Св. Василий Великий , как и св. Кирилл, подробно говорит о ложном уповании на всё мирское, а точнее демоническое, и о спасении в обращении к Богу крепкому, Богу Живому. Св. Василий Великий , говоря об остатке Израилевом, обычно указует на слова апостола Павла к Римлянам, где говорится о спасении остатка в последние времена: «И будет, говорит пророк, останок Иаковль к Богу. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у апостола останку по избранию благодати ( Рим. 11:5 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 10]. Святые отцы, говоря о последних временах, относили это спасение остатка Израилева к обращению иудеев ко Христу во времена антихриста, когда откроется обман лжемессии. Некоторые говорили даже о том, что антихрист сам окажется необрезанным и, таким образом, не только лжемессией, но и лжеиудеем. Представьте себе в христианстве некрещеного патриарха или папу римского! Нехристь – первосвятитель христиан. Этот плевок иудеям – необрезанный язычник-мессия! – и обратит их ко Христу. А как оно будет на самом деле – покажет только история. И, наконец, пророчество Исаии об остатке Израилевом из одиннадцатой мессианской главы книги его пророчеств: И будет в тот день, Ягве снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря ( Ис. 11:11 ). Несмотря на очевидно мессианское значение пророческих слов одиннадцатой главы, прп. Ефрем Сирин рассматривает их историческое исполнение: «Сие относится или к изведению израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению иудеев из плена вавилонского; ибо одну часть иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 11]. Во всех трагических исторических обстоятельствах всегда оставалась спасаемая часть народа Божия. Св. Иоанн Златоуст относит эти слова пророка Исаии к мессианскому времени и спасаемым во Христе: «И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою: в день оный, т.е. во время пришествия Христова исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностию, опять соберет остаток прочих людей, иже аще останет от ассириов» Толк, на пр. Исаию, гл. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Иоанн Златоуст также видит в жертвенных тельце и овне прообраз страждущего Христа, когда говорит: «Как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню... Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных, a сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира...» («Беседы на Евангелие от Матфея» ч. 3, стр. 410). Гл. 29, 38 И сия сýть, яже сотвориши на олтари: áгнца единолетна непорóчна двá на всяк дéнь на олтари присно жéртву непрестáнную Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних [без порока] каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю] Гл. 29, 39 áгнца единаго да сотвориши рáно, и вторáго áгнца да сотвориши в вéчер одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером Повелением „приносить на жертвенник двух агнцев однолетних”, по мнению св. Ефрема Сирина , «указует на закланного за нас Агнца Божия, ибо тот и другой агнец изображает Спасителя нашего» (тв. ч. 6, стр. 511–515). По объяснению св. Кирилла Александрийского , именно заклание агнца вечером предызображало страдания Христовы, ибо, – говорит он, – «когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородное Слово Божие соделалось человеком и претерпел заклание за всех» (тв. ч. 4, стр. 60). Гл. 29, 40 и десятую чáсть муки пшеничны с елéем смешены, в четвéртую чáсть ина, и возлияние четвéртую чáсть меры ина винá единому овнý и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца «Десятая часть пшеничной муки, смешанной с елеем, – по толкованию св. Ефрема Сирина , – означает плоть Еммануилову, потому что она непричастна греху, а под „четвертью гина вина” разумеются четыре стихии в плоти Его, из которой источено св. возлияние, освящающее окропляемых» (тв. ч. 6, стр. 515). Гл. 30, 1 И да сотвориши олтáрь кадилный от дрéв негниющих И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его Гл. 30, 2 и сотвориши и лáктя в долготý и лáктя в широтý, четвероугóлен да бýдет, и двою лáктий в высотý: отнегó да бýдут рóги егó

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Свидетель Иеговы : А что если предания апостольские – это и есть само Писание Нового Завета? Православный : Нет. Предание, прежде всего, есть устное наставление. Сказано: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Как мы видим, на первом месте стоит слово (устное наставление в вере), а послание следует за ним. Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого Слова Божия: Первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора ). В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т.д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их ... (Быт. 4, 3 – 4). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – от плодов земли дар Господу , от первородных стада своего и от тука их . Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле (Быт. 7, 8). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: [Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего (Быт. 14, 20). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: ...и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 22) и т.д. По этому вопросу свт. Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр. 5).        Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей, а Евангелие от Марка – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии есть дело Церкви , а значит, и Предания.

http://pravoslavie.ru/106146.html

Сектант : А что если предания апостольские – это и есть само Писание Нового Завета? Православный : Нет. Предание, прежде всего, есть устное наставление. Сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Как мы видим, на первом месте стоит слово, а послание следует за ним. Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого Слова Божия: Первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора). В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т.д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их…» ( Быт.4:3–4 ). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – «от плодов земли дар Господу…», «от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле» ( Быт.7:8 ). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: «[Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт.14:20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ) и т.д. По этому вопросу св. Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр.5). Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла. Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf 1. Великий Моисей, слуга Божий, глава пророков, шествовавший по морю, кормчий воздуха, дававший в пищу манну, Божий законодатель, принявший священные скрижали, первый вводитель в жизнь того, что полезно, этот столь великий муж устроил израильскому народу скинию по тому образцу, какому был научен от Бога на горе. И он устроил все, как святое, так и священное в отдельности, что содержалось внутри – в огражденном месте; самое же внутреннее между этим было и неприступным, и недоступным местом, так называемым «Святым святых». По этому образцу скинии и Соломон построил храм, затмевавший все бывшие на земле храмы не драгоценностью вещества только и не тонкостью искусства, но и видом постройки, так что никогда и не вздумалось бы пожелать тех, что были у египтян. И он делает храм на подобие всего мира, как чувственного, так и духовного. Подобно тому как есть земля и небо, и средняя перегородка – это твердь; так повелел Бог и тому быть, и разделив этот храм на две части и опустив посредине завесу, в часть, находившуюся вне завесы, позволил входить всем, а внутренняя часть была недоступна для всех и невидима никому, кроме одного только первосвященника, как заповедал ангел, сказавший Моисею, чтобы он передал сынам Израиля: «в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши» ( Лев.16:29 ); это сказано о сооружении скинии, потому что тогда, в день водружения скинии, однажды в год один только первосвященник входил во Святая святых воскурять фимиам. Итак, в этот праздник сооружения скинии вошел и Захария в чину чреды своея покадити и увидел ангела, стоявшего «по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:11–15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Следовательно, если мы не будем иметь любви к тем, которые нам не оказали любви, то не будем отличаться от язычников и грешников, не будем детьми Отца небесного. К этому Господь присоединил и еще одно побуждение, когда сказал аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец вас отпустит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). Значит, не простит нам Господь наших грехов, если мы не будем прощать ближним нашим. Последуя Господу и св. Апостол учит нас, братие, говоря: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно, с своей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Втор.32:35 ). Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:17,19,21 ). К такому же отношению к тем, с которыми у нас произошло какое-либо несогласие, побуждает нас, братие, и здравый разум и примеры, которые, конечно, каждому приходилось наблюдать, а именно, если на обиду отвечают обидою, то по большей части отношения еще более обостряются и несогласия еще более увеличиваются, а чрез это и скорби и беды постигают и обижающих и обидимых. Аще друг друга угрызаете и снедаете, говорит ап. Павел, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете ( Гал.5:15 ), т.е. как говорит св. Иоанн Златоуст в своем толковании «разделения и распри истлевают и поедают как приемлющих, так и посеявающих оныя, и еще более, чем моль, все изедают». Подобным образом и один из святителей-подвижнивов пишет «Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло, то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, не взыскания, благотворения» (Еп. Феофана, Толков. 234 стр.). Посему то св. апостол Павел и научает нас, братие, поступать так аще убо алчет враг твои, ухлеби его аще ли жаждет, напой его Сии бо творя, углие огненное собираеши на главу его ( Рим.12:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Так и бедствия, когда окружают нас со всех сторон, заставляют быть бдительными; и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда. Потому и говорит некто: " знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь " (Сир.9:18). И Псалмопевец говорит: " стези мои: на пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне " . Если кто примет эти слова в переносном смысле, то уразумеет, что так поступает диавол, не издали строя козни, но скрывая их близко. Вот почему с нашей стороны и требуется великая бдитель­ность. Он скрывает свою сеть, в милостыне – тщеславие, в посте – гордость, скрывает не на других путях, но на тех са­мых, по которым мы ходим, что особенно тяжело. " Не было места, куда мне бежать " . Посмотри на новое приращение бедствий. Про­рок показывает, что не только на путях его расставлены были сети, не только не было помогающего и даже знающего об этом, но и оставшееся средство к избавлению, – искать спасения в бегстве, – не было для него легко и удобно. Так он был ввержен в глубину бедствий, находился в неиз­бежном несчастии, – и, однако не отчаивался. " И никто не заботился о душе моей " , т.е. не было защитника, помощника. Что же он? Среди таких бедствий и затруднений отчаялся ли в спасении? Нет. Он тотчас прибегает к Богу и говорит: " я воззвал к Тебе, Господи, сказал: Ты – упование мое, Ты – часть моя на земле живых " (ст. 6). Видишь ли бодрость души? Бедствия не пода­вили его, но еще более окрылили; и находясь в трудных обстоятельствах, он нашел непобедимую десницу, всемогу­щую силу и облегчение затруднений. " Сказал: Ты – упование мое " . Все человеческое, говорит, оказывается тщетным, буря так превышает всякую помощь, что никаким искусством невоз­можно избежать кораблекрушения; но, хотя нет никакой на­дежды на людей и все мы в отчаянном положении, для Тебя легко все, и потому мы не ослабеваем в надежде на Тебя. " Ты – часть моя на земле живых " , т.е. сам Ты – мой жребий, мое сокровище, мое богатство, мое все. " На земле живых " . Зем­лею живых он называет здесь свое отечество; напротив плен вавилонский он часто называет адом и смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Так и мы, если любовь, которая должна распространяться на всю Церковь Божию, сосредоточим на одном или двух только, то повредим этим и самим себе, и им, и вообще всем. Это свойственно не любви, а разобще­нию, разъединению и раздору. Так, если бы я взял от целого человека оторванную какую-либо часть, то хотя эта оторванная часть сама по себе составляла бы нечто единое, связное и строй­ное, однако она оставалась бы оторванною частью, потому что не находилась бы в связи с целым телом.   2. Какая польза оттого,  что   такого-то  ты  любишь  весьма сильно? Это любовь человеческая. А если не человеческая, и ты любишь его для Бога, то люби всех, потому что Бог  заповедал столько же любить и врагов.   Если  же  Он  заповедал любить врагов, то насколько более тех, которые нас ничем не огорчили? Но я люблю (и врагов), скажешь, хотя и не так сильно. Скажи лучше, что ты вовсе не  любишь  их.  Когда ты осуждаешь (врага), когда завидуешь ему,  когда злоумышляешь, против него, то как (можешь сказать, что) ты его любишь? Я ничего такого не делаю, говоришь ты.  Но  когда  ты   слышишь про него что- нибудь дурное и не заграждаешь уста говорящему, не отказываешься верить тому, что  говорят,  не   прекращаешь (таких речей), то ужели это признак любви? " Умножается " , – говорит, – " любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих " (ст. 4). В первом послании он говорил, что все Церкви Македонии и Ахаии распространили  о   них  молву, узнавши  об их вере: " нам ни о чем не нужно " , – говорит, – " рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам " (1 Фес.1:8, 9);   а здесь  говорит: " мы сами хвалимся вами в церквах Божиих " . Что же значат эти слова? Там (апостол) говорит, что (иные)  не  нуждаются  в том, чтобы мы им рассказывали (о ваших подвигах); а здесь он  не  гово­рит, что мы рассказываем об них, но хвалимся и превозно­симся ими. Поэтому, если мы   и   благодарим  Бога  за  вас и хвалимся вами пред людьми, то тем более вы должны поступать так относительно того,  что  доставляет  нам утешение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Так и ты воюешь не против диавола, который подтолкнул твоего брата и заставил его броситься на тебя, как бы кинул камень, но, неразумный, начинаешь нападать на брата. Ты не любишь ближнего больше, чем себя, даже просто как себя ты его не любишь. Ибо ты имеешь и что есть, и что пить, и во что одеться, и покой имеешь, в то время как твой брат голоден и хочет пить, испытывает все мыслимые лишения и страдания, а ты на него и смотреть не хочешь. Это противно христианской любви, как пишет Апостол Павел: «иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор. 11:21 ). Итак, раскайся, измени свою жизнь и проси у Господа прощения за то, что ты провел ее не любя ни Его, ни ближнего. И пообещай Ему, что впредь будешь стараться любить и Его, и своего ближнего, будешь понуждать себя к этому. Проси Его также о том, чтобы Он укрепил и сохранил тебя Своей благодатью и обновил ею естественные силы любви, которые Он в тебя вложил. Размышления над притчей о блудном сыне Подумай, возлюбленный, над тем, что блудный сын, уйдя из отеческого дома, поступил очень неразумно. Ибо что с ним случилось, когда им перестал управлять его отец? До этого он постоянно находился в отеческих объятиях, а теперь сделал то, что ему захотелось. Раньше ему служили все слуги отца, все они были с ним ласковы, они также чтили его как наследника отеческого имущества. Он, как и его отец, считался господином в доме и имел власть над любой вещью. Но желание обрести ложную свободу сделало из него раба и наемника, в то время как раньше он был сыном и наследником. Итак, его стала тяготить царская жизнь, какую он вел, когда был в послушании у отца. И эта усталость от такой жизни и желание свободы подвигли его к тому, что он решил получить положенную ему часть наследства и уйти из отеческого дома. «Отче! дай мне следующую мне часть имения» ( Лк. 15:12 ). Отец не захотел препятствовать его стремлению и отпустил его, чтобы он испытал, что значит лишиться благ, которые он имел дома и которые презрел, как толкует святой Иоанн Златоуст : «Потому отец отпускает его и не препятствует ему идти в чужую страну, чтобы тот хорошо понял из собственного опыта, какие блага доставляло ему пребывание в доме» (Слово I о покаянии). И, поскольку отец не смог убедить его словами, то отпускает, чтобы его научили жить страдания. Тот же святой отец так говорит об этом: «Бог часто перестает учить словами, чтобы человека научила сама жизнь». Как и написано: «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» ( Иер. 2:19 ). Ибо и Адам, пока был в Раю, не ценил свое счастье, когда же был изгнан, – тогда узнал ему цену. Итак, отец разделяет своим детям имение. «И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону» ( Лк. 15:12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

То же самое говорит и св. Павел: “ Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих ” (Евр.7:4). То есть, из добычи, которую Авраам нес с собою, он уделил Мелхиседеку, именно отделил ему десятую часть всего, что нес, и чрез это стал для всех наставником в том, чтобы быть благодарными (Богу) и приносить ему в дар начатки от всего, что Он нам дарует. Затем царь содомский, изумленный великодушием патриарха, говорит ему: “ Отдай мне людей, а имение возьми себе ” (ст. 21). Прекрасна признательность царя, но посмотри и на любомудрие праведника. “ Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама ” (ст. 22,23). Велико презрение патриарха к богатству. Для чего же он с клятвою отказывается (от предлагаемого царем), говоря: “ Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ”?   6. Двум вещам он хочет научить царя содомского - тому, что он выше даров его, чем и выказал великое любомудрие, и тому, что он желает быть ему наставником в богопочтении, и как бы так учит его: я ничего не возьму от тебя, и призываю тебе во свидетели Того, Кто сотворил все, чтобы ты познал сущего над всем Бога и не считал богами (вещи) сотворенные руками человеческими. Он - Творец неба и земли, Он даровал успех и этой брани и есть виновник этой победы. Итак, не ожидай, чтобы я решился взять что-либо из твоих даров: я совершил отмщение не из-за награды, но, прежде всего по любви к племяннику, а потом по долгу справедливости, (который обязывает) похищать несправедливо увлеченных в плен из рук их врагов. От “ нитки , - говорит, - и (до) ремня от обуви не возьму из всего твоего ”, то есть, ничего, даже самого малого, самого ничтожного, потому что ремнем обыкновенно называется узкая верхняя часть обуви, которую обыкновенно употребляют грубые народы. Потом представляет и причину, почему он отказывается (от даров): “ Чтобы ты не сказал, - говорит : я обогатил Аврама ”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010