Читается в неделю о блудном сыне. Лк.15:11 . Речé же: человек некий име двá сына: (Еще сказал: у некоторого человека было два сына;) В этой притче Господь пред фарисеями, которые роптали на Него за Его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками (ст. 2), с особенною наглядностию и трогательностию изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковыми были мытари и грешники, окружавшие Господа во время земной Его жизни, и отношение к грешнику людей, считавших себя праведниками, каковыми были книжники и фарисеи. Под образом отца здесь разумеется Бог – Отец всех человеков, Который хочет всем спастись и в разум истины приити ( 2Тим.3:9 ); под двумя сыновьями его – люди: грешные, под именем младшего, и мнимые праведники, еврейские книжники и фарисеи, под именем старшего. Как сын имеет жизнь от отца по рождению, так и всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога, по сотворению. Как сын при отце все, что имеет, имеет от отца, так и всякий человек все, что имеет, первоначально имеет от Бога. Некоторые толкователи разумеют под сыновьями иудеев и язычников, – две части рода человеческого до пришествия Христова, первых под старшим, а вторых под младшим. Лк.15:12 . и речé юнейший ею отцý: óтче, дáждь ми достóйную чáсть имения. И раздели има имение. Лк.15:13 . И не по мнóзех днéх собрáв всé мний сын, отъиде на странý далéче, и тý расточи имение своé, живый блýдно. (и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.) Юнейший ею (младший из них), как более легкомысленный и неопытный. Достойную – следующую по закону Моисееву ( Втор.21:17 ) – часть имения. Под имением разумеются дары Божии, получаемые человеком, – естественные, как-то: ум, воля, здоровье и т. п. и духовные, благодатные, получаемые в таинствах, – напр, в крещении очищение грехов, в миропомазании помощь к христианской жизни, в причащении освящение. Удаление сына от отца, который не мог дать ему свободы жить так, как хочется, означает удаление человека от Бога, или оставление пути спасения, который кажется ему тяжел, своеволие и забвение своих нравственных обязанностей. «Удаляемся мы от Бога, пишет Златоуст, не местом, но делами: ибо первое невозможно. Но грехи наши отлучают нас от Бога». Жизнь блудная (распутная) в дальней стране и расточение имения частию буквально изображают жизнь и состояние грешников в удалении от Бога. Вообще же этим означается то, что грешники, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и прилепляясь к ним мыслями, чувствами, желаниями и делами, чрез это прелюбодействуют от любви Божией; и сластолюбивый расточает сокровище здоровья, имение, гордый – злато душевных сил даже до лишения ума (Филар.), теряют свою чистоту и силы Духа Святого, а с этим и надежду на небесное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Это было со мною, ибо я оправдания Твои... взыскал» ( Пс.118:56 ). Что »было»? Ночной труд. Благодаря тому говорит, я оказался в силах устоять в законе и сохранить память о Твоих оправданиях и обладание ими, что я искал их и даже ночью не переставал помнить о них. Итак, братие, научимся и мы проводить ночи в молитве и пении псалмов. " Часть моя – Ты, Господи; (посему) я сказал: (должно) ...хранить закон Твой» ( Пс.118:57 ). Не для всех Бог является уде­лом (частью), но только для служащих совершенству. Так, Он был уделом и наследием для священников и левитов: сынам Левии­ным «не будет части и удела с Израилем,... Сам Господь удел его» ( Втор.18:1–2 ; ср. Втор.10:9 ; Числ.18:20, 25 ). Так и в пятнадцатом псалме сказано: «Господь есть часть достояния моего и чаши моей» ( Пс.15:5 ). Подобно этому и здесь говорит, что, пре­зирая все прочее, я в Боге полагаю свой удел, свою жизнь и богатство. Поэтому я и стремлюсь соблюсти Твои, законы. Такие речи воз­можны только в устах праведных, которые всецело посвящают себя Богу и не развлекаются удовольствиями и житейскими заботами. «Не можете служить Богу и маммоне» Господь ( Мф.6:24 ). " По молился я пред лицем Твоим всем сердцем моим: помилуй меня по слову Твоему!» ( Пс.118:58 ). Эти слова нау­чают нас, что когда мы молимся Богу, то должны предстоять Ему так, как будто находимся непосредственно пред лицом Его. «По молился, – говорит, – я пред лицем Твоим». Или: Сын есть лицо Отца, как гово­рит божественный апостол: «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), и чрез Него мы приносим «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Римл.12:1 ). И везде Давид говорит о законе: «всем сердцем», внушая этим быть усердными к Богу и научая нас любить Его всем сердцем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ). Что же касается слов: «помилуй меня по слову Твоему», то они озна­чают не что иное, как: на Тебя, возлагаю я все мои надежды, помилуй меня как Тебе будет угодно. «Помилуй меня по слову Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этому есть много подтверждений из самого слова Божия: Первым Писанием было Пятикнижие Моисея. В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т. д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их...» ( Быт.4:3–4 ). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – «от плодов земли дар Господу...», «от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле» ( Быт.7:8 ). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: «[Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт.14:20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «...и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр. 5). Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число Посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла. Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии – есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в Библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг... » ( Ин.21:25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: ″се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих...″» ( Иуд.1:14 ); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании...» ( 1Кор.5:9 ) – то есть ранее писал.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник " (Быт.31:13). Господь хочет таким образом привести на память Иакову то, что обещал Ему тогда, сказав: весьма размножу тебя и буду хранить тебя до земли твоей (Быт.28:14-15). Я, говорит, тот, который явился тебе и дал тебе свои обетования; Я и ныне, поелику настало время, привожу в исполнение обещанное тебе тогда и повелеваю тебе возвратиться без опасения, потому что Я буду с тобой. " Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет " (Быт.31:13). Господь напоминает Иакову его молитву и сделанное им обещание. В чем же состояла молитва? " Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть " (Быт.28:22). Так как Иаков дал этот обет в то время, когда ничего не имел с собой и странствовал, как беглец, то Господь и говорит ему теперь: когда Я явился тебе, ты дал Мне обет, сказав: " Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть " , этой молитвой и обетом исповедуя Мое всемогущество и очами веры прозревая будущее свое благосостояние; ныне, когда должны совершиться изреченные Мной обетования, настало время и тебе исполнить обет свой. Итак, возвратись " теперь , " встань и выйди " , сказано, " из земли сей и возвратись в землю родины твоей " (Быт.31:13). Я везде буду соприсутствовать тебе, благоустраивать для тебя путь твой, и ты ни от кого не потерпишь никакого вреда, так как десница Моя будет для тебя повсюду покровом. Услышав это, Рахиль и Лия сказали ему: " есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше " . И " все богатство и славу, которое отнял Бог от отца нашего, тебе дал. Итак, делай все, что Бог сказал тебе " (Быт.31:14-16). Вот и они повинуются воле Божьей и еще представляют неоспоримое рассуждение. Что у нас есть еще общего, говорят они, с отцом нашим? Однажды навсегда он отдал нас тебе. А " богатство и славу, которое отнял Бог от отца нашего " и дал тебе, мы будем иметь и дети наши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

741 Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любви. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос ( Ин.14:21 ). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. ( Ин.13:34 ). 742 Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью». Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорить Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе ( Мф.22:34 ). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Если бы по пришествии Духа Святого Христос удалился, а Дух Святый пребыл (на земле), то в этом не было бы для них столько утешения, так как они были очень привя­заны ко Христу, – почему Он и говорил, утешая их: " лучше для вас, чтобы Я пошел " (Ин.16:7). Поэтому Он и отлагает на не­сколько дней (ниспослание Св. Духа), чтобы они, немного испы­тав печаль и почувствовав, как я сказал, нужду, насладились полною и чистою радостью. А если бы Дух был меньше Его, то этого утешения было бы недостаточно. Да и, как бы, Он мог говорить: " лучше для вас " ? Для этого и предоставлена Духу Св. большая часть учения, чтобы не сочли Его меньшим. Заметь, в какую необходимость – быть в Иерусалиме – Христос поставил учеников тем, что обещал даровать там Духа. Чтобы они опять не разбежались после Его вознесения, – этим ожиданием, как бы некоторыми узами, Он всех их там удерживает. Сказавши же: " но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня " , прибавил: " ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым " (ст. 5). Здесь, наконец, Он показываете различие, между Собою и Иоанном, и уже не прикровенно, как прежде. Прежде Он очень зате­нил Свою речь, сказав: " но меньший в Царстве Небесном больше его " (Мф.11:11); но теперь говорит гораздо яснее: " Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым " . Уже не при­водит самого свидетельства его (Мф.3:11,12), но только указывает на его лицо и тем самым напоминает о том, что было им сказано, и показывает, что они стали уже выше Иоанна, так как и сами они имели крестить Духом. И не сказал: вас же Я крещу Духом Святым, но: " будете крещены " , – научая нас смиренномудрию. А что именно Он крестил, это уже очевидно было из свидетельства Иоанна, который сказал: " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Лк.3:16),– почему Христос и упомянул о нем одном. Итак, Евангелия повествуют о том, что сделал и сказал Христос, а Дея­ния – о том, что сказал и сделал другой Утешитель. Конечно, Дух Св. многое совершал и прежде, подобно тому, как Христос действует и ныне, как (действовал) прежде; но прежде – чрез храм, а теперь – чрез апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

17. Свт. Григорий Нисский : Велика склонность к порочности, и слишком удобопреклонно к худшему естество. 18. Преп. Иоанн Лествичник : Многими трудами, страданиями и потом приобретается у нас нрав, угодный и благоустроенный, и то, что многими усилиями получено, то можно в одно мгновение погубить. 19. Диоген: Днем с зажженным фонарем бродил, и когда спросили его зачем, ответил, что человека ищет. Слово 71-е. О том, что не всегда что больше, то лучше 1. Лк. 21, 1–4 : Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. 2. 1Кор. 14, 19 : В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке. 3. Притч. 17, 1 : Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 4. Еккл. 4, 6 : Благо есть исполнение горсти покоя, паче исполнения двою горстию труда. 5. Сир. 16, 3–5 : Лучше один праведник, нежели тысячи грешников; и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых; ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет. 6. Свт. Василий Великий : Ибо часто тот, кто, несмотря на трудности, в чем-либо преуспел, больше того, кто в изобилии все имел. 7. В недобрых состязаниях злосчастнее тот, кто победил, потому что победа приносит больше греха. 8. Ибо если хлеб сердце человека утверждает ( Пс. 103, 15 ), то не должно больше необходимого в пище в добавок к хлебу неразумно употреблять. 9. Свт. Григорий Богослов : Лучше кратковременное царство, чем долгая тирания, и малая часть достойная, чем многое богатство нечестное и шаткое, и немногий свет, чем великая тьма. 10. Лучше мне пять слов сказать в церкви с разумом, нежели тысячи – одним языком ( 1Кор. 14, 19 ) и невразумительным звуком. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Не мерой даваемого судится милостыня, но изобилием произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

6 Булгаков Сергий , протоиерей. Разводящиеся небеса. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 144–145. «Ибо из рек, – говорит св. Григорий Нисский , – один Иордан, приняв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого образного источника излил всему миру благодать крещения». И чуть дальше комментирует пророчество Захарии, в котором символически видит самый смысл крещения Господня: «Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который…сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар.И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду. Ангел же Господень стоял» ( Зах. 3. 3–5 ). «Яснее всего пророчествует Захария, (изображая) Иисуса, облеченным в одежду нечистую, то есть в нашу рабскую плоть. Совлекши же с него мрачное одеяние, украшает его одеждой чистой и грехов, как бы нищенского и из лоскутьев сшитого хитона, облекаемся в священную одежду новой жизни» светлой, этим образным примером научая нас, что в крещении Иисусовом все мы, совлекаясь» (Святитель Григорий Нисский . Творения. Часть восьмая. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. М.: Репринт, 1866. С. 18). Ссылаясь на мнения многих отцов Церкви протоиерей Павел Матвеевский так рассуждает о смысле и цели крещения Господня: «Крещением Иоанн приготовлял людей к принятию Спасителя; крещением и Сам Господь благоволил начать Свое открытое служение спасению рода человеческого. «Каким крещением он крестился, – спрашивает св. Иоанн Златоуст (+407) и отвечает: «Ни иудейским, ни нашим, но Иоанновым. Для чего? – Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не ради грехов, и не как имеющий нужду в даре Духа, так как это крещение не имело ни того, ни другого. Он был безгрешен, равно и плоть Его не была непричастна Духу Святому, как такая плоть, которая была в самом начале произведена Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010