Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Монастырь Гелати Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Гелати (XII век) Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Агмашенебели (Строителем) в 1106 году на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с Евангелием. Он представляет собой хорошо сохранившийся комплекс богатый мозаиками и фресками. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и перводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе. Среди сотрудников Гелатской Академии работали такие выдающиеся учёные как Иоанн Петрици и Арсен Икалтоели. В течении того времени, пока из стен Гелатской Академии распространялась обширная просветительская работа, современники называли Академию " новый Хеллас " или " второй Афон " . Гелатский монастырь принадлежит к тем немногим архитектурным ансамблям Грузии, которые сохранили свою принципиальную конструкцию параллельно с информацией об их строителях и основателях. В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но в XV веке грузинский царь Георгий VI перестроил его. В течении XVII века Гелатский монастырь потерял свою былое назначение, а в XVIII веке царь Имеретии (часть Западной Грузии) Соломон I востановил храмовый комплекс. Со дня своего основания Гелати выполнял также фунцию некрополя для царей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Глава VIII. Русская митрополия: от Киева до Москвы 1. Наследие Владимира и Ярослава В X–XI веках «Русская земля» находилась под властью экономических и военных центров, основанных варяжской династией. Они служили укрепленными резиденциями князей и, как следовало ожидать, стали местопребыванием епископских кафедр. Наиболее значительными из них были Киев – неоспоримая столица и Новгород. В обоих городах были возведены соборы в честь Святой Софии, прямо символизируя византийскую преемственность Руси. К концу XI века киевский митрополит имел девять викарных епископов (Белгородского, Новгородского, Черниговского, Полоцкого, Переяславльского, Юрьевского, Ростово–Суздальского, Владимиро–Волынского и Туровского). В XII веке были основаны еще три епархии – Смоленская, Галицкая, Рязанская. В начале XIII века на северо–востоке и на юго–западе стали оформляться две главные церковные группировки вокруг новых великокняжеских столиц – Владимира–на–Клязьме (вблизи Ростова, с новыми епархиями в Суздале и Твери) и Владимира–Волынского (с новыми епархиями в Перемышле, Холме и Луцке) 717 . Согласно канонической традиции, идущей от Никейского собора (325), митрополиту церковного округа вменялось в обязанность возглавлять собор архиереев, проходивший каждые полгода, на котором происходило избрание и поставление епископов. Для последовавшей затем патриаршей централизации (ср. 28–е правило Халкидонского собора 451 года) характерно стремление закрепить право поставления митрополитов за патриархом. В случае с Киевской митрополией, чья церковная, дипломатическая и политическая значимость были исключительны, патриархат сохранил за собой право не только поставления, но и назначения митрополита, что в некоторых случаях вызывало недовольство на Руси. Митрополитами обычно становились греческие иерархи, прибывавшие непосредственно из имперской столицы. Некоторые епископы также были греками, но большая их часть – русского происхождения. Их избрание и назначение (с формального согласия собора епископов и нередко – местных князей) фактически осуществлялось митрополитом единолично. Только новгородский епископ (впоследствии – архиепископ) избирался городским вече, а затем утверждался митрополитом. Традиционное наличие очень сильного предстоятеля в лице иерарха–иностранца, нередко не зависевшего от местной политики, – важная особенность истории Русской церкви. Она отразилась в титуле митрополита «России» ( " Ρωσας), который часто использовался в греческих текстах для обозначения лица, занимающего Киевскую кафедру; митрополит безусловно воспринимался как духовный глава всего этого многочисленного народа 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

ГОРЕ-БОГОСЛОВ ЕДИНСТВА XIV ВЕКА: ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ Если христианский Запад, после некоторых колебаний, в XII-XIII вв. все же пришел к новому синтезу свидетельств откровения и заново открытой и переосмысленной античной философии, то в Византии, которая, как правило, считается прямой наследницей Древней Греции, Церковь , как это ни удивительно, начиная с IX в. яростно противилась «внешней мудрости», все более и более привлекавшей лучшие умы общества. В XI столетии официальный судебный процесс по обвинению в ереси был возбужден против философа Иоанна Итала, блестящего ученика Михаила Пселла , попытавшегося применить в богословии платоновские идеи своего наставника 891 . Философ был осужден собором, и к службе Торжества Православия были прибавлены положения, которые зачитывались во всех соборных церквах восточных патриархатов вплоть до наших дней и практически упраздняли любую попытку нового синтеза эллинской учености и христианства после того, что был осуществлен отцами IV столетия: «Тем, кто углубляется в эллинские науки, и не ради собственного лишь научения в них упражняется, но последует суетным их мнениям, [да будет] анафема» 892 . Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этих условиях византийские гуманисты все чаще глядели в сторону Запада, в сторону Италии Возрождения, где их устремления встречались с большим пониманием, а знание греческого языка и классической древности само по себе обеспечивало им всеобщее уважение. Однако около 1330 г. мы сталкиваемся с тем, что, наоборот, грек из Южной Италии, Варлаам Калабрийский, «покинул родину из любви к истинному благочестию» 893 , а также с целью изучать Аристотеля в подлиннике 894 : и то, и другое он мог найти только в Константинополе. Там он вскоре добивается большого успеха – и не только благодаря своим светским познаниям, но и как богослов 895 . В 1333–1334 гг. ему даже доверяют от имени Константинопольской церкви вести диалог об исхождении Святого Духа с двумя богословами-доминиканцами – папскими легатами, прибывшими в столицу обсудить условия унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Декабрь Напрасно ты ешь мясо и пьешь водку. Забыл разве, что плоть твоя блудна? 1867 г. Декабрь. Есть яблочки крымские, ягоды винные. Молитвы родильнице к Зарудневу в 6-й флигель. Старайся удерживаться от употребления мяс. С вечера не надо есть, особенно рыбы и мяса. От мяса делается сильное возбуждение и некоторая тошнота. В день святого апостола Андрея Первозванного (о настоящей и будущей жизни). Одно из двух: или ожить плотию и погибать вечно духом, или умерщвлять плоть, ее страсти и жить вечно духом. О том, что крест внутренний и наружный есть неизбежный спутник истинного христианина. Нелицеприятие апостолов: царям и простым говорили правду небоязненно. Мысли из богословских книг в «Кронштадтский листок». Внушить бедным неотступно просить сообща губернатора и голову сделать для них, что можно: или рабочий дом, или – на батареи, вместо матросов. На директора мне сердиться глупо, он правду мне сказал. Ведь я жалование хорошее получаю и должен дело делать, как должно. И на Цветкова сердиться глупо: он в простоте правду сказал. Полковник В. Дмитриев учит меня своими действиями не заботиться о человекоугодии и не думать о том, что могут подумать о мне люди. Он заставил меня подождать целый час. Чего же я-то тороплюсь? Пить холодную воду с сахаром поутру и вечером. Великолепно, здорово (чрез несколько времени после написанного прежде). В Великий пост не есть пирогов, рыбы. Иван Васильевич Толмачев поклон прислал. Радуйся, Владычице, Церкви непоколебимый столпе! Блаженна Тобою, Владычице, Земная Церковь и Небесная, после Господа. Заамвонную на Преждеосвященной литургии молитву читать ежедневно в Великий пост на вечерней и утренней молитве. Золотниками надо принимать мне пищу и питье. Вся туне 1 от Тебе, Господи, приях – не усумнюся убо и не пожалею туне давать дары благости Твоея, точию 2 Тебе, сокровище живота неистощимого, да не лишуся. Даждь мне смысл ведети, что есть истинное благо и не ослепляться мнимыми благими. Видите, что все земное подвержено тлению? Видим, говорите. Убедились ли, что все тленно на земле? – Нет. Вот это-то и удивительно. Несколько тысяч лет видим тленность земных вещей, осязаем, чувствуем болезненно эту тленность, обоняем ее, слышим об ней – и все не убедимся, и все гоняемся за тленным. Господь, апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, бессребреники, праведники и все святые до осязательности явили нам нетленную жизнь своим словом, житием, страданиями, чудесами; доныне Господь являет нетленность душ и тел нам по смерти и вечно благоухающую жизнь нетлением святых мощей, – и все остаемся или неверными, или маловерными. Что это значит?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

диакон Михаил Асмус Содержание Николай Грамматик (конец XI – начало XII в.) Илия Критский (середина XII в.) Феодор Вальсамон (конец XII в.) Иоанн Векк (конец XIII в.) Номоканон 228 канонов вв.) После Симеона до Пидалиона (XV в. – начало XIX в.) Пётр Могила (начало XVII в.) После Могилы до новейшей науки (середина XVII–XIX вв.)     Настоящая статья представляет и дополненный текст доклада «Понимание поминальных частиц в истории», опубликованного в Материалах Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ (М., 2001. С. 65–73). За помощь в доработке статьи автор благодарит диакона Михаила Желтова и М.М. Бернацкого, посвятивших обсуждению темы немало времени. В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии – в частности, вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с конца XI до начала XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями. Современное трёхчастное строение Божественной литургии, включающее чин св. предложения (греч. πρϑεσις), или приношения (греч. προσκομιδ), литургию оглашенных и литургию верных, возникло не сразу. И если литургия оглашенных и литургия верных сопутствуют друг другу с самых древних времён, то о выделении приготовления Даров в особое священнодействие, хотя бы и не развитое, но уже предваряющее литургию оглашенных, источники сообщают лишь с VIII в. 1 Не может быть никаких сомнений в том, что само по себе принесение хлеба и вина для Евхаристии, необходимое для её совершения, имело место ещё в апостольский век, не отделявший поначалу Евхаристии от агапы. Однако, позднее возникновение и развитие чина св. предложения вынуждает исследователя-литургиста более пристально вглядываться как в историческую, так и в богословскую стороны его священнодействий. Наше внимание привлекла к себе только одна составляющая этих священнодействий – историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, которые изымаются из просфор в честь Божией Матери, чинов святых и всех православных христиан, живых и усопших, полагаются возле Агнца (также представляющего собой большую, но всё-таки часть агничной просфоры) на дискосе, вместе с ним приносятся на Великом входе для участия в анафоре, вместе возносятся как Тво твоихъ, вместе лежат при освящении Даров, наконец, вместе, хотя и не в одно время, погружаются в Чашу и потребляются как величайшая святыня в конце Божественной литургии, служа вещественным выражением того великого ходатайства, какое приносится Церковью в составе Евхаристической молитвы с верой в исключительную его уместность и действенность. В статье в историческом контексте рассматривается вопрос: прелагаются вместе с Агнцем поминальные частицы в Тело Христово или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Житие и чудеса святого отца нашего Иоанна Хозевита Чудотворца, коего память совершается 3 274 Перевод выполнен с новогреческого перевода текста «Жития и чудес…» по изданию: ΘΑYΜΑΣΙΟΣ ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟ ΟΣΙΟY ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΩΡΓΙΟY ΧΟΖΕΒΙΤΟΤ Κ ΠΡΟ. ΤΑ ΘΑ ΜΑΤΑ ΤΗΣ ΠΑΝΑΓΙΑΣ ΤΟ ΧΟΖΕΒΑ. ΣYΝΟΠΤΙΚΟΣ ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΘΑΤΜΑΤΑ ТОТ ΣΙΟY ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΩΑΝΝΟ ΤΟ ΧΟΖΕΒΙΤΟ// Τ ΠΟΙΣ ΙΕΡΟ ΚΟΙΝΟ ΤΟ ΠΑΝΑΓΙΟY ΤΑΦΟΤ ΙΕΡΟYΣΑΛΗΜ, βκδ. 3. Σ. 58–60. Оригинал его находится в рукописях XI, XII и XIII вв. в Патриаршей Иерусалимской библиотеке. Лат. перевод, сделанный с греческой Минеи и имеющий текстовые расхождения с настоящей версией, содержится в AS, Oct. XII. P. 592–593. указание на комментируемое место 1 . Святой отец наш Иоанн происходил из египетских Фив и был сыном родителей богатых и знатных. Когда получил ангельский монашеский образ от своего деда, то оставил старца и отправился в святые места Иерусалима. А был он вне общения и отлученным от вселенской Церкви, потому что отверг Халкидонский святой четвертый Вселенский собор. Желая же поклониться святым местам, видит в видении, что много старался и трудился, чтобы войти и поклониться Честному Кресту, но не мог найти дверь. Когда же он удручен был этой нуждой, явился ему голос, который сказал, что те, кто не в единении со вселенской Церковью , недостоин поклониться Кресту. И когда проснулся, пришел во вселенскую Церковь и соединился с ней. После этого, возвратившись к своему деду и очень обрадовав старца, вышел из монастыря. И найдя небольшую пещеру в скалистом и труднодоступном месте, называемом Хозива, вселился в нем и питался побегами деревьев, которые там находил. И за чрезмерное свое умерщвление плоти и высоту добродетели совершал многие чудеса и стал игуменом многих монахов, уча их подражать благочестному его жительству, и в этом месте пустыни блаженно почил. 2 . Бог, желая прославить этого святого, явил его таким образом. В тех местах поселился один подвижник, великий и знаменитый, по имени Анания. К этому великому мужу принесли сына одного богача, который страдал от нечистого духа. Однако святой его не принял. Но по великому своему смирению побудил их идти еще в глубь пустыни и искать египтянина Иоанна. Когда, наконец, нашли посланные того, кого искали, и открыли причину, по которой они пришли, сначала он не соглашался помолиться. Однако поскольку донимали и принуждали его, помолился. И обернувшись, говорит бесу: «Во имя Иисуса Христа, нечистый дух, не я, но раб Божий Анания тебе приказывает выйти из отрока». Как услышал это нечистый дух от святого, вышел, и отрок стал здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Предисловие Север России прославлен множеством подвижников, как почита­емых по всей Руси, так и местночтимых. Дикая природа этого края, обширные и густые леса, многочисленные озера с островами благоприятствовали стремлению к пустынножительству, поэтому наряду с такими известными духовными центрами, как Соловецкий, Кирилло-Бело­зер­ский, Ферапонтов, Александро-Ошевенский монастыри, здесь было множество небольших монастырей, пустыней и скитов, служивших распространению и укреплению христианства. К несчастью, подавляющее большинство их в нашем столетии было разрушено, и сейчас в лучшем случае можно видеть их руины, в худшем же они сохранились только в памяти народа. Та же участь постигла и обитель преподобного Кирилла, упраздненную и разобранную на кирпич соседним колхозом в 30-е годы. Преподобный Кирилл, основатель Челменской, или Челмогорской пустыни, — один из чтимых на Севере России святых. Он подвизался в XIV веке в местах, входящих сейчас в состав Архангельской обл. и расположенных на самом ее юге, недалеко от г. Каргополя (ныне — районного центра, отметившего в 1996 г. свое 850-летие). Эти места, изначально заселенные финно-угорскими народами, “чу­­дью белоглазой”, в XI–XIII вв. были освоены русскими. Основная волна колонизации происходила из Новгорода, чем объясняется связь с этим городом многих упоминаемых в Житии людей, в том числе и самого автора. Каргополь стоит на р. Онеге в самом ее начале, где она вытекает из оз. Лача. К востоку от города, примерно в 60 км, лежит оз. Лекшмозеро, на берегах которого находится несколько деревень, чьи названия упоминаются в публикуемом тексте Жития — все они существуют и сейчас. С восточной стороны из Лекшмозера вытекает небольшая речка Челма, впадающая, в свою очередь, в оз. Челмозеро, или Монастырское. Там, при впадении Челмы в Челмозеро, и поселился преподобный Кирилл, а после его смерти возник Челмогорский монастырь. Несколько севернее монастыря, на восточном берегу Лекшмозера, расположено с. Труфаново (в публикуемом списке Жития — Трифаново), на южном берегу того же озера — с. Орлово, а на западном — одно­именное с озером с. Лекшмозеро, где в церкви святых апостолов Петра и Павла (на месте древнего храма стоит кирпичный, возведенный в XIX в.) начинал свое служение в качестве клирика автор Жития Иоанн, впоследствии иерей Покровской церкви (по сей день сохранился, правда, в плачевном состоянии, деревянный храм, возведенный в XVIII в. на месте старой церкви) в с. Лядины 1 — на полпути от Каргополя к Лекшмозеру. К югу от Каргополя, на западном берегу оз. Лача, находится еще одно село, упоминаемое в Житии — Тихманьга. Такова география этого текста, написанного в значительной степени на основании устных преданий, распространенных в окрестностях обители.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни. Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены. Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края. Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая… Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов - и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».

http://sobory.ru/article/?object=00376

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Содержание Об авторе Предисловие Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника Лествица преподобного Иоанна Лествичника Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII Часть III. Подвиги обновления духа Обновление сердца Степени XXIV и XXV Обновление ума Степени XXVI, XXVII и XXVIII Обновление воли Степень XXIX Степень XXX Приложение. Что необходимо для спасения? Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения Об авторе ИГУМЕН ГЕРМАН (ОСЕЦКИЙ) – выпускник Санкт-Петербургской духовной Академии, 1851 года; с 1853 по 1857 гг. – инспектор Новгородской семинарии; с 1857 г. – ректор Кавказской семинарии; с 1859 г. – ректор Самарской семинарии; с 1863 г. – архимандрит, наместник Александро-Невской лавры; с 1867 г. – епископ Сумской; с 1872 по 1886 гг. – епископ Кавказский и Екатеринославский. Предисловие Преподобный Иоанн Лествичник , игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни. В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна 1 , а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей 2 . Поэтому и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, а кто не должен ревновать о ней! требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Июль 8-го июля 1868 г. 8-го июля 1868 г. Как многомилостив и скоропослушлив Господь! В этот день была нарочитая служба о даровании дождя и был крестный ход на Петровскую площадь. Под конец литургии и во время крестного хода и молебствия начали ходить по небу облака и закрывать солнце; к полдню как будто разошлось все, а к вечеру начали опять появляться синие облака, и потом собрался дождь, хоть небольшой; небо затянуло дождевыми облаками. Слава Тебе, благопослушливый Владыко небеси и земли. Ради молитв Пречистой Владычицы нашей Богородицы послал Ты нам дождь и облаки дождевые. Соборная молитва много значит. Молебен о даровании дождя был служен по желанию градского главы Филиппа Степанова. У меня есть глупая слабость – бояться сильных и богатых мира и светских щеголей, особенно во время молитвы общественной или частной – при виде их; это – подлейшее коварство сатаны: сознаю, вижу, ощущаю. Как пылинку, мещет меня, как трость, колеблет своим адским дыханием. Но, Господи сил, укрепи меня, раба Своего! Враг сегодня запнул меня, когда я давал молитву родильнице – жене [Шихова], в Петровской улице, и где же? – На молитве Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Пресвятая Троице и Отче наш уязвил, утеснил, мира и спокойствия лишил, возмутил, ожесточил. Вследствие того я разъярился на малых нищих – троих, когда они остались недовольны данными мною несколькими копейками. Покричавши на них с яростию и рвением (о, окаянный!), я прибавил им еще десять копеек на троих. Так ли даю я им, как другие мне дают? Другие дают мне щедро, охотно, с ласковостию, а я? – Скупо, неохотно, грубо. Но не тягость ли для души даяния, дарования мне от других? Туне приях, туне и да подаю [ Мф. 10, 8 ]. Молиться надо не кое-как, а надо с молитвою исправлять и освящать сердце свое; именно исправляться от злобы, гордости, раздражительности, зависти, скупости, сребролюбия, любостяжания, роскоши, чревоугодия, вожделения, лености, клеветы, осуждения, уныния, ропота, хулы, нетерпения, неправды, невоздержания, татьбы и пр. грехов. Новый человек пришел – и ты его пугаешься? Нет человека нового – все старые, с старыми грехами, с крайней нуждой в милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010