Через три или четыре года, когда диакон его, Иаков, вознамерился отправиться в Иерусалим и просил его соизволения, епископ, отпуская его, сказал: «прошу тебя, брат мой, осведомись достоверно об отшельнике Пелагие, живущем несколько лет в затворе; навести его, как посланный мною, и приветствуй моим благожеланием и благословением; я уверен, что посещение это будет полезно и тебе». Иаков исполнил приказание Нонна. Помолясь у гроба Господня, он начал отыскивать отшельника Пелагия, и нашел под этим именем, Пелагию на Елеонской горе, в тесной келье, со всех сторон забранной стенами, за исключением отверстия, в которое входил свет и подавалась ей пища. Он постучал, затворница открыла ставню и узнала Иакова, который не мог узнать ее, так как пост и строгость жизни изменили ее совершенно; вместо очаровательной, пленявшей всех красоты, тощее ее лицо представляло облик мертвеца; глаза глубоко впали, и кожа приняла совершенно темный цвет. Она спросила Иакова только, откуда он? и когда он отвечал, что прислан Нонном, сказала: «пусть молится о мне, потому что он воистину Божий святой»! В ту же минуту, захлопнув ставню, она начала петь молитвы. Пораженный видом и словами отшельника, Иаков тоже молился перед стеною кельи. Возвращаясь в Иерусалим, он посетил окрестные монастыри и везде столько слышал о затворнике Пелагие, что решился еще раз навестить его, в надежде услышать какое-либо полезное наставление. Снова постучался Иаков в окошко, но, несколько раз повторив это, и не получая ответа, подумал, что пустынник перешел в другое место; другая мысль говорила ему: он, может быть, умер? Иаков решился выломать окно; он взглянул в келью, печальное предчувствие не обмануло его! Замазав окно грязью, он поспешил в Иерусалим, где возвестил о смерти затворника. Отшельники многочисленных обителей, в сопровождении народа, пришли к келье великого пустынника, вынесли тело и собирались омыть его, когда увидели, что то была женщина! Не было возможности скрыть этого от народа. «Да будет прославлен Господь наш, Иисус Христос, переходили восклицания из толпы в толпу; да будет возвеличен Бог ! воздвигающий и помазывающий таких о нас пред Ним молитвенников! изливающий источники благодати Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем. В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой: помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели. В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: " поля остались несжатыми " . В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем для всех приходящих. Во время борьбы за великокняжеский престол в 1429 году казанские татары совершили набег на костромскую землю. Набегу подвергся и Железноборовский монастырь. Он был разграблен и сожжен дотла. Преподобный Иаков со своей братией укрылся в глубине окружающего монастырь бора. Возвратившись на пепелище, иноки построили новую обитель. Незадолго до своей кончины преподобный Иаков был возведен в сан игумена.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе; память его чтится 7 апреля в день преставления, 16 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 года) и 30 декабря в день обретения мощей (1652 года). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного. 11-й день. Преподобный Иаков Железноборский Угодник Божий Иаков происходил из рода Галичских дворян Амосовых; с раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и, подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его Троицкую обитель. Великий отец иноков постриг его в ангельский образ, и он, под благодатным руководством Сергия, возрастал в духовной жизни, проходя все послушания и побеждая все искушения вражеские. Потом, с благословения угодника Божия, он поселился в тридцати верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тебзы. Здесь он основал обитель во имя святого Предтечи Иоанна, в которой и был первым игуменом. Пришедши случайно в Москву, он своими молитвами возвратил к жизни супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая страдала трудными родами и была при смерти. Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Во время набега татар на Кострому, когда сожжен был этот город, преподобный Иаков с братией удалялся в дремучие леса; возвратясь на пепелище, он восстановил обитель, построил еще церковь святителя Николая, ископал пруды своими руками. Во время голода он с любовью питал всех бедняков, прибегавших к нему как к отцу своему. Преподобный Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. До пятидесяти исцелений и других чудесных знамений, совершившихся по молитвам преподобного, записано в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, полное житие этого угодника Божия составлено на основании описания Мефодиева и на том, что сам он видел и слышал о преподобном Петре. Время жизни святого Петра в источнике не сказано. Блаженной памяти агиорит Никодим, не означая времени, когда он жил, называет его только первым безмолвником Афона, а другой агиорит, дидаскал Иаков, основываясь на разных обстоятельствах, относит его к девятому веку. В том же веке видят жизнь его Киевский Месяцеслов и Библейско-биографический словарь Ф.И. Яцкевича. Полный месяцеслов архим. Сергия указывает кончину св. Петра в 734 году.    Схоластик – законоискусник, мудрый изъяснитель трудных мест в писаниях. Такое значение имели они в Церкви пятого века. См. «Начертание церковной истории» Иннокентия: век пятый; училища.    Все это случилось в царствование Феофила, когда агаряне, завоевав Амморею фригийскую, многих отвели в плен в Сирию и доставили мученический венец известным 42 мученикам в Амморее (смотри 7 марта). Агиорит Иаков. Ркп. в нашей библиотеке.    т.е. унция – 12-я часть фунта.    Мысль эта хорошо раскрыта у преподобного Макария Египетского, смотри его творения, беседа 7. Изд. 3, Москва, 1880.    Небесная та пища, приносимая Ангелом святому Петру через 40 дней, было приобщение пречистых, животворящих Христовых Таин, то есть определенный на послужение ему святой Ангел являлся к нему в назначенное Богом время и приобщал Святых Таин, как это было и с теми преподобными отцами, которых преподобный Пафнутий обрел в пустыне (см. 12 июня). А манна была пища телесная. Посему-то святой Петр и не просил (как увидим ниже) обретшего его, по устроению Божию, ловца принесть ему святого хлеба, подобно преподобной Марии Египетской (см. 1 апреля, и Феоктисте из Лезвы см. 9 ноября) и многим другим святым, жившим отшельнически. Агиорит Иаков.    Не удивляйтесь, говорит агиорит Иаков, слыша название «обители», ибо в продолжение пятидесяти трех лет сокровенного пребывания святого Петра на Горе начали созидаться на ней и обители. Притом нужно заметить, что Гора никогда не была совершенно необитаема; только тогдашние монидрионы во время нашествия варваров и разбойников часто были разрушаемы, опустошаемы и уничтожаемы. Мы знаем, что обитель Зиг существовала уже тогда, когда прибыл на Афон преподобный Афанасий.    Климентовой пристанью назывался залив близ существовавшего в древности города – Kleonwn. Здесь пристал корабль Богоматери; здесь же остановился и чудотворный образ Богородицы Портаитиссы. По этому-то названию пристани устроившийся там в первый раз монидрион и получил название обители Климентовой. Во времена святого Петра он носил то же название. В 960 году явились из Грузии Иоанн с сыном своим Евфимием и создали там пирг и храм во имя Предтечи, под названием Piqou и Carsana. Потом, в 1030 году, прибыл туда же из Грузии Георгий Торникий Спафарий, и там, на месте монидриона, воздвиг обширную обитель, которая доныне носит имя Иверской. Агиорит Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Преподобный Иаков родился во второй половине XIV столетия и происходил из славной галичской фамилии дворян Амосовых, или Аносовых. Относительно отроческих лет жизни преподобного не сохранилось никаких сведений; несомненно только, что наклонность к иноческой жизни развилась у него еще в юношеских годах. В это время в дремучих лесах Радонежских подвизался преподобный Сергий. Сюда и направился юный подвижник после кончины родителей своих, раздав полученное от них наследство. Оставив своих родных и отсекши все мирские привязанности, блаженный Иаков пришел к преподобному Сергию и просил принять себя в число троицкой братии. Видя твердое намерение Иакова посвятить себя трудам и подвигам отшельнической жизни, преподобный Сергий принял его в свою обитель. Несколько лет подвизался преподобный Иаков в Радонежской обители. Потом, ища большего уединения, он удалился из нее и избрал местом своих подвигов Железный Боров — глухой лес близ железных рудников на левом берегу Тебзы, недалеко от впадения ее в реку Кострому. Здесь Иаков поставил крест и келлию, подвизался уже в полнейшей тишине и безмолвии. Но, по неисповедимым судьбам Божиим, место подвигов преподобного должно было открыться людям для того, чтобы светильник Божий не был под спудом, но на свещнице и светил бы всем. Слух об отшельнике распространился по окрестностям, и к нему мало-помалу начали приходить люди, искавшие подвижнической жизни. Когда число братии значительно увеличилось, преподобный Иаков решил построить храм во имя св. Иоанна Предтечи. Подвигами поста и молитвы он достиг, наконец, высокого духовного совершенства и удостоился от Бога дара прозорливости или предвидения будущего. Известен следующий случай прозорливости святого. В 1415 году случилось преподобному Иакову, вероятно, по делам своей обители быть в Москве; в это время супруга князя Василия Димитриевича София Витовтовна сильно страдала родами и была уже, как думали, при смерти. Великий князь, глубоко уважавший преподобного, послал к нему нарочитого с просьбой помолиться о его больной супруге, чтобы Господь сохранил ей жизнь. Преподобный отвечал посланному: «Скажи князю, чтобы он молился Богу, Пресвятой Богородице и мученику Лонгину, так как этот мученик — ходатай и молитвенник всему роду его; о княгине же пусть князь не печалится, потому что она будет здорова и сегодня же вечером родит сына, наследника». Действительно, все так и случилось, как сказал преподобный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скоро в новой покровской обители оказалось до 100 братий. Аврамий с сильным оружием духовным выступил на борьбу с закоренелым язычеством. Чудное действие производит на сердца посетителей община подвижников благочестия! «Бедный, посетив обитель иноков, говорит Св. Златоуст , идет из монастыря с утешением для бедности; посещает иноков богатый и возвращается от них лучшим с здравыми понятиями о вещах; когда приходит к ним облеченный саном, пропадает здесь вся надменность; здесь и волков обращают в агнцев; если загорелось в ком желание вести подобную прекрасную жизнь, пока горячо в тебе это желание, спеши к ангелам и разгоришься еще более» 123 . Таково именно было значение Аврамия в чудской стране! Он сам жил уединенно под горою: но сюда приходили к нему ученики для исповедания своих помыслов; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чудский город стал христианским. Чухломская страна по всей справедливости чтит пр. Аврамия своим просветителем. Городецкий свой монастырь Аврамий передал под начальство ученику Иннокентию и мирно почил 20 июля 1375 года. Преподобный Иаков Железноборский В 1392 году Препод. Сергий, уже приближаясь к закату дней жизни, благословил еще одного из учеников своих – Иакова на отшельничество. Иаков долго странствовал по лесам и пустынным местам, наконец достиг Галича, и в 30 верстах от города –своей родины, в глухом лесу, у железных рудников поставил крест и хижину. Окруженный непроглядною чащею леса и болотами пустынник, казалось был совершенно сокрыт от мира. Уединенные подвиги свои Иаков совершал несколько лет. Но Господу угодно было открыть его убежище, для поучения мира. Первые нашли чудного подвижника возделыватели и изыскатели железной руды, препод. Иаков был в раздранном рубище, а в его хижине, кроме иконы и двух – трех книг не было ничего и ни куска хлеба. На вопрос рудокопов: чем он утолял голод? Иаков отвечал: кореньями и травами, редко ходил он за хлебом к некоему Христолюбцу, жившему в той местности. Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Явление Иакову одного из невидимых старцев в скиту Кавсокаливии Явление Иакову одного из невидимых старцев в скиту Кавсокаливии Многие интересуются невидимыми старцам Святой Горы Афон. Действительно, каждое явление этих старцев бережно сохраняется и передается монахами Афона как самое сокровенное предание. Поведаем об одном случае, о котором мало кто знает. - Святая Гора Афон   В каливу, расположенную под кириаконом скита Кавсокаливия, много лет назад пришел болгарин по имени Иаков и предал себя в послушание строгому греческому старцу. Он, имея большую ревность к аскетическим подвигам, приходил по ночам в притвор храма и молился перед иконой Святой Троицы.  Однажды ночью в полнолуние, молясь, по обыкновению, в храме, Иаков услышал чьи-то шаги. Вовремя спрятавшись, он увидел, как в притвор храма вошел некий обнаженный старец, борода и волосы которого были белы как снег. Старец перекрестил дверь, и та сама отворилась. Он вошел в храм и поклонился святым иконам. Выйдя, снова перекрестил дверь, которая Божественным действием сама затворилась, и стал подниматься по дороге, ведущей в скит Керасья.  Изумленный послушник, будучи не в силах бороться с любопытством, бесшумно, шаг за шагом следовал за отшельником. Они дошли до Креста направо и стали подниматься по тропе к вершине Афона.  Когда пустынник достиг Панагии, послушник, ускорив шаг, явился перед ним, положил земной поклон и умолял старца со слезами взять его к себе в ученики.     Ты не можешь, чадо мое, жить здесь, сказал емунеизвестный пустынник. Иаков настаивал, орошая землю слезами.     Возвратись назад к своему старцу, оказывай ему послушание и спасешься, был ему ответ. Кто не имеетБожественной благодати, тот не может выдержать пребывания на этом месте. И знай, что скоро Господь заберет тебяиз этой жизни. Иаков спустился, рассказал своему старцу о том, что с ним произошло, затем пошел к духовнику, приготовился к смерти и через три недели почил о Господе. Говорили, что через три года во время поднятия останков2 его кости источали благоухание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=125...

Преступление, покаяние и самое опасное животное. 5 святых с невероятным прошлым Тяжкие грешники, сумасшедшие и просто странные 27 мая, 2019 Тяжкие грешники, сумасшедшие и просто странные В истории Церкви было множество святых с удивительной судьбой. Грешники, сумасшедшие, ничем не примечательные обыватели вырастали в великих праведников и героев веры. Преподобный Иаков Постник: преступление и покаяние В VI веке в Финикии (древнее ближневосточное государство на территории современных Сирии и Ливана) жил монах-отшельник Иаков. Был он чрезвычайно силен духом: например, в борьбе с блудными желаниями он отсек себе руку. За его решимость бороться с грехом, искренние молитвы, глубокую веру и любовь к Богу и ближнему Иакову была дарована способность исцелять тяжкие недуги и изгонять бесов. Этот дар и стал для него огромным испытанием, чуть не погубившим душу праведника. Однажды к Иакову привели совсем юную девушку, одержимую злым духом. Иаков долго молился о ней, и, наконец, дух оставил ее. Для закрепления эффекта девицу оставили у Иакова на несколько дней, и это была огромная ошибка. В последнюю ночь монах поддался страсти и изнасиловал девочку, а испугавшись своего преступления – убил, а труп утопил. Придя в себя после содеянного, Иаков совершенно отчаялся и бежал. В течение долгого времени он скитался по пустыне, скрываясь от гнева Божия и правосудия человеческого, и, наконец, пришел к одному монастырю, где смог принести покаяние. Понимая, что совершенное им – преступление тяжелейшее, для искупления которого исповеди явно мало, он ушел еще глубже в пустыню, выкопал себе могилу и в ней жил еще десять лет, лишь в конце жизни получив откровение от Господа, что его грех прощен. Старец-девица Досифея: преодоление гендерных стереотипов Жила-была в XVIII веке девочка Даша. Когда ей было два годика, она вместе с мамой и папой поехала в Вознесенский монастырь у стен Московского Кремля (в 1929 году он был разрушен) в гости к бабушке-монахине, да там и осталась. В девять лет ребенка вернули родителям, но жизнь в миру ей уже не нравилась. До шестнадцати лет Дарья совершенно в духе подросткового максимализма спала на досках, строго постилась и отказывалась от развлечений, а потом сбежала, переодевшись в мужскую одежду, в Троице-Сергиеву лавру.

http://pravmir.ru/prestuplenie-pokayanie...

Священномученик Иаков родился в деревне недалеко от города Касторья. В детстве он был пастухом. Но его трудолюбие стало причиной зависти брата, который пожаловался туркам, что Иаков якобы нашел спрятанное сокровище. Святой, чтобы избежать преследования, отбыл в Константинополь, где занялся торговлей мясом. Он настолько преуспел, что стал даже поставщиком царского двора. По настоянию своего друга — турка — он связался с преподобным патриархом Нифоном, исповедал ему свои грехи и получил духовные наставления. Он горячо возжелал Царствия Небесного. Поэтому продал все свое имущество, вырученные деньги раздал бедным и отправился на Афон. Став монахом Дохиара, он, воспитывая в себе добродетели, прожил в обители несколько лет. Затем решил стать отшельником и обосновался в Иверском скиту. Молва о его духовных подвигах распространялась по всему Афону, и вокруг него собиралось все больше и больше учеников. Много народу приходило к нему за духовными наставлениями, да и монастыри приглашали Иакова, чтобы он рассказал о своем опыте духовного делания. Направляемый Божией волей Иаков со своими учениками вышел в мир. Начав с Македонии и постепенно спускаясь к югу Греции, он проповедовал людям покаяние и необходимость возврата ко Господу. Наконец, он остановился в монастыре Иоанна Предтечи в Этолоакарнании. Туда стекалось множество людей, и Иаков целыми днями и ночами исповедовал, советовал, наставлял. Но, увы, зависть, противящаяся всему доброму, снова ополчилась против него: архиерей оклеветал Иакова, сообщив туркам, что монах собирает народ, чтобы поднять восстание. Иакова с двумя учениками отвели в Адрианополь, где сам султан допрашивал его, требуя отречься от веры. Но он оставался непоколебимым в вере своих отцов и после долгих истязаний с радостью принял мученический венец 1 ноября 1519 года. Такая же участь постигла и его учеников. Преподобный Дионисий родился в небольшой фессалийской деревушке. Еще юношей он ушел в Метеоры, чтобы стать монахом. Однако найти душевного упокоения в Метеорах ему никак не удавалось. Душа его рвалась на Афон. И вот однажды ночью он на веревке спустился с высокой скалы и устремился на Афон.

http://pravoslavie.ru/40851.html

Вступил я в училище, как сказано выше, в 1847 г. (конечно, осенью, в сентябре), в год перемены епархиального начальства. В этом году весной оставил Нижегородскую кафедру, назначенный архиепископом Донским, наш земляк, нижегородец, епископ Иоанн (Доброзраков), 11-й магистр II курса С.-Петербургской духовной академии, на котором первенцем оказался также наш земляк, нижегородец Иван Михайлович Скворцов, впоследствии профессор Киевской духовной академии и университета, сначала магистр, а потом доктор богословия, автор многих капитальных сочинений и учебника по канонике, который мы изучали в семинарии. Преосв. Иоанн 23 был также доктором богословия за свою «Священную герменевтику» (напечатанную в 1828 г.), и мы, нижегородцы, гордились ими обоими. Преосв. Иоанна я никогда не видал 24 , но много слышал о нем от отца, наших родных и знакомых 25 . Преосв. Иоанн, судя по портрету, очень красивый лицом (чисто русского типа), по рассказам, очень красноречивый и остроумный, добродушный, веселого характера и очень общительный, любивший посещать граждан, даже купцов 26 , пользовался в Нижнем большой любовью и уважением. К сожалению, его одолевали родные, которых было немало на его родине и которым он покровительствовал поневоле, в силу известной пословицы, и только это одно падало некоторой тенью на его блестящий образ, сохранившийся доселе таким именно в воспоминаниях нижегородцев. Его преемник, Преосв. Иаков (Вечерков) – кандидат С.-Петербургской духовной академии следующего за Преосв. Иоанном III курса 27 , представлял совершенную противоположность своему предшественнику. Высокий ростом, брюнет, еще без особенно большой седины, очень худощавый, аскетического вида, он производил впечатление древнего отшельника греческого Востока, и был очень почитаем нижегородцами за свою строгую жизнь. При нем я поступил в духовное училище. Он любил посещать семинарию и училище. Был однажды и в моем II классе и попал к нам на урок по арифметике. Вошел он в наш класс как раз в тот момент, когда я был вызван к доске. Помню, сам он задал мне решить нетрудную задачу на сложение и вместе вычитание, и я верно ее решил, за что после ухода архиерея похвалил меня учитель (В.В. В-ий), заметивший при этом, что он очень боялся, справлюсь ли я с заданной мне работой. Преосв. Иаков очень любил также, чтобы ему представляли работы учеников нашего низшего класса по каллиграфии, почему в числе прочих представляли и мои, хотя они и не выдавались особенным изяществом; некоторые мои товарищи писали красивее меня. Кроме борьбы с расколом Преосв. Иаков обращал особенное внимание на усиление проповедничества в местном духовенстве и поощрял ревностных проповедников, в том числе моего отца, который ему, кажется, первому из Преосвященных, представлял собрание своих поучений. Проповедовал и сам Преосв. Иаков, и проповеди его напечатаны, но я их не слыхал в его произношении с кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010