Подполье под новой соборной ризницей. Справа - фрагмент первоначальной фасадной стены середины XVIb. с декоративной белокаменной облицовкой 6 июня 2014 г. 10:00 Василий Блаженный и тайная комната РИЗНИЦА ПОКРОВСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ Тоя же осени, месяца Октября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руссии самодержец с великою верою и со многим желанием тщателне повеле поставити храм Пречистей Царицы Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова с приделы о Казанской победе, что милостию Ея и молением к Сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианского молится, и помощию Ея и святых молитвами и новых чудотворец Руских всемилостивый Бог покорил безсерменский род казанских татар царю государю Ивану Васильевичу самодержцу всея Руси под его державу. Патриаршая (Никоновская) летопись Подполье «Наши гости любят допытываться, есть ли у нас подвал. Обычно мы отвечаем отрицательно: храм стоит на неглубоком ленточном фундаменте и возведен фактически на дневной поверхности, - говорит заведующая филиалом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева. – Открывшееся при недавнем ремонте помещение, строго говоря, тоже нельзя считать подвалом. Скорее это неглубокое подполье между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Но до недавнего времени о нем знали лишь считанные единицы музейных работников. Теперь же возможность заглянуть туда предоставляется всем желающим». Возникновение потайного помещения высотой меньше двух метров архитекторы-реставраторы из Государственного исторического музея, филиалом которого является храм-памятник, объясняют чисто строительными причинами. Сыграла свою роль сложная внутренняя геометрия возводившихся в разное время церквей Покровского собора. «Нижние ярусы всего соборного комплекса построены задолго до появления ризницы – в XVI веке 1 , - объясняет главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Татьяна Никитина. – В частности, в первом уровне под нами – паперть церкви Василия Блаженного 2 . А в конце XVII столетия с северной стороны к стене собора пристроили двухъярусную церковь Феодосии девицы 3 (ранее престол с этим посвящением располагался в одном из соседних храмов над разрезавшим Красную площадь рвом 4 ). И пол ее второго яруса, что вполне естественно и логично, выполнили в одном уровне с внутренней обходной галереей второго (в современной терминологии) этажа. Между этим полом и объемом нижнего яруса и возник небольшой зазор. Никакого потайного хода там нет – только слуховое окно для вентиляции. Последние десятилетия, насколько мне известно, это помещение было заполнено строительным мусором».

http://e-vestnik.ru/culture/riznitsa_vas...

  разделы   рассылка  распечатать Церковь и музей : диалог или ультиматум Источник: Ростов официальный (Ростов на В редакции " Ростова официального " состоялся очередной круглый стол. На сей раз он был посвящен взаимодействию между региональной епархией Русской православной церкви и музеями области. Толчком послужила ситуация в Аксае, когда представители Свято-Одигитриевского прихода заявили претензии на соседнее подворье местного военно-исторического музея, ссылаясь на Федеральный закон N Соль ситуации в том, что в числе объектов, на которые претендует приход, – домик почтового смотрителя, в котором останавливался Пушкин. Вероятнее всего, именно здесь пришла к русскому гению идея повести " Станционный смотритель " . Как взаимодействовать объектам культуры и церкви в рамках законодательства? Об этом и говорилось на круглом столе с темой " Современные тенденции и дискуссионные проблемы взаимоотношения музеев и церквей " . Полный вариант беседы читайте на нашем сайте www.rostof.ru . Янина Чевеля: – Инициатором и ведущим круглого стола является Александр Кожин. Ему слово. Александр Кожин: – Сегодня тема связана с тем, как наладить взаимодействие музеев Ростова и области и Ростовской епархии. В последнее время произошли кардинальные изменения – вместо одной епархии стало три. Связано это с тем, что в области появилось значительное число новых приходов, построены новые церкви . Может, меня поправит Владимир Геннадьевич Неуструев, но такое ощущение, что за этот же промежуток времени музеев больше у нас не стало. Те музеи, которые у нас есть, мы не должны терять – ни частями, ни целиком. А такая проблема в последнее время появилась. Она появилась и по Старочеркасску, и по Аксаю. В Старочеркасске музейный объект, войсковой собор, был передан в ведение Ростовской епархии. То есть они теперь принимают решения по всем вопросам, которые связаны с этим собором, первым каменным собором, который был построен на Дону. А хотелось бы, чтобы это было не только в ведении епархии, но наблюдалось взаимодействие и музея, и церкви .

http://religare.ru/2_88378.html

Бахрушинская больница на Сокольничьем поле: дореволюционный снимок Память о православных меценатах Бахрушиных увековечена над их родовой усыпальницей Сегодня в 33-й Московской городской клинической больнице торжественно открыта мемориальная доска в честь братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных. Это поистине историческое событие. По злой иронии судьбы, до недавнего времени в нашей столице ничто не напоминало о великих благотворителях дореволюционной России, пожертвовавших на богоугодные цели совершенно немыслимые для тех лет деньги — в совокупности около 4 миллионов рублей. Миллионщики Нам фамилия Бахрушиных, конечно, знакома — но в основном благодаря представителям следующего поколения этой династии, двум Алексеям, двум двоюродным братьям — сыну Александра (основателю Театрального музея, удостоившегося от советской власти переименования в свою честь бывшей Лужниковской улицы) и сыну Петра (знаменитому коллекционеру и библиофилу, передавшему по духовному завещанию свою 30000-томную библиотеку в Исторический музей). Но ни музея Алексея Александровича, ни коллекции Алексея Петровича, ни многочисленных деяний их достойных потомков не было бы, если бы не Петр, Александр и Василий. В Москве этих людей уважительно называли миллионщиками и профессиональными благотворителями. Сколотив состояние на казенных заказах во время русско-турецкой войны 1877-1878г.г., эти предприниматели-кожевенники не забыли старого обычая: в конце каждого года десятую часть от прибыли направлять на благотворительность. Кожевенное производство росло и ширилось, доходы были все больше – а вместе с ними увеличивались и десятины. И в 1882г. братья предложили московскому городскому голове проект, не имевший аналогов по тем временам, да и сегодня кажущийся невероятным: целиком на деньги одного семейства построить полноценную городскую больницу. Уже 1887г. – ровно 125 лет назад – на Сокольничьем поле по проекту архитектора Бориса Фрейденберга возникла 200-коечная лечебница. При ее открытии братья Бахрушины придерживались семейного правила, проверенного временем: примерно половина спонсорского вклада шла на стройку, а остальное помещалось в банк, чтобы на проценты обеспечивать функционирование учреждения.

http://e-vestnik.ru/history/bahrushinska...

В выставочном зале ЖМП 10 октябрь 2014 /  8 декабря 2014 г. 13:30 Американская история России В ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ ДЖОРДАНВИЛЛЯ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МУЗЕЙ Первая публичная выставка в Музее русской истории — итог многолетней деятельности Свято-Троицкого монастыря в штате Нью-Йорк, Зарубежной Русской Церкви и всей североамериканской русскоязычной диаспоры по поиску, систематизации и научному изучению многих тысяч раритетных, редких книг, уникальных документов и святынь, оказавшихся в минувшем веке за пределами Отечества. Одновременно это начало, возможно, длинной и богатой открытиями жизни нового Центра культурно-исторического наследия русского зарубежья. А пока что в выставочном зале представлена лишь малая часть богатейшей коллекции музея, которая продолжает пополняться. От Ивана Грозного до грозного ХХ века Музей в Джорданвилле работает уже три десятилетия. Но до сих пор он существовал в виде внутреннего, закрытого для посторонних научно-исследовательского кабинета обители и Свято-Троицкой семинарии. Теперь новый выставочный зал в здании семинарии рядом с собором и братским корпусом может посетить любой желающий. В том же самом здании, кстати, располагается библиотека монастыря и семинарии с большим архивом. Это символично: как говорит директор Фонда русской истории и куратор открывшегося музея протоиерей Владимир Цуриков, музейная деятельность монастыря неотделима от архивной и библиотечной. «Последние полтора десятка лет мы готовили наши архивные и библиотечные фонды к открытому доступу для ученых, исследователей-любителей и просто интересующихся русской историей соотечественников и американцев, — рассказывает отец Владимир. — Когда эта задача в основном была решена, появилась возможность и мы сделали открытый доступ в музей. С этим предложением выступил возглавляемый мною фонд. Нам этот проект видится в первую очередь образовательно-просветительским. Он поможет полнее раскрыть национальную, культурную и, конечно же, духовную особенности россиян. Приходит к нам и множество граждан США, просто интересующихся минувшими веками. Для них наш музей — уникальная площадка, где можно посмотреть на русскую историю позитивным взглядом. Ведь Церковь не зависит от политической конъюнктуры, и мы имеем возможность выстраивать экспозицию объективно».

http://e-vestnik.ru/history/amerikanskay...

В Петропавловской крепости увековечат память князей Романовых Санкт-Петербург, 20 января 2004 г. В Петропавловской крепости Петербурга 30 января состоится торжественная церемония открытия памятной доски в честь четырех великих князей Романовых - Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Георгия Михайловича и Николая Михайловича, расстрелянных 24 января 1919 года на ее территории, передает «Интерфакс». Установка доски является своеобразной акцией " покаяния " , заявил директор Музея истории Санкт-Петербурга - Петропавловская крепость Борис Аракчеев. Также «актом восстановления исторической справедливости» он назвал предстоящую церемонию перезахоронения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. " Место перезахоронения уже известно - рядом с могилой супруга Марии Федоровны императора Александра III, - рассказал он. - Тем более что именно так и планировалось еще при смерти Александра " . " Согласно существовавшей традиции, могилы императоров и их жен всегда находились рядом. Поэтому и наши предки позаботились оставить у могилы императора место для его супруги " , - пояснил директор музея. Предполагается, что сама церемония перезахоронения состоится 26 сентября этого года. Наша справка:   В январе 1919 года, в Петропавловской крепости без суда и следствия были расстреляны четверо великих князей из Дома Романовых. Великие князья Георгий Михайлович и Дмитрий Константинович умерли с молитвами на устах, Павел Александрович, тяжелобольной, лежал на носилках, а великий князь Николай Михайлович шутил с палачами, держа на руках любимого котенка. Все они стали жертвами «красного террора», который в те месяцы наводил страх и ужас на весь цивилизованный мир.   Сразу после отречения Николая II Временное правительство приняло меры к изоляции Романовых. 26 марта 1917 года в петроградской «Красной газете» был опубликован Декрет от имени Петроградской трудовой коммуны, в нем говорилось: «Совет Комиссаров Петроградской Трудовой Коммуны постановляет: членов бывшей династии Романовых - Николая Михайловича Романова, Дмитрия Михайловича Романова, Дмитрия Константиновича Романова и Павла Александровича Романова выслать из Петрограда и его окрестностей впредь до особого распоряжения с правом свободного выбора места жительства в пределах Вологодской, Вятской и Пермской губерний.

http://pravoslavie.ru/8705.html

В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время — отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь — архивы, Владимирскую церковь — филиал Публичной библиотекии т. д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Этот расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особенно значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. Уже в 1938 г., к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М. И. Кутузова, могила великого полководца была вновь украшена привезенными из Исторического музея в Москве трофейными французскими знаменами и ключами от взятых в ходе заграничного похода русской армии 1813 г. городов и крепостей. В первые месяцы после начала войны — в июле-августе антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г. в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 г.», которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед последним у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М. И. Кутузова и возлагали на нее цветы. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию.

http://pravoslavie.ru/70589.html

В Храме Христа Спасителя в Москве открылся Патриарший музей церковного искусства 5 ноября 2015 г. 15:12 5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский возглавили торжественную церемонию открытия Патриаршего музея церковного искусства. В мероприятии приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протоиерей Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель  Издательства Московской Патриархии , председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы  протоиерей Владимир Силовьев , столичное духовенство. Церемонию открытия также посетили председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской Академии художеств архитектор М.М. Посохин, директор фонда Храма Христа Спасителя С.Г. Семененко, представители музеев Москвы. Обращаясь к участникам церемонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Сегодня мы открываем постоянную экспозицию произведений церковного искусства в Храме Христа Спасителя. В ее основе уникальная коллекция икон, которая собиралась вначале под эгидой Отдела внешних церковных связей, а затем и Московской Патриархии, при поддержке покойного Президента Ельцина и ныне здравствующего Президента Путина, при активном участии меценатов как российских, так и зарубежных. Эта коллекция состоит из икон, которые дают возможность людям, желающим познакомиться с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи, начиная от самой глубокой древности, от фаюмских портретов, и до XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/4265560.ht...

Господь Вседержитель со святыми бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими. Конец XVIII - начало XIX вв. Русский Север, музей им. Андрея Рублева. ЖМП 5 май 2022 /  24 мая 2022 г. 14:00 Пасха в российских музеях СВЯТОСТЬ ВРАЧЕЙ, КРЫМ РОМАНОВЫХ И ЛЮБИМАЯ ИКОНА КОЛЧАКА Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне.  PDF-bepcuя. Святые врачеватели на иконах Образы целителей в восточнохристианском искусстве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) . Москва, Андроньевская пл., 10. До 29 мая. Иконографические образы святых целителей у верующих пользуются особой любовью и почитанием, пожалуй, столько же, сколько существуют сами иконы. Это неудивительно. Случаями исцелений по вере пронизаны тексты священных писаний и Ветхого, и Нового Заветов. Исцелял страждущих во время земного пути и Сам Спаситель. В центре же экспозиции, сформированной заведующим отделом хранения ЦМиАР кандидатом искусствоведения Надеждой Герасименко из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Сергиево-­Посадского музея-заповедника, церковных и частных собраний, — образы святых врачей, лечивших пациентов во время своей земной жизни и прославившихся многочисленными чудесами посмертных исцелений. Кстати, для всех медработников в знак признательности за самоотверженный труд в условиях пандемии организован свободный вход на выставку. — По степени народной любви среди этой группы святых на Руси вне конкуренции были семь угодников Божиих, — поясняет Надежда Викторовна.

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный центр Православия сместился в Русское государство» Об историческом значении падения Константинополя в 1453 году 10.06.2023 1207 Время на чтение 4 минуты Фото: Штурм стен Константинополя, автор Филипп де Мазероль, 1450-1475 годы По словам специалистов, падение Константинополя 29 мая (ст. ст.) 1453 года сыграло колоссальную роль в мировой истории, сообщает пресс-служба Музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева. Оно ознаменовало гибель Византийской Империи, которая некогда была одним из мощнейших государств планеты. Исчез последний буфер между западными державами и стремительно набирающей силу Османской империей. Были существенно осложнены экономические отношения между Европой и Азией. Главный центр Православия сместился в Русское государство. Как рассказал в комментарии RT доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Германович Ульянов , сам Константинополь выдержал целый ряд турецких осад. Превосходная фортификация вкупе с выгодным географическим положением позволили Константинополю успешно выдержать 23 осады за почти тысячу лет существования Византийской Империи. Оборона византийской столицы в 1453 г. продолжалась 57 дней, с 2 апреля по 29 мая, и могла быть вполне успешной, если бы не целый ряд трагических событий. Армия, защищавшая Константинополь, была относительно небольшой, насчитывая около 7000 человек, 2000 из которых были иностранцами. Командиром обороны стен города был назначен кондотьер Джованни Джустиниани, который успешно защищал город. Численность османов, осаждавших Константинополь, была в десять раз выше, около 50-80 000 солдат, в т.ч. от 5000 до 10000 янычар, а также несколько тысяч христианских солдат, в частности 1500 сербских кавалеристов, которых возглавлял Джурадж Бранкович. В турецком лагере в качестве военного наблюдателя находился даже венгерский посол, который, по сообщениям тогдашних историков, помогал туркам советом, как правильно расставлять орудия. «На сторону османов перешёл инженер-пушкарь венгерского происхождения по имени Урбан. Он предлагал свои услуги византийцам, но Император отказался платить ему из-за нехватки денег в казне, а турки щедро его вознаградили. Он создал для османов огромные пушки, способные ломать стены Константинополя», - рассказал в беседе с RT научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Чернов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/10/gl...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 80-летию победы в Сталинградской битве Музей Победы подготовил онлайн-программу 25.01.2023 1589 Фото: Музей Победы Музей Победы подготовил онлайн-программу к 80-летию победы Красной армии в Сталинградской битве. 2 февраля интернет-пользователей на сайте музея ждут новая мультимедийная выставка, виртуальная экскурсия, кинопоказ, а также спецпроект ТАСС, сообщили РНЛ устроители мероприятия. «Онлайн-гости узнают о ключевых этапах сражения, положившего начало коренному перелому в Великой Отечественной войне, о героях битвы, увидят уникальные архивные фотографии и документы», — отметили в Музее Победы. Посетителей приглашают на новую виртуальную выставку «Ледяная петля Сталинграда», в которую вошли раритеты из фондов Музея Победы. В создании выставки также приняли участие музеи стран СНГ. В экспозиции представлено около 200 оцифрованных документов, фотографий, плакатов, картин и фронтовых зарисовок. Эти материалы рассказывают не только о ходе Сталинградской битвы – оборонительном периоде, операциях «Уран» и «Кольцо», но и о участниках сражения из Союзных государств. Зрители увидят фотографии военных корреспондентов Георгия Зельмы, Валентина Орлянкина, Якова Рюмкина и многих других, снятые в городе и на оборонительных рубежах на подступах к Сталинграду, во время окружения вражеской группировки, плакаты Петра Мальцева, Николая Мальцева, художников братьев Аладжаловых, рисунки фронтовых художников Петра Баранова, Константина Финогенова, Михаила Щеглова, И. Михранянц, Павла Кирпичёва, Евгения Комарова и др. Зрителей также познакомят с новым спецпроектом ТАСС «Павшие без вести». В Сталинградской битве погибло около полмиллиона солдат Красной армии, судьбы огромного числа пропавших без вести по сей день остаются неизвестны. Восстановлением исторической справедливости в России сегодня занимаются общественные поисковые организации, самая крупная из которых — «Поисковое движение России». Поисковики работают в архивах, ведут раскопки на местах боев и идентифицируют погибших воинов. Спецпроект «Павшие без вести» расскажет истории трех советских солдат, которым буквально вернули имена.

http://ruskline.ru/politnews/2023/01/25/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010