Желтов  Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка//Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150. Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds//ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge... für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808. Желтов  Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках//Кирилометодиевската mpaдuцuja и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од научен собир/И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254. Желтов  Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи  Sinait. NE МГ 93//Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126. Виноградов  А.Ю., Желтов  М.С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словне — Slovne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. 3:1. 43–71. Желтов  Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа//Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3 –41. 2. Статьи  в  «Православной  энциклопедии»  и  в  «Большой  Российской  энциклопедии» (в том числе, в соавторстве) Православная  энциклопедия Богослужение Русской Церкви X–XX вв.; Аароново благословение; Агапа; Агиасма; Агнец, в православном богослужении; Адам; Аквилейский обряд; Акила и Прискилла; Аксиос; Accessus ad altare; Алавастр; Александрийское богослужение; Аллилуиарий; Аллилуия; Алмазов А. И.; Алфавитные стихиры; Альба; Альфа и Омега; Амвон; Амикт; Аминь; Анамнесис; Анафора; Анна, дочь Фануила; Антиминс; Антиохийское богослужение; Антифон; Апостол (книга); Апостолы; «Апостольские постановления»; Армянский обряд; Артос; Архидиакон; Архиерейское богослужение; Архимандрит; Афон; Балдахин; Барберини Евхологий; Барселонский папирус; Белого монастыря Евхологий; Библейские песни; Благовещение Пресвятой Богородицы; Благодарственные молитвы после Причащения; Брак; Варлаама Хутынского Служебник; Velatio; Великая пятница; Великая суббота; Великие понедельник, вторник, среда; Великий пост; Великий четверг; Великое славословие; Венчание брака; Вечерня; Вечеря; Вима; Водоосвящение; Воздвижение Креста Господня; Воздýх; Воскомастих; Воскресенье; Вседневные антифоны; Всенощное бдение; Встреча архиерея; Второбрачие; Вход; Вход Господень в Иерусалим; Входные молитвы; Входный стих; Георгия Мтацминдели Типикон; Гимнография; Главопреклонная молитва; свт. Григорий, еп. Акрагантийский; свт. Григорий Двоеслов; свт. Григорий Богослов; прп. Григорий Декаполит: Гимнография; свт. Григорий Палама; прп. Григорий Синаит; «Да исполнятся уста наша»; Дейр-Балайзы папирус; Диакон; Диаконикон; Диаконисса; Диалоги литургические; Дикирий; Догматик; Духов день; Евергетидский Типикон; Евхаристия; Евхологий; Ектения; Епископ; Жертва; Залог; Иеромнимон; Интронизация; Institutio; Канон;  Карабинов И.А.; Катавасия; Кирилл Иерусалимский.

http://bogoslov.ru/person/254049

Соответственно такому положению, изобразительные по праву приобрели в древнецерковном обиходе значение не только обычного, но и руководящего богослужебного начала, т. е. значение устава, определяющего круг общеобязательных церковных молитвословий. Круг этот, на первых порах ограничивавшийся одними изобразительными молитвословиями, затем стал постепенно расширяться, включая в свой объем наиболее устойчивые, или уставные молитвословия как суточных, так и годичных служб. – О переходе изобразительных, или уставных молитвословий (τ τυπικ) в устав, или типикон, наглядное представление дают древнегреческие Следованные Псалтири. К таким Псалтирям прежде всего относится рукопись 862 г. из собрания еп. Порфирия (Успенского) . Уставные молитвословия расположены в начале и в конце этой рукописи, до и после псалмов. На первом месте, согласно наставлению аввы Силуана, поставлены символ веры и молитва Господня; далее следуют псалмы и 10 библейских песней, затем – «Ныне отпущаеши» (11-я библ. песнь), вечерний и утренний гимны (,,Свете тихий» и «Слава в вышних Богу»), «С нами Бог», блаженны и, наконец, молитва Манассии. – По замечанию проф. Мансветова, здесь мы имеем «древнейший остов утрени и вечерни, как они отправлялись до времени появления песненных канонов» 405 . Кроме того, сюда вошли молитвословия великого повечерия; а в основу всего положены изобразительные, или уставные молитвословия. – Как видно из записи, рассматриваемая Псалтирь написана диаконом иерусалимского храма Воскресения, Феодором, для тивериадского епископа Ноя и содержит в себе чин, по которому совершалось псалмопение «во св. Воскресении Христа Бога нашего»: καϑς λλομεν ν τ γ Χριστο το Θεο μν ναστσει 406 . Эта древнейшая Следованная Псалтирь, с изобразительными молитвословиями на первом месте, несомненно, употреблялась как руководство при совершении всех суточных служб и заменяла в отношении их нынешний Устав. С течением времени влияние изобразительных через посредство Псалтири распространяется не только на суточный, но и на триодный круг богослужения. А именно, появляются τυπικ τς γιωττης καϑολικς κκλησας, τ κατ συνϑειαν κριβωμν. Под таким заглавием, – после псалмов и библейских песней, к которым примыкают также молитва Симеона-богоприимца, молитвы царей Езекии и Манассии, затем – утренний гимн, Трисвятое, Слава и ныне, Господи помилуй 3, а иногда еще тропари «Святых лик» и проч., – в Псалтирях X–XI вв. приводятся следующие молитвословия: «Единородный Сыне», «Иже херувимы», «символ святый», на преждеосвященной – «Ныне силы», потом – «Да исполнятся уста наша», молитва по причащении – «Благодарим Тя, Христе Боже, яко сподобил еси нас причаститися»; «молитва учения Спасителя», или блаженны, «С нами Бог», «молитва учения Спасителя» – «Отче наш», «Свете тихий», во св. четверток – «Вечери Твоея тайныя» и, наконец, исповедание грехов 407 . – Самое название показывает, что пред нами древнейший, «утвержденный обычаем устав святейшей соборной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи и молим Ти ся, Боже наш. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою Великую и Воцарился ( Откр.11:16: 17 ) Священник и диакон поклоняются умиленно, как требует Служебник. Изрядно о Присвятей Причистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд. ( Откр.12:1 ). После Преложения Святых Даров. Отверзение Врат «Со страхом Божиим и верою приступите» «вкусите и видите яко благ Господь» на Литургии Преждеосвященнх Даров. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его а храме его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение в Великий град ( Откр.11:19 ). И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. ( Откр.22:17 ) Причащение Святых Таин. Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, …Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Тогда двадцать четыре старца и четыре Животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. ( Откр.19:4–6 ). Благодарение за Причащение Святых Таин. Чин православной Литургии должен быть каноном для всех прочих видов православного богослужения, и в особенности зто касается четкой последовательности словесных действий, поклонений и прочих обрядовых актов. Зтот чин не случаен. В нем есть внутренняя логика, основанная на виденном Тайнозрителем как на Небе, так и при земном бытии Спасителя. Несмотря на то, что различным чинам Божественной Литургии присваиваются имена Святителей Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Двоеслова , Апостола Иакова, тем не менее Первочин Литургии, надо думать, дан Апостолом Иоанном Богословом; он видел её Святейшую Часть (Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь), возлежа на Груди Спасителя, и видел её славословную и хвалебную часть на Небе, духом взойдя с Патмоса к Самому Престолу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1913 (прил. к журн.); 8-голосные: «Исповемся Тебе, Господи» 1), «Хвалите отроцы Господа» 2); «Приидите и видите дела Божия» 3), «Кто взыдет на гору» 4), «Небеса поведают славу Божию» 5), «Кто Бог велий, яко Бог наш» 6), «Слава во вышних Богу» 7), «Воспойте людие боголепно в Сионе» 8), «Се ныне благословите Господа» 9), «Да молчит всякая плоть человека» 10), «Утвердися сердце мое» 11). СПб., 1817–1818; Хвалебные песни: на 4 голоса — 1–4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы); 3. СПб., 1818; на 8 голосов. 1–10. СПб., 1835; 5. СПб., 1818; Отдельные песнопения: Трио с хором: «Да исправится молитва моя» 1. СПб., 2–3. СПб., 1814–1815; 4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы); «Воскресни Боже». СПб., «Архангельский глас вопием Ти, Чистая». СПб., 1817 [без указ. авт.]; «Исполла эти, дэспота» 1. СПб., 1818; 2. М., 1875; «Надежда и предстательство». СПб., 1842; на 4 голоса: «Ныне силы небесныя» 1. СПб., гг.]; «О тебе радуется». СПб., 1814–1815; «Достойно есть». СПб., 1815; «Хвалите Господа с небес» 1. СПб., Херувимские 1–7. СПб., 1815–1816; «Благообразный Иосиф». СПб., 1816; «Радуйтеся праведнии о Господе». СПб., 1816; «Ангел вопияше». СПб., 1817 [без указ. авт.]; «Отче наш». СПб., 1817; «Вкусите и видите» 1. СПб., 1825 (с перелож. для ф.-п. П. Турчанинова); «Вкусите и видите» 2. СПб., 1834; «Плотию уснув». СПб., 1834; «Под Твою милость прибегаем, Богородице». СПб., 1834; «Тело Христово приимите». СПб., 1834; «Чертог Твой вижду». СПб., 1834; «Приидите ублажим Иосифа»//Партитурное собрание. СПб., 1845. Кн. 2. 13 (изд. Капеллы); «Благословлю Господа на всякое время». М., 1875; «Хвалите Господа с небес» 3//Церковно-певческий сб. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2. С. 124 87); «Покаяния отверзи ми двери»//Сб. духовно-муз. песнопений разн. авт. для небольшого смеш. хора: Из Постной Триоди/Под ред. Е. С. Азеева. СПб., 1912. С. 7–9; «Тебе поем». Рим, 19802; «Господи, силою Твоею возвеселится царь». [М.], б. г.; «Да исполнятся уста наша». [М.], б. г.; Многолетие (большое и малое). [М.], б. г.; «Ныне силы небесныя» 2.

http://pravenc.ru/text/153235.html

... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем. ... Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня. Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим: ... освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему... рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем... да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни... и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими... ... освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим..., сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем... да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней... и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими...

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Но может быть пели ученики, а Иисус молчал. Запели ли бы ученики без Иисуса? Если бы Божественное лицо Учителя не сияло радостью и уста не отверзались к благохвалению, где бы могли взять себе ученики радости и песнопения? Итак, Иисус и ученики вкупе воспевши изыдоша, а посему Иисус в благодушии, а паче в радости и веселии пошел на страдания. И мы в мире, тишине и спокойствии будем встречать прилучающиеся нам скорби. Если они легки, мы спокойствием сделаем их еще легче; если тяжки, облегчим их; если они могут быт отклонены, мы в спокойном состоянии способны будем предпринят меры к отклонению их; если неизбежны, приготовимся к твердому в благодушному перенесению их. Если попущены для испытания нашего терпения, для искушения нашей веры и упования, при спокойствии мы будем к себе внимательнее, в обстоящих нас противностях благорассудительнее; в отношении к испытующему нас преданнее и в уповании на Него непоколебимее. Если скорби посланы для очищения нашей греховности, для пробуждения нас от самозабвения: то при спокойствии духа, яснее сознавая множество душевных болезней своих, живее будем чувствовать благодетельность скорбного врачевания, и благоговейно исповедуя правость судов Божиих в наказании неправд наших, тверже будем полагать и вернее исполнят пред Богом намерение о нашем исправлении. В спокойном состоянии, и среди тяжких скорбей, мы способны будем и благомысленно рассуждать, и благочестиво чувствовать, и право поступать. А это и составляет цел, для которой посылаются на нас скорби, чтобы ввести нас в сознание нашей греховности, научить благодушному терпению, как спасительному средству очищения, и укрепить в христианском уповании и преданности в волю Божию, дабы искушение нашей веры многочестнейшее злата гибнуща, огнем уже искушена обрелось в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове ( 1Пет. 1:7 ). Душевный мир и спокойствие есть твердое ограждение житейской храмины нашей против бурь и ветров заключений. Но дабы и при разлитии рек, и при возвеянии сильных ветров душевная храмина наша в самом основании своем была тверда; дабы мы при всяких прекословиях и противодействии нам, при всяких напастях и злоключениях могли соблюсти благочестивое рассуждение в нашем уме, благоговейное чувство в сердце, внутреннюю пред Богом правоту в действии и благоустроенность в самом слове: для сего необходимо нам привести себя в то самое чувствование, в котором восприял, понес и претерпел за нас все страдания Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Псалом 41 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Причащение мирян Хор: Благословен грядый во имя Господне. Бог и Господь и явися  нам. Хор: Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите.          Аллилуиа (трижды). Хор: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть. Хор: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение) Тебе, Господи. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2386...

Преподавая Св. Дары диакону, священник говорит: «Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…» Себе же преподает Св. Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне, имярек, священнику…» После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т. к. ему предстоит потреблять Св. Дары после литургии. Затем священник читает благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога..» Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мipяh. Священник раздробляет части Агнца «NI» и «КА» по числу npuчacmhukob-мipяh, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские Врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в Царских Вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его устех моих». И бывает причащение мipяh по обычаю. (По традиции за Божественной литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают). Окончание литургии Преждеосвящениых Даров. После причащения мipяh священник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небесный и Чашу жизни…» Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диакону и поставляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жертвенник. Священник же. изображая Св. Чашей знак Креста над Антиминсом, тихо говорит: «Благословен Бог наш». И обратившись к народу, возвышая Чашу со Святыми Дарами, произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Певцы поют: «Аминь. Да исполнятся уста наша…» Священник уносит Св. Чашу на Жертвенник по обычаю. Диакон исходит северной дверью и произносит ектению: «Прости, приимше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совершенна…» Священник приходит к Престолу, закрывает Антиминс и, изображая Св. Евангелием знак Креста, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше…» Певцы: «Аминь». Священник целует Престол и, со словами «С миром изыдем», исходит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю…» Диакон стоит, приклонив главу и держит орарь.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Тысячу раз уже я беседовал с вами об этом, – и не перестану беседовать; только бы вышла какая-нибудь польза. Мы от своих слов не приходим в оцепенение, не утомляемся и не тяготимся; только бы вы не давали повода думать, что тяготитесь, слушая нас. А по­дает повод думать, что тяготится, тот, кто не исполняет того, что ему говорят. Кто исполняет, тот всегда готов слу­шать, как человек, которого не укоряют, а хвалят. Таким образом, это происходит не от чего-либо другого, как оттого, что не исполняют того, что им говорят; от этого тягостным становится и тот, кто об этом говорит. Если, например, кто-нибудь исполняет дела милосердия, а другой заводит речь о милостыни, то он не только не оскорбляется, слушая его, но даже радуется, потому что слышит, как провозглашают и превозносят его заслуги. Таким же образом и мы. Так как у нас нет ничего общего с забвением обид, и это не исполняется нами, то по этой причине нам кажется неприятным, когда зайдет об этом речь; а когда были бы у нас дела, тогда и слова не огорчали бы нас. Итак, если вы не хотите, чтобы мы были для вас тягостны и несносны, – посту­пайте следующим образом: исполняйте на деле то (что мы вам заповедуем). Мы не перестанем говорить вам об одном и том же до тех пор, пока не станете исполнять этого. Мы поступаем так преимущественно из участия и любви к вам; а кроме того еще и потому, что нам самим угрожает опасность. Ведь трубач должен трубить, хотя бы и никто не выходил на сражение, – для того только, чтобы исполнить свой долг. По­этому и мы действуем так не с тою целью, чтобы на вас навлечь большее наказание, а для того, чтобы самим избавиться от него. Кроме того, нас побуждает к этому и любовь к вам, – разрывается наша утроба, и нас снедает печаль, когда случается что-либо подобное. Но да не попустит этого (Бог). Для того, о чем мы говорили ныне, не требуется издержек, не требуется траты денег, не требуется дальнего путешествия, – нужно только захотеть, нужно слово, нужно намерение. Будем поэтому хранить уста наши, оградим их дверью и запором, чтобы не говорить ничего неугодного Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но опаснее чувственного (плена) умственный. Ибо захватывающие, по закону войны, часто щадят захваченных и нисколько не вредят душе. Но пленник, которым овладел грех, имеет ничего нещадящего и жестокого господина, понуждающего его к самым нелепым делам; ибо сей жестокий владыка не умеет щадить и миловать. Посему станем убегать с великою тщательностью владычества его и противиться ему и никогда не мириться с ним; а когда освободимся от него, то пребудем в нашей свободе. 2. Тогда исполнишася радостью уста наша, и язык наш веселия. По возвращении, говорит, нашем в отечество наше Иерусалим, уста наши были исполнены радостных слов, выражавших внутреннюю душевную нашу радость; и язык наш был полон веселия, где Давид говорит о будущем, как о прошедшем, по свойству пророчества. Слова Феодорита: Тотчас исполнившись веселия, мы употребили языки на песнопение: ибо Акила радость перевел хвалением, а Симмах благословением. Никиты Стифатийского: Как народ Израильский, освободившись от долговременного оного плена, с веселием вступил в путь ко граду Иерусалиму, так и не бывший прежде народом, но после названный народом Божиим, т. е. народ христианский из язычников, освободясь от нечестия идолопоклонства, возвратился в небесный град Иерусалим и Церковь Божию. Так и каждый из нас, удостоиваясь свободы от страстей, выходя из плена злого духа и греха, с веселием и радостью возвращается в Иерусалим, град бесстрастия. Оригена: В сих словах находится пророчество о словах апостолов о самих себе и о находящихся среди народа, а равно и наставление происшедшим из язычников, чтобы они говорили: возвеличил Господь сотворить с нами, а о себе благодарили: возвеличил Господь сотворить с ними; и когда мы сидели при реках вавилонских, тогда мы плакали; а когда Господь возвращал плен Сионов, то уста наши исполнились радости. Безыменного: Когда мы исполним оное обещание: я сказал: сохраню пути мои, чтоб не грешить мне языком моим; тогда исполнятся радости уста наша. Так исполнились радости и уста Филиппа, когда он, начав со слов: как овца на заклание поведен, благовествовал Евнуху—Ефиопу о Иисусе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010