И. Н. делает попытку коренным образом пересмотреть учение об антихристе , предлагая свою интерпретацию текстов из Книги прор. Даниила о последней в истории человечества «седьмине» и о прекращении перед концом мира «жертвы и приношения» (Дан 9. 27; 12. 11), а также выдержек из Откровения Иоанна Богослова и Евангелия от Луки. И. Н. отнес время прекращения «жертвы и приношения» (богослужения) к 1666-1667 гг., когда на Большом Московском Соборе были анафематствованы старообрядцы - противники богослужебной реформы в Русской Церкви. Исходя из этого положения, И. Н. обрушился с критикой на беглопоповцев - буд. часовенных, к-рые до 1840 г. принимали священников из правосл. Церкви, не перекрещивая их. И. Н. отверг традиц. представление о проповеди пророков Илии и Еноха перед приходом антихриста, поскольку в соответствии с традиц. толкованием их проповедь должна прозвучать «до скончания жертвоприношения», в то время как, по мнению И. Н., совершение Евхаристии прекратилось ок. 300 лет назад. Писатель делает вывод: «Толкования о пришествии Еноха и Илии остаются попусту, нет того ничего на самом деле, а только притча для закрытия тайн с издревле была». И. Н. предлагает «обратиться к историям», чтобы проверить, насколько точно исполняются пророчества о кончине мира. Он приводит предсказание из Откровения о попрании Иерусалима в течение 42 месяцев (Откр 11. 2) и слова из Евангелия от Луки о том, что Иерусалим будет «попираться» язычниками, пока не окончится их время (Лк 21. 20-25). Енисейский книжник пишет, что Иерусалим стал «попираться» язычниками через неск. десятков лет после Вознесения, а «времена язык скончались» в 1947 г., после решения ООН о создании евр. гос-ва. Т. о., «языки» «попирали» Иерусалим ок. 1900 лет, а не 42 месяца. Проповедь Божиих посланцев в течение 1260 дней перед воцарением антихриста, о к-рой говорится в Откровении (Откр 11. 3-8), И. Н. понимал как распространение Евангелия в мире. И подобно тому как реальный срок наказания Иерусалима не совпадает с указанным в Свящ. Писании, так и проповедь Евангелия продолжалась, по мнению И. Н., не 1260 дней, а 1600 лет - до 1666 г. И. Н. также оспорил традиц. мнение о том, что антихрист произойдет из колена Данова. В результате И. Н. пришел к выводу, что для «жидовского царя-антихриста» исторического времени не осталось.

http://pravenc.ru/text/674862.html

Рассуждения И. Н. находятся в русле новейшей старообрядческой эсхатологии, которая активно использовала понятийный аппарат исторического материализма для создания новой версии конца человеческой истории, наполненной реалиями XX в. Предшественником И. Н. в этом отношении был чтимый игум. сибир. часовенных скитов о. Симеон, погибший в лагере в 1953 или 1954 г. И. Н. мог познакомиться с его сочинениями непосредственно или в пересказе местных книжников. Енисейские часовенные создали несколько вариантов конца мира, сторонники к-рых оказались во взаимной вражде. Единоверцы И. Н. отнеслись резко отрицательно к его нападкам на отцов часовенного согласия и к нововведениям в сфере эсхатологии. Деятельность И. Н. вызывала беспокойство еще и потому, что у книжника имелись последователи (по наблюдениям скитских старцев, «шурнишенские заметно переходят нецыи на его сторону»), его «мудрования» сеяли разногласия в часовенных общинах, ранее всегда находившихся под идейным влиянием местных скитов. В 1974-1977 гг. инок дубчесских скитов Ефрем (Котегов), прошедший сталинский лагерь, написал обширный труд «Слово на Исая в защиту предков» с обличением нового «раздорника». На основании этого сочинения минусинский собор часовенных вынес по поводу И. Н. постановление: «Сию писанину, вырыгнутую из леснаго таежнаго вепря на наших предков... собор видел и отчасти читал... Собор относит их мудрование к смердященосной хульной ереси». И. Н. искал средства привлечь часовенных на свою сторону. Одним из действенных способов он считал полемику в стихотворной форме, традиционную для урало-сибирских часовенных. (В их творчестве можно встретить все виды стихов - от древних до современных: раек, рифмованную прозу, силлабический и силлабо-тонический стих; в ХХ в. в полемике часовенные предпочитали силлабическое стихосложение.) И. Н. активно использовал эту традицию для пропаганды своих богословских сочинений, наполнив их образами и символами, источником к-рых стали не только евангельские тексты и творения отцов Церкви, но и окружающая природа и опыт совр. земледельца: «Стихов сложение -/к притчам введение./Естьли не плодит жито земля/или нет влаги, засыхает она./Или изродится - не будет жито расти,/мы и думаем, нельзя ли посеять стихи». Под землей в соответствии с новозаветной традицией автор подразумевает человеческие сердца; изменить неплодородную землю (сердца часовенных) И. Н. надеялся с помощью стихотворного вразумления, сравнивая его воздействие с эффектом правильного севооборота: «У стихов корень глубоко, как осолодка степная, сладкий и на сухих местах не засыхает./Етот корень засуха не берет, потому что он глубоко в землю идет./Притом стихи и клеверу подобны,/удобряют землю и более делают плодородну./Пусть земля изродится или засохнет, как песок,/никакое жито не растет./Допустим, хотя и нет от стихов добра,/но тем не менее от их размягчается земля./А когда земля плодородность поимеет,/тогда можно будет и жито посеять».

http://pravenc.ru/text/674862.html

Проверку фактами таежный писатель устраивает также в отношении др. текста из Книги прор. Даниила, основополагающего в христ. апокалиптике: «...Четыре больших зверя вышли из моря... зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним... Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли... Зверь четвертый - четвертое царство... которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца...» (Дан 7. 3, 7, 8, 17, 23-26). В соответствии со средневековой и старообрядческой традициями под 4-м зверем И. Н. понимал Римскую империю, после падения к-рой возникли «10 рогов» зверя - 10 европ. царств (в действительности И. Н. насчитал 16 царств и отнес число 10 к «притче для закрытия тайн»). Оригинальностью отличается представление И. Н. о 3 рогах, или 3 царствах, погибших от 11-го рога,- это 3 гос-ва, считавшие себя наследниками Римской империи: империя Карла Великого, Свящ. Римская империя герм. народа и рус. монархия со времени Иоанна IV Васильевича , который венчался на царство как преемник императоров Нового Рима (Царьграда). Т. о. енисейский книжник включил в свое эсхатологическое построение популярную среди старообрядцев теорию о Москве - Третьем Риме . В глазах И. Н. общим для 10 европ. монархий было не только рим. наследие, но и общественно-экономическая формация. Книжник, по-видимому вслед за советскими учебниками истории, подчеркнул, что все «10 рогов» - феодальные монархии. Представление об антихристе у И. Н. оказалось тесно связанным с марксистско-ленинской теорией формаций. Если 10 царей из Книги прор. Даниила - феодальные монархи, а феодализм был разрушен буржуазией, то, рассуждает крестьянский писатель, буржуазия и есть «малый рог» и антихрист. Позднейшие империи погибли (или изменили свою природу), подчеркивает И. Н., в «буржуазных революцыях»: франц. монархия, выросшая из империи Карла Великого,- в 1789 г., немецкая - в ходе наполеоновских войн.

http://pravenc.ru/text/674862.html

России, как и положено в старообрядческой традиции, И. Н. отвел центральную роль в завершении мировой истории, обосновав это нетрадиц. способом. Антихрист пробрался в Россию, по мнению И. Н., прежде ее отпадения от истинной веры: «Лет за шестьдесят до никоновского отступления и русские чудились буржуазие»,- пишет И. Н., используя слова Откровения: «И чудися вся земля вослед зверю» (Откр 13. 3). «И русские кланялись,- продолжает И. Н.,- не только цари, и военные, и гражданские - и монастыри, и персоны духовные церковные кланялись... Прельстились-то по гражданскому и военному делу... А когда поклонились змию и зверю, тогда они уже смело и в Церковь полезли». (По-видимому, данный пассаж навеян популярной в советской историографии теорией раннего развития капитализма в России, к-рая также отразилась в учебных пособиях.) Несмотря на то что Россия, по мнению И. Н., одной из первых, хотя и без буржуазной революции, отдала власть над собой антихристу, именно в России оставался последний, 3-й царь «римского звания» - феодальный монарх. Книжник так заканчивает описание торжества антихриста: «А в 1917 году, во время войны, свергли и третьяго, последнего, царя. И буржуазия как малый рог участвовала в революцыи - не на свержение капитализма, а на свержение царя-феодала». Социалистической революции, когда буржуазия (антихрист) была побеждена пролетариатом, и последующему этапу мировой истории в схеме И. Н. отведено особое место. Не склонный к идеализации восставшего пролетариата, И. Н. признает: антихрист (буржуазия) был побежден не силами добра, но силами зла, вынужденно служащими Богу: «Народ пролетария нехотя Богу служат, вконец искореняют буржуа капиталистов, у диавола царство нарушают». Рассуждая о последнем отрезке человеческой истории, И. Н. пишет, что после гибели антихриста в мире должен наступить краткий период спокойствия, сытой и веселой жизни; человечество погрязнет в грехах, не покается и погибнет от Божия гнева при Втором пришествии Спасителя. Автор считает, что этот период начался в 60-х гг. XX в. В последнем рассуждении заключен главный смысл учения И. Н. о конце света - оценка современности в эсхатологической перспективе.

http://pravenc.ru/text/674862.html

В 1990-х гг. по инициативе академика Покровского возникли 2 новые серии, посвященные публикации актуальных для науки и общества исторических источников: «История Сибири. Первоисточники» и «Архивы Кремля». В 1-й (выпуск 4, 1994 г.) выходят источники по истории Тобольского архиерейского дома XVII в. в сопровождении обширного научного изыскания (в соавторстве с Е. К. Ромодановской) и подготовленные им и его учениками к изданию, откомментированные и исследованные новые источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVIII–XX вв. (выпуск 9, 1999 г.). Во 2-й серии, посвященной ранее недоступным, рассекреченным документам советской истории, Покровскому (в соавторстве с С. Г. Петровым) принадлежит фундаментальное 2-томное исследование-публикация документов Политбюро 1922–1925 гг., раскрывающих механизмы политики уничтожения Русской Православной Церкви (М., 1997, 1998). В 2002 г. увидела свет монография о староверах-часовенных востока России (в соавторстве с Н. Д. Зольниковой), подводящая многолетние итоги полевых исследований и раскрывающая историю и культуру наиболее многочисленного и известного в Сибири часовенного согласия. С момента основания Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Николай Николаевич Покровский и его последователи приняли самое непосредственное участие в изданиях центра. В Институте истории СО РАН прошла одна из первых презентаций «Православной энциклопедии». Н. Н. Покровский и члены его научной школы работали над Словником начинающегося многотомного издания. Консультации Николая Николаевича по разным вопросам издания отличались глубиной и обстоятельностью. Покровский был автором статей в «Православной энциклопедии»: «Беглопоповцы»; «Бухтарминцы» .Ряд статей написаны его учениками и соратниками и отражают накопленный значительный потенциал знаний этой научной школы: А. И. Мальцевым («Аароновщина»; Арсений (Рябинин Павел Васильевич); «Беловодье»; «Беспоповцы в XVII–XVIII вв.»), Н. С.Гурьяновой (Евфимий); А. П. Крахмальниковым («Белокриницкая иерархия»), Н. Д. Зольниковой (Антоний (Людиновсков Афанасий Михайлович); Исай Назарович).

http://sedmitza.ru/lib/text/4261407/

ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 124-125 125-126 126-127 ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель 128-130 130-131 131-135 ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства 135-140 ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31 - 1871), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий 140-141 ИСАИЯ (Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» 141-144 144-145 145-146 146-149 149-150 ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 150-152 152-154 ИСАИЯ КАРТВЕЛИ (Грузин), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные 154-155 ИСАИЯ СКИТСКИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» 155-156 ИСАЙ НАЗАРОВИЧ († ранее 2-й пол. 90-х гг. XX в.), крестьянский книжник из старообрядческого часовенного согласия 157-158 159-162 162-164 164-165 ИСИДОР прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих), затворник, Киево-Печерский 165-166 166-169 ИСИДОР Решёткин († 1921), псаломщик, мч. (пам. в в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский 169-177 ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) 177-182 182-185 ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

И что говорит очередная «восходящая звезда» либерализма, разработчик-пропагандист пенсионной реформы? Читаем: «Назаров пояснил, что в своём выступлении он представит " обзорную картинку видения будущего " , к которому, вероятно, ведут наблюдаемые им макроэкономические и демографические процессы. Новизна, по версии Назарова, состоит в том, что институты, некоторые из которых существовали тысячелетиями (например, семья или церковь) или столетиями (например, пенсионная система), теперь потеряют актуальность и либо сильно изменятся, либо вообще исчезнут... Назаров отметил, что в развитых странах теперь почти абсолютная гарантированность выживания. И одновременно с этим в большинстве стран растёт продолжительность жизни. В итоге людям больше не нужно цепляться за те институты, которые гарантировали выживание… Произойдёт изменение институтов. В частности, наступит глокализация… Потеряют значение национальные границы государств. При этом будет расти конкуренция за капитал и креативный класс. Также будет сокращаться опекающая роль государства. Это, например, выразится в том, что образование станет платным. На самом деле платное образование - это хорошо, считает Назаров. Бесплатное образование - это признак чрезмерной государственной опеки населения... Пенсионной системы тоже не будет, а вместо неё будет система накоплений. Назаров подробно объяснил, почему распределительная пенсионная система - это плохо. Во-первых, пенсионная система подрывает стимулы к труду: чем выше пенсии, тем больше у людей мотивации перестать работать с наступлением пенсионного возраста и предаться праздности… В-пятых, из-за наличия пенсионного возраста как рубежа ограничивается потенциал полноценного функционирования человека в качестве трудовой рыночной единицы... Наконец, Назаров рассказал, что и трудовое законодательство в большинстве развитых стран устарело. В России оно тоже устаревшее… Но в идеале нужно не нарушать законы, а реформировать систему, как это произошло, например, в Грузии. В Грузии была проведена радикальная реформа труда, в результате чего регулирование на государственном уровне практически исчезло… В идеале, считает Назаров, должно быть так, чтобы государство не гарантировало трудящимся никаких прав».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/30/pe...

И что говорит очередная " восходящая звезда " либерализма, разработчик-пропагандист пенсионной реформы? Читаем: " Назаров пояснил, что в своём выступлении он представит " обзорную картинку видения будущего " , к которому, вероятно, ведут наблюдаемые им макроэкономические и демографические процессы. Новизна, по версии Назарова, состоит в том, что институты, некоторые из которых существовали тысячелетиями (например, семья или церковь) или столетиями (например, пенсионная система), теперь потеряют актуальность и либо сильно изменятся, либо вообще исчезнут... Назаров отметил, что в развитых странах теперь почти абсолютная гарантированность выживания. И одновременно с этим в большинстве стран растёт продолжительность жизни. В итоге людям больше не нужно цепляться за те институты, которые гарантировали выживание... Произойдёт изменение институтов. В частности, наступит глокализация... Потеряют значение национальные границы государств. При этом будет расти конкуренция за капитал и креативный класс. Также будет сокращаться опекающая роль государства. Это, например, выразится в том, что образование станет платным. На самом деле платное образование – это хорошо, считает Назаров. Бесплатное образование – это признак чрезмерной государственной опеки населения... Пенсионной системы тоже не будет, а вместо неё будет система накоплений. Назаров подробно объяснил, почему распределительная пенсионная система – это плохо. Во-первых, пенсионная система подрывает стимулы к труду: чем выше пенсии, тем больше у людей мотивации перестать работать с наступлением пенсионного возраста и предаться праздности... В-пятых, из-за наличия пенсионного возраста как рубежа ограничивается потенциал полноценного функционирования человека в качестве трудовой рыночной единицы... Наконец, Назаров рассказал, что и трудовое законодательство в большинстве развитых стран устарело. В России оно тоже устаревшее... Но в идеале нужно не нарушать законы, а реформировать систему, как это произошло, например, в Грузии. В Грузии была проведена радикальная реформа труда, в результате чего регулирование на государственном уровне практически исчезло... В идеале, считает Назаров, должно быть так, чтобы государство не гарантировало трудящимся никаких прав " .

http://religare.ru/2_115859.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Назаров уличает А.Брода во лжи 13.09.2005 345 Время на чтение 3 минуты От редакции : Русская линия, как известно читателям, с самого начала внимательно следит за развитием ситуации вокруг " Письма 500-5000 " . Сегодня мы публикуем присланный нам М.В.Назаровым комментарий к рассылке сайта Московского бюро по правам человека. Автор-шовинист М.Назаров взывает к правосудию 115455 Москва , а/я 6. Тел.: 959-27-45, 506-02-24, 507-47-33, (926)202-8-038 E-mail: mucsj@rambler.ru Веб-сайт проекта http://antirasizm.ru Директор МБПЧ и руководитель проекта при поддержке ЕС Александр Брод При перепечатке ссылка на МБПЧ обязательна 12 сентября в 14.00 в Басманном суде Москвы состоялось предварительное слушание по иску публициста Михаила Назарова к главным раввинам России Берлу Лазару (ФЕОР), Адольфу Шаевичу (КЕРООР), раввину Зиновию Когану, президенту Российского еврейского конгресса Владимиру Слуцкеру и директору Московского бюро по правам человека Александру Броду. М.Назаров широко " прославился " в последнее время как автор ряда антисемитских статей и книг, посвященных " разоблачению " иудаизма и еврейских организаций, воскрешающих миф о ритуальных убийствах. Его писания вызвали справедливое возмущение среди всех, кто разделяет принципы демократии, свободы слова и вероисповедания. С осуждением писем и статей М.Назарова неоднократно высказывались главные раввины Б.Лазар, А.Шаевич, З.Коган, президент Российского еврейского конгресса В.Слуцкер, директор Московского бюро по правам человека А.Брод и многие другие. Эта позиция была поддержана большинством российских и зарубежных СМИ, известными общественными и политическими деятелями. Но М.Назаров справедливую критику своих работ счел задевающей его честь достоинство и обратился с указанным иском. В суде А.Брода представлял адвокат Владимир Новицкий, Б.Лазара - адвокат Олег Асташенков, А.Шаевича и З.Когана - адвокат Игорь Муратов. Само судебное заседание превратилось в разбор бумаг истца, который еще раз пытался сформулировать свои требования, настаивал, чтобы суд пресек акцию " Город без фашистских книг " , организованную РЕК и МБПЧ. Эта акция предусматривает возврат из книжных магазинов в издательства книг явной шовинистической направленности. Среди авторов подобных книг организаторы акции назвали и М.Назарова.

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/13/...

Церковь - то наша - ИСТИННАЯ. Вам до неё - какое дело? Почему Вам важно, чтобы сознавать себя лучшим, не чем непоминающие, а чем поминающие? Если Вас Церковь наградит - на Вас ляжет ответственность большая, чем на других. И наказание за предательство догматов станет тяжелее. Так что - не завидуйте наградам раскольников. Ой, не завидуйте... Не чудите. Тут каждый второй " истинно православный " ссылается на сайт Назарова. А сам Назаров вполне рукопожатен - некоторые авторы прекрасно позволяют себе размещать материалы на той же площадке, где в любимчиках этот Назаров. Адрес не прописываю - он даже тут не один раз указывался как очень даже авторитетный. Можете не сомневаться - Назаров молится за Власова. Легко найти и фотографии службы у его кенотафа в Америке. Назаров, Власов и авторы- " патриоты " вместе на одном сайте - это печальная реальность. Вам не хватает информации, чтобы выносить определения. Молиться Власова молиться Власову - не одно и тоже. За грешников - молятся, святым - молятся. Из Ваших слов следует, что Власова в чин святых никто не возводил. Второе. Если бы кто-то стал устраивать некононические молитвенные практики - он оказался бы еретиком, по отношению к истинно православным. Не знаю, кто такой Назаров и не собираюсь о нем узнавать. Вопрос - почему Вы меня отнесли к числу тех, кого (пусть, даже - и необоснованно) считаете вероотступниками? Если один - вероотступник, то и все прихожане православных храмов - такие? Коллективная ответственность - как палестинцев, перед израильтянами? Отвечайте. ) Вы что, требуете, чтобы я взорвал вашу синагогу? 21. Ответ на 19, Потомок подданных Императора Николая II: Я о том, что, судя по Вашим комментариям, у нас сильно различающиеся взгляды. Мне кажется, что Вы гораздо ближе к тем комментаторам, которые обратились к администрации с воззванием выкинуть таких комми, как я. Что-то вроде " Коммуняку на гиляку! " . То есть, Вы - не православный в традиционном смысле этого слова, каким был Император Николай Второй? Тогда - не будите лихо, пока оно тихо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/17/el...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010