А если этого нет? А если русский священник уверен, что главная и единственная его задача молиться, совершать Таинства и приносить Безкровную Жертву? Еще конечно с амвона распекать пасомых. Ну да. Всё это нужно. Безусловно. Но простите - это не цель. Это не может и не должно быть целью. Это лишь средства, необходимые пастырю для его главного дела: пастух должен привести вверенное ему Христом Богом стадо к указанной цели - ко спасению. В Таинствах нам подается благодать для дел спасения. И молиться, конечно, надо: перед делом, во время дела, после дела, но не ВМЕСТО дела! А если цель отвергается, ну или подменяется какой-нибудь иной благовидной целью или причиной, например внешним миссионерством, в ущерб или вообще вместо работы со своей паствой, с теми, кто уже пришел в храм? Если средства становятся целью? Тогда, видимо это уже перестает быть собственно пастырством, и становится новозаветным жречеством. Возможно, я что то не правильно понимаю, поэтому дерзну спросить у нашего христолюбивого священства словами нашего Пастыреначальника Христа Бога (Ин. 21:15-17): Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. « ...троекратно Христос спрашивает его и троекратно заповедует ему одно и то же, чтобы показать, как высоко Он ценит попечение о Своих овцах и что это в особенности служит знаком любви к Нему» (свт.Иоанн Златоуст). А если этого нет, то... кому нужен крутой внедорожник, если на нем ехать никуда не надо? Впрочем, и эта схема не полная. Где в ней тот «самый непокорный на Земле народ», где наша Отчизна? И то верно: одна приходская Церковь - это еще не вся святая Русь, как и одна русская православная община со своим пастырем, это еще не весь Народ-Богоносец. Не весь, но уже его часть, причем сущая (существующая самым полным и совершенным образом), субъектная его часть.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/26/vy...

Авраам знал закон о десятинах, сказано: «[Авраам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт. 14, 20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт. 28, 22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» 89 . Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих»» ( Иуд. 1, 14 ); а в Первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании…» ( 1Кор. 5, 9 ), то есть ранее писал. Так и хочется задать вопрос г-ну Фурули: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» ( Евр. 6, 1–3 ). Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3, 6 ). Здесь опять встречается слово – paradosin (предание), которое нельзя перевести иначе, как это сделано в синодальном переводе. В греческо-русском словаре Вейсмана это слово переводится как «передача (учения)», именно передача , а не искажение. Причем это не что-то аморфное и неопределенное. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах святых апостолов, актах Вселенских и Поместных соборов, древних литургиях, в актах или сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Анания и Сапфира, желая удержать малую часть из своей собственности, лишились всего вместе с самой жизнью (Деян.5:1-9). Итак оставь свое, чтобы тебе пользоваться чужим, как своим. Впрочем не знаю, каким образом я дошел до такой крайности, беседуя с людьми, которые любят уделять хотя малую часть из своего имения. Пусть же наши слова относятся к людям совершенным; а менее совершенным скажем следующее: уделяйте от имения своего нуждающимся, и таким образом умножайте свое богатство, потому что " благотворящий бедному дает взаймы Господу " , говорит (Премудрый) (Притч.19:17). Если же ты не хочешь терпеть и ожидать времени воздаяния, то вспомни о тех, которые дают взаймы деньги людям. Они не тотчас берут проценты, но стараются как можно долее держать капитал в руках должника, только бы верно было возвращение и надежен взявший взаймы. Пусть будет то же и здесь: оставь свое в руках Божиих, чтобы Он воздал тебе многократную награду. Не старайся получить все здесь; если ты все получишь здесь, то какое воздаяние получишь там? Потому и Бог соблюдает награды там, что настоящая жизнь скоропреходяща. Правда, Он подает и здесь: " ищите " , говорит, " Царства Небесного, и это все приложится вам " (Мф.6:33): но мы будем взирать туда, и не будем спешить получать воздаяние за все, чтобы не уменьшить нашей награды, но ожидать того времени. Тамошние проценты не таковы, как здесь, но какие свойственно получать от Бога. Потому соберем их там, как можно более, и таким образом перейдем отсюда, чтобы нам сподобиться и настоящих и будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь: ныне и присно, и во веки веков. Аминь. В синод.пер.: сорок – и.И. 16. БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ   Об уклонении от языческих судилищ. – Страсть к деньгам все извращает. – О перенесении оскорблений и обид. – Кто не подает милостыни бедным, идет в геенну.   " Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Бог не только жену его исхитил от поношения, явил гнев Свой на царя и на весь дом его, но и патриарху помог возвратиться из Египта в Палестину с великой славой. Смотри, как человеколюбивый Господь, подавая подвижнику среди искушений Свою помощь, делает его еще более крепким для дальнейших подвигов; никогда не оставляя его без Своей помощи, Он во всем ясно показывает такое промышление, что тот, перенося немногое, вознаграждается многим и весьма многим превосходящим человеческие силы. Видишь терпение праведника? Смотри теперь, по возвращении его из Египта, как велико было его смирение и как много было в нем кротости. Когда он возвратился из Египта с великим богатством, и был не один, а и племянник сопровождал его, то " непоместительна была " , сказано, " земля для них, чтобы жить вместе " (Быт.13:6), так как у них много было имения, от чего и произошла ссора между пастухами Лота и Авраама. Тогда праведник, показывая кротость души и высоту любомудрия, призвав Лота, говорит ему: " да не будет раздора между мной и тобой, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники " (Быт.13:9). Как бы так он сказал Лоту: нет ничего лучше мира и нет ничего хуже ссоры; итак, чтобы устранить всякий повод к ссоре, избери, какую сам хочешь, часть земли, а мне оставь другую, и мы далеки будем от всякой ссоры и распри. Видишь добродетель мужа? Юноше он уступил выбор лучшей земли, а сам удовольствовался худшей. Посмотри же теперь, сколь великую он получил награду за такой поступок свой. Лишь только совершилось разделение и Лот удалился, Бог говорит Аврааму: " возведи очи твои и с места, на котором ты теперь " , осмотри всю эту землю, со всех сторон, " ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему " на веки (Быт.13:14-15). Смотри, какой великой он удостаивается почести за смирение, которое показал в отношении к своему племяннику. Уступив малое, он удостоился гораздо большего; а тот (Лот), избрав лучшую часть, спустя немного, подвергся опасностям, и не только не приобрел ничего от своего выбора, но неожиданно попал в плен, лишился (всего) и остался без крова и жилища, и тогда на самом деле познал высокую добродетель праведника и сам научился впредь никогда так не делать (как сделал).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Была маленькая кучка людей, которая действительно ревновала о богослужении и имела истинные понятия о Мессии, ждала Его с нетерпением, но она была так незначительна и так запугана и стеснена, что даже член синедриона Никодим должен был ночью, тайно от людей приходить к Иисусу Христу и выслушивать Его наставления. Как громом, вероятно, поразили иудеев слова Иисуса Христа, когда Он, явившись в Назарет и войдя по обычаю Своему в день субботний в сонмище, встал читать и, найдя место в книге пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ), вдруг применил его к Себе: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк. 4:21 ). Много раз читали они это и тому подобные места пророков, но за мелкими, земными, самоугодливыми интересами они пропускали их без надлежащего рассмотрения и проникновения. Надо было напомнить им, растолковать, пояснить. Сие и делает святой апостол Павел далее во всей этой главе, за исключением последнего 14-го стиха. Рассматриваемый нами стих не весь взят из одного места, а составлен святым апостолом. Первая часть: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя – взята из псалма 2-го, стих 7; а вторая часть: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына – заимствована из Второй книги Царств, 7 глава, 14 стих. Никакого нет сомнения в том, что сей псалом второй – мессианский, и повествует о восстании нечестивых иудеев и язычников на Господа Иисуса Христа. В этом уверяют все апостолы ( Деян. 4:24 и далее), и так единодушно понимают отцы. Второе же место сказано было о Соломоне, сыне Давидове, который должен был построить Храм и который служил только прообразом Истинного Сына Давидова, истинного Царя мира. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Здесь одно сказано о плоти Христовой, именно: слова – Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына, означают воплощение Его; а другое, именно: Сын Мой еси Ты, означает не что иное, как то, что Он из Самого Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

«В недели семь дней», так говорит Иоанн Златоуст , «и сии семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы Себе взял более, а нам дал менее, Он разделил даже и не пополам, не три взял и не три дал, но тебе отдал шесть дней, а Себе оставил один. А ты и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских, но что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говоришь о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне, то делай и ты по отношению ко времени дня, положила две лепты и заслужила великое благоволение у Бога, и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы не употребить тебе трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных приобретений» (Прав. Нрав. Богословие, Архим. Платона, стр. 171)! Впрочем, братие, могут быть случаи, когда мирские и житейские дела бывают позволительны и в праздничные дни. Иудеи нередко укоряли Иисуса Христа за то, что Он исцелял больных в субботние, т. е. в ветхозаветные праздничные дни. Однажды в субботу Он пришел в синагогу. Здесь был человек, имеющий сухую руку, фарисеи и законники спросили Его: «можно ли исцелять в субботы?». Иисус Христос ответил им«кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы» ( Мф. 12:10–12 ). Следовательно, по учению Спасителя, необходимые житейские дела позволительны и в праздничные дни. Они могут быть даже достойными праздничных дней, если совершаются напр. по человеколюбию на пользу бедному несчастному или больному человеку. Если и запрещается работать или делать дела мирские и житейские в праздничные дни, то это не потому, чтобы они были греховны сами по себе, но для того, чтобы они не мешали нам служить Богу и ближнему, чтобы не отвлекали нас от заботы о спасении своей души. Значит, в праздничные дни запрещаются собственно те дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственного достоинства и благотворности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В отношении Иерусалима слова эти значат, что еще не умрет жившее в то время поколение, как разрушение его последует, как оно и было чрез 36 лет после произнесения этого пророчества Господом и в 70 г. от Р. Хр. В отношении же второго пришествия Христова их толкуют так: все предсказанное случится, а род верных, т. е. христиан, пребудет и не прервется ни от одного из означенных бедствий. (Злат, и Феоф.) «Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть иудеев, говорит св. Златоуст, но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни другие подобные искушения». Вся сия (все сие), т. е. все те бедствия и скорби, которые предречены Господом на время разрушения Иерусалима и второго Его пришествия, будут (сбудутся). Т. е. скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, нежели прейдет, – останется неисполнившимся одно Христово слово. Небо и земля мимо идет (прейдет) и пр. Это – утверждение непреложности всего предсказанного Иисусом Христом. (Чит. подобное у Матфея 18 ст 5 гл.) Лк.21:34 . Внемлите же себе, да не когдá отягчáют сердцá вáша объядéнием и пиянством и печáльми житéйскими, и нáйдет на вы внезáпу дéнь тóй: (Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,) Пророческую Свою речь о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем, по сказанию евангелиста Луки, как равно Матфея ( Мф.24:42 и дал.) и Марка ( Мк.13:33 и дал.), Господь заключает наставлением о духовном бодрствовании. Эта часть речи у еванг. Луки имеет некоторую особенность против первых двух. Внемлите себе (смотрите за собою), т. е. не будьте беспечны, а будьте внимательны в отношении к себе, к своему образу жизни, чтобы указанный день суда не застал вас неготовыми к нему. Да не когда отягчают (чтобы не отягчались) сердца ваша объядением и пьянством и пр. Здесь указывается на пример беспечности во дни Ноевы пред потопом. У еванг. Матфея это выражено яснее: как во дни Ноя перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В самом деле, скажи мне, какое тут равенство – дать немного денег, и получить оставление грехов? Напитать алчущего – и удостоиться дерзновения в тот страшный день (суда) и услышать слова, стоящие царства: “ Алкал Я, и вы дали Мне есть ” (Мф.25:35)? Разве Тот, Кто явил тебе такую щедрость, не мог сам удовлетворить требованию и этого алчущего? Но Он оставляет его бедствовать в нищете для того, чтобы и он стяжал великую награду за терпение и ты милостынею приобрел себе дерзновение. Итак, будем подавать щедрую милостыню, взирая не на принимающего только, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что ни делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние: к Нему-то возводя ум, постараемся давать (милостыню) со всем усердием, и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву: “ Кто сеет , – сказано, – скупо, тот скупо и пожнет ” (2Кор.9:6). Итак, не скупою рукою будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время пожать нам в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь пожать нам плоды и удостоиться человеколюбия Божия. Никакая другая добродетель не может так угасить греховный наш пламень, как щедрая милостыня. Она и грехи наши уничтожает, и доставляет нам дерзновение (пред Богом), и предуготовляет наслаждение неизреченными благами. Но довольно уже сказано к вашему назиданию и в объяснение того, что, давая немногое, мы удостаиваемся от Господа большего. Уклонилось же слово наше к увещанию о милостыне по случаю того, как мы сказали, что патриарх, уступив Лоту часть земли и даже предоставив ему самую лучшую землю, а себе взяв худшую, за это удостоился от Бога такой щедрой награды, что ему дано Богом обетование, превышающее всякий ум и понятие. “ Возведи , – сказано , – очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки ”. Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Да как Он может не знать в силу Своего единосущия с Отцом? Значит, если Он говорит так: «не знает» – не потому, что Он не вдает, а потому, что это не полезно знать людям. Если бы Он сказал: «знаю, но не скажу», тот же бы Пётр наедине: скажи только мне, а я никому не скажу. И допекали бы и не дали бы покоя: скажи только мне. Не полезно нам это знать. Поэтому есть вопросы, на которые мы можем ответить, и есть темы, на которые можно привести только сводку мнений, и есть темы, на которые и ответить невозможно. Уриил – один из семи Архангелов, это высшее – оно также передаётся иерархично, от высших к низшим чинам. Откройте 3 книгу Ездры – это на рубеже Заветов – и найдите 4-ю главу. В этой главе он, Уриил, открывает некие тайны Ездре, этому священнику-учёному, который привёл в своё время вторую партию переселенцев из Вавилона в Иудею, 50-й стих 4-й главы: «Тогда он (Уриил) сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым [то есть конец вот – жди его]. Тогда я умолял его и сказал: думаешь ли ты, что я доживу до этих дней? и что будет в эти дни? [это Ездра спрашивает Уриила]. На это он отвечал: о знамениях, о которых спрашиваешь меня, я отчасти могу сказать тебе, а о жизни твоей я не послан говорить с тобою, да и не знаю». Да и не знаю, – это говорит один из семи высших ! Теперь смотрите – 1-е к Коринфянам, 13 глава, 9-й стих: Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем Иоанн Златоуст скажет – мы знаем не какую-то часть, а часть части, – мы “отчасти” знаем – “часть части”, – когда настанет совершенное, – а оно настанет – в жизни будущего века, – тогда то, что “от части”, – прекратится. – И дальше берёт сравнение: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, – и дети что-то лепечут на руках матери и рассуждают, но никто серьёзного не придаёт значения, что они лопочут и говорят на своём языке, – а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, – предположительно, – тогда же лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан – Богом. – Вот, в совершенстве знаем не мы сами себя – Бог нас знает, а мы сами себя не знаем. – Тогда познаю, как я познан Богом. – Будут совершенно новые условия для Богопознания в жизни будущего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Добрый нрав надежней закона: Ритор никакой его совратить никогда не сможет. [Закон] же, и сверху и снизу потрясая, часто попирают. 31. Из Эпиктета и Исократа: Закон стремится принести пользу жизни людей и не может подвергаться тому, что им захочется. Ибо в подчиняющихся он проявляет их собственную добродетель. 32. Так же как для больных спасители – врачи, так и для поступающих неправедно – законы. Слово 59-е. О разумной способности и мышлении 1. Лк. 6, 45 : Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. 2. 2Кор. 10, 4 : Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. 3. Притч. 15, 24; 12, 14 : Путие живота помышления разумного, от помышлений его душа мужа наполнится благих. 4. Притч.12, 5 : Промышления праведных – правда. 5. Притч. 19, 21 : Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. 6. Сир. 27, 4 : При трясении решета остается сор: так нечистота человека – при рассуждении его. 7. Василий-медик: Согласно эллинской выдумке о естествознании, из разумного и неразумного, словно некоего кентавра, соединил Творец целого человека: верхней частью, от головы до груди, [сделал] человековидным, а [к части] от пупка до чресл, как у коня, присоединил низшую природу (которая вместе с удовольствием чрева по-животному склоняется и неразумно стремится к совокуплению), решив не освобождать разумную часть от неразумной, но всемудро положив в качестве основания разумной части неразумную часть, управляемую природными нуждами. 8. Тому, кто божественное бесстрастие стяжать усердно подвизается, следует свое разумное начало сохранить от рабства всякой страсти. 9. Свт. Григорий Богослов : Лучше размышление o делах, чем o богатствах, ибо от того – вред, а от этого – польза. 10. Свт. Иоанн Златоуст : У воробьев два крыла, чтобы избегать силков, а у людей – рассудок, чтобы избегать грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010