Богословие в тринадцатом столетии. Методологические контрасты 136 Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. и монгольское завоевание восточной Европы в 1237–1240 гг. были катастрофическими событиями, поставившими под угрозу само существование восточного христианства как социального и культурного организма. Тем не менее восточное христианство выжило, сохранив абсолютную верность своему богословию. На Западе тот же XIII век был временем зарождения новых и динамичных форм интеллектуального творчества в университетах и монашеских орденах, радикально изменивших само христианское богословствование. В контексте этого периода требует определения и сам термин «богословие». В византийском обществе, так же как и в западном раннесредневековом мире, богословские понятия, убеждения и верования были присущи практически всем аспектам социальной или индивидуальной жизни. К ним не только прибегали на соборах архиереев или в полемических прениях между представителями разделенных Церквей, их не замыкали в трактатах, проповедях, антологиях и святоотеческих сборниках. Их слушали и пели ежедневно, даже неграмотные, в песнопениях Церкви. Они неизбежно присутствовали в политических делах, основанных на религиозном понимании царства. Ограничиваясь XIII веком, достаточно вспомнить хотя бы спор об употреблении святого Мира ( μрои) при помазании императоров, переросший в спор о природе и значении самого помазания. Эта тема полемически обсуждалась Димитрием Хоматианосом в связи с коронованием Феодора Ласкариса в Никее (1208) 137 . Богословские предпосылки связывались также и с экономическими и социальными явлениями, как это видно, например, из отношения Церкви к ростовщичеству, из требований, связанных с браком, из религиозного обоснования управления церковной собственностью или из богословского осмысления форм искусства и иконографии. Поэтому очень трудно дать действительно ясное и четкое определение «богословия» в византийском или раннесредневековом западном контексте. Однако именно в XIII веке устанавливается институционное, социальное и концептуальное разделение между латинским Западом и новым греческим (и славянским) Востоком. Первая часть доклада будет посвящена этому возникшему контрасту. Следующие две части будут кратким обсуждением богословской конфронтации между Востоком и Западом в XIII веке и появления «монашеского» богословия в византийском мире. Запад: университеты и монашеские ордена

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

БОГОСЛОВИЕ В ТРИНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. и монгольское завоевание Восточной Европы в 1237–1240 гг. были событиями катастрофическими, поставившими под угрозу само существование восточного христианства как социального и культурного организма. Тем не менее восточное христианство выжило, сохранив абсолютную верность своему богословию. На Западе тот же XIII в. был временем зарождения новых и динамичных форм интеллектуального творчества в университетах и монашеских орденах, радикально изменивших сам «способ» христианского богословствования. Необходимо уточнить термин «богословие» в контексте этого времени. В византийском обществе, так же как и в западном раннесредневековом мире, богословские представления, убеждения и верования присутствовали практически во всей социальной или личной жизни. К ним обращались не только на архиерейских соборах, в полемических прениях между представителями разделенных церквей, их не ограничивали кругом специальных трактатов, проповедей, антологий и святоотеческих сборников. Они звучали ежедневно в церковных песнопениях, их пели и слышали даже неграмотные. Они неизбежно присутствовали в политических делах, основанных на религиозном понимании царства. Ограничиваясь XIII столетием, достаточно вспомнить хотя бы спор об употреблении святого мира ( μρον) при помазании императоров, переросший в спор о природе и значении самого помазания, начатый Димитрием Хоматианом в связи с коронованием Феодора Ласкариса в Никее (1208) 647 . Богословские предпосылки влияли и на экономические, и на социальные явления, как это видно, например, из отношения церкви к ростовщичеству, из требований, связанных с браком, из религиозного обоснования управления церковной собственностью или из богословского осмысления форм искусства и иконографии. Поэтому очень трудно дать действительно ясное и четкое определение «богословия» в византийском или раннесредневековом западном контексте. Однако именно в XIII в. между латинским Западом и новым греческим (и славянским) Востоком устанавливается институциональное, социальное и концептуальное разделение. Первая часть моего доклада будет посвящена этому возникшему противостоянию. Следующие две части будут кратким обсуждением богословской конфронтации между Востоком и Западом в XIII в. и появления «монашеского» богословия в византийском мире. 1. Запад: университеты и монашеские ордена

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава XIII Значение потопа для первых от семейства Ноя и последующих поколений рода человеческого. Так называемые естественные религии, их смысл и значение. Что влечет за собой крушение положительных верований? Возможно ли безбожие? Диавольское безбожие и безбожие человека: воля и мысль разумно-свободных существ в этом безбожии. Атеизм спекулятивный и практический. Истинное в нравственном смысле добро и атеизм. Любодейство человеческой мысли и воли человеческой относительно идеи Бога. Типические образы такого любодейства. Выводы. Всемирный потоп имел, без сомнения, исключительное и единственное значение для истории рода человеческого в нравственном отношении: во всяком случае, он положил собою новую эру в жизни человеческого рода. Уже одно то обстоятельство, что поколения людей, имевшие распространиться после потопа на земле, будут происходить от родоначальников, видевших и переживших такое проявление Всемогущества и Правосудия Божия, как истребление с лица земли всего живущего, должно было положить неизгладимую печать на нравственные понятия и на отношение человека к Богу не только первых поколений от детей Ноя, но и последующих – через семейные религиозные предания. С другой стороны, пораженное Богом и устраненное с лица земли каинитство освобождало землю навсегда от тупости и грубости каинитского безбожия. Это, впрочем, не означает того, что идея каинитства умерла на земле и в том или в другом виде каинитство вновь будет являть себя в роде человеческом, ибо в каинитстве, как увидим, воплотилась сущность греха, и грех определился в каининтстве, так сказать, в своей природе; а означает то, что тупое и грубое каинитское мировоззрение – жить без Бога, «вдали от лица Божия» – не может уже принадлежать никакому поколению людей рода человеческого послепотопных времен. Однако безбожие каинитов, как увидим, во всяком случае, выражало собою идею безбожия вообще – как диавольского, так и человеческого: не желать себе Бога, быть и жить без Него в своей воле. При сем безразлично, отрицают ли Бога в каинитстве или отрицают Его в спекулятивном и в практическом безбожии; в том и другом случае вынаруживается принципиальное зло в сотворенной разумной сущности. В каинитстве поэтому типически выразилось зло на все времена существования рода человеческого на земле. И хотя то будет несомненным, всеобщее исторически и этнографически, как об этом было уже сказано, засвидетельствованным фактом, что в человеческом роде послепотопного времени вера в Бога и служение Ему, как Верховному, Мироправящему Существу, не переставала быть руководительным началом в жизни народов; однако всеобщность естественных религий свидетельствовала только об одном важном пункте, именно – что послепотопное человечество не вполне умерло для жизни в Боге, ибо, имея религию, оно имело свое обращение к Богу, желало святить имя Божие и чтить волю Божию, как закон себе и должное определение своей личной человеческой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

До начала XI века обращение в ислам в целом шло медленно, постепенно и могло продолжаться столетиями даже в тех областях, где переход на сторону противника и исламизация хорошо известны по источникам. Вопрос о том, какой стадии достиг этот неравномерный процесс обращения в ислам в большинстве регионов Ближнего Востока, действительно спорный, и точного ответа, наверное, не даст никто. С другой стороны, можно предположить. что примерно через два века после арабского нашествия цикл исламизации не достиг и половинной отметки, как, например, в Египте. Иерусалим к концу X века, вероятно, также оставался по преимуществу христианским городом. Равным образом некоторые области Сирии и Палестины были плотно населены христианами, которые даже в начале XI века составляли большинство. Есть основания полагать, что на территории сиро–палестинского региона все христианские общины вместе взятые составляли большинство населения; во всяком случае, современный, преимущественно суннитский характер регион стал приобретать лишь после ухода крестоносцев в XIII столетии 211 . Когда крестоносцы прибыли сюда, христианский элемент преобладал среди населения ряда городов (например, Антиохии и Эдессы); вероятно, такая же ситуация была и в сельской местности 212 . На юге Сирии и Палестины процент христиан, безусловно, был не столь велик. Большинство составляли мусульмане – шииты и сунниты. Однако даже здесь численность нескольких христианских общин была значительной. Это касается также православных жителей самого Иерусалима, имевших явное численное превосходство. Подтверждение тому мы находим в различных источниках, включая литературные памятники того времени, часть которых еще сохранилась в библиотеке Иерусалимского патриархата. В этой коллекции манускриптов, куда вошли рукописные собрания нескольких монастырей (в том числе обители Св. Саввы и ряда грузинских монастырей), имеются труды XII и XIII веков 213 . Конечно, установить точное число христиан на юге региона не представляется возможным, в частности потому, что латинские источники нередко путают местных арабоговорящих христиан, так называемых сирийцев (которые были православными с сирийским языком богослужения), яковитскими монофизитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Апрель 9 апреля 1868 г. 9 апреля 1868 г. Благодарю Всемилостивого Спасителя моего, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных и Животворящих Его Таин, умиротворившего и укрепившего меня духовно и телесно. Радоница. Поминаний было 140 списков. 1-й класс – то есть 1-ю перемену, в VI классе прослужил. На 2-й – в V классе читал слово на Святую Пасху митрополита Григория 36 и Католическую мессу. Мног мир исполняющим закон Твой, Господи! Благо работать Тебе, Господи! А удовлетворять стремлениям греховного сердца нашего – пагубно. Беспокойство, страх, огонь, теснота, бесчестие лица, ожидание суда грозного. Если бы свой повенчал, то более от души бы пожелал добра молодым. Так говорила мне одна женщина родственница, увидев, что брак шурина венчал не я, а посторонний священник. Да, я должен всякого венчать, как своего родного, как желал бы, чтобы венчали меня. Я так много тебе одолжен, ты так много для меня сделал, что я не могу ни в чем отказать тебе, не могу обидеться, оскорбляться на тебя, хотя бы ты и жестоко поступал со мною. Так говорят облагодетельствованные благодетелю. Кто же у нас больший благодетель, как не Господь Иисус Христос , создавший, искупивший, промышлявший непрестанно о нас? И откажемся ли мы исполнять Его святые заповеди, в исполнении которых состоит долг наш, наша благодарность к Нему? И так как Он никаких даров от нас не требует, яко Бог, все содержащий, и вместо Него повелел нам отдавать долги любви и благодарности братьям нашим, например бедным, которые Его члены, – то не пощадим нашего достояния для бедных, будем уделять ежедневно лепты для них и этой добродетели милостыни будем держаться до гроба, да милостива обрящем Господа в день Суда. Суете работаем усердно, много и долго, а Господу Богу – мало, холодно, лениво и торопливо. Службы совершаем поспешно, а на вечеринках, в театрах, клубах и пр. готовы ночи просиживать. Высунул голову из вагона и глаз засорил – не зевай, в сторону не смотри, особенно там, где сильное стремление ветра и пыли. На воде безопасно. Так и в духовном отношении: не зевай, когда служишь Богу, не развлекайся сторонними мыслями, иначе мысленный ветер – злой дух, засорит мысленное око, – к Богу единому зри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

[Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской Православными Церквами. Биографические сведения об И. Н. весьма скудны и ограничиваются содержанием его слав. Жития. И. Н. был греч. купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Сев. Причерноморье католик, владелец корабля, на к-ром плыл И. Н., возможно, видя в нем конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») - «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что И. Н. хочет отречься от христианства и обратиться к распространенной в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «...ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал И. Н. публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа вызывает сомнения. Хотя среди населения средневек. Аккермана были выходцы из Ср. Азии (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 79-80) и можно предположить в их числе наличие солнцепоклонников (напр., хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313-1342) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях к-рой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой - активный прозелитизм несвойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии И. Н. соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV-XVII вв. мучители И. Н. изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ И. Н. обличил поклонников солнца и звезд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям - бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили еще более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли И. Н. поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребенным. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возженные лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли правосл. священнослужители с целью предать их земле по христ. обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, к-рые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

http://pravenc.ru/text/471404.html

БИБЛИОГРАФИЯ 1 . Abraham W., Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi, I. Lwow,1904. 2 . Ammann A. M., Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. 3 . Ammann A. M., Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newskis. Orientalia Christiana Analecta 105, Rome, 1936. 4 . Angold M., A Byzantine Government in Exile; Government and Society under the Lascaria of Nicaea (1204–1261). Oxford, 1905. 5 . Aristarches, S., ? ? ?, II. Constantinople, 1900. 6 . Balard M., A propos de la bataille du Bosphore. L " expedition genoise de Paganino Doria. In: Travaux et Memoires, 4, Paris, 1970. 7 . Barker J. W., Manuel II Paleologus (1391–1425). In: A Study in Late Byzantine Statesmanship, New Brunswick, N. J., 1969. 8 . Baumgarten N. de, Saint Vladimir et la conversion de la Russie. In: Orientalia Christiana, 27, 1; n72, 1932. 9 . Beck H.-G., Von der Fragwurdigkeit der Ikone. In: Bayerische Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, Sitzungsberichte, 1975, Heft 7, Munchen, 1975. 10 . Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Handbuch der Altertumswissenschaft XII, 2, 1: Byzantinisches Handbuch II, l, Munchen, 1959. 11 . Boissonade J. F., Anecdota graeca, V, Paris, 1833, (repr. Hildesheim, 1962). 12 . Boojamra J. C., The Ecclesiastical Reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople. Unpublished dissertation, Fordham University, N. Y., 1976. 13 . Bratianu G. L, Recherches sur le commerce genois dans la Mer Noire au XIII siecle. Paris, 1929. 14 . Brehier L., Les institutions de l " Empire Byzantin. Le Monde byzantin, II (L " evolution de l " humanite, 32 bis), Paris 1948. 15 . Byzantinische Zeitschrift (BZ), Leipzig, 1982-. 16 . Byzantium. The Imperial Centuries. AD 610–1071, London, I960-. 17 . Cherniavsky M., Khan or basileus: an Aspect of Russian Mediaeval Political Theory. Journal of History of Ideas, 20, 1959. 18 . Chodynicki K., Kosciol Prawoslawny a Rzeczpospolita Polska (1370–1632). Warszawa, 1934. 19 . Chomates Nicetas, Historia, ed. Bonn.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Библиография 3028 Aall A. Geschichte der Logoslehre in der griechischen Philosophic. Leipzig. 1896. Bd. I. Albertz M. Untersuchungen über die Schriften des Eunomius. Wittenberg, 1908. Amelineau E. Histoire des monasteres de la Basse-Egypte. Texte copte et traduction français. Paris, 1894. Anz W. Zur Frage nach dem Ursprung des Gnostizismus//Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1897. Bd. XV. Aristoteles. Opera/Ed. Academia regia Borussica. Berolini, 1831–1870. 5 vols. Arnold L. De Apologia Athenagorae. Parisiis, 1898. Babut C. Priscillien et le priscillianisme. Paris, 1909. Baeumker C. Das Problem der Materie in der griechischen Philosophic. Eine historisch-kritische Untersuchung. Münster, 1890. Baeumker C. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII Jahrhunderts. Münster, 1908. (Beiträge zur Geschichte der Philosophic des Mittelalters. Bd. III. Hf. 2). Bardenbewer O. Patrologie. 3 Aufl Freiburg im Breisgau, 1910. Βαρσανουφου κα Ιωννου Ββλος Ψυχοφελεσττη. ‘Ενετεσιν, 1816. Bauer K. Die Lehre des Athenagoras von Gottes Einheit und Dreieinigkeit. Bamberg, 1892. Baumgartner M. Die Erkenntnisslehre des Wilhelm von Auvergne. Münster, 1893. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Bd. II. Hf. 1). Bertrand L. Saint Augustin. Paris, 1913. Bigg C. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford, 1886. Bindemann C. Der heilige Augustinus Berlin, 1844. Bd. I. Böhringer F. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart, 1877. Böhringer F. Kirchengeschichte in Biographien. Zürich, 1869. Bd. I. Böhringer Fr. Die Kirche Christi und ihre Zeugen. 2 Aufl. Stuttgart, 1877. Bd. X: Ambrosius, Erz-bischof von Mailand. Boissier G. Etudes d " histoire religieuse. VI. La conversion de saint Augustin//Rev. des deux mondes. T. 85 (1888). Bonwetsch G.N. Die Geschichte des Montanismus. Erlangen, 1881. Bouche-Leclercq A. Histoire de la Divination dans l " antiquite. Paris, 1879. Т. 1. Bouillet M.N. Les Enneades de Plotin traduites pour la prèmiere fois en françáis. Paris, 1857–1861. Vol. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Византия и Древняя Русь: литургические и певческие контакты Иоанн Тарнанидис (Греция, Фессалоники). Отголоски византийской переходной культовой традиции IX в. в новооткрытых славянских рукописях Синая Наша речь пойдет о новооткрытых древних (отчасти даже древнейших) славянских рукописях 965 , найденных в 1975 г. в крипте св. Екатерины на Синае вместе со многими другими: греческими, арабскими, сирийскими, грузинскими и т.д. Мы продолжаем именовать их «новооткрытыми», хотя прошла уже четверть века со дня их обретения, по двум причинам: во-первых, четверть века по сравнению с веками забвения, в котором они пребывали с XII столетия, в сущности, время незначительное, и, во-вторых, что более важно, за это время появилось только самое общее описание их, а содержание и скрывающиеся в них тайны продолжают оставаться неведомыми, за небольшими исключениями 966 . На некоторые из этих тайн мы попытаемся пролить свет, не обольщаясь мыслью, что здесь мы можем хоть сколько-нибудь исчерпать тему. В качестве отправной точки необходимо отметить, что в словах этих рукописей передается богослужебная атмосфера неких славянских общин, которые, однако, нам неизвестны и не могут быть установлены с точностью. Источник происхождения и первоначальная область их употребления остаются в значительной степени непроясненными. На Синай они попали (ибо несомненно, что не были написаны ни на Синае, ни для Синая) после неизвестных нам скитаний. Ни одна славянская страна не может быть заведомо исключена как возможное место создания этих ранних славянских богослужебных памятников, хотя некоторые указания, содержащиеся в них самих, скорее направляют нас в южные славянские страны и, более определенно, к переписчикам и писателям Охридским, к св. Клименту и его сподвижникам 967 . Мы имеем в виду 4–5 глаголических и небольшую часть кириллических находок. Остальные рукописи относятся к периоду от XIII до XVII в. и, конечно же, происходят из разных концов славянского мира: они сербского, болгарского, русского и молдавского происхождения. Это означает, что если говорить о новооткрытых на Синае славянских рукописях обобщающе, в целом, то нужно принять во внимание, что они запечатлели как первые неуверенные шаги в области богослужения остававшегося относительно единым первоначального славянства в ранний период его вхождения в христианское семейство, так и сравнительно развитый и самостоятельный богослужебный уклад уже сложившихся славянских народов позднейшего времени (македонцев, болгар, русских, сербов и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010