#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «С этим святым связана вся история города на Неве» Открылись торжества, посвященные 300-летию перенесения мощей св. Александра Невского 09:27 06.12.2023 103 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru 5 декабря 2023 года, в канун дня памяти благоверного великого князя Александра Невского, в храме Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, посвященном святому князю, у исторической раки с его мощами наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин в сослужении братии монастыря совершил молебен. Этим богослужением дан старт юбилейному году 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург., сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/s_...

     Дискуссии о передаче Церкви храмовых зданий и священных предметов, изъятых у нее в эпоху «исторического материализма» мне приходится вести не первое десятилетие. И всегда этот спор развивается по одному и тому же сценарию, который воспроизводится вновь в связи с разговором о возвращении к своей первоначальной роли Исаакиевского собора. Поскреби «либерального гуманитарного антиклерикала» и почему-то каждый раз найдешь воинствующего антихристианского мракобеса. — Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, причем тут РПЦ! — Тогда что вам не нравится? Государство решило передать его в пользование Церкви, как оно раньше и было. Собственник вправе решать, кому передать помещение. — Нас не спросили! Наше мнение важно! Атеистов не спросили! Это памятник культуры, принадлежащий всем нам. — В 1917 году верующих (и живых и мертвых, молившихся там с момента постройки) не спросили, должен ли собор быть закрыт, перед нами просто отмена прежнего неправового решения. — Исаакиевский собор – важнейший объект туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга! В него ежегодно приходят миллионы гостей! — Исаакиевский собор прежде всего – храм. Он строился в таковом качестве. Но Церковь не запрещает туристам заходить в храмы, если они ведут себя подобающе. Никто не требует изъятия у Римско-Католической Церкви Собора Святого Петра в Риме на том основании, что туда приходят миллионы туристов. — Но государственный бюджет получал с туристической эксплуатации собора доход, а теперь этот доход получит Церковь! — Собор построен не для извлечения доходов от его туристической эксплуатации. Если государство хочет отказаться от этих доходов – это его как собственника, право, но, как известно, государственный контроль за турпотоком сохранится. — Исаакиевский собор – это музей! — Простите, музей чего? Музей Исаакиевского собора? Музей самого себя? Раньше там располагалось отделение музея атеизма. Это было по своему стройно – открыть музей атеизма в соборе и заявлять, что движение Маятника Фуко, демонстрирующее вращение земли, доказывает каким-то образом, что Бога нет. Но с атеизмом и гонениями на церкви у нас вроде покончено, а «Музей Исаакиевского Собора» вместо самого собора это явный абсурд.

http://pravoslavie.ru/100138.html

     …Новогодние каникулы. Очередь в Третьяковскую галерею — по всему Лаврушинскому переулку. Мы просим пропустить нас, подчеркивая, что мы идем не в музей, а в храм. Охрана и замерзшие посетители милостиво разрешают нам пройти. Мы ведь и вправду идем сейчас не в галерею, хотя там много интересного и прекрасного, а к Самой Божией Матери. В храме святителя Николая в Толмачах, который имеет ныне статус храма-музея при Третьяковке (вход в него — через галерею), хранится величайшая русская святыня — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В часы, когда нет богослужения, здесь очень тихо, и хотя людей обычно немного, кто-то обязательно читает рядом акафист. Удивительный, неповторимый лик у Матери Божией на этой иконе, строгий и скорбный. Она слышит нас, Она состраждет каждому человеку в его боли и быстро подает помощь в самых тяжелых обстоятельствах. Владимирская — Заступница всего нашего народа. Не случайно ей установлено три общецерковных празднования: каждое из них связано с чудом, явленным от иконы по молитвам русских людей за свое Отечество. 26 августа/8 сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а также в честь сретения (встречи) Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву; 23 июня/6 июля — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая/3 июня — в память спасения Москвы от орд крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Древний образ находится в специальном стеклянном ковчеге, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий. Икона была прислана из Константинополя киевскому князю Юрию Долгорукому около 1131 года. В 1160 году его сын — святой благоверный князь Андрей Боголюбский — перенес ее в свои северные владения. Согласно легенде, пребывание иконы во Владимире было волей Самой Богородицы, и специально для нее в 1158 году в этом городе был построен дивный Успенский собор. С 1395 года икона неоднократно приносилась в Москву, а с 1812 по 1918-й находилась в Успенском соборе Московского Кремля постоянно. После октябрьского переворота она была изъята из храма и направлена в фонды Третьяковской галереи. Реставраторами был удален драгоценный оклад и проведена расчистка иконы от поздних наслоений. В середине 1990-х годов Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод неоднократно обращались к российскому правительству с просьбой вернуть святыню в Успенский собор Кремля. Она не вернулась на историческое место, но все же была перенесена в храм святителя Николая.

http://pravoslavie.ru/100531.html

А.Б. Григорьев Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» Источник Данная публикация является вводной статьей к изданию текста обнаруженного произведения митрополита Стефана Яворского , которое будет подготовлено и осуществлено в ближайших номерах Вестника ПСТГУ (Серия: Богословие. Философия). При подготовке работы использованы архивные материалы Отдела рукописей Государственного Исторического музея, Ярославского государственного архива, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского . Во вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским) , Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем) , анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в. Около 1712 г. царь Петр Алексеевич в одном из частных разговоров задает графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину 1 некий вопрос о возможности христианского спасения через исполнение дел закона, т. е. ветхозаветного и/или христианского законодательства, вызванный, вероятно, знакомством царя с протестантской литературой и его собственными рассуждениями о необходимости соблюдения обрядовой составляющей христианской жизни, в свою очередь тесно связанной с православным аскетическим учением и нравственным богословием. Таким образом, восприятие Петром ответа на этот вопрос могло иметь для России весьма далеко идущие последствия. Как был сформулирован вопрос, мы не знаем, но его суть определенно касалась толкования слов апостола Петра об «иге неудобоносимом». Мусин-Пушкин отвечал императору, что «тяжесть толикая в законе была того ради, яко не давал закон места покаянию» 2 , иными словами, с приходом Христа Закон упраздняется, т. к. уступает место благодати. Вопрос этот рассматривался христианским богословием неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Архив Пн В праздник Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского 26 октября 2015 г. 16:14 26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь  г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин  передал  чудотворный образ Русской Православной Церкви. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Антония (Севрюка)  во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Тверской и Кашинский Виктор ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  архиепископ Петергофский Амвросий ;  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Александр Агейкин , настоятель  Богоявленского кафедрального собора  г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4256100.ht...

В.И. Мансветов К истории русского подвижничества. Реферат, читанный в Церковно – Археологическом Отделе при Обществе Любителей Духовного Просвещения 17 ноября 1914 года Диак. В. И. Мансветовым. Собрание вериг Императорского Московского Исторического Музея. (Краткое описание с предисловием). «Возмите иго Мое на себе, – говорит Господь – и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть». ( Матф. 11, 28–30 ). «Благо есть мужу, – поучает св. Пророк Иеремия, – егда возмет ярем в юности своей.» ( Иер. 3, 27 ). «Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» ( Гал. 6, 18 ), – повествует Ап. Павел. Вот побуждения к возложению на себя и ношению вериг во Имя Христово. В научном смысле ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целию изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, – по слову Апостола, – «распять плоть свою со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ). Имея по существу то же значение, что и ношение взад и вперед больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви, подвиг веригоношения однако по особому укладу древне-русской жизни, с ее преувеличенно-почтительным отношением к обрядности, требовал непосредственного проявления и осязаемого признака самого подвига. Тем не менее носители вериг непреклонною силою своей воли старались достигнуть и такого внутреннего состояния, чтобы во всей природе своей не ощущать другой мысли, кроме как принять на себя язвы Христовы и тяжесть креста Его. Велик и свят подвиг предать тело свое в руки мучителей за исповедание Имени Христова. Но не меньше надо было мужества и этим добровольным мученикам, чтобы каждый день, каждый час предавать тело свое медленным постоянным терзаниям и постепенному умервщлению. В этой труженической жизни, приближавшей их к Богу, они однако находили такой источник блаженства, что желали бы до бесконечности увеличивать свои труды и подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Владимир. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Архистратига Михаила построена была по завещанию и на средства отставного капитана Федора Григорьевича Архангельского в 1893г., по проекту губернского архитектора А.П. Афанасьева губернским инженером И.О. Карабутовым. Землю для храма уступило Владимирское Благотворительное общество, а частные благотворители пожертвовали, кроме денег, строительные материалы, стекло для окон и дверей (Ю.С. Нечаев-Мальцев), двери, утварь, иконы, зеркальный крест, дубовый иконостас. Храм торжественно заложен 13 октября 1891г., а 19 сентября 1893г. поднято 5 колоколов на звонницу, устроенную в «параллель с церковной сторожкой». 28 ноября 1893г. храм был торжественно освящён. При большом скоплении молящихся с прибытием членов Строительного комитета в 6 часов вечера началось всенощное бдение. Когда раздалось пение архиерейского хора, предстоящие и молящиеся были истинно обрадованы прекрасным резонансом в церкви. Во время всенощного бдения храм был богато освещён, звонница и сторожка с оградою были иллюминированы. В 8 часов утра, в день освящения, совершено было освящение воды. Звон во все колокола градских церквей, лежащих в дороге к Студёной горе, возвестил о прибытии Его Высокопреосвященства. Крестный ход со святыми мощами обошёл всю церковь. Вновь построенный храм в византийском стиле имеет весьма красивый наружный вид и весьма изящный внутри, но очень небольших размеров – может вмещать не более 300 или 400 человек. Газета «Владимирские епархиальные ведомости», 1893, с сокращениями В 1929 году Михаило-Архангельская церковь на Студёной Горе была закрыта, однако в советское время сильно не пострадала и не была снесена, использовалась под склады. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. церковь реставрировалась с приспособлением под музей. Автор проекта реставрации архитектор Нелли Немцова. В помещении храма была развёрнута экспозиция «Часы и Время» Владимиро-Суздальского музея-заповедника (автор концепции Лия Горелик). В начале 1990-х гг. экспозиция была закрыта без последующего восстановления, музей выехал, церковь передана верующим. Развернулось церковное строительство: устроена дополнительная глава на апсиду, установлены кресты с покрытием под золото, пристроена колокольня, внизу которой помещение церковной лавки, восстановлена ограда. В рядом стоящем с церковью двухэтажном деревянном доме, ранее занимаемым ЖЭКом и службами детской поликлиники, разместился Паломнический центр Владимирской епархии. В конце 1990-х гг. бывшей при СССР улице Пушкина возвращено своё историческое название, и теперь она называется ул. Студёная Гора.

http://sobory.ru/article/?object=01768

Документы Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - о возвращении Новодевичьего монастыря 26.01.2010 12:30 Как известно, 5 января 2010 г. в  Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным , который в частности сообщил, что московский Новодевичий монастырь, являющийся одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея, будет передан Русской Православной Церкви в 2010 году. В связи с этим Его Святейшество сказал: «Мы храним в сердце и в памяти и благодарность, и уважение к тем деятелям культуры, которые и сохранили ценности, и многим нашим соотечественникам помогли понять смысл этого духовного наследия. И, конечно, возникает вполне нормальная для страны, которая развивается и возрождает, в том числе, и свои традиции, нормальная перспектива, чтобы в храмах были храмы, чтобы в монастырях были монастыри. Но при всем этом учреждения культуры должны получать, конечно, такие площади и такие здания, в которых они могли бы продолжать свое важное для страны дело… Думаю, настало время, когда Россия может себе позволить позаботиться о том, чтобы и Церковь, и культура имели все необходимое для того, чтобы осуществлять свое служение. А в этом служении есть общее… Я думаю, что и культура, и Церковь должны сегодня вместе рука об руку работать для того, чтобы гармонизировать человеческие отношения и помогать современному человеку сохранять параметры своей духовной жизни». С момента этой встречи в средствах массовой информации появились различные мнения относительно возвращения Церкви Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, и я считаю необходимым в связи с этим дать свой комментарий по этому поводу. 8 января после богослужения в Успенском храме Новодевичьего монастыря, обращаясь к прихожанам, я сказал: «Весть о возвращении обители Церкви возрадовала наши сердца. Мы всегда благодарили Господа, что имели возможность у этой нашей великой святыни совершать молитвы. Мы с радостью примем все, что нам будет передано в наступившем году. Будем молить Господа, чтобы Он укрепил, умудрил нас, чтобы пробудилось у наших прихожан чувство ответственности за то, что в их руки передаются эти великие святыни. Не только митрополит, игумения, духовенство будут нести ответственность за сохранение монастыря, но все наши прихожане, все люди доброй воли должны позаботиться, чтобы, как и все святыни, которые возвращаются нам после разрушения и осквернения, восстанавливаются и находятся в прекрасном состоянии, так сохранялась бы и эта древняя обитель».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дружеская переписка эпохи просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В.И. Македонцу Источник Содержание Приложение 1. Два письма митр. Евгения к В. И. Македонцу I. II. Приложение 2 Список источников Список литературы Letter exchange between friends in the enlightenment age: from the history of publication of metropolitan Eugenés (Bolkhovitinov) letters to his Voronezh friend V. I. Makedonets     Статья посвящена истории публикации писем митрополита Евгения (Болхо­витинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу. Автор ставит перед собой задачу сопоставить рукописи писем, хранящиеся в двух архивных со­браниях, и их публикации, а также ввести в научный оборот два письма. Дру­жеская переписка двух воронежских приятелей длилась 12 лет, с того времени, когда Е. А. Болховитинов покинул родной Воронеж и направился в Петербург, с которым связано начало его монашеского и епископского служения, и до кончины В. И. Македонца в 1812 г. Спустя несколько десятилетий рукописи писем митрополита Евгения к В. И. Македонцу были случайно обнаружены и спасены от уничтожения преподавателем воронежского кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862). Первая публикация 90 из 113 известных в насто­ящее время писем была осуществлена Н. Е. Северным в “Русском архиве” в 1870 г. Затем оригиналы писем поступили в Чертковскую библиотеку, а позже попали в рукописное собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Черт­ковых в ОПИ ГИМ. 10 писем попали к сотруднику Императорской публичной библиотеки А. Д. Ивановскому, который опубликовал фрагменты из них в Евгениевском сборнике в 1871 г. Оригиналы этих писем впоследствии оказались в составе коллекции историка, собирателя и исследователя рукописей академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936) (Ф. 238 архивного собрания НИИ СПб VI РАН). Введение в оборот рукописного материала позволяет нам рас­ширить наши знания о личности митр. Евгения, получить некоторые важные и даже уникальные свидетельства о его личных и научных контактах в процессе его становления как просветителя и представителя ученого монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIb. 20 декабря 2013 г. 11:15 Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры. Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей. К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

http://e-vestnik.ru/reports/permskie_svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010