Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою. Возглас: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Третья статия 18 кафизмы Во время чтения третьего антифона совершается три поклона, св. Агнец переносится на жертвенник, – народ в это время простирается ниц; в чашу вливаются вино и вода, св. Дары покрываются, совершается каждение, перед св. Дарами ставится свеча и снова совершается поклонение. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва светильничная четвертая Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Зачало 303. Евр.1:1–12 Иерей: От Матфея святаго Евангелия чтение Иисус Христово Рождество сице бе: обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. Иосиф же, муж Ея, праведен сый и, не хотя Ея обличити, восхоте тай пустити Ю. Сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему, глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам, жены твоея: рождшее бо ся в Ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Той бо спасет люди Своя от грех их. Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог. Востав же Иосиф от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият Жену свою. И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус. Зачало 2. Мф.1:18–25 Посем тропарь: Стопы моя направи по словеси Твоему/и да не обладает мною всякое беззаконие./Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя./Лице Твое просвети на раба Твоего/и научи мя оправданием Твоим. Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи,/яко да воспою славу Твою,/весь день великолепие Твое. Таже Трисвятое и по Отче наш: Кондак, глас 3: Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно:/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога. Господи, помилуй, 40. И молитва: Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6) На шестой седмице: а) в пятниду собственно оканчивается велик. пост; б) в субботу празднуется Лазарево воскресение; а, в) в Воскресенье – торжественный царский вход нашего Господа, Иисуса Христа, во Иерусалим. Особенности Богослужения страстной седмицы § 121. В Богослужении страстной седмицы, не только его содержание, не только смысл, дух, а и самая внешность, можно сказать – все его подробности, проникнуты своим особенным, трогательно-возвышенным, скорбно-умилительным тоном, свойством. Мы укажем здесь внешние, более отличительные особенности его. 1) В понедельник, вторник, среду великие, на утрене и приждеосвященных обеднях, читаются евангелия о событиях, совершившихся в эти дни, пред страданиями нашего Господа; а на часах прочитываются все четыре Евангелиста, до предпоследних зачал Иоанновых. 2) Начиная с вел. четверга, в остальные дни страстной седмицы, кафизмы не читаются. 3) Ha обедне Василия В., в вел. четверг, читается необыкновенно длинное и полное Евангелие, приличное этомудню; а вместо: а) «иже Херувимы», б) «причастного стиха», в) «благословен грядый» и: «да исполнятся уста наша»…., поется: вечериТвоея тайныя…. 4) Глубоким вечером, или в раннее утро с Велик. четверг а под великую пятницу, на утрене, в различные промежутки ее, читается 12-тъ страстных Евангелий,или, так называемые у нас, страсти, т. е. евангелие о «страстях», или страданиях Господних. 5) «Часы» в вел. пятницу читаются с евангелиями; но обедни в этот день не бывает,за исключением того единственного случая, когда на этот день приходится праздник Благовещения. – «Вечерня» в вел. пятницу отправляется с Евангелием, и в конце ее бывает вынос Плащеницы, в память снятия со креста и погребения нашего Господа, И. Христа, Иосифом и. Никодимом, с мироносицами, при трогательном пении: благообразный Иосиф….и: Тебе одеющагося светом…. 6) В великую субботпу: а) на утрени: α) поются Господу погребальные песни, с стихами всей 17-й кафизмы; ß)поется и читается особенно – трогательный «канон»; γ) после «великого славословия» Плащеница обносится вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В большом разрыве детских и муж. голосов (2 октавы) прослеживается влияние Турчанинова. По архивным данным известно о существовании ряда церковных произведений Е., не обнаруженных в наст. время: «Достойно есть» си минор, «Достойно есть» 8-го гласа обычного распева, «Един Свят», кондака и акафиста прп. Серафиму Саровскому, «Видехом свет» и «Да исполнятся уста наша», «Царю Небесный» 3-голосного знаменного распева, тропаря свт. Иннокентию Иркутскому, «Милость мира» на литургии св. Василия Великого, «Буди имя Господне», ектений Грузинской Церкви, «Приидите поклонимся», Трисвятого из русско-груз. литургии (не окончено). В 1915 г. в Петрограде в изд-ве П. М. Киреева вышел в свет «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов» под редакцией Е. 11: Из литургии), в к-рый вошли сочинения композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., а также произведения Е. и П. И. Гребенщикова («Благослови, душе моя, Господа» сербского напева) и обиходные песнопения. В том же году Е. был привлечен Товарищеским хоровым изд-вом в Петрограде в жюри по отбору произведений (см.: ХРД. 1915. 10). Сочинения Е. исполнялись в выступлениях хоров под его упр.: в Тамбове - тропарь «Заступнице усердная» (4 апр. 1908), «Милость мира» (8 сент., 26 дек. 1908); в Тифлисе - «Царю небесный» (25 марта 1911), Херувимская песнь (4 марта 1912), а также в концертах др. известных хоров: С.-Петербургского митрополичьего хора под упр. И. Я. Тёрнова в Нарве и Гунгербурге (ныне Нарва-Йыэсуу, Эстония; 13 июня 1913); хора Иоанно-Дамаскинского церковнопевч. братства и соборного хора под упр. Л. Н. Соколова и И. Н. Казанцева в Н. Новгороде (13 марта 1916). В послереволюционное время Е. потерял работу и перебивался временными заработками. В 1917-1920 гг. работал в хоровых кружках, играл в оркестрах при клубах, в ресторанах, в театрах «Тиволи» и «Сатирагит». С 1921 г. на Тифлисском паровозоремонтном заводе им. И. В. Сталина занимал должности конторщика, зав. конторой цеха, старшего табельщика. В 1926-1929 гг. состоял членом ленинградского Об-ва драматических писателей и композиторов (Драмосоюз; секция духовных композиторов).

http://pravenc.ru/text/189921.html

В конце литургии вместо пения «Благословен грядый во имя Господне», «Да исполнятся уста наша», «Видехом свет истинный», «Буди имя Господне», вместо псалма «Благословлю Господа» – поется «Христос воскресе». И священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» поет начало тропаря «Христос воскресе». Отпуст говорит иерей с крестом, как на утрени. Молитва «Царю небесный» не поется до дня Пятидесятницы ни на какой службе. Вечерня дня Пасхи имеет следующие особенности: настоятель облачается во всю священную одежду, бывает вход с Евангелием, и потом читается Евангелие о явлении Господа апостолам в тот вечер «сущу позде» (Ип. 20:19). Евангелие читает настоятель в алтаре, обратясь к народу. Отпуст говорит иерей с крестом. К особенностям богослужения дня Пасхи и всей седмицы пасхальной принадлежит то, что царские врата, северные и южные двери в алтарь не затворяются в изображение того, что Господь воскресением Своим открыл нам врата Царствия Божия. К празднику Пасхи приготовляется хлеб, артос, иначе – «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным», а иногда с изображением воскресения Христова. Как в Ветхом Завете, в воспоминание освобождения людей от рабства фараонова, закалывался агнец, который вместе с тем прообразовал Агнца, вземлющего грехи мира – Спасителя, так в Новом Завете, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа, которым мы избавились от вечной работы вражией, приносится артос – хлеб, изображающий собою ангельский хлеб, хлеб живота вечного, сшедший с небес – Господа нашего Иисуса Христа, Который напитал нас духовною пищею божественных Своих благодеяний, соделался для нас истинным хлебом жизни. В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналое, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня, в приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят обыкновенно и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени. Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В покровении чаши перед выносом ее для причащения мирян и снятии покровца перед самым причащением можно видеть символ того, что с Воскресением Спасителя, последовавшим за Его смертью, Его Божественное достоинство стало явным для многих (до этого, как отмечает ряд св. отцов Церкви, Божество Христа «скрывалось» «за завесой Его плоти»). Перенесение св. Чаши с престола на жертвенник символически указывает на Вознесение Господа Иисуса Христа. Это вытекает из текста молитвы и действий священника в означенный момент: после причащения мирян и погружения в чашу частиц поется «Видехом свет истинный…», и священник трижды кадит св. чашу и произносит тайно: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Соответственно, покровец в этот момент напоминает об облаке, скрывшем от глаз апостолов возносящегося Господа ( Деян.1:9 ). В этот момент жертвенник знаменует собой Небо. Верующие выражают великую радость песнью: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи». Акцент на символическом значении священнодействий и богослужебных предметов, особенно распространенный в Византии, достаточно часто встречается и в наших толкованиях Божественной литургии. Приведем два примера символического толкования значения покровцов и воздуха. Согласно толкованиям свт. Иоанна Постник а и патриарха Германа (VIII в.), «…покров (над чашей) есть образ убруса, лежавшего на лице Христовом и закрывавшего оное во гробе. Общий покров или воздух означает и заменяет камень, которым Иосиф утвердил гроб и к которому приложена была печать стражи». В позднейшей редакции вставлено: «…покров над дискосом соответствует также плащанице, которою покрыли тело Господа». Отметим, что такое толкование значения покрова на дискос не получило распространения в церковной письменности. Свт. Симеон Солунский (XV в.) дает несколько иное толкование: верхний больший покров, накрывающий чашу и дискос, соответствует плащанице, покровы на чашу и дискос означают погребальные пелены, а илитон — сударь, которым была повита глава Спасителя» (Цит. по: Троицкий В. История плащаницы//Богословский вестник. 1912. 2–3).

http://azbyka.ru/pokrovcy

Вот, наконец, отец Иоанн в последний раз вынес чашу к народу. «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», – возгласил он. «Аминь. Да исполнятся уста наша хваления твоего, Господи...», – запел хор, а отец Иоанн понес святую чашу на жертвенник. Наконец произнесен и отпуст, и литургия закончилась. Никогда я не забуду этой литургии, совершенной великим пастырем. Голощапов Причащение Тайна пресуществления Святых Даров В Житии святителя Григория Двоеслова 19 рассказывается, что одна знатная римская женщина принесла в храм просфоры для совершения Таинства Причащения. Литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям Святое Причащение, приступила и та женщина. При словах святителя: «Преподается Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа» – женщина усмехнулась. Видя ее смех, святитель Григорий удержал свою руку и спросил женщину: «Ты рассмеялась?» – «Удивительно для меня, Владыко, что ты называешь Телом Христовым тот хлеб, который я испекла своими руками». Святитель Григорий помолился Богу, и тотчас хлеб принял образ истинного человеческого тела. Святитель снова помолился – и образ человеческого тела претворился в хлеб. Малый вход Великий вход Шествие Господа Иисуса Христа на проповедь Между гор Палестины далекой Вдруг грянуло слово!.. И было оно Такою любовью святой и глубокой, Так истины вечной и света полно!.. Не ведая гнева, не ведая страха, Проникнуто мощью святой правоты, Оно воздвигало смиренных из праха И гордых сводило во прах с высоты. И чуждое злобы, угроз и проклятья, Оно проникало до глуби сердец; Оно говорило, что люди все – братья, Что царству вражды и насилья конец. Розенгейм В Великую Субботу 20 Да молчит ныне всякая плоть, Предстоя пред святыней великой: Днесь приходит заклаться Господь, Днесь дается нам здесь Сам Владыка! Да обымет нас трепет и страх, Да умолкнут сердец помышленья, И повергнемся все мы во прах Перед страшною Чашей спасенья... О воспряни, душе, и блюди, Не смежая духовные вежды, И к спасительной Чаше гряди, На Христа возложив все надежды! Е.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ладно бы речь шла о людях, не молящихся вообще. Их много таких, не могущих разлепить уста, чтобы сказать: «Господи, помилуй». Но в случае с протестантами речь идет о людях верующих. Они читают Писание, призывают Отца, стараются исполнять волю Сына. Исключить же из своих молитв братьев и сестер, умерших раньше нас, — всё равно что выколоть себе глаз или отрезать руку. Тогда нужно перестать молиться о ком бы то ни было. Пусть каждый в полной мере отвечает за себя. Болеет человек — пусть болеет. Такова воля Божия, пусть страданием искупает грехи. Но ведь мы так не делаем. Мы научены носить тяготы друг друга и так исполнить закон Христов (см. Гал. 6:2 ). Мы научены вступаться друг за друга, и лучшим способом помочь, защитить, вмешаться всегда была молитва. Церковь — это Тело. Живые и усопшие не видят один другого, как и волосы на голове не видят кожу на подошвах ног. Но всё тело, от темени до пят, питается одной и той же кровью. Церковь — это Лоза. Не все ягоды прикасаются друг к другу, но все питаются одним и тем же соком. Усопшие христиане — члены того же Тела Христова. Лишать их молитвы — то же, что отбирать хлеб у детей. Они и беспомощны, как дети. Их глаза, во много раз превосходящие количество звезд, сияющих на небе, из духовного мира с мольбой и ожиданием смотрят на нас. Конечно, почившие люди потеряли возможность деятельного изменения. Для них прошло время трудов. Но их души не лишились способности впитывать благодать, и для них еще не настало время воздаяния. До чего ты красива, кроткая и простая, не любящая много говорить, знающая толк в вещах самых главных, Святая Церковь Православная. Благодаря Тебе на Страшном Суде мы услышим признательность от всех тех, за кого с любовью молились. Мы и сами по смерти надеемся утешаться молитвами тех, кто нас любит и верит в Бога. Впрочем, главная наша надежда на Иисуса Христа — Праведника, на Его Крест и Воскресение. А всё остальное — десерт на Его трапезе. Зато какой вкусный десерт, и до чего слепы те, кто не хочет есть сладкое из рук Великого Господина, приготовившего великий пир. Оптимистическая трагедия

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Накрыв Святые Дары покровцами, священник благословляет молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» ( Пс.27,9 ). Хор, от лица всех молящихся, поет Господу благодарственную песнь: «Видехом свет Истины...». Священник в это время кадит Святые Дары, зна­менуя тем благодать Духа Святого, источаемую ими, затем, начертав св.Чашей крест над антиминсом, со словами «Благословен Бог наш», обращается лицом к народу со Святыми Дарами и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», чем свидетельствует вечное пребывание Господа Иисуса Хри­ста в Своей Церкви. Этот момент также символизирует собой вознесение Христа Спасителя с Елеонской горы. Молящиеся, при осенении их Святыми Дарами, поклоняются Пречистым Тайнам и воссылают хвалу и благодаре­ние Богу словами: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…». По перенесении Святых Даров на жертвенник бывает благодарственная екте­ния, при произнесении которой священник складывает антиминс, знаменует его крестообразно Евангелием и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше». Далее священнослужитель напутствует верующих, исходящих из храма, воз­гласом: «С миром изыдем». Хор, выражая желание молящихся идти не иначе, как только с Господом, отвечает: «О имени Господни» (то есть после получения Божия благословения). Исполняя их желание, священник выходит из алтаря и читает напутственную заамвонную молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи». В ней он испрашивает благословение Господне не только для предстоящих в храме, но и для всех членов Церкви, после чего возвращается к престолу и возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». И бывает отпуст, после которого хор поет многолетие Святейшему Патриарху, правящему епископу, Богохранимой стране и всем православным христианам, тем самым выражая желание, чтобы Всемилостивый Господь сохранил их на многие годы в здравии и благополучии (7, с.380–385). Литургия Преждеосвященных Даров Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Св.Дары, освященные прежде на предшествующей полной Литургии и сохраняющиеся на св.престоле в дарохранитель­нице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Особенность l-ro часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...» 168 . Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения 169 . Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером 170 . После стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого . На литургии читается Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Мф., зач. 107; Лк., зач. 109 и Ин., зач. 44). Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника. Вместо «Достойно есть...» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы». Задостойник Великого Четверга (ирмос 9-й песни канона) «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем». «Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на Горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на Горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем» ( Лк. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010