3. Я часто наслаждался общением с ним, потому что мне он позволял отворять дверь его убежища. Когда я приходил, Марис обнимал меня и начинал вести долгие беседы о любомудрии. Он отличался простотой и не терпел лукавства, а бедность считал за величайшее благополучие. Прожив девяносто лет, он довольствовался одеждами, изготовленными из козьей шерсти, для подкрепления телесных сил употреблял немного хлеба и соли. 4. Прожив затворником долгое время, Марис пожелал увидеть, как приносится духовная и таинственная Жертва, и попросил меня совершить Божественную Евхаристию в его жилище. Я с радостью согласился и велел принести священные сосуды (жилище отшельника находилось неподалёку). Использовав вместо престола руки диаконов, я принёс Божественную и спасительную Жертву. Марис же преисполнился таким духовным ликованием, что увидел небо; после этого он сказал мне, что никогда не испытывал такой радости. Удостоившись его горячей любви, я поступил бы несправедливо, если бы не восхвалил этого праведника после смерти его. Поступил бы я несправедливо и по отношению к другим, если бы не предложил его, как пример для подражания для дерзающих достичь высокого любомудрия. Поэтому прося покровительства и у этого угодника Божия, я заканчиваю повествование о нём.   XXI. ИАКОВ   1. Изложив подвиги борцов добродетели, уже провозглашенных победителями, и показав в главных чертах и их усилия в радении о небесном, и плоды их тяжкого труда, заработанные потом, и, наконец, славные и приснопамятные их победы, опишем теперь жизни и поныне существующих великих подвижников, которые словно стремятся превзойти трудами своих предшественников. Таким образом мы оставим потомкам душеполезное воспоминание. Ибо как житие древних, давно уже просиявших святых, приносило их потомкам величайшую пользу, так и повествование о ныне живущих подвижниках представит достойные образцы добродетели для последующих поколений христиан. 2. Начну же это повествование с великого Иакова, который первенствует между другими и по времени, и по подвигам; прочие совершают дивные и изумительные дела, уже подражая ему. Не знаю как, но так вышло, что и среди почивших подвижников, и среди нынешних это имя занимает первое место. Ведь своё повествование о жизни почивших подвижников я начал с блаженного Иакова, который молитвой рассеял персидское войско и не допустил захватить город, хотя стены его уже пали, он обратил в бегство неприятелей, наслав на них комаров и мух. Современный же нам Иаков, равночестный и подобный по образу жизни тому Иакову, должен занять первое место среди еще живущих подвижников, не только как соименник прежнего Иакова, но и как такой же ревнитель добродетели, ставший сам образцом любомудрия для других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

14 . Посему Бог не услышал Израиля, когда Ионафан прикоснулся копьем к меду и поднес оный к устам своим. Екклезиаст, научая, что сила добродетелей может быть сокрушена какой-либо малейшей страстью, говорил, что «мухи умершия згнояют елеа сладость» ( Еккл.10:1 ). И Иезекииль говорит: «аще совратится праведник от правды своея, и сотворит неправду... вся правды его, яко сотворил есть, не помянутся» ( Иез.18:24 ). И Апостол: «мал квас все смешение квасит» ( Гал.5:9 ). Анания же и Сапфира, жена его, когда утаили нечто от цены за проданное поле и солгали, внезапно пали при ногах Апостолов мертвыми. Апостол Иаков говорит: «иже весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен» ( Иак.2:10 ). Бог, увещавая нас, чтобы мы к Нему обратились, говорит чрез Иезекииля: «Беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил... и сотворит суд и правду... вся согрешения его... не помянутся ему, но... жив будет. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему» ( Иез.18:21–23 ). Говорит Господь Бог: «Обращением обратитеся... Вскую умираете доме Израилев» ( Иез.18:31 ); и Иеремия: «Обратитеся, сынове отступившии, глаголет Господь, и изцелю сокрушения ваша» ( Иер.3:14, 22 ). Еще: «Еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится. Вскую отвратишася людие Мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися», глаголет Господь ( Иер.8:4–5 ). «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Мал.3:7 ). И еще Господь (говорит): «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете... ни Отец ваш отпустит вам» ( Мф.6:14–15 ). «Если кто из вас, говорит Апостол, впадет в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» ( Гал.6:1 ). И Иаков говорит: «Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

В стране финикийской 1725 , близ города Порфириона 1726 , жил отшельник, по имени Иаков, который, оставив суету сей временной жизни и приняв иноческий образ, пребывал в пещере в течение пятнадцати лет. Иаков весьма преуспел в постнических подвигах и сделался столь великим в добродетелях и угодным Богу, что сподобился от Него власти над бесами и именем Спасителя нашего Иисуса Христа совершал многие исцеления. Все люди дивились таковой его добродетельной жизни, и стекались к нему не только верующие, но и неверующие. Прозорливо узнавая, кто беседует с ним, боговдохновенный муж поучал их от Божественных Писаний и обращал к истинной христианской вере. Но исконный враг человеческого рода диавол, особенно враждующий против усердных служителей Христа, видя, что он посрамляется многими добродетелями и совершенною жизнью сего святого мужа, восстал против него своими кознями, желая изгнать святого мужа из тех мест. С этой целью он вошел в одного из неверующих самарян, живущих в городе Порфирионе, как некогда в Иуду, и научил его хлопотать об изгнании Иакова. Этот самарянин собрал многих единомышленников, родственников, друзей, знакомых, соседей и рабов, и пришел с ними в дом их нечестивого жреца. Там они устроили совет, как бы изгнать из пределов их страны Иакова, которой обращает от их веры многих ко Христу. После долгого совещания, они придумали коварное средство. Призвав к себе одну блудницу, они дали ей двадцать золотых монет и обещали дать еще столько же, если она пойдет и склонит ко греху Иакова отшельника. Тогда бы они обвинили его и с бесчестием прогнали из своей страны, как блудника. Нанятая ими женщина пошла к Иакову и стуча в его двери, просила отворить ей и пустить ее внутрь. Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец святой отворил дверь и, увидав стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келлию, стал лицом к востоку и с усердием молился Богу, чтобы Он отвел от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец, она громко закричала святому:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поистине притягателен сей блаженный муж и для тех, которые его видят, и достоуважаемым будет он для тех, которые услышат о нём. Даже среди насмешников над благочестием я не знаю ни одного человека, который мог бросить ему какой-либо упрёк. Все восхваляют великого старца, а те, которые бывали у него, не хотели бы никогда расставаться с ним.   XXV. АСКЛЕПИЙ и ИАКОВ   1. К тому же обществу боголюбцев принадлежит и дивный Асклепий, который хотя и находился от Полихрония на расстоянии десяти стадий, но жил одинаковым с ним образом. Такая же у него была пища, одежда, скромность нрава, такое же страннолюбие и братолюбие, такая же кротость, умеренность, собеседование с Богом и величайшая бедность; и при этом — то же обилие добродетелей, то же богатство любомудрия и всё прочее, что мы видели в священном Полихронии. Говорят, что, еще живя со своими братьями в селении, Асклепий проводил жизнь подвижническую и был преисполнен воздержания, а поэтому без ущерба для себя общался со многими людьми. Прославившись же в том и другом образе жизни — и в мирском, и в отшельническом, он, по справедливости, удостоится и двойного венца. 2. Добродетелям его подражали многие другие, и его любомудрием преисполнен не только наш город, но и соседние города и селения. Одним из таких подражателей Асклепия был божественный Иаков, затворившийся в небольшом домике близ селения, именуемого Нимуза. До самого конца жизни (а жил он более девяноста лет) подвижник оставался в затворничестве один, давая ответы вопрошавшим его через небольшое отверстие, просверленное в стене наискось; никем не видимый, он никогда не употреблял огня и не пользовался светильником. Только мне он дважды отворил дверь и позволил войти к себе, почтив меня таким образом и показав любовь, какую он питал ко мне. Современники не имеют нужды в моих словах, потому что могут, если пожелают, сами быть очевидцами любомудрия святых подвижников. А потомкам, не имеющим возможности лицезреть их, достаточно для пользы духовной указать на отличительные свойства любомудрия каждого из них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

В 20 стадиях от Кира находилась небольшая гора, бесплодная и необитаемая. Полюбилась она Иакову, когда избирал он новое место для своих подвигов: на ней он и поселился; на ней провел всю свою последующую жизнь в суровых подвигах и явил себя необычайным подвижником и благодатным мужем. И какой трудный, превышающий силы человеческие, подвиг избрал себе теперь Иаков! В новом месте великий подвижник не имел ни хижины, ни палатки, ни пещеры, ни даже стены какой или плетня, который бы ограждал его, ничего подобного у него не было: он жил и подвизался под открытым небом. И день и ночь постоянно подвержен был он то благотворному, то губительному влиянию воздушных перемен. Он, говорит бл. Феодорит, не имея ничего подобного ни хижины, ни палатки, ни рощи, но имея кровлею над собою одно небо, оставался открытым для всех неблагоприятных действий погоды: в иное время его мочил сильный дождь, в другое холодили снег и мороз, в третье палили и жгли лучи солнца. Зимою отшельник особенно страдал и мучился. Часто, передает Феодорит, по три дня и постольку же ночей он проводил под снегом, который, во время молитвы, покрывал его до того, что не видно было ни одного лоскутка одежды его. Часто соседи, разгребая навалившийся снег заступами и лопатами, находили старца лежавшего под снегом и поднимали его. Но дивный подвижник ради Бога, говорит Феодорит, все переносил терпеливо и, сражаясь как бы в чужом теле, ревностью старался победить свою природу. К этому необычайному подвигу отшельник присоединил и обычные у аскетов труды, каковы: непрерывная молитва, чтение Божественных книг, богомыслие, воздержание и друг. Поражает в нем необычайное воздержание: подвижник совершенно отказался от употребления огня и не вкушал ничего вареного; пищу его составлял ячмень смоченный водою, и это в чрезмерно малом количестве и не каждый день. Изумляют и вериги, которые он носил все время жизни своей на горе. Это была, по описанию бл. Феодорита, большая железная перевязь, которая охватывала и поясницу, и шею, и другие цепи, прикрепленные к кольцу, около шеи, две спереди и две сзади, наискось ниспускавшиеся до кольца, нижнего и изображавшие своим сцеплением спереди и сзади букву Х и соединявшие оба кольца вместе; такие же узы были у него на руках около локтей. При таком положении подвижник естественно должен был испытывать постоянное мучение; но и тут он переносил все с необыкновенным терпением и мужеством, с живою мыслью о Христе Спасителе, ради Коего он принял на себя такой изумительный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому-то мне кажется, Иаков и огорчался, что, когда он находился в любимом созерцании, ему препятствовали наслаждаться красотою Возлюбленного. Подвизаясь под открытым небом, отшельник подвергался нередко тяжким болезням. Как только распространялась молва, что отшельник болен, тотчас спешил к нему бл. Феодорит, являлись и ближайшие подвижники. Все принимали в его положении живое участие и старались помочь ему, чем и как было можно. Однажды открылась у него горячка. Бл. Феодорит, сострадая болящему отшельнику, сумел помочь ему, так что болезнь скоро прошла без употребления лекарств. Пришедши к нему, рассказывает Феодорит, и видя, что был сильнейший дневной жар, которым усиливалась тяготившая его горячка, я, под предлогом головной боли, сказал, что стражду от действия солнечных лучей, и просил позволения наскоро устроить у него какую-нибудь тень. Когда он позволил это, мы, утвердивши три кола и обтянувши их двумя кожами, приобрели для себя тень. Блаженный приказал мне воспользоваться ею; но я сказал: стыдно мне еще молодому и здоровому человеку пользоваться таким утешением, тогда как ты, одержимый жестокою горячкою и имеющий нужду в подобном утешении, сидишь вне и терпишь мучительное влияние жгучих солнечных лучей. Если хочешь, продолжал я, чтобы я воспользовался этою тенью, раздели её со мною. Мне желательно быть при тебе, а лучи солнечные мешают мне в этом. Услышав такие слова, он согласился и принял мои услуги. Когда же мы вместе наслаждаясь тенью, я начал другую речь и сказал, что мне нужно прилечь, потому что для бедр моих тяжело долго сидеть. И когда он позволил мне и прилечь, то по-прежнему услышал, что я не позволю себе прилечь, пока он будет сидеть. Если хочешь, сказал я, чтобы я насладился покоем, возляж и ты, отче, вместе со мною, тогда мне не стыдно будет лежать. Он опять согласился и, когда мы возлежали, я предлагал ему приятные разговоры и старался доставить старцу удовольствие. При этом случае Кирский святитель узнал, что на теле подвижника были тяжелые вериги – железная перевязь и цепи. Увидав эту огромную тяжесть, продолжает свой рассказ о болезни Св. отшельника, я просил подвижника облегчить свое болящее тело, для которого невозможно было в одно и то же время выносить и произвольную тяжесть, и невольную болезнь. Теперь, сказал я, отче, у тебя горячка заменит железо; а когда она пройдет, тогда снова наложишь железо на тело. И он, убежденный многими моими просьбами, согласился и на это и, поболев немного дней, легко выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященный Иаков Саратовский действовал на раскольников снисхождением и любовью, но сильным убеждением так удачно, что при Божьей помощи многие тысячи их обратились от раскола к Церкви 115 . Впрочем, надобно не спеша писать, но надобно взять время и обдумать получше. Весьма бы хорошо было, если бы ты нарочно съездил в Москву спросить по сему предмету наставления от владыки Московского, это бы было тверже и основательнее. А поехать под тем предлогом, что поговорить с о. Парфением, занимающимся делом обращения раскольников. Он же недавно издал книгу о Промысле Божием, обращающем из раскола к Православию 116 , и от него можно извлечь что-нибудь полезное к сему предмету. Хорошо, если напечатают записки о. Илариона. Оные могут служить пользою к убеждению раскольников. Об отце архимандрите Агапите я очень мало извещен по неимению у нас с ними сношения и потому ничего не могу о нем сказать. Может ли служить П. Н. Глебов у графа, я не могу тебе сказать, ничего не знаю о его намерении по служебной части. Если тебя не отягощает перевод Орсисия, то будем очень признательны за труд твой. Рукопись преподобного Марка Подвижника поступила уже в цензуру, и обещают скоро просмотреть, а Исаию Отшельника переводит с латинского о. Павел наш. К графине Паниной я пишу на сей почте в Москву, упомянул нечто о Православии, может быть, ей не понравится. У нас первую неделю говели княжна Варвара Дмитриевна Урусова с сестрою и зятем. Дмитрию Александровичу изъявляю мое почтение, а к Тертию Ивановичу думаю написать ответ на его письмо. Полагаю, что ты удостоился быть причастником Пречистых Таин Христовых, с чем тебя усердно поздравляю. Испрашиваю на тебя Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Братия наша скитская изъявляет тебе свое почтение. 11 февраля 1858 г. 15 117 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! Снова обращаюсь к Вам с покорнейшею и усерднейшею просьбою помочь мне в возложенном на меня поручении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Для умерщвления плоти северным аскетам не обязательно было убегать из городов и искать какие – то особые уединенные места. Их подвижническая деятельность часто протекала на глазах у всех, что делало ее еще более поразительной и невероятной. Тот же Иаков, уроженец Сирии, прославился тем, что жил прямо в поле под открытым небом. У него не было ни дома, ни постели, он вообще никак не отгораживался от мира, просто спал на голой земле, терпел холод, дождь и зной, питался, чем придется. Зимой в снегопад он всю ночь молился Богу, и утром его откапывали лопатой из сугроба. Вокруг него все время толпились люди, и он часто просил их уйти, говоря, что ведет такую жизнь не для других, а для себя: его покрывают язвы грехов и ему надо очищать себя молитвой, а не вести беседы. Он страдал от того, что не мог публично справить нужду, даже когда болел и испытывал в этом острую потребность: приходилось ждать ночи, когда все разойдутся и лягут спать. Вериги он носил на всех частях тела, хотя на вид оно было таким худым, что, казалось, его могло унести порывом ветра. Полихроний, наоборот, не носил вериги, боясь, что от этого слишком возгордится. Вместо этого он взваливал на плечи тяжелый корень дуба и так молился. Отшельник Варадат сделал из дерева тесный ящик, забрался внутрь и сидел в нем, скорчившись в три погибели. Фалалей, подражая ему, жил над землей в клетке, поставленной на колья; внутри было так тесно, что ему приходилось съеживаться, прижав голову к ногам. Еще один подвижник обтянул всего себя плотной кожей, оставив только прорези для носа и рта, чтобы дышать, и так стоял посреди поля, вознося молитвы. Женщины не уступали мужчинам в суровости аскезы. Отшельницы Марана и Кира сорок два года жили вместе, затворившись в доме и ни с кем не разговаривая, так что люди даже не знали их голосов. Они носили такие тяжелые вериги, что сгибались до земли, а сверху накидывали покрывала, закрывавшие лицо. Домнина предавалась аскезе в саду собственного дома, построив хижину из стеблей проса. Она принимала всех желающих, даже мужчин, но сама ни на кого не смотрела и не показывала лица, накрываясь с головой покрывалом. Видевший ее Феодорит Кирский писал, что от постоянного поста от нее остались одни кости, покрытые тонкой пленкой кожи. Она говорила неразборчиво и все время плакала. Столпничество

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1964 Το ν γοις πατρς μν Εφραμου Σρου. Edit. Romae I t. 1732. Il t. 1743, III t. 1746. Данное место III t., 255 p.: „Блажен, кто пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам (ν ποταγ πν. πατρων)“. 1968 Migne P. G. XL, 1123 „Если кто живёт с отцом или братом своим духовным (cum patre aut filio suo spirituale), то никакого сношения с посторонними пусть не имеет“. 1969 II, 103: „Различно бывают боримы пребывающие на послушании у духовного отца (ν ποταγ πν. π. αϑεζμενοι)“ cp. pyc. пер. II, 172. II t. 154: „Живущим в подчинении у духовного отца враг внушает следующее“... (τος ν ποταγ αϑεζομνοις πν. π.). Третья цитата будет указана ниже. 1970 Migne P. G. XXXI, 1388. „Как Бог... требует от Своих служителей самой точной благопокорности, так и духовный у людей отец, соображающий распоряжения свои с Божиими законами, требует беспрекословного послушания“ (οτω α πν. ν vϑρποις πατ... ναμφλεκτον τν παον παιτε). 1971 Migne P. G. LXV (старое изд. Ecclesiae Graecae monumenta, 1. Cotelerii, t. I). Один из трёх подвигов, драгоценных пред Богом: „когда кто пребывает в подчинении духовному отцу (ν ποταγ ατζηται π. πν.) и отказывается от всех своих желаний“ (P. G. 241). „Авва Руф говорил, что живущий в послушании духовному отцу (αϑμενος ν ποταγ π. πν.) получает большую награду, нежели тот, кто живёт по своей воле в пустыне отшельником“ (ναχωρν 389 col.). „В келиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным“ (χων κα πατρα τον ατν σαριν μα κα πνευματικν 432 col.) – Патерик описан в Библиотеке Фотия (cod. 198) под заглавием Ββλος γων πατρων. Время составления его Крумбахер относит к IV и V вв. (Gesch. d. Byzant. Litter., S. 188). В греческом подлиннике, кажется, не издан. Латинский перевод сокращённой его редакции – Verba seniorum (Migne, P. L. LXXIII) сделан в VI в. Русский перевод с полной редакции по греч. рукоп. Моск. Синодальной Б-ки XI–XII вв. издан редакцией Душепол. Чтения, Μ. 1874, под заглавием „Древний патерик, изложенный по главам“. В I гл. § 14, стр. 18 (Migne, P. L. LXXIII, col. 856) XIV, § 28. стр. 315 (P. L. 952) повторяются два приведённые изречения Apophmhegmama. Но есть и отличные от них. „Ничто не причиняет столько вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных (spiritualibus patribus)“. IV, § 27, стр. стр. 63, P. L. с. 867. „Монах постящийся, будучи под началом духовного отца, но не имеющий послушания и смирения, не приобретает никакой добродетели“ XIV. § 8, стр. 306. „Имеющий духовного отца, всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всём и не подлежит осуждению от Бога“ XXIII, § 6, стр. 487.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец слух дошел до местного епископа. Он вызвал герцога на суд; тот не явился. Епископ обратился за помощью к королю, и правительственные войска штурмом взяли дворец. В потаенных комнатах и подземельях было найдено множество скелетов и искалеченных трупов детей, а также сосуды, колбы, наполненные их кровью. На суде герцог признался во всем. 700-800 детей было зверски убито им. Суд приговорил его к сожжению. Перед смертью осужденный со слезами просил прощения у родителей детей и умолял Бога о помиловании. Вместе с ним был сожжен алхимик, который смеялся над слезами герцога, как над слабостью, и умер, проклиная Бога. Когда читаешь историю жизнь этого злодея, то хочется думать, что это только кошмарная легенда или сон, но это явь. А еще ужаснее, что злодейства де Ре продолжают теперь те, кто должны стать матерьми. Не у них похищают детей преступники-сатанисты, а они сами похищают своих детей у Бога. Убивают с такой же жестокостью, как это делал продавший душу дьяволу герцог. Убивают большей частью из-за земных материальных расчетов, поэтому, образно говоря, так же хотят превратить в золото кровь своих детей. Если некоторые из них каются в совершенном злодеянии, как де Ре перед костром, то большинство живут и умирают без покаяния с ожесточенно холодным сердцем, как учитель герцога. Умирают в отречении от Бога, потому что кровь ребенка, не омытая покаянием, превратится в огненную реку, которая отделит в вечности убийц от Бога. Ни одно животное, ни одно пресмыкающееся, ни змея, ни скорпион не уничтожает своих детей ради наслаждения. Человек эпохи цивилизации, просвещения и гуманизма превзошел в жестокости все существа, живущие на земле, стал безжалостнее змей и скорпионов. Пока убийство детей не будет объявлено самым большим злодеянием и поставлено вне закона, все призывы к миру и справедливости будут только маской на лице каннибала. В агиографической (житийной) литературе описан пример самого глубокого нравственного падения, случившегося с отшельником по имени Иаков. Он совершил в состоянии опьянения три греха: прелюбодеяние, убийство, а затем скрыл труп своей жертвы, лишив его христианского погребения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2008...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010