые им подробные уставы литургии XIII-XV веков на греческом и церковнославянском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мученики Павел и сестра его Иулиания жили в Птолемаиде финикийской. Они замучены были при императоре Аврелии, около 273 г., первый – за то, что при въезде царя-мучителя христиан в Птолемаиду перекрестился и, обратившись к сестре, сказал: «Готовься, сестра; христианам предстоит великое искушение». Иулиания же замучена за то, что, когда взят был брат ее, вбежала на судилище и начала упрекать царя в жестокости. Царь, плененный красотой Иулиании, сначала уговаривал ее отречься от Христа, обещая жениться на ней, а брата сделать сановником. Святых мучеников бросали в кипящую смолу, клали на раскаленные железные кровати и поливали растопленным салом, сажали к ядовитым животным, бросали в яму, наполненную горячими угольями; но Господь хранил их невредимыми, так что многие из народа и воинов, воскликнув: «Нет другого Бога, кроме Бога Павла и Иулиании!», сами отдавали себя на мучения. В числе их был воин Акакий. Наконец Павел и Иулиания были усечены мечом. Св. Григорий был епископом города Констанции на острове Кипре. Жил в XIII веке. Преподобный Иаков называется Постником за свои постнические подвиги. Он подвизался в одной из пещер в Финикии, недалеко от горы Кармильской. Имел дар чудотворения и власти над злыми духами и многих из язычников обратил ко Христу. Но враг спасения душ человеческих ввел и такого подвижника в искушение и падение. Однажды приведена была к нему для исцеления бесноватая девица. Преподобный исцелил ее; но родители, боясь возобновления болезни, просили праведника оставить дочь у себя на три дня. Иаков, понадеявшись на свои силы, что не впадет в искушение, оставил. Но случилось то, что страсть взволновала его душу и победила страх Божий и все его святые чувства и стремления. Преподобный пал и, кроме того, чтобы девица не объявила о грехе, убил ее и бросил в реку. Но совесть тотчас же пробудилась в нем, стыд и страх начали терзать его, так что он уже терял надежду на милосердие Божие и задумывал уйти из пустыни в мир. Но Господь не допустил до сего праведника. Некто благочестивый инок вразумил Иакова, и он, затворившись в пещере, наполненной костями мертвых, десять лет провел в воздыханиях, слезах и молитвах. Господь простил праведника и снова возвратил ему дар чудотворения. Св. Иаков жил в VI веке. Мощи его перенесены в созданную близ пещеры церковь во имя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

22. Священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго (362–363). Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (I–II). Преподобнаго Исаакия Далматскаго (IV). 23. Преподобномученика Никона епископа и 199 учеников его (251). Преподобнаго Никона, игумена Киево-Печерскаго (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Святаго мученика Василия Мангазейскаго (1602). 24. Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Захарии. Святителя Артемия, епископа Солунскаго. Преподобнаго Захарии, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Святителя Артемона, епископа Селевкийскаго (I–II). Преподобнаго Иакова исповедника (VIII–IX). Преподобнаго Захарии монаха. Иконы Божия Матери, именуемыя «Тучная Гора». 25. Благовещение Пресвятые Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. На утрени прокимен, гл. 4: Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Припев на 9-й песни канона: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Иконы Благовещения Божия Матери (XVI). 26. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, епископа Сирмийскаго (304). Мучеников Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мучениц: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфския, и Дуклиды (ок. 375). Преподобнаго Малха Сирийскаго (IV). Преподобнаго Василия Новаго (X). 27. Святыя мученицы Матроны, иже в Солу не (III–IV). Мучеников Мануила и Феодосия (304). Преподобнаго Иоанна прозорливаго, Египетскаго (394–395). 28. Преподобнаго Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754), и Стефана чудотворца, игумена Триглийскаго (IX). Преподобномученика Евстратия Печерскаго, в Ближних пещерах (1097). Преподобнаго Илариона Псковоезерскаго, Гдовскаго (1476). Мучеников Ионы и Варахисия и других с ними (IV). Мученика Бояна, князя Болгарскаго (ок. 830).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1843-1848 гг. Новгородской епархией управлял митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский) , к-рый дважды посетил Новгородскую губ.: в сент. 1843 г. на 20 дней и летом 1845 г., прожив там около месяца. Он добился выделения свыше 10 тыс. р. на пособие сверхштатным священно- и церковнослужителям сельских церквей епархии, которые остались вне штата или были лишены средств к существованию. По его указанию были приведены в «безопасный вид» древние и ветхие церкви Новгорода - всего 14 храмов, из которых 5 (располагавшаяся близ Новгорода Успения Пресв. Богородицы, ап. Иакова на Яковлеве ул., Димитрия Солунского на Дослане ул., ц. Иоанна Предтечи бывш. Росткина монастыря и находившаяся «в совершенных развалинах» ц. Всемилостивого Спаса) в 1846-1848 гг. были разобраны. В связи с болезнью митрополита в июле 1848 г. по предложению обер-прокурора Синода Н. А. Протасова решение дел по духовно-учебным заведениям Новгородской епархии было передано еп. Старорусскому Леониду. 4 нояб. 1848 г. указом имп. Николая I на Новгородскую кафедру назначен архиеп. Никанор (Клементьевский) , за митр. Антонием была оставлена С.-Петербургская епархия, однако за то время, пока архиепископ ехал из Варшавы, скончался митр. Антоний, и 20 нояб. 1848 г. Никанор был определен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. По офиц. данным, митр. Никанор находился в Новгородской губ. месяц в 1849 г., по 2 месяца в 1851 и 1852 гг., летом 1856 г. На протяжении всего своего управления он вел активную переписку с викариями, внимательно следил за епархиальными делами. После смерти митр. Никанора 17 сент. 1856 г. Новгородской епархией до назначения его преемника 1 окт. того же года по причине отсутствия викария руководила Новгородская духовная консистория. В 1856-1860 гг. Новгородская епархия находилась под упр. митр. Григория (Постникова) . Практически каждый год митрополит приезжал в Новгородскую губ. для обозрения церквей и мон-рей и проводил там около 3 месяцев. В 1858 г. в Званке, согласно завещанию вдовы Г. Р. Державина - Дарьи Алексеевны (урожд. Дьякова; 1767-1842), были начаты работы по устройству жен. мон-ря и уч-ща. В дек. того же года в Синоде был рассмотрен предложенный митрополитом проект устройства в бывш. имении гр. А. А. Аракчеева в с. Грузине Новгородского у. миссионерского ин-та (не реализован). После смерти митр. Григория епархией в июне-июле 1860 г. временно управлял еп. Старорусский Евфимий (Беликов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Тамо узриши (и поклонишися) многи и различныя мощи, из них же и сия: Святаго Георгия мученика часть. Святаго Иоанна Златоустаг о. Святых Безсребреников. Нога святыя Макрины цела. Святаго первомученика и архидиакона Стефана часть. Святаго Киприана нога цела. Святаго Василия Амасийскаго рука вся. Миро святаго Димитрия. Святаго Апостола Петра кровь. Святаго Пантелеймона часть. Нога святаго Михаила Синадскаго. Святаго Афанасия Великого часть. Святаго Апостола Луки. Святаго Апостола Варфоломея. Святаго великомученика Ермолая. Святаго мученика Меркурия. Святаго Иоанна патриарха Константинопольскаго, постника. Святаго Стефана новаго. Святаго Ипатия. Святых 40 мученик. Святаго Агафаггела. Святых 5 мученик. Святаго Евстафия. Святых Феодоров, Стратилата и Тирона. Святаго и праведного Лазаря. Святаго Нестора. Святыя Анастасии. Святаго Иакова Персянина. Глава святаго мученика Фотия– И иныя различныя частныя мощи. На праве, яко же входишь в церковь , обретается придел святаго Николая. А на леве Собор Архистратигов. Обретается и церковь иная древняя Предтечева, внутрь монастыря, имущая четыре столпы мармаровыя зеленыя, и помост изрядный. И ина церковь Пресвятыя (близ врат монастырских), свинцепокрыта, создана от пресветлейшаго государя Тверскаго Асотана. В сем обегается икона Владычицы, яже именуется и Портаитиса Придверница, яже прииде по морю сама во время иконоборства. Обретаются же лампады пред святою иконою оною сребряныя 14-ть, кроме иных, неусыпаемыя. Обретается и иеромонах (прозмонарий ключарь) благоговейный и добродетельный, един тамо всегда обретался и служа церкви, которой и поет повседневное последование в ней и молебны. Икона же та вся украшена есть златом и камением честным. Поверх себе имать покров изрядный, и окрест ея висит лампад осмдесят сребреных, и внизу под собою имать различныя обетования многоценная, иконы малыя и нанедренники сребропозлащенны. Икона вельми чудотворная, имать же и знак ножеударения на шии, отнюду же истече крови много, и видится даже до днесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010