Концерт прошел под девизом " Русь святая, храни веру православную " . Фото священника Игоря Палкина 26 июля 2013 г. 12:29 Вера Христова – наш общий духовный и культурный фундамент Праздничным аккордом на Красной площади при полном аншлаге вчера завершилась московская часть юбилейных торжеств Без четверти десять вечернее небо над Васильевским спуском расцвело разноцветной радугой фейерверка. Под бессмертный хор «Славься!» Михаила Глинки Москва салютовала юбилею Крещения Руси, салютовала Святейшему Патриарху Кириллу, салютовала предстоятелям Поместных Церквей и почетным гостям, салютовала вере Христовой и смиренно принявшему ее больше тысячи лет назад народу. Юбилейный концерт, не лишенный традиционного для подобных поводов пафоса высокой политики, вышел, тем не менее, добрым, понятным и по-московски человечным . Ветераны, дружинники и Георгиевцы Репортер «ЦВ» оказался возле сцены ровно за час до начала торжества. Здесь было пока еще малолюдно. Несмотря на единственный для публики вход через Воскресенские ворота (напомним, посетить концерт можно было бесплатно), не заметил я толкучки и у рамок металлоискателей – возможно, из-за наконец-то достаточного количества досмотрового персонала возле них. В глаза бросилось огромное число дружинников – создалось впечатление, что числом те в несколько раз превосходят полицейских (вероятно, львиная доля блюстителей порядка работала в штатском). Главная площадь страны, ставшая в последние десятилетия еще и огромным концертным залом под открытым небом, знает несколько вариантов размещения сценических подмостков. Их выстраивали и вдоль ГУМа, и у Исторического музея, и на Васильевском спуске «лицом» к Москве-реке, и даже перед Мавзолеем. На этот раз организаторы выбрали, пожалуй, наиболее органичный вариант компоновки – в нижнем торце площади, так что купола и кресты Покровского собора смотрелись естественной и очень красивой декорацией. Вплоть до начальных аккордов Государственного Гимна в первый сектор перед сценой пройти можно было совершенно свободно. Как признавались многие зрители, сюда они зашли случайно, просто гуляя по центру города. Среди «целевых» же посетителей преобладали организованные группки районных Советов ветеранов. Многие пришли с флагами, и набор стягов получился весьма разнородным: наряду с российским триколором, тут виднелись имперский штандарт молодежного движения «Георгиевцы!», знамя Московского студенческого союза и даже большие фотопортреты правящего тандема. С началом концерта в переднем секторе стало тесновато, и полицейские его перекрыли. Об удобстве припозднившихся зрителей позаботились заранее: помимо двух гигантских экранов в кулисах, еще один транслировал происходившее на сцене прямо в центре площади. К середине концерта та оказалась забита до отказа.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynyy_k...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Я видела его, его речам внимала…» Из стихотворения матушки Таисии об отце Иоанне Кронштадтском 1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка». За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей. Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий. Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

Культурное наследие Православия как церковная собственность в системе правовых отношений между Церковью и государством Весьма важной проблемой в сохранении памятников церковной культуры при начинающихся богослужениях в храмах является режим пользования храмовыми зданиями, содержащими в себе древние иконы и стенные росписи 13 апреля, 2010 Весьма важной проблемой в сохранении памятников церковной культуры при начинающихся богослужениях в храмах является режим пользования храмовыми зданиями, содержащими в себе древние иконы и стенные росписи (Материалы конференции 1991 года «Церковь, музей, культура») Ю.Г. Малков, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ВНИИ реставрации [ныне — диакон Георгий; место служения: храм Покрова Пресвятой    Богородицы в Филях в Москве (филиал Музея им. преп. Андрея Рублева)] Прежде всего, позвольте мне выразить надежду на то, что мы собрались здесь не для очередных разногласий и усугубления того духовного раскола, в котором и так пребывает ныне наше многострадальное Отечество. К сожалению, результатом исторического развития, а точнее сказать — деградации России на протяжении последнего столетия стало то, что все в ней подменилось, раскололось, пришло в состояние разброда, противостояния и взаимной ненависти: и государство, и общество, и все его культурные институты. И к каждой составляющей этой триады ныне позволительно предпослать частицу «псевдо», ибо каждая из них во многом и в равной степени лжива, существуя в ложных формах и на ложной основе. Поэтому естественный выход из этой ситуации есть лишь возвращение к истине, правде и праву. Оставляя в стороне многими сейчас по-разному понимаемый глубинный смысл императива истины и переводя его внешнее выражение на язык секулярного общества, мы должны, как мне представляется, прежде всего, заострить свое внимание на понятии права — в любых его видах, в том числе в виде права собственности как основы любой цивилизованной социальной формации, стать которой наконец заставляет нас сама жизнь.

http://pravmir.ru/kulturnoe-nasledie-pra...

М.А. Шангин Краткие сообщения и заметки Б.Т. Горянов. Первая Гомилия Григория Паламы, как источник к истории восстания зилотов При изучении истории революционного движения зилотов в Фессалонике (1342–1349) исследователи 494 не принимали во внимание гомилий Григория Паламы ; между тем первая из гомилий имеет прямое отношение к этому движению и даёт новые материалы для его изучения. Новую редакцию первой гомилии даёт почти современная событиям рукопись 69 Гос. московского исторического музея (по каталогу Владимира 212, Matthaei, LXX), которая содержит 65 гомилий Григория Паламы . 495 Поэтому мы даём палеографический и стилистический анализ текста Московской рукописи 69. В этой рукописи имеется одна гомилия, которая встречается и в иерусалимском издании, и у Migne. Однако внимательное изучение этой рукописи показало нам, что в обоих названных изданиях имели дело с другой рукописью, а настоящая рукопись нигде не принималась во внимание издателями. Codex 69 бум., 29.8 см. X 22 см. после письма 21см. X 14.8 см в два столбца, 308 листов. Рукопись привезена Арсением Сухановым из Афонского монастыря, имеет его пометки и надпись, внизу на первом листе: τν κατηχομενεον τς ερς Λαρας το γου Αδανοσου (из лавры Афанасия). 496 Нас интересует здесь первая гомилия Григория Паламы , так как она произнесена вскоре после подавления революционного движения зилотов и по своему содержанию имеет прямое отношение к этому движению. Рукопись 69 имеет особый интерес потому, что она является современницей этого события. Matthaei и Владимир определяли эту рукопись относящейся к XV в. Между тем рукопись должна быть датирована третьей четвертью XIV в. по следующим основаниям. Письмо рукописи характерно освобождением букв от власти строки, отмечено чрезвычайно большими круглыми буквами наряду с обычным строчным письмом. Этот тип письма вообще датируется второй половиной XIV в. Школа письма была сравнена нами с образцами, приведёнными у Н. Omont. 497 Школа письма в рукописи 69 соответствует Парижской рукописи 2915 на табл. 90 (1364 г., Евстафий); рукописи 1585 (1369 г.), на табл. 96 – Геродот. Все эти рукописи дают в общем одну и ту же школу письма с Московской рукописью 69, но наибольшую близость представляет табл. 96, что даёт основание предполагать, что Московская рукопись 69 написана около 1372 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Е. Бычкова Доклад на заседании Ученого совета ИРИ РАН 4 апреля 2002 г. Я привык, что со мной все происходит не по шаблону. Из письма Н.П. Лихачева С.Ф. Платонову Еще пятьдесят лет назад отечественная историография относила Н.П. Лихачева к тем буржуазным историкам, чьи исследования отличаются мелкотемьем, хотя уже при жизни Николая Петровича о его исследовательской манере писал А.А. Шахматов, полагая, что каждая статья Н.П. Лихачева ясно отражает не только обширнейшие знания автора, но также неудержимое стремление к стройной их систематизации. Сегодня авторы многих работ, посвященных анализу творческого научного наследия Н.П. Лихачева, не скупятся на эпитеты. “Крупнейший историк, в трудах которого источниковедение достигло высшего для буржуазной историографии предела” (В.Л. Янин); “разносторонность интересов ученого была обусловлена его пониманием исторического источниковедения, единства письменного источника и вещественного...” (Л.Н. Простоволосова); «историк по образованию, владелец музея стал крупнейшим в России специалистом в области вспомогательных исторических дисциплин... то, что он начинал, теперь называется “комплексным источниковедением”» (М.Л. Свойский) 1 . Такое же разнообразие оценок деятельности Н.П. Лихачева было и при его жизни. Еще двадцатилетним, начинающим ученым он понял, что главное для него – “всепоглощающая страсть к архивным и кабинетным разысканиям” при полном отвращении “к административной деятельности” и “хладнокровное отношение к педагогической” деятельности. Поэтому Н.П. Лихачев так и не сделал чиновничьей карьеры, хотя какое-то время работал в Публичной библиотеке в С.-Петербурге, не стал популярным лектором, хотя преподавал в Петербургском археологическом институте. Разносторонняя критика развернулась и вокруг его докторской защиты (1891 г.); докторский диспут длился шесть с половиной часов, а затем продолжался на страницах газет. Н.П. Лихачева обвиняли в узости темы, увлечении фактами, его сочинение “Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве” сравнивалось с библиотечным каталогом. Однако любому, когда-либо обратившемуся к его работам, видно, что они написаны с истинным увлечением и любовью к источнику, к затронутой теме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

М.Н. Боголюбов Решетов А. М. Значение трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине для этнографии Каждая наука должна изучать свою историю, ибо только в этом случае есть возможность верно определить как традиции,, так и основные направления ее развития на будущее. Такие задачи стоят и перед этнографической наукой. В этом плане нельзя не отметить заслуги выдающегося советского ученого С. А. Токарева, создавшего наиболее полные исследования по истории отечественной этнографии 284 . Обращаясь к нашей истории, мы с большой благодарностью отмечаем вклад Русской Православной Церкви в развитие этнографической науки. Вполне уместно назвать здесь имя Вениаминова (Попова) Ивана Евсеевича (1797– 1879) – русского ученого-этнографа, лингвиста, церковного деятеля, миссионера 285 . Почетный член Московского университета и Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, видный деятель Русской Америки, священник Русской Православной Церкви, в конце жизни – митрополит Московский и Коломенский, автор первого русского монографического описания североамериканского населения, собиратель ныне уникальных собраний Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинграде по культуре и быту этих народов. Своими исследованиями отец Иннокентий прославил русскую науку. За многогранную, в том числе и миссионерскую деятельность 6 октября 1977 г. он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Это только один из многочисленных примеров плодотворного сотрудничества отечественной этнографической науки и Русской Православной Церкви. Значителен и вклад членов Российской Духовной Миссии в Пекине в этнографию. Как хорошо известно, деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине была многогранна, и самые разные ее стороны весьма интересны для нашей науки. Один из важных аспектов – Русская Миссия и православие в Китае, культура и быт албазинцев в историческом аспекте, основные направления их трансформации, формирование китайской православной общины в Пекине. Для этнографа это важный объект изучения, еще ожидающий своего исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУИЧ [серб. Радослав (17(29).06.1878, Земун, ныне в черте Белграда - 25.05.1955, Хвар, Хорватия), прот., серб. историк. С 1895 по 1899 г. учился в семинарии в Сремски-Карловци. В 1899 г. после женитьбы рукоположен во иерея и направлен в клир храма Св. Троицы в Земуне. С 1904 по 1914 г. преподавал катехизис в семинарии в Бьеловаре. Совмещал служение и преподавание с учебой: в 1908 г. окончил курс права в Вене, в 1911 г.- курс философии в Загребе. В 1919 г. защитил докт. диссертацию. В сент. 1914 г., после начала первой мировой войны, обвинен австр. властями в измене и арестован. В 1915 г. переведен под домашний арест, потом перемещен в Госпич, через 2 года Г. разрешили вернуться в Бьеловар. В 1919 г., по окончании войны, переехал в Белград. Преподавал во 2-й гимназии, затем - в семинарии св. Саввы. В 1920 г. приглашен преподавать историю Сербии на философский фак-т в ун-т г. Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом фак-та. В 1921 г. учредил при ун-те дом для малообеспеченных студентов, основал Скопьевское научное об-во и руководил им до 1937 г. Совместно с М. Костичем был учредителем и редактором «Гласника Скопьевского научного общества» (Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. 1-21). Выпускал «Сборник по истории Южной Сербии и соседних земель» (Зб. за ucmopujy Jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1). В 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви (СПЦ) переехал в Белград, в звании профессора преподавал историю СПЦ на Богословском фак-те Белградского ун-та. По благословению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) возглавил процесс формирования и до 1948 г. был директором музея СПЦ (официально открыт 14 июня 1954). Вместе с прот. Лазарем Мирковичем объехал Румынию и Венгрию, регистрируя и по возможности выкупая памятники серб. искусства. В 1939 г. избран членом САНУ, Матицы Сербской, почетным членом Студенческого исторического об-ва в Белграде. Сотрудничал с Сербским географическим об-вом и Югославянским историческим об-вом в Белграде.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛГОВ Семен Осипович (22.05.1857, Москва - 19.10.1925, там же), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей. В 1876-1883 гг. учился на словесном отд-нии историко-филологического фак-та имп. Московского ун-та, учителем Д. был проф. Н. С. Тихонравов . 11 окт. 1883 г. поступил в Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев (МПиРМ) помощником хранителя. В 1890-1892 гг. проходил в Московском ун-те 2-годичную подготовку к профессорскому званию на кафедре рус. словесности. 1 янв. 1892 г. назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПиРМ, в 1904-1912 гг. Д. заведовал книжным собранием и архивом Тихонравова, поступившими в музеи в 1893 г., после кончины ученого; в 1905 г. Д. опубликовал обзор рукописного собрания Тихонравова. 20 июня 1903 г. Д. был назначен главным библиотекарем Б-ки МПиРМ, 21 июня 1909 г.- хранителем Отд-ния доисторических, христ. и рус. древностей музеев. В 1902 г. Д. участвовал в археологическом съезде в Харькове. В авг.- сент. 1908 г. находился в Германии и Австрии для ознакомления с постановкой библиотечного дела. 27 мая 1915 г. был командирован в район Черноморского побережья, летом 1918 г.- в Рязанскую губ. С 5 мая 1907 г. Д. являлся сотрудником Археографической комиссии. Состоял членом Об-ва любителей российской словесности, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей древней письменности, Археологического об-ва в Москве, Общества ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. После выхода 8 апр. 1921 г. постановления Коллегии Наркомпроса РСФСР о расформировании Гос. Румянцевского музея Отд-ние древностей в следующем году было передано в ГИМ. С 1922 г. Д. заведовал отделом древних рукописей в Отд-нии рукописей при Государственном Румянцевском музее (с 6 февр. 1925 Государственная б-ка СССР им. В. И. Ленина).

http://pravenc.ru/text/178771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРКОВИЧ [Серб. Лазарь (4.07.1885, с. Пивнице, обл. Бачка, Австро-Венгрия - 23.04.1968, г. Сремски-Карловци, Югославия), прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик. По окончании гимназии в 1902-1906 гг. учился в ДС в г. Сремски-Карловци, затем на богословском фак-те ун-та в Черновице (ныне Черновцы, Украина) и в нояб. 1912 г. защитил докт. диссертацию. В 1908-1909 гг. был регентом Сербского певч. об-ва «Гусли» (Сремски-Карловци). С нач. 1913 г. преподавал церковнослав. язык и литургику в семинарии в Сремски-Карловцах, иногда и древнегреческий язык. 8 нояб. 1913 г. рукоположен во диакона, 22 авг. 1915 г.- во иерея, в 1920 г. возведен в сан протоиерея. В 1921-1923 гг. преподавал греч. язык и литургику в Семинарии свт. Саввы Сербского в Сремски-Карловцах. В 1922 г. начал преподавать литургику на Белградском богословском факультете , в том же году стал внештатным профессором, с 1925 г. действительный профессор; неоднократно избирался деканом или зам. декана богословского фак-та. В 1938-1941 гг. был управляющим создававшимся в те годы Музеем Сербской Православной Церкви (открыт 14 июня 1954). В 1941-1942 гг. директор б-ки Белградского ун-та. В 1952 г. ушел на пенсию, остался почетным профессором. Принимал участие в деятельности мн. научных об-в: директор Отделения средневек. древностей Национального музея Сербии (с 1923), чл.-кор. Скопского научного об-ва, член Исторического об-ва в Нови-Саде, научный сотрудник Археологического ин-та Сербской АН, сотрудник Ин-та книжности Сербской академии наук и проч. Участвовал в работе Византологических международных конгрессов (1930, 1934, 1936, 1951, 1953). Как член делегаций Сербской Православной Церкви участвовал в заседаниях Всемирного Совета Церквей в Женеве. Награжден орденами свт. Саввы Сербского 4, 3 и 2-й степени и орденом Белого орла 5-й степени. М. изучал историю Сербской Церкви, его исследования, посвященные церковному искусству и литургике, книжности и богословию, основаны на широком круге источников.

http://pravenc.ru/text/2563316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Маясова. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Наталия Андреевна (1.05.1919, дер. Плотихино Переславского у. Владимирской губ.- 9.07.2005, Москва), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья, автор многочисленных научных трудов. Заслуженный деятель искусства РФ (1995), почетный член Международного совета музеев, была награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». М. происходила из семьи юристов, связанных с земской деятельностью, выросла в г. Сергиев (с 1930 - Загорск, ныне Сергиев Посад), куда ее семья переехала в 1925 г. Отец, Андрей Николаевич, юрист, служил офицером, участвовал в первой мировой войне, был призван в Красную Армию. Был репрессирован в 1926-1927 гг., в 1937 г. умер в лагере. Мать, Клавдия Ивановна, школьная учительница, одна воспитывала детей. Круг общения составляли семьи Флоренских и Фаворских, с детьми к-рых М. училась и дружила. М. поступила на археологический фак-т Ин-та философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (ИФЛИ), после вхождения ин-та в структуру МГУ (1943) окончила исторический фак-т ун-та. С марта 1945 г. М. начала работать в Загорском историко-художественном музее-заповеднике, находившемся в то время на территории Троице-Сергиевой лавры. Ее приход совпал с трудным периодом в учреждении: входящие в музейные коллекции сокровища богатейшей ризницы предполагалось передать в Оружейную палату Московского Кремля. Наряду с др. молодыми сотрудницами М. ездила в Москву отстаивать целостность собрания и сохранение его исторического местопребывания. После возвращения из эвакуации музейных коллекций (1946) с ее участием были организованы первые послевоенные выставки музея, прежде всего икон из иконостаса Троицкого собора, отреставрированных в 20-30-х гг. XX в. Выставка привлекла внимание видных ученых, специалистов по истории, искусству и археологии Др. Руси, таких как В.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010