– Неправильно толкуете! Слово Божие есть закон Бога, устав, правило, законоположение; оно выше всяких книг и изменить, перетолковать слова Божии по-своему это значит идти против Христа и учить по-своему, по-человечески. Писание отцов Церкви только подтверждает Божественное Писание, объясняет его в тех местах, которые не всякому понятны. Вот тебе пример: Христос установил таинство св. причащения и повелел его исполнять во спасение верующих. Апостол Павел то же самое говорит об этом, но говорит уже, не как установитель этого божественного таинства, а как исполнитель его. – «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, говорит он: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу»... ( 1Кор.12:23 ). Также учил и св. Златоуст о св. причащении, говоря: если кто и чисто живёт, и кается во грехах своих, а св. тайн не принимает, спастись не может (Златоустник нед. 5 поста). Видим, какое согласие в учении о св. причащении! Христос установил, а св. ап. Павел и Златоуст подтверждают его учение. В этом смысле они и названы: уста Христа – уста Павла и Златоуста. Но иное дело Христос, а иное дело Павел и Златоуст и др. Христос – Бог и установитель закона, а Павел и Златоуст – люди и исполнители его закона. Это надо различать, а вы этого не делаете и всё смешиваете вместе. У вас на ряду с Христом, Златоустом и другое учение какого-нибудь старца почитается за Божественное Писание, и даже выше. Вот это-то и не годится, братцы! Тут-то и «заблуждаетесь вы не ведуще писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Вы должны знать, что православная вера наша утверждена на Христе, Сыне Божием, воскресшем из мёртвых. – «Аще Христос не восста, всуе вера наша» ( 1Кор.15:14 ), учит св. Павел. Выходит, что законом веры нашей служить Слово Божие – Евангелие, а не старопечатные книги, как вы утверждаете. Посему-то Евангелие и украшается такими ценными украшениями, как вы видите, что оно есть слова Бога; потому-то и лежит оно на св. престоле и хранится на «месте святе», в отличие от других книг; потому-то и читается оно на всех службах, что оно есть основание нашей веры и жизни во Христе Исусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды Рай , яко прозябла еси Цвет Нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. Таже поем на оба лика: Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. (Дважды). Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. (Дважды). Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. (Дважды). Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. (Трижды). Чтец: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Священник: Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш, погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. Господи, помилуй. (40 раз). Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим: души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней. Огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время причащения поется стих (кроме Великого четверга): «тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите, аллилуиа». Поистине источник бессмертия, но лишь для достойных причастников. Причастивши всех, иерей ставит святую чашу на престол, затем обращается к народу и благословляет его со словами: «спаси Боже люди Твоя, и благослови достояние Твое» (то, что принадлежит Тебе). Лик: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: та бо нас спасла есть». (Увидели мы свет Истины, получили Духа небесного, нашли веру истинную; покланяемся нераздельной Троице, потому что она спасла нас). Потом иерей окаживает св. дары со словами: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Так, с этой минуты, как отворились царские двери для причащения, все уже указывает на славное и радостное воскресение Христа Спасителя и пребывание Его с апостолами до вознесения на небо. Теперь, когда еще раз и в последний, иерей показывает св. чашу народу, и затем относит ее на жертвенник, этим напоминает последнее собеседование Христа с апостолами (Мк. 16:19); окончательное благословение их и вознесение на небо ( Лк. 24:51 ). Св. дискос со звездицей иерей ставит дьякону на голову, который, обративши взоры к царским дверям, где в последний раз являются народу св. дары, безмолвно относит и ставит их на жертвенник. Сам иерей берет св. чашу, со словами про себя: «Благословен Бог наш», обращается с ней к народу и возглашает: «всегда, ныне и присно, и во веки веков». Народ: «Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи» и пр. Господи! да наполнятся наши уста славословием Тебя за то, что Ты удостоил нас причаститься святым Твоим, божественным, бессмертным и жизнь дающим тайнам; сохраняй нас в Твоей святыни, чтобы мы постоянно следовали правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Дьякон, став на амвоне еще раз возбуждает верных к благодарению Господа Бога за совершившееся таинство. «Прости приимше божественных святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных христовых таин, достойно благодарим Господа. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен, испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Иерей возглашает: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и вовеки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «С миром изыдем». Лик: «О имени господни». Диакон: «Господу помолимся». Лик: «Господи помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Пусть наполнятся уста наши хвалой Твоей, Господи, чтобы воспевать нам славу Твою 1061 , ибо Ты удостоил нас причаститься Святых Твоих, Божественных, бессмертных и животворящих Тайн. Сохрани нас в Твоей святости, чтобы весь день прилежно следовать правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. В этом песнопении, известном уже с IV века 1062 , Святые Тайны обозначены четырьмя эпитетами: святые, божественные, бессмертные и животворящие. В заключительной ектении, начинающейся словами «Прости, приимше…», к ним добавятся еще два: небесные и страшные. Итого шесть эпитетов, при помощи которых описываются Святые Дары. Каждый из этих эпитетов имеет долгую историю и в литургических книгах, и в творениях отцов Церкви. Так, например, уже святитель Кирилл Иерусалимский , в числе прочих, называл евхаристические Дары «святой и страшной жертвой» 1063 . О том, что Тело Христово является животворящим, говорил, в частности, святитель Кирилл Александрийский : «Поскольку же Тело Самого Слова – животворящее, которое Оно сделало собственным чрез соединение истинное и превышающее ум и слово, то и мы, приобщаясь Его святой Плоти и Крови, во всем и всячески оживотворяемся: в нас пребывает Слово – и божественно, чрез Духа Святого, но и человечески, чрез святую Плоть и честную Кровь» 1064 . Наименование Святых Тайн «небесными» является аллюзией на беседу Христа о небесном хлебе, где манна небесная толкуется как прообраз Евхаристии. Иоанн Кассиан Римлянин , как мы помним, говорил о «достоинстве, освящении и благотворности Небесных Тайн» 1065 . Благословив верующих чашей, священник переносит ее с престола на жертвенник. Поставив чашу на жертвенник, священник трижды кадит ее. При перенесении чаши с престола на жертвенник священник произносит слова из греческого перевода Пс.56:12 : «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» («Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя»). Эти слова в христианской традиции толкуются как предсказание о вознесении Господа Иисуса Христа на небеса. Их включение в Литургию, имевшее место не позднее XII века 1066 , связано с символическим толкованием Литургии как изображения земной жизни Иисуса Христа: в соответствии с этим толкованием окончание Литургии соответствует Вознесению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Зане, занеже — ибо, потому что. Зде — здесь. Зело — очень, сильно, много; зельный — сильный. Не прогневайся на ны зело (тропари из молитв на сон грядущим). Зиждитель — Творец, Создатель. Зле — худо, люто, тяжко. Знамение — знак; чудо; воинское знамя. Крестное знамение — священный знак Креста. Образ (икона) Знамения Пресвятой Богородицы. И И — его (вин. падеж местоимения он). Идеже — где. В присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный (молитва 1я по Причащении). Иже ( и + же) — 1) который, которые (муж. род). Отче наш, Иже есй на Небесех (молитва Господня); Господи мой, Утешение мое, Иже мене ради, окаяннаго, в тленную плоть оболкийся (молитва 8я на сон грядущим); 2) непереводимая частица, соответвующая в грамматических конструкциях греческому артиклю. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе (тропарь Великого Четвертка). Иже добродетелей подвижник (тропарь прп. Сергию Радонежскому). Ср.: е же, яже. Изволити (аз изволю) — избрать, предпочесть. Изженити (аз изжену, иждену) — изгнать; изженет, ижденет — изгонит; изженут, ижденут — изгонят. Беззаконницы же изженутся ( Пс.36:28 ) — беззаконники будут истреблены. Ср.: гонити, отженити, поженити. Иногда — некогда, когда-то. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех (молитва 8я утренняя). Исповедати — открыто признавать, поведать из глубины существа своего; воздавать хвалу, славу; исповедание — открытое признание, хвала, слава… Отверзи моя уста… пети Тя во исповедании сердечнем (молитва ко Пресвятой Троице, из утренних молитв). Исполнити, исполняти (аз исполню, исполняю) — наполнить, наполнять. Отверзи наша уста и исполния Твоего хваления (молитва 6я утренняя); исполнение — 1) наполнение, то, что наполняет: Господня земля, и исполнение ея ( Пс.23:1 ); 2) полнота, окончание: Исполнение всех благих Ты есй, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою (молитва по окончании всякого дела). Дево, Яже радости приемшая исполнение (канон ко Пресвятой Богородице, 9я песнь). Иссоп — травянистое растение, стебли которого использовались в качестве кропила: Окропиши мя иссопом, и очищуся ( Пс. 50 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

И, покадив Святые Дары, священник, поклонившись, взяв святой Потир и обратившись к Царским вратам, взирая на народ произносит тайно: Благословен Бог наш. И возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. И, возвышая голос: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. И относят Святая к жертвеннику. И относит Святые Дары к жертвеннику. Лик: Аминь. Да исполнятся уста наша/хваления Твоего Господи,/яко да поем славу Твою,/яко сподобил еси нас причаститися/святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам,/соблюди нас во Твоей святыни/весь день поучатися правде Твоей./Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Хор: Аминь. Да наполнятся уста наши/хвалою Тебе, Господи,/дабы нам воспевать Славу Твою,/ибо Ты удостоил нас причаститься/святых Твоих, (божественных, бессмертных и животворящих ) Таинств./Сохрани нас во Твоем освящении,/дабы весь день размышлять нам о правде Твоей./Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Диакон глаголет: Прости приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Диакон: Станем благоговейно! Приняв божественные, святые, пречистые, бессмертные, небесные и животворящие, страшные Христовы Таинства, достойно возблагодарим Господа! Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Вечер весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Благодарственная молитва Священник молится тайно: Благодарим Тя, Спаса всех Бога, о всех, ихже подал еси нам благих, и о причастии святаго Тела и Крове Христа Твоего, и молим Ти ся, Владыко человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею, и даждь нам даже до последняго нашего издыхания, достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Подходя к Чаше, надо назвать свое имя. Священник причащает нас, говоря: «Причащается раб Божий (или раба Божия) ... честнаго и святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Причастившись, мы целуем нижний край Чаши. Во время причащения хор поет: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». Причастники отходят от Чаши и запивают Св. Причастие теплотой (вином с водой). По древнему уставу при этом полагалось умывать уста. Теперь этот обычай для мирян исчез и остался только для священнослужителей. Приняв Святые Дары, причастники стоят внимательно, ничем не отвлекаясь до конца литургии, полные благодарного чувства. Священник уносит Св. Чашу и погружает в нее частицы, вынутые за здравие и за упокой из принесенных молящимися просфор. При этом он читает молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною, молитвами святых Твоих». Потом благословляет верующих и выносит в последний раз чашу со Святыми Дарами, осеняя ей всех молящихся со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Те, которые не причащались, совершают при этом земной поклон, вспоминая вознесение Христа на небо. Благодарение за причащение. Получив великую радость в причастии Св. Тайн, мы благодарим за нее Бога в молитве, которую поет хор: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», и в особой ектении. Благословение на выход из храма . Священник благословляет христиан на выход из храма, напоминая, что они должны выйти из храма и жить вне его с миром, который получили за литургией: «С миром изыдем» говорит он, а хор от имени всех отвечает: «О имени Господнем», т. е. высказывает желание выйти, получив благословение именем Господним. Заамвонная молитва Тогда священник, сойдя с амвона и став среди народа, говорит молитву, в которой кратко повторяются моления всей службы: он просит, чтобы Господь спас людей Своих, благословил то, что принадлежит Ему, сохранил полноту Церкви Своей, освятил любящих красоту дома Его и не оставил нас, надеющихся на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поелику после таковых оказанных мне благодеяний я, как человек, не в состоянии воздать за это достойным образом, то прошу, чтобы Твоя премудрость исполнила уста мои хваления. Ибо и в таком случае едва в силах буду воспевать славу Твою. Хотя можно всегда хвалить Бога, всегда благословлять Его, всегда пребывать целомудренным, однако же можно ли всегда надеяться? Ибо надеющийся всегда не получает иногда того, что надеется приобрести. И иной говорит: «всегда», разумея не продолжительность веков, но чувственную жизнь, а другой под речением «всегда» понимает продолжительность веков, так чтобы пределом упования было ведение Святой Троицы. Весь день великолепие Твое. Когда уста мои исполнятся хваления и начну песнословить славу Твою, тогда весь день буду петь великолепие Твое. Славою же именует домостроительство, какое совершил Он на земле и которым исполнил землю славы Своей; великолепием же называет Божество, Которым многообразно совершил все сие. (9). Не отвержи мене во время старости. Старостью именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость. Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как человеколюбец. (10). Яко реша врази мои мне. Сказано: яко реша - вместо: чтобы не сказали враги мои: нападем на него, нашей будет он добычей, потому что не помогает ему Бог. (12). Боже мой, не удалися от мене. Поелику так говорят враги, то не медли долее помощью Своею. Боже мой, в помощь мою вонми. (13). Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою. Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его (11)?. (14). Аз же всегда возуповаю на Тя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

потир. Между тем, народ на возглашение архимандрита радостно отвечает: «Аминь» – выражая свою веру в непреложность обетования Господня и потом поет: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, – Яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». А для нас, братия мои, эта радостная благохвалебная песнь служит горьким, горьким укором. Как мы осмелимся сказать Господу: «Яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным и животворящим Тайнам»; – когда у нас, – даже при архиерейском служении причащаются из нескольких сот лиц, молящихся во храме, пять, шесть человек, или немного более; а при простом священническом служении – очень нередко один только священник? О, братия мои, вместо хвалы не восслать ли нам ко Господу плач и рыдание о том, что мы оказываемся недостойными св. причащения, что мы сами удаляемся от святыни, сами заграждаем себе уста, когда следует хвалить и прославлять Господа? О, если бы нам исправиться! И исходит протодиакон северными дверьми, и став на обычном месте, говорит последнюю благодарственную ектению. «Прости приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих страшных Христовых таин достойно благодарим Господа», так возбуждает протодиакон всех, удостоившихся причаститься св. таин, к благодарению Господа. Видно дар драгоценен, братия мои, когда протодиакон как бы не может и не умеет выразить его цену, и употребляет для этого несколько самых знаменательных и высоких наименований! На клиросе радостию отвечают: «Господи, помилуй». – «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», – продолжает протодиакон, выражая и наше недостоинство, и вместе молитву, чтобы Господь сам сохранил в нас этот великий и святой дар. На клиросе опять поют: «Господи, помилуй». «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Третья группа. Это люди, ищущие себе похвал, жаждущие, чтобы всякое их доброе дело осыпалось похвалами и удивлением; это люди, ищущие себе награды здесь на земле; они стремятся сделать что-нибудь хорошее только именно из-за похвал других. А между тем, как относился к этому апостол Павел? Он избегал этих похвал, этих наград от других людей. Он считал священным долгом исполнение своих обязанностей. «Если я и проповедую, то что особенного делаю; горе мне, если я не проповедую, так как мне должно проповедовать». Да, он искал себе похвал, но похвал не от людей, а от Бога, он стремился исполнять то, что повелено было ему исполнить: учить добру и истине. Четвертая группа. Церковь причисляет к этой Группе тех людей, которые стремятся отомстить всем, кто не признает их великих достоинств; их уста – это уста того гордого, осужденного Богом человека, который возглашал так: «Господи, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: пощусь два раза в неделю, даю часть из всего, что приобретаю», – да, они с ненавистью относятся ко всем, которые не прославляют их, не возвеличивают за сделанное ими хотя самое ничтожное дело милосердия. О, гордецы люди. Таким ли был апостол Павел, так ли учил он своих учеников и последователей? Если гнали его и преследовали, он кротко переносил все, он, главное, только о том и заботился, чтобы чем-нибудь не навлечь гнев своего Господа: лучше мне умереть, чем лишиться Твоей милости; лучше мне умереть, нежели помрачить чистоту своей совести; лучше мне умереть, нежели быть виновником падения других. Пятая группа людей. К крайнему своему прискорбию, мать наша Церковь видит в этой группе людей, совершенно чуждых истинных достоинств христианина; эти люди уподобляются камням, покрытым грязью корысти и тщеславия; это те люди, которые только о том и думают, чтобы внушить к себе уважение других; это те люди, про которых Сам Господь сказал: «Славу друг от друга приемлют, а славы Господа своего не ищут». Это гордые, презренные фарисеи, это ничего не признающие, кроме себя, саддукеи; прочитай им слова апостола Павла – они не последуют им. Но что ж, они, пожалуй, и не прочь получить и ту похвалу, к которой так стремился апостол Павел, но она не дастся им, им придется услышать слова, которые слышал тайновидец Иоанн Богослов и передал нам: «Скажите им, что дела их пусты, и Я выплюну их из уст Моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010