митрополит Ювеналий с сестрами обители после монашеского пострига ЖМП 4 апрель 2011 /  28 марта 2011 г. Церковь и культурное наследие. В Новодевичьем монастыре открыт церковный музей Ансамбль Новодевичьего монастыря является одной из архитектурных жемчужин Москвы. Долгие годы он был незримо разделен на две части — женский монастырь и филиал Государственного исторического музея. О том, как монастырский комплекс полностью перешел в ведение Русской Православной Церкви и чем занимается новый Церковный музей, ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину рассказывает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.   — Ваше Высокопреосвященство, как в последние годы складывались отношения московского епархиального управления и монастыря с  филиалом Государственного исторического музея, располагавшимся на территории обители?  — Наши отношения всегда развивались в форме взаимоуважительного сотрудничества. Я неоднократно подчеркивал, сколь высоко ценю труд музейных работников и реставраторов, которые посвятили свои жизни сохранению того, что осталось от церковного достояния после его разорения в ХХ веке. — На основании каких законодательных актов шел процесс передачи имущества Государственного исторического музея монастырю? Какие договоры были заключены между музеем и Русской Православной Церковью? — Вопросы передачи имущества религиозного назначения до принятия в конце прошлого года Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» регулировались прежде всего постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Базовым актом, на основании которого религиозная организация могла стать пользователем федерального имущества, являлся Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Порядок использования религиозными организациями памятников культуры определяется Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

http://e-vestnik.ru/church/tserkov_i_kul...

Слово, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы Источник В воскресенье, 16 июня, в аудитории Императорского Исторического музея состоялось торжественное открытие общеобразовательных курсов для рабочих города Москвы. К двум часам дня в аудиторию были привезены особо чтимые чудотворные иконы: Спаса Нерукотворного, Иверской Богоматери и Св. Николая Чудотворца. В третьем часу дня в Исторический музей прибыл высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, который совершил торжественное молебствие со служения преосвященных: Парфения, епископа Можайского, и Трифона, епископа Дмитровского, ректора Московской духовной семинарии архимандрита Анастасия, настоятеля Высоко-Петровского монастыря архимандрита Серафима и другого духовенства. Пел хор Перлова. Открытие курсов привлекло множество рабочих обоего пола: аудитория Исторического музея с прилегающими к ней помещениями была переполнена; множество рабочих, за недостатком помещения, оставались около здания Исторического Музея и на Красной площади. Из среды рабочих были избраны распорядители, которые руководили порядком. Распорядители имели особые значки. В конце молебствия высокопреосвященный Владимир в полном святительском облачении, опираясь на посох, обратился к рабочим с воспроизводимым на следующих страницах словом. Молебствие закончилось провозглашением многолетия, после чего певчие исполнили духовный концерт. Затем священник И. И. Фудель произнес речь о Святой Руси как русском народном идеале. Торжество закончилось исполнением народного гимна, который был пропет трижды. Слово Высокопреосвященного Владимира Митрополита Московского и Коломенского И прохождаше Иисус грады вся и веси, проповедая евангелие Царствия. Видев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержени, яко овцы, не имущыя пастыря. Тогда глагола учеником Своим: жатва убо многа, делателей же мало. Молитесь убо Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою ( Мф.9:35–38 ) Мы собрались сюда положить начало тем нравственно-религиозным чтениям, которые, согласно вашему, братия, желанию, будут вестись здесь на ряду с чтениями по другим общеобразовательным предметам. Если и каждое житейское дело нуждается в благословении от Господа, то тем более нужно это благословение в настоящем духовно-просветительном начинании. Вот почему мы почли своею священною обязанностью вознести нашу молитву ко Всевышнему, да содействует Он молитвами Богородицы и Святых Святителей Московских успехам начинаемого дела. Народные чтения о предметах веры и нравственности – не новость. Они с благословения Св. Синода ведутся во многих местах, и там, где ведутся с надлежащим усердием и умением, приносят несомненную пользу. Они отвлекают народ от праздного разгула, вредных игр, забав и зрелищ и от посещения сектантских сборищ, они утверждают в нем спасительную веру и способствуют возвышению и укреплению в нем нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пётр Великий прославил русское имя О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра 28.01.2021 614 Время на чтение 5 минут Призывая готовиться к предстоящим торжествам , хочется обратить внимание общественности на место в Москве, которое естественным образом должно стать не только их временным, но постоянно действующим центром – музеем-заповедником. Это Преображенское. Петровское Преображенское – дворцовое село в семи верстах от Кремля. Отсюда. На рубеже XVII–XVIII вв. управляли страной, здесь принимались важнейшие внешнеполитические решения, здесь руководили созданием вооружённых сил, проведением великих преобразований. Здесь располагалась Преображенская солдатская слобода с полковым Спасо-Преображенским храмом, казармами, цейхгаузами, домами петровских сподвижников, в том числе генерального писаря полка и деда великого полководца Ивана Суворова. На Генеральной (Электрозаводской) улице находились Новый Государев (Нагорный) дворец, дома приближённых и знаменитый Преображенский сыскной приказ. Неподалёку, на Яузе, сохранилось здание Парусной фабрики. Здесь же находились: Старо-Преображенский дворец; «потешная» крепость «Прешбург» и корабельная верфь для строительства малых судов. Память о славном прошлом отражена в названиях – Преображенская площадь и вал, улицы, Суворовская, Бухвостова и Буженинова (сержанта бомбардирской роты), Потешная, Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки; Матросский мост, Матросская Тишина. Выдающийся русский историк И.Е. Забелин в своей работе «Преображенское или Преображенск – Московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого» (1883) назвал Преображенское – «Дедушкой самого Петербурга». О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра давно говорят историки, ветераны армии и флота и жители – преображенцы. Авторы этих строк неоднократно поднимали этот вопрос в 1980 – 2000 годах в периодической печати, на местном телевидении, перед руководством управы «Преображенское» и префектуры Восточного административного округа. Москва – место рождения и начала славных дел государя Петра Алексеевича – заслуживает такого музея! Место его на берегах Яузы, в Преображенском. Это будет первый в России Военно-исторический музей петровской армии и флота – новый подарок Москвы Вооружённым Силам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/28/pe...

Картина как отображение истории В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича 5 февраля, 2014 В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.» Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу. Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал». Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил: — Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей. — Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, — добавил глава ГИМа. В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя. В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». — Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, — сказала она.

http://pravmir.ru/kartina-kak-otobrazhen...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9605.html 11 июня 2004 Андрей Зайцев Обзор СМИ: " Осторожно: религия " , " История религий в школах " , " Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения " Очередное судебное заседание по поводу выставки " Осторожно: религия! " оживило дискуссию о свободе творчества В печати с новой силой разгорелся спор между правозащитниками и представителями РПЦ по поводу выставки " Осторожно Религия " . В преддверии нового судебного заседания, которое состоится 15 июня, часть правозащитных организаций и деятелей искусства выступила в поддержку руководства музея имени А. Сахарова. Его сторонники, среди которых такие известные люди, как Лев Пономарев, Марат Гельман, Лев Левинсон считают, что данный конфликт представляет собой: " столкновение интересов церкви и искусства " . Как заявил Марат Гельман, агентству " Интерфакс " : " Борьба церкви и искусства происходила сто, двести, пятьсот лет назад. Всегда получалось так, что в текущий момент побеждала церковь, а в исторической перспективе – художник " . В свою очередь, Лев Пономарев полагает, что неудача правозащитников и проигрыш процесса руководством музея будут означать начало идеологических преследований: " Нам принципиально важно выиграть этот процесс. Если мы проиграем, то это станет прецедентом для дальнейшего преследования по идеологическим причинам в постсоветской России " . Наконец, Лев Левинсон считает, что у организаторов выставки " Осторожно: религия " есть " идеальные шансы " выиграть процесс в Страсбургском суде. Напомним, что позиция правозащитников и руководства музея основана на том, что художник имеет право использовать в своем творчестве религиозные символы и мотивы и свободно интерпретировать их по своему желанию. В свою очередь, частный музей может организовать выставку не ориентируясь на мнение Церкви или религиозные чувства людей. По мнению Марата Гельмана, споры между церковью и художниками не должны решаться в суде: " Эта идеологическая проблема должна решаться в виде спора, может быть со стаканами апельсинового сока друг другу в лицо, но уж точно не с помощью судов, тюрьмы, запугиваний " .

http://religare.ru/2_9605_1_21.html

Выставка «Последние дни последнего Царя» ФОТОРЕПОРТАЖ В центральной части штата Нью-Йорк (США) есть множество музеев. Среди наиболее интересных следует выделить Музей русской истории, расположенный на территории исторического русского Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле. Кто бы мог подумать, что в поселке Джорданвилль есть музей?! Музей русской истории организован на высоком профессиональном уровне и сопоставим с музеями в таких городах, как Ютика, Куперстаун, столица штата Нью-Йорк Олбани и даже мегаполис Нью-Йорк. Однако проходящая сейчас в этом музее выставка уникальна: она первая и единственная в своем роде на территории Северной Америки, так как целиком посвящена последним месяцам жизни Царя Николая II, его семьи и сопровождавших его лиц. Выставка «Последние дни последнего Царя» проводится в память 100-летней годовщины трагической смерти Царской семьи. Экспозиция начинается с рассказа о коронации Царя Николая II, а затем переходит к повествованию о жизни Царской семьи под домашним арестом после отречения Царя от престола во время Первой мировой войны, о ссылке в Сибирь и наконец о жестоком убийстве большевиками Царя Николая II и его близких. Завершают выставку экспонаты, связанные с расследованием смерти Императорской семьи, проводившимся век назад, и поисками останков. Исполнительный директор Музея русской истории Михаил Петрович Перекрестов – выпускник Сиракузского университета по специальностям музееведение, библиотечное дело и информационные науки. Его семья неразрывно связана со Свято-Троицким монастырем и джорданвилльским регионом. Вместе с преданной командой сотрудников музея и волонтеров Михаил организовал выставку «Последние дни последнего Царя», договорившись с десятками частных коллекционеров о временном предоставлении ими для этой экспозиции соответствующих исторических предметов. «Одним из “секретов” монастыря является его музей, с которым мы сегодня хотим познакомить как можно большее число людей. Столетняя годовщина смерти Царя Николая II стала поводом продемонстрировать многие из исторически наиболее значимых предметов нашей коллекции, – говорит Михаил. – Мы сотрудничаем с другими музеями как на территории США, так и за пределами страны. В течение последнего года мы предоставляли немалое число экспонатов для выставок в Вашингтоне (округ Колумбия), Франкфурте-на-Майне и Москве. В настоящий момент 24 предмета из нашего музейного фонда выставлены в Музее науки – одном из наиболее известных музеев Лондона. Вместе с тем нам бы хотелось увеличить число местных посетителей, не знающих о существовании нашего музея».

http://pravoslavie.ru/119648.html

Мониторинг СМИ В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом В Минкульте обсудят передачу РПЦ архитектурных памятников 09.10.2018 12:15 Сегодня в Министерстве культуры РФ двусторонняя комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит проблему имущественных взаимоотношений государственных музеев-заповедников (ГМЗ) с епархиями. В повестку включены конфликтные вопросы о возможности передачи РПЦ архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Ростовского кремля и 12 объектов во Владимире и Суздале. Обсуждение судьбы двух храмов в крымском Херсонесе пока отложено. Все эти объекты находятся в управлении ГМЗ, часть из них входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия по взаимодействию РПЦ с музеями создана в 2013 году, но собирается, как заявлял год назад ее сопредседатель, глава патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), «в случае возникновения конфликтных ситуаций». Состав комиссии под названием «рабочая группа по вопросам взаимодействия музеев с РПЦ» был утвержден приказом главы Минкульта Владимира Мединского и с тех пор дважды корректировался (в 2015 и 2017 годах). Ее сопредседателем является директор Исторического музея Алексей Левыкин, в комиссию также входят президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский, депутат Госдумы Александр Шолохов (ранее директор музея-заповедника М. А. Шолохова), председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, а также священники, чиновники Минкульта, музейщики, эксперты и реставраторы. Предыдущее заседание, по данным сайта патриаршего совета по культуре, состоялось в декабре 2017 года — в частности, рассматривались взаимоотношения ГМЗ «Ростовский кремль» (кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенного на территории бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростов Великий), с Ярославской епархией. В 2010 году тогдашний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков в ходе визита патриарха Кирилла в Ростов предложил превратить его в «православный центр, столицу исторической Руси», пообещав передать кремль РПЦ, а для музея построить новое здание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О. Ю. Тарасов Приложение Альбомы и каталоги Залесская, Пятницкий, Уханова, АДЭ, 1992 – Афонские древности. Каталог выставки из фондов Эрмитажа. Составление: В.Н. Залесская, Ю.А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992 Антонова, ДИПК, 1966 – Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966 Антонова, Мнева, ГГГ, 1963 – Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1–2. М., 1963 Вздорнов, Дудочкин, IR, 1994 – Icona Russa. [Icones de les Collecciones Privades de Moscou Segles XV-XIX.] Llonja. [Palma de Mallorka. 17] 1994. [Ти collaboracio de (G. Vzdornov у В. Dudochkin. Els autor dels articles déintroduccio: М. Alpatov у (G. Vzdornov.] Palma de Mallorca, 1994 Данку, РНЖ, 1982 – Данку Ю., Данку Д. Румынская народная живопись по стеклу. Бухарест, 1982 ЗС, 1967 – Збирка икона Уводна реч С. Београд, 1967 ИСМ, 1991 – Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Исследования и проблемы. Каталог выставки. Л., 1991 Иткина, РРЛ, 1992 – Русский рисованный лубок конца XVIII-haчaлa ХХ века из собрания Государственного исторического музея. Составление: Е. И. Иткина. М., 1992 Князева, ИГТ, 1994 – Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Составление: Л. Князева. м., 1994 Кокьяра, lPS, 1982 – Cochiara G. Le immagini devote del popolo siciliano. Palermo, 1982 Косцова, Побединская, РИ, 1990 – Русские иконы XVI – начала ХХ века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Составление: А.С. Косцова, А.Г. Побединская. Л.. 1990 Крючкова, ИБ, 1993 – Иркутское барокко: Иркутский областной художественный музей. Альбом-каталог. Составление: Т.А. Крючкова. М., 1993 Некрасова, ИП, 1966 – Некрасова М. Искусство Палеха. М., 1966 РЖ, 1977 – Русская живопись веков. Из собраний ГРУТ, ГГГ, ЦМиАР. Каталог выставки. Составление: Т.д. Ананьева, Н.Г. Бекенева, А.С. Логинова. Л., 1977 РЛ, 1962 – Русский лубок XVII-XIX вв. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1962

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Спаситель в терновом венце. Вторая половина XIX в. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика ЖМП 3 март 2023 /  27 марта 2023 г. 17:00 Весна в российских музеях ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОСВАИВАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ОТКРЫВАЕТ МАСШТАБНУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ, КРЕМЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто.  PDF-bepcuя. Иконы Страстного цикла: премьеры публичной экспозиции и уникальные образы после реставрации Страсти Христовы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева . Москва, Андроньевская пл., 10. До 11 апреля. Кураторы экспозиции — главный хранитель музея Оксана Смирнова и заведующая отделом учета и комплектования фондов Светлана Кирьянова — представили сотню редких памятников, распределив их на два тематических блока: Распятие Христово на Кресте и предшествующие ему события Страстей начиная с Тайной Вечери. Хронологически они охватывают более пяти веков иконописания — с конца XIV до начала ХХ века, а по стилистике исполнения представляют как вполне традиционные произведения царских изографов Оружейной палаты, так и примеры весьма редкой иконографии. Помимо экспонатов из собственных фондов ЦМиАР, здесь широко представлены собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», а также предметы из частных коллекций.

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

Алчевск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский собор Карта и ближайшие объекты Первая информация о времени появления Свято-Николаевского собора в городе появилась только в годы перестройки: в 1989 году в «Коллаже» известного городского краеведа и художника, в тот период научного сотрудника Перевальского исторического музея, Юрия Белова. В статье автор указал дату основания собора – 1795 год, ссылаясь на определенные источники. Насколько точна предполагаемая дата – на тот момент это было неважно, ведь исследования по истории возникновения города, церкви только начинались… Ю. Беловым был также подготовлен интересный материал и об одном из священнослужителей Николаевской церкви – П. Ивашенкове, который жил на Васильевке в конце XIX – начале ХХ вв. («Огни» от 05.10.1991 г.). В 1991 году научные сотрудники Алчевского исторического музея, работая в государственном архиве Днепропетровской области, нашли сведения, указывающие, что датой основания Николаевской церкви на Васильевке считается 1808 год. Архивная копия документа, заверенная печатью, была передана настоятелю Свято-Николаевского собора. В «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 г. указывалось, что: «…в с. Васильевке Николаевская церковь 2-престольная…каменная…устроенная в 1808 году…вблизи церкви усадьба священника, прихожан…» В середине 1990-х годов городской исторический музей получил документ из Российского государственного исторического архива, подтверждающий, что Николаевская церковь была основана в 1808 году. Этот документ называется «Страховая оценка строений, принадлежащих Николаевской церкви в с. Васильевка 3-го благочинного округа Славяносербского уезда Екатеринославской епархии за 1910 год». Из него стало известно следующее: «Николаевская церковь каменная, с деревянным куполом, крытая железом, окрашенная зеленой масляной краской… колокольня в 2 яруса до верха карниза… Ближайшая постройка к церкви с северной стороны – экономия Алексеевского горнопромышленного общества, а остальные стороны церкви окружает сад… построенная в 1808 году, а колокол и приделы в 1899 году…» Далее дается подробное описание жилых построек, амбаров, сараев и прочего. Таким образом, в начале XIX века это была небольшая однопрестольная церквушка.

http://sobory.ru/article/?object=10082

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010