Бенедикта и большей части западных учредителей монашеской жизни; последние в своих предписаниях следовали его примеру. Они разрешали монахам проводить во сне в зимнее время пять часов ночью от повечерия (9 часов вечера) до восьмого часа ночи, т. е. до двух часов утра. А в летнее время, от Пасхи до первого ноября, сон еще на некоторое время удлинялся ввиду длины дня и соединенного с этим усиленного дневного труда (сон продолжался до 3 и даже до 4 часов утра). От этого более или менее общего правила, однако, отступает очень строгий монашеский устав Фруктуоза ( 666). Он ввел ежедневное ночное бдение, ночное богослужение, продолжавшееся до полуночи, каковое бдение, по уставу св. Бенедикта, полагалось только с субботы на воскресенье; после ночного бдения, по уставу Фруктуоза, давалось монахам более или менее короткое время на отдых, до пения петухов (?), после чего начиналась утренняя служба. Очень строги и предписания Колумбана. В уставе Колумбана (VI в.) говорится: «Усталый монах приходит к своему одру, уже дорогой он начинает дремать; но прежде чем он заснет, его снова будят».    В настоящей главе рассказов об аскетизме, в которой шла речь о таких формах плотского самоумерщвления, как босоножие, полное обнажение, весьма кстати сообщить сведения о том аскетическом обычае, который состоит непосредственно в борьбе с чувством холода и в умышленном приучении себя к перенесению самой ужасной стужи.    У некоторых греческих философов, именно киников и стоиков, встречался очень оригинальный способ борьбы с чувством холода, состоявший в том, что они, нагие, обнимали холодные как лед статуи богов из меди или камня и старались остаться в таком положении как можно долее. В области христианской аскетики нельзя ничего указать вполне аналогичного с приведенным выше явлением; однако, можно находить в ней нечто сходное с этим последним. Так, несколько похожим поступком известен сирийский отшельник св. Иаков ( ок. 450); он в продолжение двух или трехдневной молитвы стоял на обледенелой земле, причем снег валился на него в таком обилии, что его пришлось откапывать чуть не лопатами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Оставление всех попечений поможет тебе приблизиться ко граду безмолвия; если не будешь вменять себя, то вселишься в него; если же умрешь для всякого человека, то сделаешься наследником града и его сокровищ”, — сказал Великий Варсонофий иноку, которого он приуготовлял к безмолвию и отшельничеству в гробе-келии, этом возлюбленном жилище молитвенного плача116. Иудеи, находившиеся в плену и работе у Вавилонян, изображают собою произвольные скорби, то есть лишения и подвиги телесные, которым подвергает себя инок с целью покаяния, также скорби, попускаемые ему Промыслом Божиим во очищение грехов. Духовный вождь подвигов — плач, посылает к ним с развалин Иерусалима, на которых он безмолвствует в одиночестве, послание. В послании возвещает он пленникам, по прошествии срочного времени, освобождение. Для горького плача есть свой срок, и для чаши горестей произвольных и невольных есть своя мера. Определяются эти вес и мера Богом, как и святой Давид сказал: «Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру» (Пс.79:6), «ибо Ты положил еси слезы моя пред Тобою», как средство очищения «во обетовании Твоем» (Пс.55:9) помилования и спасения. Были дни, в которые «быша слезы моя мне хлеб день и нощь» (Пс.41:4); за ними последовали дни, в которые, соответственно предварившему «множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19). «Внегда возвратити Господу плен Сион, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия» (Пс.125:1-2). «Ты же не убойся, рабе мой, Иакове», возвещает вдохновенный Иеремия от лица Божия избранному народу, которому попущен был за грехи его плен в Вавилоне, «ни устрашайся, Исраилю: се бо Аз тебе спасена сотворю издалеча, и семя твое от земли пленения их: и возвратится Иаков, и почиет, и благоуспеет» (Иер.46:27). Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ученику его. — Все иноки, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все достигшие христианского совершенства, достигли его плачем.

http://isihazm.ru/1/?id=728

Где провел Пелагий свою юность и зрелый возраст, совершенно неизвестно. Первое известие о Пелагии относится к концу IV-ro или к началу V-ro века, когда мы видим его в Риме во времена папы Анастасия (398–402 г.). В виду того обстоятельства, что в указанное время Пелагий пользовался в Риме широкою известностию и связями в обществе, следует думать, что здесь он поселился уже давно. Очень возможно, что Пелагий был в Риме еще при папе Дамасе (366–384 г.), когда здесь жил блаж. Иероним, с коим Пелагий, по-видимому, был здесь лично знаком и даже дружен 2 . К какому классу монахов принадлежал Пелагий? Монахи его времени разделялись, по образу своей жизни, на три рода: на киновитов, живших в монастырях, отшельников или еремитов, живших в пустынях, и мирян – аскетов, не входивших из общества, но проводивших монашеский образ жизни среди него с целию не только личного спасения, но и благотворного, просветительного влияния на самое общество. Монахов последнего рода было в то время на западе весьма много, к числу их следует отнести и Пелагия 3 . Какое общественное положение занимал в Риме Пелагий и у кого жил, неизвестно; можно сказать, только, что он был знаком с многими лицами из знатных римских фамилий или же выдающимися по своему общественному положению и пользовался их покровительством. Известность и знакомство с такими лицами Пелагий приобрел и благодаря своим литературным трудам и благочестивой жизни 4 . Особенную же славу Пелагий стяжал себе своим красноречием, которое было действительно выдающимся из ряда. Силою своего красноречия Пелагий умел увлекать слушателей до полной решимости оставить мир и посвятить себя на служение Богу. Известно, что благодаря его увещаниям два богатых юноши, Тимазий и Иаков, оставили все свои богатства и начали вести монашеский образ жизни. Особенно же красноречив был Пелагий в обличении недостатков и пороков современного ему общества. Красноречивая проповедь святости нравов и энергичные обличения общественных пороков, особенно лицемерия, доставили Пелагию славу великого ревнителя благочестия, святого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

По окончании семинарского курса Иродион Соловьев определен был учителем Севского духовного училища по греческому языку и инспектором. Ректором был тогда иеромонах Иаков (впоследствии Епископ Саратовский, а потом Нижегородский), который сердечно полюбил своего юного сослуживца и своими частыми беседами располагал и наклонял мысли его к монашеству. Будучи в цвете возраста, полный жизни и здоровья, 20-летний юноша-инспектор и учитель почувствовал в тайнике души своей страшную борьбу мыслей, чувствований и намерений. С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление в монастырское уединение, с другой – видел многообразные ласки, услуги и предложения со стороны мира, видел желание своих родителей видеть его в супружеской жизни и в сане священника, и в этой борьбе не раз взывал в молитве к Господу: «Покажи ми, Господи, путь, в он же пойду, яко к тебе взях душу мою!». Плодом сей святой борьбы было то, что юный борец Христов живо почувствовал в своей душе силу слов Премудрого: суета сует и всяческая суета, – возымел ко всему мирскому охлаждение, даже среди обаяний и веселостей мира, и решил одним ударом порвать все связи, все сношения с миром... Несколько раз решался даже тайно удалиться, оставив должность, всех и все... Но без совета с людьми опытными, уже искусившимися в подвигах иноческой жизни, приводить свое намерение в исполнение считал небезопасным для себя. А потому, как Никодим к Господу нощию, пошел он с своими заветными думами к некоему старцу Геннадию, славившемуся своею назидательностию и наставлениями: что речет он о нем и об его пламенном стремлении к святому иночеству? Благочестивый старец, выслушав исповедь сердца пришедшего юноши – учителя и инспектора, наизусть прочитал ему многие длинные места из писаний отеческих об отшельнической жизни и тут же вручил ему свой посох – с тем, чтобы юноша, не заходя в квартиру свою, прямо от него – старца – шел (это было зимою) в брянские леса. Иродион Соловьев был в это время 21 года, но усмотрев незрелость внушения старческого, преслушал оное. Между тем некая тоска по отчизне всюду преследовала этого избранника Божия. Чтобы скрыть ее от людей, в обществе, надо было прибегать к мерам притворства и некоторого рода маскировки. Стремление скорее развязаться с миром и вступить в стены какой-либо обители постоянно поддерживалось в нем мыслию о близости смерти. «Память смертная, – говорит Преосвященный Иеремия, – была вложена в меня матерью с самого раннего детства. Отправляя меня в семинарию с родителем и снабдив всем и на нужды, и на утешение, не забывала вручить мне мешочек конфеточек и кисейное полотенце. «Копеечки, – говорила она, – раздай нищим, а полотенцем этим, в случае своей смерти, попроси накрыть себя во гробе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Гурий, мученик – см. Деяния Гурия и Шамуны Дада, монах из Амиды (V в.) Дадишо I, 24 католикос Востока (421−456) Дадишо из Бет-Катрайе Дадишо, монах Амиды Дадишо, настоятель мон. на горе Изла Даду, св. Дамиан, коптский патриарх Даниил Салахский, еп. Теллы (VII – VIII вв.) Даниил Скитский Даниил, св. воин Даниил, ученик Иакова Эдесского Декий, император Денха Тагритский, мафриан (660) Дидим Александрийский Димитриан Антиохийский Диоген, en. Эдессы (V в.) Диодор Тарсийский Дионисий Ареопагит (Афинский), Псевдо Дионисий (Иаков) бар Саливи, еп. Амида (1171) Дионисий Телл-Махрский (в т. ч. псевдо), сир. патриарх (818−845) Дионисий Фракийский, грамматик Диоскор, патриарх Александрийский Днахишо – см. Ишоднах Дометай, мученик Домн, друг Ефрема Сирина Дроса, Ирина и Евфимия, св. Ева Евагрий Понтийский Евагрий Схоластик Евгения, св. Евдоксий, мученик Евдоксий, Ромул, Зинон и Макарий, св. Евлогий и Герасим, св. Евномий Евпраксия, св. Евсевий Александрийский Евсевий Кесарийский – см. также Евсевиевы каноны Евсевий Самосатский Евсевий Халкидский Евсевий Эмесский Евстафий Антиохийский Евстафий из Дары (VII в.) Евтих (Евтихий), ересиарх Евфимия Евфросиния, св. Ездра, книжник – см. Апокалипсис Ездры Елена, мать Константина Великого , св. Елизавета, св. Епифаний Кипрский Епифаний, Псевдо Ефрем сын Аппиана, патриарх Антиохийский (527−545) Ефрем Сирин (Map Афрем) Захария Ритор, еп. Митилинский (VI в.) Захария Ритор, Псевдо Зиновий Гезиртский, ученик Ефрема Сирина Зинон, византийский император Зхаишо (Ишозха) – см. Мшихазха Иаков Афраат – см. Афраат Иаков бар Салйви – см. Дионисий бар Салйви, еп. Амида Иаков Бурдеана (Барадей, Занзал) (VI в.) Иаков из Бет-Аве – см. Иаков Лашомский Иаков, еп. Дары Иаков, Египтянин, отшельник (ум. 421) Иаков Лашомский, основатель мон. Бет-Аве – в.) Иаков Нисибинский (IVb.) Иаков Перс, Рассеченный Иаков Серугский Иаков Эдесский, еп. (708) Иаков, брат Господень, апостол, см. также Первоевангелие Иакова Иаков, нотарий Ибн Абу Йакуб ан-Надим – см. Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Ибн Абу Йакуб ан-Надим, Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак аль-Варрак аль-Багдади Ибн аль-Ибри – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Преподобный Иаков Железноборовский родился во второй половине XIV в. в Костромской земле. Он был сыном галичских бояр Амосовых, В юношеском возрасте преподобный Иаков решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монашеский подвиг он начал под руководством Преподобного Сергия Радонежского в основанной им обители. В 1392 году, в год смерти своего наставника, преподобный Иаков удалился из благоустроенной и прославленной Троицкой обители в глухие леса в 30-ти верстах от Галича. Он поселился на берегу реки Тебзы в уединенной хижине недалеко от железных рудников, которые дали название той местности – Железный Борок. Более двадцати лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. О святой жизни подвижника стало известно далеко за пределами Костромской земли. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Так, в 1415 году великий князь Московский Василий Димитриевич (1371–1425) обратился к преподобному Иакову с просьбой помолиться о его супруге великой княгине Софии Витовтовне, в то время тяжко страдавшей перед родами. По молитве святого княгиня София благополучно родила сына – наследника великокняжеского престола Василия Васильевича (1425–1462). В благодарность великий князь дал преподобному Иакову средства для построения храма во имя святого пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя и для основания монастыря при храме. Обитель была устроена, собрались братия, и преподобный Иаков стал их игуменом. В Москве он был рукоположен в священный сан. Преподобный Иаков ввел в монастыре строгий общежительный устав по примеру Троице-Сергиевой обители. Иноки не имели никакой собственности, все имущество было общим, средства для обители они добывали земледелием. В 1429 году казанские татары опустошили окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками укрылся от набега в лесу. Когда иноки вернулись в обитель, то нашли на ее месте развалины. Монастырь пришлось строить заново. Преподобный Иаков, несмотря на преклонный возраст, усердно трудился вместе с братией. Через некоторое время монастырь был не только восстановлен, но и еще более благоустроен: преподобный Иаков и иноки выкопали пруды для нужд обители, построили еще один храм во имя Святителя Николая Чудотворца. По благословению преподобного Иакова, многие бедные люди, разоренные татарами, получали в монастыре пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не для себя только жила однако же бл. Домнина, не о себе только пеклась в своем уединении: мыслью и сердцем она переносилась к рабам Божиим отшельникам, кои, отрешившись от всего земного, часто не имели самого необходимого – пищи, одежды и проч. Имущество матери и братьев открыто было Домнине для расходов; и вот она печется о тружениках Христовых, доставляет им хлеб, одежду и все необходимое для удовлетворения их ограниченных телесных потребностей. Домнина заботится и о своих посетителях; по её распоряжению, временный приют они находили у сельского священника, содержание же получали от сердобольной подвижницы. Она и мне, говорит бл. Феодорит, 64 когда я прихожу в ту страну, находящуюся на север от нашей, присылает и хлеб, и овощи, и намоченную чечевицу. Скончалась преп. Домнина около 445 года. Преподобный Иаков Кирский Преподобный Иаков Кирский (память 26 ноября). Начну повесть о современных подвижниках, говорит бл. Феодорит, приступая к описанию жития и подвигов Иакова Кирского, 65 с великого Иакова, который первенствует между другими и по времени, и по подвигам; прочие же, подражая ему, совершают дивные и изумительные дела. И действительно, преп. Иаков, по месту подвижничество Кирский, принадлежит к числу славных Сирийских подвижников 5 в., на которых в свое время обращены были взоры христианскою мира, как на столпы истины и чистоты Христовой веры, и к голосу коих обращались в важнейших церковных делах; имя его стояло но ряду с именами Симеона, первого столпника, и Варадата. Возлюбив Бога паче всего на свете и положив себе всю свою жизнь посвятит на благоугождение Ему единому, Иаков еще в молодых годах поступил к преп. Зевину, под руководством коего и положил первые начала подвижничества. Уразумев духом, что в молодом подвижнике имеет явиться великий сосуд благодати, Зевин возложил на него власяницу. Изучив образ жизни и нравственные качества Зевина, Иаков перешел в общество славившегося тогда между Кирскими подвижниками отшельника Марона, у которого пробыл несколько лет, усвояя и его образ подвижничества и аскетические правила. Теперь Иаков решился подвизаться один в совершенном отшельничестве. Оставив общество Марона, он поселился в маленьком домике, в котором подвизался несколько лет в полном уединении, приучая свою душу к самоуглублению и богомыслию. Чувствуя себя уже довольно созревшим в подвижничестве, Иаков простерся на высшие подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иаков Железноборовский, угодник Божий, происходил из рода галичских дворян Амосовых (Аносовых); с раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его Троицкую обитель. Великий отец иноков постриг его в ангельский образ и он, под благодатным руководством преподобного Сергия, возрастал в духовной жизни, проходя все послушания и побеждая разные искушения вражеские. Получив благословение от великого старца на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах, преподобный Иаков в 1392 году поселился в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный Борок. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив деревянный крест, и построил небольшую келлию. Более 20 лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. Постепенно к нему стали приходить искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В период царствования великого князя Василия Димитриевича (1389–1425) сына благоверного князя Димитрия Донского, преподобный Иаков в 1415 году посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия, † 1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь московский, знавший о молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу, Пречистой Матери Его и св. мученику Лонгину, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия, и благодарный князь поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства для обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

-Что это? Как ты послал служащего в Лимну без моего благословения? Почему делаешь такие дела без благословения? Отец Иаков удивленно сказал ему: -старец, я рабочего послал по письменной Вашей заповеди, ее прочитал и Святому Давиду. Если же считаешь, что подобает наказать меня, – как хочешь. -Где письмо? Покажи мне его, – ответил Игумен. Отец Иаков бежит в келлию свою, берет письмо Игумена, зажигает его спичкой, и оно горит в печке, чтобы не увидел старец и не огорчился за свое поведение. Пришел, однако, за ним и старец, задыхаясь, и говорит: -Что за бумага горит там? -Ничего, старец, некую неценную бумагу сжигаю, прости меня, потому что ты прав, – ответил он. Тогда он увидел, что старец смягчился, улыбнулся и, не сказав ни слова, ушел из келлии.. «Или он это сделал, чтобы испытать меня, если бы я стал оправдываться, или действительно забыл, потому что у него был диабет. Бог знает: я его совсем не огорчил», – говорил отец Иаков. И второй случай: один из старых отцов недолюбливал его. Отец же Иаков с любовью служил ему и, даже приходя в келлию его, приносил и тарелку со своей едой, сам пребывая в посте, но его утешал. Искуситель ожесточил душу этого брата, и никогда он доброго слова не сказал отцу Иакову. И даже в день Воскресения не ели они вместе, но поодиночке. «Я, – говорил старец, – не мог в такой день есть один, и просил рабочего, который жил в Монастыре, поесть хлеба вместе: -Иди, чадо, поедим вместе. Давай похристосуемся пасхальным яйцом!» Тот брат имел трагический конец. Когда он зажигал обогреватель в своей келлии, огонь охватил одежду его, и он страдал весь обожженный. Жил несколько дней в агонии и умер. Отец Иаков служил ему с самопожертвованием, потому что состояние его было жалостное, а врачебная помощь в те годы и не могла подразумеваться. В другом месте мы приведем сведения старца о душе этого брата. Искуситель, видя, что в бранях через других старец выходил более опытным и испытанным, напал на него также сильно, как он искушал многих других богоносных отцов отшельнической жизни. Предоставим рассказать об этом старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом я услышал глас, говоривший: не бойся, Иаков! Великий Иоанн Креститель неусыпно умоляет Бога всяческих; великое бы произошло поражение, если бы его предстательством не была укрощена дерзость диавола. Передав мне эту повесть, старец завещал мне не сообщать её никому другому. Но я, ради пользы, многим не только словесно пересказал её, но и предал письмени. Он также открылся мне, что видел и патриарха Иосифа с седою головою и бородою, и в старости блиставшего красотою, и на высоте добродетели именовавшего себя последним из святых. Ибо, говорит, когда я назвал его первым из тех, которые были в одной с ним гробнице, он сам назвал себя последним. На весь христианский мир прославился преп. Иаков, имя Кирского отшельника сделалось известно на Востоке, достигло столицы, проникло в самый императорский дворец; и стал он на ряду с знаменитыми сирийскими подвижниками 5-го века, каковы были Симеон, первый столпник и Варадат – честь и украшение Сирийской Церкви. К голосу этих трех подвижников обращались в важнейших церковных делах. Так, когда в 457 году в Александрии убит был приверженцами еретика Диоскора патриарх Протерий и кафедру занял последователь Евтихия Тимофей Елур; император Лев, спрашивая у предстоятелей Церквей мнения о Халкидонском соборе и рукоположении Тимофея, обращался и к знаменитейшим любителям подвижнической и нестяжательной жизни и между ними к сирийским главным подвижникам, каковы были: Симеон, первый столпник, Варадат и Иаков Кирский. В ответе своем императору Иаков так же, как Симеон и Варадат, одобрил веру шестисот тридцати Святых отцов, собравшихся в Халкидоне, а рукоположение Тимофея Елура признал незаконным. Прославилась и гора, на которой подвизался преп. Иаков. Гора эта, хотя находилась недалеко от Кира, была, однако, мало известна; она ничем особенным не отличалось от других подобных гор; с поселением же на ней великого отшельника, она сделалась повсюду славною и благословенною. Ныне, говорит Феодорит, гора эта получила такое благословение, что даже землю её чтут, и приходящие отовсюду уносят частицы её себе на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010