Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырщино. Церковь Рождества Богородицы построена в 1894 г., архитектор А. Бочарников. Основана как мемориал Куликовской битвы на легендарном месте братской могилы русских воинов. Рядом современный памятник Дмитрию Донскому и отдел музея Куликовской битвы. Каменная церковь построена на средства прихожан в 1869-1894 гг. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной правый придел - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 456, 464 С момента создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским. Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля. После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме. В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.

http://sobory.ru/article/?object=00872

Мониторинг СМИ Хорош ли закон для икон? Церковь и музейщики спорят, где и как лучше хранить церковные ценности 24.03.2010 11:24 Дождались! Патриарх Кирилл и руководитель Росимущества Юрий Петров подписали договор о передаче Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. Два месяца кипели страсти вокруг скандального законопроекта “О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения”. И вот последняя новость — Новодевичий уйдет РПЦ, а Историческому музею, в свою очередь, предоставят взамен равноценные здания на территории Москвы.  Дискуссия продолжается. Музейщики обвиняют служителей церкви, те в долгу не остаются. Ситуация зашла настолько далеко, что из центрального офиса ЮНЕСКО пришел запрос в российский филиал с просьбой разъяснить: а что вообще происходит?   Внесем ясность: законопроект на сегодняшний день имеется только лишь в черновом варианте — разрабатывается в недрах Минэкономразвития. Как стало известно “МК”, в документе идет речь о передаче РПЦ только объектов недвижимости. То, что хранится в музейных сокровищницах, изымать, передавать, отдавать не будут. Получается, в конфликте Церкви и музейного сообщества поставлена точка? Как оказалось, не совсем...   Директор Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева Геннадий ПОПОВ: “За все отвечать патриарху!”   — Геннадий Викторович, из всего музейного сообщества патриарх Кирилл решил встретиться именно с вами. Раскройте секрет — о чем была беседа?   — Во-первых, он согласился с необходимостью создания совместной комиссии, в состав которой должны войти представители РПЦ и музейного сообщества. Во-вторых, я изложил наши предложения по данному законопроекту. Главное из которых — то, что мы составили список категорий храмов по всей России. В первую вошли те, где можно проводить службы как угодно часто. Во вторую — где можно служить, соблюдая определенные меры предосторожности. И в третью — церкви, находящиеся в плохом состоянии или абсолютно уникальные по своим росписям, и поэтому там желательно служить в редких случаях или не служить вовсе.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Моя жизнь есть недоговоренное слово». Часть 1 В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Ивана Егоровича Забелина. Создатель Исторического музея на Красной площади и официальный историограф Москвы, он известен как крупнейший историк московской старины. Между тем Забелин был и оригинальным русским мыслителем, создавшим собственное учение об истории России. Арбатскими стезями И.Е. Забелин. Портрет работы И. Репина (1877) Родился будущий историк в Твери 17 сентября 1820 года и был крещен в церкви Николая Чудотворца, что на Зверинце. Забелин почти не жил в Твери, но унаследовал от малой родины глубинные, могучие русские корни, которые были взращены в Москве. Он родился в бедной семье. Нужда очень долго сопутствовала ему в жизни и повлияла на его научные взгляды. Дед был сельским священником, отец, Егор Степанович, окончил семинарию, но от принятия сана отказался, женился на доброй девушке из мирской среды, Авдотье Федоровне, против желания родителей; служил писцом в Казенной палате за мизерное жалование, хоть и покупал игрушки для Ванечки, когда тот сломал ногу. В 1821 году отец по протекции временно перешел на службу в Москву, а летом 1828 года, после смерти главы семейства, Забелины обосновались в Москве навсегда, поселившись на Тверской-Ямской, в приходе церкви Старого Пимена. Мать с малолетними Иваном и Петром остались без средств к существованию. В экономки с детьми ее не брали, и она занялась поденной работой: шила, вязала, крутила обертки для конфет, что давало в день по двугривенному. Пришлось отдать Петра в Воспитательный дом, а Ваня хоть и помогал матери шить холщовые рубахи, выслушивал попреки, что он обуза и помеха. Бесприютными голодными годами назвал Забелин начало своей жизни, но все же и тогда мелькал тонкий лучик счастья – его сознательное московское детство началось с Арбата. А быт, по его же концепции, имеет огромное значение для формирования характера и взглядов, тем более что детская память – самая впечатлительная. Были в детстве и первые встречи с Православием.

http://pravoslavie.ru/31326.html

Муром. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная). Николо-Набережная церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени - " петровского " барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с " разорванными " фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна. Особенно " европеизировала " образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды. Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой - семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=00628

«Мы должны сохранить земное Небо» – интервью с московским древлехранителем Чем будет заниматься московский епархиальный древлехранитель? Как Церковь должна оберегать старину? 30 января, 2015 Чем будет заниматься московский епархиальный древлехранитель? Как Церковь должна оберегать старину? Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 января 2015 года настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, протоиерей Леонид Калинин назначен на должность епархиального древлехранителя Московской городской епархии. Корреспондент «Правмира» побеседовал с отцом Леонидом. – Древлехранитель – слово архаичное, торжественное, а что входит в его обязанности? Как ваша работа будет выглядеть на практике? – Практики пока еще было мало, а в теории, то, что входит в мои обязанности прописано Синодальным решением и распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое опубликовано на сайте Московской епархии. Я думаю, что решение о введении должности древлехранителя епархии очень своевременно. Сегодня Церковь стабилизировала свои отношения с музейным сообществом, прекратился идеологический антагонизм между представителями ученного сообщества и представителями Церкви. Многие священники имеют достойное образование, ученые степени, и соработничество Церкви, государственных структур, Министерства культуры и органов охраны памятников стало возможным. Более того, мы собираемся обучать священнослужителей, особенно будущих священнослужителей, в семинариях, основным правилам бережного отношения к тому наследию, которое дошло до нас в нашей многострадальной стране, прошедшей через войны, революции, катаклизмы, антирелигиозные кампании и прочие бедствия. Мы собираемся проводить семинары на базе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, где хранится очень много церковных древностей, а также на базе Государственного исторического музея и других музеев. Эти семинары необходимы для священников – людей, которые станут в будущем отвечать за передачу уже другим поколениям тех сокровищ, которые попадают в их руки, в руки Церкви.

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-sohranit-...

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие после долгих поисков истины. Сегодняшний гость отца Георгия – Иван Катанаев, в прошлом один из лидеров скинхедов и футбольных фанатов, а сейчас активный участник движения «Сорок сороков». Почему патриотически настроенные молодые люди становятся приверженцами нацистских идей? Чем российские скинхеды отличаются от европейских? Что привлекает футбольных фанатов в неоязычестве? Легко ли преодолеть в себе предвзятое отношение к христианству? Нужна ли проповедь Христа «на улице»? Об этом – беседа с Иваном Катанаевым. Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Наш сегодняшний гость в прошлом принадлежал к движению скинхедов. Но прежде, чем мы поговорим об этом периоде его жизни, хотелось бы услышать рассказ о времени предшествующем. Скажите, Иван, с чего у вас всё началось? Иван Катанаев: Я родился летом 1983 года в обычной семье советской интеллигенции. У меня все и бабушки, и дедушки, и родители с высшим образованием. Отец – доктор физико-математических наук. Семья была довольно далекой от Церкви и вообще от Бога. Из детских воспоминаний, словно вспышки, сохранились редкие моменты, когда бабушка пару раз водила меня в церковь. Ну и когда несколько раз, уже в школьные годы, мы ходили на Пасху со всеми вместе святить куличи. Этим весь опыт моего общения с Церковью и ограничивался. В школе нам рассказывали про победы российского оружия, полеты в космос – а, выходя на улицу, я видел грязь и нищету Потом Советский Союз начал разваливаться. Школа, в которой я учился, была очень хорошая, учителя великолепные. И у меня внутри был на тот момент – в шестом-седьмом классах, это 1990-е годы – очень большой диссонанс между тем, чему нас учили в школе, и тем, что я видел на улицах. Школа наша была в самом центре города, напротив Третьяковской галереи. Туда и в различные музеи мы ходили регулярно. И вот нам рассказывали про наши великие завоевания, победы российского оружия, полеты в космос и так далее – а, выходя на улицу, я видел грязь и нищету. И я это очень остро переживал, потому что у меня, сколько себя помню, всегда душа болела за судьбу страны и народа. Я не понимал, что происходит со страной… После уроков мы с друзьями гуляли по центру. Тогда в идеологическом плане был полный беспредел. Например, около Исторического музея, буквально на Красной площади, продавалась куча литературы нацистского содержания. В ней освещение проблем было замешано на жестком антисемитизме. И для подростка авторы были убедительны: «Посмотрите, кто у нас в правительстве. Посмотрите, кто руководит министерствами. Посмотрите, кто руководит страной. Посмотрите на банкиров». И ты видишь, что, действительно, там русских фамилий почти нет. Слово «русский» тогда было негласно запрещено. Я начал читать такую литературу, и в моей душе это нашло отклик.

http://pravoslavie.ru/96006.html

Н.А. Маясова Предметный указатель 970 Бармы (от греч. βpημα – ожерелье?), или диадима – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при возведении на престол и торжественных выходах византийских императоров и русских царей как символ власти. В этом значении на Руси бармы впервые упоминаются в 1498 г. при венчании Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Выполненные из драгоценных тканей бармы бывали украшены камнями, эмалями, жемчугом, а также изображениями святых на золотых или серебряных дробницах или вышитых – кат. 51, 93. Воздух (греч. p) зд. – третий, больший, верхний покров на священные сосуды. Во время чтения Символа веры священник им «веет воздух» над дарами. По некоторым определениям, символизирует камень, приваленный ко гробу Господню. Обычно имеет изображение Христа во гробе с летящими над ним ангелами с рипидами, иногда (с конца XVII в.) – многофигурную композицию «Положение во гроб». Большим воздухом, или плащаницей, в древности называли также вышитые пелены большого размера; к ним относятся хранящиеся в Историческом музее воздух «Распятие» XII в., воздух 1389 г. «Спас Нерукотворный» с предстоящими вклада великой княгини Марии Александровны, воздухи с изображением Евхаристии и житий Иоакима, Анны и Богоматери начала XV в. и конца XV в. из Рязанского музея – кат. 44, 48, 52, 55, 61, 72, 78, 80, 85, 130, 135, 159, 160, 163, 169, 170. Епитрахиль (от греч. επι – на и τpχηλος – шея) – часть одежды священника, обнимающая шею сзади и спускающаяся спереди донизу двумя полосами, соединенными пуговицами. Символизирует несение креста Христом и означает исходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили нельзя совершать службу. На епитрахилях обычно изображали один под другим кресты, святых или ангелов – кат. 66, 70, 110, 147. Знамя воинское (стяг) – полотнище, укрепленное на древке, наверху которого насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Нередко нижний угол полотнища, не прилегающий к древку, срезался, а оставшаяся часть составляла откос, из которого часто делали два или три клина, называвшиеся «клинцами» или «лопастями». Вокруг средней части полотнища шла широкая кайма. Средник и кайма украшались живописными или шитыми изображениями и узорами – кат. 105,180.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Нижний Новгород. Церковь Собора Пресвятой Богородицы ( " Строгановская " ). Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Рождественская (Строгановская) церковь. Возведена на средства купца Г. Строганова, являлась домовой церковью в городской усадьбе. В 1721 г. закрыта личным указом Петра I, позже богослужения были возобновлены. Отделение Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Летом 2003 г. проводилась реставрация. В июле 2005 года на колокольне церкви были смонтированы башенные часы. С оригинальными, " астрономическими " часами на этой колокольне связан знаменитый эпизод в жизни изобретателя Ивана Кулибина. Будучи пятнадцатилетним подростком, он поразил сограждан тем, что починил сломанные часы. К сожалению, этот старинный механизм был утерян еще в начале XIX века. Позже на звоннице были установлены обычные часы с боем, но к началу XX века и они были не в действии. Установленный ныне механизм изготовлен в Германии фабрикой Иоганна Фридриха Войле в 1879 году (в СМИ была опубликована ошибочная информация об английском происхождении механизма). Первоначально часы располагались в Нижнем Новгороде на здании Блиновского пассажа, в нескольких сотнях метров от Рождественской церкви. После 1917 года они были демонтированы и до последнего времени хранились в Нижегородском историческом музее. В середине девяностых годов группа энтузиастов установила эти часы на колокольню Рождественской церкви (на большинстве фотографий можно заметить черные стрелки на одном из циферблатов). Однако монтаж был проведен крайне неумело, и к моменту начала реставрации церкви часы были практически не работоспособны. В 2004-2005 гг. механизм был восстановлен калужским мастером Александром Георгиевичем Красниковым. Удалось сохранить почти все детали оригинального старинного механизма, потребовалось лишь изготовить новые циферблаты. Теперь часы исправно показывают время на всех четырех циферблатах и каждый час соответствующее количество раз бъют в 80-киллограмовый колокол, расположенный под самым куполом колокольни. В 30 минут каждого часа раздается один удар. Именно поэтому нельзя называть эти часы " курантами " - они не исполняют на колоколах мелодии. Нужно отметить, что в работе часов не задействованы электроприводы, и дважды в неделю их заводит рука человека, а не бездуховная сила электричества.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Презентация нотного сборника песнопений литургии, посвящённого новомученикам и исповедникам Русской Церкви XX века Семинар «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники (по материалам архивных фондов ДРЗ)». Москва Все » Главные новости 15.04.2024 18:59 Новости Патриарх Кирилл освятил новый храм в Москве и возглавил хиротонию епископа Кудымкарского 15.04.2024 17:40 Благовест-инфо Новости Папа Римский вновь стал Патриархом Запада Другие новости 19.04.2024 17:55 The Art Newspaper Russia Мониторинг СМИ Строительство филиала Исторического музея у Новодевичьего монастыря завершится в 2025 году 19.04.2024 17:32 Благовест-инфо Новости Австралия: ассирийский епископ простил напавшего на него с ножом подростка 19.04.2024 17:04 Новости Католическая семинария в Петербурге открыла набор на новый учебный год 19.04.2024 16:12 Новости В храмах Казанского района Тюменской области прошли молебны о защите от затопления 19.04.2024 15:37 Новости В Воронеже отреставрируют Успенский Адмиралтейский храм 19.04.2024 15:00 Новости Продолжается реставрация Псково-Печерского монастыря 19.04.2024 14:21 Новости По данным исследования Pew, 20% взрослых американцев идентифицируют себя как католики 19.04.2024 13:30 Благовест-инфо Репортажи В Музее им. Андрея Рублева показали новые фильмы о Древней Сирии

http://blagovest-info.ru/index.html?1527...

Новочеркасск. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский войсковой всеказачий собор " Второе Солнце Дона " Карта и ближайшие объекты 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. Судьба распорядилась таким образом, что к постройке каменного соборного храма войска Донского приступили только в октябре 1811г. А перед этим в новом городе проводились большие земляные работы по выравниванию главного проспекта (позднее он получит название Платовского). От будущей площади, где закладывался соборный храм, до будущей ул. Московской выравнивался проспект. " Фактически был прорыт канал на ширину проезжей части улицы от тротуара с одной стороны до тротуара с другой стороны " , - писал архитектор К.Куликов. ( " Знамя Коммуны " , 174 от 10 сентября 1988г.). Если приглядеться, то и сейчас видны высокие тротуарные откосы у музея истории Донского казачества, у Военного института связи, рядом с кинотеатром " Танаис " и т.д. Первый вариант собора (1811-1846гг.)  1 октября 1811 года состоялась торжественная закладка каменного Войскового собора, но не в честь Вознесения Господня, как он был заложен и освящен при закладке Новочеркасска 18 (30) мая 1805 года, а во имя св. благоверного Александра Невского. В этом историческом казусе сыграла свою роль та ошибка, которая была допущена в Петербурге, когда на первое место была поставлена постройка Александровской церкви, а не собора. А с другой стороны милости и щедроты Императора Александра I к Войску Донскому обязывали казаков построить достойный каменный храм в честь Александра. Как бы там ни было, но был совершен обряд закладки Александровской соборной церкви. ( " Донская церковная старина " , ч.1, стр. 81, г.Новочеркасск, 1906г.). Затем история расставит все по своим местам и собор вернет себе название Вознесенский. Первый проект каменного Вознесенского собора по просьбе знаменитого Донского Атамана М.И.Платова сделал придворный архитектор из Петербурга Алоизий (Луиджи) Иванович Русско (Руска). Возглавлял же работы по строительству собора до своего увольнения в отставку в 1818 г. родной брат знаменитого архитектора Иероним Иванович Русско (Руска). Реальные работы на строительстве собора проводились в основном в 1816 и 1817 году, так как в другое время казаки все свои силы (поголовное ополчение на Дону) и средства отдавали борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., в том числе и в заграничных походах 1813-1814 годах. В основу строящегося соборного храма положен куб со сторонами 34х34 м. Главный купол обрамляли четыре небольших купола. Парадные входы украшены шестиколонными портиками с фронтонами. В целом этот вариант собора во многом напоминал архитектурный мотив самого крупного в мире собора св. Петра в Риме. В 1818 и 1819г. собор из-за нехватки строительных материалов не строился.

http://sobory.ru/article/?object=01849

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010