7) Видно из этого, что неисправный христианин, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой призывать, тем более Отцом называть и эту молитву произносить. Непременно надобно оставить грехи и плотские прихоти, покаяться, и отступить от неправды, по учению апостола: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим.2:19 ). Ибо как может Ему сказать: «Отче наш», а сам своими нравами уподобляется скотам или дьяволу? Ибо те, которые Бога называют Отцом и молятся: «Отче наш», – должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Итак, должно непременно, подобно блудному сыну, прийти в себя, обратиться и возвратиться к Отцу и перед Ним со смирением признать свой грех: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим» ( Лк.15:17–21 ), – и впредь не отлучаться от Отца Небесного, но Ему от чистого сердца служить, и с Его домашними, то есть с истинными христианами, иметь часть, и так с ними вместе общий испускать к Нему глас: «Отче наш!» 8) Говорится: «на небесех» – не потому, что Бог на небесах заключается, но молящегося от земли отводит и к небесным обителям возводит, – говорит святой Иоанн Златоуст , а также потому, что там и Отечество избранных, и там Бог во славе Своей Себя являет, и души святых Своих увеселяет. Бог же существенно – на всяком месте, на небе и на земле, как Псаломник поет: «Бог наш на небе и на земле» ( Пс.113:11 ). Посмотрим далее, о чем молиться христианам повелел Христос. «Да святится имя Твое». 1) «Да святится имя, то есть да славится имя Твое,» – говорит святой Иоанн Златоуст . 2) Это значит, чтобы мы ничего иного не искали, как только славы Божией. Достойна молитва того, говорит Златоуст, который Бога Отцом называет, ничего не просить прежде славы Божией, но всему предпочитать хвалу Ему. 3) Имя Божие свято и славно и без нашего прославления, но мы должны стараться, чтобы и в нас оно славилось. 4) Имя Божие прославляется, когда слово Его чисто проповедуется, и мы по слову Его жизнь нашу исправляем, как говорит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Безумный сказал в сердце своем: «нет Бога». Они развратились и гнусны стали по причине беззаконий: нет делающего добро». Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца ( Пс.9:32 ). «Ибо сказал в сердце своем: «Бог забыл, отвратил лице Свое, чтобы, никогда не видеть». Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают ( Пс.57:3 ). «Ибо в сердце беззаконие составляете на земле: неправду руки ваши сплетают». Вся нравственно религиозная жизнь человека – от высшей мистической любви к Богу ( Пс.72:26 ) до крайнего высокомерия и упорства ( Ис.6:10 и другие) – имеет своим седалищем сердце, так что все нравственное состояние человека и вся его религиозная жизнедеятельность характеризуется по сердцу. Как же вследствие этого важна, бесценна чистота, непорочность сердца и как трудно хранение этой чистоты! Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век ( Пс.72:26 ). «Изнемогло сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век!» Одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и исцелю я ( Ис.6:10 ). «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Святитель Иоанн Златоуст называет сердце «возницею» и «кормчим» жизни человека (Святой Иоанн Златоуст, т. V, стр. 20). Но чтобы этот кормчий привел человека к пристани счастья и добродетели, чтобы люди действительно имели источники жизни истинной и богоугодной, – они должны хранить свое сердце от всякой скверны, от всего, что грязнит, извращает и развращает его, – словом, должны быть, как говорит Христос, чистии сердцем . Трудное это дело, очень трудное, но и необходимое, как необходимо иметь чистое зрение, чтобы не спотыкаться; как необходим свет, чтобы не заблуждаться ( Мф.6:21-23 ); как кормчему необходимо знание, чтобы не погубить корабль.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Дальнейшие слова молитвы уже не относятся к предмету нашего рассуждения, а приведенные мною являются, собственно, самыми замечательными словами апостола Петра и самыми удивительными словами апостола Павла. Так считал Иоанн Златоуст, и с ним нельзя не согласиться. В сегодняшнем евангельском чтении как раз и говорится об исповедании Петровом. Когда Господь спросил Своих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?», то апостол Петр, «отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (ст. 15–16). Эти слова и составляют начало молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго». Вторая же ее часть взята из Послания апостола Павла к Тимофею: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1 Тим.1:15 ). По-славянски последние слова звучат так: «От нихже первый есмь аз». В исповедании Петра проявилась его пламенная вера в то, что Иисус есть Посланник Божий, и не просто посланник, как, скажем, какой-нибудь пророк, царь или первосвященник, но «Сын Бога Живаго», что подчеркивает величие Божие и указывает на то, что апостол Петр осознавал близость Божию. В отличие от некоторых философов или восточных мистиков, которые считают Бога некоей высшей безличной духовной субстанцией, апостол понимал, что Бог есть Бог Живой, то есть живущий, действующий и потому являющий Себя людям, вступающий с ними в подлинное общение. Великий учитель и оратор Православной Церкви Иоанн Златоуст премудро присоединил к исповеданию Петра слова апостола Павла, выражающие его глубочайшее смирение: «Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Апостол Павел, чья вера и пламенное служение Богу являются образцом для всех верующих, считал себя первым из грешников. Он не думал о том, что Христос пришел спасти других людей, Он пришел спасти всех, но его самого первого, потому что он нуждается в помощи Божией, в спасении более других. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что в спасении нуждаются именно погибающие, и мы должны осознавать себя таковыми.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И не только то удивительно, что он сам, быв таким, имел такую силу, но и то, что большая часть и учеников его были люди бедные, простые, неученые, терпевшие голод, незнатные и происходившие от незнатных. Об этом сам он свидетельствует и не стыдится говорить об их бедности и даже просить для них милостыни: « иду , говорит он,  в Иерусалим, чтобы послужить святым » (Рим. 15:25); и еще: « В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2). А что большая часть их состояла из простолюдинов, об этом он в послании к Коринфянам говорит: « Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много мудрых по плоти, не много сильных, не много , говорит,  благородных »; и не только были незнатные, но и весьма уничиженные: « и немощное мира , говорит,  избрал Бог, и ничего не значащее, чтобы упразднить значащее » (1 Кор. 1:26–28). Из похвальной беседы о святом мученике Лукиане « Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки » (Пс. 111:9). Что может быть удивительнее этого? Собираемое погибает, а расточаемое остается целым, — и весьма справедливо, так как одно принимает Бог, а из руки Божией никто не может похитить, другое же сохраняется сокровищах человеческих, где подвергается многим козням, где много зависти и недоброжелательства.  Из похвалы святому мученику Варлааму Великая и у тебя, возлюбленный, война с диаволом, великая, сильная и постоянная. Итак, изучай способы борьбы, чтобы подражать и победам; презирай богатство, деньги и всякое иное житейское великолепие; не считай блаженными богатеющих, но ублажай мучеников, не тех, что в роскоши, но тех, что на сковородах, не за роскошной трапезой, но в кипящем котле, не в банях ежедневно бывающих, но в жестоких печах, не благовониями пахнущих, но испускающих дым и смрад от сожигаемой плоти. Это благоухание лучше и полезнее того; то ведет к мучению употребляющих его, а это к наградам и вышним венцам. А чтобы тебе убедиться, что роскошь есть зло, равно как и намащение благовонными мастями, и пьянство, и неумеренное употребление вина, и роскошная трапеза, послушай, что говорит пророк: горе вам, « которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших козлят из стада и тельцов с тучного пастбища, пьете процеженое вино, мажетесь наилучшими мастями » (Амос.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Начало такому учению положил сам божественный Основатель её, когда засвидетельствовал, что лепты вдовицы, как составлявшие все имущество её, несравненно большую имели цену, чем приношения богатых, уделявшиеся только от избытка их ( Лук.21:1–4 ), и когда одобрил намерение мытаря Закхея, обещавшего, в знак благодарности к Нему, раздать нищим половину имения ( Лук.19:8,9 ). Тоже самое высказал и апостол Павел в послании к Коринфянам. Сказавши, что каждый должен уделять по расположению сердца ( 2Кор.9:7 ), он так определяет степень этого расположения: «Если есть усердие, говорит он, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому что не имеет» ( 2Кор.8:12 ). На основании этих евангельских примеров с одной стороны и апостольских разъяснений – с другой, и святоотеческая письменность всегда требовала от милостыни, чтобы она определялась усердием и состоянием жертвователя. «Многое и малое Бог ценит, говорит св. Иоанн Златоуст , не по мере подаваемого, а по достатку подавающего. Может, поэтому, случиться, что, положивши сто больших монет, ты положишь меньше того, кто положил самую мелкую нонету: ибо ты положил от избытка» 45 . Самое меньшее, в чем могла состоять она, была, по учению церкви, десятая часть из всего приобретаемого трудом человека. «Христианин, говорит св. Иоанн Златоуст , не должен довольствоваться десятинами. Он должен превосходить в своей праведности праведность фарисеев и все дать, что может. Это будет самое меньшее, если он даст бедным десятую часть своего имущества» 46 . В силу такого взгляда на милостыню, церковь западная прибегала даже к угрозам, когда верующие забывали об этом крайнем пределе милостыни. «Если ты, говорит св. Амвросий Медиоланский , не дашь Богу десятой части, то смотри как бы он не отнял у тебя девять частей» 47 . С еще большей настойчивостью указывали на значение десятин соборы западной церкви. Они определяли даже от каких предметов она должна быть даваема 48 . В таком именно виде, т. е. в виде десятины и существовала милостыня на западе даже до последнего времени и притом так, что самые гражданские законодательства, как законодательство Карла Великого 49 , делали ее обязательной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе. Часть III Скачать > > (МР3 файл 17,7 Мб; продолжительность 38:43 мин) О том, что грех от беспечности, а добродетель от рачительности, и что бдительному не могут повредить ни злые люди, ни сам дьявол; также доказательство, почерпнутое из многого другого и из того, что касается Адама и Иова. Пред вчерашним днем мы беседовали с вашей любовью о дьяволе, а иные пред вчерашним же днем, когда шла здесь такая беседа, сидели в театрах и смотрели на дьявольский праздник; они слушали блудные песни, вы внимали духовным наставлениям; они вкушали скверну дьявольскую, вы насыщались духовным миром. Кто же увлек их? Кто отлучил их от священного стада? Ужели и их обольстил дьявол? Как же он не обольстил вас? Вы и они – одинаковые люди, разумею – по природе; у вас и у них одинаковая душа, одинаковые природные наклонности: как же вы и они не одинаковы в делах? Так как не одинакова воля у вас и у них, то они – в обольщении, а вы – не в обольщении. Говорю это опять не в оправдание дьявола, но чтобы освободить вас от грехов. Зол дьявол, признаю это и я; но он зол для себя, а не для нас, если только мы бдительны. Таково свойство греха: он пагубен только делающим его; не такова, напротив, добродетель: она может приносить пользу не только делающим ее, но и ближним. И чтобы уверился ты, что злой зол для себя, а добрый добр и для других, представляю тебе свидетельство из Притчей. «Сыне, – сказано, – если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь» (Притч. 9:12). Они обольщены в театрах, а вы не обольщены: это самое важное опытное доказательство, ясное свидетельство и неопровержимый довод на то, что во всем властна воля. Этим-то доказательством воспользуйся и ты. Когда увидишь, что человек живет порочно и делает всякий грех, между тем жалуется на Промысл Божий и говорит, будто Он предал нашу природу неизбежному року и судьбе, и жестокому владычеству демонов, – что этот человек во всем снимает вину с себя и слагает на Создателя и Промыслителя вселенной: загради ему уста, не словом, но делом, указав на другого, такого же как и он, человека, живущего добродетельно и честно. Не нужно длинных речей, не нужно стройного расположения (доказательств), ни умозаключений; доказательство – в делах. Скажи ему: и ты раб, и он раб; и ты человек, и он человек; в том же мире живешь ты, под тем же небом, тою же питаешься пищею: как же ты живешь порочно, а он добродетельно? Для того и Бог попустил злым смешаться с добрыми, и не дал злым одной земли, а добрых не поместил на другую вселенную, но смешал этих с теми, чтобы доставить (людям) великую пользу. Добрые являются в большей славе, когда, находясь среди препятствующих им жить праведно и влекущих к греху, крепко держатся добродетели. «Надлежит быть, – сказано, –  и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

http://pravoslavie.ru/2944.html

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе. Часть I Скачать > > (МР3 файл 26 Мб; продолжительность 56:50 мин) Против тех, которые говорят, что демоны управляют человеческими делами, – равно и тех, которые негодуют на наказания Божии и соблазняются благополучием нечестивых и несчастиями праведных. Я думал, что от непрерывного собеседования вы почувствуете отвращение к нашим словам, но, вижу, выходит противное: не отвращение рождается в вас от непрерывности бесед, но увеличивается желание; не пресыщение чувствуете вы, но удовольствие; – выходит то же, что и на мирских пиршествах бывает с любителями вина. Они чем более пьют вина, тем большую возжигают в себе жажду: и в вас, чем более мы предлагаем учения, тем большую возжигаем охоту, тем более увеличиваем желание, усиливаем любовь. Поэтому я, хотя и сознаю в себе крайнюю бедность, не перестаю подражать разумным хозяевам, предлагать вам непрерывную трапезу и ставить полную чашу учения, так как вижу, что вы, и выпив ее всю, уходите отсюда с новою жаждою. Это обнаруживалось во всякое время, но особенно в прошлое воскресенье. Что вы имеете ненасытимую жажду к словам Божиим, это показал особенно тот день, в который я говорил к вам, что не должно злословить друг друга; когда я указал вам и безопаснейший предмет для осуждения, увещевая вас порицать собственные грехи, а не любопытствовать о чужих; когда приводил в пример святых, которые осуждали самих себя, но щадили других, – (приводил) Павла, который говорил о себе, что он первый из грешников (1Тим.1,15), и что его – богохульника, и гонителя, и обидчика помиловал Бог (1Тим.1,13), который называл себя извергом, и не считал достойным даже имени апостольского (1 Кор. XV, 8–9), – Петра, который говорил: изыде от мене, яко муж грешен есмь (Лк.5,8), – Матфея, который называл себя мытарем и во время апостольства (Мф.10,3), – Давида, который взывал и говорил: беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс.37, 4), – Исаию, который рыдал и с плачем вопиял: яко нечист есмь и нечисты устне имый (Ис.6,5), – трех отроков, которые в пещи огненной исповедали и говорили о себе, что они согрешили, преступили закон, и не сохранили повелений Божиих (Дан.3,29–30), – Даниила, который плакал о том же.

http://pravoslavie.ru/2910.html

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.      «Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия. Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес. Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть. Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://pravoslavie.ru/94670.html

Мк.6:4 . Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем. Несть (не бывает) пророк без чести, токмо (разве) в отечествии своем и пр. Это – народное присловие, которым выражается, что труднее быть признанным за человека необыкновенного на месте рождения и воспитания, чем в других чужих местах, как действительно и было с Иисусом Христом; потому что нигде Он не находил столько противников Себе и Своему учению, как в Своём отечественном городе Назарете. Тут, по сказанию св. евангелиста Луки, даже хотели умертвить Его ( Лк.4:28–29 ). „Присовокупил: и в доме своем, пишет св. Златоуст, как, думаю, разумея братьев своих“; потому что известно, что сначала враждовали против Христа некоторые и из братьев. Так повествуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июля): когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно св. Девой Марией. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал в Иисуса Христа. Мк.6:5 . И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. Неверие в Иисуса Христа и блазнение о Нем Назаретян не позволяли Ему совершить чудес; потому что от тех, над которыми совершаются чудеса, требуется вера, а в Назаретянах ее не было ( Мф.13:58 ). В ком же из них было хотя немного веры, те удостоились чудотворений: на немногих больных возложив руки, исцелил их. „Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, замечают св. Златоуст и блаж. Феофилакт для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали, что если бы были чудеса, то мы уверовали бы. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие“. Так Господь может лишать и нас – христиан Своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении. Зач. 23. Послание Иисусом Христом апостолов на проповедь и наставления Его им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Между тем, это самое и свидетельствует о величии закона. Как тогда не служило к осуждению Моисея то, что он имел покрывало на лице, а показывало слабость иудеев, для Моисея же было даже величайшей похвалой, когда лицо его блистало такой славой, что ему нужна была завеса для подобных ему рабов, так – случилось и с законом. Если бы закон не имел неприступной славы, то не было бы нужды и в покрывале. Потому, когда апостол говорит, что «покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета», то выражает его неясность. Когда же говорит: «Потому что оно снимается Христом», то указывает нам на ту часть закона, которая не ясна. Та часть закона, которая учила нас жизни и поведению, не была не ясна, – иначе он был бы дан напрасно, – а только те части его были прикровенны, из которых мы могли узнать, что закон через Христа упраздняется. Подлинно, и это было делом премудрости Божией – ввести закон, говорящий о себе самом, что Христос, пришедши, упразднит его, и что во Христе он прекратится. Итак, та часть закона, которая говорит, что во Христе закон прекратится, – эта только и не ясна. И это самое выясняя, великий Павел прибавил: «Доныне остается неснятым, потому что оно снимается Христом». Чтобы ты, услышав, что «то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета», не подумал, будто весь он не ясен и прикровен, апостол этим прибавлением исправляет такое недоумение. Сказав: «покрывало доныне остается неснятым», он присовокупил: «потому что оно снимается Христом». То самое, говорит он, не открыто, что имело упраздниться во Христе; впрочем, не открыто для тех, кто не приступил к вере; а приступивший и получивший благодать Святого Духа видит закон уже не под покрывалом, но созерцает открытую его славу. Слава же закона состоит в том, что он мог научить, что во Христе он упраздняется, чтобы ты знал и это. Видишь ли славу закона? Истинная слава его в том, когда он может руководить тебя ко Христу, а руководит он тогда, когда разъясняет, что сам он упразднится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010