Пр. отшельника. Он подвизался близ Кира в Сирии в V в. Еще в молодых годах он поступил к пр. Зевину (см. 23 февр.), под руководством коего и положил первые начала подвижничества, а затем перешел к св. отшельнику Марону (см. 14 февр.), у которого пробыл несколько лет, усвояя и его аскетический образ подвижничества. Решившись подвизаться в совершенном отшельничестве, он один поселился в маленьком домике, где и подвизался несколько лет в полном уединении, приучая свою душу к самоуглубленению и богомыслию. Чувствуя себя уже довольно созревшим в подвижничестве, пр. Иаков устремился к высшим подвигам. Поселившись на небольшой бесплодной и необитаемой горе, находившейся в 20 стадиях от г. Кира, он провел здесь всю свою последующую жизнь в суровых подвигах и явил себя необычайным подвижником и благодатным мужем. Обитая на этой гое, великий подвижник не имел ни хижины, ни палатки, ни пещеры, ни даже стены какой или плетня, который бы ограждал его: он жил и подвизался под открытым небом, постоянно, день и ночь, подвергаясь различному влиянию воздушных перемен. То его мочил сильный дождь, то холодили снег и мороз, то палили и жгли лучи солнца. Зимой отшельник особенно страдал и мучился. Часто по 3 дня и по столько же ночей он проводил под снегом, который, во время молитвы, покрывал его до того, что не видно было ни одного лоскутка одежды его. Иногда соседи, разгребая снег заступами и лопатами, находили старца, лежавшим под снегом, и поднимали его. К этому необычайному подвигу отшельник присоединил и обычные у аскетов труды, каковы: непрерывная молитва, чтение Божественных книг, богомыслие, воздержание и проч. Воздержание его было изумительно: оно простиралось до того, что он совершенно отказался от употребления огня и не вкушал ничего вареного; пищу его составлял ячмень, смоченный водой, и не каждый день. Изумляют и вериги, который он носил все время жизни своей на горе. Они были такого устройства, что постоянно держали св. подвижника в согбенном положении и препятствовали свободе его движений. Это причиняло ему постоянное мучение; но он терпеливо переносил это, с живой мыслью о Христе Спасителе, ради Коего он принял на себя такой изумительный подвиг. Как великий подвижник, пр. Иаков подвергался тяжким искушениям со стороны злых духов; но он победоносно отражал все их нападения. Необычайными подвигами злострадания и терпения пр. Иаков благоугодил Богу и сподобился великих даров благодати: дара чудес, дара видений и откровений. Силой своей молитвы он совершал различные чудесные действия: исцелял болезни, изгонял нечистых духов из одержимых ими, воскрешал мертвых, даже благословляемая им вода соделывалась действенной и целительной. Слава о его подвигах распространилась по всему Востоку, и люди всякого звания и состояния приходили к нему за благословением, советом и исцелением. Скончался он после 457 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И зачем извращать учение о домостроительстве и искажать истину, вопреки всем богодухновенным писаниям, которые, зная Бога и вочеловечившегося Сына, везде называют Его единым? Так, в книге мироздания Моисей написал, что божественный Иаков, переведя своих детей через поток Иавок и оставшись на ночь один, боролся с человеком даже до утра и прозвал то место: вид Божий: видех бо, говорит Иаков, Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя. Возсия же ему солнце, егда прейде вид Божий: он же хромаше стегном своим ( Быт. 32, 30, 31 ) Бог предпоказал патриарху и то, что некогда вочеловечится единородное Его Слово, и то, что Израиль будет Ему противоборствовать, и то, что будут неправо поступать с Ним, станут в отношении к Нему как бы хромать, – о чем яснее говорит Он на лире псалмопевца: сынове чуждии солгаша Ми, сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих ( Псал. 17, 45, 46 ). На это, думаю, указывает то обстоятельство, что Иаков охромел стегном своим. Кроме того заметь: хотя с Иаковом боролся человек, но он, по собственным его словам, видел Бога лицем к лицу, и вид Его называет видом Божиим. Так и Слово Божие, ставши человеком, было в тоже время в образе Отца, как духовный, говорю, Его образ и как совершенно неизменяемое. Потому-то Оно, показывая нам, что и с плотию в Нем образ ипостаси Отца, сказало Филиппу: видевый Мене, виде и Отца. Также, встретивши в храме исцеленного Им слепого от рождения, Оно спросило его: ты веруеши ли в Сына Божия? Затем на вопрос слепорожденного прозревшего: и кто есть, Господи, да верую в Него? Оно ответило: и видел еси Его, глаголяй с тобою, Той есть ( Иоан. 9, 35–37 ). Слепец же прозревший видел Его не в чистом, или безплотном, а в нашем, человеческом, образе, и уверовал в увиденного им не как в Сына, соединенного с другим Сыном, но как в единого по естеству и по истине, не без плоти воссиявшего для земнородных. Далее, божественный же Моисей говорит в благословениях: дадите Левию явленная его, и истину его мужу преподобну, его же искусиша искушением, укориша его у воды пререкания: глаголяй отцу своему, и матери своей: не видех тебе, и братии своея непозна (Второз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ни одно животное, ни одно пресмыкающееся — ни змея, ни скорпион — не уничтожают своих детёнышей, а человек эпохи цивилизации, просвещения и гуманизма превзошёл их в жестокости. Разумные существа, живущие на земле, стали безжалостнее змей и скорпионов. Пока убийство детей не будет объявлено самым большим злодеянием и поставлено вне закона, все призывы к миру и справедливости будут только маской на лице каннибала. В агиографической литературе приведён пример самого глубокого нравственного падения, случившегося с отшельником по имени Иаков. Он совершил в состоянии опьянения прелюбодеяние и убийство, а затем скрыл труп своей жертвы, лишив его христианского погребения. Но здесь же описан и необычайный подвиг покаяния, который Иаков — падший подвижник, отвергнутый Богом прелюбодей и убийца возложил на себя. В течение 10 лет он молился в подземелье, в каморке, вырытой под полом дома, где жил священник — его духовный отец. Он не видел солнечного света, питался только хлебом и водой; эта каморка была настолько тесна и низка, что он не мог стать во весь рост, не мог лечь на пол, а сидел скорчась. Через 10 лет последовало знамение, что он прощён. А супруги, обрекающие на убийство своего младенца, неоднократно повторяют грех Иакова, вовсе не думая о каком-либо покаянии. Аборт это убийство жестокое и циничное, это лишение человеческого существа не только простого предания земле, но даже самой возможности стать христианином и наследовать блаженную жизнь в вечности. Имя первой женщины — Ева — означает «жизнь»; имя женщин-детоубийц — «смерть». Эти матери становятся демонами своего собственного тела: созданную Богом лабораторию, в которой зарождается и развивается человеческая жизнь, они превратили в плаху, на которой палач четвертует их ребёнка, чей труп затем находит место в какой-нибудь канализационной трубе. Эти женщины будут возмущены, если кто нибудь усомнится в их порядочности. Иаков совершил свой грех в состоянии опьянения. В состоянии душевного опьянения гневом или ревностью убийца, не владея собой, может, как в припадке безумия, лишить жизни свою жертву. Но при абортах происходит нечто худшее и более страшное. Родители спокойно, чуть ли не со счётами в руках, рассуждают, жить или не жить их ребёнку. Далеко ли они ушли от тех нацистов, которые рассуждали, сколько килограммов мыла можно сварить из трупа или сколько мешков волос можно настричь у расстрелянных и задушенных в газовых камерах жертв?

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-vernut-v-s...

Для молитв в тишине и укрытости от всего мира, она была превосходна. Но эта пропасть земная не сокрыла светильника; ученики, не только из близких, но из весьма отдаленных мест приходили становиться под его начало; от двух первых число их вскоре возрасло до 20, 50 и до ста. Все жили в той же пещере, учась от учителя мало прилежать о теле преходящем, много же о душе вещи бессмертной; пища их была только просяной хлеб с солью и, впоследствии, несколько диких фиников и трав, которые они солили и сохраняли в глиняных сосудах. Конечно, более неприятной пищи придумать было невозможно, но они довольствовались ею, поддерживаемые примером и наставлениями старца. Пещера сочила сырость со всех сторон, это портило их запасы, а потому он позволил построить особенную келью-кладовую, в возможной мере тесную. Сам же, по обычаю, ушел в пустыню, где свободнее беседовал с небом. Возвратясь через десять дней, он нашел, что кладовая значительно более предписанных им размеров. «Дети, –сказал он им, – я не прочь; но вы не знаете разве, что всякое расширение жилища нашего здесь суживает жилище наше там. Оно бы и ничего, если б здешнее наше жилье не было маловременным, а то вечным». По правилам его маленькой обители, после общей молитвы утром, известная часть братии, попарно, выходили из пещеры в разные стороны пустыни, до захождения солнца; там они поочередно, один читал одну или две кафизмы, другой же, стоя на коленях, пел аллилуия, Господи помилуй, и другие славословия; потом он читал в свою очередь псалмы, а тот становился на колени и пел. К вечерней общей молитве сбирались из пустыни в пещеру. Помощником себе он избрал отличного монаха Иакова Персиянина, сильного телом, но еще сильнейшего духом. Он всегда следовали за Саввою, в пустыне, но в несколько отдаленном расстоянии, чтоб не расстраивать его богомыслия. Так однажды, следуя за ним, он увидел огромного дракона; Иаков остановился, потом ободрясь, поднял камень и бросил в животное; оно не двигалось; Иаков подошел и заметил, что дракон мертвый; соображая, что Савва проходил тут за нисколько минут пред сим, он после опрашивали его, и старец доверил ему, что точно, когда он проходил, чудовище кинулось на него с раскрытою пастью; но он призвал на помощь Бога, осенил себя крестом, и дракон мгновенно упал мертвый к его ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем, миссионерская проповедь, которую в древности не записывали, для нас остается неизвестною, за исключением немногих отрывков. Равно из бесчисленного множества миссионеров-проповедников в истории сохранились немногие имена. Но мы сообщим и немногие уцелевшие сведения о миссионерском проповедничестве, так как оно имело огромное влияние на колонизацию страны и усиление государственного могущества России. Сведения о миссионерском проповедничестве особенно скудны до XIV века. Известно только, что в северной России христианство насаждено в глубокой древности. Без сомнения, насадителями его были отшельники, которые из любви к Богу жертвовали собою для спасения ближних. Это мнение подтверждается отзывами иностранцев о миссионерской деятельности иноков, на севере России, как заслуге для Церкви и государства. «Иноки русские, говорит Герберштейн, особенно заботятся о том, чтобы обращать всех людей в свою веру. Еще в древности отшельники монахи обратили в христианство значительную часть идолопоклонников, долго и усердно проповедуя им слово Божие. И ныне (в XVI в.) они отправляются в северные и восточные страны, с великим трудом и опасностью жизни и чести. В этом (подвиге) они не ищут и не надеются никакой выгоды. У них в виду одна (цель) – сделать угодное Богу и наставить на путь истины многих заблудших и привести их ко Христу». Это же подтверждается и немногими историческими фактами, относительно миссионерства, начиная с XI века. На востоке, в XIV веке, св. Стефан проповедовал христианство зырянам и пермянам. Преемники его Исаак и Питирим, со многими иноками, продолжали это дело. В XV веке епископ Иона, в продолжение 9 лет, обратил многих пермян ко Христу. В XV–XVI веке иноки четырех монастырей, около Вычегды, обращали пермян в христианство. В XVI веке св. Трифон (Вятский) обратил многих остяков и вогулов. Не смотря на эти труды миссионеров, в XVI веке, по свидетельству Герберштейна, «в пермских лесах оставалось много идолопоклонников; но отшельники русские не переставали обращать их ко Христу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Убийство ребенка считалось высшей жертвой демону. Чтобы заглушить стоны и крики детей, жрецы играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. Молох считался божеством богатства. И теперь этому демону богатства и наслаждения, гедонизма, приносятся в жертву дети. Некоторые оправдываются и говорят: " Мы делали аборты из-за нужды " . Но парадокс: у бедных более многочисленные семьи. Истребление ханаанских племен псалмопевец Давид объясняет карой Божьей за человеческие жертвоприношения. В колдовских и магических ритуалах средневековья кульминационным пунктом являлось убийство младенца, поэтому с мистической точки зрения аборты можно рассматривать как неосознанное людьми демонопоклонение, как всемирную гекатомбу (массовые убийства в честь богини Гекаты, богини колдовства и смерти, которую изображают обвитой змеями). Это неосознанное призывание демона - и демон неразлучно находится с такими людьми. Ни одно животное, ни одно пресмыкающееся, ни змея, ни скорпион не уничтожают сознательно своих детей, а человек эпохи цивилизации, просвещения и гуманизма превзошел их в жестокости. Разумные существа, живущие на земле, стали безжалостнее змей и скорпионов. Пока убийство детей не будет объявлено самым большим злодеянием и поставлено вне закона, все призывы к миру и справедливости будут только маской на лице каннибала. В агиографической литературе представлен пример самого глубокого нравственного падения, случившегося с отшельником по имени Иаков: он совершил в состоянии опьянения прелюбодеяние и убийство, а затем скрыл труп своей жертвы, лишив его христианского погребения. Но здесь же описан и необычайный подвиг покаяния, который Иаков - падший подвижник, отвергнутый Богом прелюбодей и убийца, возложил на себя. В течение 10 лет он молился в подземелье, в каморке, вырытой под полом дома, где жил священник - его духовный отец. Он не видел солнечного света, питался только хлебом и водой, и эта каморка была настолько тесна и низка, что он не мог стать во весь рост, не мог лечь на пол, а сидел скорчась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этом отношении Киррская область представляла полное удобство. Там блистали своими добродетелями Евсевий, Марис, Иаков Великий и Лимней, Иаков Младший, – ученик Асклепия Симеон, Фалелей и др. 206 . Феодорит часто приходил к ним и наслаждался их беседами. Здесь он поддерживал в себе бескорыстное стремление к совершенству и проникался жаждою той безупречной нравственной чистоты, какая отличала этих подвижни­ков. Его огорчения оказывались ничтожными в сравнении с их непо­мерными трудами, и из келий отшельников Феодорит выносил новую решимость к самоотверженному служению истине. Непрерывное соприко­сновение с этою чистою средой не позволяло ему изменять своим идеа­лам, которые легко исчезают или меркнут под гнетом тяжелых об­стоятельств. Мы не должны упускать из вида этого, если желаем вполне понять и объяснить личность и поведение Феодорита в течение всей его жизни. Рано заявив свою нестяжательность, он и в сане епископа не за­ботился о внешних благах. Жертвуя всем для своих граждан, сам Феодорит не имел ничего и был бедняком, ибо, по его мнению 207 , иерею надлежит пренебрегать всем житейским и пребывать в священнослужении. Но он знал, что для успеха всяких добрых начинаний недостаточно только самому быть честным, а нужно поднять до себя и исполнителей своей воли, поэтому и употреблял все усилия для возвыше­ния нравственного состояния клира. Как свет не терпит тьмы, так и Феодорит не допускал ни единого пятна в своих подчиненных. Такая энергия, конечно, не могла пройти бесследно: результат соответствовал трудам. Когда впоследствии Киррский епископ подвергся незаслуженному и жестокому наказанию, он безбоязненно свидетельствовал о себе, что про­вел двадцать пять лет, никем не вызываемый на суд и сам не об­виняя кого-либо другого. «Никто из благоговейнейших клириков наших за все эти годы не обращался в судилище. Я не принимал ни от кого ни овола, ни одежды; ни один из живущих со мною никогда не брал единого хлеба или яйца. Я не приобрел ничего кроме рубищ, в кото­рые одеть» 208 ; в числе его стяжаний не было «ни дома, ни поля, ни гроб­ницы» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ответ. Зачем нужно молиться, если Господь и так всех любит? Во-первых, Господь - это не только Любовь, но еще и Справедливость, Праведный Судья. И Он Сам нас учил в притчах молиться даже тогда, когда наша молитва не сразу бывает услышана, проявлять дерзновение в молитве. Мы не можем сделать так, чтобы любовь Бога к нам стала сильнее, чем она есть, - это абсурд. Потому что Бог, как Совершенное Существо, всю полноту любви изливает на все творение. Мнение же, будто молиться не нужно, потому что Бог, мол, и так нас любит, ошибочно. Дело в том, что, прерывая молитву, мы прерываем общение с Господом и себя от Него удаляем, а в молитве мы стремимся к Богу, чтобы быть Им услышанными. А зачем тогда нам нужно молиться за других людей, если получается, что когда мы о других людях молимся, это им ничего не дает, а только нам? Но вы же знаете из своего опыта, что когда мы молимся за кого-либо, то, хоть и не всегда, в жизни этих людей происходят какие-то изменения. Можно помолиться - и человек выздоровеет, можно помолиться - и у человека пройдут какие-либо скорбные обстоятельства. Таким образом, понимаем мы это или не понимаем, есть этому объяснение или нет, но наша молитва действенна. Результат ее иногда бывает просто потрясающий. Конечно, я говорю не о нашей с вами молитве, а о молитве угодников Божиих. Вот, допустим, настала засуха, люди страдают, Иаков Отшельник помолился - и пошел дождь. Получается, что Бог любил этих людей несовершенной любовью, а когда Иаков помолился, любовь Бога к ним усилилась? Нет, этого, конечно же, быть не может. Просто любовь проявляется по-разному: как наказание и как милосердие. И Богу угодно, чтобы мы молились не только о себе, но и о других. Поскольку Он превозносит молитву как одну из высочайших добродетелей, одновременно превознося и любовь к ближнему, то отсюда можно понять, что молитва за других людей - это проявление любви к ближнему, угодное Ему. И ради этой любви Он меняет строгость на милость, потому что и строгость тоже любовь, но Господь может ее смягчить ради того, что кто-то другой приносит Ему жертву, то есть молитву. Иногда мы еще даем обеты - это тоже жертва Богу. Скажем, даем обет и одновременно молимся - и Господь изменяет Свое решение о том или другом человеке (сменяет любовь-наказание на любовь-милость). 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В таком духе святой наставлял Иакова. Он по-отечески помогал ему избавиться от расточительности и вместе с тем обличал его прежнее своеволие, чтобы он впредь не попадался в сети этой страсти. После этого он отпустил юношу с молитвой и благословением. Позднее, когда Иаков стал безмолвствовать в своей келье, его начали крайне одолевать нечистые плотские помыслы и захлестывать страшные волны похотливых вожделений. Отшельник долго и мужественно сопротивлялся, но потом волны помыслов так потащили его, что ему показалось, что его терзаниям не будет конца (так всегда внушает враг, пуская в ход свои хитрости и козни). Разум у него помутился. Забыв о святых законах, он схватил нож и отсек себе детородный орган – так он попытался зло исцелить злом, к тому же худшим способом. От сильной боли и потока крови, несчастный громко закричал и стал звать на помощь. Братья сбежались и увидели все это нечестивое бесчинство. Они оказали ему помощь, как сумели, и успокоили боль. Однако об этом узнал святой Савва. Как только страдалец поправился, он изгнал его из Лавры за покушение на свое здоровье и членовредительство. Тут несчастного охватило глубокое раскаяние. Горечь отравила его душу, из глаз полились горячие слезы, а из груди вырвались тяжкие стоны. На него было жалко смотреть. И все, кто проходили мимо, от души жалели страдальца. С этим Иаков пришел к блаженному Феодосию и рассказал ему о том, какую плотскую брань пришлось ему пережить, что он сделал с собой и как тяжело ему переносить изгнание из Лавры. Тот пожалел юношу, пошел вместе с ним к блаженному Савве и стал просить авву простить брата и оставить его в обители, наложив надлежащую епитимию. А так как просьба исходило от друга, то святой Савва не мог отказать ему, тем более что в душе и сам того хотел. Он позвал Иакова и дал ему другие заповеди, в том числе и такую: ни с кем не общаться ни словом, ни жестом, кроме брата, который будет приставлен к нему. Так юноша снова стал безмолвствовать в своей келье, проявив великое покаяние. Он стал возносить особые молитвы к Богу, пока грех не был прощен ему, а как это произошло, сейчас увидите.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Узнав однажды, что ее дети, особенно же сын, опасно больны, она, в молчании, в смирении духа, выдержала, подобно Пророку, натиск этого внезапного глубокого горя, повторяя в сердце: «бых язвен весь день;... яко разжеся сердце мое и утробы моя изменишася, и аз уничижен;... и аз выну с Тобою; и советом Твоим наставил мя еси» ( Пс.72 ). Она разрешила печаль свою этими словами Спасителя: «иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф.10:37 ), и с горячею молитвою, обращаясь к Творцу, восклицала с Пророком: «да внидет пред Тя воздыхание окованных, по величию мышцы Твоей снабди сыны умерщвленных» ( Пс.78:11 ), т. e. сковывающих и умерщвляющих себя ежедневно из любви к Тебе. Бог, хотевший оградить ее от опасностей тщеславия и высокого о себе самой мнения, и охранить ее добродетель неприятностями и уничижением, возбудил и против нее, как против Соломона, противника, и не только одного, но многих, чтобы непрестанно тревожить и оскорблять ее из зависти. То были ориенисты; они поставили бы себе в славу совратить в вере столь святую женщину; но, убедившись, что это решительно невозможно, они старались всеми средствами распространять самые злобные и лживые понятия о ее благочестии. Один из них, имени которого бл. Иероним не приводит, но говорит только, что он был человек хитрый, тонкий и коварный, составил несколько увертливых вопросов, отзывавшихся ложным учением Оригена , и предложил их Павле. Она уведомила об этом бл. Иеронима, который сам пошел к этому вопрошателю и, на вопрос его, предложил ему свой вопрос, которым, смутив его совершенно, разрушил все основания заготовленных им хитростей слова. Другой из этих сеятелей неправды объявлял, с притворным участием, что чрезвычайное рвение Павлы к благочестию и высшей добродетели, не могло не иметь влияния на ее рассудок, и что не раз уже многие принимали ее за помешанную; что нужно бы было постараться заставить ее самою понять это расстройство свое. Она переносила все с терпением и смирением не возмущаемым, но только возмущавшим еще более врагов; она утешала себя Священным Писанием и благодатью Св. Духа. Когда бл. Иероним говорил ей, что нужно уступать зависти и уклониться от неё, как Иаков удалился в Месопотамию, чтобы укрыться от ярости своего брата, Павла отвечала: «ты был бы справедлив, отец мой, если бы демон не повсеместно воевал со слугами Божьими; если бы убегающие от духа злобы не встречали его везде; если бы любовь к святым местам не удерживала меня здесь сильнее всякого опасения; наконец если бы я где-нибудь, вне этого места, могла найти обожаемый мною Вифлеем. Да и почему же скрываться от зависти, когда должно превозмогать ее смиренным терпением? Почему не одержу я победы над врагом моею кротостью и уничижением? Почему, получая заушение на одну ланиту, я не подвергну ему другую? Почему откажусь действовать по слову Апостола: «не побеждён бывай от зла, но побеждай благим злое» ( Рим.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010