Август 13 августа 1868 г. 13 августа 1868 г. Сколь многомилостив и благопослушлив Господь! Молил я Его всесердечно с верою и упованием крепким, да ниспошлет Он дождь земле, да погасит огонь лесов и мглу дыма рассеет, молил неотступно, несколько раз исполнить молитву мою ради возлюбленного Своего Господа нашего Иисуса Христа – и исполнил Господь прошение сердца моего: 13-го числа во время обедни небо покрылось облаками дождевыми, дым, стоявший месяц сряду, исчез, и пошел дождь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушливости Твоей, Владыко; слава вере и упованию на Тя, яко верою и упованием вся можем от Твоей благости получити. Благодарю Тя, яко сподобил мя еси непреткновенно совершити Божественную литургию и неосужденно причаститися Божественных и Животворящих Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Слава Тебе, милосте бесконечная, Господи Иисусе! Был у лейтенанта Михаила Васильевича и провел у него час-другой. Умный и добрый собеседник. Говорил о быте сельских священников, о том, как безотрадно поставлены священники во многих приходах, как они мало могут иметь влияния на народ: о средствах сделать священников влиятельными; посылать священников в села из Академии или из Семинарий – лучших, с хорошим обеспечением, как людей семейных; обложить прихожан оброком. Говорили о нужде образования народного; также была речь о монахах, о их образе жизни. Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [ Мк. 8, 38 ]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [ Пс 108, 17 ]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [ Гал. 6, 14 ]. Приидите, благословенные Отца Моего... [ Мф. 25, 34 ]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Александра Никифорова Скачать epub pdf Содержание “Минея до Минеи”: Тропологий Рождение Минеи. IX век. Структура Миней IX-XII вв. Жанровый состав Миней IX-XII вв. Течения в византийской гимнографии в VII-VIII веках Синтез IX века Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Список сокращений     Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая – это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая – метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII-VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII-XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалимские” Минеи – а именно они легли в основу печатных – представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX-XX столетий исследователь Минеи А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архиепископ Анастасий (Яннулатос) Содержание Предисловие к русскому изданию митрополита Волоколамского Илариона От автора Часть I. Византийская эпоха 1. Кирилл и Мефодий – путеводные маяки (1966) 1.1. Осознание великого церковного и исторического долга 1.2. Образование и духовный фундамент 1.3. Трезвый и систематичный подход. Внимание к природным особенностям обращаемого народа A) Подготовка Б) Переводческая деятельность B) Местные кадры 1.4. Крест апостольства и его плоды 2. Монахи-миссионеры в IV веке (1966) 2.1. Остатки язычества в послеконстантиновскую эпоху 2.2. Роль монашества в распространении христианства 2.3. Египетское монашество 2.4. Монашество Палестины, Сирии и Месопотамии 2.5. Дистанция между подвижничеством и миссионерством Заключение Избранная библиография 3. Миссионерская деятельность в Византии (1964) 3.1. Первый период (IV-VI вв.) 1. Труды по христианизации язычников внутри империи: А) Иларион. Б) Иоанн Златоуст 2. Миссия среди окружающих империю варварских народов: А) Готы. Эрулы. Б) Гунны. В) Племена Колхиды. Г) Иверы. Д) Авасги. Е) Цаны. Ж) Персы. 3) Арабы. И) Эфиопы. К) Племена Нубии. Л) Маврусии 3.2. Период спада (VII и VII вв.) 1. Миссионерское депо Августина и Феодора в Британии 2. Распространение Евангелия среди славянских племен 3.3. Второй период великих миссионерских предприятий (IX-XI вв.) 1. Христианизация болгар 2. Распространение христианства в Моравии. Кирилл и Мефодий 3. Христианизация южных славян и венгров 4. Миссия среди хазар и аланов 5. Христианизация Руси 3.4. Последние отблески (XII-XIII вв.) Заключение Избранная библиография 4. Миссионерская деятельность Восточных Церквей в Центральной и Восточной Азии (Средние века) (1964). 4.1. Византийцы 4. 2. Христиане Сирии и Персии А)Китай Б) Центральная Азия 4.3. Уроки истории Часть II. Новое время 5. Православие в Китае (1962) 5.1. Первые ручейки A) Миссия пленных Б) Критическая эпоха B) Духовный плацдарм 5.2. Попытка более систематической миссионерской работы А) Правильное основание миссии Б) Оживление миссионерской работы 5.3.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Беседа XIII «И насади Господь Бог Рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда» ( Быт.2:8 ). 1. Видя, как ненасытимо у вас желание, велико усердие и напряжен ум, как все вы охотно внимательно слушаете духовное поучение, я, хотя и сознаю свою великую бедность, стараюсь, однако, постоянно и всякий день предлагать вам эту убогую и скудную трапезу, в уверенности, что, воспламеняемые усердием, вы с охотой примете слова (наши), как это бывает и с чувственными снедями, – что всякий знает. Когда гости имеют хороший аппетит, то хотя и убога трапеза и не богат хозяин, они с большим удовольствием кушают предлагаемое; а если гости имеют слабый аппетит, то, хотя трапеза будет и роскошная и обильная разными яствами, пользы нет никакой вследствие того, что (гости) не могут употребить приготовленное. А здесь, так как вы, по благодати Божией, воспламенены усердием к духовной трапезе, мы говорим с большой ревностью, зная, что предлагаем это Божественное учение внимательным слушателям. И земледелец, когда найдет тучную и плодовитую ниву, прилагает к ней все свое старание, – проводит борозды, пашет сохой, вырывает терние, щедро бросает семена и, питаясь уже добрыми надеждами, всякий день ожидает, как возрастет посеянное; следя за производительностью земли, он готовится пожать гораздо более, чем сколько посеял. Подобным образом и мы, видя, как с каждым днем умножается ваше усердие, возрастает желание, ревность усиливается, возлагаем за вас добрые надежды, и сами с большим усердием и ревностью стараемся делать все, что можем, к назиданию вашей любви, во славу Божию, в похвалу Святой Церкви. Итак, если угодно, повторим нечто из прежней беседы, а затем по порядку рассмотрим нынешнее чтение. О чем же мы рассуждали в последний раз, как далеко простерли слово и на чем остановили его, – об этом надобно сказать. «И созда, – говорит (Моисей), – Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ). Что я тогда сказал, то и теперь повторю и всегда буду говорить – именно то, что любовь общего всех Владыки к роду нашему велика и несказанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV . К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.

http://pravenc.ru/text/471240.html

Введение I. О Церкви Христовой II. О соборах Церкви III. О Священном Предании IV. О церковном учительстве V. О Священном Писании Ветхого и Нового Завета VI. О чтении Священного Писания VII. О толковании Священого Писания VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой IX. О поклонении Богу X. О почитании Пресвятой Богородицы XI. О почитании святых Ангелов XII. О почитании святых угодников Божиих XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих XV. О молитве и милостыне за умерших XVI. О законе христианском (нравственном) XVII. О вере и делах XVIII. Об оправдании XIX. Об искуплении XX. О возрождении XXI. О спасении XXII. О христианском единении XXIII. О чудесах и знамениях XXIV. О монашестве XXV. О священстве (Иерархии) XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства XXVII. О недостойных пастырях XXVIII. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия XXIX. О таинствах Христовой Церкви XXX. О Крещении младенцев XXXI. О таинстве Крещения XXXII. О таинстве Миропомазания XXXIII. О таинстве Причащения XXXIV. О таинстве Покаяния XXXV. О таинстве Брака XXXVI. О таинстве Елеосвящения XXXVII. О церковном богослужении XXXVIII. О жертвоприношениях (новозаветных) XXXIX. Об обрядах XL. О посте XLI. О праздниках Православной Церкви XLII. О почитании храмов Божиих XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме XLIV. О почитании святых икон XLV. Различия между кумиром или идолом и священным изображением XLVI. О почитании Святого Креста XLVII. О крестном знамении и о крестных ходах XLVIII. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям XLIX. О клятве и присяге L. О судах и судьях LI. О Войне Заключение LII. Об антихристе LIII. О кончине мира и страшном суде LIV. Сущность сектантства LV. О вероотступничестве и разделениях LVI. О лжепророках и лжеучителях LVII. Об отношении к сектантам LVIII. Об отлучении от Церкви (Анафематствование) LIX. О любви к Богу и ближним LX. О различных религиозных вопросах Приложение Симфония на Новый и Ветхий Завет Отзывы Из письма свящ. с. Новой Яблонки Саратов, губ. о. Александра Соловьева, от 9 июня 1910 г. Из письма И. А. Кудина, Павловский посад Москов. губ. от 18 апреля 1910 г. Из письма крестьянина Ивана Стороженко от 17 мая 1910 г. (Передаем так, как писано) Из отзыва священ. Г. Корсун (напечатанного в Полтавск. Епарх. Вед. 1910 г. 2). Из письма Д. Г. Стрельникова. г. Царицын Саратов. губ. от 16 Июля 1910 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ Восточное православие, прослеживающее свои истоки от самого начала христианства, – одна из трех главных сил в христианстве, наряду с католичеством и протестантизмом. Со времени раскола 1054 г. Восточное православие, сконцентрированное главным образом на Балканах, Ближнем Востоке и в России, подвергалось жесткому давлению со стороны различных этнических, политических, социальных и антирелигиозных сил. Несмотря на такое давление, которого не испытали церкви Запада, Восточное православие не только выжило, но и по временам расцветало. На протяжении Средних веков и вплоть до Нового времени христианская Церковь на Ближнем Востоке, на Балканах и в Восточной Европе в своем историческом развитии продолжала сохранять отличие как от мира латинского Запада, так и от древних монофизитских (подчеркивающих божественную природу Христа) и несторианских (подчеркивающих человеческую природу Христа) церквей Востока, не принявших решений Халкидонского собора 451 г. Держась веры семи Вселенских соборов (325–787), она всегда определяла себя как «Православную» Церковь – в отличие от западного римского католицизма и восточных нехалкидонских церквей. После XVI в. русские миссии действовали в северной и восточной Азии и, в конце концов, достигли Американского континента. В XX в. множество православных общин появилось по всему западном миру и, совсем недавно, в Африке. Схизма 1054 г., разделившая Восток и Запад, столкновение с крестоносцами, имевшее трагические последствия (в том числе разграбление Константинополя в 1204 г.), завоевание монголами России (XIII в.) и турецкая оккупация всего Ближнего Востока (XV-XX вв.) способствовали отчуждению между Востоком и Западом, зародившемуся уже в первые века христианства. С выходом на историческую арену России в XVI в. и с обретением независимости балканскими народами в XIX в. Восток и Запад встретились снова, но их исторический опыт и религиозные верования оказались различными. Восточное православие, отвергнув средневековое римское папство, не испытало и Реформации, столкнувшись с секуляризмом Нового времени лишь недавно. Хотя его структура и организация развивались в жестких рамках византийской, османской и русской имперских систем, в вопросах веры оно продолжало держаться убеждения, что хранителем истины является все тело Церкви («народ Божий»), которое отлично от какой-либо особой институции, подобной папству. В то же время уверенность в важности традиции, богослужения, сакраментальной жизни и мистического переживания Бога ясно отличают религиозные установки православия от главных постулатов протестантизма (например, от учения об оправдании благодатью по вере). Церковь в Византийской империи

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=00465

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010